Урок. "Начало Великой Отечественной Войны"
план-конспект урока по истории (9 класс)

Меркушева Наталья Ивановна

Урок 9 класс. "Начало Великой Отечественной Войны"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл voyna.odt25.97 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа   №10»  

 

Методическая разработка урока «Начало Великой Отечественной Войны»

9 класс

 

                                                                 Меркушева Наталья Ивановна

Учитель истории, обществознания

 и православной культуры смоленской земли

 

Пояснительная записка

 

Цель урока:

1. Образовательная:

- познакомить учащихся с трагическими событиями в начале войны;

- сформировать представление об основных периодах Великой Отечественной войны;

- раскрыть причины неудач Красной Армии в начале Великой Отечественной войны.

2. Воспитательная:

- уяснить, что война с Германией носила со стороны СССР справедливый, освободительный характер;

- охарактеризовать героизм советских людей;

- воспитывать патриотизм.

3.Развивающая:

- продолжить формирование умений работать с картой, с историческими документами, анализировать их, делать выводы;

- способствовать развитию логических умений: сравнивать, анализировать, обобщать , оценивать.

Методы урока

По источнику передачи и восприятию информации:

- словесно-наглядный;

- практический.

По степени самостоятельности мышления:

- проблемный;

- поисковый.

Формы урока

- индивидуальная, парная, фронтальная.

Основные знания:

ход военных действий в начальный период войны, причины неудач Красной Армии, ход оборонительных сражений под Москвой.

Оборудование:

Ноутбук, телевизор; кадры военной кинохроники ; презентация; карта военных действий.

Объем учебного времени : 40 минут.

Тип урока: урок изучения нового материала.

Ход урока

  1. Организационный момент.

- Здравствуйте! Садитесь! Я рада вас снова видеть.

2. Актуализация опорных знаний по теме: «Советский Союз накануне Великой Отечественной войны»:

1. Какие территории были присоединены к СССР в сентябре 1939 года?

а) Западная Белоруссия;

б) Западная Украина;

в) Бессарабия;

г) Варшавское королевство;

2. Что послужило причиной исключения СССР из Лиги Наций?

а) присоединение Западной Украины и Западной Белоруссии

б) договор с Германией

в) война с Финляндией

3. На какие годы пришлась «полоса признания» Советской власти?

а) 1917-1919г.г.

б) 1919-1923г.г.

в) 1924-1927г.г.

г) 1929-1933г.г.

4. На какую страну напала Германия 1 сентября 1939г.?

а) на Францию

б) на Чехословакию

в) на Англию

г) на Польшу

5. Как назывался гитлеровский план нападения на СССР?

а) «Ост»;

б) «Вест»;

г) «Барбаросса»

6. В каком году был разработан план войны против СССР (план «Барбаросса») ?

а) 1940 г.;

б) 1937 г.;

в) 1941 г.

7. Когда был образован СССР?

а) 7 ноября 1917;

б) 30 декабря 1922 г.;

в) 1 сентября 1939 г.

8. Годы советско-финляндской войны:

а) ноябрь 1939-март 1940г.;

б) май 1918-ноябрь 1920;

в) 1912-1917 г.

9. Принятие СССР в Лигу Наций:

а) 1939 г.;

б) 1934 г.;

в) 1940 г..

10. Результатом переговоров между Риббентропом и Молотовым стало:

а) провал московских переговоров между СССР, Англией и Францией;

б) завершение военного конфликта на Дальнем Востоке;

в) заключение пакта о ненападении.

Ключи к тестам:

1. а,б 6. а

2. б 7. б

3. в 8. а

4. г 9. б

5. г 10. в

Оценивание тестов:

«5» - 9-10;

«4»- 7-8;

«3»- 4-6;

«2»- 0-3.

б) фронтальный опрос (2 минуты):

1. Когда и какими действиями началась вторая мировая война?

( 1 сентября 1939 года. Нападением на Польшу.)

2. Как вы думаете, являлись ли планы Германии по захвату СССР тайной для советского руководства?

( Небольшое сообщение о Рихарде Зорге . Сталинское руководство игнорировало неоднократные предупреждения разведчиков о готовившемся вторжении германских войск и начале войны против СССР.)

