Система работы по воспитанию патриотизма и формированию гражданской позиции
статья по истории (9 класс)

Калинина Светлана Юрьевна

Из опыта работты по воспитанию патриотизма.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Опыт работы31.83 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Сухобезводненская средняя общеобразовательная школа

Система работы по воспитанию патриотизма и

формированию гражданской позиции личности в работе с детьми

   

  Калинина Светлана Юрьевна,

учитель истории.

р.п. Сухобезводное

2015                                                                     

«Система работы по воспитанию патриотизма и формированию гражданской позиции личности в работе с детьми»

                                         Историческое значение каждого русского человека

                                       измеряется его заслугами Родине, его человеческое

                    достоинство – силой его патриотизма.

Н.Г.Чернышевский

Сегодня признается очевидным, что в общественном сознании большинства социальных групп населения происходит переоценка системы жизненных принципов, трансформация нравственных ценностей.   Экономическая дезинтеграция, социальная дифференциация, резкое снижение воспитательного воздействия российской культуры, искусства и образования привели к тому, что у молодежи утрачивается четкое понимание и восприятие традиционных для российского общества высоких нравственных принципов, обесцениваются такие понятия, как "патриотизм", "долг", "совесть", "честность", "ответственность".

Проблема девальвации духовных ценностей как чрезвычайно  актуальная рассматривается сегодня на государственном уровне. Правительство Российской Федерации заявляет о неотложности решения важнейшей задачи воспитания патриотизма, видя в этом основу консолидации общества и укрепления государства. Разработан целый ряд  нормативных документов, призванных создать государственную систему воспитания патриотизма. И в Федеральном компоненте государственного образовательного стандарта наряду с другими целями школьного исторического образования на первом месте стоит воспитание патриотизма.

          Современная школа призвана выполнять социальный заказ общества на формирование личности: интеллектуальной, высококультурной, приносящей пользу своей семье, Отечеству, способной действовать и готовой решать проблемы, в том числе глобального характера. Этот социальный заказ совпадает с приоритетной задачей преподавания истории в школе: воспитание общественных качеств и патриотизма на основе государственной идеологии через активизацию интереса учащихся к культурному наследию своего народа, его традиций, идеалов, ценностей, содействие развитию общественной активности современной молодежи.

Исходя из этого, главной целью в работе учителя истории становится формирование у школьников ценностных ориентаций и убеждений, воспитание и развитие личности гражданина-патриота России.

     Как показывает опыт практической работы, достижение этой цели становится возможным при решении следующих задач:

  • создание в школе единого пространства гражданско-патриотического воспитания, сочетающего в себе учебную и внеурочную деятельность учащихся, стимулирование социальной активности детей и их патриотических и общественных начинаний;
  • формирование у школьников гражданского самосознания и патриотических чувств через усвоение российских культурно-исторических ценностей и понимание роли России в мировой истории и судьбах мира, а также  на основе  приобщения школьников к социальной деятельности;
  • разработка и реализация системы мероприятий, направленной  на применение учениками на практике знаний основ гражданского образования, включая знания о правах человека, о государстве, понимание прав и обязанностей гражданина Российской Федерации;
  • обеспечение в работе с детьми возможностей их успешной социализации и самореализации через формирование у них культуры исследовательского труда, умения критически мыслить, сотрудничать с другими людьми, анализировать социальные и политические ситуации, то есть через усвоение системы ценностей (солидарности, справедливости, гражданского долга, уважения к правам других, толерантности), а также необходимых социальных компетенций.  

 В современном обществе нам нужна одаренная молодежь – элита, способная переживать наиболее острые проблемы общества и стремящаяся эти проблемы решить, т.е. улучшить общественную жизнь за счет своих знаний. Однако задача учителя школы не только вооружить школьников научными знаниями, но и сформировать у них навыки активного политического мышления. А главное – воспитать у них чувство гражданской ответственности и патриотизма как наиболее значимую, непреходящую  ценность, являющуюся важнейшим духовным достоянием личности.

