МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ для организации самостоятельной работы по учебной дисциплине (МДК) ОУД.05 ИСТОРИЯ Для специальности: 22.02.06 Сварочное производство
электронный образовательный ресурс по истории

      Данные методические рекомендации составлены в соответствии с рабочей программой по дисциплине ОУД. 05 ИСТОРИЯ  на 230 часов,  где  67 часов занимает внеаудиторная самостоятельная  работа для специальности: 22.02.06 Сварочное производство. Самостоятельная  внеаудиторная работа является обязательной для каждого обучающегося. В данных  рекомендациях  в краткой форме изложен теоретический материал по темам, вынесенным на самостоятельное обучение, рассмотрены примеры упражнений и других видов самостоятельной деятельности обучающихся (или предусмотрены задания по формированию практических умений и навыков составления схем и таблиц, конспектирования текста, работа со словарями, тестовые задания, работа с текстом).

Скачать:


Предварительный просмотр:

Департамент внутренней и кадровой политики Белгородской области

Областное государственное автономное

профессиональное образовательное учреждение

«Белгородский машиностроительный техникум»

Рассмотрено

предметно-цикловой комиссией

Протокол заседания № __

от «____»____________2020  г.

Председатель цикловой комиссии

_____________/Н.А.Ушанкова

Согласовано

Зам.директора по УМР

___________/Н.В.Гоман

«__»___________2020  г.

Утверждаю

Зам.директора по УР

________ /______________

«____»______________2020 г.

МЕТОДИЧЕСКИЕ  РЕКОМЕНДАЦИИ

для организации самостоятельной  работы по учебной дисциплине (МДК)

ОУД.05 ИСТОРИЯ

Для специальности:

22.02.06 Сварочное производство

                                                     Белгород, 2020

                                                         

                                                                     

Организация разработчик: ОГАПОУ «Белгородский машиностроительный техникум»

Составитель:

преподаватель ОГАПОУ «Белгородский машиностроительный техникум»

Кривоченков Р.С.,

преподаватель ОГАПОУ «Белгородский машиностроительный техникум»

Ткаченко Т.В.

Рецензент:

преподаватель ОГАПОУ «Белгородский машиностроительный техникум»

Ушанкова Н.А.

               

Аннотация

      Данные методические рекомендации составлены в соответствии с рабочей программой по дисциплине ОУД. 05 ИСТОРИЯ  на 230 часов,  где   67 часов занимает внеаудиторная самостоятельная  работа для специальности: 22.02.06 Сварочное производство. Самостоятельная  внеаудиторная работа является обязательной для каждого обучающегося. В данных  рекомендациях  в краткой форме изложен теоретический материал по темам, вынесенным на самостоятельное обучение, рассмотрены примеры упражнений и других видов самостоятельной деятельности обучающихся (или предусмотрены задания по формированию практических умений и навыков составления схем и таблиц, конспектирования текста, работа со словарями, тестовые задания, работа с текстом).

Оглавление

Пояснительная   записка

Виды самостоятельной работы  обучающихся

Возможные формы контроля

Критерии оценки результатов самостоятельной работы  обучающихся

Перечень внеаудиторных  самостоятельных  работ

САМОСТОЯТЕЛЬНЫЕ   РАБОТЫ

Пояснительная записка

      Методические рекомендации для организации самостоятельной работы по дисциплине  История  предназначены для обучающихся первого, второго  курса, по специальности: 22.02.06 Сварочное производство. Всего  на внеурочную самостоятельную работу по учебному плану предусмотрено  67 часов.  Основная задача образования заключается в формировании творческой личности специалиста, способного к саморазвитию, самообразованию, инновационной деятельности. Решение этой задачи вряд ли возможно только путем передачи знаний в готовом виде от преподавателя к обучающемуся. Необходимо перевести обучающегося из пассивного потребителя знаний в активного их творца, умеющего сформулировать проблему, проанализировать пути ее решения, найти оптимальный результат и доказать его правильность. Следует признать, что самостоятельная работа обучающихся  является не просто важной формой образовательного процесса, а должна стать его основой. Роль этого вида учебной деятельности особенно возрастает в настоящее время, когда учебные заведения переходят на стандарты нового поколения, в рамках которых реализуется комплексный подход, когда появилась необходимость выработать у студентов навыки и способности к самостоятельной учебной деятельности.

Работа во внеурочное время оказывает значительную помощь в осуществлении некоторых учебно-воспитательных задач и в достижении дидактических целей:

  • закрепление, углубление, расширение и систематизация знаний, получаемых на аудиторных занятиях
  •  самостоятельное овладение новым учебным материалом;
  • формирование умений и навыков умственного труда;
  • развитие самостоятельности мышления;
  • формирование убежденности, волевых черт характера, способности к самоорганизации;
  • овладение технологией самообразования.

Виды самостоятельной работы студентов

  • Чтение основной и дополнительной литературы. Самостоятельное изучение материала по литературным источникам.
  • Работа с библиотечным каталогом, самостоятельный подбор необходимой литературы.
  • Работа со словарем, справочником.
  • Поиск необходимой информации через Интернет.
  • Конспектирование источников.
  • Подготовка к различным формам промежуточной и итоговой аттестации (к тестированию, диктанту, контрольной работе, зачету).
  • Самостоятельное выполнение практических заданий репродуктивного типа (ответы на вопросы,  тренировочные упражнения, опыты, задачи, тесты).
  • Выполнение творческих заданий.
  • Подготовка устного сообщения для выступления на семинарском или лекционном занятии.
  • Написание реферата. Подготовка к защите (представлению) реферата на учебном занятии.
  • Подготовка доклада и написание тезисов доклада.
  • Подготовка к участию в деловой игре, конкурсе, творческом соревновании.
  • Решение заданий по образцу
  • Решение экзаменационных вариантов
  • Составление теста и эталона к нему
  • Составление или решение  кроссворда на  различные  

понятия, определения и т.п.;

  • Составление и заполнение таблиц для систематизации учебного материала
  • Творческие работы ( доклад, сообщение, сочинение)

Формы контроля самостоятельной работы

  1. Просмотр и проверка выполнения самостоятельной работы преподавателем.
  2. Самопроверка, взаимопроверка выполненного задания в группе.
  3. Обсуждение результатов выполненной работы на занятии.
  4. Тестирование.
  5. Письменный опрос.
  6. Устный опрос.
  7. Индивидуальное собеседование.
  8. Собеседование с группой.
  9. Отчет о проделанной работе.
  10. Защита рефератов или курсовой работы.
  11. Творческий конкурс.
  12. Олимпиада.
  13. Зачет.

Критерии оценки  самостоятельной работы студентов

Оценка «5» ставится тогда, когда:

  • Студент свободно применяет знания на практике;
  • Не допускает ошибок в воспроизведении изученного материала;
  • Студент выделяет главные положения в изученном материале и не затрудняется в ответах на видоизмененные вопросы;
  • Студент усваивает весь объем программного материала;
  • Материал оформлен аккуратно в соответствии с требованиями.

Оценка «4» ставится тогда когда:

  • Студент знает весь изученный материал;
  • Отвечает без особых затруднений на вопросы преподавателя;
  • Студент умеет применять полученные знания на практике;
  • В условных ответах не допускает серьезных ошибок, легко устраняет определенные неточности с помощью дополнительных вопросов преподавателя;
  • Материал оформлен недостаточно аккуратно и в соответствии с требованиями.

