Урок "Начало Реформации в Европе" 7 класс
план-конспект урока по истории (7 класс)

Кострюкова Анастасия

Конспект урока по Всеобщей истории 7 класс "Начало Реформации в Европе. Обновление христианства"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_reformatsiya_7_klass.docx44.8 КБ

Предварительный просмотр:

7 класс. Всеобщая история.

ТЕМА: «Начало Реформации в Европе»

Урок изучения нового материала.

Разработала: Кострюкова А.И.

Цели урока:

Личностные: развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора

Метапредметные: формировать умение устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение.

Предметные: осмысление сущности Реформации, ее причин и последствий для Германии.

Методы: диалогическое изложение, театрализация, эксперимент, работа в парах, работа с текстом, самостоятельная работа  

Оборудование: учебник История Нового времени 7 класс, ПК, проектор, презентация, наглядный материал, раздаточный материал

План урока:

  1. Проверка домашнего задания
  2. Актуализация знаний, постановка проблемы
  3. Выдвижение гипотез о путях решения проблемы
  4. Проверка выдвинутых гипотез на основе знакомства с историческими фактами
  5. Формулирование выводов, закрепление полученных знаний, рефлексия
  6. Выдача домашнего задания

Ход урока:

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Орг.момент

приветствие

приветствие

Проверка домашнего задания

Блиц-опрос.

Дополнение знаний об ученых на основе наглядного материала.

Опознают ученого по описанию

Рассматривают презентацию

Отвечают на дополнительные вопросы

Актуализация знаний

Постановка проблемы

Сообщает факты о христианской церкви.

Проводит мысленный эксперимент «привилегированное сословие».

Предлагает обсудить карикатуру на духовенство

Подводит к формированию противоречия.

Формулирует проблему: Как разрешить противоречие желания католической церкви сохранить свое положение

 и

 потребности части населения в дешевой и понятной церкви?

Отвечают на вопросы.

Участвуют в мысленном эксперименте. Формулируют выводы о взаимоотношениях сословий.

Анализируют отношение европейцев к церкви на основе карикатуры на духовенство.

Формулируют выводы.

Высказывают мнения с аргументацией

Выдвижение гипотез о путях решения проблемы

Мотивирует  выдвинуть гипотезы о путях решения проблемы.

 Обозначает тему урока.

Объясняет смысл понятия Реформация.

Предлагают пути решения проблемы, примерные варианты:

-переубедить

-поднять бунт, восстание

-решать пассивно (заявить протест)

-попросить помощи монарха

-заставить силой

-договориться (найти компромисс)

Усваивают новый материал

Проверка выдвинутых гипотез на основе знакомства с историческими фактами

1.попытка церкви переубедить народ

Рассказывает о строительстве собора Св.Петра

Предлагает инсценировать продажу индульгенций

Мотивирует сделать выводы

2.попытка переубедить церковь, предпринятая М.Лютером

Представляет Мартина Лютера, задает проблемные вопросы (например, о 2х именах Мартина Лютера).

Рассказывает о личности Мартина Лютера, мотивирует к самостоятельному изучению его биографии.

Дает задание по учебнику: стр.108 – сформулировать основные положения учения М.Лютера

Представляет и поясняет исторические факты, задает уточняющие вопросы .

3. вариант поднять бунт, восстание

Проводит эксперимент «сломанный телефон»

Проводит обсуждение сути крестьянской войны

Физминутка

4. попытка решать пассивно (заявить протест)

Рассказывает о появлении понятия «протестант»

Мотивирует высказать предположения  о реакции монарха на протест князей, дальнейшем развитии событий

5. попытка решать силой

Рассказывает о религиозных феодальных войнах в Германии

Объясняет  цели участников.  

Формирует нравственные ценности: недопущение силового решения моральных проблем, толерантное отношение к представителям разных конфессий

6. попытка договориться (найти компромисс)

Актуализирует знания о политическом устройстве Священной римской империи

Проводит эксперимент «переговоры в княжестве» (работа в парах)

Рассказывает об Аугсбургском религиозном мире 1555г, его условиях

1.попытка церкви переубедить народ

Усваивают новый материал

Разыгрывают импровизированную сценку «продажа индульгенций»

Делают выводы

2.попытка переубедить церковь, предпринятая М.Лютером

Подготовленное выступление ученика.

