Роль школьного историко-краеведческого музея в обучении и воспитании детей
статья по истории

Полынов Филипп Федорович

Роль школьного историко-краеведческого музея в обучении и воспитании детей

Скачать:


Предварительный просмотр:

Роль школьного историко-краеведческого музея в

обучении и воспитании детей

Полынов Филипп Фёдорович

учитель истории и обществознания

МБОУ «Трускляйская средняя общеобразовательной школы»

Рузаевского муниципального района

 Все мы хотим, чтобы наши дети выросли добрыми, честными, духовно богатыми, любили Родину, преумножали её богатство, были готовы встать на её защиту, уверенно ориентировались в нашем не простом мире.

В современном российском обществе вслед за формированием рыночных отношений                                      политических свобод постепенно происходит переоценка традиционных российских ценностей.                                                                              И как следствие этих процессов – рост подростковой преступности, снижение общей культуры молодежи, националистические  и сектантское влияние над детьми и молодёжи. На мой взгляд, сознание у многих молодых людей поражены, эгоизмом, цинизмом, агрессивностью. Уклонение от воинской службы, пьянство-вот ещё проблемы с которыми мы сталкиваемся за последние годы.

Не являются нам соперниками и СМИ, особенно телевидение. Это под их воздействием стали все более заметными тенденции постепенной утратой обществом российского патриотического сознания, формирования культа наживы и насилия. Получает все большее распространения равнодушие к окружающему.

К сожалению, приходится признать, что наши современные фильмы в большинстве своем непатриотичны, не обращены к душе человека, которые захватывали бы так что аж слезы выступали на глазах, от нахлынувших чувств.

Поэтому, Уважаемые гости, большая часть работы по возрождению идеалов добра и справедливости ложится на наши плечи –учителей и школы. Как же эти проблемы решаются в нашей школе и конкретно, что делаю я в этом направлении. Делается не мало по вопросам патриотического воспитания. Я остановлюсь на работе школьного краеведческого музея, о его роли в обучении и воспитания детей, формировании патриотизма.

Наш в музей открыт в 2010 году, он стал центром патриотического воспитания школьников и молодежи села. Здесь проводятся уроки истории, краеведения, уроки мужества, встречи с ветеранами войны и труда, тематические экскурсии, научно –практические конференции. Составляем свою книгу о памяти ветеранов. Сотрудничаем с республиканским архивом, музеем им. Воронина, военкоматом города Рузаевки, республиканским музеем Боевого и Трудового подвига.

К очередной годовщине Победы мы пополнили музей новыми экспонатами, из которых ребята узнают о подвигах и прадедов, при общаются к истории своей страны, в их сердцах рождается гордость за свой народ , за его подвиг в этой войне. Ребята под моим руководством кропотливо собирают материал об истории родного села, о земляках, родителях. Этим материалом пополняются экспозиции музея –хранителя исторической памяти. Я осознаю, что важнейшим элементов формирования патриотизма является историческое, культурное, духовное наследие нашего народа. И тут велика роль исторической памяти. Память противостоит уничтожающий силе времени. Благодаря ей, прошедшие входит в настоящее, а будущее как бы укладывается настоящим, соединённым с прошлым. Владеть исторической памятью –значит сохранить преемственность поколений, проникнуть в глубину народной мудрости, духовного величия и героических свершений, познать загадочность русской души, впитать и преумножить наследие предков.

Вне памяти, вне традиции и культуры нет личности. Память формирует духовную крепость человека. Строя день сегодняшний, подготавливая день завтрашний мы идем по не легкому пути. Чтобы обрести новые силы для улучшения жизни, необходимо вглядеться в прошлое . Вот почему так мощно звучал и звучит мотив исторической памяти. Вот почему мы обязаны конкретно изучать историю и культуры  своего края ,значимость и актуальность которого трудно переоценить .

Я, как учитель истории стараюсь делать все, что бы дети могли гордится своей школой ,трудовыми успехами родителей ,помнили и бережно относились к живым свидетелям истории. Я вижу как экспонаты музея волнуют и впечатляют детей. Они отодвигают время назад, веют другой эпохой. Это жернова ,которым поклонится надо до земли: долгие годы они кормили сельчан. На них мололи ,двигая вручную по горстке зерна и дети продемонстрировать их работу ,удивляясь что это было не так просто… А липовая обувка в которой можно пройтись и т.д. .Так что у нас не склад экспонатов ,а история возрождающиеся в экспонатах. Наша краеведческая работа тесно связана с поисковой деятельностью. Поиск вливается в исследовательскую работу. Исследование моих учеников-это размышление о судьбе России, малой Родины, копилка памяти поколений. Ведь события в стране коснулись каждой семьи: кого–то   ударили в грудь ,кого-то задели коллективизация, репрессии ,предвоенное время строек ,война и снова восстановление разрушенного. Обо все этом и пишут мои ученики.

Надо отметить ,что в музееведении исследовательской деятельности уделяю большое значение. Ведь она воспитывает личность ,развивает память, наблюдательность. Проделанная работа приносит маленькое ,но яркое чувство радости ученикам, вызывает желание повторить собственный подвиг и вновь испытать сладость победы. Я стараюсь заинтересовать, «заразить» своих учеников исследовательской деятельностью ибо знаю если добьюсь этого ,то не будет и «манкуртизма» ,то есть потери человека исторической памяти и равнодушие к истории страны.

Уважаемые коллеги!

