Методическая разработка урока истории "Саратов - город прифронтовой"
методическая разработка по истории

Ольга Владимировна Третьякова

«Саратов – город прифронтовой» может использоваться как для проведения уроков по истории Саратовского края, так и в качестве пособия для проведения классного часа.

Данный урок развивает у студентов чувство патриотизма и любовь к родному краю, осознание причастности наших земляков, работавших в тылу, к приближению Победы в Великой отечественной Войне.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл saratov_-_gorod_prifrontovoy.docx28.62 КБ

Предварительный просмотр:

ГАПОУ СО

«Губернаторский автомобильно-электромеханический техникум»

г.Балаково

Разработка урока истории

«Саратов – город прифронтовой»

Преподавать ГАПОУ СО «ГАЭмТ»

Третьякова Ольга Владимировна

2020

Тема занятия: «Саратов – город прифронтовой» может использоваться как для проведения уроков по истории Саратовского края, так и в качестве пособия для проведения классного часа.

Данный урок развивает у студентов чувство патриотизма и любовь к родному краю, осознание причастности наших земляков, работавших в тылу, к приближению Победы в Великой отечественной Войне.

Цели:

  • способствовать развитию познавательного интереса к историческому наследию нашей Родины;
  • способствовать воспитанию патриотизма, чувства долга перед миллионами погибших в борьбе с фашизмом и чувства глубокого уважения к ветеранам ВОВ.
  • развивать интеллектуальную и эмоциональную сферу студентов.

Оборудование:

компьютер, мультимедийный проектор, экран.

Ожидаемые результаты:

-формирование гражданско-патриотического сознания;

-формирование нравственной позиции;

-развитие чувства сопричастности к судьбам Отечества;

-воспитание уважения к историческому наследию края.

Тип урока

Комбинированный.

Методы урока

Наглядный, словесный, демонстрационный, репродуктивный.

Уровень усвоения

II

Межпредметные связи

ОБЖ, география.

Формы организации учебной деятельности

Фронтальная, индивидуальная, работа в группах.

Ход урока

        Организационный момент.

Доклад кадетов о количестве присутствующих. Готовность к уроку.

Эпиграфом к нашему занятию служат слова:

        «Историческая память – залог достойного будущего России. Мы должны перенять у героического поколения фронтовиков главное – привычку побеждать. Эта привычка очень нужна в нашей сегодняшней мирной жизни. Она поможет нынешнему поколению построить сильную, стабильную и процветающую Россию… Уверен, что дух Великой Победы будет хранить нашу Родину и впредь, в новом, XXI веке».

Президент России В.В. ПУТИН

        Время не стоит на месте. Года проносятся один за другим и улетают в вечность. Просто уже 75 лет с того момента, как утихли залпы орудий и замолкли последние выстрелы. На смену этому пришел долгожданный мир, заработанный самой высокой ценой – ценой крови, человеческой жизни и слез. С каждым днем остается все меньше участников боевых действий и ветеранов труда того времени, но главное – остается Память…

        Сегодня мы с вами поговорим о том, чем жил наш Саратовский край в годы Великой Отечественной войны, постараемся воссоздать отрывки из той непростой жизни.

Определяют тему урока.

В воскресенье 22 июня 1941 года тысячи саратовцев с раннего утра направились на дачи и пляжи. В городской Парк культуры собралось множество людей. Слышались музыка, песни и счастливый смех.

Но ближе к полудню музыка, доносившаяся из репродукторов, внезапно смолкла. В наступившей тишине раздался голос диктора…

Звучит речь Левитана  

Ребята, какие ассоциации возникают у вас,  когда вы слышите короткое  слово: «война»?

Ответы студентов: боль, горе, смерть, страх, отчаянье, слезы, выстрелы, взрывы, шум, крик.

 Весть о войне прозвучала в это время по радио и на саратовских заводах, фабриках, во всех учреждениях и в домах горожан. Весть о войне быстро распространялась среди всех жителей Саратова и области. У дачных остановок трамвая, на берегах Волги, в городском парке стихийно возникали митинги.

На борьбу с немецко-фашистскими захватчиками поднялся весь наш народ. На фронт уходили и старые, и молодые.

За годы войны Саратовский край превратился в крупный промышленный узел. В короткий срок предприятия приступили к производству военной продукции. Заводы и фабрики, осваивали производство мин, гранат, минометов, ежей, саперного инвентаря и арматурного железа для железобетонных сооружений, железобетонных брусьев для траншей и блиндажей, деталей для самолетов и аэросаней, красноармейских кухонь, котелков, бензобаков, медицинского гипса и военного снаряжения и обмундирования.

