Новый Рим. Христианская империя.
методическая разработка по истории (6 класс)

Методическая разработка с презентацией для одного-двух уроков, посвященных Византии, для учеников 6ых классов.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл novyy_rim._hristianskaya_imperiya.docx31.59 КБ

Предварительный просмотр:

Новый Рим. Христианская империя.

Методическая разработка с презентацией для одного-двух уроков, посвященных Византии, для учеников 6ых классов.

Цель: дать информацию для первого знакомства с Византией.

Задача:

  1. Рассмотреть образование нового центра на востоке Римской империи.
  2. Познакомится с новыми понятиями («синклит», «ойкумена», «ересь», «еретики», «Вселенские церковные соборы», «догматы», «иерархия»).
  3. Познакомится с церковной иерархией.
  4. Разобраться в том, почему восточную часть Римской империи принято называть Византией.

Оборудование: ноутбук или компьютер, проектор или интерактивная доска.

Тип урока: комбинированный.

Дети сидят за партами.

Слайд 1

Как мы уже знаем, в 3 веке Римская империя пережила глубокий кризис и вышла из него иной, чем раньше.  Теперь одной из главных её опор стало христианство. А центр смещается на Восток от Рима. По воле императора Константина 1 в 324-330 годах на западном берегу Босфорского пролива, в том месте, где раньше стоял греческий городок Византий, вырос огромный город. В нем были широкие улицы и просторные площади, дворцы, храмы, портики, акведуки, общественные бани, многоэтажные дома, большой ипподром.

Слайд 2-3

Этому городу Константин дал гордое имя Новый Рим и сделал его столицей. Как и Рим, она лежала на семи холмах. Как и в Риме, здесь была центральная площадь – форум. Как и в Риме, знатные горожане составляли сенат (по-гречески «синклит»). Но самое главное, отсюда, как когда-то из Рима, император вместе с чиновниками и военными управлял огромной Римской империей.

Слайд 4-5

Однако новую столицу чаще называли по имени её создателя Константинополем – то есть «Градом Константина». Для подданных империи Константинополь был  не просто городом, а центром ойкумены – всего обитаемого мира.

Слайд 6-8

Да и соседи относились к нему так же. Не случайно славянские народы несколько веков спустя будут называть Константинополь Царьградом – «Царственным городом».

Слайд 9

В то время как Константинополь рос и процветал, западная половина империи по разным причинам постепенно приходила в упадок. Забрасывались пахотные земли, сокращалась торговля, пустели города, тяжелее становилась жизнь. В восточной половине – на Балканах, в Малой Азии, на Ближнем Востоке – положение было намного лучше. Хотя на её территории жило много народов – сирийцы, армяне, евреи, большинство составляли греки. Поэтому со временем греческий язык стал официальным языков, вытеснив латынь.

Слайд 10

На востоке империи было множество городов. В самых крупных из них, например в Константинополе или Александрии, высились величественные общественные здания, на рынках торговали купцы со всего света. Своим процветанием эти города были обязаны потоку дорогих товаров из далёких стран Востока, прежде всего из Индии и Китая. Через всю Евразию, от средиземноморских берегов почти до побережья Тихого океана, протянулся Великий шёлковый путь. По множеству дорог и троп, из которых он складывался, двигались из века в век сотни караванов, доставлявших с Востока на Запад бесценные ткани и прочие редкости восточных стран. По дороге к рынку Константинополя или Александрии какая-нибудь шёлковая ткань из Китая могла пройти через руки десятков купцов. Тот, кто владел хоть небольшой частью Великого шёлкового пути, получал огромные доходы от одних только пошлин с проезжающих торговцев.

Слайд 11-14

Император Константин 1 ещё в 313 году прекратил гонения на христиан, а позже всячески поддерживал сторонников новой веры. В 391 году император Феодосий 1 запретил поклонение языческим богам. Теперь преследованиям подвергались те, кто отказывался верить в учение Иисуса Христа.

Христианская церковь и государство стали действовать в тесном союзе. Считалось, что император-христианин и Церковь совместно управляют сообществом верующих, чтобы подготовить мир ко второму пришествию Иисуса Христа.

Слайд  15

В Церкви довольно быстро возникла своя иерархия (греч. «священновластие») – деление на разные по уровню чины и строгое подчинение низших чинов высшим. Христиане из нескольких соседних городских кварталов или нескольких соседних деревень объединялись в приход во главе с приходским священником. Над священниками нескольких приходов стоял епископ. Собственный епископ был почти в каждом крупном городе. Во главе нескольких епископств стоял старший епископ – архиепископ или митрополит. Самых почитаемых из них называли патриархами (греч. «старейшина», «глава»). Патриархов было всего пять – Антиохийский, Александрийский, Иерусалимский, Римский и Константинопольский. Иногда любого из патриархов могли уважительно именовать греческим словом папа (греч. «отец»), но со временем это название закрепилось лишь за епископом Рима.

Слайд 16

Наряду с мирянами – обычными верующими – были и те, кто «уходил из мира», отказывался от благ земной жизни, семьи, имущества.  Их называли монахами (греч. «одинокий»). Монахи посвящали свою жизнь молитвам и размышлениям – либо в одиночестве, в уединенном месте, либо вместе в другими монахами внутри стен монастыря. Впрочем, некоторым из них всё же приходилось возвращаться в мир, ведь епископа нередко избирали именно из числа монахов.

Слайды 17-20

Император считался самодержцем, воля его была законом. Он единолично издавал указы, назначал чиновников, объявлял войну и заключал мир. Чтобы оказаться на императорском престоле, вовсе не требовалось знатное происхождение или родство с предыдущими императорами. Считалось, что весь народ вместе с синклитом и армией возводит в императоры своего лучшего представителя.

