Конспект урока: "Смоленщина в 1812 году"
план-конспект урока по истории (8 класс)

Меркушева Наталья Ивановна

Смоленщина в 1812году

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл voyna_1812.docx34.11 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа №10

имени Героя Советского Союза Д.Е. Кудинова

г. Вязьмы Смоленской обл.

Конспект урока: «Смоленщина в 1812году » 

Разработала: Меркушева Н. И.

Цель : познакомить учащихся с историческим наследием, сохранившим память о жизни смолян в период Отечественной войны 1812 года.

Задачи :

  • расширять кругозор обучающихся;
  • воспитывать любовь к своей малой родине и гордость за ее жителей;
  • побудить к созидательной деятельности по сохранению исторического наследия;
  • побудить к размышлению о понятиях «духовная сила» и «духовное богатство».

Тип урока: урок повторения и обобщения полученных знаний.

Форма проведения: урок-размышление.

Методы, применяемые на уроке: наглядные, проблемно-поисковые, диалоговые.

Оборудование урока:

  1. Карта “Отечественная война 1812 года”;
  2. Компьютер;
  3. Мультимедийный проектор;
  4. Презентация  
  5. Выставка литературы, посвященная войне 1812года;

 Эпиграф к уроку:

Память вечная вам, братья!
Рать младая к вам объятья
Простирает в глубь земли:
Нашу Русь вы нам спасли;
В свой черед мы грудью встанем,
В свой черед мы вас помянем!

В.А. Жуковский

Цели урока:

  1. Повторить и закрепить фактический (событийный) материал: сражения, героизм через призму глубокого патриотизма русского народа.
  2. Вовлечь учащихся в поисковую познавательную деятельность и тем самым способствовать личностно значимым переживаниям событий.
  3. Актуализировать материал через его связь с местной историей, вызвав подростков на диалог: мое личное отношение к событиям, личностное восприятие истории, патриотизма.
  4. Способствовать формированию патриотических чувств через отношение к историческим событиям и памятникам.
  5. Формировать положительную мотивационную деятельность на уроке, путем создания атмосферы заинтересованности каждого ученика.

План урока:

I. Оргмомент. Актуализация. Целеполагание.

II. Выполнение заданий с проблемными элементами.

III. Осмысление событий в художественных произведениях.

IV. Размышления: “У памятного знака “1812год” в Ярцеве”.

V. Подведение итогов размышлений.

VI. Рефлексия.

Ход урока

Презентация

I. Оргмомент. Актуализация темы. Целеполагание.

Ребята, вы уже изучили события войны 1812 года и знаете, что и на Смоленской земле, и повсюду, где доблестные наши соотечественники дали отпор врагам-французам, стоят памятники   “Первый памятник на Бородинском поле – Спасская церковь, усыпальница Тучковых. Сооружена на месте гибели А. А Тучкова по заказу его жены М. М Тучковой”,   “Памятник М. И. Кутузову в деревне Горки в районе командного пункта полководца”,     “Памятник лейб-гвардии

1-й артиллерийской бригаде”,   “Даже врагам нашим, на Бородинском поле есть памятник – “Мертвым “Великой армии”,  “Памятник в Тарутино. В честь событий 1812 года”,   “Памятник в честь победы и освобождения Вязьмы в 1812 году”,   “Памятник в Смоленске, посвященный обороне Смоленска 4-6 августа 1812г. А.Адамини”,   “Памятный знак “1812” в Ярцеве”  

Пауза… Знаете ли вы, зачем ставятся памятники?

Дети отвечают: чтобы сохранить память потомков к событиям и людям, внесшим вклад в историю нашей Родины.

Учитель: Вот именно, сохранить память потомков к историческому прошлому!

А какой должна быть эта память? Вы задумывались об этом?

(Дети отвечают) учитель подводит резюме: когда мы стоим у памятника мы вспоминаем исторические события и героев, но мы еще должны осмыслить то событие, определить его роль в истории, но не только в истории, а для себя тоже, т. е. почувствовать это событие. На доске пишет: “Память – это: знание, осмысление, чувства”.

Сегодня мы стоим у памятника, посвященного войне 1812 года и вспоминаем события, которые произошли на Смоленщине, в России, осмысливаем их значение для истории и для себя. А эпиграфом нашего урока будут слова В. А. Жуковского:

На экране появляются слова – эпиграф к уроку (эти слова написаны также на доске) и учитель выразительно читает:

Память вечная вам, братья!
Рать младая к вам объятья
Простирает в глубь земли:
Нашу Русь вы нам спасли;
В свой черед мы грудью встанем,
В свой черед мы вас помянем!