Оценка «3» ставится тогда когда:

  • Студент обнаруживает освоение основного материала, но испытывает затруднения при его самостоятельном воспроизведении и требует дополнительных дополняющих вопросов преподавателя;
  • Предпочитает отвечать на вопросы воспроизводящего характера и испытывает затруднения при ответах на воспроизводящие вопросы;
  • Материал оформлен не аккуратно или не в соответствии с требованиями.

Оценка «2» ставится тогда когда:

  • У студента имеются отдельные представления об изучаемом материале, но все, же большая часть не усвоена;
  • Материал оформлен не в соответствии с требованиями.

Оценка индивидуальных образовательных достижений по результатам текущего и итогового контроля производится в соответствии с универсальной шкалой (таблица).

Процент результативности (правильных ответов)

Качественная оценка индивидуальных образовательных достижений

балл (отметка)

вербальный аналог

90 ÷ 100

5

отлично

80 ÷ 89

4

хорошо

70 ÷ 79

3

удовлетворительно

менее 70

2

не удовлетворительно

Перечень внеаудиторных  самостоятельных  работ по истории -67 часов

Самостоятельная работа

Название темы

Количество часов

1

Самостоятельная работа №1 Выразить свое мнение о происхождении мира и человека (эссе)

2

2

Самостоятельная работа №2 Сделать сравнительный анализ Древних Афин, Спарты.

2

3

Самостоятельная работа №3 Работа над презентациями. Темы: Византийская империя; Карл Великий; Средневековый город; Средневековая культура; Духовно-рыцарские ордена; Крестоносцы.

3

4

Самостоятельная работа №4 . Варяги или славяне? Почему христианство? Различия восточных славян. Причины.(творческие работы)

2

5

Самостоятельная работа №5  Сравнительная характеристика.

Хан Батый и хан Мамай; Александр  Невский и Дмитрия Донской.

2

6

Самостоятельная работа №6

 Подготовка к семинару. Смутное время. Работа  с источниками.

4

7

Самостоятельная работа № 7 Темы: Экономическое и социальное развитие России в XVII веке. Народные движения. Становление абсолютизма в России.

2

8

Самостоятельная работа № 8 Доклады

Темы: Возрождение и гуманизм. Реформация. Контрреформация. Образование США. Революции в Англии и Франции. Эпоха просвещения.

3

Самостоятельная работа № 9 

Эпоха Петра I

2

10

Самостоятельная работа № 10. Работа над проектами. Темы: Промышленный переворот и его последствия. Политическое развитие стран Европы и Америки в XIX веке. Развитие  западноевропейской культуры в XIX веке.

2

11

Самостоятельная работа № 11. Написать сообщения на темы: Османская империя. Китай. Страны Востока и колониальная экспансия европейцев.

3

12

Самостоятельная работа № 12 . Написать конспекты на темы: Отечественная война 1812 года. Движение декабристов. Внутренняя политика Николая I.

2

13

Самостоятельная работа № 13 Подготовка к семинару. Тема: Отмена крепостного права и реформы 60-70 гг. XIX века

2

14

Самостоятельная работа № 14 Тема: Контрреформы. Общественное движение во 2-й половине XIX века.

2

15

Самостоятельная работа № 15

Написать доклады о выдающихся деятелях России.

2

16

Самостоятельная работа №16

Россия в начале XX века (составить тесты)

2

17

Самостоятельная работа №17

 Написание и проработка конспектов на темы: Революция 1905 – 1907 гг.

4

18

Самостоятельная работа №18  

Тема: Серебряный век русской культуры.

2

19

Самостоятельная работа №19Тема: Февральская революция от Февраля к Октябрю. Октябрьская революция и её последствия.

2

20

Самостоятельная работа №20. Составить конспект. Тема: Накануне мировой войны.

6

21

Самостоятельная работа №21. Составление таблицы: Военные действия в первый и второй период Второй мировой войны. Решающие битвы Великой Отечественной войны.

4

22

Самостоятельная работа №22. Подготовка к конференции на тему: Начало «холодной войны».

3

23

Самостоятельная работа № 23. Подготовка к семинару. СССР в 50-х начале 60-х гг. 20 века.

3

24

Самостоятельная работа №24. Написать домашнее сочинение (можно сопровождать презентацией, клипом) на тему: «В какой России я хотел бы жить»?  

4

25

Самостоятельная работа №25. Написать сообщения на темы: Страны Восточной Европы. Крушение колониальной системы. Индия и Китай во второй половине XX века.

2

Самостоятельная работа № 1  (2 часа).

 Выразить свое мнение о происхождении мира и человека (эссе)

Слово "эссе" пришло в русский язык из французского и исторически восходит к латинскому слову exagium (взвешивание). Французское еззаi можно буквально перевести словами опыт, проба, попытка, набросок, очерк.

Эссе - это прозаическое сочинение небольшого объема и свободной композиции, выражающее индивидуальные впечатления и соображения по конкретному поводу или вопросу и заведомо не претендующее на определяющую или исчерпывающую трактовку предмета.

В "Толковом словаре иноязычных слов" Л.П. Крысина эссе определяется как "очерк, трактующий какие-нибудь проблемы не в систематическом научном виде, а в свободной форме".

"Большой энциклопедический словарь" дает такое определение: "Эссе - это жанр философской, литературно-критической, историко-биографической, публицистической прозы, сочетающий подчеркнуто индивидуальную позицию автора с непринужденным, часто парадоксальным изложением, ориентированным на разговорную речь".

"Краткая литературная энциклопедия" уточняет: "Эссе - это прозаическое сочинение небольшого объема и свободной композиции, трактующее частную тему и представляющее попытку передать индивидуальные впечатления и соображения, так или иначе с нею связанные".

Некоторые признаки эссе:

  • наличие конкретной темы или вопроса. Произведение, посвященное анализу широкого круга проблем, по определению не может быть выполнено в жанре эссе.
  • эссе выражает индивидуальные впечатления и соображения по конкретному поводу или вопросу и заведомо не претендует на определяющую или исчерпывающую трактовку предмета.
  • как правило, эссе предполагает новое, субъективно окрашенное слово о чем-либо, такое произведение может иметь философский, историко-биографический, публицистический, литературно-критический, научно-популярный или чисто беллетристический характер.
  • в содержании эссе оцениваются в первую очередь личность автора - его мировоззрение, мысли и чувства.

Цель эссе состоит в развитии таких навыков, как самостоятельное творческое мышление и письменное изложение собственных мыслей.

Написание эссе чрезвычайно полезно, поскольку это позволяет автору научиться четко и грамотно формулировать мысли, структурировать информацию, использовать основные понятия, выделять причинно-следственные связи, иллюстрировать опыт соответствующими примерами, аргументировать свои выводы.

Если вы не честны, есть все шансы, что ваше сочинение сочтут неестественным.

Структура и план эссе.

Структура эссе определяется предъявляемыми к нему требованиями:

  1. мысли автора эссе по проблеме излагаются в форме кратких тезисов
  2. мысль должна быть подкреплена доказательствами - поэтому за тезисом следуют аргументы

Аргументы - это факты, явления общественной жизни, события, жизненные ситуации и жизненный опыт, научные доказательства, ссылки на мнение ученых и др. Лучше приводить два аргумента в пользу каждого тезиса: один аргумент кажется неубедительным, три аргумента могут "перегрузить" изложение, выполненное в жанре, ориентированном на краткость и образность.

