Виртуальная экскурсия на уроках истории
статья по истории
Выступление на региональном фестивале профессий и специальностей "Мастерство и вдохновение - 2019" (г. Архангельск)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
virtualnaya_ekskursiya_na_urokah_istorii.docx | 32.32 КБ |
Предварительный просмотр:
Виртуальная экскурсия на уроках истории
Нам известно, что несмотря на усилия психологов, методистов и педагогов (как теоретиков, так и практиков), проблема мотивации учеников и студентов на уроках по-прежнему остается нерешенной.
Тем более актуально это для учебных заведений среднего специального образования, куда приходят юноши и девушки за получением именно специального образования, воспринимающие урок по истории на уровне «что ж, посидим-послушаем». Очень хочется их желание «посидеть-послушать» дополнить не только «посмотрим» и «почитаем-запишем», но и «узнаем сами – расскажем другим». Тем более, что сейчас учиться приходят студенты, умеющие и найти дополнительную информацию и донести её до однокашников.
То есть проблемы «могу», в принципе, не существует. Остается проблема «хочу». Студенты СПУ не видят практической необходимости в изучении истории: им не сдавать ЕГЭ по истории, единицы из них будут поступать на факультеты, где им понадобятся знания истории, а аргументы «Вы живёте в России, Вы должны знать историю страны!» на них не действуют последние 20 лет и, наверное, больше.
Остается сыграть на интересе.
Интерес к содержанию материала можно пробудить через нетрадиционные задания.
Например, «Сравнить рассказы родителей и дедушек-бабушек о 1990-х гг. в России».
Или: «У нас есть машина времени, куда и к кому отправимся, чтобы предотвратить Батыево нашествие?» и т.д.
Иногда срабатывают старые-добрые кроссворды, игровые элементы и другие методы. Но срабатывают они не всегда.
Поэтому педагогам постоянно приходится искать новые формы работы или облекать старые-добрые методы в новую форму.
Мы знаем, что современные дети – это дети, живущие в виртуальном мире. Это факт. Вытащить их из этого мира полностью нам не под силу. Мы можем попытаться заинтересовать их богатством и многообразием реального мира или, окунувшись в виртуальный мир, немного направлять их деятельность в этом мире.
В этом помогают такие задания как:
«Создай страничку в ВК (других соцсетях) Ивана Грозного. Отскринь его переписку с Андреем Курбским».
«Найди историческую информацию в своей любимой компьютерной игре. Проверь её достоверность» (игры «Цивилизация», «Блицкриг», «Братья по оружию» (высадка десанта в Нормандии), «Великая война» (1 мировая), «Танки» и др.).
Сними ролик социальной рекламы «Долой крепостное право!» и так далее.
Одной из форм преподнесения материала, привлекающей внимание студентов, является экскурсия. Однако, эта форма организации учебной деятельности может вызвать ряд трудностей:
- не все объекты доступны для наблюдения;
- она требует значительных временных затрат;
- сложность фиксации материала;
- зависимость от погодных условий и т.п.
В связи с этим экскурсия реальная несколько теряет свою популярность у преподавателей, несмотря на свою дидактическую значимость. И здесь на помощь приходит экскурсия виртуальная.
В литературе много определений этого понятия, сводятся они, в общем и целом к тому, что «виртуальные экскурсии – это эффективный презентационный инструмент, с помощью которого возможна наглядная и увлекательная демонстрация любого реального места (страна, город, национальный парк, музей, производственный объект и т.д.).[1]
Для студентов привлекательной является уже само слово «виртуальная». Для преподавателей привлекательность заключается как раз в устранении тех недостатков, которые свойственны реальной экскурсии.
Отличие виртуальной экскурсии от традиционной представлены в таблице 1.[2]
Таблица 1
Сравнительная характеристика традиционной и виртуальной экскурсии
Традиционная экскурсия | Виртуальная экскурсия | |
Место проведения | Природные сообщества, музеи, промышленные предприятия | Кабинет, лекционный зал |
Доступность объектов для наблюдения | Не все объекты доступны для наблюдения в любой момент времени | Доступны для наблюдения практически любые объекты |
Затраты времени и труда преподавателя на подготовку | Необходимо предварительное посещение и знакомство с территорией, отбор объектов наблюдения | Подбор материалов, их обработка и систематизация, звуковое и видео оформление |
Затраты времени и труда преподавателя на проведение | Длительность включает дорогу до места экскурсии, ее непосредственное проведение и дорогу обратно. Продолжительность более 45 минут | Не нужно покидать кабинет, учебное заведение. Продолжительность устанавливается самим преподавателем |
Возможность многократного воспроизведения условий наблюдения | Отсутствует | Однажды созданной виртуальной экскурсией можно воспользоваться неоднократно, на уроках и во внеурочной деятельности |
Фиксация промежуточных результатов, ведение записей | Ведение записей вовремя экскурсии затруднено. | Возможно ведение записей в приемлемом темпе |
Зависимость от погодных условий | Полностью зависит от погодных условий | Не зависит от погодных условий |
Таким образом, мы видим, что виртуальная экскурсия имеет ряд преимуществ, не умаляя при этом достоинств традиционной экскурсии.
В методической литературе приводятся различные классификации экскурсий.
- По содержанию:
- обзорные, где собраны элементы нескольких экскурсий, объединенных общей темой;
- тематические, то есть экскурсии, раскрывающие определенные темы;
- биографические - экскурсии, связанные с жизнью и биографией выдающихся людей и так далее.
