Русско-турецкие войны при Екатерине 2
методическая разработка по истории (8 класс)

Михеева Ольга Петровна

Технологическая карта урока содержит в себе разработку темы по внешней политике России в 18 в. при Екатерине 2. Урок предполагает групповую работу учащихся с источниками информации, самостоятельному поиску необходимой информации, использование анимационной карты.

Скачать:

ВложениеРазмер
Office presentation icon vneshnyaya_politika_v_18v.ppt903.5 КБ
Microsoft Office document icon tehnologicheskaya_karta_uroka.doc69 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Прочтите отрывок из романа В.Пикуля «Пером и шпагой» и определите тему урока Деловитый Никита Панин явился с докладами к Екатерине, точными как алгебра: - Англия! Особый интерес в нас имеет, паче того – негоциацию: хлеб, пенька, смола, лес. Но в земли восточные проникнуть через наши же просторы желает, и вредила и вредить еще будет. - Австрия! На наших же штыках желает с турками совладать, но поблажки не жди, матушка: славян, нам кровных, содержит в рабстве своем не слабее турок. И на Дунай пойдет Русь наша с боями великими через венскую хитрость, через козни венские. - Пруссия! Фридрих спит и видит, умаявшись в борьбе с нами, как бы ему Польшу разодрать, благо страна сия ныне самая безобидная стала, и до союза с нами, матушка, Фридрих весьма охоч будет. Держать же короля станем на привязи; иной раз пруссаков и подкормить не грех, дабы не закочевряжились… Никита Иванович с достоинством поклонился: - Вот каково тебе досталось, матушка, наследство от прошлого; прими и владычествуй нам на радость. И в ответ Панину поклонилась Екатерина – с иронией: - Хороший же узелок завязала покойница Елизавета! Однако не из пужливых я, сам ведаешь. И мыслю наперед тако: первое есть и наиглавнейшее – воссоединить с Великой Русью народы украинский и белорусский. Турцию, дабы не алкала более крови славянской, усмирить войною! И на веки веков стоять от Черного до Балтийского моря крепко. Во всю ступню! России быть в первом ранге, говорила не раз покойница Елизавета, и в том я с нею полностью согласуюсь… Каковы были основные направления внешней политики? Какие цели и задачи стояли перед Россией при Екатерине II?

Слайд 2

Внешняя политика Екатерины II

Слайд 3

В правление Екатерины II перед Россией стояли следующие внешнеполитические задачи: Борьба за выход в Черное море и создание условий благоприятных для черноморской торговли; Объединение под властью всех восточнославянских народов; Сохранение и укрепление положения России на международной арене, как великой державы

Слайд 4

Русско-турецкие войны в XVIII веке В какие годы была война ? Какими причинами она была вызвана? 3. О каких важных сражениях вы узнали из рассказа? 4. Каковы итоги этой войны?

Слайд 5

Найдите и покажите на карте земли, полученные Россией по Кючук-Кайнарджийскому миру

Слайд 6

Русско-турецкие войны в XVIII веке 1. В какие годы была война ? 2. Какими причинами она была вызвана? 3. О каких важных сражениях вы узнали из рассказа? 4. Каковы итоги этой войны?

Слайд 7

Найдите и покажите на карте земли, полученные Россией по Ясскому миру

Слайд 9

Какую внешнеполитическую задачу решила Россия?



Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока

1. Ф.И.О. учителя: Михеева Ольга Петровна

2. Класс:      Предмет: история 

3. Тема урока: Внешняя политика Екатерины II  

4. Место и роль урока в изучаемой теме: четвертый урок по теме

5. Тип урока: изучение новой темы

 6. Цели урока (образовательные, развивающие, воспитательные):

  • познакомить учащихся с основным материалом (основные направления, цели и задачи, этапы внешней политики России на восточном направлении, методы ее реализации и итоги); включить учащихся в познавательную деятельность;
  • развивать умение работать с разными источниками информации, умение работать в группе;
  • воспитывать патриотические чувства

