Либеральные реформы 60-70-х гг. XIX века
план-конспект занятия по истории (8 класс)

Маргарита Игоревна Милиневич

Конспект урока в 8 классе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt_uroka_istorii.doc227 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 4» г. Пикалёво имени А.П. Румянцева

-------------------------------------------------------------------------------------------------------

Конспект урока истории  

«Либеральные реформы

60-70-х гг. XIX века».

8 класс

История России, XIX век:

Учебник 8 класса общеобразовательных учреждений

А.А. Данилов, Л.Г. Косулина.

Разработал учитель

истории

Милиневич Маргарита Игоревна

Пикалёво. 2011 г.

Тема урока:      «Либеральные реформы 60-70-х гг. XIX века».

Тип урока:  комбинированный

Цели: 

Образовательная: сформировать представление учеников о либеральных реформах 60-70-х гг. XIX века, показать их либеральный характер, с одной стороны, и ограниченность с другой.

Развивающая: отрабатывать навыки работы с историческими документами через заполнение таблицы  «Либеральные реформы 60-70-х гг.XIX века» по заданным критериям, развивать умения строить аналогии.

Воспитательная: на примере работы земств показать необходимость и важность существования подобных учреждений, самоотверженную работу людей, стремившихся сделать жизнь крестьян лучше и легче.

Задача: раскрыть содержание реформ 60-70-х гг. XIX века, рассмотреть причинно-следственные связи реформ и их итоги.

Исходный уровень ЗУН: - ученики знают о крестьянской реформе 1861 года, - знают понятия: внутренняя политика, либеральные реформы, буржуазные реформы, правовое государство. - владеют навыками и умениями работы с текстом, историческими документами, схемой, таблицей. - умеют анализировать исторические события, факты, деятельность исторических личностей и делать выводы.

Программное обеспечение и ОЭР:

  1. Мультимедийная презентация урока в программе Power Point.
  2. Мультимедийный диск «Библиотека электронных наглядных пособий. История России XVII-XIX века».
  3. Компьютер.
  4. Мультимедийный проектор.

Дидактические материалы: 

1. Тест «Крестьянская реформа 1861 г.».

2. Исторические документы

3. Учебники

4. Рабочие листы.

5. Толковый словарь.

Диагностика ЗУН в итоге урока:

  1. Учащиеся знают даты, сущность либеральных реформ 60-70х гг. XIX века.
  2. Знают о деятельности исторических личностей этого периода истории.
  3. Знают и умеют выделять причины и последствия реформ.
  4. Учащиеся умеют работать с таблицей, текстом документа и учебника, дополнительным материалом, рабочим листом.

Ход урока.

  1. Организационный момент.
  2. Проверка домашнего задания (8 минут)

Форма: контроль знаний

Тест по теме: «Крестьянская реформа 1861г.»

1.Что даровала реформа 1861г. крестьянам:

а) равные сословные права с мещанами;

б) землю без всякого выкупа;

в) личную свободу.

2.Какой срок был установлен для внесения крестьянами выкупных платежей за землю:

а) 70 лет;

б) 10 лет;

в) 49 лет.

3. Для осуществления выкупа земли по закону 19 февраля 1861г. крестьянин единовременно должен был внести 20-25% всей выкупной суммы. Кто выплачивал помещикам остальную часть:

а) государство;

б) земство;

в) помещики.

4. Какие крестьяне считались временнообязанными:

а) не заключившие выкупные сделки со своими помещиками после объявления реформы;

б) крестьяне сибирских губерний;

в) государственные крестьяне.

5. Временнообязанные крестьяне должны были:

а) платить оброк или отбывать барщину в пользу своего бывшего владельца;

б) бесплатно трудиться на государство 2 раза в неделю;

в) принимать участие в общественных работах в своем уезде.

6. Какие категории крестьян по закону 19 февраля 1861г. вообще лишались своих наделов:

а) все крестьяне;

б) монастырские;

в) бывшие дворовые.

7. На каких условиях реформа 1861г. предоставляла крестьянам землю:

а) полностью за счет государственной казны;

б) бесплатно;

в) за выкуп при содействии правительства.

8.Что такое отрезки:

а) земля, которой наделялись крестьяне по реформе 1861г.;

б) земля, которую отрезали у помещиков в пользу крестьян;

в) часть крестьянского надела, оказавшаяся «лишней» по сравнению с установленной в 1861г. нормой.

9.Реформа 1861г. сохраняла за помещиками право собственности на:

а) ранее принадлежавших им дворовых людей;

б) все принадлежавшие им  земли;

в) часть помещичьей земли.

10. Кто такой мировой посредник:

а) представитель нейтрального государства, организующий мирные переговоры;

б) доверенное лицо крестьянской общины, участвующее в разрешении споров между общиной и властями;

в) представитель помещиков, исполняющий административно- полицейские функции в ходе реализации крестьянской реформы.

11.Отмена крепостного права предоставила личную свободу крестьянам:

а) без земли и без выкупа;

б) с землей за большой выкуп помещикам;

в) за небольшую выплату правительству;

г) без земли с ограничением многих личных прав.

12.Отмена крепостного права немедленно предоставляла крестьянам:

а) право владеть землей, промыслами, вести торговлю;

б) уравнение в правах с другими сословиями;

в) свободную продажу своего надела;

г) свободный уход в город на заработки.

13. К прогрессивным чертам крестьянской реформы относятся:

а) освобождение крестьян с правом иметь промыслы, заключать сделки, покупать землю;

б) сохранение помещичьего землевладения;

в) отрезки;

г) чересполосица.

Обоснование целесообразности использования: экономия времени и эффективность контроля всех учеников

  1. Изучение нового материала (25 минут)

Учитель: На прошлом уроке мы познакомились с Крестьянской реформой 1861 года, которая стала переломным моментом в истории России. Начиная эту реформу, правительство Александра II надеялось провести модернизацию общества, но, как мы с вами выяснили, реформа отмены крепостного права была непоследовательной и противоречивой.

-В чем это выражалось?

(Во-первых, она ущемляла экономические интересы помещиков, ликвидировала их монополию на эксплуатацию крестьянского труда. Во вторых, реформа носила грабительский характер по отношению к крестьянам).

Учитель: Отмена крепостного права коренным образом изменила структуру общественных отношений. Изменившаяся ситуация требовала принятия новых законов, введения новых институтов управления. Эту задачу в определенной мере выполнили реформы 60-70 – х годов XIX века.

- Итак, запишите в тетради тему нашего урока: 1 слайд.

 «Либеральные реформы 60-70-х гг. XIX века».

Учитель: Что такое либерализм? Каковы его основные признаки?

 (Общественно-политическое учение, для которого главной ценностью являются права и  свободы человека. Признаки: свободная личность, свободные экономические сообщества, ч/с, права и свободы человека, равенство всех перед законом).

