Краеведческая деятельность – важнейшее средство воспитания гражданственности и патриотизма школьника.
материал (6 класс) по теме

Мубаракшина Венера Рамильевна

этот материал создан для повышения обмена опыта в сфере патриотического воспитания.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon kraevedcheskaya_deyatelnost.doc33 КБ

Предварительный просмотр:

ГБС(К)ОУ Мамадышская специальная (коррекционная)

общеобразовательная школа – интернат VIII вида

Краеведческая деятельность – важнейшее средство воспитания гражданственности и патриотизма школьника..

(Выступление на ШМО)

Выступила воспитатель

 II квалиф. категории

Мубаракшина В.Р.

2012, Мамадыш.

Воспитание любви к Родине и формирование достойного гражданина должны стать основными составляющими в учебно-воспитательной работе школы. Здесь очевидны огромные возможности краеведческой деятельности, которая позволяет воспитывать патриота и гражданина не на абстрактных идеалах, а на конкретных примерах, приобщать ребят к культурному наследию страны и «малой родины». Важнейшей составной частью воспитательного процесса является формирование патриотизма, который имеет огромное значение в социально-гражданском и духовно-нравственном развитии личности ученика. Только на основе чувства патриотизма укрепляется любовь к Родине. Появляется чувство ответственности за её могущество, честь и независимость, сохранение материальных и духовных ценностей общества, развивается достоинство личности.

Моя задача – научить ребят любить, уважать свой народ, землю, край, Родину. Ведь краеведение обращает к прошлому, чтобы школьники, зная свои корни, могли создать достойное будущее.

Патриотизм – это естественная привязанность к родным местам, языку, национальным традициям. Чувство патриотизма возникает под воздействием окружающей природы, народного искусства и практической деятельности человека.

В специальной коррекционной педагогике и психологии выдвигается на первый план проблема эмоционального развития детей с нарушением интеллекта (школа VIII вида). Эти нарушения являются важным фактором, затрудняющим социальную адаптацию, любое воспитание (включая и патриотическое) при умственной отсталости. Школьники ограничены в возможностях выражения переживаний и отношений социально- приемлемым способом; испытывают затруднения в понимании эмоциональных состояний других людей. Всё это сказывается на качестве учебно-воспитательного процесса. Следовательно, возникает необходимость в комплексном, целенаправленном, своевременном, систематическом коррекционном воздействии на эмоциональные рецепторы умственно отсталых школьников, с учётом их индивидуальных особенностей.

Именно краеведение имеет в своём арсенале те нужные составляющие, которые могут дать необходимое воздействие на воспитание патриотического сознания у детей с нарушением интеллекта.

Краеведческая деятельность - это не только способ и метод познания и изучения прошлого и настоящего, но и своеобразный ключ к становлению человека. Именно краеведческий материал даёт нам возможность наглядно, доступно, на близком, родном языке донести до сознания учащихся коррекционной школы нравственно-правовые знания, нормы и ценности. Проявлять необходимую самостоятельность в принятии решений, что крайне необходимо во время адаптации социализации в обществе. Привлекая краеведческий материал, мы учим школьников успешно взаимодействовать с людьми, сотрудничать в совместной деятельности, корректно разрешать конфликтные ситуации, толерантно относится к людям другим национальностей. В настоящее время учащиеся знакомятся с археологией края,  социально – экономическим развитием, с жизнью края в разные периоды, с выдающимися людьми, а также с культурой, традициями, обычаями, бытом, духовной жизнью района. Содержание работы позволяет показать связь и значение истории края в истории страны, подвести учащихся к важности и необходимости ее изучения, способствует развитию интереса. Воспитание уважения к его прошлому и настоящему.

Главная задача  – развитие у учащихся интереса к истории родного города, воспитание любви и уважения к своей «малой» родине как части огромной России. Содержание изучаемого материала  предполагает, прежде всего, самостоятельную,  исследовательскую деятельность учащихся. Используются такие формы занятий как экскурсии по улицам города, к краеведческим объектам, на природу, ,викторины, заочные путешествия.

Источниками изучения истории родного края для учащихся  во внеурочное время становятся воспоминания родных, собственных изысканий, дома, улицы, люди, природа родного города,просмотр районной газеты «Вятка», краеведческая литература.

Как известно, патриотическое воспитание неразрывно связано с другими видами воспитания - нравственным, гражданским, демократическим, правовым, экологическим, поэтому  Муниципальное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа с.Сокур»- одним из ключевых направлений воспитательной работы определило  гражданско-патриотическое воспитание.

Современное общественное развитие России остро поставило задачу духовного возрождения нации. Особую актуальность этот вопрос приобрел в сфере патриотического воспитания молодежи. Это означает, что нам россиянам, исключительно важно, каким будет человек будущего, в какой мере он освоит две важные социальные роли: Гражданина , и роль Патриота.

Цели и задачи, которые мы ставим заключаются в следующем:

- формирование духовно и физически здорового человека, неразрывно связывающего свою судьбу с будущим родного края и страны, способного встать на защиту государственных интересов России;

- воспитывать мужество, любовь к Отчизне;

- давать специальные знания, позволяющие адаптироваться в экстремальных ситуациях ;

- приобщать учащихся к изучению военной истории и патриотических традиций Вооруженных сил России.

Для реализации программы применяется различная форма проведения мероприятий патриотической направленности:

1.Беседы: « Земляки», «Их именами славиться Россия», «Они граждане России».

2.Класные часы: «Никто не забыт, ни что не забыто».

3.Экскурсии в библиотеку, где проводились часы общения.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Педагогический совет "Воспитание гражданственности и патриотизма средствами эколого - туристско - краеведческой деятельности"

Цель педсовета: выявление путей и способов   совершенствования работы по гражданско-патриотическому воспитанию учащихся....

Краеведческая деятельность – важнейшее средство воспитания гражданственности и патриотизма школьников

Вопросы, связанные с воспитанием патриотизма, и формирование у учащихся гражданских позиций призваны стать основными составляющими в образовательном процессе школы. Здесь очевидны огромные возможности...

Региональный компонент в учебной и внеклассной работе как средство воспитания гражданственности и патриотизма

Региональный компонент в учебной и внеклассной работе как средство воспитания гражданственности и патриотизма.(Из опыта работы)         В наши дни, когда функци...

внеклассная работа как средство воспитания гражданственности и патриотизма

В советской школе воспитанию гражданственности и патриотизма придавалось приоритетное значение. Инструментами этого воспитания выступали пионерская и комсомольская организации. Содержание большинства ...

Краеведческая деятельность – важнейшее средство воспитания гражданственности и патриотизма школьника

Статья о проблемах историко- патриотического воспитания и одном из методов их решения....

Музейно-краеведческая деятельность как средство воспитания человека с активной гражданской позицией

Музейно-краеведческая деятельность как средство воспитания человека с активной гражданской позицией...