ассказ учителя: Весной 1941 года приближение войны ощущалось всеми. Советская разведка докладывала не только о перебросках немецких войск, но и о сроках нападения Германии. Но Сталин считал, что война начнется не раньше 1942 года. Сталин не исключал возможности превентивного (упреждающего) удара по Германии. Но советское руководство ясно осознавало, что Красная Армия не готова к наступательной войне:

-3/4 танков требовало списания;

-90 % танкового парка составляли лёгкие танки;

-50 % общего числа танков были выпущены до 1935 года;

-танков новейшей конструкции было не более 1,5 тыс., а подготовленных экипажей к ним – всего 208;

-отсутствовала система противовоздушной обороны.

Такой была обстановка накануне Великой Отечественной войны.

II. Мотивация.

Учитель: Я продолжу свой рассказ, а вы сформулируйте тему нашего урока.

Лето…ярко светило солнце, люди занимались привычными делами, выпускники школ наряжались к выпускным балам, кто-то поступал в институт, кто-то создавал семью.

Такою всё дышало тишиной

Что вся земля ещё спала, казалось

Кто знал, что между миром и войной

Всего каких-то пять минут осталось.

- Как вы думаете, какая тема нашего сегодняшнего урока?

« Начало Великой Отечественной войны».

-Запишите число и тему нашего урока в тетрадь.

Учитель: Попробуем , опираясь на ваши знания истории выявить причины войны

Причины катастрофы

  1. План обороны государственной границы СССР разработан и утверждён правительством в феврале 1941. В течение мая - июня были начаты мобилизационные мероприятия. В приграничных районах было построено около 2500 железобетонных сооружений, расширялась военных аэродромов. Во второй половине мая — начале июня войска из внутренних военных округов были переброшены к западной границе. Однако к моменту нападения немцев стратегическое развёртывание войск не было завершено.
  2. На неоднократные предложения начальника Генштаба РККА Г. К. Жукова привести пограничные войска в боевую готовность Сталин упорно отвечал отказом. Только вечером 21 июня, получив от перебежчиков сообщение о том, что на рассвете германские вой начнут нападение на СССР, Верховное командование направило в приграничные округа Директиву № 1 о введении войск в боевую готовность, но в ней не было конкретных указаний. Кроме того, директива получена с большим опозданием: до некоторых пограничных округов, принявших на себя первые удары, она так и не дошла.
  3. Соотношение вооруженных сил СССР и Германии к началу Великой Отечественной войны

Войска, вооружение, боевая техника

СССР

Германия

Личный состав, млн человек

5,7

7,3

Танки, тыс.

23,2

6,0

Боевые самолеты, тыс.

22,0

6,0

Орудия и минометы, тыс.

115,9

82,6

Пулеметы, тыс.

250,0

203,2

Автоматы, тыс.

90,2

166,7

Автомашины, тыс.

272,2

340,0

  1. Из всех советских танков – 3,8 тыс. находились в боеготовности; только 3 танковых корпуса оснащены моделями Т-34 и КВ
  2. 1200 самолетов не имели летных экипажей, 13% - неисправны; 1,5 новых моделей самолетов (Ил-2, МиГ-3, ЛаГГ-3, Як-1), но подготовленных для них экипажей – 208.
  3. Боеспособность армии в значительной мере была снижена сталинскими репрессиями. По подсчетам, проведенным генералом А.И. Тодорским, были репрессированы из пяти маршалов — три (А.И. Егорова, М.Н. Тухачевского, В.К. Блюхера), из пяти командармов — три, из десяти командармов 2-го ранга — все; из 57 комкоров — 50, из 186 комдивов — 154, из 456 полковников — 401. К лету 1941 г. около 75% командиров находились в своих должностях менее одного года. (Маршал A.M. Василевский: «Без 37-го года, возможно, и не было бы вообще войны в 41-м году. В том, что Гитлер решился начать войну в 1941 г., большую роль сыграла оценка той степени разгрома военных кадров, который у нас произошел»).
  4. Сформулированная в 20-х годах при активном участии М.В. Фрунзе военная доктрина практически не пересматривалась. Были выдвинуты лишь тезисы о том, что мы «малой кровью» будем вести войну, перенеся ее на территорию противника, и превратим ее в войну мирового пролетариата с мировой буржуазией. Подобные установки не допускали возможности прорыва крупных сил противника на большую глубину.

(Маршал И.Х. Баграмян признавал: «Мы перед войной главным образом учились наступать. А такому важному маневру, как отступление, не придавали должного значения. Сейчас мы расплачиваемся за это»)

  1. На СССР была обрушена мощь сверхподготовленной к войне страны.

III. Формирование новых знаний.

1. –Видео «Начало войны».( слайд , 47 секунд)

- Вот так вероломно, неожиданно Германия напала на Советский Союз. Оборвалась мирная жизнь советских граждан, началась Великая Отечественная война. Война длилась четыре страшных года, 1418 дней и ночей.

