«Мозговой штурм» как один из методов интерактивного обучения.
методическая разработка по истории

Краткая характеристика работы
Учитель истории и обществознания З.Я. Сулейманова представила на рецензирование
методическую разработку - педагогическое эссе на тему "Мозговой штурм" как один из методов
интерактивного обучения". Рецензируемая разработка соответствует требованиям федерального
законодательства в сфере образования, действующих федеральных стандартов, нормативно-
правовых документов (СанПиН и др.), а также методических рекомендаций по применению
эффективных форм и методов обучения.
Цель работы
Цель работы - раскрыть особенности применения "мозгового штурма" как одного из эффективных
методов интерактивного обучения в современной школе.
Актуальность темы
Проектирование современного урока при интерактивном обучении - это творческий процесс для
учителя, демонстрирующий уровень его педагогического и методического мастерства. Для педагога
важно методически грамотно подойти к отбору эффективных образовательных технологий, форм,
методов, способов и приемов обучения.
Новизна и практическая значимость работы
Педагог представила авторрскую оригинальную методическую разработку, которая характеризуется
творческим подходом к использованию "мозгового штурма" как эффективного метода
интерактивного обучения. Данная разработка обладает очевидной практической ценностью и может
быть полезной в профессиональной деятельности другим учителям.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_suleymanova_z.ya_.docx21.03 КБ

Предварительный просмотр:

Сулейманова Зульфия Явдатовна

«Мозговой штурм» как один из методов интерактивного обучения.

Муниципальное автномное общеобразовательное учреждение

«Лицей №2» г. Альметьевска

«Скажите мне – я забуду, Покажите мне – я запомню, вовлеките меня – я пойму»

Китайская пословица

На сегодняшний день  важнейшей задачей педагога является построение процесса обучения  по новому , принципиально изменив  в нем роль ученика и учителя, что дает качественно другой результат и основные методические инновации связаны с применением интерактивных методов обучения.. Интерактивное обучение – это, прежде всего, диалоговое обучение, в ходе которого осуществляется взаимодействие между обучающимся и преподавателем, между самими обучающимися.

 Цель использования  интерактивных методов обучения  состоит в создании комфортных условий обучения, при которых обучающийся чувствует свою успешность, свою интеллектуальную состоятельность, что делает продуктивным сам процесс обучения.  

Задачи интерактивных методов обучения:

  • Научить ребенка учиться;
  • Научить ребенка  анализировать  ситуацию, самостоятельно  искать  информацию; строить  логические цепочки и принимать  взвешенные  и аргументированные  решения;   
  • Научить работе в команде: уважать чужое мнение, проявлять толерантность к другой точке зрения;
  • Научить формировать собственное мнение, опирающееся на определенные факты;
  • Создать базу для работы по решению проблем после того, как обучение закончится;

Методы интерактивного обучения:

«Мозговой штурм» (атака)

• Мини-лекция

• Контрольный лист или тест

• Ролевая игра

• Игровые упражнения

• Разработка проекта

• Решение ситуационных задач

• Приглашение визитера

• Дискуссия группы экспертов

• Интервью

• Инсценировка

• Проигрывание ситуаций

• Выступление в роли обучающего

• Обсуждение сюжетных рисунков

  Один из наиболее популярных методов используемых на уроке — это «мозговой штурм», который был изобретен Алексом Осборном.
В 1953 году бывший капитан Алекс Осборн выпускает книгу «Управляемое воображение». С нее — то и началась популяризация мозгового штурма в Америке, а затем и в других странах. Мозговой штурм – решение творческих задач в группах. Это форма учебной деятельности может быть использована в работе с учащимися разных возрастов и при изучении разных учебных дисциплин. Она наиболее эффективна для развития творческих способностей учащихся.
О классическом мозговом штурме в современном его исполнении можно говорить долго. Но нас интересует учебный мозговой штурм (далее — УМШ).
Формула: решение творческой задачи организуется в форме учебного мозгового штурма.
В то время как большинство людей знакомо с термином мозговой штурм, многие не знают, что именно он означает.
Термин  «штурм» можно рассмотреть,  как «активные, решительные действия, предпринимаемые кем-либо с целью достижения чего — либо, получения каких-либо результов» (Словарь русского языка. — Т.4. — С.734 ) .
Термин мозг в нашей ситуации рассматривается как «ум, сознание; умственные способности» (Там же. — Т.2 — С.287).
Исходя из представленной терминологии «мозговой штурм» на занятиях — это метод семинара, содержащий целенаправленную ориентировку учащихся на восприятие и коллективное решение сложного вопроса на основе максимального умственного напряжения участников занятия; целеустремленное,  активное обдумывание и обсуждение учебного вопроса. Не допускается никакой критики высказанных идей , идеи высказываются короткими предложениями без обоснования, предпочтение отдается всем оригинальным идеям, в том числе шутливым, фантастическим, внезапным озарениям. Развитие творческого стиля мышления — вот основная цель мозгового штурма.

