Краеведческая деятельность – важнейшее средство воспитания гражданственности и патриотизма школьника
статья по истории

костров виктор александрович

Статья о проблемах историко- патриотического воспитания и одном из методов их решения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon esse_2.doc30.5 КБ

Предварительный просмотр:

История, патриотизм, гражданственность – отжившие понятия?

Костров Виктор Александрович, учитель истории МКОУ «Рассветовская СОШ»

   П. Рассвет Лодейнопольского района Ленинградской области.

В последнее время все чаще и чаще вспоминается фраза, которую приписывают то древнегреческому философу Платону, то всеми уважаемому А. С. Пушкину: « Народ, который не знает своего прошлого, не имеет будущего». Безусловно, в истории нашего народа было много всего - и хорошего и того, чем гордиться, мягко говоря, не стоит. Но знать и помнить свою историю мы обязаны. Хотя бы для того, чтобы не повторять своих же ошибок, чтобы не потерять самосознание себя как нации – великой нации.

Но, похоже, что изучению истории и тесно связанным с ней понятиям «патриотизм» и «гражданственность» в нашей стране с каждым годом уделяется все меньше внимания. Многие с этим не согласятся или, по крайней мере, скажут, что утверждение спорное. Но давайте задумаемся: а почему лет 10 назад историю в школе преподавали три раза в неделю, а сейчас только два? (в перспективе возможен и один); почему региональный компонент «История и культура Ленинградской земли», который призван «воспитывать гражданственность и любовь к Родине…», изначально изучавшийся каждую неделю в течении двух лет, сейчас «обрезан» до двух раз в месяц в течении одного года?; почему большинство современных подростков не может назвать более десяти значимых дат и событий из истории своей страны?

Несомненно, существуют объективные причины, препятствующие формированию у подрастающего поколения чувства патриотизма и исторических знаний:

- Все более четко проявляющаяся социальная дифференциация российского общества;

- По сути, полный провал поиска национальной идеи, которая, по замыслу правительства, должна была сплотить общество;

- Упадок  моральных ценностей и идеалов, широкая пропаганда западного образа жизни, утверждение культа стяжательства и корысти.

- Пионерскую организацию, консолидировавшую ранее все подрастающее поколение и выполнявшую огромную воспитательную и просветительскую роль, заменили малочисленные и малоэффективные организации, зачастую выполняющие заказ различных политических партий. Зачастую, патриотические идеалы широко используются в извращенном виде различными радикальными организациями;

-  Современный быт многих, особенно слабо развитых регионов, отражает абсолютно бесперспективную систему, во главе которой стоят пьянство, тунеядство, отсутствие смысла жизни

-     Падение авторитета института брака и семьи, постоянно увеличивающееся количество разводов и семей, в которых родители ведут аморальный образ жизни, пренебрегают воспитанием детей ( а ведь знание традиций, знание истории и культуры своего народа, зачатки патриотизма и любви к Родине закладываются именно в семье.  

 Преодолеть данные негативные тенденции необходимо. Но для этого нужно объединение усилий всего российского общества, четкая и поступательная политика государства,  изменение общего  климата в стране.

Но это все глобальные, требующие большого количества времени и усилий процессы. Когда-нибудь они обязательно начнутся. А пока, хоть немного, на локальном уровне мы все-таки можем менять ситуацию в лучшую сторону. И здесь значительный потенциалом обладает краеведческая деятельность, позволяющая воспитывать патриота и гражданина на конкретных примерах, приобщать детей к культурному наследию своей «малой родины» и всей страны в целом. История и  краеведение обращают человека к прошлому, чтобы он, зная  корни свои, славные дела предков своих, мог создавать достойное будущее.

 Краеведение призвано развивать у учащихся интерес к истории родного края, воспитывать любовь и уважение к своей «малой» родине. Формы и методы краеведческих занятий нацелены, прежде всего, на самостоятельную, исследовательскую, поисковую, творческую деятельность учащихся. Необходимо шире использовать такие формы занятий как экскурсии, уроки в школьном краеведческом уголке, викторины, заочные путешествия.

Для учащихся необходимо организовывать работу различных историко-патриотических клубов и организаций. Основные направления их деятельности состоят в подготовке сообщений, рефератов, докладов к урокам, связанных с историей района, села, в сборе информации об истории села, в подготовке и проведении викторин и конкурсов по краеведческой тематике. Источниками изучения истории родного края для учащихся на уроках и во внеурочное время становятся воспоминания родных, домашние архивы, материалы школьного краеведческого уголка и собственных изысканий, дома, улицы, люди, природа родного села, региональные газеты, краеведческая литература.

Построенные на принципах добровольности, не втиснутые в жесткие временные рамки, проходящие в непринужденной форе, краеведческие занятия и мероприятия позволяют более полно раскрыть творческий потенциал учащихся, направлять и развивать исследовательскую, научно-познавательную деятельность, формировать интерес к истории, настоящий патриотизм и гражданственность.

В любом случае, одной из основных задач современной педагогики является воспитание в детях лучших качеств, которые позволят им стать настоящими гражданами и патриотами, способными самостоятельно анализировать события и явления, умеющими отстаивать собственную точку зрения, готовыми жить и трудиться во благо Отечества…


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Краеведческая деятельность – важнейшее средство воспитания гражданственности и патриотизма школьника.

этот материал создан для повышения обмена опыта в сфере патриотического воспитания....

Педагогический совет "Воспитание гражданственности и патриотизма средствами эколого - туристско - краеведческой деятельности"

Цель педсовета: выявление путей и способов   совершенствования работы по гражданско-патриотическому воспитанию учащихся....

Краеведческая деятельность – важнейшее средство воспитания гражданственности и патриотизма школьников

Вопросы, связанные с воспитанием патриотизма, и формирование у учащихся гражданских позиций призваны стать основными составляющими в образовательном процессе школы. Здесь очевидны огромные возможности...

Региональный компонент в учебной и внеклассной работе как средство воспитания гражданственности и патриотизма

Региональный компонент в учебной и внеклассной работе как средство воспитания гражданственности и патриотизма.(Из опыта работы)         В наши дни, когда функци...

внеклассная работа как средство воспитания гражданственности и патриотизма

В советской школе воспитанию гражданственности и патриотизма придавалось приоритетное значение. Инструментами этого воспитания выступали пионерская и комсомольская организации. Содержание большинства ...

Музейно-краеведческая деятельность как средство воспитания человека с активной гражданской позицией

Музейно-краеведческая деятельность как средство воспитания человека с активной гражданской позицией...