Технологическая карта урока в соответствии с требованиями ФГОС
план-конспект урока по истории (6 класс)

Открытый урок по теме "Первые русские князья". 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_po_fgls_6_klass.docx965.12 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока в соответствии с требованиями ФГОС

ПРЕДМЕТ-История    России

КЛАСС- 6

ТЕМА УРОКА: «Первые русские князья» 

Тип урока  Изучение нового материала

Учитель –Рябцева В,А..

Цель урока: способствовать формированию российской гражданской идентичности воспитания патриотизма уважения к Отечеству, к прошлому и настоящему многонационального народа России,  знания истории, языка, культуры своего народа.

Задачи:

Образовательные: способствовать формированию представлений о роли первых русских князей во внутренней и внешней политике Древней Руси;

Развивающие: способствовать обучению школьников умению характеризовать объекты и явления применительно к теме урока, аргументировать свои предположения; развивать умения внимательно, вдумчиво воспринимать текст;

Воспитательные: воспитывать чувство уважения к законам как правилам, обязательным для выполнения всеми людьми.

Планируемые образовательные результаты

Предметные

Метапредметные

Личностные

1. Систематизировать материал о деятельности первых русских князей на основании учебника и отрывков из «Повести временных лет».

2.Показывать на исторической

карте территорию Древней Руси, главные торговые пути, крупные города, походы князей.

 3.Приводить примеры взаимоотношений Древней Руси с соседними племенами и государствами.

Познавательные. Установить причинно-следственные связи и зависимости между объектами.

Познакомить с деятельностью первых русских князей.

Совершенствовать учебно-познавательные компетентности учащихся.

Формировать опыт творческой, проектной деятельности.

Коммуникативные. Планировать цели и способы взаимодействия. Развить коммуникативные способности учащихся.

Регулятивные. Принимать и сохранять учебную задачу.

Развить умения анализировать и систематизировать материал, работать с информацией.

Формирование устойчивой  мотивации  к учебной деятельности; проявлять интерес к новому учебному материалу; выражать положительное отношение к процессу познания.

Словарь урока: Государство, князь, дружина, полюдье, древляне, уроки, погосты, дань, «греческий огонь»., «из варяг в греки».

Ресурсы урока: ноутбук, проектор, раздаточный материал, интернет-ресурсы, карта.

Организационная структура урока

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

1.Этап.

Организационный момент 1 минута.

Здравствуйте, ребята.

 Деление класса на 4 группы, рассадка учащихся, проверка готовности к уроку.

Приветствие учителя.

Проверка готовности к уроку.

2.Этап. Актуализация знаний 2минуты.

Беседа по вопросам:

Какую тему мы начали изучать на прошлом уроке?

Вспомните, что такое государство?

Какие признаки государства вы можете выделить из определения?

Как называли правителей на Руси?

Кто такой князь?

Значит, сегодня разговор пойдет о ком?

Молодцы, вы справились с заданием.

Становление Древнерусского государства.

Дают определение термину государство.

Государство – это такая организация жизни, при которой существует единая система управления людьми, проживающими на одной территории; взаимоотношения между ними регулируются на основе единых законов, осуществляется охрана границ; регулируются тем или иным образом взаимоотношения с другими государствами или народами.

 Общая территория, одни законы для всех, один правитель.

Князь это  вождь племени или союза племен у восточных славян, правитель государства или государственного образования, удельного княжества.  

 

3.Этап.

 Мотивация 3 минуты.

 Как вы уже догадались,  сегодня на уроке мы продолжим изучать Древнерусское государство.

Для определения  темы  урока объединитесь в пары.  Возьмите рабочий лист под №1 и выполните задания.

Ребята, на слайде вы видите перечисленные  исторические термины, на интерактивной доске есть таблица, запишите термины в таблицу. (Один человек от класса работает с интерактивной доской ). Остальные выполняют задание с таблицей в рабочих листах №2.

Все ли термины вы знаете?

Какая?

Почему?

Вы правы.

Чтобы решить проблему, нам нужно определить цели и задачи урока.

