Технологическая карта открытого урока "Начало Реформации в Европе"
план-конспект урока по истории (7 класс) на тему

Глубникова Екатерина Петровна

Ступени мастерства Технологическая карта Открытого урока "Начяало Реформации в Европе"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tehn._karta_reformatsiya.docx73.7 КБ

Предварительный просмотр:

Тема урока

Начало Реформации в Европе

Дата урока

13.10.2016

Тип урока

Ознакомление с новым материалом.

Цель урока

Создать условия для определения причин, этапах и итогах Реформации в Германии, и создать условия для изучения и анализа событий  Реформации в Западной Европе этапы, итоги и последствия.

План урока

  1. Вступление. Организационный момент.
  2. Постановка учебной проблемы.
  3. Решение проблемной ситуации, и изучение нового материала
  4. Закрепление учебного материала с включением в общую систему знаний

5. Рефлексия.

6. Домашнее задание.

7. Настрой на новую тему урока.

Образовательные ресурсы

Презентация «Начало Реформации в Западной Европе», Источник - немецкий городской поэт Ганс Сакс (16 век), сапожник из Нюрнберга, Ульрих фон Гуттен «Жалоба и предостережение против непомерного нехристианского насилия папы  и недуховного духовенства».

Интернет ресурсы: Режим доступаhttp://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A0%D0%B5%D1%84%D0%BE%D1%80%D0%BC%D0%B0– Реформа́ция . Режим доступа  - http://www.home- edu.ru/user/uatml/00001367/005polit/main/001polit.html

Список использованной литературы:

  1. Бецольд Ф. История Реформации в Германии. Т. 1-2. Спб., 1900
  2. Всемирная история. Т. 10. Возрождение и Реформация Европы. Минск: Литература, 1996
  3. История средних веков. М., 1990.
  1. Источники по истории реформации. М., 1906.
  1. Кальвин Ж. Наставление в христианской вере. Т. 1. М., 1997
  1. Порозовская  Б. Мартин Лютер, его жизнь и реформаторская деятельность. СПб., 1892.
  2. Ян Гус. Мартин Лютер. Жан Кальвин. Торквемада. Лойола. Биографические очерки. М.: Республика, 1995.  

Методы и формы обучения

Методы: наглядный, поисковый,         исследовательский ,         проблемного изложения, контроля.

Формы: Индивидуальная, фронтальная, частично групповая.

Основные понятия

Реформация, Протестанты, Лютеранская церковь.

Основные даты

1517 г. – Начало Реформации

1521 г. – суд в Вормсе.

1555 г. – Аугсбурский религиозный мир.

Наглядность

 Карта Реформация в Европе в XVI в.

Планируемые результаты

Предметные

Метапредметные УУД

Личностные УУД

Научатся: работать с источником,  оценивать вклад М. Лютера в мировую историю, решать проблемные вопросы, определять тему и ставить задачи урока, предполагать причины недовольства народа Католической церковью  и формулировать значимость событий Реформации в Германии для всей мировой истории, определять и находить пути решения сложившейся проблемы в Западной Европе. Оценивать деятельность М. Лютера

Получат возможность научиться: анализировать и выделять причины и итоги Реформации, работать с текстом документа, работать с иллюстрацией, определять термин,  высказывать собственное мнение и  суждение, работать в парах,  самооценивание и  оценивать ответы учащихся, анализировать и исправлять ошибки учащихся, работать с картой, анализировать события Реформации и их значимость в мировой истории.

Коммуникативные: строят взаимоотношения в мини группе, высказывают мнение, строят понятные речевые высказывания, планируют цели и способы действия.

Регулятивные: планируют свои действия с поставленной целью и задачей урока, формулируют выводы, делают анализ письменного источника, ищут ответ на проблемный вопрос.

Познавательные: устанавливают причинно- следственные связи Реформациив Германии, Формулируют и выводят определение,  распознают объекты, строят рассуждение, обобщают знания урока,  формулируют тему и задачи урока,  работают с картой, выделяют существенные признаки, строят рассуждения, и подводят итоги урока, определяют роль личности М. Лютера в истории.