Ищут разрешение противоречий.

Высказывают предположения о дальнейшей судьбе Мартина Лютера

Самостоятельно работают с текстом учебника, представляют результаты устно.

Закрепляют полученные знания с помощью наглядного материала (презентации)

Формулируют выводы о невозможности  переубедить ни мирян, ни церковь в данных исторических условиях

 3. вариант поднять бунт, восстание

Участвуют в эксперименте

Формулируют выводы

Высказывают мнения о причинах, целях и негативных  последствиях крестьянской войны

Физминутка

4. попытка решать пассивно (заявить протест)

 

Выводят причинно-следственные связи в действиях сторонников католиков и протестантов

5.попытка решать силой

Анализируют цели участников, соотнося их с изначальным  религиозным поводом к войне,

Делают выводы

6.попытка договориться (найти компромисс)

Отвечают на вопросы

Работают в парах (аргументируют свою точку зрения с целью убедить собеседника)

Обсуждают последствия условия «Чья страна, того и вера» для дальнейшей судьбы Германии

Формулирование выводов, закрепление полученных знаний

Мотивирует на дальнейшее изучении темы распространения Реформации

Выполняют письменное задание на закрепление материала,

Формулируют рефлексивные выводы от урока

Выдача домашнего задания

Дифференцированное д/з:

1 уровень: работа с видеоматериалом:

Видеоурок «Начало Реформации в Европе. Обновление христианства» Инфоурок

https://www.youtube.com/watch?v=HAeGNkYwPLY      2 уровень: работа с текстом:

параграф 7 учебника, вопросы стр.111

3 уровень: творческое задание: эссе на тему «Эразм снес яйцо, а Лютер его высидел» о связи гуманизма и Реформации

Материалы к уроку:

Блиц-опрос:

Мы с вами в Европе 16 века. И дома вы читали про людей, которые стояли у истоков создания новой европейской науки. Давайте проверим, насколько хорошо вы знаете этих великих ученых. Догадайтесь, о ком идет речь:

  1. Основоположник европейской науки, философии и французской литературы, считавший математику идеалом и образцом для других наук. Ему принадлежит знаменитая фраза «я мыслю, следовательно, я существую» - Рене Декарт 
  2. Французский физик, математик, изобретатель, философ, литератор. Много изучал жидкости, в честь него названа единица измерения давления, а также один из языков программирования – Блез Паскаль 
  3. Выдающийся английский ученый. Физик, математик, создатель классической механики. Человек, открывший закон всемирного тяготения, теорию разложения света на 7 цветов спектра и довершивший создание научной картины мира. - сэр Исаак Ньютон. 
  4. Один из самых известных поляков в мире, астроном, совершивший переворот в науке, создатель гелиоцентрической картины мира – Николай Коперник 
  5. Астроном, физик и поэт из города Пиза, символ рождения европейской науки, про него говорили, что со времен Архимеда мир не видел такого гения – В честь него названы открытые им спутники Юпитера, телепередача и магазин в Пушкино. – Галилео Галилей 
  6. Мудрейший философ, основоположник научного эприрического (т.е. с помощью опытов и наблюдений) метода познания. Считавший науку главным помощником человека  для улучшения своей жизни.  - Френсис Бэкон

Кого не назвали? Джордано Бруно. Астроном, философ, развивавший идеи Николая Коперника, доказывающий бесконечность вселенной и высказывавший мысль о существовании инопланетян. Что с ним случилось? Почему? (Потому что католическая церковь не хотела изменений.)