Учащиеся работают в парах, выполняя задания, определяют тему урока и озвучивают её. (Деятельность первых русских князей).

Записывают термины в таблицу

Знаю

Думаю, что знаю

Не знаю

Государство, князь, дружина, полюдье, уроки, погосты, дань, «из варяг в греки»,  «греческий огонь», древляне.

Нет. Мы не можем раскрыть смысл некоторых понятий.

У нас недостаточно знаний.

Мы предполагаем, что все эти понятия связаны с деятельностью первых русских князей.

4.Этап. Целеполагание и планирование 3 минуты.

Цель: изучить деятельность первых русских князей.

Задачи:

узнать годы правления князей;

узнать, какую политику проводили князья  внутри страны;

узнать о внешней политике князей;

дать определение историческим понятиям.

5.Этап открытия нового знания 12 минут.

Этап «открытия» новых знаний предполагает организацию учителем самостоятельной работы учащихся при изучении новой темы, а также сопутствующее (первичное) закрепление.

Каждая группа получает задание: познакомиться с деятельностью князя, оформить свою часть стенда.

Алгоритм действий

  1. Рассмотрите примерный макет стенда, определите, какие элементы он содержит.
  2. Прочитайте материал в учебнике о деятельности князя и информацию из дополнительных источников.
  3. Определите даты княжения.
  4. Кратко запишите на листах бумаги важнейшие события.
  5. Найдите соответствующие карточки с датами этих событий.
  6. Подберите нужные иллюстрации.
  7. Продумайте рассказ о деятельности князя. Помните, что ваш рассказ должен быть понятен одноклассникам!
  8. Оформите доску.

Перед ответами учащихся проводится динамическая пауза.

 Учащиеся работают в группах. Выполняют задания.

6.Этап включение нового знания в систему знаний 5 минут.

Учащимся предлагается представить свои результаты.

  Ребята, вы молодцы, правильно с правились с заданием. Давайте закрепим полученные знания, решим тест. Теперь давайте отгадаем загадки.

Группы представляют свой материал для оформления  информационного стенда, рассказывают о деятельности князя, используя карту и иллюстративный материал.

 7.Этап рефлексия и оценивание 5 минут.

Ребята, давайте  вспомним тему нашего урока.

Как она звучала?

Мы раскрыли тему урока?

Давайте вернёмся к  проблемному вопросу нашего урока, мы можем сейчас дать на него ответ.

Мы достигли поставленной цели.

Выполнили поставленные задачи?

 Оцените урок, используя памятку.

Заполните лист самооценивания и взаимооценивания. И прокомментируйте его.

Деятельность первых русских князей.

Да. Мы раскрыли тему урока.

Да. Учащиеся дают определения терминам.

Да. Цель достигнута.

Да. Задачи решены.

Учащиеся оценивают урок.

Учащиеся заполняют лист оценки и самооценки и комментируют его.

8.Этап домашние задание2минуты.

 Параграф №4 читать отвечать на вопросы .Составить кроссворд.

Устный рассказ о любом из князей.



Рабочий лист № 2.

Запишите термины в таблицу

Знаю

Думаю, что знаю

Не знаю

Государство, князь, дружина, полюдье, древляне, уроки, погосты, дань, «греческий огонь»., «из варяг в греки».


Алгоритм действий

  1. Рассмотрите примерный макет стенда, определите, какие элементы он содержит.
  2. Прочитайте материал в учебнике о деятельности князя и информацию из дополнительных источников.
  3. Определите даты княжения.
  4. Кратко запишите на листах бумаги важнейшие события.
  5. Найдите соответствующие карточки с датами этих событий.
  6. Подберите нужные иллюстрации.
  7. Продумайте рассказ о деятельности князя. Помните, что ваш рассказ должен быть понятен одноклассникам!

Оформите доску.

Примерный макет стенда (на слайде) – на столах в группах.

Имя князя, прозвище

даты правления

Основные мероприятия внешней и внутренней политики

1.

2.

3.

Иллюстрации, относящиеся к жизни и деятельности князя.

