конспект урока "Отечественная война 1812 года"
план-конспект урока истории (8 класс) по теме

 

Тема урока «Отечественная война 1812 года»
Цель урока: 
Выяснить соотношение сил сторон и их планы, основные события и результаты  войны 1812 года.
 
Реализация цели через задачи:
Учителя
 
1. Актуализировать знания учащихся о войне 1812 года
2. Обеспечить выяснение учащимися планов, событий и характера Отечественной войны 1812 года
3. Продолжить развивать навыки работы с картой, документами, умения определять и объяснять понятия,  выделять главное, сравнивать.
4. Способствовать  развитию у учащихся навыков мышления, гражданского самосознания, чувства любви и гордости  к Родине  на примерах подвигов  российского народа.
5. Формировать коммуникативные способности у учащихся
6. Организовать самооценивание учащимися работы на уроке.
 
Ученики:
1. Вспомнить о событиях 1812 года из новой истории и литературы.
2. Выяснить планы, события и характер Отечественной войны 1812 года.
3. Развивать навыки работы с картой, документами, умения определять и объяснять понятия, выделять главное, сравнивать.
4. Развивать мышление, гордиться за свой народ, совершивший великий подвиг.
5. Учиться слушать и общаться друг с другом.
6. Оценить свою работу на уроке.
 
Оборудование урока:  учебник, «История России XIX век» А.А.Данилов, Л.Г.Косулина, атлас по истории России  19 века, рабочая тетрадь к учебнику «История России XIX век», текст стихотворения М. Ю. Лермонтова «Бородино», документы (распечатка)
 
Обращается внимание учащихся на доску, где написано 
«Стоял весенний месяц март, летели с юга птицы,
А в это время Бонапарт переходил границу»
                                                                       ( В.Высоцкий )
Учитель: Какая тема нашего урока?
Учащиеся называют вариант, учитель может поправить, «Отечественная война 1812 года»
Учитель:
-Сразу же хочу обратить ваше внимание, что поэт ошибся и допустил ошибку? Какую?
Обратитесь к источникам?
На парте у учащихся Внимание учащихся активизируется, и они сразу включаются в работу.
- Ошибка в дате. Наполеон вторгся в Россию 12 июня 1812 года.
Учитель:
-Что вы знаете о событиях этого времени из новой истории, из художественной литературы
Учащиеся отвечают
Учитель 
- А какие вопросы вы хотели бы узнать подробнее, что вам интересно?
Учащиеся (возможные варианты)
- Соотношение сил сторон?
- Главные сражения и их результат.
-Герои войны
-итоги войны
Учитель: (фиксирует их на доске, учащиеся в тетради)
- Главная задача нашего урока:
1. Выяснить соотношение сил сторон и их планы
2. Основные события войны 1812 года.
3. Характер войны 1812 года
 
Учитель:
-Итак, 12 июня 1812 года «Великая армия» вторглась в Россию. Современники назвали это событие  «нашествием двунадесяти языков» (12 народов). Почему? Чем вы можете объяснить многонациональный состав армии Наполеона?
Учащиеся отвечают вспоминая изученный материал из новой истории.
Учитель: 
К концу первого десятилетия XIX века под контролем французского императора оказалась почти вся континентальная Европа. Практически представители всех  европейских народов были в армии Наполеона, за исключением  только лишь британцев. 
Я предлагаю вам разделиться на группы, одни будут представлять французскую армию, другие русскую
Класс делится на группы.
1 задание, используя карту, текст учебника выяснить:
 