Применяют правила делового сотрудничества; оценивают собственную учебную деятельность,

Выражают положительное отношение к процессу познания. Понимают роль личности в истории. Понимают необходимость учения, выраженного в преобладании учебно-познавательных мотивов и предпочтении социального способа оценки знаний. Проявляют доброжелательность и эмоционально-нравственную отзывчивость.

Этапы урока

время

Обучающие и развивающие компоненты, задания и упражнения

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формы организациисо взаимодействия на уроке

Формы контроля

I Вступление. Организационный момент

2

Эмоциональная, психологическая и мотивационная подготовка учащихся к изучению нового материала.

Приветствие, уточняет тематические рамки. Объясняет способы работы в рабочих листах (раздаточный материал на партах).

Здравствуйте ребята, я рада приветствовать Вас на сегодняшнем уроке. Посмотрите как много у нас сегодня гостей, но я надеюсь, что наше сотрудничество останется таким же плодотворным и продуктивным.  

Организует беседу по иллюстрации:

- Что вы видите на экране?

Организует работу с определением термина.

-С какими словами у вас ассоциируется слово церковь?

Дайте определение:  Что такое церковь?

Определение выводится детьми и записывается с Презентации (Слайд №1)

Слушают.

1. Работа с иллюстрацией (Презентация Слайд №1)

Аргументированно отвечают на вопросы.

Из полученных ответов выводят термин: церковь.

Фронтальная работа

 

Работа с иллюстрацией

Наблюдение за формированием мотивации обучающихся

II Постановка учебной проблемы

10

Составление кластера в рабочих листах.

Работа с иллюстрацией.

Слушают Выступление докладчика и отгадывают загадку.

Работа с иллюстрацией.

Определение термина.

Заполнение рабочего листа колонка№2

.

Определяют проблему

Определение темы урока и задач.

Определение

гипотез – пути решения проблемы.

Постановка проблемного вопроса.

- Как вы считаете, какой должна быть церковь? Свои ответы занесите в колонку под номером 1.

Выслушиваются ответы класса. Все ответы заносятся 1 учеником на доску.

Слайд №3 Посмотрите что изображено на карикатуре. Сложная загадка,  а  разгадать загадку нам поможет Арина, стихами  Немецкого городского поэта  Ганса Сакса, сапожника из Нюрнберга.

- Кто изображён на карикатуре?  Дайте определение одним термином. Посмотрите эту карикатуру в учебнике. Кто там изображён?  (надпись под карикатурой.)

- Богословы это сложносочинённое слово. Из каких двух слов состоит? Дайте определение Богослов – это.

-  Давайте посмотрим: Какой была церковь в Новое время. Церковная организация в Германии 16 века. (учебник стр. 99-101), документ – раздаточный материал. (разно уровневое задание)

 (Итак, у нас получилось следующее): Подводят итог и проверяют правильность своих размышлений с готовой таблицей в  Презентацию слайд №  2

2. Формулируется проблема:

Что же мы видим. Что произошло в католической церкви? Ответ: Отступ от истинного учения.

Какая проблема сформировалась в Западноевропейском обществе? Ответ учеников: Народ Западной Европы был крайне возмущен поведением папы Римского и всего монашества, их не устраивали церковные поборы и плата за церковные обряды, невежество и безграмотность духовенства.

Вопрос учителя: А если люди не верят такой церковной организации, значит что  нужно  делать?

Ответы:  Преобразовывать (изменять) церковь.

Какая тема нашего сегодняшнего урока? Что мы должны узнать?

 Ответы:  Изменение и преобразование церкви.

 Изменение и преобразование церкви называется Реформация. Запишите тему урока.

Какие задачи стоят перед нами на уроке:

- найти изменения произошли в  церковном  устройстве;

- узнать, кто были участниками Реформации;

- кто был лидером реформации.

Тема и задачи освещены на экрана Презентация Слайд № 3

С лова учителя: Несоответствие образу католической церкви и тому, что ждали от неё прихожане стало причиной Реформации в Европе. (они у вас определены в таблице).

Вопрос: Давайте предположим, какие пути решения  проблемы в Западной Европе могли быть?