Группа 1.

Князь Олег (882 – 912 гг.)

  1. Изучите материал учебника и дополнительный материал.
  2. Запишите основные мероприятия  внешней и внутренней политики князя.
  3. Запишите исторические понятия, связанные с деятельностью князя.
  4. Оформите стенд. Расскажите о деятельности князя, используя историческую карту и материал для стенда.

Из «Повести временных лет» о покорении князем Олегом восточнославянских племён.

В лето 883. Начал Олег воевать против древлян и, покорив их, возложил на них дань.

В лето 884. Пошёл Олег на северян, и победил их. И возложил на них лёгкую дань.

В лето 885. Послал к радимичам, говоря им: «Не давайте дань хазарам, а платите мне». И владел Олег полянами, и древлянами, и радимичами, и северянами, а с  уличами  и тиверцами воевал».

Из «Повести временных лет» о походе князя Олега  в Византию.

В лето 907. Пошел Олег на греков, оставив Игоря в Киеве. С дружиной на конях и кораблях пришёл к Царьграду. И вышел Олег на берег, и начал воевать, и много убийств сотворил в окрестностях города.

И повелел он своим воинам поставить корабли на колёса. И с попутным ветром подняли они паруса, и пошли со стороны поля к городу. Греки, увидев это, испугались и передали через послов Олегу: «Не губи города, дадим тебе дань, какую захочешь».

 И приказал Олег дать его воинам на 2000 кораблей по 12 гривен, а затем дать дань для городов русских: Киева, Чернигова, Переяславля, Полоцка, Ростова, Любеча. И ещё, когда придут русские гости (купцы), пусть берут, сколько захотят посольского содержания». И согласились греки.


Группа 2.

Князь Игорь (912 – 945 гг.)

1. Изучите материал учебника и дополнительный материал.

2. Запишите основные мероприятия  внешней и внутренней политики князя.

3. Запишите исторические понятия, связанные с деятельностью князя.

4. Оформите стенд. Расскажите о деятельности князя, используя историческую карту и материал для стенда.

Из «Повести временных лет» о княжении Игоря.

По смерти Олега стал княжить Игорь.

В лето 914. Пошёл Игорь на древлян, и победив их, возложил дань больше Олеговой.

 Из «Повести временных лет» о походах князя Игоря на Византию

В лето 941. Пошёл Игорь на греков… С востока пришли войска византийцев и окружили русь.  Русы, погрузившись на ладьи, отплыли. Феофан (греческий военачальник) встретил их ладьи и стал трубами пускать огонь на русов. И было видно страшное чудо. Русы, увидев пламя, бросались в воду. И придя в землю свою, поведали о корабельном огне. Игорь же, начал собирать войско.

В лето 944. Игорь собрал войско: варягов, русь, и нанял печенегов. И пошёл на греков на кораблях и на конях, чтобы отомстить за себя. Услышав об этом, царь послал к Игорю лучших бояр с мольбою: «Не ходи, но возьми дань, какую брал Олег, прибавим ещё к этой дани». Взяв у греков золото и ткани на всех воинов, повернул назад и возвратился в Киев»

3. Из «Повести временных лет» о походе на древлян и смерти князя Игоря

В лето 945.  В то лето сказала дружина Игорю: «Пойдём князь за данью». И послушал их Игорь, пошёл к древлянам, и прибавил к прежней дани новую, и творили насилие мужи его. Взяв дань, пошёл он в свой город. Поразмыслив, сказал дружине: «Идите домой, а я возвращусь и пособираю ещё». И с малой дружиной вернулся.

Древляне же, услышав, что идёт снова, держали совет с князем Малом: «Если повадится волк к овцам, то выносит всё стадо, пока его не убьют. Так и этот: если не убьём его, то всех нас погубит. И древляне, выйдя из города, убили Игоря и его дружину, так как мало их было.


Группа 3.

Княгиня Ольга (945 – 957.)

1. Изучите материал учебника и дополнительный материал.

2. Запишите основные мероприятия  внешней и внутренней политики князя.