Таким образом, эссе приобретает кольцевую структуру (количество тезисов и аргументов зависит от темы, избранного плана, логики развития мысли):

  • вступление
  • тезис, аргументы
  • тезис, аргументы
  • тезис, аргументы
  • заключение.

При написании эссе важно также учитывать следующие моменты:

  1. Вступление и заключение должны фокусировать внимание на проблеме (во вступлении она ставится, в заключении - резюмируется мнение автора).
  2. Необходимо выделение абзацев, красных строк, установление логической связи абзацев: так достигается целостность работы.
  3. Стиль изложения: эссе присущи эмоциональность, экспрессивность, художественность. Специалисты полагают, что должный эффект обеспечивают короткие, простые, разнообразные по интонации предложения, умелое использование "самого современного" знака препинания - тире. Впрочем, стиль отражает особенности личности, об этом тоже полезно помнить.

Самостоятельная работа №2 (2часа). Сделать сравнительный анализ Древних Афин, Спарты, Рима

Чтобы сделать сравнительный анализ ,прочитайте  стр.44-56 учебник  ИСТОРИЯ  В.В.Артемова   и напишите в тетради ответы на следующие вопросы :

1.Какое географическое положение. Что способствовало развитию ремесла и торговли?

2.Каковы особенности развития древних Афин, Спарты, Рима?

3.В чем состоял особый путь развития древнегреческой и древнеримской  цивилизации?

4.Что такое полис? Рим был полисом или нет?

5.Назовите главные достижения древних греков и римлян.

6.Каковы основные этапы развития Римского государства? Что позволило римлянам создать огромную державу?

7.Как было организовано управление в Афинах, Спарте, Римской республике, Римской империи?

8.В чем причины гибели Западной Римской империи? Как закончилась самостоятельность Афин и Спарты?

9.Дайте характеристику культуры Древней Греции, Рима.

10.Назовите известные вам памятники культуры Древней Греции, Рима.

Самостоятельная работа №3 (3 часа).Сделать презентации.

 Темы: Византийская империя; Карл Великий; Средневековый город; Средневековая культура; Духовно-рыцарские ордена; Крестоносцы и крестовые походы.

 Правила составления презентации

1.Презентация должна быть выдержана в едином стиле, на базе одного шаблона.

2. Не делать слишком много слайдов. Нормальное время выступления – 5-10 минут.   Исходя из этой цифры, рекомендуем делать не больше 10 слайдов.
3. В презентации Power Point недопустим мелкий шрифт. Оставляйте только главные тезисы. Делайте их крупным шрифтом. Не рекомендуется  смешивать разные типы шрифтов в одной презентации.

4.На проекторе, как правило, теряется цветопередача и ухудшается контрастность. Поэтому одним из лучших решений является темный шрифт и светлый фон.

На одном слайде рекомендуется использовать не более трех базовых цветов: один для фона, один для заголовка, один для текста.
5.Ищите разумный баланс  между текстом, графикой и анимацией.

6.Общие правила оформления текста:

-тщательное выравнивание текста, буквиц;

-горизонтальное расположение текстовой информации, в т.ч. и в таблицах;

-каждому положению, идее должен быть отведен отдельный абзац текста;

-основную идею абзаца располагать в самом начале- в первой строке абзаца (это связано с тем, что лучше всего запоминаются первая и последняя мысли абзаца);

-идеально, если на слайде только заголовок, изображение ( рисунок, диаграмма, схема, таблица) и подпись к ней.

Правила  представления презентации

1. Не читайте по бумажке.
2.Произносите слова громко и четко. Не торопитесь, не тараторьте.

3. Не поворачивайтесь  к аудитории спиной.
4. Рекомендуется  прорепетировать перед тем,  как идти выступать.

5.Постарайтесь не волноваться.

Самостоятельная работа №4 (2 часа). Варяги или славяне? Почему христианство? Различия восточных славян. Причины.(творческие работы)

Общая структура творческой работы может быть следующей:

  1. Формулировка темы  исследования (должна быть не только актуальной, но и оригинальной, интересной по содержанию).
  2. Актуальность исследования (чем интересно направление исследований, в чем заключается его важность, какие ученые работали в этой области, каким вопросам в данной теме уделялось недостаточное внимание, почему учащимся выбрана именно эта тема).
  3. Цель работы (в общих чертах соответствует формулировке темы исследования и может уточнять ее).
  4. Задачи исследования (конкретизируют цель работы, "раскладывая" ее на составляющие).
  5. Гипотеза (научно обоснованное предположение о возможных результатах исследовательской работы, формулируется в том случае, если работа носит экспериментальный характер).
  6. Методика проведения исследования (подробное описание всех действий, связанных с получением результатов).
  7. Результаты исследования (краткое изложение новой информации, которую получил исследователь в процессе наблюдения или эксперимента, при изложении результатов желательно давать четкое и немногословное истолкование новым фактам, полезно привести основные количественные показатели и продемонстрировать их на используемых в процессе доклада графиках и диаграммах).
  8. Выводы исследования (умозаключения, сформулированные в обобщенной,  конспективной форме, они кратко характеризуют основные полученные результаты и выявленные тенденции, выводы желательно пронумеровать: обычно их не более 4 или 5).
  • Введение (формулируется суть исследуемой проблемы, обосновывается выбор темы, определяются ее значимость и актуальность,)
  • Основная часть (каждый раздел ее доказательно раскрывает исследуемый вопрос)
  • Заключение (подводятся итоги или делается обобщенный вывод по теме).

Самостоятельная работа №5  (2 час).Сравнительная характеристика.

Хан Батый и хан Мамай; Александр  Невский и Дмитрия Донской.

Инструкция

Характеристика героев может быть двух видов: индивидуальная и сравнительная. Если вам нужно составить индивидуальную характеристику героя, начните с описания исторической эпохи, о которой идет речь . Это имеет важное значение, так как позволяет объяснить многие поступки героя. Расскажите о социальном положении героя. Опишите среду, в которой он воспитывался и в которой формировался его характер.

Подробно опишите в характеристике портрет героя, одежду, внешний вид, манеру поведения. Обычно манеры или какие-то необычные черты во внешности героя являются средством раскрытия характера.

Поступки героя, безусловно, необходимо описать в характеристике.

Составляя характеристику героя, обратите внимание на мировоззрение персонажа, круг его интересов.  Если вы составляете характеристику этого героя, обязательно опишите его поиски жизненного пути. Сравнительная характеристика позволяет нам понять героя через сопоставление. Это позволит вам глубже осмыслить поступки героя и отразить в характеристике. В заключении  характеристики вы можете написать и свое отношение к герою.

Список литературы:

Самостоятельная работа №6 (4 часа).

 Подготовка к семинару. Смутное время. Работа  с источниками.

Вопросы и задания к документам:

1. Сформулируйте определение Смуты (Смутного времени), перечислите её причины.
2. Опишите положение в стране, которое привело к возможности появления самозванцев.
3. Кто и почему поддержал Лжедмитрия в стране и за рубежом?
4. Можно ли считать Смуту специфическим российским явлением? 
5. Как вы оцениваете последствия Смуты?

