Разработка урока: Начало Реформации в Европе. Борьба против коррупции в католической церкви.
план-конспект урока по истории (7 класс)

Надёжина Татьяна Ардальоновна

Познакомить учащихся с Реформацией в Германии, показать, что в действиях католической церкви была коррупционная составляющая.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Предмет ИСТОРИЯ

Тема урока: Начало Реформации в Европе. Борьба против коррупции в католической церкви.

Тип урока: Урок «открытия» нового знания 

Цель - познакомить учащихся с реформацией в Германии показать, что в действиях католической церкви была коррупционная составляющая.

Формирование УУД: 

Личностные: Понимание значения нравственности, веры и религии в жизни человека, общества;

Осознанное уважительное и доброжелательное  отношение к другому человеку.  

Метапредметные:

Решать проблемные и познавательные связи в рамках этапа исторического процесса. Установить причинно - следственные связи в рамках этапа исторического процесса. Извлекать информацию из письменных и визуальных источников

Предметные:

Определять значения терминов и уметь применять их при выполнении познавательных заданий: мировоззрение, реформация, индульгенция, коррупция, взяточничество, лютеранская церковь, протестант, религиозные войны, пастор.

Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества, постановка вопросов, разрешение конфликтов, управление поведением партнера, умение с достаточной точностью и полнотой выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.

Задачи: 

образовательные: учащиеся выясняют основные причины, формулируют цели участников Реформации в Германии, работают над доказательством того, что в действиях католической церкви была коррупционная составляющая.

Знакомятся с основными понятиями: Реформация, лютеранская церковь и деятельностью М. Лютера

Определяют значение деятельности М. Лютера в Германии.

развивающие: учащиеся продолжают формировать умение устанавливать причинно-следственные связи, развивают умение работать с текстом учебника и исторического источника, выделять главное. Учатся разрешать проблемную ситуацию.

воспитательные: учащиеся развивают коммуникативные навыки, работая в группе. Опираясь на морально-нравственные и духовные ценности христианской культуры, формируют толерантное отношение к людям другого вероисповедания.

Оборудование:

Учебник для 7 класса, А.Я. Юдовская, П.А. Баранов, Л.М. Ванюшкина. Новая история 1500-1800 гг. М.: Просвещение, 2019г

презентация (MS PowerPoint), компьютер, проектор, текст литературно-исторического источника  поэтов раннего Нового времени о католической церкви.

Ход урока:

 

Этапы 

Содержание этапов урока 

1

Самоопределение к деятельности

(орг. момент)

 (1минута)

Приветствие учителя. Приветствие детей. Проверка готовности к уроку.

3

Постановка учебной задачи.

(5 минут)

Прочитать отрывок из современного стихотворения.

По Земле гуляет Реформация,

Перемены, сродние войне.

В Англии, в Швейцарии, во Франции,

В Дании, в Немецкой стороне...

Кровью окрапились страны дальние,

Где, стремясь народ спасти от бед,

Мартин Лютер вместе с Жаном Кальвином

Громких добиваются побед.

Хватит, хватит, лица духовенства,

Деньги у народа вымогать!

Хватит, стыд запрятав, повсеместно

Кипы индульгенций продавать!

Церкви перестанут быть богатыми,

И убранств не будет дорогих.

Станет проще обществу с обрядами -

Плату не потребуют за них.

Опрос по содержанию стихотворения.

О чем идет речь в стихотворении? Какие исторические моменты вам показались знакомыми? Какие новые Имена вы услышали? Как вы думаете, о чем будет наш урок? 

Сегодня мы с вами начнем говорить именно о церкви и о процессах в ней происходящих, к каким переменам это привело?-  (Слайд 1)

 

4

Актуализация знаний.

 (8 минут)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  

  

  

  

  

 Изучение новой темы.

  

  

  

  

  

  

  

  

  

  

  

  

  

  

  

  

  

  

  

  

  

  

 

 Работа с документом.

Работа с учебником.

Вводное слово учителя.

- На рубеже XV-XVI вв. мир вступает в эпоху, получившую название «Новое время». В это время происходят изменения в разных сферах жизни общества.

 - Какие важные изменения происходили в мире в изучаемый период? (появляется интерес к окружающему миру, появляются  мануфактуры, развивается мировая торговля, происходит сословное деление общества, появляется такая система взглядов – гуманизм, дух предпринимательства захватывает всех.)

