Адаптированная рабочая программа по истории 7-9 класс
рабочая программа по истории

Михайлова Татьяна Сергеевна

Настоящая рабочая программа разработана на основе Программы специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида под редакцией Воронковой В. В., 2011 г.

Рабочая программа конкретизирует содержание предметных тем, дает распределение учебных часов по разделам и темам курсов истории в 7, 8,9 классах для учащихся с интеллектуальными нарушениями.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл adaptirovannaya_rabochaya_programma_istoriya.docx59.58 КБ

Предварительный просмотр:

 Нефтеюганское районное муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение

«Салымская средняя общеобразовательная школа №1»

Приложение к основной образовательной программе

основного общего образования, утверждённой  

                        приказом директора НРМОБУ «Салымская СОШ №1»

                                                                                             № 444-0 от «31» августа 2020

 

АДАПТИРОВАННАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

История

(наименование учебной дисциплины)

основное общее

(уровень образования)

7-9 класс

(классная параллель)

Составлена на основе авторской программы

В. В. Воронковой «Программы специальной (коррекционной) образовательной школы VIII вида для 5-9 классов, в  двух сборниках. / Под ред. В.В. Воронковой. — М.: Гуманитар, изд. центр ВЛАДОС, 2011г.

(полное наименование программы)

Учебник

История Отечества. 7 класс: учебник для образовательных организаций, реализующих адаптированные основные общеобразовательные программы /И,М.Бгажнокова, Л.В.Смирнова, М.: Просвещение, 2020

(название, автор, издательство, год издания)

Количество часов всего: 7 класс - 68 часов; в неделю: 2 часа

Михайлова Татьяна Сергеевна, учитель истории и обществознания, высшая категория

(ФИО, квалификационная категория)

п. Салым

2020 – 2021 учебный год

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Настоящая рабочая программа разработана на основе Программы специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида под редакцией Воронковой В. В., 2011 г.

Рабочая программа конкретизирует содержание предметных тем, дает распределение учебных часов по разделам и темам курсов истории в 7, 8,9 классах для учащихся с интеллектуальными нарушениями.

История в школе для детей с нарушением интеллекта рассматривается как учебный предмет, в который заложено изучение исторического материала, овладение знаниями и умениями, коррекционное воздействие изучаемого материала на личность ученика, формирование личностных качеств гражданина, подготовка подростка с нарушением интеллекта к жизни, социально-трудовая и правовая адаптация выпускника в общество.

Представляется, что в курсе «Истории России» для детей с нарушениями интеллекта целесообразно сосредоточиться на крупных исторических событиях отечественной истории, жизни, быте людей данной эпохи. Дать отчетливый образ наиболее яркого события и выдающегося деятеля, олицетворяющего данный период истории. Такой подход к периодизации событий будет способствовать лучшему запоминанию их последовательности.

Последовательное изучение исторических событий обеспечит более глубокое понимание материала, облегчит и ускорит формирование знаний. При этом может быть использован уровневый подход к формированию знаний с учетом психофизического развития, типологических и индивидуальных особенностей учеников.

Весь исторический материал представлен отечественной историей, историей региональной и краеведческой. Учитель имеет право использовать в процессе изучения материала информативный, фактический и иллюстративно-текстуальный материал, способствующий успешному освоению содержания статьи, рассказа.

Важной составной частью курса «История России» является историко-краеведческие сведения о жизни, быте, обычаях людей. Предполагается изучение истории с древности до настоящего времени.

На уроках истории в образовательной специальной (коррекционной) школе VIII вида используются: рассказ, беседа, выборочное объяснительное чтение текста учебной книги, работа с историческими картами, картинами, схемами, «Лентой времени», просмотр и разбор кинофильмов, отдельных фрагментов кино, диафильмов.

Живое слово учителя играет ведущую роль в обучении истории. Рассказ учителя об исторических событиях должен быть исторически точным и не слишком длинным. Сообщая новый материал, учитель должен показать его взаимосвязь с изученным ранее.

Усвоение исторических событий значительно облегчается, если на их фоне сообщается разнообразный сюжетный материал, даются живые характеристики исторических событий.

Создавая историческую картину того или иного события, учитель должен включать в рассказ культурно-бытовые сведения, способствующие формированию правильных исторических представлений (внешний вид города, села, характеристика жилища, одежды, орудий труда, оружия соответствующей эпохи).

Рассказ учителя необходимо сочетать с выборочным чтением текстов из учебника, детских журналов, книг и других источников. Особое внимание следует уделить умению учащихся выражать свои мысли историческими терминами, что будет способствовать развитию мыслительной деятельности и речи. Такой подход является существенной частью коррекционной работы на уроках истории.

Для лучшего усвоения материала учащимися с нарушениями интеллектуального развития необходимо использовать систему межпредметных связей. Это необходимо в силу особенностей познавательных возможностей учеников специальных (коррекционных) школ VIII вида, которые не в состоянии овладеть систематическим курсом истории, предусмотренным программой общеобразовательной массовой школы.

Применение многообразных наглядных средств формирует у учеников умение представлять себе, как жили люди в определенную историческую эпоху, каков был быт представителей разных классов. Создание точных зрительных образов — важный элемент обучения истории, предупреждающий опасность уподобления сходных исторических событий, переноса фактов из одной эпохи в другую.

