Дискуссия как один из методов инновационного обучения
статья по литературе

Данная статья "Дискуссия как один из методов инновационного обучения" представляет  собой описание технологии проведения дискуссии с опорой на личных педагогический опыт. Что такое дискуссия, в чем её особенности как метода - вот основной круг проблем, роднимаемых автором.

Работа может быть полезнаначинающим учителям.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Савинская Г.И., учитель русского языка

и литературы ГБОУ школа №618

Приморского района Санкт-Петербурга

Дискуссия как один из методов инновационного обучения

Одной из важных форм инновационного обучения является дискуссия.

Дискуссия как форма демократического общения имеет преимущества перед другими формами: она позволяет организовать живое общение, вовлечь всех или большинство участников в обсуждение вопроса, предполагает напряжение мысли, которое возникает в раздумьях, в столкновениях различных точек зрения, стимулирует речевую активность и самостоятельность суждения.

Так как дискуссия – это спор, то основные цели ее проведения следующие:

1) выяснение разных точек зрения, столкновение которых поможет найти истину, что, несомненно, способствует не только углублению званий, но и формирование мировоззрения школьников;

2) воспитание у учащихся культуры речевого общения во время спора; формирование умения дискутировать, просто и понятно излагать свою точку зрения, убедительно ее доказывать, спокойно выслушивать доводы оппонента и т.д.

 Настоящую дискуссию нельзя запланировать в деталях, прорепетировать, разыграть по нотам, иначе она лишится необходимой естественности. И все-таки, как показывает практика, определенная подготовка к учебной дискуссии необходима. Методика включает три этапа:

1) предварительная подготовка,

2) проведение дискуссии,

3) подведение итогов.

ЗАДАЧИ ПЕРВОГО ЭТАПА

1. Выбрать тему. Она может быть предложена, но не навязана учителем, подсказана жизненной ситуацией или определена на основе предварительного опроса (анкетирование) учащихся. Для обсуждения следует выбирать вопрос, который бы был интересен учащимся, затрагивал и волновал их.

2. Глубоко изучить вопрос, который будет обсуждаться.

3. Создать инициативную группу по подготовке дискуссии.

4. Подготовить объявление о дискуссии (тема, вопросы, литература, время и место проведения), оформить помещение (афоризмы, правила ведения спора, выставка книг и т.д.).

При подготовке помещения к проведению дискуссии стулья лучше расставить таким образом, чтобы участники спора по возможности видели друг друга.

ВТОРОЙ ЭТАП – это проведение дискуссии.

Умелая дискуссия – почти искусство. Успех ее во многом зависит от учителя, от осмысления им роли и функции ведущего. Несколько советов ведущему дискуссию:

1. Перед началом дискуссии необходимо назвать тему, обосновать ее выбор, ясно сформулировать цель.

2. В первые же минуты расположить к себе участников дискуссии, настроить их на полемический лад, создать обстановку, при которой каждый ученик не только не стеснялся бы высказывать свое мнение, но и стремился его отстаивать.

3. Не препятствовать желающим выступать, но и не принуждать к выступлению, стараться, чтобы во время дискуссии царил дух искренности и откровенности.

4. Стимулировать активность участников. В этом поможет продуманная система вопросов, которые представляют интерес для учащихся и могут вызвать их на откровенный разговор. Помнить, что вопрос – визитная карточка дискуссии. Есть приемы, средства, располагающие к дискуссии, о которой следует помнить: парадокс – неожиданное, своеобразное мнение, резко расходящееся с общепринятым, даже противоречащее на первый взгляд здравому смыслу. В нем неизменно присутствует вызов; неожиданный вопрос; реплика – краткое возражение, замечание с места. Она тоже настраивает на дискуссию, свидетельствует об активности слушателя, его желании уяснить вопрос, проверить свою точку зрения.

5. Умело сопоставить различные точки зрения, обобщить их с тем, чтобы позиции участников дискуссии были представлены как можно отчетливее, направлять дискуссию в русло намеченной цели.

6. Не торопиться исправлять заблуждающихся, предоставлять такую возможность слушателям.

7. Когда это целесообразно, вопрос, адресованный ведущему, тут же переадресовать слушателям.

8. Не спешить навязывать готовое решение.

9. Выбрать подходящий момент для окончания дискуссии, не нарушая логику развития спора.

