Виртуальная экскурсия на уроках истории
статья по истории

Ильина Елена Валерьевна

Выступление на региональном фестивале профессий и специальностей "Мастерство и вдохновение - 2019" (г. Архангельск)

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл virtualnaya_ekskursiya_na_urokah_istorii.docx32.32 КБ

Предварительный просмотр:

Виртуальная экскурсия на уроках истории

Нам известно, что несмотря на усилия психологов, методистов и педагогов (как теоретиков, так и практиков), проблема мотивации учеников и студентов на уроках по-прежнему остается нерешенной.

Тем более актуально это для учебных заведений среднего специального образования, куда приходят юноши и девушки за получением именно специального образования, воспринимающие урок по истории на уровне «что ж, посидим-послушаем». Очень хочется их желание «посидеть-послушать» дополнить не только «посмотрим» и «почитаем-запишем», но и «узнаем сами – расскажем другим». Тем более, что сейчас учиться приходят студенты, умеющие и найти дополнительную информацию и донести её до однокашников.

То есть проблемы «могу», в принципе, не существует. Остается проблема «хочу». Студенты СПУ не видят практической необходимости в изучении истории: им не сдавать ЕГЭ по истории, единицы из них будут поступать на факультеты, где им понадобятся знания истории, а аргументы «Вы живёте в России, Вы должны знать историю страны!» на них не действуют последние 20 лет и, наверное, больше.

Остается сыграть на интересе.

Интерес к содержанию материала можно пробудить через нетрадиционные задания.

Например, «Сравнить рассказы родителей и дедушек-бабушек о 1990-х гг. в России».

Или: «У нас есть машина времени, куда и к кому отправимся, чтобы предотвратить Батыево нашествие?» и т.д.

Иногда срабатывают старые-добрые кроссворды, игровые элементы и другие методы. Но срабатывают они не всегда.

Поэтому педагогам постоянно приходится искать новые формы работы или облекать старые-добрые методы в новую форму.

Мы знаем, что современные дети – это дети, живущие в виртуальном мире. Это факт. Вытащить их из этого мира полностью нам не под силу. Мы можем попытаться заинтересовать их богатством и многообразием реального мира или, окунувшись в виртуальный мир, немного направлять их деятельность в этом мире.

В этом помогают такие задания как:

«Создай страничку в ВК (других соцсетях) Ивана Грозного. Отскринь его переписку с Андреем Курбским».

«Найди историческую информацию в своей любимой компьютерной игре. Проверь её достоверность» (игры «Цивилизация», «Блицкриг», «Братья по оружию» (высадка десанта в Нормандии), «Великая война» (1 мировая), «Танки» и др.).

Сними ролик социальной рекламы «Долой крепостное право!» и так далее.

Одной из форм преподнесения материала, привлекающей внимание студентов, является экскурсия. Однако, эта форма организации учебной деятельности может вызвать ряд трудностей:

  • не все объекты доступны для наблюдения;
  • она требует значительных временных затрат;
  • сложность фиксации материала;
  • зависимость от погодных условий и т.п.

В связи с этим экскурсия реальная несколько теряет свою популярность у преподавателей, несмотря на свою дидактическую значимость. И здесь на помощь приходит экскурсия виртуальная.

В литературе много определений этого понятия, сводятся они, в общем и целом к тому, что «виртуальные экскурсии – это эффективный презентационный инструмент, с помощью которого возможна наглядная и увлекательная демонстрация любого реального места (страна, город, национальный парк, музей, производственный объект и т.д.).[1]

Для студентов привлекательной является уже само слово «виртуальная». Для преподавателей привлекательность заключается как раз в устранении тех недостатков, которые свойственны реальной экскурсии.

Отличие виртуальной экскурсии от традиционной представлены в таблице 1.[2]

Таблица 1

Сравнительная характеристика традиционной и виртуальной экскурсии

Традиционная экскурсия

Виртуальная экскурсия

Место проведения

Природные сообщества, музеи, промышленные предприятия

Кабинет, лекционный зал

Доступность объектов для

наблюдения

Не все объекты доступны для наблюдения в любой момент времени

Доступны для наблюдения практически любые объекты

Затраты времени и труда преподавателя на подготовку

Необходимо предварительное посещение и знакомство с

территорией, отбор объектов наблюдения

Подбор материалов, их обработка и систематизация, звуковое и видео оформление

Затраты времени и труда преподавателя на проведение

Длительность включает дорогу до места экскурсии, ее непосредственное проведение и дорогу обратно.

Продолжительность более 45 минут

Не нужно покидать кабинет, учебное заведение. Продолжительность устанавливается самим преподавателем

Возможность многократного

воспроизведения условий наблюдения

Отсутствует

Однажды созданной виртуальной экскурсией можно воспользоваться

неоднократно, на уроках и во внеурочной деятельности

Фиксация промежуточных результатов, ведение записей

Ведение записей вовремя экскурсии затруднено.

Возможно ведение записей в приемлемом темпе

Зависимость от погодных условий

Полностью зависит от погодных условий

Не зависит от погодных условий

Таким образом, мы видим, что виртуальная экскурсия имеет ряд преимуществ, не умаляя при этом достоинств традиционной экскурсии.