Численность войск, командующих, их стратегические планы. Сделать записи в тетради. Подготовить четкий ответ.
Учащиеся работают.
Учитель предлагает учащимся поделиться полученными знаниями и делает вывод.
Первую цель урока мы выяснили, поставим +
Наполеон планировал в решающем сражении вблизи границы разбить русские армии, не дать им соединиться. После чего взять Москву,  вывести Россию из войны и превратить её в зависимое государство.
Россия не имела четкого плана, армия была разделена на 3 части, рассредоточенные вдоль западной границы. Командующие 1 и 2 армии отдают приказ об отступлении с целью соединиться. 
Выполнить в рабочих тетрадях задание 1,2
Учитель:
Итак, напоминаю, далее мы выясняем основные события войны и даём их оценку. У вас в тетради должны быть сделаны записи по хронологии событий войны: дата, основное событие, результат (значение)
3 августа 1812 года. Какое событие происходит и каковы его результаты  для французов и русских. Нанести на контурную карту в рабочей тетради стр. 12  это событие.
Учащиеся работают, отвечают на вопрос 
Первоначальным местом соединения русских армий  был назначен г. Витебск, но объединиться в нем не удалось и соединение русских армий произошло в Смоленске. Планы Наполеона сорваны.
Выполнить задание № 3 в рабочей тетради (значение Смоленского сражения).
 
Учитель:
-Получив известие о его назначении, француз воскликнул: «Старый лис Севера!» Узнав о его реакции, русский сказал: «Постараюсь доказать, что он прав». Как звали русского и француза?
Учащиеся отвечают:  Бонапарт  и М.И.Кутузов
- О ком Пушкин написал к 25- летнему юбилею Отечественной войны?
На полпути был должен наконец,
Безмолвно уступить и лавровый венец,
И власть, и замысел, обдуманный глубоко?
Учащиеся отвечают: Барклае де Толли
-Подумайте, почему все таки царь подписал это назначение? Что его к этому вынудило? -Попытайтесь дать оценку военно – организаторской деятельности Барклая де толи.
Учащиеся 
- Под командованием Барклая де Толли армия отступала, Кутузова очень любил народ и солдаты.
Учитель дополняет: Барклай де Толли хороший стратег и мужественный воин, он был молчалив, замкнут, малодоступен, почти никогда не говорил с солдатами. В армии его не любили. Постоянное отступление снижало боевой дух армии, участились случай мародерства, поползли слухи об измене. Кое-кто в армии и обществе заговорил о том, что Барклай «ведет гостя в Москву». 
Выслушать сообщение учащегося: «Биография М.И.Кутузова» 
17 августа у села Царево Займище Кутузов прибыл в армию.
Солдаты быстро сложили поговорку: «Приехал Кутузов бить французов».
«Разве можно с такими молодцами отступать?» - говорил Кутузов, осматривая войско. Но затем, разобравшись в обстановке, дал приказ продолжить отступление: надо было навести порядок в армии и соединиться с подходящими резервами. Тотчас же были приняты решительные меры, при помощи  которых главнокомандующий улучшил снабжение армии, пресек мародерство, подтянул дисциплину.
В конце августа численный перевес все еще был на стороне французов. Но Кутузов знал, что нельзя слишком долго сдерживать рвущуюся в бой армию. Тем более что русское общество требовало решительных действий, и было готово сделать все для победы.
Учитель:
-«Сей день пребудет вечным памятником мужества и отличной храбрости российских воинов» эти слова великий полководец сказал, имея в виду, какое событие?
-Бородинскую битву  
4 задание 
Вечером 22 августа главные силы русской армии остановились у села Бородина на Новой Смоленской дороге, в 110 км от Москвы. К югу от села, в километрах в пяти, была деревня Утица – на Старой смоленской дороге. Развернувшись между ними на холмистой местности, русская армия преградила неприятелю путь на Москву.
 
- Выяснить силы и планы сторон. Сделать записи в тетради. 
Учащиеся получают задание:
Соотнести события Бородинского сражения  с фрагментами стихотворения М.Ю.Лермонтова.
 
Французы подошли к Бородину на следующий же день, но были задержаны у деревни Шевардино. 24 августа неприятель штурмовал Шевардинский редут. Небольшой отряд русских войск под командованием генерала А.И.Горчакова храбро отражал атаки многократно превосходящих сил противника.
 
И вот нашли большое поле:
Есть разгуляться где на воле!
Построили редут.
У наших ушки на макушке!
Чуть утро осветило пушки
И леса синие верхушки-
Французы тут как тут.
 