Источники и литература:

  1. Андреев И. Раскаты Смуты // Знание – сила. – 1994. –  № 2.
  2. История России: народ и власть. – М., 1998.
  3. Забелин И.Е. Минин и Пожарский. Прямые и кривые в Смутное время. – М., 1963.
  4. Ключевский В.О. Русская история. Полный курс лекций в трех книгах. – М.: Мысль, 1993.
  5. Кобрин В.Б. Смута. – М.: Наука, 1987.
  6. Костомаров Н.И. Смутное время Московского государства. – СПб, 2001.
  7. Морозова Л.Е. История России в лицах. Первая половина XVII в.: Государственные деятели Смутного времени. – М.: Школа-Пресс, 2000.
  8. О начале войн и Смут в Московии. – М., 1997.
  9. Скрынников Р.Г. Россия в начале XVII в. Смута. – М., 1988.
  10. Скрынников Р.Г. Самозванцы в России в начале XVII в. – Новосибирск, 1990.
  11. Соловьев С.М. История России с древнейших времен. – М., 1962.
  12. Смута в Московском государстве начала XVII столетия в записках современников. – М., 1998.
  13. Платонов С.Ф. Смутное время. – СПб: Лань, 2003.
  14. Эскин Ю. Человек Смуты // Знание – сила. – 1994. – № 2.

Самостоятельная работа № 7 (2 часа) Работа над проектами Темы: Экономическое и социальное развитие России в XVII веке. Народные движения. Становление абсолютизма в России.

Инструкция

1

Проект может выполняться в индивидуальном порядке либо парой или группой школьников. Для его создания отводится определенное время, за которое надо решить конкретную проблему, выходящую за рамки учебной дисциплины.

2

Любой проект, независимо от темы и формы, можно создать в 4 этапа: подготовительный, ориентировочный, организационный и продуктивный.

3

Подготовительный этап:
Сначала выберите тему исследования и конкретизируйте ее. Важно выбирать те темы, которые интригуют и вызывают непроизвольный интерес у учащегося. Чем уже будет тема исследования – тем лучше.

4

Ориентировочный этап:
Определите цели и задачи исследования. Учащийся должен четко знать, что он проектирует и для чего.

Организационный этап:
Самый большой объем работ предстоит именно на этом этапе. Нужно для начала составить план работы, собрать всю нужную информацию из различных источников: фильмы по теме, книги, наблюдения, интернет-ресурсы, интервью и так далее. В процессе работы учащийся изучает кратко историю вопроса, выявить интересные малоизвестные факты, которыми школьник позже сможет поделиться с другими. Это очень подогревает его интерес к работе над проектом.

6

Оформление работы:
Это продуктивный этап. Студент вместе с товарищами  оформляет работу, подготавливается к защите и к возможным вопросам. Оформление должно быть максимально наглядным – с иллюстрациями, презентациями и так далее. Студент сам должен проделать всю работу, чтобы успешно представить свой проект.
Подробнее: 
http://www.kakprosto.ru/kak-73310-kak-sozdat-shkolnyy-proekt#ixzz2vU2SivEG

Самостоятельная работа № 8 Доклады(3 часа).

Темы: Возрождение и гуманизм. Реформация. Контрреформация. Образование США. Революции в Англии и Франции. Эпоха просвещения.

Методические рекомендации по выполнению  доклада

1. Определите тему! Сформулируйте ее основную мысль. Уточните срок, к которому доклад должен быть подготовлен .

2. Подберите литературу по данному вопросу с помощью библиографических пособий, библиотечного каталога и других источников. Составьте план работы над докладом, получите консультацию преподавателя.

3. Внимательно прочитайте источник, в котором наиболее полно раскрыта тема вашего  доклада. Составьте план  доклада на основе этого источника.

4. Изучите дополнительную литературу, сделайте выписки (на листах или карточках), размещая их по разделам плана.

5. Не забывайте обращаться к справочной литературе. По вопросам, которые вас затрудняют, обращайтесь за консультацией к преподавателю.

6. Подготовьте окончательный текст  доклада.

7.Приступайте к оформлению выступления:

- составьте подробный, развернутый план выступления, указывая в скобках фактический материал;

- не забывайте ссылаться на используемые источники, тщательно аргументируйте свои выводы;

- свое выступление завершите краткими выводами, которые должны оставлять у слушателей четкое представление о том, в чем вы хотели их убедить.

8. Несколько раз «проговорите» текст дома. Проконтролируйте отведенное вам время: если его окажется меньше, чем занимает выступление, сократите его, оставив только самое важное и интересное. Нужно уважать слушателей, говорить внятно и толково, чтобы вас было интересно слушать.

9. Будьте готовы ответить на вопросы товарищей и защищать свою точку зрения. Разница между докладом и сообщением — в характере переработки информации. Доклад содержит развернутое изложение, освещает вопрос преимущественно в теоретическом аспекте. Сообщение предлагает описание факта, сюжета, явления, причем довольно лаконичное.

Самостоятельная работа № 9 (2 часа). Эпоха Петра I.Конспектирование.

Учебник ИСТОРИЯ В.В.Артемов стр.175-180

Конспектирование. Существуют два разных способа конспектирования – непосредственное и опосредованное.

Опосредованное конспектирование начинают лишь после прочтения (желательно –внимательного) всего текста до конца, после того, как будет понятен общий смысл текста и его внутренние содержательно-логические взаимосвязи. Сам же конспект необходимо вести не в порядке его изложения, а в последовательности этих взаимосвязей: они часто не совпадают, а уяснить суть дела можно только в его логической, а не риторической последовательности. Естественно, логическую последовательность содержания можно понять, лишь дочитав текст до конца и осознав в целом его содержание.

При такой работе станет ясно, что в каждом месте для вас существенно, что будет заведомо перекрыто содержанием другого пассажа, а что можно вообще опустить. Естественно, что при подобном конспектировании придется компенсировать нарушение порядка изложения текста всякого рода пометками, перекрестными ссылками и уточнениями. Но в этом нет ничего плохого, потому что именно перекрестные ссылки наиболее полно фиксируют внутренние взаимосвязи темы.

План конспекта:

1.Детские годы Петра. Регенство царевны Софьи.

2.Начало правления Петра Первого.

3.Первые преобразования.

4. Причины и ход Северной войны.

5.Государственные реформы Петра.

6.Значение реформ Петра Великого.

7.Окончание Северной войны. Империя.

Самостоятельная работа № 10 (2 часа).Работа над проектами. Темы: Промышленный переворот и его последствия. Политическое развитие стран Европы и Америки в XIX веке. Развитие  западноевропейской культуры в XIX веке.

Инструкция

1

Проект может выполняться в индивидуальном порядке либо парой или группой лиц. Для его создания отводится определенное время, за которое надо решить конкретную проблему, выходящую за рамки учебной дисциплины.2

Любой проект, независимо от темы и формы, можно создать в 4 этапа: подготовительный, ориентировочный, организационный и продуктивный.3

Подготовительный этап:
Сначала выберите тему исследования и конкретизируйте ее. Важно выбирать те темы, которые интригуют и вызывают непроизвольный интерес у учащегося. Чем уже будет тема исследования – тем лучше.
4

Ориентировочный этап:
Определите цели и задачи исследования. Учащийся должен четко знать, что он проектирует и для чего.