При изучении истории важно вести специальную работу по использованию хронологии. Этому помогают «Лента времени», игры, викторины с использованием исторических дат.

Большое значение на уроках истории в специальной (коррекционной) школе VIII вида имеет работа со словарем, данным в конце каждой темы, для развития у учащихся мышления и речи.

Созданию ярких, отчетливых образов содействуют хорошо подготовленные и проведенные экскурсии по историческим памятникам. Внимание учащихся на экскурсиях надо привлекать к наиболее существенным, значимым объектам.

Содержание курса истории России позволяет использовать также «вертикальное» повторение по отдельным вопросам (например: сравнение орудий труда, оружия, войн, революций).

При характеристике определенной исторической формации учитель должен раскрыть вопросы культуры, взаимоотношений людей в обществе. В отличии от программ массовых общеобразовательных школ, в которых весь исторический материал периодизируется, в специальных (коррекционных) школах VIII вида такая периодизация не имеет смысла.

Особое внимание уделяется краеведческой работе с использованием местного исторического материала. Краеведческая работа служит активным средством формирования гражданских качеств ученика.

Программа курса «История России» рассчитана на 192 часа (по 64 часа в каждом классе). В 7 классе учащиеся знакомятся с жизнью, трудом, культурой народов нашей страны с древнейших времен до начала XVI века. В 8 классе изучается история России с начала XVI века по конец XIX века. В 9 классе учащиеся знакомятся с событиями конца XIX века и всего XX века. Завершается курс «Истории России» знакомством с современной жизнью нашей страны.

Каждая тема дополнена рассказами для дополнительного чтения, словарем, а также дополнительными интересными историческими фактами. В конце каждого раздела предусматриваются уроки контрольно-обобщающего повторения для лучшего усвоения и систематизации знаний у учащихся с нарушением интеллекта.

Данная рабочая программа ставит следующие цели:

 - изучение исторического материала,

 - овладение знаниями и умениями,

 - коррекционное воздействие изучаемого материала на личность ученика,

 - формирование личностных качеств гражданина,

 - подготовка подростка с нарушением интеллекта к жизни,

 - специально – трудовая и правовая адаптация ученика в общество.

Рабочая программа призвана решать ряд задач: образовательных, воспитательных, коррекционно – развивающих.

Образовательные задачи:

 - усвоить важнейшие факты истории,

 - создать исторические представления, отражающие основные явления прошлого,

 - усвоить доступные для учащихся исторические понятия, понимание некоторых закономерностей общественного развития,

 - овладеть умением применять знания по истории в жизни,

 - выработать умения и навыки самостоятельной работы с историческим материалом.

Воспитательные задачи;

 - гражданское воспитание учащихся,

 - патриотическое воспитание,

 - воспитание уважительного отношения к народам разных национальностей,

 - нравственное воспитание.

Коррекционно – развивающие задачи:

 - развитие и коррекция внимания, восприятия, воображения, памяти, мышления, речи, эмоционально – волевой сферы.

Материал интересный и разнообразный по содержанию, он помогает ученикам представить жизнь, быт, занятия людей в далеком прошлом, культурные достижения, процесс развития государства и борьбу народа за свою независимость,

обладает большим воспитательным потенциалом.

Содержание учебного материала 7 класс

(2 ч в неделю) Введение

Что такое история. Что изучает история.

Как пользоваться книгой по истории.

Как и по каким источникам мы узнаем о жизни людей в прошлом. Устные, вещественные и письменные памятники истории.

Наша Родина — Россия. Кто живет рядом и вокруг России. Наша страна на карте. Государственные символы России.

Глава нашей страны. Россия - наша родина. Как изучается родословная людей. Счет лет в истории. «Лента времени».

История нашей страны древнейшего периода Кто такие восточные славяне. Легендарная история происхождения славян и земли русской.

Роды и племена восточных славян и их старейшины.

Как жили наши предки — восточные славяне в далеком прошлом. Славянская семья и славянский поселок. Хозяйство, основные занятия и быт восточных славян.

Обычаи и верования восточных славян, их мудрецы и старцы-предсказатели (волхвы, вещуны и кудесники). Соседи восточных славян, торговые отношения с ними. Славянские воины и богатыри. Оружие и доспехи восточных славян. Дружинники.

Объединение восточных славян под властью Рюрика.

Киевская Русь

Образование государства восточных славян - Киевской Руси или Древней Руси. Первые русские князья: Олег, Игорь, Святослав. Княгиня Ольга.

Княжеская дружина и укрепление единой верховной власти князя. С кем воевала Киевская Русь: древляне, печенеги, хазары, греки.

Крещение Руси при Князе Владимире и воеводе Добрыне. Образование Русской Церкви под управлением патриарха Константинополя. Священники и проповедники. Святые люди и подвижники. Образование первых русских монастырей.

Былины - источник знаний о Киевской Руси. Гусляры-сказочники и их былины. Былинные богатыри — спасители земли русской.

Культура и искусство Древней Руси. Древнерусские ремесленники, иконописцы, белокаменное строительство, фресковая живопись, образование и грамотность. Летописи и летописцы. «Повесть временных лет».

Жизнь и быт в Древней Руси: княжеское и боярское подворье, вотчины, быт простых людей - холопов, закупов и смердов. Свободные люди Древней Руси.

