Реформация в Европе. Образование новых христианских церквей.
методическая разработка по истории (7 класс)

Глебова Надежда Николаевна

Методическая разработка урока истории "Реформация в Европе. Образование новых христианских церквей".

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon reformatsiya_v_evrope.doc57 КБ

Предварительный просмотр:

Методическая разработка урока:

 Реформация в Европе. Образование новых христианских церквей.

Цели: Обобщение, систематизация знаний по теме Реформация в Европе.

 1. Охарактеризовать направления, особенности новых христианских (протестантских)  вероучений в Зап. Европе. 2. Определить внутрикурсовые связи. Кризис традиционного  общества, выразившийся в изменениях в экономической, политической, духовной жизни общества.

Задачи:

образовательные: выяснить  основные причины, сформулировать цели участников Реформации и Крестьянской войны в Германии. Познакомятся с основными понятиями: Реформация, протестант, лютеранская церковь и деятельностью М. Лютера и Т. Мюнцера.  Определить  итоги Реформации в Германии по Аугсбургскому религиозному миру.

развивающие: продолжить формировать умение устанавливать причинно-следственные связи, развивать умение работать в группах, выделять главное, разрешать проблемную ситуацию, давать оценку деятельности исторических личностей и историческим событиям,.

воспитательные:  воспитание и развитие демократических свобод, в частности свободы совести, свободы слова на примере Реформации в Германии; развитие стремления к знаниям, образованию.

Форма урока:   Работа с документами, работа в малых группах.

Основные понятия: Реформация, протестант, лютеранская церковь, кальвинизм, общество Иисуса, англиканская церковь

Тип урока: комбинированный.

Технологии: Технология дифференцированного обучения, Игровые технологии, Групповые технологии, Технология проблемного обучения, компьютерные(новые информационные) технологии обучения

Средства обучения: Мультимедиапроектор, рабочие карты урока, презентация, раздаточный материал.

Ход урока (45 минут)

Орг.момент.  (1 мин) Приветствие.  Проверка готовности к уроку. Вслед за Великими географическими открытиями на жизнь европейцев оказали огромное влияние другие события. О них мы сегодня и поговорим. Но для начала вами вспомним о том, какие изменения произошли в различных областях жизни общества. Мы говорили с вами, что в 16 в. Появился новый человек: образованный, стремящийся познать и изменить мир. Формированию такого человека, безусловно, способствовало распространение гуманистических идей эпохи Возрождения.

Проверка д.з (10 мин) Индивидуальная работа учащихся по карточкам. 

Новый материал.  Сегодня на уроке нам понадобятся рабочие листы, которые у каждого из вас лежат на партах. Давайте запишем в них  тему урока

Реформация в Европе. Образование новых христианских церквей.

Работать мы будем по следующему плану:

  1. Причины Реформации
  2. Мартин Лютер и основные положения его учения
  3. Народная Реформация и крестьянская война
  4. Аугсбургский мир

В конце урока нам предстоит ответить на следующий вопрос.

Почему Реформация победила в Германии в 16 в?

Пункт 1 Причины реформации. (6 мин)

В 16 веке происходит крупнейшее явление во всемирной истории. Происходит раскол католической церкви и образование новых христианских церквей. Этот процесс называется Реформацией. 

Запишем определение Реформация – движение за переустройство церкви.

В чем же причины подобного явления. Давайте вместе попробуем их сформулировать. А поможет нам в этом стихотворение немецкого поэта Ганса Сакса, которое у каждого из вас лежит на партах. Сейчас в течении 2 минут вы читаете данное стихотворение и устно выделяете причины Реформации. (приложение 4)

Обсуждение ответов. Запись причин в рабочий лист урока.

  1. Продажа индульгенций, сбор десятины.
  2. Вмешательство церкви в светскую жизнь
  3. Потребность людей в духовном обновлении

Т.О. противоречия между тем, что церковь проповедовала и совершала на деле, вызывали рост антицерковных настроений во всех слоях общества. Князья жаловались на вмешательство церкви в их дела, города и крестьяне на увеличение поборов и огромные церковные владения.

К чему приведет такое отношение церкви к верующим?

Предполагаемый ответ детей. К желанию изменить, переустроить ее.