Если жителей Константинополя не устраивал правящий император, то они выходили на улицы с криками: «Другого императора римлянам!» Иногда народу удавалось добиться смены государя. Впрочем, чаще императоров свергали в результате дворцовых заговоров.

«Хороший» император должен был советоваться о важнейших делах не только с синклитом, но и с духовенством, прежде всего с патриархом Константинопольским. Императору вообще следовало вести себя как доброму христианину, хотя бы внешне. Например, ему полагалось проявлять христианское смирение. Говорят, при коронации к новому императору подходили каменотёсы и спрашивали, из какого мрамора изготовить ему гробницу. Это делалось для того, чтобы император и в минуты торжества не забывал о ничтожности своего земного могущества, неотвратимости смерти, Страшного суда и расплаты за проступки.

Император был центром византийского мира. Его облик увековечивали в произведениях искусства, профиль чеканили на монетах, но таким, каким самому императору хотелось бы видеть себя. Так, император Анастасии приказал изобразить себя на пластинке юным воином, принимающим послов из Индии, хотя в то время, когда создавался этот рельеф, ему было около 70 лет. Тогда ценилась молодость и сила, все хотели выглядеть молодыми и сильными.

Слайды 21-29

Блеску императора соответствовала и Церковь. Монастыри и церкви, которые мы теперь назвали бы греко-православными, были прекрасны. Там, где их убранство уцелело, несмотря на годы, когда они разграблялись тюрками, викингами да и христианами, они потрясают своим богатством.

Единство императорской власти и Церкви позволяло императору созывать Вселенские церковные соборы – собрания духовенства, призванные разрешить спорные вопросы вероучения или церковной жизни.

Соборы определяли, что в христианском учении считать верным, а что – ложным. При этом они основывались на суждениях виднейших богословов, которых и сегодня почитают как Отцов Церкви. Основные положения христианского учения, утверждённые на соборах, называются догматами (греч. «мнение, решение»). Самые важные догматы кратко излагаются в Символе веры, составленном на двух первых Вселенских соборах – в Никее (325 год) и Константинополе (381 год). Отвергнутые на соборах учения объявили вредными. Их называют ересями – а тех, кто их придерживался, - еретиками.

Широкое распространение получило учение александрийского священника Ария, считавшего Иисуса Христа не равным Богу Отцу, а лишь его творением. Первый собор в Никее объявил учение ложным и назвал ересью арианства. Со временем еретическими были также признаны многие другие учения и мнения.

Сторонников осуждённых соборами мнений преследовали и Церковь, и императоры. Многие из них вынуждены были покинуть пределы империи и уйти в другие страны -  к германцам, в Персию, в Аравию, даже в Индию и Китай.

Слайд 30

Ещё до Константина 1 Римскую империи разделили на восточную и западную половины для удобства управления. Такое же деление воспроизводили и после Константина: В Константинополе пребывал «старший» император, а из Италии западной половиной империи управлял его «младший коллега». Граница между двумя половинам империи на первых порах была условной, но в конце концов судьбы этих частей сложились очень по-разному. После 395 года западная и восточная половины уже никогда более не объединялись. При этом западная половина быстро слабела. Зато из восточной половины с центром в Константинополе постепенно стала складываться новая держава. Правда, подданные константинопольских императоров по-прежнему считали себя римлянами. Они называл себя ромеи, что по-гречески означает «римляне», а свою империю – Ромейской, то есть Римской. Однако в самом городе Риме и на всём латинском Западе восточных соседей называли не римлянами, а греками.

Чтобы избежать путаницы, историки решили проводить различие между древней Римской империей (времён Октавина Августа, Нерона и Диоклетиана) и  Ромейской империей (времён Константина и его приемников).

Ромейскую империю обычно называют Византией по имени города, давшего начало Константинополю. Жителей Византии, по большей части греков, историки называют византийцами, а их императора – византийским. Византийского императора, кроме того, порой называют по его греческому титулу василевсом, то есть царём).

Византийцы-крестьяне, как и римляне до них, выращивали зерно, виноград, оливки, разводили овец и коз. Богатые землевладельцы объезжали свои поместья, надзирая за тем, как идут работы. Они проводили жизнь в роскоши.

Слайд 31-32

Византийские идеи, религия, культура распространялись также и среди соседних народов. Славяне болгары, авары, которые, то нападали на византийцев, то торговали с ними, многое перенимали у них, в том числе язык, письменность и искусство.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Христианская церковь и королевство франков в VI-VIII веках

Форма лучшего усвоения материала - это самостоятельная работа. Как сконструировать урок, чтобы ярко прослеживалась мотивация, предложенные задания вырабатывали бы важнейшие умения и были интересными и...

Новая история. От Австрийской империи к Австро-Венгрии: поиски выхода из кризиса.

Данный материал позволит эффективно сопроводить материал, предлагаемый к изучению учебником....

Конспект урока истории Класс: 6 Тема: Византийская империя в VI – XI веках. Византия при Юстиниане. Борьба империи с внешними врагами. Культура Византии

Дата: 17.09.Урок: историяКласс: 6Тема: Византийская империя в VI – XI веках. Византия при Юстиниане. Борьба империи с внешними врагами. Культура ВизантииЦели урокаž  подвести учащихся к пониманию...

Христианская церковь и королевство франков в VI-VIII вв. (урок изучения нового материала)

На уроке изучается тема: "Христианская церковь и королевство франков в VI-VIII вв." Используется работа с исторической картой и историческими источниками, также использована супер физкультминутка с са...

Новый Рим. Христианская империя.

Презентация на тему "Новый Рим. Христианская империя." для 6ых классов...

Реформация в Европе. Образование новых христианских церквей.

Методическая разработка урока истории "Реформация в Европе. Образование новых христианских церквей"....