Расширение географических горизонтов известного европейцами мира, осознание того, что Земля огромна и многообразна, а устройство мира мало похоже на описанное в Библии, распространение идей гуманизма, во много расходящихся со средневековым христианским мировоззрением, оказали огромное влияние на умы европейцев. Стремление части общества к выбору собственного жизненного пути, в том числе и индивидуальному общению с богом, Шёл процесс обмирщения сознания: человек стал думать не только о божественном, не только о загробном мире – его мысли обратились и к земной, мирской жизни. В человеке проснулась жажда познания.

 Авторитет Католической церкви был поколеблен: алчность, любовь священников к деньгам вызывали протест простых людей. Вы это увидели в первом стихотворении.  Невежество и безграмотность духовенства вызывали антицерковные настроения, разочаровал и сам папа римский. Как вы думайте. Какие чувства могли обуревать простое население, деловых людей видя такое несоответствие слова и дела в действиях церкви?

На предыдущем уроке мы с вами знакомились с понятием КОРРУПЦИЯ. Давайте вспомним, что это такое.(Слайд 2)

Коррупция – это использование должностным лицом своих властных полномочий и доверенных ему прав, в целях личной выгоды.

Страдает от попов народ,

Не перечесть его невзгод:

Зимой и летом гнёт он спину,

Чтоб отдавать им десятину

Вспомните, что такое церковная десятина?

( Часть урожая и прочих доходов, которые взимала церковь.)

Послушайте стихотворение немецкого поэта Ганса Сакса (XVI).

Толпа церковников жадна.

Привыкнув грабить издавна,

Живя бессовестным обманом,

Церковник ловко лжет мирянам:

За мощи выдав зуб быка,

Он им притронется слегка.

К болящему - и дань сберёт…

О чем идет речь?

( Плата за крещение, бракосочетание, обряд погребения и. т. д.)

Что бы получить церковную должность, надо было заплатить, прикосновение к святым мощам, для исцеления, так же было платным.

Католическая церковь активно вела торговлю индульгенциями – грамота отпущения грехов. Освобождение от наказания за грехи. 

Немецкий поэт Ганс Сакс (XVI в.) писал

Есть у попов про всех товар.

Лишь покупай - и млад и стар!

Известно, каждый поп и инок

Дом Божий превращают в рынок:

Дают реликвии доход,

А главное – в церквах идёт

Продажа индульгенций бойко,

Вот что и есть овечья дойка!

 (Беседа с учащимися) Как вы относитесь к продаже индульгенций? Подвести учащихся к выводу. Что продажа индульгенций была обманом верующих, а главное то, что в их деятельности была коррупционная составляющая, т.к. должностные лица, пользуясь  своими  властными полномочиями, получали доход в целях личной выгоды

Можно ли сказать, что способы обогащения католической церкви были коррупционными. Почему? (Слайд 3)

Жадность и продажность церковников не имела границ. Процветала коррупция, продажность в среде церковников. Стремление увеличить свои огромные богатства привели к росту жажды наживы, а это не сочеталось с христианским вероучением. Армия папских чиновников занималась бесстыдным вымогательством, без подкупа папских властей нельзя было оформить ни одного документа. Без богатых подарков в Рим не ездили - взятки брал и сам папа римский. Можно ли считать, что церковь стала центром коррупции?

В 16 веке центром движения против Католической церкви стала Германия. Здесь началась Реформация – религиозно - политическое движение против католической церкви. (записать в тетрадь) ( слайд)

В 16 веке все страны Европы пытались ограничить непомерные притязания римских пап и в первую очередь денежные поборы. В этих условиях самыми беззащитными оказались раздробленные германские земли, в которых отсутствовала сильная королевская власть. Папа и высшее немецкое духовенство действовали безнаказанно. Выразителями общего возмущения в Германии стали народные проповедники из числа низшего духовенства. Новые идеалы нашли своё выражение в литературе, например Эразм Роттердамский, о котором мы тоже недавно говорили.

Мартин Лютер

Основоположником Реформации стал Мартин Лютер (1483-1546 г.г.) (Слайд 4)

(Сообщение ученика.) Предки Мартина Лютера были из крестьян.  Мартин воспитывался в строгости, образование получил в религиозных школах. В 18 лет поступил в Эрфуртский университет, после окончания постригся в монахи. Затем изучал теологию в Виттенбергском университете и стал его профессором (Слайд).