В годы Великой Отечественной войны в Саратов и Саратовскую область были эвакуированы многие промышленные предприятия, научные организации и учреждения. В Энгельсе было размещено 40 эвакуированных учреждений, в том числе 9 крупных промышленных предприятий.

В первые дни войны, преодолевая огромные трудности, женщины заменили своих мужей, отцов и братьев у станков. Рядом со старшими братьями и сестрами трудились и школьники

Давайте посмотрим на карте, где проходила линия фронта в конце 1942 года?

На экране демонстрируется карта Саратовской и Сталинградской областей о годы ВОВ. Студенты работают с картой, определяют направления движений армий и линию фронта.

Саратовский край служил местом дислокации многих воинских частей и военных учебных заведений. До войны здесь находились 32-я стрелковая дивизия, 1-е и 2-е танковые, пограничное, авиатехническое училища. Накануне войны в Саратове и области формируются новые части, в частности 63-й стрелковый корпус, убывший на фронт в июне 1941 года.

На фронт уходили квалифицированные рабочие, а на их место приходили женщины, старики, подростки. “Всё для фронта, всё для победы!” - это был главный лозунг тех дней и ещё надежда – дождаться живыми тех, кого проводили: отца, брата, сестру.

        Вам заранее было дано домашнее задание подготовить видеоролик о Саратовском авиатехническом училище в годы войны.

        Презентация и показ видеоролика.

        Дорога жизни Саратов-Сталинград По аналогии с Ленинградом, в годы войны путь по Алтынной горе из Саратова называли «дорогой жизни», потому что только по ней осуществлялось автомобильное сообщение с осажденным Сталинградом. Для многих саратовских воинов-автомобилистов эта сталинградская «дорога жизни» стала «дорогой смерти», так как она постоянно подвергалась бомбардировкам гитлеровской авиации. Сегодня у начала этой дороги возвышается монумент воинам-автомобилистам

Огромное значение в исходе сражения за Волгу имела железная дорога до Сталинграда (Волжская рокада), введенная в строй в августе 1942 года к началу решающих боев для того, обеспечить выход за Волгу». Построенная всего за несколько месяцев дорога оказалась для немецкого командования полной неожиданностью. Для того, чтобы обеспечить максимально скорое строительство этой дороги, с Дальнего востока были доставлены рельсы и заключенные ГУЛАГа со строительства Байкало-Амурской магистрали.

Рассказ студента о значимости Байкало-Амурской магистрали.

Для сталинградских фронтов работники Рязано-Уральской и Юго-Восточной железных дорог обеспечили доставку около 300 тыс. вагонов с войсками и снаряжением.

Вам было дано задание подготовить материал об участии саратовских речников в Сталинградской битве.

Оборонно-промышленный комплекс Саратова

До конца 1942 года в городах и поселках Саратовской области было размещено почти 100 эвакуированных предприятий из западных районов страны.

В результате, число заводов в области выросло в полтора раза. Было создано свыше десяти крупных промышленных предприятий. Наиболее важными саратовскими предприятиями являлись авиационный завод, нефтеперерабатывающий (Крекинг-завод им. С.М.Кирова), подшипниковый (ГПЗ-3) и аккумуляторный заводы.

Расширение промышленного производства и призыв людей в армию обострили проблему рабочей силы на предприятиях области. В первые месяцы войны на производство добровольно пришли свыше 3 тысяч студентов вузов и техникумов, около 23 тысяч девушек и женщин, тысячи подростков и пенсионеров. В результате доля женского труда в Саратове поднялась до 65 %.

За годы войны был удвоен выпуск продукции, а металлообрабатывающая промышленность увеличила объем производства даже в четыре с лишним раза. Рост военной продукции стал во многом возможным благодаря трудовой самоотверженности горожан. Уже летом 1941 года на предприятиях начинается движение «двухсотников», проходившее под девизом: «Одну норму за себя, вторую— за товарища, ушедшего на фронт».

В дни Сталинградской битвы по инициативе передовых предприятий страны началось движение по заполнению лицевых счетов. Наиболее широкое распространение оно получило в Саратовской области. Инициаторами его выступили работницы Саратовского моторемонтного завода. Рабочие заводили лицевые счета, на которые заносилась ежедневная продукция, произведенная сверх плана. Она передавалась в помощь героическим защитникам Сталинграда. Рабочий Саратовского завода «Трактородеталь» Иван Гурьянов, работая по лицевому счету, выполнял норму на 400 %, саратовский кузнец Исаак Срогович — на 500%.

Возникло соревнование многих рабочих с войсковыми частями и бойцами. Так, токарь авиационного завода И. Плотников, выполнявший за смену 10 норм, соревновался со снайпером Сталинградского фронта Максимом Пассаром. К 7 ноября 1942г. Пассар обязался иметь на лицевом счету 200 истребленных фашистов. Плотников, приняв вызов Пассара, обязался выполнять ежедневно не менее 12 норм. Своё слово гвардейцы фронта и тыла сдержали.