Забил заряд я в пушку туго
И думал: угощу я друга!
Постой-ка, брат мусью!
Что тут хитрить, пожалуй к бою;
Уж мы пойдем ломить стеною,
Уж постоим мы головою 
За родину свою! 
 
Два дня мы были в перестрелке.
 
26 августа 1812 года в половине шестого утра началось Бородинское сражение.
 
И только небо засветилось,
Все шумно вдруг зашевелилось, 
Сверкнул за строем строй.
 
Основной удар Наполеон обрушил на Багратионовы флеши. Восемь атак произвел неприятель, в течение шести часов при непрерывном огне артиллерии Багратион получил смертельное  ранение. Около полудня, ценой огромных потерь, французы овладели укреплениями.
 
Вам не видать таких сражений!
Носились знамена, как тени,
В дыму огонь блистал, 
Звучал булат, картечь визжала,
Рука бойцов колоть устала, 
И ядрам пролетать мешала 
Гора кровавых тел
 
В это же время были отбиты две атаки французов на батарею Раевского. Третья, решающая атака на батарею Раевского была предпринята около двух часов дня. Схватка длилась более полутора часов. Под напором превосходящих сил противника русские были вынуждены отступить.
 
Изведал враг в тот день немало,
Что значит русский бой удалый,
Наш рукопашный бой!...
Земля тряслась – как наши груди,
Смешались в кучу кони, люди,
 И залпы тысячи орудий 
Слились в протяжный вой…
 
С наступлением темноты Наполеон приказал оставить ряд захваченных пунктов, в том числе и батарею Раевского. Вечером Кутузов отдал приказ готовиться к  наступлению на французскую армию на следующий день. Однако, получив сведения о потерях в своих войсках, изменил решение.
 
Вот смерклось. Были все готовы
Заутра бой затеять новый 
И до конца стоять…
Вот затрещали барабаны  -
И отступили басурмане.
Тогда считать мы стали раны,
 Товарищей считать.
Учитель:
-Выясним, каков же результат сражения? 
Учащиеся приходят к выводу, что поставленных целей не добился никто. Однако это не принижает доблести и мужества русских солдат.
Наполеон бился против многих наций, но непобедимыми назвал только русских. «Самое страшное из всех моих сражений – это то, которое я дал под Москвой. Французы в нем показали себя достойными одержать победу, а русские оказались достойными быть непобедимыми».
Учитель делает вывод:
1.В этой битве были разбиты лучшие силы  противника
2.Благодаря этому сражению был подготовлен переход инициативы в руки русской армии.
3.Пошатнулась уверенность французского войска в своей непобедимости, усилилось недовольство длительностью похода.
4.Несмотря на продолжавшееся отступление русской армии, Бородинское сражение можно рассматривать как ее политическую и нравственную победу.
 
Итак, Бородинское сражение не привело к уничтожению врага,  и нужно было решать, что делать дальше. 1 сентября в подмосковной деревне Фили состоялся военный совет. 
Демонстрируется репродукция картины А.Д. Кившенко «Военный совет в Филях»
- Почему Кутузов считал необходимым оставить Москву?
Учащиеся 
-Отступить и оставить Москву без боя, чтобы сохранить  и укрепить армию для дальнейшей борьбы с французами.
Учитель
1 сентября русская армия покинула Москву, 2 сентября Наполеон подошел к Москве и остановился на поклонной горе. Он долго ждал этого дня, был уверен, что взятие Москвы принесет ему победу. Весь день ждал император депутацию из Москвы с ключами от города. Однако не дождался…
Вопросы:
- Какой предстала Москва перед французскими войсками?
- В чем причины недовольства Наполеона?
-На что надеялся Наполеон, подойдя к Москве?
Работа с документами
 
