Конспект урока 7 класс Смута
план-конспект урока по истории (7 класс)

Петров Михаил Николаевич

Настоящий конспект урока может быть использован для преподавания истории в 7 классе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon Конспект урока 7 класс Смута43 КБ

Предварительный просмотр:

Учитель МБОУ «Доброминская СШ»            Петров М.Н.

Конспект урока по истории России в 7 классе.

Тема урока: «Смута».

Цели урока:

        Показать причины и суть смутного времени, его последствия

        Развивать навыки самостоятельной работы, умение выделять причинно-следственные связи, работать с картой

        Воспитывать интерес к истории, чувство патриотизма.

Тип урока: комбинированный

Методы обучения: репродуктивные и ч/п

Формы работы: опрос, рассказ учителя, работа с картой, работа с текстом учебника

План: 1. Причины и суть Смутного времени. 2. Царствование Лжедмитрия 1. 3. Боярский заговор. 4. Выступление Ивана Болотникова. 5. Лжедмитрий 2. 6. Вторжение войск Польши и Швеции.

1. Причины и суть Смутного времени. Смутное время – события в России начала 17 века, которые затронули все стороны русской жизни – экономику, власть, внутреннюю и внешнюю политику, идеологию и нравственность. Читаем с. 13 «Одной из причин…» Причины Смуты:

1. Пресечение законной династии.

2. Хозяйственная разруха.

3. Ужесточение политики закрепощения крестьян.

4. Увеличение налогов

5. Массовые народные волнения

6. Противоречия между боярами и дворянами

7. Ослабление центральной власти.

2. Царствование Лжедмитрия 1. В накаленной до предела обстановке на исторической арене России появилась фигура Лжедмитрия I. Под этим именем, скорее всего, скрывался бывший холоп бояр Романовых, а затем монах Чудова монастыря в Москве Григорий Отрепьев, бежавший в Польшу. Оказавшись в Речи Посполитой, Отрепьев назвал себя царевичем Дмитрием, чудом спасшимся от убийц, подосланных Борисом Годуновым, и заявил свои права на московский престол. Его поддержали король Сигизмунд, польские дворяне, а также католическое духовенство, надеявшееся распространить в России католичество. Будучи человеком одаренным и тщеславным, «царевич» мечтал о славе и богатстве. Он щедро раздавал обещания своим союзникам, хотя, судя по всему, вовсе не собирался их выполнять. Лжедмитрий обручился с Мариной, дочерью сандомирского воеводы Юрия Мнишека, пообещав ее отцу русские земли, привилегии и деньги.

Весной 1604 года, получив разрешение от польского короля Сигизмунда III, Лжедмитрий начал собирать под свои знамена войско для похода на Москву. Ему удалось набрать лишь немногочисленный отряд, состоявший в основном из запорожских и донских казаков, а также мелкопоместной польской шляхты. С таким разношерстным войском в 1604 году Лжедмитрий вступил в пределы Руси. Выбранный им маршрут лишний раз показывает, как хорошо самозванец был осведомлен в российских делах. Его войско не пошло по самому короткому пути прямо на Москву. Лжедмитрий заходил с юга, через земли, известные своими мятежными настроениями. Сначала ему сопутствовал успех, однако уже в декабре Лжедмитрию пришлось отступить после столкновения с правительственными войсками. Однако известие о поражении не поколебало народной веры в «доброго царя». К остаткам войска Лжедмитрия со всех сторон сбегались недовольные. Что особенно важно, ему на помощь с юго-востока шли многочисленные казачьи отряды. Посадские жители открывали ему ворота городов.

Неожиданным подарком судьбы для авантюриста стала внезапная смерть царя Бориса. В апреле 1605 года в Москве умер Борис Годунов, передав трон своему молодому и неопытному сыну Федору. Уже в мае на сторону самозванца перешли правительственные войска, и он начал свое триумфальное шествие к столице.

В Москве сторонниками Лжедмитрия было спровоцировано восстание против царя Федора Годунова, которое закончилось низложением и гибелью молодого царя и его матери. 20 июня 1605 года Лжедмитрий вступил в Москву.

Лжедмитрий торжественно короновался в Москве под именем Дмитрия Ивановича. 1605-1606 гг – правление Лжедмирия 1. Любопытно, что Мария Нагая признала в нём своего погибшего сына. Первоначально народ приветствовал Лжедмитрия, однако вскоре новый царь сумел вызвать недовольство во всех слоях прежде всего московского населения. Царь не соблюдал православных обрядов, не чтил традиционно русского уклада жизни (носил польское платье, брил бороду, редко посещал церковь). Не вызвала одобрения и свадьба Лжедмитрия на дочери польского магната Марине Мнишек. Марина не приняла православия, презирала русские обычаи. Молодая царская чета окружила себя поляками, которые чувствовали себя хозяевами в Москве. Самозванец, понимая шаткость своего положения, пытался заручиться поддержкой влиятельного московского боярства, для чего вернул из ссылки тех, кто попал в опалу при Борисе Годунове (Бельских, Шуйских, Романовых). Однако они отказали Лжедмитрию в поддержке и предпочли наблюдать за дальнейшим развитием интриги со стороны.

Лжедмитрий оказался лишенным чьей бы то ни было помощи. Казаки и крестьяне ожидали от него льгот, прежде всего разрешения крестьянского выхода — перехода от одного помещика к другому. Однако самозванец не мог этого сделать, так как понимал, что подобная политика приведет к столкновению с помещиками. Польские шляхтичи и католические священники требовали выполнения данных им обещаний, в частности, передачи части земель Польше и обращения Руси в католичество. Лжедмитрий не пошел на эти шаги, оттолкнув своих прежних покровителей.