Ответы учеников: Выделяются и фиксируются основные.

1. Поднять восстание, и низвергнуть власть папы и всего католичества.

2. Создать новую церковную организацию.

Сколько в вашем классе мнений, как же выделить верное?  Я считаю, что наилучший путь развития это создание новых церквей. А как вы думаете?  Почему?  

Ответы учеников.

Речь учителя: Всё это гипотезы, найти правильный ответ мы сможем,  изучив ход  Реформации.

Итак, у нас определён проблемный вопрос: Каким путём шла Реформация ?  

Работают в парах  по выбору.

1 ученик у доски

Составляют кластер.

Аргументированно отвечают на поставленные  вопросы с места.

 Анализируют правильность ответов с ответами на презентации.

Работа с таблицей, документом.

Работа в парах

Определяют термин.

Работа с документом и текстом учебника на выбор.

Формулируют проблему.

Отвечают на вопросы учителя.

Формулируют тему урока

Определяют задачи урока

Формулируют Пути решения проблемы урока.

Предполагают варианты выхода из проблемы. Формулируют гипотизы.

Индивидуальная работа.

Работа у доски.

Работа в   парах

Работа в рабочих листах

Устные ответы

Проверка правильности выполнения задания на Презентации.

III

        Решение проблемной ситуации, и изучение нового материала

IV Закрепление учебного материала с включением в общую систему знаний

20

Заполняют колонку №3 в рабочих листах.

Отвечают на вопросы.

Отвечают на проблемный вопрос.

РАБОТА С КАРТОЙ

Подобные прегрешения Церковной власти совершались и в Средние века. Почему именно сейчас народ Западной Европе решился на  Реформацию церкви? Посмотрите на подсказку на доске. (Гуманизм) Молодцы, вы правильно воспользовались подсказкой.

Выполните задание в колонка № 3 таблицы и вы узнаете какая  Церковная организация сложилась в Германии 16 века. (учебник стр. 102-104)

Вопросы: - Реформация произошла во всей Европе, но началась она  в какой стране? Почему в Германии? Подсказка № 2

В XVI веке католическая церковь переживала кризис, люди стали думать не только о божественном и загробном  мире, мысли человека обратились и к земной, мирской жизни, в человеке проснулась жажда познания, активной деятельности. Менялся мир, менялся человек, а католическая церковь  оставалось прежней.

Молодцы, и сейчас вы правильно воспользовались подсказкой.

- Назовите участников Реформации?

- Какое событие стало началом Реформации?

- В каждой стране и каждой эпохе есть свои герои. Кто герой  Реформации?

Презентация.  - на экране дата и 95 тезисов – доклад ученика.   Какими словами увековечил своё имя в истории М. Лютер?

«На том я и стою»

Проверка выполнения задания в рабочих листах: Так какой стала церковь в Германии?

Какой путь выбрали  восставшие?  

По дорогам Германии передвигались бродячие проповедники, призывая народ сбросить власть папы Римского и светских князей. Так началась религиозная революция в Германии. Но в этот момент М.Л. выступил против. Почему он так сделал?

Ответы учащихся.

Вот поэтому, Мирный путь через создание новых церквей, а не восстания против короля и папы Римского является правильным.

Реформация в Германии была в  2 этапа: 1- крестьянская война 2 – княжеская. (Презентация ) Чем были недовольны крестьяне мы выяснили?

-Но чем были недовольны князья? Давайте найдём ответ  в тексте на стр. 93

- Какое событие стало началом Реформации?  Найдите  на стр. 102

Итоги Реформации в Германии?

 - Посмотрите на карту Германии 17 века. Что можно сказать?  (На карту нанесены районы, где распространялась власть католической и православной церкви?)

1555 г.- Карл V признал равноправие католиков и протестантов. «Чья страна, того и вера». А так как Германия Феодальнораздробленное государство, каждый князь в своём государстве признавал власть той церкви, которая ему ближе.      

1. Дают ответы на вопрос  учителю.

2. Формулируют вывод.

3. Работают с подсказками на доске.

