Конспект урока по истории " Русь под монголо-татарским игом"
план-конспект урока по истории (7 класс)

Конспект урока по истории " Русь под монголо-татарским игом"

Конспект урока подготовлен с целью обобщения и систематизирования знаний по теме «Героическая борьба  русских людей против монголо - татар» и формирования представлений о  монголо-татарском иге  и его последствий для русского народа.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt_uroka_istoriya.doc112 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект урока по истории

Выполнила учитель Комлева И.А.

Тема урока: Русь под монголо-татарским игом

Цель урока:

- Обобщение и систематизирование знаний по теме «Героическая борьба  русских людей против монголо - татар»;

- Формирование представлений о  монголо-татарском иге  и его последствий для русского народа.

Задачи:

Образовательные: обобщить и систематизировать знания у обучающихся  о борьбе русского народа  против монголо-татар,  сформировать  представление о  «монголо-татарском иге»; познакомить с  последствиями монголо - татарского ига для русского народа.

Коррекционно - развивающие: работать над формированием исторического словаря обучающихся; развивать умение ориентироваться по карте; развивать операции обобщения и классификации.

Воспитательные: воспитывать  научное мировоззрение; формировать положительную  мотивацию к обучению.

Тип урока:  комбинированный     

Оборудование: карта, тесты, компьютер, иллюстративный материал

1. Организационный момент.

2. Актуализация знаний.

а) Надо вспомнить пройденные темы и устно ответить на вопросы:

  • Кто такие монголо-татары?
  • Чем занимались монголо-татары?
  • Как назывались племена монголо-татар?
  • Вспомните,  когда произошла первая битва русских с монголо - татарами?
  • Почему русское войско потерпело поражение в битве на реке Калке?
  • Как защищали жители Рязани свой город от монголо-татар?

б) Проверка домашнего задания в тетради (надо было нарисовать  карту захвата, стр. 235):

  • Покажите на карте города, захваченные монголо-татарами. Проследите путь продвижения монголо-татар.

3. Формулирование темы урока, постановка цели.  

Вводное слово учителя. На Руси наступили тяжелые времена.

-Что мы знаем о состоянии Руси?

Страна была разорена. Более 200 лет, с середины 13 века до конца 15 века, продолжалось иго монголо-татарских ханов. На огромной территории Руси монголо-татары установили своё господство – иго.

Тема нашего урока - Русь под монголо-татарским игом.

  • Какие  вопросы  у вас возникают?  
  • Что такое монголо-татарское иго?
  • Как же жили русские люди под монголо-татарским игом?

4. Изучение нового материала.

1) Учитель:  На огромных просторах завоёванной русской земли властвовала монголо-татарское иго. Хан Батый создал новое государство - Золотая Орда. Столица Золотой Орды получила название «дворец».

Столицей Золотой Орды стал город Сарай на реке Ахтубе (современный город Астрахань).

2)Работа с текстом учебника:

а) Чтение страниц стр. 240-243  по цепочке.

б) Найти ответы на вопросы и выписать в тетрадь.

  • Как называлась ханская грамота? (Ханская грамота называлась ярлык)
  • Ханские слуги – это (Ханские слуги- это баскаки)
  • Иго - (Иго-господство одного народа над другим)    

                                                                                             

3) Работа  с иллюстрацией в учебнике «Баскаки» (беседа по вопросам на понимание с целью формирования четких представлений о  событии) с. 241.

Ученики  делают итог о последствиях монголо-татарского ига для Руси с помощью учителя:

На русской земле продолжала литься кровь, сжигались и разорялись дома, уничтожались ремёсла. Более 200 лет продолжалось владычество Золотой Орды над русскими землями. Много горя и страданий принесло монголо-татарское иго Руси. Но ни на минуту не прекращалось все эти годы сопротивление русских людей. То в одном городе, то в другом начинались восстания против власти Золотой Орды. Отказывались платить дань, нападали на отряды баскаков и убивали их. Хозяйственное и культурное развитие Руси замедлилось в годы владычества Золотой Орды. Княжеские усобицы усилились. Население уменьшилось почти наполовину. Монголо-татарское иго замедлило развитие Руси почти на 200 лет. 

5. Физминутка.

А теперь мы не спеша

Будем правильно дышать.

Раз, два, три, четыре, пять-

Все умеем мы считать,

Отдыхать умеем тоже.

Руки за спину заложим.

На уроке мы устали,

Мы совсем не отдыхали.

Руки дружно вверх подняли.

 

Напряженье  немного снимем.

Тело-влево, тело-вправо –

Скажем мы друг другу «браво».

«Раз»-присядем, «два»-привстанем,

Ещё раз повторим, встанем,

А теперь за парты сядем,

И читать мы дальше станем.

 

6. Закрепление  нового материала.     

1)   Обобщающая беседа (устный опрос учащихся):

  • Объясните, в чём проявлялась зависимость Руси от Золотой Орды? Вырази свое отношение.
  • Правитель, какого огромного государства жил в городе Сарае?
  • Столица государства Золотая Орда?

