Контурная карта – один из методов в обучении географии
учебно-методический материал по географии (5, 6, 7, 8, 9, 10 класс) на тему

Использование контурной карты означает выработку картографических знаний, умений и навыков. Изучение каждой конкретной темы требует знания географической номенклатуры, географических понятий и географических особенностей изучаемых объектов и явлений. При этом каждая тема может и должна иметь картографическое обеспечение – обязательный набор карт и графических построений, среди которых имеет место и контурная карта.

Большинство знаний, которыми должны овладеть учащиеся, связано с изучением содержания карт и умением пользоваться ими. Знать карту – значит помнить, представлять по памяти расположение, относительные размеры и форму объектов.

Задания по работе с контурной картой трудоемки по времени, дидактическая ценность их ограничена закреплением пространственных представлений и целью обучить учащихся элементарному картографированию природных и хозяйственных объектов и явлений на уже готовой основе карты.

Контурные карты – это основа географических карт. Они могут применяться при изучении нового материала, его закреплении, контроле знаний учащихся, выполнении самостоятельных работ. Контурная карта позволяет вырабатывать у школьников разносторонние умения и навыки в получении как картографических, так и географических знаний.

Работа с такими картами может быть одним из видов самостоятельного получения знаний. Работая с контурной картой, учащиеся не просто воспринимают и запоминают сведения, полученные от учителя, из учебника, но и пытаются самостоятельно и  творчески их применять.

Географическая сетка, контуры объектов, имеющиеся на контурной карте, помогают ребятам воспринимать и закреплять пространственные представления о размещении объектов, их взаимосвязи. Все географические объекты, нанесённые на контурную карту, помогают не только ориентироваться, запоминать их, но и способствуют лучшему пониманию символики карты, её содержания и методики оформления.

Скачать:


Предварительный просмотр:

                                                          Знание карты и умение работать с ней,

в современном мире не менее важно,

чем знание грамматики и математики. 

 «От карты всякое географическое исследование исходит и к карте приходит, с карты начинается и картой кончается».

Н.Н. Баранский 

                                       

Контурная карта – один из методов в обучении географии.

Использование контурной карты означает выработку картографических знаний, умений и навыков. Изучение каждой конкретной темы требует знания географической номенклатуры, географических понятий и географических особенностей изучаемых объектов и явлений. При этом каждая тема может и должна иметь картографическое обеспечение – обязательный набор карт и графических построений, среди которых имеет место и контурная карта.

Большинство знаний, которыми должны овладеть учащиеся, связано с изучением содержания карт и умением пользоваться ими. Знать карту – значит помнить, представлять по памяти расположение, относительные размеры и форму объектов.

Задания по работе с контурной картой трудоемки по времени, дидактическая ценность их ограничена закреплением пространственных представлений и целью обучить учащихся элементарному картографированию природных и хозяйственных объектов и явлений на уже готовой основе карты.

Контурные карты – это основа географических карт. Они могут применяться при изучении нового материала, его закреплении, контроле знаний учащихся, выполнении самостоятельных работ. Контурная карта позволяет вырабатывать у школьников разносторонние умения и навыки в получении как картографических, так и географических знаний.

Работа с такими картами может быть одним из видов самостоятельного получения знаний. Работая с контурной картой, учащиеся не просто воспринимают и запоминают сведения, полученные от учителя, из учебника, но и пытаются самостоятельно и  творчески их применять.

Географическая сетка, контуры объектов, имеющиеся на контурной карте, помогают ребятам воспринимать и закреплять пространственные представления о размещении объектов, их взаимосвязи. Все географические объекты, нанесённые на контурную карту, помогают не только ориентироваться, запоминать их, но и способствуют лучшему пониманию символики карты, её содержания и методики оформления.

Работа с контурными картами на уроках географии.

Требования, предъявляемые к работе с контурными картами.