Ведущий не должен вмешиваться в обсуждение без особой необходимости, оказывать психологическое давление на участников спора с пометкой своего авторитета, резких оценочных суждений, замечаний в адрес присутствующих. Не вызывает симпатии ведущий, который прерывает участников спора на полуслове, много говорит сам. Не стоит также открыто поддерживать одну из спорящих сторон. Свое отношение к различным точкам зрения лучше высказать при подведении итогов дискуссии.

Любой спор, даже идущий по всем правилам логики, может погубить одно обстоятельство: если участники дискуссии забывают об этике спора. Поэтому в начале дискуссии следует напомнить учащимся правила спора.

Вот некоторые из них:

1. Прежде чем сказать, спросите себя, есть ли необходимость вступать в спор. Тщательно продумайте то, о чем будете говорить.

2. По возможности кратко и ясно изложите свою точку зрения: ваша речь должна быть весома и убедительна.

3. Помните, что лучшим доказательством или способом опровержения являются точные и бесспорные факты. Если доказана ошибочность вашего мнения, имейте мужество признать правоту своего «противника».

4. Доказывайте и опровергайте, говорите ясно, отчетливо. Точно.

5. Помните о культуре общения. Умейте выслушать другого, уловить его позицию, уважайте мнение товарищей, не повышайте голос, не прерывайте выступающего, не делайте замечаний, касающихся личных качеств, участников обсуждения, избегайте поспешных выводов, старайтесь понять точку зрения собеседника и ход его мыслей до конца. Не вступайте в пререкания с ведущим по ходу проведения дискуссии.

НА ТРЕТЬЕМ ЭТАПЕ ПОДВОДЯТСЯ ИТОГИ ДИСКУССИИ.

ПРИМЕР УРОКА- ДИСКУССИИ

Теоретико-методический комментарий к уроку

В отличие от урока-дебатов и урока-диспута урок в виде дискуссии предполагает более развернутую деятельность. Воспроизводя модель спора, урок-дискуссия предполагает выход на мировоззренческие категории: разница в поведении персонажа, оценке конкретного поступка одного литературного героя другим, наконец, оценка со стороны автора и читателя мотивируется сформированной жизненной позицией.

Гений и злодейство - две вещи несовместимые? (по трагедии А.С. Пушкина «Моцарт и Сальери») (9 класс)

Цели урока: выявить основную идею трагедии (история души, пораженная гордыней); развивать умение анализировать текст, опираясь на художественные достоинства трагедии (диалог, применение в драме музыки); прививать учащимся общечеловеческие эстетические и моральные ценности.

Оборудование: наглядные пособия, помогающие создать колорит эпохи (музыка, портреты композиторов, иллюстрации к «Маленьким трагедиям» А. С. Пушкина).

Ход урока

I. Организационный момент

II. Работа по теме урока

План

1.        Выявить дискуссионные вопросы, возникающие при чтении текста.

2.        Познакомить с историей создания произведения.

1. Вступительное слово учителя

Трагедия «Моцарт и Сальери» входит в цикл, названный А. С. Пушкиным «Маленькие трагедии». В определении «маленькие» не было другого смысла, кроме намерения автора представить читателю совсем иную драматургию: не традиционно высокопарную трагедию классицизма, а вполне общечеловеческие страсти вне времени и прикрепленности к месту. Пушкин выбирает разные сюжеты и находит неожиданные решения. А. С. Пушкин всегда внимателен к живому потоку действительности и в своих «маленьких трагедиях» выставляет на первый план подчеркнуто объективную действительность, одновременно представленную как составляющую часть души. Объективный мир охватывает личность поэта, мир, существующий вне сознания человека, но вместе с тем формируемый им, вступает в сложные взаимоотношения с человеком. В цикле «маленьких трагедий» представлен сам исторический процесс, действие растянуто от Средних веков до Нового времени.

В центре внимания автора не конкретная, живая действительность, а «вечные» страсти. А. С. Пушкин смело вступает на новую для него «территорию», чтобы проверить истинность нового открытого им метода. Если реалистические принципы помогут понять извечные человеческие страсти и проблемы, значит они верны.