Учитель: На сегодняшнем уроке мы подробно рассмотрим либеральные реформы XIX века и их последствия.  Познакомимся с историческими деятелями этого периода истории. Заполним рабочие листы.

2 слайд

Земская реформа

Городская реформа

Судебная реформа

Военная реформа

Реформа в области народного просвещения

Лабораторно – практическое занятие. Работа в группах.

1 группа – Земская реформа.

2 группа -  Судебная реформа.

3 группа - Военная реформа.

4 группа – Городская реформа

5 группа - Реформа в области народного просвещения

 

Задание:

Используя текст учебника и исторические документы, заполните рабочие листы.

Дата

Реформа

Либеральный характер

Недостатки

Значение

 

Учитель: Посмотрим, что же у нас получилось. Предлагаю представителям от каждой группы познакомить класс с результатами своей работы.

(Ученики сообщают о проделанной работе, учитель комментирует и дополняет их ответы).

Слайд 3  Земская реформа

1 января 1864 г. императорским указом вводилось «Положение о губернских и уездных земских учреждениях». В уездах создавались выборные органы местного самоуправления – земства. Правом голоса пользовались только мужчины. Материальной основой деятельности земств был специальный налог, которым облагалось недвижимое имущество: земля, дома, фабрично-заводские предприятия и торговые заведения.

Слайд 4  Городская реформа

В 1870 году по типу земской была проведена городская реформа. Она заменила прежние сословные городские думы всесословными выборными учреждениями. Городское самоуправление ведало решением хозяйственных вопросов: благоустройством города, развитием местной торговли и промышленности, здравоохранения и народного образования, содержанием полиции, тюрем и.т.д. городская реформа способствовала приобщению широких слоев населения к решению вопросов управления, что служило предпосылкой для формирования в России гражданского общества и правового государства.

Слайд 5  Судебная реформа

В ноябре 1864 г. были приняты новые судебные уставы.

В соответствии с судебной реформой суд строился на принципах буржуазного права:

        - равенство всех сословий перед законом;

         -бессословность – представители всех сословий судятся одним судом;

         -гласность суда – судебные заседания открыты для всех желающих;

        -состязательный – на процессе две стороны: обвиняющая – прокурор и защищающая – адвокат «состязаются»; в обществе возник интерес к адвокатской деятельности – прославились юрист Ф.Н. Плевако, князь А.И. Урусов;

        - независимый от администрации, т.е. судью нельзя было уволить за вынесение неугодного властям приговора.

По новым судебным уставам были созданы два вида судов – мировые и общие.

Слайд 6  Военная реформа

Военный устав утвержден 1 января 1874 г. Автором реформы является военный министр, граф Д.А. Милютин.

Основные положения реформы:

 -отменена рекрутчина;

 - введена всеобщая воинская повинность для всех сословий с 20 лет;

 -сократился срок службы (6-7 лет);

Происходило перевооружение армии и флота. Все солдаты во время службы обучались грамоте. В результате реформы Россия получила массовую армию современного типа.

Слайд 7  Реформа в области народного просвещения

Реформы в области просвещения. 1864 г.

-   Положение о начальных народных училищах: создавались начальные школы различных типов - государственные, церковно-приходские, воскресные. Сок обучения составлял 3 года.

-  Гимназии стали основным типом учебных заведений средней ступени. Они разделялись на реальные и классические.

- Был утвержден новый устав для университетов, который восстановил автономию этих учебных заведений.

- Развивалось женское образование – женские гимназии, высшие женские курсы.

Учитель: Подведём итоги. Мы рассмотрели и проанализировали реформы 1860-1870-х гг., которые современники назвали «Великими». Ни одна страна в мире не имела подобного опыта проведения столь широкомасштабных преобразований, захватывающих самые разнообразные области жизни и свершавшихся  в течение полутора десятилетий. В ходе этих реформ мирно вместо России Феодальной рождалась  Россия  Буржуазная.  Однако  самодержавие  не решилось до конца использовать свой шанс – довести до конца буржуазные реформы. И эта упущенная возможность позже вылилась в большие потрясения – убийство Александра II, контрреформы Александра III, и, наконец, открыла путь к революциям ХХ века.

IV. Закрепление нового материала (7 минут)

(Фронтальный опрос)

  • Назовите либеральные реформы 60-70-х гг.XIX века.
  • Почему России были необходимы либеральные реформы?
  • Какая из реформ была наиболее последовательной?
  • Как вы оцениваете значение земств для истории России?
  • В каких условиях по-настоящему действенны были бы органы городского самоуправления?
  • Можно ли назвать судебную реформу либеральной в полном смысле слова?
  • Назовите основные положения военной реформы.
  • К чему привели  либеральные реформы 60-70-х гг.XIX века?

        V. Подведение итогов. Выставление оценок. (3 минуты)

 

На бланках оценивания попробуйте оценить свою работу на сегодняшнем уроке по 10-балльной системе.

Для этого ответьте на вопросы:

а) - как я усвоил материал:

  • получил глубокие знания – 9-10 баллов
  • усвоил материал частично – 7-8 баллов
  • мало что понял и запомнил – 4-5 баллов

Мое мнение:

  • было ли интереснее на этом уроке по сравнению с другими?
  • с какими трудностями столкнулся?
  • О чем хотел бы узнать подробнее?

      VI. Домашнее задание.

Учебник §21-22, вопросы 1-5 к нему, задания к документу №2  рабочая тетрадь – выполнить задания по теме «Реформы 60-70 годов. XIX века»

Дополнительно: Подготовить рефераты о деятельности Д.А.Милютина и Д.А.Толстого.  

              Психолого-педагогическая характеристика 11”A” класса.

                                       

                            Учитель - Крылов Евгений Евгеньевич

   Я работаю с этим классом  и являюсь его классным руководителем второй год, т.к. он сформирован в этом составе лишь в 10 классе. За этот срок состав класса не изменился. В классе 25 учеников: 16 девочек и 9 мальчиков. Все учащиеся с 1989-1990 года рождения.  

   Отличительной чертой класса является доброжелательное отношение друг к другу, желание решать учебные задачи сообща, стремление выполнять требования учителя.

   Ребята изучают и осваивают основы наук, овладевают большим объёмом знаний который предлагает им для усвоения новый учебник истории России под редакцией Н.И.Павленко в двух томах (М., Дрофа, 2003 г.). Материал уроков истории, подлежащий усвоению, требует, во-первых, высокого уровня мыслительной, учебно-познавательной деятельности и, во-вторых, направлен на их развитие. Учащиеся должны овладеть системой научных понятий, должны научиться рассуждать в теоретическом плане. И всё это в жестких условиях сокращения в двое часов на изучение истории России согласно предлагаемому тематическому планированию. Это предъявляет новые требования к способам усвоения знаний и направлены на развитие интеллекта высшего уровня – теоретического рефлексивного мышления.