Правление Ярослава Мудрого и укрепление единого русского государства. Первые русские монеты. Создание первого русского сборника законов «Русская правда». Первые русские библиотеки Ярослава Мудрого.

Приход к власти Владимира Мономаха в 1113 г. Личность Мономаха — первого русского царя. «Устав Владимира Мономаха» и «Поучения Владимира Мономаха» — советы детям о доброте и любви.

Рост и укрепление древнерусских городов. Городское строительство и торговля.

Распад Киевской Руси

Причины распада Киевской Руси. Появление отдельных 15 крупных княжеств-государств. Период раздробленности: ослабление обороноспособности Руси.

Киевское княжество в XII веке. Борьба князей за титул «великого Киевского князя»

Владимиро-Суздальское княжество. Основатель Москвы князь Юрий Долгорукий. Наследники Юрия Долгорукого - Андрей Бо- голюбский и Всеволод Большое Гнездо. Дружина Всеволода и ее военные походы. Рост богатства и могущества Владимиро-Суздальского княжества при князе Всеволоде.

Господин Великий Новгород. Географическое положение Новгорода. Близость к Северной Европе, странам Прибалтики. Хозяйство новгородской земли. Внешнеторговые связи.

Торговля и ремесла Новгородской земли. Новгородская боярская республика. Новгородское вече и правители Новгорода: посадник, тысяцкий и архиепископ. Новгородский князь - руководитель новгородского войска и организатор обороны города от внешних врагов.

Русская культура в XII—XIII вв., летописание. Поэма «Слово о полку Игореве». Берестяные грамоты. Их содержание.

Борьба Руси с иноземными завоевателями

Монголо-татары: жизнь и быт кочевников, основные занятия, торговля, военные походы. Монголо-татарское войско и его вооружение, военная дисциплина. Объединение монголо-татарских орд под властью Чингисхана.

Нашествие монголо-татар на Русь. Походы войск Чингисхана и хана Батыя на Русь. Героическая борьба русских людей против монголо-татар. Подвиг князя Рязанского, Евпатия Коловрата и других. «Злой город Козельск». Русь под монголо-татарским игом. Монголо-татарское государство Золотая Орда. Управление Золотой Ордой завоеванными землями: сбор дани, назначение ханом великого князя. Сопротивление русских людей монголо-татарам.

Наступление на Русь новых врагов. Рыцари-крестоносцы, их снаряжение и военный опыт. Александр Невский и новгородская дружина. Невская битва и «Ледовое побоище». Героизм и победа новгородцев. Значение этой победы для укрепления православия на русской земле.

Начало объединения русских земель

Возрождение хозяйства и культуры. Тяжелое положение русского и других народов. Возвышение Москвы при князе Данииле Александровиче. Московский князь Иван Калита, его успехи.

Расширение территории Московского княжества при Иване Калите. Превращение Москвы в духовный центр русской земли.

Возрождение сельского и городского хозяйства на Руси. Жизнь и быт простых людей

Московско-Владимирская Русь при Дмитрии Донском. Противостояние Орде. Сергий Радонежский.

Отражение ордынских набегов. Борьба Дмитрия Донского против хана Мамая. Битва на Куликовом поле (1380), итог битвы. Значение Куликовской битвы для русского народа. Отражение героизма сражающихся в повестях, сказаниях. Национальный подъем после Куликовской битвы. Роль Москвы. Распад Золотой Орды.

Иван III (1462—1505). Освобождение от иноземного ига (1480). Превращение Московского княжества в Российское государство.

Государь всея Руси - Иван III. Монархия. Принятие единого сборника законов Российского государства - Судебника.

Повторение за год.

Основные требования к знаниям и умениям учащихся Учащиеся должны знать:

  •  какие исторические даты называются точными, приблизительными;
  •  когда произошли события (конкретные, по выбору учителя);
  •  кто руководил основными сражениями.

Учащиеся должны уметь:

  •  пользоваться учебником, ориентироваться в тексте, иллюстрациях учебника;
  • пересказывать исторический материал с опорой на наглядность, по заранее составленному плану;
  •  соотносить содержание иллюстративного материала с текстом учебника;
  •  пользоваться «Лентой времени», соотносить год с веком;
  •  устанавливать последовательность исторических событий на основе усвоенных дат;
  •  правильно и точно употреблять исторические термины, понятия;
  •  пересказывать содержание изучаемого материала близко к тексту.

Содержание учебного материала 8 класс

(2 ч в неделю) Повторение

Единая Россия (конец XV — начало XVII в.)

Иван III Великий — глава единого государства Российского. Система государственного управления при Иване III. Государев двор, Боярская дума, приказы, Казна. Бояре-наместники и управление уездами. «Государево войско». Значение создания единого Российского государства.

Расширение государства Российского при Василии III. Присоединение Пскова, Смоленска, Рязани и др. городов. Борьба России с Литвой.

Русская православная церковь в Российском государстве. Церковная система управления. Православное духовенство.

Первый русский царь Иван IV Грозный. Венчание его на царство. Царский двор и его дворянское окружение. Система государственного управления при Иване IV Грозном. Земский Собор и Церковный собор, Избранная Рада и Боярская дума. Новый сборник законов Российского государства - Судебник Ивана IV. Стрелецкое войско. Жизнь и быт стрельцов. Борьба Ивана Грозного с боярами.