  1. Записи ведутся простым карандашом (если нет уверенности в правильности выполнения задания) или ручкой синего или черного цвета.
  2. Обозначать объекты нужно условными знаками:

- горы – линией коричневого цвета, показывающей направление хребта;

- названия географических объектов (городов, вулканов, водохранилищ, вершин) вдоль параллелей;

- объекты, занимающие большие площади (равнины, моря, острова) подписываются по протяжённости.

3.  Для правильного нанесения объектов следует ориентироваться на градусную сетку, реки, береговые линии озер, морей и океанов, границы государств.

4.   Раскрашивание объектов только цветными карандашами.

5. Если объект, очень маленький, то можно поставить цифру, а в условных знаках указать его название.

6.  Название и легенда карты – обязательны.

Использование контурных карт при изучении нового материала.

Контурную карту можно использовать при получении новых знаний.

Наиболее распространёнными способами их применения на уроках являются следующие:

а) нанесение на карты учащимися различных географических объектов (номенклатуры) и их надписей. Заполнение номенклатурой идёт в ходе объяснения нового материала. Элементы гидрографии, рельефа и других природных объектов могут быть нанесены учеником только после внимательного изучения и сопоставления карт атласа с контурной картой.

            б) составление картографических (опорных) конспектов. Составление опорных конспектов в контурной карте способствуют наиболее осмысленному усвоению понятий, формированию глубоких знаний и их систематизации. Конспект заполняется в виде краткой записи и служит средством обобщения изучаемого материала. Его построение в контурной карте осуществляется поэтапно, в соответствии с основными вопросами урока и в определённой последовательности: отбор необходимых сведений в результате анализа карт и других источников географической информации.

Такой метод работы с контурной картой характерен  для серии уроков по климату (7 класс), а особенно эффективен этот метод для комплексной характеристики территории (9 класс), где изображаются все компоненты природы и их взаимосвязи.

Использование контурных карт при проверке знаний.

Разнообразие различных методов по проверке знаний повышает интерес учащихся к предмету, мобилизует их внимание и любознательность.

Одним из таких методов являются задания с контурной картой.

Их можно подразделить на следующие группы:

а) работа с целыми контурными картами с цифрами;

б) работа с составными контурными картами со стрелками-указателями, по отрезкам контурных карт или фрагментам с вопросами;

в) географические диктанты;

г) картографические практические работы.

Виды применения контурных карт разнообразны при проведении упражнений, практических проверочных работ на уроках физической географии. Среди них выделяются практические, проверочные работы, используемые при повторении, закреплении и учёте знаний.

Для проведения работ с отрезками контурной карты заранее подготавливается список географических объектов, изучаемых в одной или нескольких темах. Нумеруется каждый из них, а потом эти номера переносят на контурную карту в те места, где расположены объекты. Исходя из наличия отмеченных объектов, учитель разделяет контурную карту на части с равным количеством номеров (например, по десять), а потом разрезает её. Учащимся раздаётся по одному отрезку карты, а на листке необходимо написать название объекта. Разновидностью работ по отрезкам могут быть задания с условными знаками, когда на картах вместе с номерами объектов ставят условные знаки.

Существует три вида работ по картам с цифрами.

  1. Однотемные – когда на контурную карту наносят цифры и названия объектов одной темы. Например: «Реки и озёра России», «Природные зоны Африки» и т.д.
  2. Многотемные – когда на контурную карту наносят цифры объектов соответствующие нескольким темам. Например: «Обозначение крупнейших платформ и размещение полезных ископаемых»,  «Границы и моря России».
  3. Выборочные – когда на контурную карту нанесены все географические объекты изучаемой темы, из которых можно выписать  выборочные названия.

Работы со стрелками-указателями построены на принципе замены надписей на контурной карте стрелками-указателями, которые раскладываются на контурных картах, в соответствии с географическим положением объектов, написанных на них. Стрелки-указатели применяются и при изучении тем по экономической географии. На стрелках  помещают наименование или условные знаки полезных ископаемых, отраслей промышленности и сельского хозяйства. Можно их применять при изучении межрайонных связей, при показе направления перевозок сырья и производимой продукции. Контурная карта используется при изучении отраслей хозяйства и экономических районов такими способами как: значки, качественный фон, знаки движения. Способом значков можно показать, например, морские порты, промышленные центры, где  используются внешнемасштабные условные знаки.