   По уровню познавательно-психологического развития и уровню знаний класс можно условно разделить на три группы:

  1. Великая А., Гришина А, Гузь Д., Катальникова Н., Кочергина А., Матвеева Ю., Усанов М., Юрилина Н.

Эти ребята отличаются хорошей смысловой, оперативной памятью, высоко развитым произвольным вниманием, хорошей работоспособностью, устойчивой адекватной самооценкой. Ведущая мотивация – познавательная, присутствует мотив самообразования ( увлекаются историей, в поисках дополнительного материала используют ресурсы Интернета ).

Приобретение знаний для них субъективно необходимо, важно для настоящего и подготовки к будущему. У ребят хорошо развито абстрактно - логическое мышление  (мыслительные операции: синтез, анализ, абстрагирование), поэтому они не только овладели знаниями о пространственно-временных характеристиках исторического процесса, но и грамотно анализируют природу и значение исторических фактов, выявляют причинно – следственную зависимость ряда событий или системы явлений.

У ребят хороший объём знаний по истории, сформированы необходимые представления, понятия, суждения. Учащиеся могут делать выводы: (Великая Н., Гузь Д., Матвеева Ю.)

Характерны такие качества мышления, как гибкость, самостоятельность, осознательность. Хорошо развита речь, богатый словарный запас. Они могут размышлять при работе с историческим материалом, при выполнении учебно-практических заданий.

Отношения с учителем строятся на основе сотрудничества, доверия, помощи.

  1. Бокова С., Гарин А., Гузеватов К., Илларионов С., Калинин В., Коннова Ю., Костина Ю., Кошкина А., Коростылев А., Незамаев А., Новиков В., Перфилова М., Ситникова И., Сиротина Д.

Они добросовестно относятся к изучению материала по истории, но имеют трудности при усвоении программы, так как недостаточно осознают специфику исторического материала, работу с историческими фактами. Эти ребята имеют достаточные знания о пространственно-временных характеристиках исторического процесса. Умеют работать с историческими картами, с конкретными историческими деталями, могут характеризовать конкретные события, явления в истории. Но этого не достаточно для научного объективного рассмотрения исторических явлений в развитии. У этих ребят лучше развита долговременная механическая память, хороший уровень произвольного внимания, самооценка неустойчивая. У них недостаточно развито абстрактно-логическое мышление, гибкость, критичность ума, но хороший уровень образного мышления (Гарин А., Грызлов А., Незамаев А.) Ведущая мотивация – прагматическая и мотивация долга (Перфилова М., Ситникова И., Костина Ю.). Ребята этой группы хорошо выполняют монотонную, однообразную работу, где нужно предварительно планирование, проработка материала дома, использование внешних опор (карты, схемы). Смысловую группировку, ассоциации хорошо заполняют с помощью изобразительной наглядности, дополнительных источников знаний (докладов, рефератов). Для этой группы основная задача – научиться логически обрабатывать материал, так как от этого зависит не только успеваемость, глубина знаний, но и возможность дальнейшего развития интеллекта. У них хорошо развито умение общаться с товарищами. С ними интересно общаться сверстникам и взрослым.

  1. В третьей группе, в основном, учащиеся с недостаточной концентрацией внимания, недостаточным уровнем сформированности приёмов понятийного мышления              ( испытывают трудности при обобщении Яровикова И., Городнова О., Грызлов А).

    Эти ребята хорошо работают со знакомым, хорошо усвояемым материалом, который подаётся эмоционально, наглядно.

   Трудной для этих ребят является работа, требующая эмоционального напряжения, длительной концентрации внимания, когда задаётся неожиданный вопрос или требуется выполнение работы после неудачного ответа. Поэтому я использую при работе с ними письменные работы по выбору, даю достаточное время для обдумывания и подготовки к ответу, проработки и осмысления материала. Поощрения, положительные замечания формируют у них уверенность в себе, в своих возможностях.

  Я учу их приёмам осмысленного запоминания (план, схема). Стараюсь сформировать в классе уважительное отношение к этим ребятам, обращаю внимание на правильность формы поведения и делового общения.

    В целом класс располагает всеми предпосылками для дальнейшей работы по совершенствованию логической, научно-познавательной деятельности и развитию образно-эмоционального подхода к изучению истории. Необходимо поднимать уровень активной работы учеников, уровень творческого подхода к учебному процессу, использовать задания по выбору, демонстрацию фильмов, проведению диспутов и конференций, деловых игр. В дальнейшем надо продолжать работу по формированию личности ученика, содействовать его профориентационному выбору, самореализации.

   

Характеристика составлена с использованием наблюдений и анализа результатов диагностики по методикам:

  1. « Изучение школьной мотивации ».
  2. «  Изучение школьных интересов ».
  3. Методика: « Заучивание 10 слов » А. Лурин (анализ работоспособности).
  4. Методика « Изучение типа памяти ».
  5. П.Я. Гальперин « Методика изучения уровня внимания ».
  6. Методика для оценки логического мышления.
  7. Методика предпрофильной подготовки старшеклассников.  

 

II. Реформы 60-70-х гг.

За отменой крепостного права в 60-70-ые гг. последовали и другие реформы в области

местного самоуправления, суда, образования, цензуры, в военном деле.

***В ходе урока по мере объяснения заполняется таблица.

Реформы 60-70-х гг.

1). Реформы местного самоуправления.

***Заполнение таблицы: первая строка: Земская реформа.

***Найдите в тексте либеральный характер реформы и ограниченность реформы. (стр. 132)

либеральный характер реформы

ограниченность реформы

Выборность; всесословность.

Реформа способствовала приобщению широких слоев населения к решению вопросов управления.

Вокруг земств сгруппировалась энергичная, демократически настроенная интеллигенция.

Земства подняли уровень образования и народного здравоохранения, улучшили дорожную сеть, оказывали агрономическую и ветеринарную помощь крестьянам.

Деятельность земств была направлена на улучшение положения широких народных масс.

Непоследовательно выдержан принцип всесословности.

Выборы фактически строились по сословному признаку.

Значительное преимущество имели дворяне.

Круг вопросов, решаемых земствами, был ограничен.

2). Судебная реформа.

либеральный характер реформы

ограниченность реформы

Бессословный, гласный, состязательный. Независимый, несменяемость судей. Судебная реформа была самой передовой для этого времени

Сохранение сословных судов (особые волостные суды для крестьян, суды для духовенства, военных); ограничение в праве быть присяжным заседателем

3) Военные реформы.

4)

Реальные

Готовили «к занятиям различными отраслями промышленности и торговли». Обучение – 7 лет. Основное внимание уделялось изучению математики, естествознания, технических предметов. Доступ в университеты для выпускников реальных гимназий был закрыт. Они могли продолжить учебу в технических в ВУЗах

Классические

Большое место отводилось древним языкам - латинскому и древнегреческому. Они готовили молодежь для поступления в университеты. Срок обучения с 1871 г. – 8 лет. В гимназии принимали детей «всех сословий, без различия звания и вероисповедания». Но была установлена очень высокая плата за обучение.