Опричнина Ивана Грозного. Ливонская война - попытка России завоевать выход к Балтийскому морю.

Присоединение Великой реки Волги и всех земель вокруг нее к Российскому государству. Покорение Ермаком Сибири. Особые поселения вольных людей - казаков. Их жизнь, быт, традиции, система управления. Строительство сибирских городов.

Быт простых и знатных людей Российского государства XVI века. «Домострой». Различные сословия: их обычаи, традиции, уклад жизни.

Москва — столица Российского государства.

Строительство нового Московского Кремля и участие в нем иностранцев. «Царь-колокол» и «Царь-пушка». Царский дворец и его убранство. Путешествие Афанасия Никитина в Индию и его книга «Хождение за три моря». Великий иконописец Андрей Рублев. Первопечатник Иван Федоров и первое издание книг в России.

Правление Бориса Годунова и тайна гибели царевича Дмитрия — наследника царского престола. Последовавшее затем Смутное время. Самозванцы. Восстание под предводительством Ивана Болотникова. Семибоярщина. Освобождение страны от иноземных захватчиков. Народные герои: Козьма Минин и Дмитрий Пожарский. Подвиг Ивана Сусанина.

Начало правления новой царской династии Романовых. Первый Романов — Михаил Федорович. Второй Романов — Алексей Михайлович Тишайший. Конец Смутного времени. Крепостные крестьяне и их борьба против налогового гнета. Крестьянская война под предводительством Степана Разина. Вольные казаки на царской службе.

Восстановление богатства и могущества православной церкви при патриархе Филарете. Возрождение иконописных мастерских и школ при храмах и монастырях.

Избрание патриарха Никона и раскол в Русской православной церкви. Протопоп Аввкум. Старообрядцы. Их жизнь и быт.

Освоение Сибири и Дальнего Востока. Культура и быт вошедших в состав России народов в XVII в. Первопроходцы Семен Дежнев и Ерофей Хабаров.

Великие преобразования России в XVIII в.

Начало правления Петра I: борьба с сестрой — царевной Софьей, претендующей на царский престол. Стрелецкие бунты. Потешные игры молодого Петра. Азовские походы. «Великое посольство» Петра I. Создание российского флота и борьба Петра I за выход к Балтийскому и Черному морям.

Начало Северной войны. Строительство Санкт-Петербурга. Создание регулярной армии. Полтавская битва: разгром шведов. Карл XII и гетман Мазепа. Победа русского флота. Окончание Северной войны. Гангутское сражение.

Обучение дворянских детей. Создание «цифирных», «навигацких», артиллерийских и инженерных школ. Петр I — первый российский император. Личность Петра I Великого.

Указ о единонаследии. «Табель о рангах» — новый закон о государственной службе. Жизнь и быт российского дворянства. Введение европейской моды при царском дворе. Борьба со старыми порядками и устоями.

Преобразования Петра I. Реформы государственного и территориального управления. Экономические преобразования Петра I. Денежная и налоговая реформы. Александр Меншиков - друг и соратник Петра I.

Эпоха дворцовых переворотов. Первая женщина-императрица — Екатерина I (вдова Петра I). Борьба «немецкой» и «русской» партий при дворе за влияние на российский престол. Правление Петра И, Анна Ивановны, Ивана Антоновича, Елизаветы Петровны и Петра III. Императорский двор.

Российская Академия наук и деятельность великого Ломоносова. Иван Иванович Шувалов - покровитель просвещения, наук и искусства в Российском государстве. Основание в Москве первого Российского университета и Академии художеств.

Правление Екатерины II. Просвещенный абсолютизм. Областная реформа: губернии, уезды и управление ими. Развитие городов при Екатерине И. Указ о свободном предпринимательстве: поддержка купеческого сословия. «Золотой век» российского дворянства — привилегированного сословия. «Жалованная грамота дворянству». Дворянский быт.

Семилетняя война.

Положение крепостных крестьян. Их жизнь и быт. Работные люди и казаки. Восстание под предводительством Емельяна Пугачёва.

Русско-турецкие войны второй половины XVIII века. Победы черноморского флота во главе с графом Орловым. Завоевание графом Потемкиным Молдавии и Крыма. Победы русской эскадры под командованием адмирала Ф.Ф. Ушакова. Знаменитый полководец Александр Суворов: взятие Измаила. Переход Суворова через Альпы.

Русские изобретатели и умельцы: Кулибин И.П. и Ползунов И.И. Развитие науки и искусства в XVIII в. Литература, живопись, скульптура, архитектура. Быт русских людей в XVIII веке. Памятники культуры XVIII в. в родном городе, крае.

История нашей страны в XIX веке

Россия в начале XIX века. Правление Павла I. Приход к власти Александра I. Указ «О вольных хлебопашцах» и реформы государственного управления.

Начало Отечественной войны 1812 года. Нападение армии Наполеона на Россию. Михаил Илларионович Кутузов — главнокомандующий русской армией, другие знаменитые полководцы: князь Багратион, генерал Раевский, Барклай-де-Толли. Мужество русских солдат. Бородинская битва. Военный совет в Филях. Оставление Москвы. Народная война против армии Наполеона. Формирование партизанских отрядов. Московский пожар. Герои партизанской войны: Герасим Курин, Денис Давыдов, Василиса Кожина. Отступление и гибель армии Наполеона. Память о героях Отечественной войны 1812 года.