Работа в этом направлении проводится через разные формы учебной и внеурочной деятельности обучающихся.

Методы и формы организации гражданско-патриотического воспитания, применяемые на уроках истории, могут быть представлены следующей таблицей:

№п/п

Группа методов

Методы и формы

Свойства методов

I.

Методы

формирования

сознания

личности

Убеждение, беседы, лекции, дискуссии,

метод примера     

Постановка подростка в позицию полноправного участника процесса, т.е. он не объект для применения данных методов, а сам принимает активное участие в их использовании.

II.

Методы организации деятельности и формирования опыта гражданского  поведения

Метод проектов, коллективное творческое дело, метод-требование, поручение, создание воспитывающих ситуаций

Создание ситуаций, в которых подросток упражнялся бы в гражданской деятельности,

осознавал свои обязанности по отношению к коллективу, обществу, проявлял ответственность за свои поступки. С помощью регулирующих требований

формируются традиции поведения, а также демонстрируется значимость гражданской деятельности подростков для общества.

III.

Методы стимулирования деятельности и поведения

Соревнование, поощрение, взаимовыручка,  создание ситуации успеха

Заслуженное стимулирование побуждает подростка к анализу собственной деятельности, программирует и корректирует его дальнейшее поведение.

В сфере патриотического воспитания нельзя переоценить воспитательный потенциал учебного курса истории.

 Героико-патриотическое воспитание реализуется через разнообразные виды уроков (интегрированные, проблемные, дискуссионные, уроки мужества, уроки-характеристики), позволяющие сформировать у учащихся активное отношение к изучаемым событиям. Патриотизм известных исторических деятелей, героев национально-освободительных войн, благородный гражданский и нравственный опыт людей прошлого и современности, которые способствовали процветанию России, побуждает школьников следовать их примеру, формирует потребность в нравственном самосовершенствовании.

 Как показывает опыт,  эффективны также учебные экскурсии и паломнические поездки. Так, в нашей школе отдельные уроки по истории Великой Отечественной войны проводятся в краеведческом музее. Совет музея собирает выставочный материал, оформляют альбомы о  ветеранах Великой Отечественной войны, самостоятельно проводят экскурсии.

Сегодня гражданское образование и воспитание немыслимы без моделирования и анализа жизненных ситуаций, требующих соответствующих знаний и умений для поиска путей решения проблем, порожденных ситуацией, составление плана практических действий и т.п. В такую деятельность вовлекают учащихся деловые и ролевые игры.

Эти формы работы имеют ряд несомненных преимуществ перед традиционными методами обучения, т.к. в большей степени помогают школьникам понять суть развития тех или иных событий, способствуют выработке у них практических действий, направленных на выбор оптимального варианта решения проблемы. Среди проведенных деловых игр  огромный интерес у обучающихся вызвали такие, как «Выборы в заповедном лесу», «Своя игра. Великая Отечественная война», «Память храбрым мы почтим», «Права детей».

Эти деловые игры исходят из заданной обстановки и рассчитаны на одновариантное решение поставленной проблемы, предопределяемое строгими теоретическими положениями учебного курса. Они требуют от участников игры знаний по предмету, что побуждает школьников к более глубокому проникновению в сущность изучаемых явлений, процессов, законов.

 Учащиеся  отлично усваивают тему, получают опыт познавательной и практической деятельности, участвуя и в ролевых играх.

Так, изучив тему «Внешняя политика Александра I», проводим ролевую игру «Война 1812 года».  Ее подготовка предполагает выполнение учащимися ряда заданий:

 – найти ответы на достаточно сложные вопросы по теме;

 – подготовить выступление, используя атрибуты того времени;

– представить стенгазету «Главные события войны 1812 года».