3. Запишите исторические понятия, связанные с деятельностью князя.

4. Оформите стенд. Расскажите о деятельности князя, используя историческую карту и материал для стенда.

Из «Повести временных лет» об изменении княгиней Ольгой порядка уплаты дани

В лето 946. И пошла Ольга с сыном своим и с дружиною по Древлянской земле, устанавливая распорядок сборов и повинностей. И сохранились становища её и до сих пор.

 В лето 947. Отправилась к Новгороду и установила погосты (места сбора дани) по Мсте и оброки по Луге.

 Из «Повести временных лет» о принятии христианства княгиней Ольгой.

В лето 959(?). Направилась Ольга в греческую землю и пришла к Царьграду. И царствовал цезарь Константин, сын Льва, и пришла к нему Ольга. И сказала: «Я – язычница. Если хочешь крести меня сам, иначе не крещусь». И крестил её царь как Елену, как  и древняя царица, мать Константина Великого.

И благословил её патриарх и отпустил. И сказал тогда царь, что хочет взять её в жёны. Она же ответила, что он крестил её и назвал дочерью. И сказал тогда царь: «Перехитрила ты меня» и наградил её дарами.

И отправилась она с миром в свою землю и пришла в Киев…


Группа 4.  

Князь Святослав.

1. Изучите материал учебника и дополнительный материал.

2. Запишите основные мероприятия  внешней и внутренней политики князя.

3. Запишите исторические понятия, связанные с деятельностью князя.

4. Оформите стенд. Расскажите о деятельности князя, используя историческую карту и материал для стенда

Из «Повести временных лет»

«Когда Святослав вырос и возмужал, стал он собирать много воинов храбрых, и быстрым был, словно барс, и много воевал. В походах же не возил за собою ни возов, ни котлов, не варил мяса, но, тонко нарезав конину, или зверину, или говядину и зажарив на углях, так ел; не имел он шатра, но спал, постилая потник с седлом в головах, — такими же были и все остальные его воины. И посылал в иные земли со словами: „Иду на Вы!“.»

«Повесть временных лет» сообщает, что в 964 году Святослав «пошёл на Оку реку и на Волгу, и встретил вятичей». Не исключено, что в это время, когда главной целью Святослава было нанесение удара по хазарам, он не подчинил вятичей, то есть еще не обложил их данью.

«В год 6473 (965) пошел Святослав на хазар. Услышав же, хазары вышли навстречу ему со своим князем каганом и сошлись биться, и в битве одолел Святослав хазар, и столицу их и Белую Вежу взял. И победил ясов и касогов.»


Материал для оформления информационного стенда

«Первые киевские князья».

http://images.myshared.ru/4/94867/slide_17.jpg    https://ru-static.z-dn.net/files/de5/c4fede4d78b1557fb4a8f072bfc36c80.jpg

      Олег Вещий (879 – 912).

https://otvet.imgsmail.ru/download/40091109_2084645797311afea7a35d9e33ec3a90_800.jpg

Внутренняя политика:

882 г. -  поход на Киев, захватил власть в Киеве, перенёс сюда столицу

Подчинил племена, жившие вдоль торгового пути «из варяг в греки».

907 г. – поход на Византию, получил богатую дань.

Внешняя политика: 907, 911 гг. – заключение выгодных торговых договоров с Византией.

Термины: «из варяг в греки», дань.

http://images.myshared.ru/10/987052/slide_20.jpg http://900igr.net/datas/istorija/Igor-Oleg-Olga/0023-023-Poljude.jpg

Игорь Старый (912 – 945)

http://mypresentation.ru/documents/fc3be5ffb921f491c17a74f0f0939883/img3.jpg

Внутренняя политика:

945 г. – убит древлянами при сборе полюдья. 