Изучение родного края имеет не только огромное образовательное но и воспитательное значение. Оно воспитывает в наших душах чувства любви к родным местам ,гордости своими земляками,-их трудовыми традициями, ратными подвигами-это что мы называем « патриотизмами»  и «высокой нравственностью», которые определяют основные параметры поведения человека в обществе его жизненную позицию. Известный историк Шмит писал: «Краеведческие  знания воспитывают не только разум но и душу»

Музейное  дело-это большой труд. В целях результативной деятельности в этом направлении я издал Программу, которая называется «Спасем и сохраним наши корни» на республиканском уровне в 2010 году. Она нацелена на все сторонние, конкретное исследование объектов; на исследование фактов отдельных событий ,судьбы отдельного человека в периоды эпохальных исторических  потрясений. Согласна данной Программе мы ведём работу по фиксированию воспоминаний соотечественников по различным проблемам истории отечества и нашего края, в масштабах района, села, края. Это не может не делать данное направление исторического исследования интересным. Доступный местный материал, интерес к специфике Малой Родины, к деталям бытовой, профессиональной ,общественной жизни её населения позволит мне и мои помощникам по музейной работе внести свой ,пусть и небольшой, но реальный вклад в развитии отечественной истории, увидеть специфику исторического ,социологического и других видов исследования  и ,вероятно, главное-получит опыт  подлинной исследовательской деятельности во всем спектре трудностей ,радостей ,поражений и побед.

Дети получают определенный набор знаний, умения и навыков, которые пригодятся им в будущей взрослой жизни.

Вещи, которые окружают нас в повседневной жизни, стали настолько привычными, что мы даже не задумываемся ,когда и как они появились ,кто их придумал и как они устроены. А сколько вещей, некогда широка бытовавших вышли из нашего обихода превратились в редкость, раритет. Именно раритетные вещи собираются, хранятся, изучаются и демонстрируются в нашем музее.

Истиное предназначение историко –краеведческого музея нашей школы –дать будущим поколениям представление, о том какими были их предки на этой земле, какие события происходили много-много веков назад. Недаром музей (от греческого «музеион»-храм муз)называют хранилищем человеческой культуры, мудрости и знаний.

В нашем музее имеют место работы учащихся по темам:

1.Спасем и Сохраним наши корни.

2.История родного края.

3.Памятники истории и культуры.

4.Традиции патриотизма.

5.Экускурссии и походы.

6.Моя родословная.

Нами собран богатой материал и написаны исследовательские работы о шестерых войнах-афганцах уроженцев Рузаевского района погибших в Афганистане:

  1. «Жизнь и подвиг воина –интернационалиста» (О Левачеве М.Е погибшего в Афганистане, награжденного орденом Красной Звезды, посмертно.)
  2. «Навеки двадцатилетний» (О Семыкмне, погибшего в Афганистане, награжденного орденом Красной Звезды, посмертно)
  3. «Ушедший в вечность» (О Захарове уроженца села Трускляй, который считался пропавшим в без вести в Афганистане)
  4. «Навеки в памяти людской» (О Кондратьеве В.Н погибшего в Афганистане награжденного орденом Красной Звезды, посмертно)
  5. «Воинской долг неизменен» (О Рыбоченке погибшго в Афганистане награжденного орденом Красный Земли посмертно)

Много работ о наших земляках:

  1. «Мой земляк» ( О Горшкове С.П)
  2. «Солдатская вдова» (О Бакаевой Х.Д)
  3. «Узник Бухенвальда (О Афонине)
  4. Работы о героях СССР -6 человек (Вандышев С.И, Рубцов А.П, Винокуров А.А, Сурков  Ф.П , Корнилаев А.Н, Силантьев А.П )
  5. Работы об участниках  Парада Победы -4 человека(Артамонов А.А, Зобин В.Я, Коваленко И.С, Рускин С.И)

В нашем музее много экспонатов (950) которые говорят нам об истории и культуре наших предков.

Наш музей является важнейшей составной частью учебно-воспитательного процесса школы. Музей помогает эффективно многие педагогические задачи по изучению истории родного края в воспитанию в детских душах чувства любви к Малой Родине, уважения к опыту предыдущих поколений. Краеведческая работа музея помогает   воспитанию подрастающего поколения на боевых, трудовых и нравственных традициях земляков.

Особое место в музейной работе уделяю задачам нравственного воспитания на примерах судеб людей, которые своей жизни доказали верность своей земле.

 

     

   

                                         

       

                               


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План работы школьного историко-краеведческого музея

План работы музея расчитан на 3 года и отражает основные направления деятельности школьного музея...

Паспорт школьного историко-краеведческого музея МОУ Рогачевской средней общеобразовательной школы

Паспорт школьного историко краеведческого музея содержит описание основных разделов экспозиции, знакомит с экскурсионной программой музея....

Программа развития школьного историко-краеведческого музея

данный материал был представлен на окружной смотр-конкурс историко-патриотических музеев...

Презентация школьного историко-краеведческого музея МОУ "Будаговская СОШ"

Какие разделы имеются в экспозиции: «Гражданская война», «Навеки ты в сердце осталась, военная летопись дней…» (Великая    Отечественная    война):...

«Роль семьи в формировании личности» (в обучении и воспитании детей).

Родительское собрание подходит для проведения с 1 по 9 класс. Задачи:  выявление особенностей взаимоотношений между ребенком и родителями; разработка основных правил семейного восп...

ГРАЖДАНСКО-ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ ПОДРАСТАЮЩЕГО ПОКОЛЕНИЯ НА БАЗЕ ШКОЛЬНОГО ИСТОРИКО-КРАЕВЕДЧЕСКОГО МУЗЕЯ

Одним из видов работы по гражданско-патриотическому и духовно-нравственному воспитанию школьников в МКОУ «Товарковская СОШ 1» является работа в школьном историко-краеведческом музее им. А....