Внешнемасштабные условные знаки указывают не только географическое положение объекта, но и размер и структуру явления.

Например. Задание: нанести на контурную карту важнейшие промышленные центры Западной Сибири (Восточной Сибири, Европейского Севера и т.д.)  и объяснить специализацию их по источникам знаний. Построение такой карты даёт возможность учащимся систематизировать и представить в наглядной форме все основные сведения о городах Западной Сибири. Параллельно ставятся дополнительные вопросы.

1). Выделить из всех городов важнейшие.

2). Показать их местоположение на контурной карте.

3). Показать важнейшие отрасли промышленности.

4). Объяснить развитие данных отраслей на территории Западной Сибири.

Пунсоны городов делят на секторы для показа отраслей промышленности. Каждый сектор закрашивается определённым цветом.

Наибольший интерес у ребят вызывают работы с составными контурными картами. Это обыкновенные контурные карты, разделённые на части. Задача учащихся заключается в том, чтобы быстрее восстановить из разделённых и перемешанных частей карту в прежнем виде. Для того, чтобы быстро составить контурную карту из отдельных частей, нужно хорошо её знать. Такие работы увлекательны. Кроме проверки ранее изученного материала, они способствуют закреплению знаний, учащиеся будут лучше знать географическую карту, как в целом, так и отдельные её части.

Можно проводить диктант, в котором объекты не называются, а дается лишь их характеристика, по которой определяется объект и наносится на контурную карту. Во время географического диктанта учитель последовательно диктует наименования заданных объектов, а учащиеся подписывают их на контурную карту. Например. Тема «Африка».7 класс.

*Крайняя южная точка материка.

*Пересыхающее озеро в северной части Африки.

*Река, дважды пересекающая экватор.

*Горная система в северо-западной части материка.

*Самое большое озеро на материке.

*Самое глубокое озеро материка.

*Море, омывающее материк на Северо-востоке.

*Перешеек, соединяющий Африку и Евразию.

*Водопад, открытый Давидом Ливингстоном.

Подобные задания даются при изучении всех материков

 Систематизация знаний по работе с контурной картой.

На контурной карте можно выразить любую мысль с помощью различных способов картографирования природных и социально-экономических явлений. Умения и навыки таких способов складываются в процессе обучения. В каждом классе формируются определённые умения работы с контурной картой.

Класс

Картографические умения и навыки работы с к/к.

Вид деятельности.

Что формируется?

5-6

Умения определять и обозначать на контурной карте направления, географические координаты;

Обозначать географические объекты (рельеф, гидрография).

Нанесение на контурную карту географических объектов;

Географический диктант;

Работа с постоянными контурными картами с цифрами.

Восприятие пространственных

 представлений

о размещении

 объектов.

7

Формирование умений и навыков по обозначению географических объектов, приём заполнения контурной карты линейными условными знаками (течения, ветры).

Опорные конспекты в контурной карте;

географический диктант;

стрелки-указатели;

 контурные карты с цифрами;

составные контурные карты.

Способ показа явлений на карте.

8

Приём составления картосхем, составлять карты способом качественного фона (природные зоны).

Опорные конспекты;

Фрагменты контурных карт с вопросами;

Составные контурные карты;

 контурные карты (целые и отрезки) с цифрами.

Восприятие пространственного

 представления о размещении

 объектов природы и их взаимосвязи друг с другом.

9

Умение строить карты с использованием значков.

Значки;

стрелки-указатели;

качественный фон;

знаки движения ( перевозки, связи районов друг с другом).

Закрепление пространственных

 представлений о размещении

 объектов, объяснение принципов

 такого размещения.

10-11

Умение составлять картограммы и картодиаграммы.

Картографические практические и самостоятельные работы.

Разносторонние умения и навыки

 в получении как картографических,

 так и географических знаний. 

Уметь объяснять закономерности

 развития и размещения процессов

 и явлений.