В полдень с обращением к народу выступил нарком иностранных дел – Молотов.

-Прослушивание записи. (Слайд , 1мин 10 сек)

2. Работа с документом.

-Учебник страница 212.

-Ответы на вопросы.

(Все Отечество, независимо от возраста, пола ,национальности, поднялось на эту войну).

-Рассказ учителя: В тот же день была объявлена всеобщая мобилизация. Уходили на фронт и жители страны

ФИЗМИНУТКА: Левой ,правой-шаг вперёд(шагают на месте)

На войну идёт народ.

Смотрим мы по сторонам,

Но не видно врага нам.

Мы склонились над землёй

Слава Родине родной ( хлопают в ладоши).

3. Сообщение о мобилизации в республике и в селе (2 мин). На фоне песни «Священная война».

(-22 июня 1941 года было воскресным днём. В 12 часов дня по радио передали обращение советского правительства о начале войны с фашистской Германией. В крае была объявлена мобилизация. У военкоматов и и призывных пунктов стояли очереди из числа желающих идти на фронт.

За годы войны в армию призвали более 166 тысяч крымчан. В первые дни войны около 82 наших земляков подали заявление о зачислении в Красную армию добровольцами.

В 1941 году война прервала мирную жизнь села. Сборный пункт возле исполкома сельского совета, провожала славных сынов и дочерей на жестокую битву с фашизмом.

Фронтовая жизнь… Здесь готовность пожертвовать собой, в сущности, была обычной мерой каждого человеческого поступка, подвиги совершались в каждом бою. Более 35 манайцев погибли на фронтах Великой Отечественной войны.)

4. Рассказ учителя:

-23 июня 1941 года были созданы фронты: Северный, Северо-Западный , Западный, Юго-Западный, Южный. Для управления ими была создана Ставка главного командования . В неё вошли: Молотов, Будённый, Ворошилов, Жуков, Тимошенко, Шапошников .

Верховным главнокомандующим с 8 августа 1941 года был назначен Иосиф Виссарионович Сталин, он же возглавил и ГКО-государственный комитет обороны, созданный 30 июня.

5. Словарная работа.

Работа с новыми определениями:

-Блицкриг-молниеносная война (6-8 недель);

-мобилизация- перевод вооруженных сил из мирного состояния в полную боевую готовность.

6. План «Барбаросса» (слайд ).

-План «Барбаросса» предполагал «блицкриг» , т.е. был рассчитан на «молниеносную войну» в течение нескольких месяцев.

Работа по настенной карте «Великая Отечественная война Советского Союза».( Показываю на карте три направления, на которых развернулись наступления основных группировок немецких войск).

-Три мощные группы германских армий двинулись на восток.. Группа «Север» - на Ленинград,; группа «Юг» - должна была наступать на южном, украинском направлении, на Киев. Но самая сильная группировка войск противника группа армий «Центр» - развертывала свои операции в середине этого огромного фронта, там, где, начинаясь у пограничного города Бреста, широкая лента асфальтированного шоссе уходит в восточном направлении - через столицу Белоруссии Минск, через древний русский город Смоленск, через Вязьму и Можайск к сердцу нашей Родины - Москве.

За 3 недели немцы оккупировали Литву, Латвию, Белоруссию, большую часть Украины, Молдавии, Эстонии. Красная Армия потеряла 100 дивизий, 3,5 тыс.самолетов, 6 тыс. танков. Западный фронт оказался в окружении. В тоже время фашисты столкнулись с отчаянным сопротивлением. Враг потерял 100000 человек, 40% танков, 1000самолетов. Германия продолжала сохранять решающий перевес, но по мере продвижения вглубь страны, наступление постепенно замедлялось.

- Какие можно сделать выводы на основании этой таблицы и данных?

(Преимущество явно на стороне Германии. СССР был не готов к войне).

8. Работа с учебником.

- В чем причины поражений Красной Армии в начале войны?

- Какова цена первых поражений СССР в войне?

-Что вы можете сказать о потерях врага в первые недели войны?

9.Рассказ учителя.

Битва за Москву.

- Захвату Москвы Гитлер придавал решающее значение. (Видео запись ). В своей директиве от 8 октября 1941 года Гитлер приказал после завершения окружения Москвы стереть ее с лица земли и затопить. На месте Москвы фашисты планировали устроить огромное озеро.

Крупная наступательная операция вермахта получила кодовое название «Тайфун». Она предусматривала разгром советских войск, охранявших московское направление.