В. А. Жуковский

Учитель :актуализируя повторение и мотивируя учащихся: “Но прежде, чем мы обратимся к событиям, которые произошли в войне 1812г. на смоленской  земле, нам надо пройти дорогами (и старой и новой) смоленскими вместе с русской армией, ее полководцами и генералами, партизанами. И постараться понять, что двигало людьми, которые, спасая Родину, жертвовали своей жизнью.

II часть урока: выполнение заданий с проблемными элементами.

На Смоленщине состоялись многие крупные сражения войны 1812 г. У вас на столах лежат листы с заданиями, вы берите задание №1: Установить последовательность сражений, даты. Проверить друг друга. Выставить оценки задания соответственно норме оценки.

- Разгром Маршала Даву у Вязьмы;

- Бои на Соловьевой переправе;

- Разгром бригады Ожеро у д. Ляхово;

- Атака Милорадовича арьергарда Великой армии” у Дорогобужа;

- Подвиг дивизии Неверовского;

- Бой у Королевского бастиона;

- Бой у переправы р. Вопь;

- Трехдневные бои под Красным.

Работаете на листах 2-3 мин., затем меняетесь, проверяете, используя свои знания. Затем проверяем ответы по шаблону на экране.

боронные бои

Бои в ходе наступления русской армии

1.Подвиг дивизии Неверовского

(2 авг. 1812 г.)

2. Бой у Королевского бастиона;

(5 авг. 1812 г.)

3. Разгром маршала Даву у Вязьмы (окт.1812)

4. Атака Милорадовича у Дорогобужа (окт.1812)

5. Бой у р. Вопь (28 окт.)

6. Бои у Соловьевой переправы (конец окт.)

7. Разгром бригады Ожеро у д. Ляхово

8. Трехдневные бои под Красным

(16-18 ноября 1812).

Норма оценки:

7-8 правильных ответов + проверка= “5”;

5-6 ответов+проверка= “4”;

3-4 ответа+проверка= “3”;

Меньше 3-х ответов= “2”.

Учитель также просит показать основные сражения по карте “Отечественная война 1812 года”. Молодцы, ребята, вы неплохо ориентируетесь по карте.

А теперь обратимся к заданию № 2. Вы должны вставить пропущенные слова в описании самых героических сражений на Смоленщине.

Задание № 2  

1.“День 2 августа принадлежит? Он внес его в историю…не имея за собой до Смоленска ни малейшей опоры?, окруженный, отрезанный, совершил свое львиное отступление, самим неприятелем так названное”.

П.Х. Граббе, адъютант А. П. Ермолова.

Ответ: Неверовский.  

На экране появляется портрет Неверовского  

2. “Герои наши в деле под? оказали такую храбрость и готовность к поражению неприятеля, что едва ли были подобные примеры”.

П. И. Багратион

Ответ: Смоленск  

Учитель задает вопросы:

- Какой героический подвиг совершила дивизия Неверовского?

- Можете ли вы привести примеры героизма во время обороны Смоленска?

После ответов учащихся можно зачитать воспоминания участников событий:

“Пример Дохтурова и Коновницына, явившихся впереди рядов русских, оживил и воспламенил все сердца”.

“В особенности между стрелками выделился своей храбростью и стойкостью один русский егерь…, которого мы не могли заставить молчать ни сосредоточенным против него ружейным огнем, ни даже действием одного, специально против него назначенного орудия, разбившего все деревья, из-за которых он действовал, но все не унимался и замолчал только к ночи”.

III часть урока: Осмысление событий в художественных и музыкальных произведениях.

Осмысление Отечественной войны 1812 года современниками и потомками приводит к созданию не только научных трудов, но и к художественным и музыкальным произведениям. На экране появляются портреты В. А. Жуковского и Ф. Н. Глинки  

В.А. Жуковский, известный поэт, составе московского ополчения он участвовал в Бородинском сражении, автор “Певца во стане русских воинов”, в начале нашего урока мы его цитировали (см. эпиграф к уроку), через несколько минут мы процитируем его вновь. Ф. Н. Глинка является нашим земляком, в Отечественной войне 1812 г. поручик Апшеронского полка, адъютант графа Милорадовича. Поэт, публицист, декабрист, автор “Писем русского офицера”, “Очерков Бородинского сражения”.