Прочитать § 22.

Заполнить таблицу.

Реформы

Либеральный характер реформы

Ограниченность реформы

Земская

 

 

Городская

 

 

Судебная

 

 

Военная

 

 

--------------- 

Дополнительные вопросы: к вопросу № 4 – (слайд 5) Из схемы видно, что выборные депутатов «гласных» в земские собрания от первых двух курии были прямыми, а по третьей – многоступенчатыми. Попытайтесь объяснить, что такое  прямые и многоступенчатые выборы?

Многоступенчатые выборы– избирательная система, при которой депутаты представительного органа  избираются нижестоящими органами или избирательными коллегиями, в состав которых входят избранные населением выборщики и/или депутаты нижестоящих представительных органов.

Прямые выборы – порядок проведения выборов, при котором избиратели прямо и непосредственно избирают депутатов в представительские органы. (слайды № 6 и7)

  • Какой наиболее демократический способ формирования представительских учреждений?
  • Как вы думаете, почему правительство Александра ll избрало эту такую систему выборов?

к вопросу № 5 –  Меры для «прекращения нищенства» - это открытие и содержание богаделен, приютов для сирот и тому подобных домов для умалишенных.

(Слайд № 8) «Попечение о народном образовании» - это строительство и содержание народных земских школ.

В земской школе акцент делался  главным образом на содержательной стороне образования, на усвоения учащимися определенной суммы знаний. Вот типичный пример из методического пособия по обучению русскому языку в земских школах: «Метла имеет две части голик, состоящий из голых прутьев, связанных в пук, и метловище – палка, воткнутая в голик». Церковно-приходская школа во главу угла ставила воспитательные задачи, обучение основам православия и русской традиции. Как вы думаете, в какую школу крестьянин отдаст своего сына, и на какую из них пожертвует деньги? Почему?  

«Попечение о народном здравии» - содержание больниц, подготовка кадров врачей для села.

Третий элемент – это земские врачи, учителя и статисты. (Слайд № 9) 

Дополнительные сведения о деятельности земств: 

Земства сыграли большую роль в решении местных хозяйственных и культурных задач: в организации мелкого кредита путем организации крестьянских ссудо-сберегательных товариществ, в  устройстве почт, дорожном строительстве, в развитии страхования, в медицинской и ветеринарной помощи на селе, в деле народного просвещения. К 1880 г. было открыто 12 тыс. земских школ. За это время в  земских школах получили образование до двух миллионов крестьянских детей. Земства подготовили    за свой счет 45 тыс. учителей и значительно подняли материальный и общественный статус народного учителя. Земские школы считались лучшими. По их образцу стали действовать и школы Мин. проса. Медицинские учреждения на селе, хотя еще и малочисленные и несовершенные, целиком были созданы земствами.  На средства земств были созданы фельдшерские курсы специально для села. Благодаря усилиям земских врачей показатель смертности среди крестьян сократился с 3,75 до 2,8%.  Велика роль земств в статистическом изучении народного хозяйства, в первую очередь крестьянского. Российская статистика  считалась самой лучшей в мире по богатству, точности и ценности собранных ею сведений. И поныне изучение экономики пореформенной России невозможно без привлечения ее материалов.
? Либералы высоко оценивали деятельность земств как первый опыт демократии, отмечали, что спасение России состоит в дальнейшем укреплении и развитии земств; консерваторы же ругали эту реформу и считали ее  новой разорительной для народа бумажно-бюрократическую структуру западнического типа – «красавица свобода в украшениях западного самоуправления и либерализма, не понятная для русского мужика; В.И.Ленин -  как «пятое колесо в телеге русского государственного управления.

  • Как вы оцениваете значение земств для истории России? (продолжаем отвечать на вопросы)

Теперь перейдем к городской реформе.

Задание для группы, работающей с документами по городской реформе:

  1. Как называются документы, которые вы используете для анализа реформ?
  2. Какие основные принципы были  заложены в городскую реформу? 
  3. Как формировались городские учреждения? По какому принципу? О чем это говорит?
  4. Для чего, с какой целью был принят закон о городских органов самоуправления?
  5. Какими основными вопросами занимались городские управы?
  6. Кто мог быть избран в органы городского самоуправления?
  7. Можно ли назвать городскую реформу либеральной в полном смысле слова?
  8. На какие процессы модернизации влияла реформа?
  9. Как, по вашему мнению, способствовала ли городскую реформа ускорению или торможению модернизации страны?

(Слайды  №11-12-13)

Дополнительные вопросы: Городская реформа также подвергалась критики консерваторов. М.Н.Катков писал: «Для наших городов нынешнюю избирательную систему выписали из-за границы, почти не стоит и доказывать нелепость этой системы… несчастному избирателю приходиться избирать вдруг 8, 10, 15 и даже 43 депутата, тогда как он едва ли знает имена двух или трех. Избиратели идут к избирательному ящику, как стадо баранов».

  • В каких условиях по-настоящему действенны были бы органы городского самоуправления? 
  • Существовала ли в России традиция управления через органы самоуправления? 

Продолжаем отвечать на предложенные вопросы

Наиболее радикальной и последовательной из всех реформ Александра ll была судебная реформа. Давайте рассмотрим эту реформу. Слова предоставляется группе №  3.

Задание для группы, работающей с документами по судебной реформе:

  1. 1.  Как называются документы, которые вы используете для анализа реформ?
  2. Почему появилась потребность в реформировании судебной системы в России?
  3. Что изменилось в судебной системе? Какие виды судов были созданы? Какова их роль в развитии гражданского общества? Каковы основные принципы нового суда?
  4. Кто мог стать мировым судьей?
  5. Кто такие присяжные поверенные? Чем они занимались? Кто мог стать присяжным поверенным?
  6. Кто такие присяжные заседатели? Как они избирались?
  7. Можно ли назвать судебную реформу либеральной в полном смысле слова?
  8.  На какие процессы модернизации влияла реформа?
  9.  Как, по вашему мнению, способствовала ли судебная реформа ускорению или торможению модернизации страны?