Организационный этап:
Самый большой объем работ предстоит именно на этом этапе. Нужно для начала составить план работы, собрать всю нужную информацию из различных источников: фильмы по теме, книги, наблюдения, интернет-ресурсы, интервью и так далее. В процессе работы учащийся изучает кратко историю вопроса, выявить интересные малоизвестные факты, которыми школьник позже сможет поделиться с другими. Это очень подогревает его интерес к работе над проектом.

Оформление работы:
Это продуктивный этап. Студент вместе с товарищами  оформляет работу, подготавливается к защите и к возможным вопросам. Оформление должно быть максимально наглядным – с иллюстрациями, презентациями и так далее. Студент сам должен проделать всю работу, чтобы успешно представить свой проект.
Подробнее: 
http://www.kakprosto.ru/kak-73310-kak-sozdat-shkolnyy-proekt#ixzz2vU2SivEG

Самостоятельная работа № 11 (3 часа). Написать сообщения на темы: Османская империя. Китай. Страны Востока и колониальная экспансия европейцев.

 Критерии оценки подготовки сообщения:        

  1. актуальность темы;
  2. соответствие содержания теме;
  3. глубина проработки материала;
  4. грамотность и полнота использования источников;
  5. наличие элементов наглядности.

Методические рекомендации по выполнению  сообщения

1. Определите тему! Сформулируйте ее основную мысль. Уточните срок, к которому сообщение должно быть подготовлено.

2. Подберите литературу по данному вопросу с помощью библиографических пособий, библиотечного каталога и других источников. Составьте план работы над сообщением, получите консультацию преподавателя.

3. Внимательно прочитайте источник, в котором наиболее полно раскрыта тема вашего сообщения. Составьте план  сообщения на основе этого источника.

4. Изучите дополнительную литературу, сделайте выписки (на листах или карточках), размещая их по разделам плана.

5. Не забывайте обращаться к справочной литературе. По вопросам, которые вас затрудняют, обращайтесь за консультацией к преподавателю.

6. Подготовьте окончательный текст  сообщения.

7. Приступайте к оформлению выступления:

- составьте подробный, развернутый план выступления, указывая в скобках фактический материал;

- не забывайте ссылаться на используемые источники, тщательно аргументируйте свои выводы;

- свое выступление завершите краткими выводами, которые должны оставлять у слушателей четкое представление о том, в чем вы хотели их убедить.

8. Несколько раз «проговорите» текст дома. Проконтролируйте отведенное вам время: если его окажется меньше, чем занимает выступление, сократите его, оставив только самое важное и интересное. Нужно уважать слушателей, говорить внятно и толково, чтобы вас было интересно слушать.

9. Будьте готовы ответить на вопросы товарищей и защищать свою точку зрения. Разница между докладом и сообщением — в характере переработки информации. Доклад содержит развернутое изложение, освещает вопрос преимущественно в теоретическом аспекте. Сообщение предлагает описание факта, сюжета, явления, причем довольно лаконичное.

Самостоятельная работа № 12 (2 час). Написать конспекты на темы: Отечественная война 1812 года. Движение декабристов. Внутренняя политика Николая I.

Конспект – сложная запись содержания исходного текста, включающая в себя заимствования (цитаты) наиболее примечательных мест в сочетании с планом источника, а также сжатый анализ записанного материала и выводы по нему.

1.        Внимательно прочитайте текст. Уточните в справочной литературе непонятные слова. При записи не забудьте вынести справочные данные на поля конспекта;

2.        Выделите главное, составьте план;

3.        Кратко сформулируйте основные положения текста, отметьте аргументацию автора;

4.        Законспектируйте материал, четко следуя пунктам плана. При конспектировании старайтесь выразить мысль своими словами. Записи следует вести четко, ясно.

5.        Грамотно записывайте цитаты. Цитируя, учитывайте лаконичность, значимость мысли.

В тексте конспекта желательно приводить не только тезисные положения, но и их доказательства. При оформлении конспекта необходимо стремиться к емкости каждого предложения. Мысли автора книги следует излагать кратко, заботясь о стиле и выразительности написанного. Число дополнительных элементов конспекта должно быть логически обоснованным, записи должны распределяться в определенной последовательности, отвечающей логической структуре произведения. Для уточнения и дополнения необходимо оставлять поля.

Рекомендации  по самостоятельной проработки конспекта

  1. Ознакомьтесь с предлагаемыми темами конспектов для самостоятельной проработки.
  2. Ознакомьтесь со списком рекомендуемой основной и дополнительной литературы и источников и подготовьте их для работы.
  3. Получите консультацию преподавателя и изучите рекомендации.
  4. Прочитайте законспектированный лекционный материал по своему конспекту, стараясь выделить основные понятия, важные определения.
  5. Подчеркните самые важные с вашей точки зрения слова в конспекте чернилами другого цвета, формулы обведите рамкой.
  6. Найдите в своем конспекте ответы на вопросы. Если это не удалось, то почитайте материал, касающийся темы конспекта не менее чем по двум рекомендованным источникам.
  7. Дополните, если нужно, свой конспект материалом их учебной литературы.
  8. Еще раз внимательно прочтите конспект, стараясь выделить из контекста значение незнакомых слов и терминов.
  9. Обратитесь к словарю, чтобы найти значения незнакомых слов.
  10.  Проработайте еще раз весь найденный и законспектированный материал.
  11.  Оформите ответы на вопросы по материалу конспекта в соответствии с «Правилами оформления текстовых материалов».
  12.  Проводите самоконтроль не только после окончания работы над конспектом, но и непосредственно в ходе нее, чтобы не только сразу обнаружить ошибку, но и установить ее причину.
  13.  Сформулируйте свои вопросы и проблемы, желательные для обсуждения на занятии.
  14.  Проверьте еще раз свои знания, отвечая на вопросы,  спустя некоторое время, чтобы выяснить прочность усвоения учебного материала.

Самостоятельная работа № 13 (2 часа). Подготовка к семинару. Тема: Отмена крепостного права и реформы 60-70 гг. XIX века

К семинару готовились студенты, согласно выбранным предварительным заданиям.

Группа №1-отмена крепостного права

Группа №2-земская реформа

Группа №3-судебная реформа

Группа №4-военная реформа

Задание для 1 группы:

  1. Как велась подготовка к отмене крепостного права?
  2. Как работали редакционные комиссии?
  3. Манифест об отмене крепостного права.
  4. Положение временнообязанных.Что это такое?
  5. Условия освобождения крестьян в черноземной полосе.
  6. Условия освобождения крестьян в нечерноземной полосе.
  7. Условия освобождения крестьян в степной полосе.

Задание для 2 группы:

  1. Как называются документы, которые вы используете для анализа реформ?
  2. Распространялся ли закон на всю территорию страны?
  3. Для чего, с какой целью был принят закон о земствах?
  4. Как формировались земские учреждения? По какому принципу? О чем это говорит?
  5. Какими основными вопросами занимались земства?
  6. Можно ли назвать земскую реформу либеральной в полном смысле слова?
  7. На какие процессы модернизации влияла реформа?
  8. Как, по вашему мнению, способствовала ли земская реформа ускорению или торможению модернизации страны?

Задание для 3 группы:

1.  Как называются документы, которые вы используете для анализа реформ?