2. Дискуссия с чтением и анализом фрагментов трагедии

  • С какой драмой в нашем сознании связаны имена Моцарта и Сальери? (Бездарность злодея из зависти отравившего гения.)
  • Как вы думаете, только ли эта идея заложена в трагедии А.С. Пушкина? (Нет, смысл драмы глубже.)

Прочитаем начало трагедии, со слов Сальери

Все говорят: нет правды на земле.

Но правды нет - и выше. Для меня

Так это ясно, как простая гамма.

Родился я с любовию к искусству...

  • Какое противопоставление вы заметили в этих строках? (Ответ. Сальери противопоставляет себя миру, он дает свою точку зрения на правду, делая свой собственный вывод: правды нет и выше. Тем самым Сальери как бы предчувствует дальнейшее развитие событий.)
  • В чем сущность внутреннего монолога Сальери? (Ответ. Монолог Сальери - это его история, его духовная жизнь. Сальери пытается самооправдаться, он стремится к внутренней гармонии, хотя это у него и не всегда получается.)
  • Дайте характеристику речевой стороны монолога Сальери. (Ответ. Речь Сальери тяжеловесна, много лексических повторов, она несколько похожа на ораторскую речь. Тем самым Сальери как бы пытается не только сопоставить свой внутренний мир и окружающий, но и убедить других людей в собственных мыслях.)

3. Образ Сальери

Можно ли назвать Сальери главным героем?

Как вы относитесь к творческому пути Сальери.

Можно ли говорить о душевном кризисе Сальери? Почему?

Прокомментируйте следующие слова Сальери:

Я сделался ремесленник: перстам

Придал послушную, сухую беглость

И верность уху. Звуки умертвив,

Музыку я разъял, как труп. Поверил

Я алгеброй гармонию.

5. В какой момент Сальери задумывается о преступлении. Что толкает его на этот шаг?

Вывод. Сальери рано понял свое призвание, он трудолюбив и настойчив в достижении цели. Однако образование Сальери можно назвать односторонним: он занимался и развивал только музыкальные способности, на все остальное у него не оставалось времени, его можно назвать добровольным «музыкальным затворником». Именно поэтому он с одной стороны чересчур требователен к себе (уничтожает свои произведения), с другой стороны - ставит под сомнение Божественные законы, что, для верующего человека, возможно только в самом крайнем случае. Сальери превратил музыку в ремесло, он стремился стать композитором, и он им стал. Однако в его творчестве отсутствует вдохновение.

И Сальери чувствует в этом свою ущербность. Все это свидетельствует о глубоком душевном кризисе. Сальери стремится к музыке, но она уже не приносит ему той радости, которая должна возникать при занятии любимым делом. Нарушение гармонии между жизнью и творчеством приводит Сальери к преступлению
4. Продолжение дискуссии с чтением и анализом фрагменте трагедии

Какое отличие вы заметили при анализе речи Сальери и Моцарта? (Ответ. Речь Сальери - это в основном монологи. А речь Моцарта всегда обращена к Сальери).

Можно ли сказать, что автор явственнее проступает при репликах Моцарта, нежели Сальери? (Ответ. Да, за словами Моцарта: «Мне что-то тяжело; пойду засну. Прощай же! стоит всезнающий автор).

5. Образ Моцарта

Дайте качественную характеристику характера Моцарта

Можно ли говорить о душевном кризисе Моцарта?

Прокомментируйте слова Моцарта.

Представь себе... кого бы?

Ну, хоть меня - немного помоложе;

Влюбленного - не слишком, а слегка

С красоткой, или с другом - хоть с тобой,

Я весел... Вдруг: виденье гробовое,

Внезапный мрак иль что-нибудь такое...

Ну, слушай же.

4. Можно ли говорить о символизме приведенных строк? Почему?

Вывод. Моцарт - яркая звезда. Он живет не ради музыки, он живет музыкой. Его сочинения вдохновлены самой жизнью. Моцарт талантлив и осознает это. Он живет в гармонии с самим собой, музыкой и окружающим его миром. В то же время он несколько наивен. Моцарт исподволь чувствует отношение Сальери (зависть), но не дает себе возможности (и не имеет желания) разобраться в истинных чувствах своего «друга». Отсюда - символизм его слов: «мрак иль что-нибудь такое». Л.А. Новиков справедливо указывает на символическую значимость выражения «что-нибудь такое», играющего в драме роль композиционной скрепы.