30 сентября и 2 октября 1941 года на брянском и вяземском направлениях началось наступление фашистов под командованием генерала фон Бока на Москву. Не только москвичи – вся страна встала на защиту столицы.

В первых числах ноября наступление немцев было остановлено. Однако в середине ноября немецкое наступление возобновилось с новой силой. Особо отличилась 316-я стрелковая дивизия Панфилова. На разъезде 28 бойцов приняли на себя удар 50-ти вражеских танков противника. Из 28 человек на поле боя погибли 23.Всем им было присвоено звание Героев Советского Союза. Бессмертными стали слова политрука Василия Клочкова «Велика Россия, а отступать некуда: позади Москва».

Советское командование готовило силы для контрнаступления. С 5 декабря 1941 года началось контрнаступление Красной Армии. К середине января 1942 года нашими войсками было освобождено 11 тысяч населенных пунктов, ликвидирована опасность окружения Тулы, враг отброшен на 100-250 км от Москвы. Фашистам не удалось взять Москву. Немецкий «Тайфун» потерпел крах. Был окончательно развеян миф о непобедимости германской армии.

10. Беседа по вопросам:

-Какое значение имела победа под Москвой?

-Учебник стр. 215.

(Фашистам не удалось взять Москву. Немецкий «Тайфун» потерпел крах. У границ нашего города был развеян миф о непобедимости германской армии: победа над Москвой – это победа всего народа. Но в первую очередь – это победа солдата, воина. Это победа талантливых полководцев. Это победа тех, кто самоотверженно трудился в тылу: стоял у станка, готовил боеприпасы, кормил, лечил и одевал фронтовиков.

-Япония и Турция окончательно отказались от вступления в войну на стороне Германии.)

11.Запишите в тетради основные события битвы за Москву (Слайд №11)

30 сентября 1941 года – генеральное наступление на Москву группы армий «Центр»

30 сентября 1941 года – 05 декабря 1941 года – оборонительный этап

5 декабря 1941 года – 20 апреля 1942 года – наступательный этап

11.Блокада Ленинграда (слайд ).

- В августе германские войска начали мощное наступление на Ленинград. Гитлер заявлял: «Ленинград теперь сам поднимет руки: он неминуемо падет, раньше или позже. Никто оттуда не освободиться, никто не прорвется через наши линии. Ленинграду суждено умереть голодной смертью».

В сентябре 1941 года город оказался в «клещах» окружения. Группа армий «Север» стремилась прорваться к Ленинграду. Ценой неимоверных потерь и напряжений всех сил советские войска сдерживали натиск противника. Началась героическая эпопея борьбы армии, флота и жителей города с врагом в тяжелейших условиях блокады.

-Просмотр видео Блокадный Ленинград (слайд )

12. Рассказ учителя:

-Символом страшной блокадной войны стал дневник Тани Савичевой ( слайд ). В Ленинграде погибло около 1 млн. человек, но город устоял. Лишь в январе 1944 года блокада города была прорвана.

V. Закрепление.

Тест. (Слайд )

1. Когда началась Великая Отечественная война:

а) 1 сентября 1939 г.; б) 22 июня 1939 г; в) 22 июля 1941 г; г) 22 июня 1941 .

2. Как назывался план нападения фашистской Германии на СССР:

а) Барбаросса; б) Ост; в) Тайфун; г) Блицкриг.

3. «Наше дело правое. Враг будет разбит. Победа будет за нами» - в обращении к советскому народу обратился в первые дни войны:

а) И.В. Сталин; б) В.М. Молотов; в) Г.К. Жуков; г) К.Е. Ворошилов.

4. Верховным главнокомандующим советских войск 8 августа 1941 г. был назначен:

а) Г.К. Жуков; б) И.В. Сталин; в) С.К. Тимошенко; г) С.И. Буденный.

VII. Итог урока

- Итак, перед вами в начале урока был поставлен проблемный вопрос. (Слайд )

Почему Красная Армия потерпела поражение в начале войны? (Слайд )

-Просчеты Сталина и его окружения в оценке военной обстановки и сроках начала войны.

-Переоценка значения советско-германского договора о ненападении.

-Войска не были приведены в боевую готовность.

-Отсутствие укрепленной линии обороны в связи с переносом границы в 1940 году.

-Физическое уничтожение высшего и среднего командного состава Красной армии в конце 30х годов.

-Отсутствие стратегии ведения отступления.

- Превосходство гитлеровцев в живой силе и технике на решающих направлениях.