  1. Почему появилась потребность в реформировании судебной системы в России?
  2. Что изменилось в судебной системе? Какие виды судов были созданы? Какова их роль в развитии гражданского общества? Каковы основные принципы нового суда?
  3. Кто мог стать мировым судьей?
  4. Кто такие присяжные поверенные? Чем они занимались? Кто мог стать присяжным поверенным?
  5. Кто такие присяжные заседатели? Как они избирались?
  6. Можно ли назвать судебную реформу либеральной в полном смысле слова?
  7.  На какие процессы модернизации влияла реформа?
  8.  Как, по вашему мнению, способствовала ли судебная реформа ускорению или торможению модернизации страны?

Задание для 4 группы:

  1. Как называются документы, которые вы используете для анализа реформ?
  2. Каковы причины появления военной реформы?
  3. На каких принципах строилась новая русская армия?
  4. Можно ли назвать военную реформу либеральной в полном смысле слова?
  5. На какие процессы модернизации влияла реформа?
  6. Как, по вашему мнению, способствовала ли военная реформа ускорению или торможению модернизации страны?

Самостоятельная работа № 14 (2 часа). Составить таблицу(2ч.) Тема: Контрреформы. Общественное движение во 2-й половине XIX века.

 Методические рекомендации по выполнению таблицы

        

1.        Определи признаки, по которым можно систематизировать материал.

2.        Начерти таблицу с определенным количеством граф.

3.        Запиши название признаков в графы.

4.        Запиши в соответствующие графы таблицы материалы в сокращенном виде.

5.        Сделай вывод.

6.        Заполни таблицу.

Критерии оценки составления сводной таблицы по теме:

        соответствие содержания теме;

        логичность структуры таблицы;

        правильный отбор информации;

        наличие обобщающего (систематизирующего, структурирующего, сравнительного)

характера изложения информации;

        соответствие оформления требованиям;

        работа сдана в срок

Самостоятельная работа № 15 (2 часа).  Написать доклады о выдающихся деятелях России.

1.М.М.Сперанский.

2.М.И.Кутузов.

3.П.И.Багратион.

4.П.И.Пестель.

5.Н.М.Муравьев

6.А.С.Грибоедов

7.В.А.Нахимов.

 8. В.И.Истомин.

Методические рекомендации по выполнению  доклада

1. Определите тему! Сформулируйте ее основную мысль. Уточните срок, к которому доклад должен быть подготовлен .

2. Подберите литературу по данному вопросу с помощью библиографических пособий, библиотечного каталога и других источников. Составьте план работы над докладом, получите консультацию преподавателя.

3. Внимательно прочитайте источник, в котором наиболее полно раскрыта тема вашего  доклада. Составьте план  доклада на основе этого источника.

4. Изучите дополнительную литературу, сделайте выписки (на листах или карточках), размещая их по разделам плана.

5. Не забывайте обращаться к справочной литературе. По вопросам, которые вас затрудняют, обращайтесь за консультацией к преподавателю.

6. Подготовьте окончательный текст  доклада.

7.Приступайте к оформлению выступления:

- составьте подробный, развернутый план выступления, указывая в скобках фактический материал;

- не забывайте ссылаться на используемые источники, тщательно аргументируйте свои выводы;

- свое выступление завершите краткими выводами, которые должны оставлять у слушателей четкое представление о том, в чем вы хотели их убедить.

8. Несколько раз «проговорите» текст дома. Проконтролируйте отведенное вам время: если его окажется меньше, чем занимает выступление, сократите его, оставив только самое важное и интересное. Нужно уважать слушателей, говорить внятно и толково, чтобы вас было интересно слушать.

9. Будьте готовы ответить на вопросы товарищей и защищать свою точку зрения. Разница между докладом и сообщением — в характере переработки информации. Доклад содержит развернутое изложение, освещает вопрос преимущественно в теоретическом аспекте. Сообщение предлагает описание факта, сюжета, явления, причем довольно лаконичное.

Самостоятельная работа №16 (2 часов).  Россия в начале XX века (составить тесты)

Я бы разделила работу по созданию теста на несколько этапов:

  1. Определить ключевые вопросы (более 20 включать в опросник не рекомендую),
  2. Сформулировать и сгруппировать по 3-4 утверждения или вопроса, описывающее каждый вопрос теста.
  3. Расположить подготовленные утверждения или вопросы в определенном  порядке в тексте.

Использовать учебник ИСТОРИЯ В.В.Артемова параграфы:  69,70,71,72,73,74,75.

Самостоятельная работа №17 (4 часа). Написание и проработка конспектов на темы: Революция 1905 – 1907 гг.

Конспект – сложная запись содержания исходного текста, включающая в себя заимствования (цитаты) наиболее примечательных мест в сочетании с планом источника, а также сжатый анализ записанного материала и выводы по нему.

1.        Внимательно прочитайте текст. Уточните в справочной литературе непонятные слова. При записи не забудьте вынести справочные данные на поля конспекта;

2.        Выделите главное, составьте план;

3.        Кратко сформулируйте основные положения текста, отметьте аргументацию автора;

4.        Законспектируйте материал, четко следуя пунктам плана. При конспектировании старайтесь выразить мысль своими словами. Записи следует вести четко, ясно.

5.        Грамотно записывайте цитаты. Цитируя, учитывайте лаконичность, значимость мысли.

В тексте конспекта желательно приводить не только тезисные положения, но и их доказательства. При оформлении конспекта необходимо стремиться к емкости каждого предложения. Мысли автора книги следует излагать кратко, заботясь о стиле и выразительности написанного. Число дополнительных элементов конспекта должно быть логически обоснованным, записи должны распределяться в определенной последовательности, отвечающей логической структуре произведения. Для уточнения и дополнения необходимо оставлять поля.

 Рекомендации  по самостоятельной проработки конспекта

1.Ознакомьтесь с предлагаемыми темами конспектов для самостоятельной проработки.

2.Ознакомьтесь со списком рекомендуемой основной и дополнительной литературы и источников и подготовьте их для работы.

3.Получите консультацию преподавателя и изучите рекомендации.

4.Прочитайте законспектированный лекционный материал по своему конспекту, стараясь выделить основные понятия, важные определения.

5.Подчеркните самые важные с вашей точки зрения слова в конспекте чернилами другого цвета, формулы обведите рамкой.

6.Найдите в своем конспекте ответы на вопросы. Если это не удалось, то почитайте материал, касающийся темы конспекта не менее чем по двум рекомендованным источникам.

7.Дополните, если нужно, свой конспект материалом их учебной литературы.

8.Еще раз внимательно прочтите конспект, стараясь выделить из контекста значение незнакомых слов и терминов.

9.Обратитесь к словарю, чтобы найти значения незнакомых слов.

10. Проработайте еще раз весь найденный и законспектированный материал.

11. Оформите ответы на вопросы по материалу конспекта в соответствии с «Правилами оформления текстовых материалов».

12. Проводите самоконтроль не только после окончания работы над конспектом, но и непосредственно в ходе нее, чтобы не только сразу обнаружить ошибку, но и установить ее причину.

13. Сформулируйте свои вопросы и проблемы, желательные для обсуждения на занятии.

14.Проверьте еще раз свои знания, отвечая на вопросы,  спустя некоторое время, чтобы выяснить прочность усвоения учебного материала.

Самостоятельная работа №18 (2 часа).Подготовка к семинару.

Тема: Серебряный век русской культуры.

Вопросы и задания по 1 вопросу семинарского занятия: Течения в искусстве Серебряного века.

1. Что такое «модернизм» и какие идеи присущи модернистским течениям?