Пункт 2.         Мартин Лютер и основные положения его учения ( 8 мин)

 Реформационное движение зародилось в Германии. (работа с картой) а как вы думаете, почему именно здесь?

Предполагаемый ответ детей: Германия раздробленное государство.

Идейным вдохновителем Реформации стал Мартин Лютер.

И сейчас…, получивший дополнительное д.з. познакомит нас с основными идеями Лютера. (сообщение ученика) ( 3 мин)

И сейчас мы проверим как вы запомнили идеи Лютера.

Для этого вы поработаете в группах по 4 человека. У каждой группы есть конверт с заданием, вам необходимо в течении 3 минут выбрать из предложенного списка только  те положения, которые относятся к взглядам Мартина Лютера.( приложение 3)

Проверка ответов групп.

 Почему Мартин Лютер, будучи духовным лицом, выступил против католической церкви в целом?

Предполагаемый  ответ детей. Будучи грамотным человеком, он увидел противоречия между тем, что учила церковь и реальностью.

Пункт 3. Народная Реформация и крестьянская война (7 мин)

Борьба за Реформацию ширилась. Вождем народной Реформации стал священник Томас Мюнцер, который призывал к установление «царства Божьего», где все будет общим и все будут равны. Цель – борьба с феодальным гнетом, освобождение от феодальных повинностей

Основным районом восстания стал юго-запад страны. Руководители восстания составили свою программу «12 статей». Они требовали: право крестьян выбирать своего священника, отменить личную зависимость крестьян, сократить барщину, отменит второстепенные повинности, установить справедливую арендную плату. 
Борьба крестьян закончилась поражением. Не было среди них единства. Дворяне разбили отряды крестьян по одиночке. Раненый Мюнцер попал в плен, его казнили. Дворяне жестоко расправились с восставшими: было уничтожено около 100т. человек. 

Т.О. мы можем сделать вывод, что Цели не были достигнуты, т.к. были дезорганизованы, не было плана действия, против выступили феодалы.
После разгрома крестьянской войны началась княжеская или умеренная, Реформация.

Цели – независимость от императора и папы римского

Князья разделились на тех, кто остался католиком и служил императору Карлу V, и тех, кто объявил протест императору, за то  что, тот запретил лютеранство. В 1529г. Карл 5 запретил присвоение князьями монастырского и церковного имущества. Тогда сторонники Лютера объявили ему протест. Так зародилось слово Протестант – сторонник реформирования церкви.

Ребята, а как вы думаете, почему император пытался защитить католическую церковь и так боялся протестантов?

Предполагаемый ответ детей:. Война против церкви могла перерасти в войну против императора.

Пункт 4. Аугсбургский мир ( 6 мин)

Но остановить реформационное движение было невозможно. Какие государства она еще охватила?

(работа с картой)

1555 – Аугсбургский мир. Католичество и протестантство признавалось равноправными, но право определять религию поданных предоставлялось только князьям. Поданный обязан был поддерживать только ту религию, которую придерживается его князь. Это положение было выражено словами: «Чья страна, того и вера…». 
Главой церкви в каждом немецком княжестве признавался князь.  Все это привело к тому, что в Германии на долгое время затормозился процесс создания единого государства.

А достигла ли своей цели умеренная реформация?

Да, цели достигнуты: в 1555г. был подписан Аугсбургский мирный договор между Карлом V и феодалами, по которому признавалось равноправие католичества и протестантизма, но право определять религию подданных предоставлялась только князьям. Это положение было выражено словами: “Чья страна, того и вера”.

Закрепление материала.( 5 мин)

А сейчас давайте проверим, как вы запомнили материал, я предлагаю вам поиграть в хорошо знакомую игру. «Верно-Неверно» вы поднимаете карточку соответствующего цвета, и в случае если ответ неверен вы объясняете почему.

  1. Реформация – учение отрицающее Бога. (нет. Это движение за переустройство церкви)
  2. Реформация началась в 1517 г.
  3. Сторонников Реформации называли республиканцами ( Протестантами)
  4. Родиной Реформации стала Англия (Германия)
  5. На развитие Реформации в Европе повлияло учение Лютера.
  6. Церковь, основанная на учении Лютера стала называться католической (Лютеранской)
  7. Положение Аугсбургского мира «Чья страна, того и вера»  означал установление католической церкви в Германии (нет. Все зависело от вероисповедания князя)

Возвращаемся к проблемному вопросу «Почему в 16 в в Германии Реформация победила?»