На экране появляется портрет М.И. Кутузова   и слова В.А. Жуковского:

Посол судьбы, явился ты полкам –
И пред твоей священной сединою
Безумная гордыня пала в прах.

Звучит ария Кутузова из оперы “Война и мир” С.С. Прокофьева.

Учитель: “Примечательно, что С. С. Прокофьев начал работать над оперой “Война и мир” в 1941 г. Как вы думаете, почему? (Выслушивает ответы учащихся) По словам композитора, ему “как-то по особому стали близки страницы, повествовавшие о борьбе русского народа с полчищами Наполеона в 1812 г., стало ясным, что именно эти страницы должны лечь в основу оперы”.

Тема спасителей Родины, защитников России звучит на протяжении всей оперы и примечательна только что прослушанная нами ария М. И. Кутузова, который близок нам еще и потому, что в войне 1812 года получил почетную фамилию “ Смоленский”.

- А каких поэтов, посвятивших свои стихи войне 12-го года, знаете вы?

- А.С. Пушкин, М.Ю. Лермонтов.

А.С. Пушкин, будучи во время войны подростком, уже мог четко осмыслить свои и своего народа патриотические чувства, в “Воспоминаниях о Царском селе” он писал:

Восстал и стар и млад;
Летят на дерзновенных,
Сердца их мщеньем зажжены.

Но еще глубже поэт осмысливает события позже:

Гроза двенадцатого года настала.

Кто же нам помог?

Остервенение народа,

Барклай, зима иль русский бог?

- А как считаете вы?

Все вместе явилось спасением Отечества нашего, но нельзя не отметить той роли, которую сыграло партизанское движение; особенно сильным оно было на Смоленщине.

Учащиеся выполняют задание № 3. По картинам художников, угадайте, кто из самых известных руководителей партизанских отрядов изображен. Дайте краткий комментарий его деятельности.

На экране   Картина В. Верещагина “Не замай, дай подойти!”

Ответ: Семен Архипов. Возглавил партизанский отряд Краснинского уезда. Его отряд уничтожил более 1500 и взял в плен около 2000 французов. Схвачен в церкви, когда молился и расстрелян по приказанию Наполеона.

На экране появляется   “Карикатура на завоевателей”.

Ответ: Василиса Кожина. Организовала отряд из женщин и подростков. Возможно действовала на территории и нашего района.

На экране   “Партизан Денис Давыдов”.

Ответ: Денис Давыдов. Автор “Дневника партизанских действий”. Первые партизанские рейды под д. Царево-Займище, под Вязьмой. Он писал: “Я на опыте узнал, что в народной войне должно не только говорить языком простого народа. Но и приноравливаться к нему в обычаях, и в одежде. Я надел мужичий кафтан, отпустил бороду”. Пожалуй, именно в таком виде, он и изображен на картине.

 Учитель: В начале ХХ века вдоль южной части стены недалеко от Молоховских ворот стоял чугунный памятник, установленный на месте расстрела французами смоленского помещика полковника в отставке Павла Ивановича Энгельгардта.

Известно, что из своих дворовых людей он организовал партизанский отряд, который успешно действовал в Поречском уезде (ныне Смоленский район). Выданный своими же крестьянами, он был схвачен, приговорен к расстрелу.

Священник Н.Мурзакевич был позван в Спасскую церковь, где содержались под стражей разные русские пленные. Там был и отставной полковник Павел Иванович Энгельгардт. На него показали, что он убивал французских мародеров.

«Приговоренного к расстрелянию я исповедал, приобщил святых тайн и проводил на место. За Молоховскими воротами направо, во рву, его расстреляли и зарыли, дозволив отслужить по нему панихиду.»

Однако французский губернатор предложил Павлу Ивановичу помилование с условием, что Энгельгардт перейдет на сторону наполеона. Ответом был отказ. Перед казнью ему завязали глаза. Но Павел Энгельгардт сорвав повязку, принял смерть лицом к лицу. Он сам скомандовал солдатам: «Стреляйте!».

Это было 15 октября 1812 года.

На доме, который стоит на месте гибели Энгельгардта (ул. Дзержинского,2) сегодня укреплена мемориальная доска, информирующая о событиях 200-летней давности.

Пройдет две надели после расстрела П.И.Энгельгардта и Наполеон вновь окажется в Смоленске. Он будет покидать город через те же Никольские

ворота. Сохранились вспоминания вовсе не триумфального возвращения императора .