2. Назовите представителей модернистских течений конца XIX– началаXXвв.

3. Что такое «символизм»? Назовите представителей этого направления в России конца XIX– началаXXвв.

4. Что такое «акмеизм»? Назовите представителей этого направления в России конца XIX– началаXXвв.

5. Что такое «футуризм»? Назовите представителей этого направления в России конца XIX– началаXXвв.

6. Как вы понимаете соотношение личности, власти и общества в эпоху «серебряного века»?

7. Выделите важнейшие антропологические проекты философии Н.А. Бердяева.

8. Выделите важнейшие антропологические проекты философии В.С. Соловьева.

9. Выделите важнейшие антропологические проекты философии Л. Тихомирова.

10. Выделите важнейшие антропологические проекты философии В. Розанова.

11. Выделите важнейшие проекты русской религиозной философии П.А. Флоренского.

12. Выделите важнейшие проекты русской религиозной философии С.Л. Франка.

13. Сборник «Вехи» как отражение кризиса российского обществе на стыке двух веков.

14. «Серебряный век»: декадентство или ренессанс?

15. Роль «серебряного века» в развитии мировой культуры.

16. Система образования и просвещения России в период«серебряного века».

17. Женское образование России в период«серебряного века».

18. Наука России в период«серебряного века».

19. Нобелевские лауреаты в России.

Вопросы и задания по 2 вопросу семинарского занятия: Литература «Серебряного века»

1. Реалистическое направление в русской литературе на рубеже XIX–XXв.: Л.Н. Толстой, А.П. Чехов, А.И. Куприн.

2. Развитие неоромантизма в русской литературе на рубеже XIX–XXв.: А.М. Горький.

3. Модернизм в русской литературе на рубеже XIX–XXв.

4. Представители модернизма в русской литературе на рубеже XIX–XXв.

5. Художественный и публицистический орган символистов журнал «Весы».

6. Русский символизм как литературное направление на рубеже XIX–XXв.

7. Представители символизма в литературе на рубеже XIX–XXв.

8. Творчество В.Я. Брюсова как проявление противоречий эпохи.

9. Творчество К. Бальмонта как проявление противоречий эпохи.

10. Творчество В Д. Мережковского как проявление противоречий эпохи.

11. «Младшие символисты»: А. Белый, С. Соловьев, В. Иванов, А. Блок и др.

12. Писатели-реалисты Л.Н. Андреев, И.А. Бунина и др.

13. Основоположники акмеизма: Н.С. Гумилев.

14. Основоположники акмеизма: С.М. Городецкий.

15. Роль и значение сборника «Гиперборей» в русской литературе на рубеже XIX–XXв.

16. Философские тенденции в творчестве А.А. Ахматовой.

17. Философские тенденции в творчестве О.Э. Мандельштама.

18. Философские тенденции в творчестве М.А. Зенкевича и М.А. Кузьмина.

19. Кто входил в «Цех поэтов» и какова его миссия.

20. Основные черты и противоречивость русского футуризма.

21. «Ассоциация эгофутуристов» (И. Северянин и др.).

22. Кто входил в группировку кубофутуристов?

23. Идеология «Центрифуги».

24. Философские тенденции в творчестве М.А. Волошина.

25. Философские тенденции в творчестве М.И. Цветаевой.

Составьте рассказ о творчестве любого художника начала ХХ в. (на выбор) по следующему плану:

1. истоки творчества,

2. особенности творчества,

3. самые значительные моменты творческой биографии,

4. что вам лично нравится в творчестве этого художника.

Список литературы:

Воспоминания о серебряном веке. – М., 1993.

Дмитриев С.С. Очерки истории русской культуры нач. XX в. – М., 1985.

Кац О.Н. Русская художественная культура конца XIX – первой четверти XX века. – Омск, 1995.

Русская поэзия серебряного века. 1870-1917. Антология. – М., 1993.

Сабарьянов Д.В. История русского искусства конца XIX – начала XX вв. – М., 1993.

Серебряный век. – Л., 1991.

Серебряный век русской поэзии. – М., 1993.

Стернин Г.Ю. Художественная жизнь России 1890-1910 гг. – М., 1988.

Самостоятельная работа №19 (2 часа).Подготовка к семинару. Тема: Февральская революция от Февраля к Октябрю. Октябрьская революция и её последствия.

Вопросы семинарского  занятия:

  1. Раскройте позицию Временного правительства в решении важнейших вопросов революции в феврале-июне 1917 г.
  2. Каковы причины и последствия выступления Корнилова.
  3. Определите позицию большевиков в решении основных вопросов революции. Как и под   влиянием каких событий менялась тактика большевиков.
  4. Перечислите первые декреты Советской власти.
  5. Как поменялась ситема управления в Советском государстве? Кто возглавлял СНК и ВЦИК?
  6. Как Вы оцениваете политику большевиков?

Литература для подготовки к семинарскому занятию:

А.А. Левандовский, Ю.А. Щетинов «Россия в ХХ веке» М.Просвещение 2001  
А.Ф. Киселев, Э.М. Щагин «Новейшая история Отечества ХХ в.» М.Владос 1998 г. Том 1.

Документы:

«История Отечества в документах» 1917-1993 г. Ч1. М.1994 г.
«Хрестоматия по истории России» 1917-1940 г. М. 1995 г.

Самостоятельная работа №20 (6 часа). Составить конспект. Тема: Накануне мировой войны.

Конспектирование. Существуют два разных способа конспектирования – непосредственное и опосредованное.

Непосредственное конспектирование – это запись в сокращенном виде сути информации по мере ее изложения. При записи лекций или по ходу семинара этот способ оказывается единственно возможным, так как и то и другое разворачивается у вас на глазах и больше не повторится; вы не имеете возможности ни забежать в конец лекции, ни по несколько раз «переслушивать» ее.

Составить конспект по лекции преподавателя, дополнить по учебнику ИСТОРИЯ В.В.Артемов ,параграф 92

План конспекта:

1.Мир в конце 30-х годов20 века.

2.Пакт Молотова-Риббентропа.

3.Военно-политические возможности и планы сторон.

4.Политика Сталина по отношению к армии, разведчикам.

Самостоятельная работа №21 (4 часа)Составление таблицы: Военные действия в первый и второй период Второй мировой войны. Решающие битвы Великой Отечественной войны.

Заполнить таблицу:

Дата

Военные действия

Военачальники

Итоги

Самостоятельная работа №22 (3 часа). Подготовка к конференции на тему: Начало «холодной войны».

Первая группа получает задание:  составить план-хронологию «Начало холодной войны» (з.1 –думаем, обсуждаем). Для выполнения задания организуется поисковая работа с Интернет-ресурсами по адресу /(www.hronos.Km.ru194_ruhtml).

Вторая группа получает задание: выяснить причины «холодной войны» и значение  этого понятия (с.363-364 з.1,2 –проверь себя).

Третья группа получает задание: выяснить  отношение Советского Союза к плану Маршалла, как СССР понимал свою роль в оказании помощи странам Восточной Европы,  каковы  причины создания Совета Экономической Взаимопомощи и Коминформбюро. (с.24, з.3,4,5 – проверь себя).