Правление Александра I. Военные поселения Аракчеева. Легенда о старце Федоре Кузьмиче. Создание тайных обществ в России. Восстание декабристов на Сенатской площади в Санкт-Петербурге. Расправа Николая I с декабристами. Ссылка в Сибирь. Жены декабристов. Правление Николая I и укрепление государственной власти. Реформы государственного аппарата. Создание III отделения Собственной Его Императорского Величества Канцелярии и корпуса жандармов. Введение военных порядков во все сферы жизни общества.

«Золотой век» русской культуры в первой половине XIX века. Живопись, архитектура, литература. Великий русский композитор — М.И. Глинка. «История государства Российского» Н.М. Карамзина. Великий русский поэт А.С. Пушкин. М.Ю. Лермонтов и его стихотворение «На смерть поэта». Развитие науки и географические открытия в первой половине XIX века. Изобретение П.Л. Шиллингом телеграфа. Появление первого в России паровоза - изобретение братьев Е. и М. Черепановых. Кругосветные путешествия под руководством И.Ф. Крузенштерна и Ф.Ф. Беллинсгаузена.

Крымская война 1853-1856 годов. Разгром турецкого флота адмиралом Нахимовым. Героическая оборона Севастополя. Выдающийся русский хирург Н.И. Пирогов. Основные итоги Крымской войны.

Правление Александра II. Отмена крепостного права. Крестьянские бунты. Жизнь крестьян после отмены крепостного права. Реформы Александра II: земская реформа, введение суда присяжных, указ о всеобщей воинской повинности. Противостояние реформам Александра II. Убийство Александра II.

Приход к власти Александра III — миротворца. Строительство фабрик, заводов и железнодорожных дорог, денежная реформа министра финансов С.Ю. Витте. Увеличение торговли с другими государствами.

Развитие российской промышленности и поддержка частного предпринимательства. Формирование русской промышленной буржуазии. Положение и жизнь рабочих. Появление революционных кружков в России. Революционеры.

Развитие науки и культуры во второй половине XIX века. Создание первого российского летательного аппарата А.Ф. Можайским. Изобретение электрической лампочки П.Н. Яблочковым и первого радио А.С. Поповым. «История государства Российского» С.М. Соловьева и В.О. Ключевского. Архитектура и живопись. Великий русский писатель Л.Н. Толстой. Русский путешественник Н.М. Пржевальский. Великий русский композитор П.И. Чайковский.

Жизнь и быт русских купцов. Купцы-меценаты: П.М. Третьяков, С.И. Мамонтов.

Быт простых россиян в XIX веке: городская интеллигенция, рабочие, крестьяне.

Краеведческая работа

Повторение за год

Основные требования к знаниям и умениям учащихся

Учащиеся должны знать:

  •  когда началось и закончилось событие (по выбору);
  •  как протекало конкретное событие;
  •  великих русских поэтов, писателей, ученых.

Учащиеся должны уметь:

  •  пользоваться «Лентой времени»;
  •  устанавливать причинно-следственные связи и зависимости, связь исторических событий;
  •  выделять главную мысль в отрывке исторической статьи;
  •  оценивать ответ ученика, дополнить его, пользуясь учебником и картой.

Содержание учебного материала 9 класс

(2 ч. в неделю) Повторение

Россия в начале XX в.

Начало правления Николая II. Экономический кризис в начале XX в. Стачки и забастовки рабочих, организация революционерами митингов и демонстраций.

Русско-японская война 1904-1905 годов. Оборона Порт-Артура под руководством адмирала С.О. Макарова. Подвиг команды крейсера «Варяг». Цусимское сражение. Причины поражения России в войне.

Первая русская революция. Кровавое воскресенье 9 явнваря 1905 г. Московское вооруженное восстание. Появление первых политических партий в России. Лидеры первых политических партий В.М. Чернов (эсеры), П.Н. Милюков (кадеты), В.И. Ульянов (Ленин) (большевики), Ю.О. Мартов (меньшевики).

Реформы государственного управления. «Манифест 17 октября» 1905 года. Утверждение Конституции - Основного закона Российской империи.

Созыв Государственной Думы. Формирование различных политических партий и движений: правые, центристы, левые. Реформы П.А. Столыпина и их итоги.

«Серебряный век» русской культуры. Выдающийся писатель XX в.

А.М. Горький. Объединение художников «Мир искусства». Выдающийся русский художник В.А. Серов. Знаменитая русская певица

А.В. Нежданова и балерина Анна Павлова. Появление первых кинофильмов в России.

Первая мировая война и участие в ней России. Героизм и самоотверженность русских солдат. Череда побед и поражений русской армии в ходе военных действий. Знаменитый прорыв генерала

А.А. Брусилова. Подвиг летчика Нестерова. Экономическое положение в стране во время Первой мировой войны. Отношение народа к войне.

Россия в 1917-1920 годах

Февральская революция и отречение царя от престола. Временное правительство во главе с А.Ф. Керенским. Создание Петроградского Совета рабочих депутатов. Двоевластие. Обстановка в стране в период двоевластия.