4. Работают с текстом учебника, определяют дату начала Реформации, участников, в какой стране и почему началась Реформация.

1.  Формулируют вывод

2. Подводят итоги начала Реформации

3. ПРОВЕРКА ВЫПОЛНЕНИЯ ЗАДАНИЯ В РАБОЧИХ ЛИСТАХ.

5. Записывают определение религиозная война в рабочий лист.

6.Работают с картой.

7.Записывают дату.

Работа в группах

Фронтальная, индивидуальная, работа с картой.

Устные ответы

.

V  

Рефлексия

5

Определяют значение Реформации.

Выбрать верное суждение

- Обратимся к нашему творческому  заданию. Какие церковные организации существуют в Германии в 21 веке?  Католическая, православная, лютеранская, иудейская.  

Значит какое значение имела Реформация в Германии ?  

Ответы учащихся.  

Выберите и отметьте верное суждение: Что такое Реформация.

1.   Реформация это борьба за власть внутри Католической церкви.

2. Реформация это попытка народа удешевить церковь

3. Реформация это борьба народа за создание справедливой и дешёвой церкви.

4. Реформация это новая церковь.

5. Реформация это борьба католиков за могущество в мире.  

 

1. Отвечают на вопрос учителя.

2. Проверка творческого домашнего задания.

Выполняют задание

Фронтальная работа.

Индивидуальная работа.

Устные ответы

Письменно Составляют кластер    

VI Домашнее задание    

2

Выбирают и записывают домашнее задание.

Самооценивание.

Конкретизирует домашнее задание.

§ 11 пересказ.      

Проанализировать и написать сочинение –рассуждение: «Почему М. Лютера называют отцом Реформации».

Выразить  своё отношение в небольшом эссе (10 предложений) к итогам Реформации в Германии.

Составьте 10 вопросов по теме Начало Реформации из   § 11 .    

Подсчитайте  баллы в рабочих листах.  

Выбирают и записывают домашнее задние.

Подсчитывают баллы в рабочих листах.

Индивидуальная работа.  

Наблюдение за формированием мотивации обучающихся к новой теме урока.

 

VII

Настрой на новую тему.

1

Мотивация учащихся на новую тему.

Мы с Вами узнали, когда началась Реформация в Европе, узнали ли мы когда она закончилась?  Реформация длилась около 2 столетий, во многих странах Европы,  и как знать может путь свержения Папской власти пройдёт в какой - нибудь другой стране. Но об этом мы узнаем на следующем занятие.

Индивидуальная работа

Наблюдение за формированием мотивации обучающихся к новой теме урока

Рабочий лист ученика  Ф.И.О.___________________________________________________________________________

Тема урока _______________________________________________________________________________________2 балл

Какой должна быть церковь?

Какой была церковь в Новое Время?

Какой стала церковь в Германии в XVI веке?

Напиши определение:

Церковь –

1 балл

Задание №1 Составьте кластер

Какой должна быть церковь.

5 балл

Задание № 4  . Выберите и отметьте верное суждение: Что такое Реформация.

1.   Реформация это борьба за власть внутри Католической церкви.

2. Реформация это попытка народа удешевить церковь

3. Реформация это борьба народа за создание справедливой и дешёвой церкви.

4. Реформация это новая церковь.

5. Реформация это борьба католиков за могущество в мире.

4 балла

Итого: 34 балла

Задание № 2 Ответьте на вопрос: Какой была церковь в Новое Время?

Используя текст:

-учебника стр.99-101

- Документы.

1. Образ жизни монахов…..

2. Как жил папа Римский ……………

3. Как отпускали грехи?...................

4. Имущество духовных лиц………..

Смотри на обороте

5. Церковные поборы………………….

5 балл

Задание №3 ответьте на вопрос: Какой стала церковь в Германии в XVI веке?

1. Учебник стр. 102-104 пункты «На том я стою. И не могу иначе», «Спасение верой»),

 Заполните пропуски 1-4:

1.  Имущество……..

2. Глава церкви………

3. Отпущение грехов……….