В каждом классе можно применять различные виды деятельности с контурной картой в зависимости от уровня его подготовленности.

Внутри любого класса можно дифференцировать виды работ с контурными картами, ориентируясь на сильных и более слабых детей.

Критерии оценивания работ.

  1. Умение правильно определить место объекта.
  2. Умение картографически грамотно надписывать объекты.
  3. Грамотность и аккуратность.
  4. Количество обозначенных объектов.
  5. Оформление работы.

Значимость использования контурной карты  в ходе обучения географии:

  1. Во время выполнения заданий обучающиеся напрягают и тренируют зрительную память. Они не просто механически запоминают расположение объекта, а и определяют его местонахождение относительно градусной сетки, береговой линии, рек и т. д. Поисковая работа благоприятствует логическому запоминанию, которое намного эффективнее механического.
  2. Тренируется и развивается моторно-сенсорная память, когда  закрашивается  объект и подписывается его название.
  3. Приобретаются картографические навыки выполнения работ.
  4. Выполнение картографических работ воспитывает дисциплинированность, внимательность (что именно выполнять и как), точность, аккуратность.
  5. Работа на контурной карте развивает эстетический вкус.

Ориентирование в пространстве с помощью карты, умение читать карту является одной из ключевых компетентностей, необходимых человеку вне зависимости от его будущей профессии. Важную роль в формировании такого рода знаний играет организация систематической работы с контурными картами. Использование контурных карт позволяет развивать у учащихся чувство пространства, умение по географической основе определять взаиморасположение объектов, особенности конкретной территории. Систематическое использование контурных карт способствует также формированию умения по словесной географической характеристике территории, определять её положение на карте.

  Учащиеся часто занимаются копированием содержания карт из школьного атласа, что приводит к неоправданной потере времени. От такой работы нет пользы. Поэтому, чтобы повысить качество работы с контурными картами, учителю необходимо найти творческий подход к данному делу.

 Контурные карты имеют большое практическое значение, так как:

 – формируют у детей интерес к географии; – повышают мотивацию к изучению предмета у школьников;

– способствуют развитию творческого воображения и мышления;

 – вовлекают в учебный процесс всех учащихся;

 –обеспечивают детальное изучение материала;

 – способствует усвоению правильного написания и произношения географических названий.

 “Все, что называешь – показывай; все, что показываешь – называй”. На уроке знакомлю учащихся с разными видами карт, и особое внимание уделяю контурным картам. На первом этапе знакомства с контурными картами, ребята  не представляют, что это за вид карт.  Поясняю, что контурные карты потому и называются контурными, что на них обозначены только общие очертания тех или иных географических объектов. Работа с контурными картами позволяет вовлечь в учебный процесс всех учащихся и обеспечить более детальное и глубокое изучение ими материала. На протяжении обучения географии работу с контурными картами постепенно усложняется. Вместе с тем усиливается самостоятельная работа учащихся с контурной картой.

 Курс географии включает в себя обилие географической номенклатуры, усвоение которой заставляет  продумывать работу именно с контурной картой. При работе с контурными картами выполняем самые разнообразные задания:

  • нанесение названий географических объектов;
  •  закрашивание определенных территорий (пояса освещенности, природные зоны);
  •  обозначение границ объектов и территорий (границы крупных государств, климатические пояса);
  •   вычерчивание путей между заданными точками,
  •  нанесение условных знаков; надписей.

 При нанесении географических объектов на контурную карту, быстрее усваиваются их географические названия и местоположение. У учеников формируются определенные навыки выполнения картографических работ, которые являются важной предпосылкой всестороннего развития личности. Работа с контурными картами воспитывает дисциплинированность, внимательность, точность, аккуратность, эстетический вкус.