Захват власти большевиками в Петрограде. Взятие Зимнего дворца. Образование большевистского правительства - Совета Народных Комиссаров. Принятие первых декретов советской власти. Установление советской власти в стране и образование нового государства - Российской Советской Федеративной Социалистической Республики - РСФСР. Система государственного управления в РСФСР. Принятие новой Конституции в 1918 г. Учреждение новых символов государственной власти.

Мятеж левых эсеров. Расстрел царской семьи.

Начало Гражданской войны и иностранной военной интервенции. Борьба между «красными» и «белыми».

«Белое» движение и его лидеры: А.И. Деникин, П.Н. Врангель, Н.Н. Юденич, А.В. Колчак, Л.Г. Корнилов. «Красные». Создание Красной армии. Командиры Красной армии: М.Н. Тухачевский, М.В. Фрунзе, С.М. Буденный, В.И. Чапаев. Отношение к ним различных слоев населения. Крестьянская война против «белых» и «красных». «Зеленые» и повстанческая крестьянская армия батьки Махно.

Экономическая политика советской власти во время гражданской войны: «военный коммунизм».

Жизнь и быт людей в годы революции и гражданской войны. Безработица, голод и разруха. Ликвидация неграмотности. Отношение Советской власти к Русской православной церкви. Создание первых политических общественных молодежных организаций. Комсомольцы и пионеры.

Советская России — СССР в 20-30-е годы XX века.

Переход от политики «военного коммунизма» к новой экономическая политика (нэп) в стране. Ее сущность и основные отличия от предшествующей экономической политики Советской власти.

Введение свободной торговли. Проведение денежной реформы. Крестьяне-единоличники. Появление новых владельцев предприятий, магазинов и ресторанов - нэпманов. Увеличение аппарата чиновников. Положительные и отрицательные результаты нэпа.

Образование СССР. Первая Конституция (Основной Закон) СССР 1922 года. Положение народов советской страны. Система государственного управления СССР. Символы государственной власти СССР. Административная реформа.

Смерть первого главы советского государства В.И. Ленина. Создание однопартийной системы власти. Сосредоточение всей полноты партийной и государственной власти в руках И.В. Сталина. Культ личности Сталина.

Начало индустриализации. Основная задача индустриализации. Первые пятилетние планы. Стройки первых пятилеток (Днепрогэс, Магнитка, Турксиб, Комсомольск на Амуре и др.). Рабочий класс, его роль в индустриализации. Стахановское движение. Ударничество. Советские заключенные на стройках пятилеток.

Коллективизация сельского хозяйства. Создание колхозов. Насильственное осуществление коллективизации. Раскулачивание. Гибель крепких крестьянских хозяйств. Голод на селе.

Массовые репрессии. ГУЛаг.

Новая Конституция страны 1936 г. Ее значение. Изменения в системе государственного управления СССР.

Образование новых республик и включение их в состав Союза в период 20—40-х годов. Политическая жизнь страны в 30-е годы.

Развитие науки и культуры в СССР в 20-30-е годы. Великие научные открытия (И.П. Павлов, И.М. Сеченов, К.А. Тимирязев, Н.Е. Жуковский, К.Э. Циолковский, Н.И. Вавилов, С.В. Лебедев, И.В. Мичурин). Знаменитая советская киноактриса Любовь Орлова. Выдающийся советских писатель М.А. Шолохов.

Образование в СССР. Жизнь и быт советских людей в 20-30-е годы.

СССР во Второй мировой и Великой отечественной войне 1941-1945 годов.

СССР накануне Второй мировой войны. Мероприятия по укреплению обороноспособности страны. Развитие военной промышленности. Ужесточение трудовой дисциплины. Ослабление армии.

Нападение Японии на СССР накануне Второй мировой войны. Секретные соглашения между СССР и Германией. Советско-финляндская война 1939-1940 годов, ее итоги.

Приход фашистов к власти в Германии. Начало Второй мировой войны, нападение Германии на Польшу и наступление на Запад. Подготовка гитлеровской Германии к наступлению на СССР. Подвиг советских разведчиков по выявлению планов подготовки нападения Германии на Советский Союз.

Нападение Германии на Советский Союз. Начало Великой Отечественной войны. Героическая оборона Брестской крепости. Создание государственного комитета обороны. Первые неудачи советской армии, героическая защита городов на пути отступления советских войск.

Битва за Москву и ее историческое значение. Руководитель обороны Москвы Г. К. Жуков. Панфиловцы. Строительство оборонительных сооружений. Контрнаступление советских войск под Москвой.

Героизм тружеников тыла. «Всё для фронта! Всё для победы!». Создание новых вооружений советскими военными конструкторами: самолеты Ил-4 и Ил-2, артиллерийская установка «Катюша», танк Т-34. Продовольственная проблема в начале войны.

Блокада Ленинграда и мужество ленинградцев. Города-герои России.

Коренной перелом в ходе Великой Отечественной войны: Сталинградская битва. Советские генералы В.И. Чуйков и М.С. Шумилов. Подвиг генерала Карбышева. Борьба советских людей на оккупированной территории. Партизанское движение. Битва на Курской дуге. Мужество и героизм советских солдат. Отступление немецких войск по всем фронтам.