Приобщению детей к культуре своей Родины и воспитанию патриотизма и гражданственности способствуют также различные формы внеурочной работы с обучающимися. Разработаны дополнительные образовательные программы:

  •   «Первые шаги в мир культуры» 5-6 класс;
  •   «Путешествие по реке времени» 6-7 класс;
  •   «Музей и культура» 7-8 класс;
  •   «История становится ближе» 8-9 класс;
  •   «Моя Родина –Россия» 1-3 класс.

    Этот опыт помогает учащимся в работе над социальными проектами, которые создают адекватную модель для активного гражданского поведения в современной жизни, инициируют предприимчивость и ответственность молодых людей за начатое дело. Многие наши обучающиеся успешно прошли такую школу  участия в социальных проектах: акция  «Я – гражданин России».

   Многие социальные проекты получили высокую оценку на районном уровне: пять раз наши учащиеся были победителями в конкурсе проектов «Я – гражданин России». Это были проекты «Ответственность за выбор», «Если не мы, то кто?», «Помогли сами, своими руками», «Наш след на земле», «Живи родник». На областном этапе акции «Я – гражданин России» наша команда в 2010 году заняла второе место, в конкурсе «Родники Нижегородской области» в номинации «Лучшее обустройство родника» команда заняла I место.

Именно участие в социальных проектах позволяет нашим обучающимся апробировать на практике всевозможные шаблоны поведения испытать себя в  разных ролях при выполнении реального дела – проекта. Но главный эффект этой работы – воспитание гражданской активности и ответственности, а также формирование лидерских качеств у детей.

А как показывают исследования психологов, критерии лидерства и критерии одаренности во многом совпадают. И это создает благоприятные предпосылки для организации исследовательской деятельности школьников. Участие в научно-исследовательской работе помогает ученику в наилучшей степени раскрыть свой творческий потенциал и одновременно воспитать в себе лидерские качества.

Представим сравнение основных критериев лидерства, одаренности и научно-исследовательской деятельности в следующей таблице:

Критерии лидерства (качества лидера)

Критерии одаренности (характера личности)

Критерии научно-исследовательской работы

  • Ум, способности
  • Умение убеждать и отстаивать свою позицию
  • Уверенность в себе
  • Активность и энергичность
  • Знание дела, трудолюбие
  • Внутренний контроль (принятие на себя ответственности за результаты деятельности)

  • Ум, интеллект способности
  • Способность “поглощать” знания, “докапываться” до истины
  • Независимость, самостоятельность
  • Высокая самооценка
  • Стремление к совершенству, к достижению цели, трудолюбие
  • Повышенная впечатлительность и эмоциональность

  • Самостоятельность исследования
  • Глубокое владение материалами, “погружение в проблему”
  • Четкость постановки цели и задач
  • Обоснование актуальности выбранной темы
  • Умение отстаивать свою точку зрения, вести дискуссию
  • Ораторское мастерство, умение держаться перед аудиторией

Совпадение большинства критериев очевидно. Не вызывает сомнений и тот факт, что научно-исследовательская деятельность учащихся способствует как развитию одаренности, так и лидерских качеств.

Учащиеся школы из года в год успешно занимаются исследовательской работой. Мои ученики охотно принимают участие в написании работ по истории. Курирование исследовательской деятельностью учащихся -  сложный и кропотливый для учителя труд, но одновременно и благодарный.

С чего начинается и как ведется научная работа по истории? Выделим главные этапы, каждый из которых имеет свое глубокое содержание:

  • Отбор учащихся (участвуют все желающие попробовать себя в этом виде деятельности).
  • Осмысление и выбор темы (“что меня интересует?”)
  • Конкретизация темы (постановка проблемы, цели, выбор методов исследования).
  • Индивидуальная работа с каждым учеником (составление плана, изучение литературы, сбор материалов, оформление работы).
  • Подготовка предварительной защиты, рецензирование работы.
  • Участие в научно-практической конференции.
  • Подведение итогов. Анализ и рефлексия.

В результате участия в научно-исследовательской работе по истории многие учащиеся открывают в себе новые возможности: умение работать в архиве с документами, составлять диаграммы и графики, грамотно работать с литературой, брать интервью, проводить анкетирование, вести дискуссию, убеждать и т.д. Все эти навыки, несомненно, пригодятся обучающимся в жизни.