2) Выполнить письменно задание в тетради (задание написано на доске):

 Соотнесите понятия с определениями:

Государство монголо – татар     -                      Баскаки

Столица Золотой Орды        -                             Ярлык

Сборщики дани             -                                     Золотая Орда

Документ на великое княжение      -                  Сарай

7. Проверка (контроль) полученных знаний по пройденным темам «Монголо-татары», «Нашествие монголо-татар на Русь», «Героическая борьба русских людей против монголо-татар», «Русь под монголо-татарским  игом»:

1)  Задание: решить тест для закрепления пройденного материала (выбрать один правильный ответ, отметить кружком); текст теста подготовлен индивидуально для каждого ученика,  работы учеников собрать до окончания урока.

  1. С какой стороны Руси появились монголо-татары?

  1. С восточной
  2. С южной
  3. С западной

  1. В каких степях появились монголо-татары – грозный воинственный народ?

  1. Азиатских
  2. Северных
  3. Восточных

  1. Чем занимались монголо-татары?

  1. Земледелием
  2. Скотоводством (разводили лошадей, верблюдов, быков)

  1. Было ли у монголо-татар постоянное жилище?

  1. Нет
  2. Да

  1. Как назывались племена монголо-татар?
  1. Общины
  2. Орды
  3. Собрание

  1. Кто участвовал в сражениях?

  1. Мужчины
  2. Дети
  3. Женщины

  1. Кто возглавил монголо-татар после объединения орд?

  1. Чингисхан
  2. Батый
  3. Ахмат

  1. Где, на какой из рек состоялось первое сражение русских войск с монголо-татарами?

1) на Калке

2) на Волге

3) на Дону

  1. Разбили ли монголо-татары русские дружины в первом сражении?

1) Да (монголо-татары одержали победу над русскими князьями)

2) Нет

  1. Кто руководил новым нашествием на Русь?

1) Хан Батый

  1. Завоевал Хан Батый Русь?

1) да

2) нет

  1. Какие города на Руси были захвачены и разорены монголо-татарами?

1) Рязань

2) Суздаль

3) Коломна

4) Москва

5) Владимир

6) Торжок

7) Козельск

8) Киев

  1. Поражён ли  Хан Батый мужеством русского народа?

 1) да

 2) нет

 

  1. Как назвал Хан Батый город Козельск?

1) «добрым городом»

2) «плохим городом»

3) «злым городом»

  1. Почему Русь была разбита монголо-татарами?

1) Русские князья были не подготовленными

2) Русские князья ссорились, были разъединены, часто происходили меду княжествами междуусобицы

  1. Как называлось господство на территории завоёванной Руси?

1) подчинение

2) рабство

3) иго (монголо-татарское иго)

  1. Как называлось государство на просторах русской земли во время монголо-татарского ига?

1) Серебряная Орда

2) Золотая Орда

3) Бронзовая Орда

  1. Какой город стал столицей Золотой Орды?

1) Сарай на реке Ахтуба

  1. Платили ли дань русские князья Хану Батыю?

1) да

2) нет

  1. Сколько лет продолжалось владычество Золотой Орды над русскими землями?

1) 300 лет

2) 200 лет

3) 100 лет

  1. Что означает страшное слово «ИГО»?

1) господство одного народа над другим

  1. Река, где    впервые    встретились   русские    воины      с    монголо- татарскими воинами?

1)        Днепр

2)        Калка;

3)        Волхов.

  1. Господство одного народа  над другим

1)    Иго

2)    Жертва

3)    Ярлык

8. Подведение итогов урока:

1) Учитель: Сегодня на уроке мы не только  узнали, что же означает слово: иго, также: что такое Золотая Орда, ханская грамота, баскаки. Узнали: как хан управлял русскими землями, почему монголо-татарскому хану легко было сохранять своё господство на Руси. Вспомнили и закрепили уже полученные знания о монголо-татарах, о нашествии их на Русь, отвечая на вопросы теста.

 2) Учитель: Объявление оценок за устную работу на уроке и комментарии, а оценки за решение теста вы узнаете на следующем уроке истории.

9. Домашнее задание

 Подготовить пересказ рассказа для дополнительного чтения стр. учебника 242 «Русские князья в Золотой Орде».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока истории Отечества "Русь под монголо-татарским игом" (технологическая карта урока), 7 класс коррекционная школа VIII вида

Историческое образование на ступени основного общего образования играет важнейшую роль с точки зрения личностного развития и социализации обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, приобщения...

Тема урока: Русь под монголо-татарским игом.

Задачи:Образовательные: обобщить и систематизировать знания у обучающихся  о борьбе русского народа  против монголо-татар,  сформировать  представление о  «монголо-татар...

Русь под монголо-татарским игом

Нашествие Чингисхана и Хана Батыя ну Русь....

КОНСПЕКТ УРОКА ПО ИСТОРИИ 6 КЛАСС Тема урока: "Киевская Русь в IX - начале XII вв."

КОНСПЕКТ  УРОКА ПО ИСТОРИИ   Тема урока: "Киевская Русь в IX - начале XII вв." 6 класс...

конспект урока по истории 6кл. по теме "Русь и Золотая орда"

конспект урока предназначен для учителей истории ОУ....

Конспект урока по истории в 6 классе "Русь при наследниках Ярослава Мудрого. Владимир Мономах"

Данный урок разработан в соответствии с требованиями ФГОС. Материалом для разработки послужило пособие "Поурочные разработки по истории России" Е.Н. Сорокиной...