7. Актуальность использования ИКТ: позволяет организовать познавательную деятельность учащихся на уроке, сделать изучаемый материал не только наглядным, но и более динамичным

8. Вид испльзуемых средств ИКТ: презентация

 9. Оборудование: экран, мультимедиапроектор

Характеристика этапов урока

Этапы урока

Задачи

Длительность

по времени

Основной вид деятельности со средствами ИКТ

ФОУД

Форма организации деятельности учащихся

Функции и основные виды деятельности учителя на данном этапе

Промежуточный контроль

Организационный

Проверить готов-ность учащихся, их настрой на работу

1

-

-

Приветствуют учителя, проверяют свою готовность к уроку

Приветствует обучающихся, проверяет их готовность к уроку

-

Постановка темы и цели урока

Подвести детей к формулированию темы и постанов-ке задач урока.

Составить план работы

7

Слайд 1: демонстрация задания с проблемой

Слайды 2-3: демонстрация темы урока и варианта формулировки направлений внешней политики

И

Ф

Работают с отрывком из романа В.Пикуля «Пером и шпагой» по вопросам-заданиям (Приложение 1)

Вспоминают алгоритм изучения войны

Записывают тему в тетрадь

1. Создание проблемной ситуации: Каковы были основные направления внешней политики в 18 в.?

Какие цели и задачи стояли перед Россией при Екатерине II?

2. Обобщение ответов и конкретизация темы: Сегодня на уроке мы поговорим, как решалась одна, пожалуй, самая главная задача – выход к берегам Черного моря. Это задача была решена в результате двух русско-турецких войн (1768-1774; 1787-1791)

3. Каков план изучения темы?

Запись на доске

-

Изучение нового материала

Изучить историю русско-турецких войн (1768-1774; 1787-1791) по алгоритму

15  

Слайды 4-5 и 6-7: наглядное представление информации о военных действиях между Россией и Турцией для работы над поставленными перед ними вопросами

И

Г

1. Распределение функций в группе определяют сами ученики в зависимости от уровня общеучебных навыков

2. Самостоятельно работают с мультимедийными картами в 6-ках по предлагаемым вопросам в таблице (Приложение 2)

3. Рассказывают и обсуждают выполнение своей части  работы и заполняют  всю таблицу

Показывают на карте присоединенные к России земли

Организует работу групп с мультимедийной картой. Подсказывает варианты распределения функций в группах.

Напоминает правила работы в группах

Контролирует работу групп по заполнению таблиц, помогает технически в управлении мультимедийной картой

-

Физкультминутка

Изучение нового материала

13

Слайд 5и 7: наглядное представление

итогов войны

Г

И

1. Рассказ групп о русско-турецких войнах по таблице (одни рассказыва-ют, другие – дополняют или исправляют допущенные ошибки)

2. Формулируют и озвучивают вывод по таблице, выбирают наиболее точную формулировку и записывают ее

1. Организует проверку работы в группах по изучению темы, дополнение

2. Подводит детей к самостоятельному выводу об итогах внешней политики России на восточном направлении

Побуждает к высказыванию своего мнения

Проверка заполнения таблицы

Закрепление изученного материала

Закрепить основные даты и события

5

-

И

Ф

Выполняют задание №2 (с. 72) в Рабочей тетради и сообщают классу ответы

Слушает ответы и побуждает к высказыванию своего мнения

Выполнение задания №2 в Рабочей тетради

Итоги урока

Обобщить работу на уроке

2

Слайд 10:

помощь в формулировке вывода

Ф

Сравнивают задачи, которые стояли перед Россией и итоги политики и делают вывод о решении этих задач

Организует сравнение задач и итогов внешней политики и формулирование вывода о степени решения задач

Домашнее задание

2

-

Записывают в дневники задание: § 27-28, рассказ о войнах, РТ - № 4 (с. 73), сообщение о полководцах

Объясняет задание: § 27-28, рассказ о войнах (неуверенным в себе можно с опорой на таблицу),  в Рабочей тетради выполнить контурную карту в задании № 4 (с. 73), дополнительно сообщения о полководцах

Приложение 1

Прочтите отрывок из романа В.Пикуля «Пером и шпагой» и  определите тему урока

Деловитый Никита Панин явился с докладами к Екатерине, точными как алгебра:

- Англия! Особый интерес в нас имеет, паче того – негоциацию: хлеб, пенька, смола, лес. Но в земли восточные проникнуть через наши же просторы желает, и вредила и вредить еще будет. 