Дополнительные вопросы: к вопросу № 3  работа со схемой: (Слайд № 14)

  • Какое из учреждений новой судебной системы олицетворяло прогрессивные перемены, а какое  - дань традициям прошлого? (волостной суд). 
    к вопросу № 3 работа со схемой (Слайд № 15): Каковы основные принципы нового суда?
    Бессословный – представители всех сословий судятся одним судом 
    Гласный – судебные заседания открыты для всех 
    Состязательный – на процессе две стороны: обвиняющая – прокурор и защищающая - адвокат «состязаются» 
    Независимый от администрации, т.е. судью нельзя уволить за вынесение неугодного властям приговора. 
  • Какие элементы судопроизводства второй половины 19 века возрождаются в современной России? (Как в 19 века, так и в нашем веке идут споры о суде присяжных). (Слайд № 16 – знак судьи, мировой судья) 
    Введение судов присяжных заседателей вызвало неоднозначную реакцию в российском обществе. Консерватор Катков писал: «Если в силу закона уличная толпа приводиться в зал судебных заседаний и если здесь ее случайные суждения получают силу приговора, то всякий здравомыслящий человек скажет, что  в этом безобразии виновата не толпа, а те судебные учреждения, которые вручают ей  неподобающую власть».
    (Слайд №  17 – суд  с присяжными заседателями)
    А всегда ли суд присяжных может обеспечить верное решение? Давайте представим, что мы находимся в зале суда.
    Пример 1: Старушка крала чайник (дело рассматривалось в Московском суде). По закону -  совершена кража, за которую следуют разные наказания, в том числе и лишение свободы. Прокурор на суде сам сказал, что кража незначительная, старушка нуждается. Тем не менее, он потребовал наказания, поскольку собственность не прикосновенна и «если позволить людям  посягать на нее, страна погибнет». В суде выступал выдающийся  адвокат Ф.Н.Плевако. Речи адвокатов длились несколько часов, как правило. А в этом случае  - не более минуты. Ф.Н.Плевако произнес: «Много бед и испытаний пришлось претерпеть России за ее более чем тысячелетнее существование. Печенеги ее терзали, половцы, татары, поляки. Двенадцать языков обрушилось на нее, взяли Москву. Все вытерпела, все преодолела Россия, только крепла  и росла от  испытаний. Но теперь, теперь… старушка украла чайник ценою в 50 копеек. Этого Россия уж, конечно, не выдержит, от этого она погибнет безвозвратно». Благодаря этой речи старушка была оправдана.
    Пример 2: В 1878 году присяжные вынесли оправдательный приговор по делу о покушении Веры Засулич на петербургского градоначальника Ф.Ф.Трепова.
  • Определите положительные и отрицательные стороны суда присяжных? 
    Важное место среди «великих реформ» занимала военная реформа. Слово предоставляется группе.
    (Слайды  №  18 и 19)

Задание для группы, работающей с документами по военной реформе:

  1. Как называются документы, которые вы используете для анализа реформ?
  2. Каковы причины появления военной реформы?
  3. На каких принципах строилась новая русская армия?
  4. Можно ли назвать военную реформу либеральной в полном смысле слова?
  5. На какие процессы модернизации влияла реформа?
  6. Как, по вашему мнению, способствовала ли военная реформа ускорению или торможению модернизации страны?

Подведение итога урока:

 Документы к анализу Земской реформы

Земская реформа

Из Положения о губернских и уездных земских учреждениях» январь 1864 г.
Земская реформа не распространялась на Сибирь, Архангельскую, Астраханскую и Оренбургскую губернии, где был слаб слой дворянства, а также на Кавказ, Казахстан, Среднюю Азию, Польшу и Литву. Введение земских учреждений в остальных местах затянулось до 1879 г., хотя «Положение о губернских и уездных земских учреждениях» получило силу закона в январе 1864 г.
Ст. 1. Для заведывания делами, относящимися к местным хозяйственным пользам и нуждам каждой губернии и каждого уезда, образуются губернские и уездные земские учреждения, состав и порядок действия коих определяются настоящим положением. Ст. 2. Дела, подлежащие ведению земских учреждений, в губернии или уезде по принадлежности, суть:

I. Заведывание имуществами, капиталами и денежными сборами земства.
II. Устройство и содержание принадлежащих земству зданий, других сооружений и путей сообщения, содержимых на счет земства.
III. Меры обеспечения народного продовольствия.
IV Заведывание земскими благотворительными заведениями и прочие меры призрения; способы прекращения нищенства; попечение о построении церквей.
V. Попечение о развитии местной торговли и промышленности
VII. Участие, преимущественно в хозяйственном отношении и в пределах, законом определяемых, в попечении о народном образовании, о народном здравии и о тюрьмах.
XII. Представление через губернское начальство высшему правительству сведений и заключений по предметам, касающимся местных хозяйственных польз и нужд...
XIII. Производство выборов в члены и другие должности  по земским учреждениям и назначение сумм на сохранение этих  учреждений.
Ст. 5. Земские учреждения имеют право именем земства, на основании общих гражданских законов приобретать и отчуждать недвижимые и движимые имущества, заключать договоры, принимать обязательства, вчинять гражданские иски и ответственность  в  гражданских  судах   по   имущественным   делам   земства.
Ст. 6. Земские учреждения в кругу вверенных им дел действуют самостоятельно. Закон определяет случаи и порядок, в которых действия и распоряжения их подлежат утверждению и наблюдению общих правительственных властей.
Ст. 9. Начальник губернии имеет право остановить исполнение всякого постановления земских учреждений, противного законам или общим государственным пользам...
Ст. 13. Уездные земские учреждения суть: Уездное земское собрание и Уездная земская управа.
Ст. 14. Уездное земское собрание составляется из земских гласных, избираемых: а) уездными землевладельцами; б) городскими обществами; в) сельскими обществами...
Ст. 16. Выбор уездных гласных, присутствующих в уездном земском собрании, производится:
а)  на съезде уездных землевладельцев;
б)  на съезде городских избирателей;
в)  на съезде выборных от сельских обществ...
Ст. 23. В избирательном съезде уездных землевладельцев имеют право голоса:
а)  лица, владеющие в уезде на праве собственности пространством земли, определенным для того уезда  в прилагаемом  расписании;
б)  лица, владеющие в уезде другим недвижимым имуществом, ценою не ниже пятнадцати тысяч рублей, а также владеющие в уезде промышленным или хозяйственным заведением не ниже той же капитальной ценности или имеющие годовой оборот производства не менее шести тысяч рублей;
г)  уполномоченные от нескольких землевладельцев, а также от разных учреждений, обществ, компаний и товариществ, владеющих в уезде пространством земли, не достигающим положенного в первом пункте сей статьи размера, но составляющим не менее двадцатой доли оного.
Ст. 28. В городских избирательных съездах участвуют:
а)  лица, имеющие купеческие свидетельства;
б)  владельцы находящихся на городской земле фабрик и других  промышленных  или торговых заведений,  годовой  оборот производства коих не менее 6000 рублей;
в)  лица, владеющие... недвижимой собственностью, оцененною для взимания налога в городских поселениях, имеющих от 2000 до  10 000 жителей,  не ниже  1000 рублей, и во всех прочих городских поселениях не ниже 500 рублей...
Ст. 30. Съезды для избрания уездных гласных от сельских обществ образуются из выборщиков, назначаемых волостными сходами из своей среды... с тем, чтобы от каждого сельского общества находилось в среде выборщиков не менее одного представителя...
Ст. 38. Гласные избираются на три года в сроки, назначаемые министром внутренних дел по особому расписанию губерний...
Ст. 46. Уездная земская управа составляется из председателя и двух членов, избираемых на три года уездным земским собранием из числа участвующих в нем лиц. Собрания могут, если найдут нужным, увеличивать число избираемых членов управы до шести...
Ст. 48. Избранный земским собранием председатель уездной управы утверждается в этой должности начальником губернии...