6. Сопоставление образов Моцарта и Сальери

  1. Как относятся герои к пародии.
  2. Поясните свое отношение к Моцарту и Сальери.
  3. Какой образ противоречив? Поясните свою точку зрения.
  4. Нужна ли была Сальери смерть Моцарта?
  5. Прав ли Моцарт, говоря: «Гений и злодейство - две вещи несовместимые»?

Вывод. Пародию на свое творчество Моцарт воспринимает с юмором, легко и непринужденно. Это связано с тем, что музыка доставляет ему истинное удовольствие, радость жизни. Сальери же, напротив, негативен к пародии. Его труд не приносит ему радости, естественно, что он не может радоваться, когда его произведение «калечат». Образ Сальери противоречив. По человечески его жалко, он всю жизнь стремился к высокому и прекрасному искусству, но его всегда «чуть-чуть» недоставало. Зависть Сальери и убийство Моцарта совершенно для него бессмысленны: он совершенно не выигрывает от смерти Моцарта. Моцарт гибнет физически, причем «за кадром» трагедии. Гибель же Сальери происходит на наших глазах, причем эта гибель - духовная.

Домашнее задание

Написать сочинение-рассуждение на тему «Как сложилась бы жизнь Сальери и Моцарта, если бы Сальери был талантлив, а Моцарт - настойчив».

Литература

  1. Методика преподавания русского языка: Учебное пособие для студентов пед. институтов по специальности №2101 “Русский язык и литература”/М.Т. Баранов, Т.А. Баринова Е.А., Боженкова Л.Ф., Лебедев В.И. Методика русского языка. - М., 1974.
  2. Абдуллина Л.И., Будникова Н.Н., Полторжицкая Г.И. Нетрадиционные уроки литературы: 5-11 классы. – М.: ВАКО, 2011. – 224 с. - (Мастерская учителя-словестника)
  3. Власенков А.И. Развивающее обучение русскому языку. - М., 1983.
  4. Граник Г.Г, Бондаренко С.М., Концевая Л.А. Семинар по русскому языку. - М., 1988. 
  5. Караваев А. Игровые уроки в старших классах.//Преподаватель. 2006, № 1, с. 3-6.
  6. Климкина Ю.Е. Уроки-семинары по русскому языку в старших классах.//Русский язык в школе. 2001, № 4, с. 27-29. 
  7. Котельникова С.А. Творческие работы нетрадиционных жанров.//Русский язык в школе. 1997, № 1, с. 25-26.
  8. Крупенникова М.И. Эффективные методы и приемы организации урока.//Русский язык в школе. 1997, № 4; с. 9-13. 
  9. Махмутов М.И. Современный урок: Вопросы теории. - М., 1981., с. 50-52

Интернет-ресурсы

1. http://festival.1september.ru/

2. http://lisitsinageo.narod.ru


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Исследовательская работа - один из методов проблемного обучения.

В статье рассказывается о том, как исследовательская работа помогает развивать  интерес к изучению математики....

Контурная карта – один из методов в обучении географии

Использование контурной карты означает выработку картографических знаний, умений и навыков. Изучение каждой конкретной темы требует знания географической номенклатуры, географических понятий и географ...

«Фишбоун» как один из методов активного обучения

Одним из активных методов обучения, который можно использовать в группах, является прием «Фишбоун». Дословно он переводится с английского как «Рыбная кость» или «Скелет р...

Методическое пособие «Интеллектуальные карты как один из методов креативного обучения»

Интеллектуальные карты на сегодняшний день- это один из самых универсальных и простых в использовании приемов для увеличения эффективности умственной деятельности учащихся. В пособии приведены правила...

«Мозговой штурм» как один из методов интерактивного обучения.

Краткая характеристика работыУчитель истории и обществознания З.Я. Сулейманова представила на рецензированиеметодическую разработку - педагогическое эссе на тему "Мозговой штурм" как один из...

Представление педагогического опыта ""Кейс-технология - один из методов активного обучения на уроках физики".

Формирование личности современного человека возможно лишь в том случае, если опыт проявления инициативы в решении посильных для конкретного возраста проблем развивать с детских лет. Данное утверждение...

«Перевернутое обучение» на уроках географии как один из методов смешанного обучения

laquo;Перевернутое обучение» на уроках географии как один из методов смешанного обучения...