Факты о христианстве:

1.Около 2 тыс. лет назад возникло христианство, которое распространялось учениками распятого в Палестине проповедника по имени Иисус  (распятие)

2. В 380 году император Феодосий объявил христианство государственной религией Римской империи. Соответственно, христианство распространилось на территорию Западной и Центральной Европы, Северную Африку и Малую Азию (карта РИ)

3.  Все правила жизни христианина и жизнеописание Христа изложены в Библии – Священном писании, которое было составлено на латинском языке (Библия)

4. В Средние века, а именно в 1054 году произошел раскол и единая христианская церковь разделилась на 2 ветви: православие и католичество (схема)

5. Главой католической церкви был (и есть) папа римский. Церковь обладала землями, богатствами, властью. Духовенство было привилегированным сословием (духовенство)

Эксперимент «привилегированное сословие»

Представьте, если бы 1 ряд у нас в классе стал бы привилегированным:

учителя им ставят только 5, домашнее задание делать не надо, все обязаны давать им списывать на контрольных работах и  уступать очередь в столовой…

Предполагаемый результат: дети 1 ряда почувствуют себя важными, изменят осанку, выражение лица, остальные дети испытают чувство несправедливости, желания изменить.

Эксперимент «сломанный телефон»

Учение Мартина Лютера передавалось из уст в уста, ведь телевизора, телефона, интернета не было, читать умели не все. Давайте проведем эксперимент и узнаем, что из этого получалось.   Я одному ученику на ушко шепну фразу об учении Лютера, а вы ее передадите так же на ушко  соседу от 1й парты к последней. Фраза:

Мартин Лютер сказал, что надо установить власть князей над церковью.

Предполагаемый результат: фраза исказила смысл

Эксперимент «переговоры в княжестве»

Итак надо мириться, надо договариваться. Договориться надо было и внутри каждого германского княжества и между всеми княжествами Священной римской империи. Однако часть населения поддерживала учение Лютера, а часть продолжала верить папе римскому.  

Представьте, 1 вариант – сторонники Лютера, которые уверены, что душа спасается молитвой, а церковь должна быть понятна и доступна. Второй вариант – сторонники папы римского, которые боятся навлечь на себя гнев папы и Бога, не хотят терять свои богатства, свои привилегии и бояться верить какому-то Лютеру.

Поработайте в парах и постарайтесь убедить друг друга за 3 минуты, что именно ваша позиция верна.  По истечении времени проверить:

Кто теперь поддерживает католиков? Кто протестантов? Кто не определился?

Предполагаемый результат: у детей останутся разные мнения.

Задания для закрепления материала:

Закрепление материала     Фамилия, имя________________________________

Впишите недостающие термины, события и даты:

___________________ – общественное движение за переустройство католической церкви

  • ___________________ – идеолог Реформации, создатель протестантского вероучения - лютеранства
  • ____________________ – изначально, князья, заявившие протест императору о запрещении лютеранского учения, сторонники Реформации
  • 3 ветви христианства:
  • _________________________   _________________________  ____________________________
  • 1517 г.             – _______________________________________________________
  • 1524-1525 гг. – крестьянская война в __________________________________
  • 1529 г.          - заявление _____________________ императору Карлу V германскими князьями
  • 1529-1555 гг. – ________________________________________________________________________
  • _______ - Аугсбургский религиозный мир, закрепивший правило: «Чья _________,того и _______».
  • Главный вывод урока для Вас: _____________________________________________________________________________________
  • _____________________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________________________


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Реформация в Европе"- интерактивный - контрольный урок - повторение в 7 классе.

Данный урок проводится в форме групповой работы, когда класс делится на группы , выполняющие одинаковые задания по алгоритму. Цель урока - проверка знаний учащихся по теме через совместную деятельност...

Тестирование по теме" Реформация в Европе" 7 класс

С помощью этого теста очень хорошо проверить усвоение данной темы. Можно сделать это два раза, поменяв варианты....

Контрольная работа. "Реформация в Европе". 7 класс.

Контрольная работа. "Реформация в Европе". 7 класс....

презентация к урокам по теме"Реформация в Европе". курс истории нового времени 7 класс

в данной презентации рассматриваются причины появления революции в умах людей-Реформации, рассматриваются особенности этого процесса в Германии, Щвейцарии,Франции и Англии. Указаны основные персоналии...

Презентация урока по теме: "Реформация. Распространение Реформации в Европе".

Презентация открытого урока по теме: "Реформация. Распространение Реформации В Европе", проведенной для 7 класса....