Представительство сословий в земских учреждениях России                                        

Сословия

Уезды

Губернии

 

Число гласных

%

Число гласных

%

Дворяне

4962

41,68

1524

74,2

Духовенство

774

6,5

78

3,8

Купцы

1242

10,43

225

10,9

Мещане

54

0,45

11

0,5

Крестьяне

4581

38,41

217

10,6

Прочие

302

2,53

-

-

Документы к анализу Городской реформы

Городовое положение 1870 г. признавало полноправными гражданами городов лишь собственников, владельцев недвижимого имущества, торговых и промышленных заведений, облагаемых налогами, сосредоточивало городское управление в руках наиболее богатых горожан, не допуская к выборам рабочих, пришлых людей, составлявших подавляющее большинство городского населения.

1) Попечение о распоряжении по городскому хозяйству и благоустройству  предоставляется  городскому общественному управлению, а надзор за законным сего исполнением— губернатору на точном основании правил настоящего Положения...

2) К предметам ведомства городского общественного управления принадлежит:

<...> дела по внешнему благоустройству города, а именно: попечение об устроении города согласно утвержденному плану; заведывание ... устройством и содержанием улиц, площадей, мостовых, тротуаров; городских общественных садов, бульваров, водопроводов, сточных труб, каналов, прудов, канав и протоков, мостов, гатей и переправ, а равно и освещением города; дела, касающиеся благосостояния городского населения; меры к обеспечению народного продовольствия, устройство рынков и базаров; попечение ... об охранении народного здравия, о принятии мер предосторожности против пожаров и других бедствий и об обеспечении от причиняемых ими убытков; попечение об учреждении и развитии местной торговли и промышленности, об устройстве пристаней, бирж и кредитных учреждений; устройство на счет города благотворительных заведений и больниц и заведывание ими, на основаниях, указанных для земских учреждений <...>
15) Учреждения   городского общественного управления  суть:
1) городские избирательные собрания, 2) городская дума и 3) городская управа.
16) Городские избирательные собрания составляются единственно для избрания гласных городской думы через каждые  четыре года...
17) Всякий городской обыватель, к какому бы состоянию он ни принадлежал,  имеет право голоса  в избрании гласных   при следующих условиях: 1) если он русский подданный; 2) если ему не менее двадцати пяти лет от рождения; 3)  если он, при этих двух условиях, владеет в городских пределах на праве собственности недвижимым имуществом, подлежащим сбору в пользу города,   или  содержит  торговое  или  промышленное  заведение  по свидетельству купеческому,  или же прожив в городе в течение двух   лет   сряду   пред   производством   выборов ... уплачивает   в пользу города установленный сбор со свидетельств:  купеческого или промыслового на мелочный торг, или прикащицкого 1-го раз ряда, или с билетов на содержание промышленных заведений ...и 4) если на нем не числится недоимок по городским сборам...
24) Для производства выборов в гласные, учреждаются в каждом городе из обывателей, имеющих право голоса на выборах, три избирательные собрания, из коих каждое выбирает одну треть всего числа гласных. Для сего обыватели вносятся в список избирателей в том порядке, в каком они следуют по сумме причитающихся с каждого из них в доход города сборов, дающих право голоса на выборах; затем лица, внесенные в означенный список, делятся на три разряда или собрания, таким образом: к первому разряду причисляются те из показанных в начале списка избиратели, которые, внося высшие размеры сборов, уплачивают вместе одну треть общей суммы сборов, платимых всеми избирателями; ко второму причисляются следующие за ними по списку избиратели, уплачивающие вместе также треть всех сборов; к третьему— все остальные избиратели. Составленный на изложенных основаниях список с разделением избирателей на разряды, утверждается городскою думою...
35) В гласные городской думы может быть избираем каждый, имеющий право голоса на выборах <...> Число гласных из нехристиан не должно превышать одной трети общего числа гласных.
48) Городская дума составляется под председательством городского головы из гласных, избираемых на четыре года...
50) Члены городской управы присутствуют в заседаниях думы, участвуют в прениях и представляют объяснения по обсуждаемым делам, но пользуются правом голоса лишь в том случав, если они гласные.
Городовое положение 16 июня  1870 г.— СПб.,   М.,   1871.

Документы по Судебной реформе 
Из "Всеподданнейшего доклада", в котором изложена сущность "Основных положений преобразования судебной части в России"

По судоустройству и судопроизводству вообще

1) Судебную власть Департаменты предположили совершенно отделить от вла-стей: исполнительной, административной, законодательной.
2) Разбор маловажных дел, как гражданских, так и уголовных, отделить от ве
домства судебных мест или полиции, учредив для сих дел особых мировых судей, из
бираемых из землевладельцев всеми сословиями уезда...
10) Для ходатайства по гражданским делам и для защиты подсудимых по уголовным делам учредить, при судебных местах и под их особым наблюдением, присяжных поверенных.
11) Судопроизводство иметь впредь гласно.
По судопроизводству уголовному 
24) Определение вины или невинности подсудимого зависит по делам важнейшим от присяжных заседателей, по делам менее важным - от обыкновенных судей, без участия присяжных заседателей.
25) Присяжные заседатели избираются из 3-х списков, из которых в первый вносятся дворяне, во второй - горожане, в третий - крестьяне, занимающие должности по волостному и сельскому управлениям. Списки сии представляются на рассмотрение губернатора... Присяжные решают предложенные им вопросы по большинству голосов.
26) По делам о государственных преступлениях присяжные заседатели не участвуют вовсе...
("Основные положения преобразования судебной части в России", разработанные большой группой русских юристов, были одобрены царем в 1862 г. и обнародованы для последующего обсуждения. С учетом поступивших замечаний, которые не меняли принципиальных положений проекта, Александр II 20 ноября 1864 г. утвердил новые судебные уставы. Первоначально сфера их действия не распространялась на Белоруссию, Сибирь, Среднюю Азию, ряд губерний севера Европейской России.)

Судебная реформа 1864 г.