На практике деление экскурсий на такие группы носит условный характер.
- По способу создания виртуальные экскурсии можно разделить на:
- Созданные с использованием инструментов сайтостроения
- Google Maps - наиболее доступный сервис, который позволяет создавать свои карты, устанавливать на них свои метки, добавлять текст, описание этого места, размещать фотографии и вставлять видео.
- Mapwing – создает экскурсии не только по городам, странам и т.д., но и создает экскурсии по помещениям (библиотеки, музеи и др.).
- AcrGIS Online – облачный сервис, позволяет публиковать, хранить и создавать свои интерактивные карты. Как и в Гугл картах, в нем можно добавлять метки, отмечать объекты, добавлять ссылки на веб - ресурсы, но еще можно создавать визуальные истории в виде презентаций.
- Meograph – инструмент, который соединяет возможности создать изображения, ссылки, комментарии, музыку и многое другое.
- Для создания моделей отдельного объекта можно использовать программы 3D-моделирования;
Для освоения этих ресурсов и для работы с ними требуется время, но это единственный недостаток, т.к. созданные виртуальные экскурсии преподаватель может использовать неоднократно.
- Возможно использование панорамных композиций. Кроме того, в сети Интернет существует большое количество уже готовых экскурсий, как созданных преподавателями или обучающимися, так и профессионалами. Например, каждый крупный музей на своём сайте даёт возможность виртуально попутешествовать по своим залам.
- Виртуальные экскурсии и 3d путешествия - http://www.panotours.ru/
- Кунсткамера: виртуальный тур - http://tour.kunstkamera.ru/#1241881465
- Виртуальный Лувр - https://www.louvre.fr/en/visites-en-ligne
- Виртуальный Русский музей - https://rusmuseumvrm.ru/index.php
- Екатерина Великая в стране и в мире (временная выставка) - https://rusmuseumvrm.ru/online_resources/virtual_tours/virtualniy_tur_ekaterina_velikaya_v_strane_i_mire/index.php
- Третьяковская галерея (совместный проект с Гугл (GoogleArts&Culture)) - https://artsandculture.google.com/
- И, наконец, самый простой способ – виртуальные экскурсии, созданные в программе PowerPoint.
Создавая собственную экскурсию необходимо придерживаться определенного плана:
- определить идею экскурсии (проблему);
- поставить цель и определить задачи;
-определить содержание экскурсии;
- подобрать техническую составляющую:
- составить маршрута экскурсии. Маршрут - наиболее удобный путь, по которому происходит путешествие и который состоит из нескольких остановок. Маршрут должен содействовать полному раскрытию темы экскурсии;
- подготовить текст экскурсии, методическое сопровождение.
Отличительной особенностью презентации для виртуальной экскурсии является её интерактивность, то есть возможность взаимодействия через элементы управления.
В программе PowerPoint интерактивность можно создать следующими способами:
- с помощью гиперссылок;
- с помощью управляющих кнопок;
- с помощью анимационных эффектов с настройкой триггеров.
При создании презентации необходимо уделить серьёзное внимание оформлению. Останавливаться на этом не вижу смысла, т.к. правила оформления презентаций давно всем известны.
Виртуальные экскурсии могут быть использованы:
- в качестве фрагмента во время проведения урока;
- в качестве самостоятельного урока;
- на внеклассном мероприятии;
- как форма самостоятельной работы студентов (например, в ходе работы над проектом).
В завершение хотелось бы ещё раз подчеркнуть, что виртуальная экскурсия, конечно, не заменит личное присутствие, но позволит получить достаточно полное впечатление об изучаемом объекте, разнообразит работу на уроке и вне его, поможет развить творческие и познавательные способности студентов.
Если мы научим обучающихся не только работать, учиться, преодолевать трудности, но и получать от этого удовольствие – тогда можно сказать, что основную цель, которая ставится перед образованием, мы выполняем.
Список использованной литературы:
- Долженко, Г.П. Экскурсионное дело / Г.П. Долженко. – М.: Феникс, 2014.
- Емельянов, Б.В. Экскурсоведение / Б.В. Емельянов. - М.: Советский спорт, 2013.
- Козина, Е.Ф. Методика преподавания естествознания / Е.Ф. Козина, Е.Н. Степанян.- М.: Издательский центр «Академия», 2017.
- Куставинова, З.Т. Экскурсия – одна из форм внеурочной образовательной деятельности [Электронный ресурс] / З.Т. Куставинова // Социальная сеть работников. – 2014. Режим доступа: https://nsportal.ru/nachalnayashkola/vospitatelnaya-rabota/2014/04/09/ekskursiya-odna-iz-form-vneurochnoy-formy (дата обращения: 11.09. 2019).
[1] Козина, Е.Ф. Методика преподавания естествознания [Текст] / Е.Ф. Козина, Е.Н. Степанян.- М.: Издательский центр «Академия», 2017.
[2] Куставинова, З.Т. Экскурсия – одна из форм внеурочной образовательной деятельности [Электронный ресурс] / З.Т. Куставинова // Социальная сеть работников. – 2014. Режим доступа: https://nsportal.ru/nachalnayashkola/vospitatelnaya-rabota/2014/04/09/ekskursiya-odna-iz-form-vneurochnoy-formy (дата обращения: 11.09. 2019).