«Дома были пусты и заперты; обширные площади уподоблялись степям, и на некоторых улицах не встречалось ни одного человека»
«…С тех пор, что люди себя помнят, еще не случалось, чтобы население из 500 тысяч жителей целиком бежало из своей столицы. Все до единого, от старика до младенца, бежали на чем попало, не запасшись ничем.»
« …Дома, хотя большей частью и деревянные, поражают нас своей величиной и необычайной пышностью. Но все двери и окна закрыты, улицы пусты, везде молчание! – молчание, нагоняющее страх»
« Молча, в порядке, проходим мы подлинным пустынным улицам, глухим эхом отдается барабанный бой от стен пустых домов…  На душе у нас неспокойно: нам кажется , что должно случиться что-то необыкновенное».
«Таким образом,  победитель Москвы  доехал до Бородинских ворот, не увидя,  ни единого почти жителя. Негодование написано было на всех чертах Наполеонова лица. Он не брал даже на себя труда скрыть то, что происходило в душе его».
 
«Через два дня после нашего прибытия начался пожар. Сначала он не казался опасным, и мы думали, что он возник от солдатских огней… На следующий день огонь увеличился, но еще не вызвал  серьезной тревоги. На следующее утро поднялся сильный ветер, и пожар распространился  с огромной быстротой. Сотни бродяг, нанятых для этой  пожара, разсеялись по разным частям города и спрятанными под полами головешками поджигали дома, стоявшие на ветру. …. Бродяги, нанятые Растопчиным, бегали повсюду, распространяя огонь головешками, а сильный ветер еще помогал им. Этот ужасный пожар все разорил. Я был готов ко всему, кроме этого. Одно это не было предусмотрено: кто бы подумал, что народ может сжечь свою столицу?»
-В чем причины пожара в Москве по мнению французов?
Учащиеся отвечают
Учитель
-О причинах пожара до сих спор спорят историки. Москва горела шесть дней. Погибло три четверти городских построек. Пожар уничтожили провиантские склады. Французская армия сразу оказалась на грани голода.
 Наполеон трижды предлагал русскому императору начать переговоры о мире. Однако все его предложения остались без ответа. 
-Почему Наполеон столь настойчиво предлагал начать мирные переговоры? 
- Почему Александр I отказался?
Учащиеся отвечают.
Учитель:
- Я хочу обратить ваше внимание еще на одну сторону войны 1812 года.  (Война носила всенародный, отечественный характер. И это мы сейчас выясним).
-Кто воевал следующим оружием: ошарашник, окочурник, пыряло, чехвост? 
- Партизаны 
(Партизан – член народного вооруженного отряда, самостоятельно действующего в тылу врага).
-Войска Наполеона в Москве были плотно окружены с севера Новгородским, Тверским, Ярославским, с запада Владимирским, Рязанским, с юга – Тульским и Калужским … Закончите одним словом.
-ополчением
(Ополчение –военное формирование, созданное в помощь действующей армии на добровольных началах)
Я предлагаю вам, используя материал учебника, документы подтвердить фактами, что весь народ поднялся на борьбу с врагом.
(части ученикам были предложены опережающие задания:
Найти, используя интернет – ресурсы, сведения о крестьянине  Герасиме Курине, Василисе Кожиной, солдате Федоре Потапове, летучих кавалерийских отрядах, П.В.Давыдове, А.С.Фигнере, о                    ополчении.)
Учащиеся  приводят   краткие, наиболее интересные факты «небольшие живые картинки».
Учитель:
-Итак война носила всенародный, отечественный характер. 
Мы выяснили еще один вопрос, ставим  +
За месяц пребывания в Москве французские войска потеряли около 30 тыс. человек.
Приближалась холодная осень, а затем зима, к которой армия Наполеона  не была готова.
- Что делать?
 После 36 дней бесплодных попыток добиться мира с Россией Наполеон отдал приказ отступить из Москвы.
-Куда решил отступать Наполеон и почему?
- Где в это время находилась  русская армия и чем занималась?
Работаем с атласом, контурной картой.
Выясняем по карте, расположение русской армии.
-В чем значение отхода русской армии к Тарутино? 
- Как изменилось соотношение сил русской и французской армии?
Документ (от имени российского солдата)