Учащимся при работе с контурной картой должна быть отведена активная роль, которая не сводится только к бездумному перерисовыванию с образца. В своей деятельности они под руководством учителя должны учиться сравнивать, анализировать, выделять главное, делать   обобщения.  Если   работу  вести   целенаправленно  и  систематически,  то  она обязательно  приведет  к  положительному  результату.  Использование контурных карт в учебном  процессе  будет  эффективным    при  соблюдении  определенного ряда  условий:

– учащиеся должны осознавать цель выполняемой работы и прогнозировать учебный результат;

 – учащиеся должны усвоить требования к работе с контурными картами;

– иметь представления о последовательности выполнения отдельных действий;

– учитель должен постепенно усложнять задания;

 – последовательно должна возрастать степень самостоятельности выполнения заданий. Применение контурных карт на уроках географии:

 – укрепляет практические навыки;

 – повторяется изученный материал по теме;

– развиваются исследовательские умения и навыки;

 – отсутствуют неуспевающие по предмету;

 – прослеживаются стабильные результаты качества знаний;

 – учащиеся становятся более инициативными и самостоятельными.

                                                          Знание карты и умение работать с ней,

в современном мире не менее важно,

чем знание грамматики и математики. 

  1. Душина И.В. «Методика и технология обучения географии»: Пособие для учителей и студентов.- М.: ООО Издательство «Астрель,2004, 218 с.          
  2. "Методика обучения географии в средней школе"  (Теоретические основы методики обучения географии) Под ред. А. Е. Бибик и др., М., «Просвещение», 1998 г.
  3. Блаженов В.А. Приемы развивающего обучения географии. М. Дрофа.2006.
  4. Галеева Н.Л. Мельничук Н.Л. Сто приемов для учебного успеха на уроках географии. М.. 2007.
  5. География. №14/2007. Трифонов А.Ю. Картографический метод обучения.

Центральная Россия

  1. Южнее расположена Валдайская или Смоленско-Московская возвышенность?
  2. Западнее лежит Приволжская или Среднерусская возвышенность?
  3. Севернее расположено Верховье Оки или Волги?
  4. Западнее расположена Приволжская возвышенность или Северные Увалы?
  5. Западнее расположена Смоленская или Московская возвышенность?
  6. Волга течет на север или на юг?
  7. Приволжская возвышенность расположена на левом или на правом берегу Волги?
  8. Восточнее расположен Центрально-Черноземный или Волго-Вятский район?
  9. Воронежская область входит в Центрально-Черноземный или Центральный район?
  10. Республика Марий-Эл входит в Центральный или Волго-Вятский район?
  11. Липецкая область находится в Центральном или Центрально-Черноземном районе?
  12. Владимирская область в составе Центрально-Черноземного или Центрального района?
  13. Смоленская область относится к Центральному или Центрально-Черноземному району?
  14. Мещерская низменность находится в Центральном или Центрально-Черноземном районе?
  15. Окско-Донская равнина лежит в Центральном или Центрально-Черноземном районе?

                                                           Реки мира

  1. Куда впадает Амазонка?
  2. Где протекает река Муррей?
  3. В какой океан впадает река Замбези?
  4.  Куда несет свои воды Миссури?
  5. В какой океан впадает река Хуанхэ?
  6. В какой залив впадает река Нигер?
  7. В какое море впадает река Нил?
  8. В какой пролив несет свои воды Амур?
  9. Куда впадает река Миссисипи?
  10.  Куда впадает река Ориноко?
  11.  В какое море впадает река Волга?
  12.  По какому материку протекает река Дунай?
  13.  В какое море впадает река Меконг?
  14.  В какое море впадает река Енисей?
  15.  Где протекает река Парана?
  16.  Куда впадает река Ганг?
  17.  В какое море впадает река Лена?
  18.  Куда несет свои воды река Оранжевая?
  19.  По какому материку протекает река Инд?
  20.  В какое море впадает река Обь?