Создание антигитлеровской коалиции. Открытие второго фронта в Европе в конце войны. Разгром советской армией немецких войск на советской территории и на территории европейских государств. Сражение за Берлин. Капитуляция Германии. День Победы — 9 мая 1945 года.

Вступление СССР в войну с Японией. Окончание Второй мировой войны. Военные действия США против Японии в 1945 г.

Атомная бомбардировка Хиросимы и Нагасаки. Капитуляция Японии. Героические и трагические уроки войны.

Советский Союз в 1945-1991 годах.

Возрождение советской страны после войны. Трудности послевоенной жизни страны. Восстановление разрушенных городов, возрождение мирных отраслей промышленности. Образ жизни людей, судьбы солдат, вернувшихся с фронта. Новая волна репрессий.

Смерть И. В. Сталина. Внешняя политика СССР и борьба за власть после смерти Сталина. Приход к власти Н. С. Хрущева. Осуждение культа личности и первые реабилитации репрессированных. Создание СЭВ и ОВД. Реформы Н.С. Хрущёва. Освоение целины. Жилищное строительство в начале 60-х годов. Жизнь советских людей в годы правления Хрущёва.

Достижения в науке и технике в 50-60-е годы. Исследование атомной энергии. Выдающийся советский ученый И.В. Курчатов. Строительство атомного ледокола «Ленин» и атомных станций. Появление первых телевизоров и ЭВМ. Освоение космоса и полет первого человека. Юрий Гагарин. Первая женщина космонавт

В.В. Терешкова.

Хрущёвская «оттепель». Творчество А.И. Солженицына. Международный фестиваль молодежи в Москве.

Экономическая и социальная политика Л.И. Брежнева. Эпоха «застоя». Экономический спад. Жизнь советских людей в годы «застоя». Принятие новой Конституции в 1977 г. Внешняя политика Советского Союза в 70-е годы. Война в Афганистане. Гибель российских солдат на чужой земле. XVII Олимпийские Игры в Москве. Ухудшение материального положения населения и морального климата в стране. Советская культура и интеллигенция.

Правозащитник А.Д. Сахаров. Выдающийся актер и певец

В.        Высоцкий. Высылка из страны и отъезд представителей советской интеллигенции за границу: М. Ростропович, Г. Вишневская, И. Бродский, Р. Нуриев, В. Аксёнов, В. Войнович, А. Галич, А. Тарковский и др.

Жизнь и быт советских людей в 70-е — начале 80-х годов XX века.

Борьба за власть после смерти Л.И. Брежнева. Приход к власти М.С. Горбачева. Реформы Горбачева в политической, социальной и экономической сферах. Вывод войск из Афганистана и Германии. Перестройка государственного управления и реформы в экономике.

Избрание первого президента СССР — М.С. Горбачева. Обострение межнациональных отношений в стране. Распад СССР.

Образование суверенной России. Первый президент России Б.Н. Ельцын. ГКЧП — попытка военного переворота в 1991 г.  

Новая Россия в 1991-2003 годах

Экономические реформы Б.Н. Ельцына. Реформы государственного управления. Принятие новой Конституции России в 1993 году и избрание Государственной Думы. Система государственного управления Российской Федерации по Конституции 1993 года.

Российские предприниматели. Жизнь и быт людей в новых экономических и политических условиях. Война в Чечне.

Президентские выборы 2000 г. Второй президент России —

В.В. Путин. Его экономическая и политическая деятельность.

Развитие науки и культуры в 90-е годы XX века. Выдающийся ученый-физик Ж.И. Алфёров. Строительство Международной космической станции.

Русская православная церковь в новой России. Литература и искусство во второй половине XX в. Современное состояние, культуры и образования в стране.

Краеведческий материал

Повторение за год

Основные требования к знаниям, умениям учащихся

Учащиеся должны уметь:

  •  пользоваться небольшим историческим текстом;
  •  правильно и осознанно оценивать реальную обстановку;
  •  выбрать из текста учебника конкретного героя, дать положительную характеристику, выделить личностные качества;
  •  передать содержание конкретного исторического материала;
  •  пользоваться современными числовыми взаимосвязями ( «Лента времени»).

Учащиеся должны знать:

  •  основные исторические события революционные движения, гражданская война; становление Советской власти; стройки первых пятилеток; вторая Мировая война; Великая Отечественная война;
  •  основные периоды развития хозяйственной и политической жизни страны в предвоенные и послевоенные годы;
  •  исторических деятелей, полководцев, руководителей страны, национальных героев.

Критерии и нормы оценки результатов обучения

Критерии оценки устного ответа:

Оценка «5»  - понимание материала; с помощью учителя умеет обосновать и сформулировать ответ.

Оценка «4» - при ответе допускаются неточности; ошибки в речи; ошибки в речи исправляет только с помощью учителя.

Оценка «3» - материал излагается недостаточно полно и последовательно; допускается ряд ошибок в речи; ошибки исправляет только с помощью учителя или учащихся.

Оценка «2» - незнание большей части изучаемого материала, не использует помощь учителя и учащихся

Критерии оценки письменных  заданий:

«5» – верно выполнено более 3/4 заданий.

«4» – верно выполнено 3/4 заданий.

«3» – верно выполнено 1/2 заданий.