Предполагаемый ответ детей:. Все слои общества высказали недовольство церковью.

Подведение итогов.

ВЫВОД:  В эпоху Возрождения происходит раскол Римско-католической церкви. Появляются несколько направлений, образование национальных церквей

                  Причины :  -великие географические открытия -изменилось мировоззрение

                                      людей ( расширение знаний человека о мире)

                                     - развитие предпринимательства (образование мануфактур, расширение рынков)  

- Мир менялся под влиянием идей гуманистов: ученых, писателей-сатириков, высмеивавших традиционное средневековое общество а также церковь, веривших  в способности человека, в силу человеческого разума.

-  В человеке проснулась жажда познания , активной  деятельности.

 Изменение  сознания человека, его отношения к мирской  земной жизни привело  к новому взгляду на религию, церковное устройство.  

Домашнее задание: параграф учебника.

Реформация оставила глубокий след в истории , она вызвала массовые народные движения против господствующих порядков. В результате появились национальные церкви, укрепилась светская власть.

     

Приложение №1

УЧЕНИЕ  МАРТИНА ЛЮТЕРА

     Работа с документом  («Воззвание Мартина Лютера»)

1. Спасение души собственными усилиями без посредства церкви

2. Спасение в сильной вере а не в добрых делах

3. Источник веры – Священное писание, а не церковь и священники

4. Осуждение богатства церкви.

5. ОТЛИЧИЕ  устройство церкви – подчинение церкви светским владыкам (королю,

    князю)

КАЛЬВИНИЗМ

1. Предопределение судьбы человека к вечному спасению или проклятию

2. Главный долг человека – трудиться

3. Новые моральные ценности ( бережливость, накопление, умеренность во всем)

4. Наказание за отступление

5. ОТЛИЧИЕ  устройство церкви – самоуправление, пресвитеры-руководители церковной

     общины,  вмешательство в частную жизнь

«ОБЩЕСТВО ИИСУСА» Орден иезуитов ( Игнатий Лойола)

Работа с документом. Устав ордена иезуитов. «Духовные упражнения» Игнатия Лойолы

1. Укрепление католической церкви

2. Борьба против реформации

3. Благотворительность

4. Миссионерская деятельность ( проповеди)

5. ОТЛИЧИЕ   полное отречение от собственной воли, подчинение церкви

                          Деятельность  Инквизиции Все во славу Бога – даже убийство непокорных

АНГЛИКАНСКАЯ  ЦЕРКОВЬ ( Генрих VIII, Елизавета I)

Работа с документом. Томас Кромвель «Инструкция английскому духовенству

1. 1534 г. «Король – глава церкви» ( Реформация по воле короля)

2. Присвоение церковных  земель, богатства

3. Закрытие монастырей

4. Укрепление абсолютизма

5. ОТЛИЧИЕ Полное подчинение церкви королю

Домашнее задание


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

презентация к урокам по теме"Реформация в Европе". курс истории нового времени 7 класс

в данной презентации рассматриваются причины появления революции в умах людей-Реформации, рассматриваются особенности этого процесса в Германии, Щвейцарии,Франции и Англии. Указаны основные персоналии...

Урок 3 по ОПК "Устроение христианской церкви", 7 класс, автор учебника В. Меньшиков

Данный урок я разбила на две части, так как тема очень объемная и на Таинства Церкви и праздники я решила отдать целое занятие. В данном уроке рассматривается устроение Церкви. В данном уроке мы знако...

Тест по истории Нового времени для 7 класса тема:"Реформация в Европе"

Тест по теме "Реформация в Европе" для 7 класса составлен для текущей проверки знаний учащихся по данной теме. Состоит из 2 вариантов....

Презентация урока по теме: "Реформация. Распространение Реформации в Европе".

Презентация открытого урока по теме: "Реформация. Распространение Реформации В Европе", проведенной для 7 класса....

Урок по новой истории для 7 кл. "Начало Реформации в Европе"

Урок по  новой истории для 7 кл."Начало Реформации в Европе"...

Разработка урока: Начало Реформации в Европе. Борьба против коррупции в католической церкви.

Познакомить учащихся с Реформацией в Германии, показать, что в действиях католической церкви была коррупционная составляющая....