- Австрия! На наших же штыках желает с турками совладать, но поблажки не жди, матушка: славян, нам кровных, содержит в рабстве своем не слабее турок. И на Дунай пойдет Русь наша с боями великими через венскую хитрость, через козни венские. 

- Пруссия! Фридрих спит и видит, умаявшись в борьбе с нами, как бы ему Польшу разодрать, благо страна сия ныне самая безобидная стала, и до союза с нами, матушка, Фридрих весьма охоч будет. Держать же короля станем на привязи; иной раз пруссаков и подкормить не грех, дабы не закочевряжились…

Никита Иванович с достоинством поклонился:

- Вот каково тебе досталось, матушка, наследство от прошлого; прими и владычествуй нам на радость.

И в ответ Панину поклонилась Екатерина – с иронией:

-  Хороший же узелок завязала покойница Елизавета! Однако не из пужливых я, сам ведаешь. И мыслю наперед тако: первое есть и наиглавнейшее – воссоединить с Великой Русью народы украинский и белорусский. Турцию, дабы не алкала более крови славянской, усмирить войною! И на веки веков стоять от Черного до Балтийского моря крепко. Во всю ступню! России быть в первом ранге, говорила не раз покойница Елизавета, и в том я с нею полностью согласуюсь…

  • Каковы были основные направления внешней политики?
  • Какие цели и задачи стояли перед Россией при Екатерине II?

 Приложение 2

Русско-турецкие войны при Екатерине II

Годы войны

Причины

Основные сражения

Итоги

Вывод:

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Русско-турецкие войны конца XVIII века. Кубань в Русско-турецких войнах

Подробный конспект урока.(размещается только в папке с конкурсным материалом) Организационная информацияТема урока Русско - турецкие войны конца XVIII века.Кубань в русско-турецких войнахПре...

Русско-турецкая война 1877-1878 гг

урок - обобщение. Позволяет  обобщить и углубить знания о войне, продолжить формировать умение работы с историческими источниками....

Раздаточный материал для урока "Русско-турецкая война 1877-1878 гг" (повторительно-обобщающий урок) НАЗВАНИЕ:" Историческое сочинение на тему "Русско-турецкая война 1877 – 1878 гг."

Раздаточный материал для урока "Русско-турецкая война 1877-1878 гг"ОБОБЩЕНИЕ ИЗУЧЕННОГО МАТЕРИАЛА НАЗВАНИЕ:" Историческое сочинение на тему "Русско-турецкая война 1877 &ndash...

Великая Отечественная война и Русско-Турецкие войны

ПРедставлены основные операции и герои Великой Отечественной войны...

Внешняя политика при Екатерине II: русско-турецкие войны и разделы Польши

Материал к учебнику: Захаров В.Н., Пчелов Е.В. История России. XVIII век: учебник для 8 класса общеобразовательных организаций...

Внешняя политика при Екатерине II: русско-турецкие войны и разделы Польши

Материал к учебнику: Захаров В.Н., Пчелов Е.В. История России. XVIII век: учебник для 8 класса общеобразовательных организаций...

Тема: Внешняя политика при Екатерине II: русско-турецкие войны и разделы Польши .

Тема: Внешняя политика при Екатерине II: русско-турецкие войны и разделы Польши .Прочитайте §20, ознакомьтесь с картами:  Русско-турецкая война 1768-1774 гг. (стр. 124), Русско-турецка...