«2» – верно выполнено менее 1/2 заданий

Нефтеюганское районное муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение

«Салымская средняя общеобразовательная школа №1»

Календарно - тематическое планирование

по учебному предмету «История»

для 7 класса

 Михайлова Татьяна Сергеевна учитель истории и обществознания  высшей категории

Ф.И.О. учителя,  составившего рабочую учебную программу, квалификационная категория

2020 – 2021 учебный год

п/п

Название раздела, тема урока

Дата

Коррекция

план

факт

I. ВВЕДЕНИЕ  (3 часа).

1

Что такое история. Что изучает история.

01.09

2

Наша Родина – Россия.

04.09

3

Счёт лет в истории. «Лента времени».

08.09

II.ИСТОРИЯ НАШЕЙ СТРАНЫ ДРЕВНЕЙШЕГО ПЕРИОДА (12 часов ).

4-5

Происхождение славян.

11.09

15.09

6-7

Славяне и соседние народы.

22.09

25.09

8-9

Облик славян и черты их характера.

29.09

02.10

10-11

Хозяйство и уклад жизни восточных славян.

06.10

09.10

12-13

Жилища, одежда, семейные обычаи восточных славян.

13.10

16.10

14-15

Обобщение по теме «История нашей страны древнейшего периода».

20.10

23.10

III.ДРЕВНЕРУССКОЕ ГОСУДАРСТВО (12 часов).

16-17

Как возникло Древнерусское государство.

10.11

13.11

18-19

Об Аскольде, Дире и их походах в Византию.

17.11

20.11

20-21

Князь Игорь из рода Рюриковичей (913-945).

24.11

27.11

22-23

Как княгиня Ольга отомстила древлянам.

01.12

04.12

24-25

Сын князя Игоря и Ольги – Святослав.

08.12

11.12

26-27

Обобщение по теме «Древнерусское государство».

15.12

18.12

IV.РАСПАД ДРЕВНЕРУССКОГО ГОСУДАРСТВА (КИЕВСКОЙ РУСИ) (14 часов).

28-29

Сыновья князя Святослава.

22.12

25.12

30-31

Князь Владимир Красное Солнышко.

29.12

12.01

32-33

Расцвет Русского государства при Ярославе Мудром (1019-1054)

15.01

19.01

34-35

Русь после смерти Ярослава Мудрого.

22.01

26.01

36-37

Распад Руси на отдельные княжества в XII (12) веке.

29.01

02.02

38-39

Ростово-Суздальское княжество в XII (12) веке.

05.02

09.02

40-41

Обобщение по теме «Распад древнерусского  государства».

12.02

16.02

V.БОРЬБА РУСИ С ИНОЗЕМНЫМИ ЗАВОЕВАТЕЛЯМИ (14 часов).

42-43

Образование Монгольского государства.

19.02

23.02

44-45

Нашествие монголов на Русь.

26.02

02.03

46-47

Новгородский князь Александр Невский (1236-1263).

05.03

09.03

48-49

Объединение русских земель против Золотой Орды.

12.03

16.03

50-51

Московский князь Дмитрий Иванович (1350-1389).

19.03

23.03

52-53

Наследники Дмитрия Донского.

02.04

06.04

54-55

Обобщение по теме «Борьба Руси с иноземными завоевателями».

09.04

13.04

VI.НАЧАЛО ОБЪЕДИНЕНИЯ РУССКИХ ЗЕМЕЛЬ (13 часов).

56-57

Русь в XVI (16) веке. Царь Иван Грозный (1533-1584).

16.04

20.04

58-59

Войны Ивана Грозного.

23.04

27.04

60-61

Россия после Ивана Грозного.

30.04

04.05

62-63

Воцарение династии Романовых.

07.05

11.05

64-65

Обобщение по теме «Начало объединения русских земель».

14.05

18.05

66-68

Повторение курса  «История» за 7 класс.

21.05

25.05


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по истории в 8 классе (История России, Новая история, история Татарстана)

Рабочая программа составлена к учебникам:- Юдовская А. Я., Ванюшкина Л. М. Новая история. 1800-1913; учебник для 8 класса общеобразовательных учреждений. - М.: Просвещение, 2011.- История России,...

Рабочая программа по истории в 7 классе (История России, Новая история, история Татарстана)

Рабочая программа составлена к учебникам:- Юдовская А.Я. Всеобщая история. История Нового времени, 1500-1800. 7 класс: учеб. для общеобразоват. учреждений. – М.: Просвещение, 2009.- Данилов А.А., Косу...

Рабочая программапо математике для 5 класса.Разработано в соответствии с ФГОС ООО

Пояснительная записка к рабочей программе по математике. 5 класс. Данная рабочая программа по математике для 5 класса разработана на ФГОС по программе ООО, с учетом требований федерального компонента ...

Рабочая программапо обществознанию для 9 класса

Рабочая программа составлена в соответствии с требованиями ФГОС....

Рабочая программапо биологии в 5 классе

Программа соответствует положениям Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, в том числе требованиям к результатам освоения основной образовательной програ...

Проект рабочей программы по истории для 7 класса ФГОС к УМК «История. Новое время. Конец XV - конец XVIII века. 7 класс" и УМК по истории России под редакцией А.В. Торкунова (6-10 классы)

Данная рабочая программа по истории для 7 класса соответствует требованиям Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования и разработана  на основе УМК ...