4. Язык Богослужения……………

Смотри на обороте

5. Сборы церкви

5 балл

Напиши дату:

Начало Реформации –

2 балл

Документ №1  Немецкий городской поэт Ганс Сакс (16 век), сапожник из Нюрнберга.

 Есть у попов про всех товар, Лишь покупай - и млад и стар!

Известно, каждый поп и Папа Римский

Дом Божий превращают в рынок: Дают реликвии доход,

А главное - в церквах идет Продажа индульгенций бойко,

Толпа церковников жадна.

Привыкнув грабить издавна, Живя бессовестным обманом,

Церковник ловко лжёт мирянам. Страдает от попов народ,

Не перечесть его невзгод: Зимой и летом гнет он спину,

Чтоб отдавать им десятину. Коль не заплатишь, - проклянут,

Изгонят, свечи вслед швырнут, Другим чтоб было неповадно.

Трудиться разве не досадно, Крестьянину по целым дням,

Чтобы поповским холуям Сидеть в трактирах было можно

Курить и пьянствовать безбожно?

Документ №2  Ульрих фон Гуттен «Жалоба и предостережение против непомерного нехристианского насилия папы  и недуховного духовенства».

Не видят истины они.
Кому же правда дорога,
Тот в церкви наживет врага.

Духовенство: Клянется именем твоим,
А сам лишь дьяволом храним.
Ведь им-де все разрешено.
И повелось у них давно:
Когда какой-нибудь священник
Добудет церкви много денег,
220 Хоть воровством и грабежом,
Его не обвиняют в том.
Ему и сила, и почет,
Ведь всех важнее в церкви тот,
224 Кто сундуки полней набьет.

Я жалуюсь и обвиняю,
Я правду говорить желаю,
И вся немецкая страна
Жестоко отягощена,
Не видят истины они.
Кому же правда дорога,
Тот в церкви наживет врага.
Что – лицемерье есть и чванство,

16 Попы вмешаются – и вмиг
Он станет злейший еретик.

От тех, кто сходит за духовных,
Живет в роскошествах греховных,
Кому не свято ничего.
Как слеп наш мир! Все для него
252 Они духовный сан имеют
И, значит, истиной владеют.

Основные идеи Мартина Лютера.

 - Осуждение продажи индульгенции

 - Отрицание роли церкви как посредника между человеком и богом. Священники нужны только для того, что бы объяснять верующим Священное писание.

 - Человек сам несет ответственность за свои поступки и обеспечивает спасение своей души верой в Бога.

 - Требование дешевизны церкви, отказа церкви от владения землями и большим имуществом. Отрицание монашества.

 - Подчинение церкви не Папе Римскому, а светским владыкам.

 - Богослужение должно вестись не на латыни, а на родном языке.

 


 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

технологическая карта открытого урока по английскому языку в 3 классе

открытый урок по теме "День рождение" по учебнику Азаровой "Millie 3". задания расчитаны на интерактивную доску , а также на разный уровень подготовки ребят. Надеюсь пригодиться в работе....

Информационная и технологическая карта открытого мероприятия с использованием системно-деятельностного подхода

Тема урока: «У нее голубые глаза…»Пед. технология: теория деятельностного подходаТип урока: урок решения частных задач с применением открытого способа (по А.К. Дусавицкому), урок общеметодологической ...

Технологическая карта открытого урока " Открытие Америки"

Данный урок построен на основе деятельностного подхода и направлен на формирование следующих метапредметных умений: - умение самостоятельно определять цели, ставить и формулировать для себя новые; - п...

Тесты по истории (Великие географические открытия и Реформация в Европе)

Данные тесты можно использовать на обобщающих урокакх в качестве проверки усвоения маетриала после прохождения тем "Великие географические открытия" и "Реформация в Европе"...

Технологическая карта урока истории «Культура Западной Европы в Средние века. Научные открытия и изобретения» 6 класс

Урок усвоения новых знаний. Педагогическая технология: формирующее оценивание...

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА открытого классного часа Мой аргумент к выбору будущей профессии. Самоанализ открытого классного часа

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА  открытого классного часа Мой аргумент к выбору будущей профессииСамоанализ открытого классного часа...