«28-го октября Наполеон вошел в Смоленск пешком за ним по обледеневшей дороге усталые лошади везли его карету, обложенную снопами . Единственный человек, и то случайно, встретил его возле Троицкаго монастыря, - это священник Мурзакевич, шедший причастить больного. Наполеон был озлоблен и на своих генералов, и на «русских варваров», упорную защиту которыми своей родины он объяснял их равнодушием к смерти, как следствием привычки к рабству!

Н.Мурзакевича вспоминал: «Идя к больному мещанину к Днепровским воротам нечаянно у Троицкого моста попавшийся мне губернатор Жомини сказал мне по латыни:

«Вот Наполеон идет». Я не знавши его, посторонился. Наполеон меня спросил по- французски – ПОП?. Я ответил: «Так». И когда ближе он ко мне подошел, я в недоумении и страхе, вынул просвиру, которую он велел взять одному генералу.

За Наполеоном тащилась карета четвернёю в ряд; спереди и сзади к ней были привязаны снопы ржаные. Сам был одет в серый фризовый сюртук, в собольей шапке с синим бархатным верхом с кистью. Все они шли пешком Наполеон остановился на Блонье в доме губернаторском, к себе никого не пускал».

Наполеон потерял голову и, уходя из Смоленска 2-го ноября, в бессильном бешенстве велел Даву взорвать Смоленские стены.

Это варварское приказание было исполнено Неем .

В немногие дни пребывания армии в Смоленске сделаны были приготовления к взрыву башен: в готовые подкопы под все почти башни заложено было до 800 пороховых ящиков и приготовлены фитили. 5-го ноября в половин второго часа ночи, едва арьергард Нея отошел версты на от Смоленска, раздался страшный взрыв. то взлетела на воздух башня.

Вслед затем взорвались еще семь.

Жители Смоленска, не зная, откуда ожидать опасности, в ужасе выбегали на улицы и площади и смотрели на кровавое зарево, то там, то здесь вспыхивавшее на небе перед каждым взрывом над мостом взрываемой башни.

Такими трагическими были эти три месяца французского нашествия для Смоленска.

 Что же спасло Россию?

- Любовь к Отечеству и яростное сопротивление всего народа.

Вы помните: текла за ратью рать,
Со старшими мы братьями прощались
И в сень наук с досадой возвращались,
Завидуя тому, кто умирать шел мимо нас.

А.С. Пушкин

Мы исполнены сейчас самыми лучшими чувствами, но наши размышления будут не полными, если мы не заметим сегодняшнего отношения к историческим памятникам.

Что вы можете сказать именно от себя лично по этому поводу? 

  учитель продолжает: Мы должны быть достойны “славы праотцов”, как сказал Кутузов, иначе... какими же мы войдем в историю и войдем ли? Война 1812 года напоминает нам, что надо беречь свою землю, В любой момент вставать на ее защиту, учит истинному патриотизму и долгу <рисунок 23> “1812”.

Воскрешая в памяти народной исторический подвиг героев 1812 года, мы вновь испытываем гордость за землю, на которой родились и живем.

На экране вновь появляется   Учитель просит учеников вернутся к поставленной в начале урока цели и определить, добились ли мы ее выполнения (т. е. учащиеся раскрывают смысл выражения, записанного на доске: память – это знание, осмысление, чувства).

  Рефлексия

Что нового внес урок в понимание событий 1812 г., что-нибудь изменилось в вас самих?

В конце урока учитель предлагает обязательно ознакомиться с выставкой литературы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация. Народный характер Отечественной войны 1812 года в произведениях русской литературы 1812 года

В презентации представлен демонстрационный материал, расскрывающий особенности произведений поэтов и писателей современников участников событий Отечественной войны 1812 года...

конспект урока "Отечественная война 1812 года"

Тема урока «Отечественная война 1812 года»Цель урока: Выяснить соотношение сил сторон и их планы, основные события и результаты  войны 1812 года. Реализация цели через задачи:Учит...

План конспекта занятия "Музыка в 1812 году".

Участие нашего любительского объединения в школьной жизни. Занятие с пятыми-седьмыми классами в рамках предметной декады, посвящённой двухсотлетию Отечественной войны....

Конспект урока " Бородинское сражение 1812 года в стихотворении М.Ю Лермонтова "Бородино"

Конспект урока литературы "Бородинское сражение  1812 года в стихотворении М.Ю Лермонтова "Бородино"....

Конспект урока "Отечественная война 1812 года"

Конспект урока "Отечественная война 1812 года" для 9 класса...