« …армия наша при селе Тарутине пришла в грозное могущество через присоединение к ней резервов, рекрутских партий и команд, выздоровевших от ран и болезней. С Дону идут 20 полков казачьих и уже начинают соединяться с армией…»
Вывод:
2 сентября русская армия оставила Москву  и расположилась у Тарутино в 80 км от Москвы.
Пребывание  в Тарутино позволило русской армии добиться материального и численного превосходства над противником и блокировать возможное продвижение французов к тульским оружейным заводам и плодородным южным губерниям.
Работа с картой
Найти на карте мест место сражения под Малоярославцем,  и  записать даты сражений
 12 октября 1812 года  сражение под Малоярославцем
Документ (от имени французского воина)
«Сражение при Малоярославце открыло нам две истины, обе очень печальные: первая – что силы русских не только не были истощены, но, напротив, они даже получили в подкрепление несколько свежих отрядов и сражались с таким ожесточением, что мы должны были отказаться от надежды на успех. ….Мы должны отказаться от похода на Калугу и Тулу, и этим мы теряли последнюю надежду  на более спокойное отступление …».
Отступление французов  по уже разоренной Смоленской дороге
«   множество французских офицеров и солдат, более похожих на тени, чем на живых людей, брели в сильнейшие морозы, голые босые. На редком из них были мундиры, большей частью покрывались они, чем попало. У многих на головах были ранцы вместо шапок…
«…но часто случалось, что только успевали развести огонь, как приходилось немедля съедать это кушанье почти в сыром виде, потому что вблизи показывались русские…» 
14 -16 ноября 1812 года. -Гибель французов при переправе через р.Березину.
«Надобно отдать справедливость Наполеону: его поведение при переправе через Березину заслуживает величайшего удивления. Он не потерял голову в трудную минуту. Окруженный со всех сторон, он обманул наших генералов искусными демонстрациями и совершил переправу у них под носом. Плохое состояние мостов было единственною причиною тех потерь, которые понесли по этому случаю французы…
Война прекратилась за неимением сражающихся. Правда, солдаты грабили брошенные французами фургоны, но мы не брали пленных;  мороз сделал своё дело, погубив этих несчастных»
Стр 28 учебник 
6 декабря Наполеон был в Париже, но без армии.
6 января 1813 года Александр 1 подписал манифест об окончании Отечественной войны
Отечественная война закончилась, мы  рассмотрели и оценили все события Отечественной войны, у вас появились записи в тетради, ставим себе большой +, кто справился с этой частью работы.
Продолжаем дальше
Учитель :
А в чем ричины победы над Наполеонам?
-Всенародный, отечественный  характер борьбы
Стр 29
Согласны ли вы с мнением историка Е.В.Тарле о главной причине поражения Наполеона в России?
Учитель 
- А теперь вернемся к целям нашего урока. Выполнили мы их,  выяснили  соотношение сил сторон на начало войны, основные события и характер войны? И если вы усвоили эти вопросы, то  поставьте  %  на сколько 100 – вы усвоили всё, 80 – что то упустили  50 – запомнил кое-что.
Подведите итог и поставьте себе итоговый бал за работу.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация. Народный характер Отечественной войны 1812 года в произведениях русской литературы 1812 года

В презентации представлен демонстрационный материал, расскрывающий особенности произведений поэтов и писателей современников участников событий Отечественной войны 1812 года...

Урок, посвященный 200-летию Отечественной войны 1812 г. "Пять женщин в войне 1812 года"

Открытый урок по теме "Пять женщин в войне 1812 года". В данной работе описывается проведение урока с использованием интерактивных средств по вышеуказанной теме....

Конспект Отечественная война 1812 года

Конспект разработан для урока истории (8 класс)...

урок по 1812 году К 200-летию Отечественной войны 1812 года!

Урок - внеклассное мероприятие «Страницы мужества и славы», на основе краеведческого материала «Клин в дни Отечественной войны 1812 года»....