3. Боярский заговор. 17 мая 1606 года против «истинного царя», как еще недавно величали самозванца, вспыхнуло восстание, организованное князьями Шуйскими. Лжедмитрий был убит, труп его сожжен, а прах развеян по ветру. 19 мая на Красной площади в цари «выкрикнули» Василия Шуйского. 1606-1610 гг – правление Василия Шуйского.

Василий IV был Рюриковичем из рода князей Шуйских, восходившего к великому князю владимирскому Андрею Ярославичу, брату Александра Невского и, таким образом, сыновьям Ивана Грозного приходился одиннадцатиюродным братом. Он давно и упорно шел к власти, не брезгуя ничем. В 1591 г., будучи в составе следственной комиссии, он подтвердил, что Дмитрий погиб от несчастного случая, после прихода к власти Лжедмитрия Шуйский присягнул ему, признав в нем чудесно спасшегося царевича, позже, когда уже он сам вступил на престол, по его настоянию было решено канонизировать царевича, чтобы предотвратить появление новых самозванцев, и тогда Шуйский заявил, что тот был зарезан.

Свое вступление на престол новый царь ознаменовал «крестоцеловальной записью». Впервые российский самодержец брал на себя обязательства править, советуясь с боярами и Земским собором, и не наказывать своих подданных без судебного выяснения их вины. Шуйский стал первым российским царем, который присягнул своим подданным. Новый царь обеспечил себе и поддержку духовенства – патриархом был избран его сторонник митрополит Гермоген.

4. Выступление Ивана Болотникова. Читаем с. 15-17. Почему стало возможным появление Лжедмитрия 2, почему его поддержал народ? Состав участников восстания? Совпадали ли их интересы? На какие меры пошел Шуйский, чтобы заручиться поддержкой дворян? Чем закончилось восстание?

5. Лжедмитрий 2. Летом 1607 года появился новый самозванец — Лжедмитрий II, происхождение которого доподлинно неизвестно. Самая распространенная версия – это был дворянин Михаил Молчанов. Жители юго-запада России снова встали на его сторону. К «воскресшему» царю Дмитрию в числе прочих перешли и остатки армии Болотникова. Самозванца также поддержали и донские казаки во главе с Иваном Заруцким, а также ряд московских бояр и дворян, недовольных царем Василием.

Самозванец организовал поход на столицу, но овладеть Москвой не смог и вынужден был отойти в село Тушино под Москвой, которое стало его резиденцией и принесло ему прозвище «тушинского вора». Здесь возникла своя Боярская дума, приказы, шла раздача земель. Был и свой патриарх, им стал Филарет Романов.

Московские бояре перебегали и метались между Москвой и Тушином. Это поведение получило презрительное название «тушинских перелетов». В Тушино потянулись польские отряды (хотели введения католичества и присоединения западных земель). Самозванца признала «царица» Марина Мнишек. И пришельцы, и казаки вели себя как завоеватели, вызывая возмущение и сопротивление. Тушинцы захватывали северные и центральные уезды, обложили жителей большими налогами. Оскверняли православные святыни.

Положение Василия Шуйского усложнилось. Он не решился опереться на силу народа. В поисках спасения он заключил договор со шведским королем (февраль 1609) и получил военную помощь. За это он уступил шведам город Корелу с уездом. Весной 1609 года русско-шведская армия под командованием Михаила Скопина-Шуйского и Якоба Понтуса-Делагарди освободила от тушинцев целый ряд городов и уездов. Но русско-шведский союз дал повод польскому королю Сигизмунду III вступить на русские земли, т.к. Речь Посполитая и Швеция находились в состоянии войны.

Осенью 1609 года армия Сигизмунда III появилась под Смоленском, который оставался верным Василию Шуйскому. Началась длительная осада города. Жители Смоленска во главе с боярином Шеиным сумели организовать сопротивление и в течение долгого времени защищали город.

Единственной опорой клана Шуйских был энергичный молодой и популярный Михаил Скопин-Шуйский. В марте 1610 года он торжественно вошел с войсками в столицу, однако уже через несколько недель скончался при неясных обстоятельствах. Поползли слухи о том, что его отравили по приказу царя Василия, завидовавшего популярности своего родственника. Вскоре после этого московское войско, возглавлявшееся братом царя Дмитрием Шуйским, потерпело поражение в битве с поляками. В это же время войска Лжедмитрия II снова приблизились к Москве, и самозванец потребовал впустить в город «настоящего царя».

Ситуацией воспользовались и шведы, они захватили Новгород и добивались признания шведского принца русским царем.

Закрепление по вопросам с.100

Д.з. § 11-12.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспект урока "Класс Паукообразные.Особенности строения и жизнедеятельности паукообразных"

Конспект урока " Класс паукообразные. Особенности строения и жизнедеятельности паукообразных. Многообразие и значение паукообразных в природе и жизни человека"...

Конспект урока "Класс насекомые.Общая характеристика и значение"

В конспекте дается  представление об отличительных чертах внешнего строения насекомых; и о их образе жизни. Знакомство  с представителями этого класса; распознавание  их и отличие...

Конспект урока: "Класс птицы общая характеристика и особенности строения птиц."

Тема:  "Общая характеристика и особенности  строения класса птиц"  является актуальной для формирования восприятия  материалистического мировоззрения  , помогает сформировать ...

Конспект урока Класс: 6 Курс: «История средних веков» Тема урока: «Франкское государство в VI –VIII веках»

Можно использовать для проверки знаний как самостоятельную работу....

Конспект урока: Класс Насекомые (7 класс)

Урок является пропедевтическим в изучении огромного разнообразия насекомых, их численности, систематической классификации. Главный подход – деятельностный – мотивирован особенностями класса и мес...