1. Учреждение судебных установлений
Ст. 1. Власть судебная принадлежит: мировым судьям, съездам мировых судей, судебным палатам и правительствующему сенату в качестве верховного кассационного суда.
Ст. 2. Судебная власть означенных в предшедшей 1-й статье установлений распространяется на лица всех сословий и на все дела, как гражданские, так и уголовные.
Ст. 3. Мировой судья есть власть единоличная, съезды мировых судей, окружные суды, судебные палаты и сенат суть установления коллегиальные...
Ст. 5. Мировые судьи, их съезды, окружные суды и судебные палаты рассматривают дела по существу; правительствующий же сенат в качестве верховного кассационного суда, не решая дел по существу в общем порядке судопроизводства, наблюдает за охранением точной силы закона и за единообразным его исполнением всеми судебными установлениями империи.
Ст. 6. Для производства следствий по делам о преступлениях и проступках состоят судебные следователи
Ст. 10. Мировые судьи избираются всеми сословиями в совокупности и утверждаются правительством. Присяжные заседатели назначаются особым установленным для сего порядком. Все прочие должностные лица судебного ведомства определяются правительством...
Ст. 12. Мировые судьи состоят по уездам и по городам. Уезд с находящимися в нем городами составляют мировой округ.
Ст. 14. Мировой округ разделяется на мировые участки...
Ст. 15. В каждом мировом участке находится участковый мировой судья.
Ст. 16. В мировом округе кроме участковых состоят также почетные мировые судьи.
Ст. 17. Собрание как почетных, так и участковых мировых судей каждого округа составляет высшую мировую инстанцию, именуемую съездом мировых судей...
Ст. 19. В мировые судьи могут быть избраны те из местных жителей, которые:
во 1-х, имеют не менее двадцати пяти лет от роду;
во 2-х, получили образование в высших или средних учебных заведениях, или выдержали соответствующее сему испытание, или же прослужили не менее трех лет в таких должностях, при исправлении которых могли приобрести практические сведения в производстве судебных дел, и
в 3-х, если притом они сами, или их родители, или жены владеют хотя бы и в разных местах: или пространством земли вдвое против того, которое определено для непосредственного участия в избрании гласных в уездные земские собрания, или другим недвижимым имуществом ценою не ниже пятнадцати тысяч рублей, а в городах недвижимою собственностью, оцененною для взимания налога: в столицах не менее шести тысяч, в прочих же городах не менее трех тысяч рублей.
Ст. 23. Мировые судьи, как почетные, так и участковые, избираются на три года.
Ст. 24. Выборы мировых судей производятся на уездных земских собраниях...
Ст. 77. Окружной суд учреждается на несколько уездов и состоит из председателя и членов...
Ст. 81. Присяжные заседатели избираются из местных обывателей всех сословий...
Ст. 83. Для избрания присяжных заседателей составляются общие и очередные списки...
Ст. 104. Никто не может быть призываем для исполнения обязанностей присяжного заседателя более одного раза в год. Сверх того, лица, исполнившие обязанности присяжного в одном году, имеют право отказаться от сей обязанности в следующем за тем году...
Ст. 114. В составе правительствующего сената образуются для заведывания судебного частью в качестве верховного кассационного суда два кассационных департамента, один для уголовных, другой для гражданских дел...
Ст. 125. При каждом окружном суде и при каждой судебной палате состоит особый прокурор и определенное штатами число товарищей прокурора...
Ст. 153. Судебные заседания для решения уголовных и гражданских дел происходят публично. Случаи, в которых не должны быть к сим заседаниям допускаемы лица посторонние, определяются в уставах...
Ст. 165. О делах, производившихся в публичных заседаниях судебных мест, дозволяется печатать для всеобщего сведения...

 Документы по Военной реформе
Устав  воинской повинности 1 января 1874 г.

I)       Защита престола и отечества есть священная обязанность каждого русского подданного. Мужское население, без различия состояний, подлежит воинской повинности. Денежный выкуп от воинской повинности   и замена охотником не допускаются. (Ранее существовала рекрутская повинность. Она неносила харакгер личной обязанности нести военную службу. В ряде случаев допускалась замена поставки рекрут натурой, денежным взносом или наймом «охотника», т. е. человека, который соглашался пойти на службу вместо призванного рекрута. В армии «охотники» проявляли себя, как правило, плохими солдатами).
II)  Поступление на службы по призывам решается жеребием, который вынимается единожды на всю жизнь. Лица, по нумеру вынутого ими жеребия, не подлежащие поступлению в постоянные войска, зачисляются в ополчение.
12) К   жеребию   призывается   ежегодно один только   возраст населения, именно молодые люди, которым к    1-му января того года, когда набор производится,   минуло двадцати лет от роду.
13) Лицам, удовлетворяющим определенным условиям образования, представляется отбыть воинскую повинность без жеребия в качестве вольноопределяющихся...
17) Общий срок службы в сухопутных войсках для поступающих по жеребию определяется в пятнадцать лет, из коих шесть лет действительной службы и девять лет в запасе...
18) Общий срок службы во флоте определяется в десять лет, из коих семь лет действительной службы и три года в запасе...
20) Указанные... сроки службы устанавливаются собственно для мирного времени; во время же войны состоящие в сухопутных войсках и во флоте обязаны оставаться на службе до тех пор, пока того будет требовать государственная надобность...
23) Чины запаса   призываются на   действительную службу в случае необходимости привести
войска в полный состав... Во время состояния в запасе, чины оного могут быть призываемы Военным или Морским министерством, по принадлежности, в учебные сборы, но не более двух раз в течение всего срока нахождения в запасе и каждый раз не долее как на шесть недель.
24) От призыва на службу из запаса освобождаются лица, занимающие должности по государственной, гражданской или же общественной службе...
36) Государственное ополчение составляется из всего не числящегося в постоянных войсках, но способного носить оружие мужского населения от призывного до сорокалетнего возраста включительно. Oт призыва в ополчение не освобождаются до этого возраста и лица, уволенные из запаса армии и флота...
45) По семейному положению устанавливаются три разряда льгот.
Первый разряд: а) для единственного способного к труду сына при отце к труду неспособном, или при матери-вдове;
б) для единственного способного к труду брата при одном или нескольких круглых сиротах
братьях или сестрах;
в) для единственного способного к труду внука при деде или бабке, не имеющих способного к труду сына, и
г) для единственного сына в семье, хотя  бы при отце, способном к труду.
Второй разряд: для единственного способного к труду сына при отце, также способном к труду, и братьях моложе восемнадцати лет.
Третий разряд: для лица, непосредственно следующего по возрасту за братом, находящимся по призыву на действительной службе, или умершим на ней...
52) Для устройства имущественных и хозяйственных дел разрешается отсрочивать, но не более как на два года, поступление на службу лиц, управляющих лично собственным недвижимым имуществом...
56) Для лиц, достигших нижеуказанных степеней образования, при отбывании ими воинской повинности по жеребию устанавливаются сокращенные сроки службы на следующем основании:
1) окончившие курс в университетах и других учебных заведениях первого разряда, или выдержавшие соответственное испытание, состоят: на действительной службе шесть месяцев и в запасе армии — четырнадцать лет и шесть месяцев;
2) окончившие   курс   шести    классов   гимназий   или   реальных училищ, или второго класса
духовных семинарий или   же курс других учебных заведений второго разряда, а ровно выдержавшие соответственное испытание, состоят: на действительной службе — год и шесть месяцев и в запасе армии — тринадцать лет и шесть месяцев;
3) окончившие   курс   или     выдержавшие     испытание   в   знании курса учебных заведений третьего разряда состоят: на действительной службе три года и в запасе армии двенадцать лет, и
4) имеющие свидетельство о знании курса начальных народных училищ... или курса других учебных заведений четвертого разряда состоят... на действительной службе четыре года и в запасе армии — одиннадцать лет...
62) Освобождаются от воинской повинности:
1) священнослужители всех христианских вероисповеданий и,
2) православные  псаломщики,  окончившие  курс  в    духовных академиях и семинариях или в духовных училищах...
63) Нижеозначенные лица, если ими будет вынут жеребий, определяющий поступление их в по
стоянные войска, освобождаются от действительной службы в мирное время и зачисляются в запас армии на пятнадцать лет:
1) имеющие степень доктора медицины или лекаря, магистра ветеринарных наук или фарма
ции, или же ветеринара...
2) пенсионеры императорской академии художеств, отправленные за границу на казенный счет
для совершенствования в художественном образовании, и
3) преподающие в учебных заведениях.., а ровно штатные воспитатели и штатные помощники
их...
173) Вольноопределяющиеся разделяются на три разряда соответственно полученному ими образованию и обязаны прослужить в действующих войсках:
1)выдержавшие   испытания    из    курса    учебных    заведений 1-го разряда... — три месяца;
2) выдержавшие испытание из курса заведений 2-го разряда...— шесть месяцев, и
3) выдержавшие испытание по особой программе, устанавливаемой по соглашению министров
военного и народного просвещения,— два года...
180) Вольноопределяющиеся, по выдержании установленных испытаний, в случае удостоения ближайшего начальства, производятся:
1) в унтер-офицеры — по выслуге рядовым: вольноопределяющимся, принадлежащим по ст. 173
к первому разряду — двух месяцев,  принадлежащим    ко  второму  разряду — четырех месяцев и при надлежащим к третьему разряду — одного года;
2) в офицеры, по выслуге в нижнем звании: вольноопределяющимися первого разряда трех ме
сяцев, второго разряда шести месяцев и третьего разряда трех лет.