Как использовать этот метод на уроке? Мозговой штурм содержит всего четыре шага:

1. Постановка задачи.

2. Выдвижение идей.

3. Обсуждение идей.

4. Принятие решения.

Мозговой штурм проводится в несколько этапов. 1) Предварительный. Четко формулируется и записывается задача, идет подбор фактического материала: аналогов  объекта, данных о принципах действия, различного рода ограничениях. Класс необходимо разбить на небольшие группы ( «Генераторы идей» и «Аналитики») и рассадить их за столы полукругом относительно доски: каждый ученик должен видеть и слышать всех участников  В каждой группе выбирается или назначается учителем ведущий. Он следит за выполнением правил штурма, подсказывает направления поиска идей. Группа выбирает секретаря, который  фиксирует,  возникающие идеи (ключевыми словами, рисунком, знаком. Всем участникам нужно договориться выполнять общее правило: никакой критики, никаких оценок и замечаний на первом этапе, все идеи имеют «право на существование». Можно выдвигать любые идеи, даже абсурдные, так как они могут послужить трамплином к сильному решению. Каждому дается право на ошибку. Обсуждение идей запрещается, но поощрительные замечания, особенно развитие идей одноклассников  и составление их комбинаций - приветствуются. На сеанс генерирования идей учитель обычно отводит  20мин, количество идей может составить не один десяток.

 Следующий этап - анализ идей и выработка решения. На этом этапе  работает  другая группа - аналитики, которые не спеша, с учетом конкретных условий и требований постановщика задач, анализируют предложенные идеи на предмет содержания в них рациональных соображений.  Группа отбирает от 2 до 5 самых интересных решений и назначает спикера, который рассказывает о них классу и учителю.

«Плюсы» и «минусы» «мозгового штурма».

Метод весьма прост, доступен и детям и взрослым.

Мозговой штурм можно использовать ежедневно для развития фантазии и воображения и для раскрепощения сознания детей.

Можно научить детей не бояться высказывать свои мысли, снять страх перед критикой и страх ошибиться.

Можно научить слушать товарищей, уважать и свое и чужое мнение, сдружить группу (класс).

- Можно поднять статус робкого ребенка, сделать его более смелым и раскованным, если обращать общее внимание на его решения, пусть и слабые.

- Можно научить детей позитивной критике

-все учащиеся участвуют на равных позициях;

- возможность наглядного изображения проблемы, так как в процессе постоянно фиксируются все выдвинутые идеи;

- создаются условия для развития познавательного интереса. Метод предполагает наличие соревновательной атмосферы, а для того, чтобы выдвигать правильные идеи, необходимо владеть достаточным уровнем знаний. Это побуждает учащихся к познанию.

Недостатки:

- при разделении класса на группы может возникнуть доминирование лидеров, в то время как остальные не будут включены в процесс;

- возможно «зацикливание» на однотипных идеях.

Для того чтобы избежать подобного развития ситуации, учителю нужно своевременно скоординировать направление поиска. Рекомендуется также при разделении класса учитывать личностные характеристики учащихся и объединять детей разного уровня подготовленности


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Исследовательская работа - один из методов проблемного обучения.

В статье рассказывается о том, как исследовательская работа помогает развивать  интерес к изучению математики....

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МЕТОДОВ ИНТЕРАКТИВНОГО ОБУЧЕНИЯ ДЛЯ ФОРМИРОВАНИЯ КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ ОБУЧАЮЩИХСЯ НА НАЧАЛЬНОЙ СТУПЕНИ ОБУЧЕНИЯ НЕМЕЦКОМУ ЯЗЫКУ

Интерактивное обучение - это специальная форма организации познавательной деятельности. Использование методов интерактивного обучения необходимо для формирования коммуникативной компетенции и эффектив...

Контурная карта – один из методов в обучении географии

Использование контурной карты означает выработку картографических знаний, умений и навыков. Изучение каждой конкретной темы требует знания географической номенклатуры, географических понятий и географ...

«Фишбоун» как один из методов активного обучения

Одним из активных методов обучения, который можно использовать в группах, является прием «Фишбоун». Дословно он переводится с английского как «Рыбная кость» или «Скелет р...

Выступление на педагогическом совете в ГКОУ СКОШИ №2 тема "Проблемный метод, как один из вариантов интерактивного обучения школьников с нарушениями зрения."

В выступлении изложены некотопые рекомендации для реализыции проблемного метода, как одиного из вариантов интерактивного обучения школьников с нарушениями зрения. А также возможности интеграции этого ...

Методическое пособие «Интеллектуальные карты как один из методов креативного обучения»

Интеллектуальные карты на сегодняшний день- это один из самых универсальных и простых в использовании приемов для увеличения эффективности умственной деятельности учащихся. В пособии приведены правила...

«Перевернутое обучение» на уроках географии как один из методов смешанного обучения

laquo;Перевернутое обучение» на уроках географии как один из методов смешанного обучения...