Мартин Лютер утверждал не должно быть посредников между богом и человеком, священники не обладают каким – то особым даром по сравнению с мирянами; церковь не должна владеть богатствами и землями, их нужно у неё отобрать, монастыри закрыть. Свои взгляды он выразил в 95 тезисах, основой которых становится критика продажи индульгенций. (Слайд 5)

Прочитайте отрывок из документа «95 тезисов» и запишите основные мысли Мартина Лютера, которые вы считаете важными.

20. Итак, папа, давая "полное прощение всех наказаний", не подразумевает исключительно все, но единственно им самим наложенные.

21. Поэтому ошибаются те проповедники индульгенций, которые объявляют, что посредством папских индульгенций человек избавляется от всякого наказания и спасается.

22. И даже души, пребывающие в Чистилище, он не освобождает от того наказания, которое им надлежало, согласно церковному праву, искупить в земной жизни.

23. Если кому-либо может быть дано полное прощение всех наказаний, несомненно, что оно дается наиправеднейшим, то есть немногим.

24. Следовательно, большую часть народа обманывают этим равным для всех и напыщенным обещанием освобождения от наказания.

27. Человеческие мысли проповедуют те, которые учат, что тотчас, как только монета зазвенит в ящике, душа вылетает из Чистилища.

28. Воистину, звон золота в ящике способен увеличить лишь прибыль и корыстолюбие, церковное же заступничество - единственно в Божьем произволении.

29. Кто знает, все ли души, пребывающие в Чистилище, желают быть выкупленными, как случилось, рассказывают, со св. Северином и Пасхалием.

32. Навеки будут осуждены со своими учителями те, которые уверовали, что посредством отпустительных грамот они обрели спасение.

33. Особенно следует остерегаться тех, которые учат, что папские индульгенции - это бесценное Божие сокровище, посредством которого человек примиряется с Богом.

45. Должно учить христиан: тот, кто видя нищего, и пренебрегая им покупает индульгенции, не папское получит прощение, но гнев Божий навлечет на себя.

46. Должно учить христиан: если они не обладают достатком, им вменяется в обязанность оставлять необходимое в своем доме и ни в коем случае не тратить достояние на индульгенции.

47. Должно учить христиан: покупка индульгенций - дело добровольное, а не принудительное.

48. Должно учить христиан: папе как более нужна, так и более желанна, - при продаже отпущений - благочестивая за него молитва, нежели вырученные деньги.

Разные слои населения имели различные цели и способы достижения.

Прочитать и записать в тетрадь главные цели разных слоев населения в реформации.

Феодалы - земли церкви и духовная власть над населением.

Горожане – дешевая церковь.

Крестьяне – земли и  свободы

Крестьянская война.

Слово учителя.( Слайд)

Вождём крестьянского движения стал Томас Мюнцер. Мюнцер избрал для себя деятельность священника, которая в условиях того времени давала ему возможность общения с народными массами, Священное Писание он  трактовал в антицерковном духе. Поддерживая в первые годы реформационного движения начатую Лютером борьбу против католической церкви, Мюнцер уже тогда выступал со своим толкованием характера и целей этой борьбы. Призывал народные массы к устранению зла, к свержению безбожных князей и уничтожению своих угнетателей. Он становится вождем крестьянского лагеря перешедшего в 1524 г. к открытой борьбе. Немецкие князья объединили свои силы, Мюнцер собрал 8000 человек, его отряд имел 8 бомбард. Боеспособность отряда была ниже, чем у войска князей, так как в крестьянских отрядах насчитывалось мало бывших солдат, они не имели хороших командиров, были плохо вооружены. Руководители восстания составили свою программу «12 статей». Они требовали: право крестьян выбирать своего священника, отменить личную зависимость крестьян, сократить барщину, отменит второстепенные повинности, установить справедливую арендную плату.

Борьба крестьян закончилась поражением. Не было среди них единства. Дворяне разбили отряды крестьян поодиночке. Раненый Мюнцер попал в плен, его казнили. Дворяне жестоко расправились с восставшими: было уничтожено около 100000 человек.

« Чья страна - того и вера»

После разгрома крестьянской войны началась умеренная Реформация.. Вся Германия оказалось ввергнутой в вооруженное противостояние, князья и дворяне раскололись на два лагеря.

В 1529г. Карл V запретил присвоение князьями монастырского и церковного имущества. Тогда сторонники Лютера объявили ему протест. Так родилось слово протестант. Протестанты – сторонники реформации церкви. (Записать в тетрадь) (Слайд 6) В Германии начались религиозные войны – войны между католиками и протестантами. Карл V пытался защитить католическую церковь, так как боялся, что вслед за борьбой против Папы начнется борьба против светских владык.