Непрерывным потоком с саратовских предприятий отправлялись на фронт боеприпасы, снаряжение, продовольствие.

Еще летом-осенью 1941 года происходит перевод гражданских предприятий на выпуск военной продукции. На заводах и фабриках Саратовского края внедрялось производство стрелкового оружия, снарядов, бомб, мин, танковых корпусов, приборов и электрооборудования для военной техники, походных кухонь, самолетных бензобаков, армейских лыж и мокроступов. Также был налажен пошив армейского обмундирования и снаряжения.

В Саратове была сосредоточена значимая часть оборонно-промышленного комплекса СССР. 338 различных предприятий выпускали продукцию для фронта. На территории Саратова располагалось 35 крупных оборонных предприятий с общим количеством рабочих свыше 60 тыс. Саратовский завод им. С.М.Кирова (тогда крупнейший в Европе завод по производству топлива, а ныне ОАО «Саратовский нефтеперерабатывающий завод») дал фронту больше всего в Советском Союзе горючего— 3млн тонн. Это 4-я часть потраченного за всю войну горючего. Саратовское топливо обеспечивало советские войска во время Курской битвы. В годы войны завод неоднократно подвергался бомбардировкам немецкой авиации, был практически разрушен. До недавних пор на территории завода находили неразорвавшиеся бомбы.

Саратов— родина одного из известных самолётов Великой Отечественной войны. Всего на заводе № 292в Саратове в 1941—1944 и в 1944—1946 годах было изготовлено 13569 самолетов Як-1 и Як-3 всех модификаций Каждый третий самолет Великой Отечественной войны был выпущен в Саратове. В годы войны авиационный завод подвергался жестоким бомбардировкам гитлеровской авиации, в результате которых он был уничтожен на 70 %. Кроме советских летчиков на Як-1 и Як-3 воевали французы из полка «Нормандия — Неман».

Сельские жители тоже не оставались в стороне. В сложных условиях выращивался хлеб для фронта и блокадного Ленинграда, из свинины и говядины изготавливалась тушенка. Доедая сами последние крохи, колхозники Саратовской области регулярно поставляли продовольствие для фронта. Тяжелые испытания выпали на долю деревни. В первые же дни войны колхозы области передали Армии 17 тысяч лошадей, 5 тысяч тракторов.

В годы Отечественной войны основная тяжесть сельскохозяйственного труда легла на плечи женщин, детей.

        Сообщения студентов о знаменитой летчице М.Расковой, благодаря которой под Энгельсом были созданы первые в мире женские авиационные полки. Сообщения сопровождаются показом слайдов.

        Рефлексия.

        Обобщение материала, изученного на уроке.

        Сегодня мы с вами узнали, насколько важен был труд человека в тылу во время ВОВ. Проанализировав собранный материал, мы пришли к выводу, что судьба всего народа и каждого отдельного человека в отдельности неотделима от судьбы страны, в которой он живёт.

Наши близкие встали на защиту Родины в 1941, трудились в тылу, обеспечивая фронт и приближая Победу.

Высказывают свою точку зрения.

Результативность реализации целей урока.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка урока "Город как экосистема" по курсу биологии для 9 класса

Методическая разработка урока  «Город как экосистема» по курсу биологии для 9 класса.                  У...

Методическая разработка урока «Урок-суд по повести М. Е. Салтыкова-Щедрина «История одного города»

Методическая разработка составлена в помощь преподавателям русского языка и литературы. В разработке описан порядок организации, подготовки и проведения урока литературы по обобщению и закреплению зна...

Методическая разработка Мой родной город. Города, которые мы знаем

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ЗАНЯТИЯ ПО ДИСЦИПЛИНЕ: «ИНОСТРАННЫЙ ЯЗЫК» ДЛЯ СТУДЕНТОВ 1 КУРСА СПЕЦИАЛЬНОСТИ 100801 «ТОВАРОВЕДЕНИЕ И ЭКСПЕРТИЗА КАЧЕСТВА ПОТРЕБИТЕЛЬСКИХ ТОВАРОВ)» НА ТЕМУ: «МОЙ...

Методическая разработка урока «Освобождение города Калинина: путешествие по местам воинской славы»

Тема  «Великой Отечественной войны» занимает особое место в истории России, неотъемлемой ее частью являются бои за освобождение города Калинина. Места воинской славы города, посвященн...

Методические разработки урока по теме: «Санкт-Петербург – это мой город, город молодежи»

Методические разработки урока по теме: «Санкт-Петербург – это мой город,  город молодежи»...