В методической литературе приводятся различные классификации экскурсий.

  1. По содержанию:
  • обзорные, где собраны элементы нескольких экскурсий, объединенных общей темой;
  • тематические, то есть экскурсии, раскрывающие определенные темы;
  • биографические - экскурсии, связанные с жизнью и биографией выдающихся людей и так далее.

На практике деление экскурсий на такие группы носит условный характер. 

  1. По способу создания виртуальные экскурсии можно разделить на:
  1. Созданные с использованием инструментов сайтостроения
  • Google Maps - наиболее доступный сервис, который позволяет создавать свои карты, устанавливать на них свои метки, добавлять текст, описание этого места, размещать фотографии и вставлять видео.
  • Mapwing – создает экскурсии не только по городам, странам и т.д., но и создает экскурсии по помещениям (библиотеки, музеи и др.).
  • AcrGIS Online – облачный сервис, позволяет публиковать, хранить и создавать свои интерактивные карты. Как и в Гугл картах, в нем можно добавлять метки, отмечать объекты, добавлять ссылки на веб - ресурсы, но еще можно создавать визуальные истории в виде презентаций.
  • Meograph – инструмент, который соединяет возможности создать изображения, ссылки, комментарии, музыку и многое другое.
  1. Для создания моделей отдельного объекта можно использовать программы 3D-моделирования;

Для освоения этих ресурсов и для работы с ними требуется время, но это единственный недостаток, т.к. созданные виртуальные экскурсии преподаватель может использовать неоднократно.

  1. Возможно использование панорамных композиций. Кроме того, в сети Интернет существует большое количество уже готовых экскурсий, как созданных преподавателями или обучающимися, так и профессионалами. Например, каждый крупный музей на своём сайте даёт возможность виртуально попутешествовать по своим залам.

  1. И, наконец, самый простой способ – виртуальные экскурсии, созданные в программе PowerPoint.

Создавая собственную экскурсию необходимо придерживаться определенного плана:

- определить идею экскурсии (проблему);

- поставить цель и определить задачи;

-определить содержание экскурсии;

- подобрать техническую составляющую:

- составить маршрута экскурсии. Маршрут - наиболее удобный путь, по которому происходит путешествие и который состоит из нескольких остановок. Маршрут должен содействовать полному раскрытию темы экскурсии;

- подготовить текст экскурсии, методическое сопровождение.

Отличительной особенностью презентации для виртуальной экскурсии является её интерактивность, то есть возможность взаимодействия через элементы управления.

В программе PowerPoint интерактивность можно создать следующими способами:

  • с помощью гиперссылок;
  • с помощью управляющих кнопок;
  • с помощью анимационных эффектов с настройкой триггеров.

При создании презентации необходимо уделить серьёзное внимание оформлению. Останавливаться на этом не вижу смысла, т.к. правила оформления презентаций давно всем известны.

Виртуальные экскурсии могут быть использованы:

  1. в качестве фрагмента во время проведения урока;
  2. в качестве самостоятельного урока;
  3. на внеклассном мероприятии;
  4. как форма самостоятельной работы студентов (например, в ходе работы над проектом).

В завершение хотелось бы ещё раз подчеркнуть, что виртуальная экскурсия, конечно, не заменит личное присутствие, но позволит получить достаточно полное впечатление об изучаемом объекте, разнообразит работу на уроке и вне его, поможет развить творческие и познавательные способности студентов.

Если мы научим обучающихся не только работать, учиться, преодолевать трудности, но и получать от этого удовольствие – тогда можно сказать, что основную цель, которая ставится перед образованием, мы выполняем.


Список использованной литературы:

  1. Долженко, Г.П. Экскурсионное дело / Г.П. Долженко. – М.: Феникс, 2014.
  2. Емельянов, Б.В. Экскурсоведение / Б.В. Емельянов. - М.: Советский спорт, 2013.
  3. Козина, Е.Ф. Методика преподавания естествознания / Е.Ф. Козина, Е.Н. Степанян.- М.: Издательский центр «Академия», 2017.
  4. Куставинова, З.Т. Экскурсия – одна из форм внеурочной образовательной деятельности [Электронный ресурс] / З.Т. Куставинова // Социальная сеть работников. – 2014. Режим доступа: https://nsportal.ru/nachalnayashkola/vospitatelnaya-rabota/2014/04/09/ekskursiya-odna-iz-form-vneurochnoy-formy (дата обращения: 11.09. 2019).


[1] Козина, Е.Ф. Методика преподавания естествознания [Текст] / Е.Ф. Козина, Е.Н. Степанян.- М.: Издательский центр «Академия», 2017.

[2] Куставинова, З.Т. Экскурсия – одна из форм внеурочной образовательной деятельности [Электронный ресурс] / З.Т. Куставинова // Социальная сеть работников. – 2014. Режим доступа: https://nsportal.ru/nachalnayashkola/vospitatelnaya-rabota/2014/04/09/ekskursiya-odna-iz-form-vneurochnoy-formy (дата обращения: 11.09. 2019).