                                      Географический диктант

А) ГОРИЗОНТАЛИ         Г) МАСШТАБ

Б) РЕЛЬЕФ                   Д) ТОПОГРАФИЧЕСКИЙ ПЛАН

В) АЗИМУТ                    Е) ЭКВАТОР

*Неровности земной поверхности. (Б)

*Изображение на плоскости небольшого участка земной поверхности в уменьшенном виде при помощи условных знаков. (Д)

*Это условные линии, которые соединяют точки земной поверхности, лежащие на одинаковой абсолютной высоте. (А)

*Угол между направлением на север и направлением на какой-то предмет, отсчитываемый от направления на север по часовой стрелке. (В)

*Воображаемая линия, которая делит Землю на два равных полушария: северное и южное. (Е)

*Показывает, во сколько раз каждая линия, нанесённая, уменьшена по отношению к её действительным размерам на местности. (Г)

(Взаимопроверка работы: нет ошибок «5»; 1 ошибка «4»; 2-3 ошибки «3»)

                                                   ДА – НЕТ

  1. В районах, где выпадает много осадков, рек много и они полноводны.

  1. Для горных рек основной источник питания – талые воды горных ледников и снегов.

  1. От климата зависят питание и режим рек, густота речной сети, установление ледового покрова.

  1. Расход воды в реках является постоянным и не зависит от режима реки.

  1. От рельефа зависит направление и характер течения реки.

  1. Большинство рек России – горные.

  1. Горные реки имеют большие уклоны и обладают большими запасами гидроэнергии.

  1. Почти 2/3 площади страны занимают реки бассейна Северного Ледовитого океана.

  1. Самая полноводная река России – Енисей.

  1. Около 20% наших рек приходится на бассейн Атлантического океана.

  1. Реки европейской и азиатской частей отличаются по длине и характеру течения.

  1. У рек Северного Ледовитого океана короткий период навигации.

  1. В распределении озер главную роль играют климат, рельеф и геологическое строение территории.

  1. В России больше всего озер в областях избыточного увлажнения.

  1. Самое крупное соленое озеро в России – Чаны на юге Западно - Сибирской низменности.

  1. Болото – переувлажненный участок суши с непроточной или слабопроточной водой и влаголюбивой растительностью и торфом.

  1. Самое маленькое болото в России – Васюганское.

  1. Самые чистые источники воды – подземные воды и ледники.

  1. Подземные воды бывают пресными, минерализованными, термальными.

  1. 90% ледников России на Кавказе.

       

  1. Западнее расположена Восточно-Европейская или Западно-Сибирская равнина?
  2. Севернее лежат Северные Увалы или Валдайская возвышенность?
  3. Восточнее находится Кольский полуостров или Ямал?
  4. Западнее расположена Прикаспийская низменность или Барабинская ?
  5. Севернее Анабарское плато или плато Путорана?
  6. Алтай западнее или восточнее Саян?
  7. Южнее расположен Гыданский или Кольский полуостров?
  8. Река Анадырь впадает в Берингово или Охотское море?
  9. Южнее Гыданский или Чукотский полуостров?
  10. Что расположено южнее: Сихотэ-Алинь или Анадырское плоскогорье?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Исследовательская работа - один из методов проблемного обучения.

В статье рассказывается о том, как исследовательская работа помогает развивать  интерес к изучению математики....

«Фишбоун» как один из методов активного обучения

Одним из активных методов обучения, который можно использовать в группах, является прием «Фишбоун». Дословно он переводится с английского как «Рыбная кость» или «Скелет р...

Методическое пособие «Интеллектуальные карты как один из методов креативного обучения»

Интеллектуальные карты на сегодняшний день- это один из самых универсальных и простых в использовании приемов для увеличения эффективности умственной деятельности учащихся. В пособии приведены правила...

«Мозговой штурм» как один из методов интерактивного обучения.

Краткая характеристика работыУчитель истории и обществознания З.Я. Сулейманова представила на рецензированиеметодическую разработку - педагогическое эссе на тему "Мозговой штурм" как один из...

Контурная карта – один из главных методов в обучении географии.

Значение использования контурных карт на современном уроке географии...

Дискуссия как один из методов инновационного обучения

Данная статья "Дискуссия как один из методов инновационного обучения" представляет  собой описание технологии проведения дискуссии с опорой на личных педагогический опыт. Что такое диск...

«Перевернутое обучение» на уроках географии как один из методов смешанного обучения

laquo;Перевернутое обучение» на уроках географии как один из методов смешанного обучения...