Но остановить реформационное движение было уже невозможно. В 30-40-гг Реформация успешно продолжалась. Карл V был занят войной с Францией и Турцией. Но, испугавшись размаха Реформации, он срочно заключил мир и двинулся в Германию, где и разгромил протестантов. И в следующем сражении объединенные силы протестантов и часть католиков разгромили Карла V. Император сам чуть не попал в плен.

1555 – Аугсбургский мир. Католичество и протестантство признавалось равноправным, но право определять религию подданных предоставлялось только князьям. Подданный обязан был поддерживать только ту религию, которой придерживается его князь. Это положение было выражено словами: «Чья страна - того и вера…».

Главой церкви в каждом немецком княжестве признавался князь, ему было подчинено особое ведомство, распоряжавшееся церковными делами. Протестантские проповедники – пасторы – находились на государственной службе. Лютеранская церковь стала учреждением, подчиненным князю. Пышные церковные обряды были отменены. Из церквей убрали скульптуры, упразднили поклонение иконам и святым мощам. Церковь стала дешевой.

Северные и северо-восточные земли Германии, а так же некоторые княжества в центральной Германии приняли лютеранство, юг остался католическим. Князья заставили императора подчиниться своей воле.

Аугсбургский религиозный мир закрепил политическую раздробленность Германии, что надолго затормозило процесс создания единого национального государства. Деление германских земель на католические и протестантские стало причиной многих бедствий Германии на протяжении последующих ста лет и одной из причин её отставания от других стран в течение 16-18 века.

6

Самостоятельная работа с самопроверкой

(4-5 минут)

Поменяйтесь рабочими листами с товарищем по парте, проверьте и оцените уровень успешности, определите отметку, которую ты можешь себе поставить.

Тест

1. В какой стране началась Реформация в Европе?

 

•        Франция

•        Германия

•        Англия

•        Россия.

 

2. Слои населения, выступавшие за Реформацию. (несколько вариантов)

 

•        Князья           

•        Духовенство          

•        Горожане            

•        Крестьяне

 

3. Причинами Реформации  являются (несколько вариантов)

 

•        Строительство храмов

•        Обязанность верить в Бога

•        Продажа индульгенции

•        Уплата церковной десятины

 

4. Впишите недостающий элемент в предложение:

Движение за переустройство церкви –                   (Реформация)

5. Чье учение повлияло на развитие Реформации в Европе?

 

•        Эразм Роттердамский    

•        Томас Мор    

•        Мартин Лютер     

•        Франсуа Рабле

7

Обобщение усвоенного материала и включение знаний в систему.

2 мин.

Пояснения учителя. 

Пояснения учителя.

1520 – Лютер в присутствии своих студентов сжег папское послание об отлучении его от церкви

1521 вызов в императорский суд в Вормс.

Лютер произнес свои слова «На этом стою. И не могу иначе. Бог поможет мне. Аминь.»  (Слайд 7)

1517-1521 гг. – слово и действия Лютера получили широкую поддержку во всех слоях немецкого населения общества.

Церковь, основанная на учении Лютера, стала называться лютеранской. 

Все эти события относятся к первому этапу Реформации. Всего у движения за переустройство католической церкви 2 этапа. Второй этап мы изучим на следующем уроке.

9

Рефлексия

2 мин

Какая цель стояла перед нами в начале урока?

  1. Что такое «Реформация»?
  2. Назовите причины Реформации. Докажите, что причины для реформации были, в том числе, вызваны   проявлением коррупции в церкви.
  3. Причины поражения Крестьянской войны.

10

Д.З

2 мин.

1.  § 7 прочитать.

2.  Изучить доп. материал стр. 106-107 , выполнить задание 1 стр. 106 письменно.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта открытого урока "Начало Реформации в Европе"

Ступени мастерства Технологическая карта Открытого урока "Начяало Реформации в Европе"...

Ступени мастерства Презентация к уроку Начало Реформации в Европе часть№1

Ступени мастерства Прещентация Начало Реформации в Европе Часть№1...

Ступени мастерства Презентация к открытому уроку Начало Реформации в Европе.Часть №2

Ступени мастерства Презентация к открытому  уроку Начало Реформации в Европе.Часть №2...

Урок "Начало Реформации в Европе" 7 класс

Конспект урока по Всеобщей истории 7 класс "Начало Реформации в Европе. Обновление христианства"...

Конспект урока "Начало реформации в Европе"

Конспект урока "Начало реформации в Европе"...