РЕФЛЕКСИЯ. Лист самооценки

ПРИЛОЖЕНИЕ  

1. Когда началась Великая Отечественная война:

а) 1 сентября 1939 г.; б) 22 июня 1939 г; в) 22 июля 1941 г; г) 22 июня 1941 .

2. Как назывался план нападения фашистской Германии на СССР:

а) Барбаросса; б) Ост; в) Тайфун; г) Блицкриг.

3. «Наше дело правое. Враг будет разбит. Победа будет за нами» - в обращении к советскому народу обратился в первые дни войны:

а) И.В. Сталин; б) В.М. Молотов; в) Г.К. Жуков; г) К.Е. Ворошилов.

4. Верховным главнокомандующим советских войск 8 августа 1941 г. был назначен:

а) Г.К. Жуков; б) И.В. Сталин; в) С.К. Тимошенко; г) С.И. Буденный.

ПРИЛОЖЕНИЕ  

Когда т. Сталину в очередной раз доложили о том, что разведка имеет неопровержимые доказательства о начале войны с СССР, он вызвал к себе т. Микояна и поинтересовался - почём баранина на мировом рынке? Микоян через некоторое время доложил: 5руб. Впоследствии Сталин регулярно справлялся о цене на баранину и не воспринимал всерьёз донесения разведки, а сообщения перебежчиков вообще считал провокацией.

ВОПРОС: Почему Сталин так был уверен в том, что война с Германией не начнётся в 1941 году, и причём здесь цена на баранину на мировом рынке?

ПРИЛОЖЕНИЕ № 5

Первые дни Великой Отечественной войны

Весной 1941г. Генштаб Красной Армии разработал «План обороны государственной границы 1941 г.». В апреле-мае для пополнения войск западных военных округов было призвано 800 тыс. резервистов.

Германия на этапе подготовки к войне перебросила на восточные границы основные силы сухопутных войск и авиации, создала три ударные мощные группировки: Группа «Север» - на Ленинград; группа «Юг» - должна была наступать на южном, украинском направлении, на Киев. Но самая сильная группировка войск противника группа армий «Центр» - развертывала свои операции в середине этого огромного фронта, там, где, начинаясь у пограничного города Бреста, через древний русский город Смоленск, через Вязьму и Можайск к сердцу нашей Родины - Москве.

Конечная цель германской армии – выход на линию Волга - Архангельск. Авторы плана «Барбаросса» намеревались достигнуть намеченной цели в течение 8-16 недель (слайд 5).

22 июня 1941 г. в 3 часа 30 минут немецкая армия начала свое мощное вторжение по всей границе нашей страны от Черного до Балтийского моря. Началась Великая Отечественная война. 23 июня 1941 года были созданы фронты: Северный, Северо-Западный, Западный, Юго-Западный, Южный. Для управления ими была создана Ставка главного командования (слайд 6). В неё вошли: Молотов, Будённый, Ворошилов, Жуков, Тимошенко, ШапошниковВерховным главнокомандующим с 8 августа 1941 года был назначен Иосиф Виссарионович Сталин, он же возглавил и ГКО - государственный комитет обороны, созданный 30 июня.

 

ЛИСТ САМООЦЕНКИ

На уроке я выполнил(а)_____________________________________________ _________________________________________/ не выполнил(а) все задания.

Материал урока мне был понятен / не понятен___________________________

__________________________________________________________________

На уроке мне понравилось ___________________________________________

Моя оценка себе за работу на уроке: ___________________________________

На что я должен (должна) обратить внимание, делая домашнее задание:_____

_____________________________________________________________________________


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка урока "Начало Великой Отечественной войны"

Комбинированный урок с применением ИКТ и мультимедийного учебника по истории "История России 20 век"...

конспект урока "Начало Великой Отечественной Войны" (10 класс)

Конспект урока «Начало Великой Отечественной Войны» (10 класс)План урока:1.Канун войны.2.Начало войны.3.Силы и планы сторон.4.Неудачи Красной армии....

Урок "Начало Великой Отечественной войны"

Разработка урока истории в 9 классе...

Методическая разработка Интегрированный урок истории и литературы. Тема урока «Начало Великой Отечественной войны и отражение этого периода в литературе»

Методическая разработка Интегрированный урок истории и литературы. Тема урока «Начало Великой Отечественной войны и отражение этого периода в литературе»...

Методическая разработка урока «Начало Великой Отечественной Войны »

Методическая разработка урока «Начало  Великой  Отечественной  Войны »...