Внешняя политика:

913 г. – поход на хазар

915 г.- договор с печенегами

941 г. – неудачный поход на Константинополь

944 г. – новый торговый договор с Византией

Термины: «Греческий огонь», полюдье.

https://moiarussia.ru/wp-content/uploads/2017/02/N.A.-Bruni.-Svyataya-velikaya-knyaginya-Olga.-1901-g.-Original-dlya-mozaiki-hrama-Voskreseniya-Hristova-v-SPb.jpg http://kaplyasveta.ru/wp-content/uploads/2012/09/olga-2.jpg 

Ольга Мудрая, Святая  (945 – 964)

http://images.myshared.ru/18/1064404/slide_8.jpg

Внутренняя политика: Жестоко подавила восстание древлян

Ввела уроки и погосты.

Внешняя политика: установила мирные отношения с Византией. Приняла христианство.

Термины: уроки, погосты.

http://lib.znaimo.com.ua/tw_files2/urls_2/742/d-741932/img12.jpg http://shkolageo.ru/mpakard/%D0%9E%D0%B1%D1%80%D0%B0%D0%B7%D0%BE%D0%B2%D0%B0%D0%BD%D0%B8%D0%B5%20%D0%B8%20%D1%80%D0%B0%D0%B7%D0%B2%D0%B8%D1%82%D0%B8%D0%B5%20%D0%9A%D0%B8%D0%B5%D0%B2%D1%81%D0%BA%D0%BE%D0%B9%20%D0%A0%D1%83%D1%81%D0%B8d/img6.jpg

Святослав Воитель  (964 – 972)

Внутренняя политика: Расширял границы государства,

Внешняя политика:  965 г. – разгромил Хазарский каганат, освободил славянские племена от дани хазарам

Воевал с Болгарией и Византией

972 г. – убит печенегами


Оцени сегодняшний урок знаком «+»:

Урок полезен, все понятно.

 

Лишь кое-что чуть-чуть неясно.

 

Еще придется потрудиться.

 

Да, трудно все-таки учиться!

 

Оценочный лист

Критерии оценки

Оцениваю себя сам

Оценка своей группы

Других групп

Оценка других аудиторий

1. Активно работал в группе

 

 

2. Выполнял свои обязанности

 

 

3. Соблюдал культуру общения

 

 

 

++ у меня всё получилось

-+ были затруднения, но я справился

у меня не получилось работать в группе

++ у нас всё получилось

-+ у нас возникли затруднения,

- у нас не получилось работать в группе

++ у них всё получилось

-+ другие группы работали менее слажено

- другие группы не работали

++ у них всё получилось

-+   у них возникли затруднения

-они работали не активно


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

презентация «Конструирование технологической карты урока в соответствии с требованиями ФГОС»

Презентация содержит подробное описание составления технологической карты урока в соответствии требованиями ФГОС второго поколения...

Конструирование технологической карты урока в соответствии с требованиями ФГОС

Формирование у обучающихся универсальных учебных действий –требование федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования. Предлагаемая авторамитехнологическая карта...

Технологическая карта урока в соответствии с требованиями ФГОС

Технологическая карта урока в соответствии с требованиями ФГОС  учитель русского языка и литературы А.В.Незнанов предназначена для учителей русского языка и литературы в 8 классах....

Классификация методов и форм обучения, типы и структура уроков (информационно-справочный материал для работы по разработке рабочих программ и технологических карт урока в соответствии с требованиями ФГОС)

Учитель химии Якимчик Е.Е.     ГКСУВУ СОШ № 1 (закрытого типа) Материалом для данной статьи послужила работа автора при подготовке к выступлению с докладом на заседании М...

Технологическая карта урока в соответствии с требованиями ФГОС

Предмет: "Технология. Индустриальные технологии"Класс: 5Тема урока: Выпиливание лобзиком.Тип урока: комбинированный...

Технологическая карта урока в соответствии с требованиями ФГОС

«UK souvenirs.Culture Corner. ». Сувениры из Великобритании. 5 класс...

Технологическая карта урока в соответствии с требованиями ФГОС Тема урока: Лексика. Культура речи. Слово и его лексическое значение

Технологическая карта урока в соответствии с требованиями ФГОС  Предмет:    русский языкКласс:      5Тема урока:    Лексика. Культура речи. ...