Важно и то, что тематика исследовательских работ, с которыми выступали мои ученики на ежегодных конкурсах и конференциях «Ступень в будущее», «Отечество», «История выборов в Нижегородской области» носила патриотический характер, основывалась на изучении истории родного края:

  • «Листая страницы истории органов местного самоуправления» (Шарова Ксения, ученица 11 класса)
  • «Судьба старшего сержанта Пилипенко в  истории страны» (Заводчикова Татьяна, ученица 8 класса)
  • «Владимир Константинович Лебединский  (1868-1937 гг.)» (Полякова Надежда, ученица 6 класса)
  • «Евгений Родионов –Святой воин мученик» (Серяпин Дмитрий, ученик 7 класса)
  • «Гений без диплома» (Вавилов Вадим, ученик 6 класса)
  • «Роль военной организации СМЕРШ в истории моей семьи (Казакова Анна, ученица 6 класса)
  • «Летчик испытатель- Валерий Павлович Чкалов» (Серяпин Дмитрий, ученик 6 класса)
  • «Память о крейсере «Варяг» жива…» (Шарова Ксения, ученица 9 класса)
  • Незабытая летопись моей семьи» (Романова Надежда ученица 8 класса)
  • « Спешите делать добро» (Беляева Анжела, ученица 6 класса)
  • «Народная память»  (Калинин Егор ученик 7  класса)
  •  «Наша сила в единении» (Колобянина Анна ученица 7 класса)
  • «Картина К. Е. Маковского «Воззвание Минина» (Шарова Ксения ученица 8 класса)
  • « Есть женщины в русских селеньях» (Решетников Григорий ученик 7 класса)
  • «Образ  Кузьмы Минина и Дмитрия Пожарского в  культуре России» (Шарова Ксения ученица 9 класса»)

Практика показывает, что активное участие обучающихся  в научно-исследовательской работе связано и с их активным участием в общественной жизни. Окончив школу, наши выпускники продолжают свою деятельность в молодежных организациях и объединениях. Приобретенный опыт участия в создании социальных проектов и навыки исследовательской работы помогают им становиться молодыми лидерами, которые могут достойно продолжать лучшие традиции прошлого и создавать новые ценности, основанные на гуманизме, демократии, патриотизме, приоритете права. В активной гражданской позиции выпускника школы проявляется его патриотизм и ответственность за судьбу своей Родины, сопричастность с её историей, культурой,  достижениями  и ценностями народа.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Реализация патриотического воспитания как фактора формирования гражданской позиции личности школьников на уроках ОБЖ в условиях реализации ФГОС.

1,Реализация патриотического воспитания как фактора формирования гражданской позиции личности школьников на уроках ОБЖ в условиях реализации ФГОСМедвежова Вера Зиновьевнапедагог-организатор ОБЖУ...

«Использование ТРКМ как способ формирования гражданской позиции учащихся в системе патриотического воспитания на уроках истории»

Использование в процессе обучения истории, технология развития критического мышления на уроках позволяет развивать у учащихся навыки критического анализа, повышать уровень их самостоятельности, обеспе...

Правовое воспитание как фактор формирования гражданской позиции учащихся.

Воспитание является одним из важнейших компонентов образования. Основным в воспитании является формирование у учащихся гражданской ответственности, правового самосознания, духовности и культуры, толер...

Правовое воспитание как фактор формирования гражданской позиции учащихся.

Воспитание является одним из важнейших компонентов образования. Основным в воспитании является формирование у учащихся гражданской ответственности, правового самосознания, духовности и культуры, толер...

«Формирование гражданской позиции и воспитание патриотизма как один из факторов успешной самореализации личности выпускника»

Основным направлением  современного урока должна быть неразрывность образовательной и воспитывающей функций.   Химия как и любой учебный предмет средней школы  формирует личность у...