Четвертая группа выполняет работу с картой «СССР и мировое сообщество во второй половине ХХ в.» и контурной картой «Мир во второй половине  ХХ в.» и выполняют задания №№ 1-5, и часть заданий  из №7

Начать заполнять таблицу:

№ п/п

Общие позиции согласия

Непримиримые разногласия

1

По вопросу о создании ООН

В отношении Чехословакии в 1948 г.

     2

По отношению к  распаду колониальной системы

В отношении послевоенной судьбы Германии, судьбы Западного Берлина

     3

Первоначально по вопросу о создании государства Израиль

В отношении к Китаю

     4

В отношении к Корее.

Самостоятельная работа № 23 (3 часа). Подготовка к семинару. СССР в 50-х начале 60-х гг. 20 века.

Вопросы к семинару по истории.

Политика реформирования общества.

 Белое и чёрное в деятельности Хрущёва.

1. Кто после смерти Сталина претендовал  на власть и почему  именно Хрущёв победил?

2. Что и когда было сделано для подъёма  сельского хозяйства?

3. Оцените целесообразность  освоения целинных  и залежных земель.

4. Согласны ли вы с выводом, что в начале 60 годов завершилось построение основ индустриального общества в СССР?

5.  Каковы итоги административной реформы?

6. Дайте оценку  политического реформирования в1953-1964 г.г.

7. Что свидетельствовало о нарастании экономических трудностей в начале 60 годов? Чем на ваш взгляд, можно объяснить, что экономические и политические  реформы 50-60 годов не привели к желаемым результатам?

8. Что вы знаете о социальной и культурной политике  Хрущёва?

9. В чём вы видите противоречивый характер  «оттепели» в духовной  сфере?

 

10.Хрущёв  считал возможным создать материально-техническую базу коммунизма за 20 лет. Как вы считаете, удалось бы ему решить эту задачу?

11.Какие ситуации внешней политики могли стать причиной новой войны?

12.Какие события и мероприятия способствовали процессу разрядки напряжённости ?

13.Чем можно объяснить причины быстрого и относительно безболезненного отстранения от власти  Хрущёва в октябре 1964г.?

Самостоятельная работа №24 (4 часов). Написать домашнее сочинение (можно сопровождать презентацией, клипом) на тему: «В какой России я хотел бы жить»?  

1. Сочинение.

Цель работы: Настроить обучающихся на сознательное изучение учебного предмета.

Памятка:

1. Выбери наиболее понятную тебе тему из тех, что предложены .

2. Прежде всего обдумай тему сочинения. Помни: каждое слово в названии темы имеет значение. Определи, о чём следует писать в сочинении.

3. Продумай основную мысль сочинения, какими словами, предложениями можно раскрыть её. Составь простой или сложный план.

4. Помни! Написанный тобою текст должен состоять из 3 частей: вступления, основной части и заключения.

5. Пиши, соблюдая последовательность изложения.

6. Подбери из текста литературного произведения примеры, цитаты, иллюстрирующие основную мысль твоего сочинения. 

7. Подбирай образные слова и выражения.

8. Избегай повторов одного и того же слова, словосочетания.

9. Обязательно выскажи  своё отношение к тому, что пишешь.

10. Не забудь сделать выводы.

11. Перечитай своё сочинение: раскрыта ли в нём тема, раскрыты ли пункты плана, дополни те части сочинения, в которых тема, основная мысль, пункты плана раскрыты недостаточно. Напиши 1 вариант сочинения, используя черновик.

12. Обрати внимание на стиль сочинения, удачно ли выражены мысли, внеси нужные дополнения и исправления.

13. Заверши работу над сочинением, написав его окончательно в тетрадь.

Самостоятельная работа №25.(2ч.) Написать сообщения на темы: Страны Восточной Европы. Крушение колониальной системы. Индия и Китай во второй половине XX века.

Методические рекомендации по выполнению  сообщения

1. Определите тему! Сформулируйте ее основную мысль. Уточните срок, к которому сообщение должно быть подготовлено.

2. Подберите литературу по данному вопросу с помощью библиографических пособий, библиотечного каталога и других источников. Составьте план работы над сообщением, получите консультацию преподавателя.

3. Внимательно прочитайте источник, в котором наиболее полно раскрыта тема вашего сообщения. Составьте план  сообщения на основе этого источника.

4. Изучите дополнительную литературу, сделайте выписки (на листах или карточках), размещая их по разделам плана.

5. Не забывайте обращаться к справочной литературе. По вопросам, которые вас затрудняют, обращайтесь за консультацией к преподавателю.

6. Подготовьте окончательный текст  сообщения.

7. Приступайте к оформлению выступления:

- составьте подробный, развернутый план выступления, указывая в скобках фактический материал;

- не забывайте ссылаться на используемые источники, тщательно аргументируйте свои выводы;

- свое выступление завершите краткими выводами, которые должны оставлять у слушателей четкое представление о том, в чем вы хотели их убедить.

8. Несколько раз «проговорите» текст дома. Проконтролируйте отведенное вам время: если его окажется меньше, чем занимает выступление, сократите его, оставив только самое важное и интересное. Нужно уважать слушателей, говорить внятно и толково, чтобы вас было интересно слушать.

9. Будьте готовы ответить на вопросы товарищей и защищать свою точку зрения. Разница между докладом и сообщением — в характере переработки информации. Доклад содержит развернутое изложение, освещает вопрос преимущественно в теоретическом аспекте. Сообщение предлагает описание факта, сюжета, явления, причем довольно лаконичное.

Критерии оценки подготовки сообщения        

  1. актуальность темы;
  2. соответствие содержания теме;
  3. глубина проработки материала;
  4. грамотность и полнота использования источников;
  5. наличие элементов наглядности.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учебной дисциплины ЕН.02 Информатика для специальности 22.02.06 "Сварочное производство"

Рабочая программа учебной дисциплины разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта по специальности среднего профессионального образования (далее – СПО), входящей в со...

Рабочая программа по учебной дисциплине "Русский язык и литература" для специальности "Сварочное производство"

Рабочая программа учебной дисциплины разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта  по профессии среднего профессионального образования, входящей в состав укрупне...

Комплект контрольно-оценочных средств по оценке освоения итоговых образовательных результатов дисциплины История по специальности: 22.02.06 Сварочное производство

Комплект контрольно-оценочных средств  предназначен для оценки освоения итоговых образовательных результатов дисциплины История по специальности среднего профессионального образования: 22.02.06 ...

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ для организации практических работ по учебной дисциплине (МДК) ОУД.05 ИСТОРИЯ Для специальности: 22.02.06 Сварочное производство 13.02.11 Техническая эксплуатация и обслуживание электрического оборудования

Данные методические рекомендации составлены в соответствии с рабочей программой по дисциплине ОУД. 05 ИСТОРИЯ,  где   10 часов занимают практические  работы  для специальности...

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ для организации самостоятельной работы по учебной дисциплине (МДК) ОГСЭ.02 ИСТОРИЯ Для специальности: 22.02.06 Сварочное производство

    Данные методические рекомендации составлены в соответствии с рабочей программой по дисциплине ОГСЭ.02 история на 68 часов,  где   15 часов занимает внеаудиторная са...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ОДБ.01.04. ИСТОРИЯ для специальности социально-экономического профиля 38.02.04 Коммерция (по отраслям)

Программа учебной дисциплины ОДБ.01.04. История является частью программы подготовки специалистов среднего звена по специальности  38.02.04 Коммерция (по отраслям), утвержденной 31 августа 2022 г...