Сборник  правительственных  распоряжений  по  введению  общей  воинской  повинности.— СПб., 1874.— 1.    1.-С.    9-63.

Документы к анализу реформы просвещения.

Положение о начальных народных училищах

14 июля 1864 г.

Ст. 1. Начальные народные училища имеют целью утвердить в народе религиозные и нравственные понятия и распространять первоначальные полезные знания.

Ст. 2. К начальным народным училищам относятся: 1) ведомства Министерства народного просвещения: а) приходские училища в городах, посадах и селах, содержимые на счет местных обществ и частию на счет казны и пожертвований частных лиц, и б) народные училища, учреждаемые и содержимые частными лицами разного звания. 2) Ведомства Министерств государственных имуществ, Внутренних дел. Удельного, Горного: сельские училища разных наименований, содержимые на счет общественных сумм. 3) Ведомства духовного: церковноприходские училища, открываемые православным духовенством в городах, посадах и селах, с пособием и без пособия казны, местных обществ и частных лиц. 4) Все вообще воскресные школы, учреждаемые как правительством, так и обществами городскими и сельскими и частными лицами для образования лиц ремесленного и рабочего сословий обоего пола, не имеющих возможности пользоваться учением ежедневно.

Ст. 3. Предметами учебного курса начальных народных училищ служат: а) закон божий (краткий катехизис и священная история); б) чтение по книгам гражданской и церковной печати; в) письмо; г) первые четыре действия арифметики, и д) церковное пение там, где преподавание его будет возможно.

Ст. 4. В начальных народных училищах преподавание совершается на русском языке.

Ст. 6. В училища могут быть принимаемы дети всех сословий без различия вероисповедания...

Ст. 10. Для учреждения начальных народных училищ городскими и сельскими обществами и частными лицами требуется разрешение уездного училищного совета. Училища сии могут быть закрываемы по распоряжению губернского училищного совета в случае беспорядка и вредного направления учений...

Ст. 17. Наблюдение за религиозно-нравственным направлением во всех начальных народных и воскресных училищах возлагается на местного приходского священника. В случае надобности он сообщает свои замечания учителю и лицам, заведующим училищем, а если бы его замечания не были приняты, доносит о том уездному училищному совету. Сборник постановлений по Министерству народного просвещения.

- СПб., 1876.- Т. 3.- С. 1342-1350.

Основные положения Университетского устава 1863 г.

Глава 1. Основные положения

  1. Каждый Университет в Российской империи должен был иметь 4 факультета: историко-филологический, физико-математический, юридический и медицинский (§ 2 по документу]). Лишь в Петербургском вместо медицинского факультета учреждался Восточный факультет.
  2. Ближайшее управление Университетом принадлежало ректору (§ 4).
  3. Университетское управление было представлено Университетским Советом, Правлением Университета, Университетским судом и Проректором или инспектором (§ 5).

Глава 2. О факультетах

  1. С утверждения Университетского Совета и министра народного просвещения факультеты могли делиться на отделения (§ 7).
  2. Каждый факультет имел свое Собрание (§ 9) под председательством декана (§ 10). Участвовать в этом Собрании мог любой преподаватель по вопросам ученых и учебных предметов (§ 25).
  3. Деканы факультетов избирались в Собраниях факультета на три года (§ 8).
  4. Число профессоров могло быть увеличено по мере необходимости и средств (§ 21).

Глава 4. О ректоре

  1. Ректор избирался раз в 4 года Университетским Советом (§ 27).
  2. Ректор имел право открывать и закрывать Университетский Совет и Правление, где он сам и председательствовал (§ 31).
  3. В обязанностях ректора состояло слежение за учебным процессом и порядком (§ 28), делать выговоры и замечания (§ 34), награждать отличившихся (§ 34).

Глава 5. О Совете, Правлении, Суде и Канцелярии университета

  1. Университетские Собрания должны проводиться раз в месяц, лишь в экстренных случаях - по мере необходимости (§ 38).
  2. Дела в Университетском Собрании решались большинством голосом. В случае равенства голосов, решение принимал сам ректор (§ 45).
  3. Все протоколы Собрания должны были предоставляться попечителю учебного округа раз в год (§ 48), который имел право опубликовать этот документ целиком или частично (§ 47).
  4. Университетское Правление предоставляло Университетскому Собранию смету расходов за год (§ 52 б).
  5. Университетский Совет избирал раз в год трех преподавателей в Университетский суд, причём хотя бы один из них должен был принадлежать к юридическому факультету (§ 56).
  6. Университетский суд судил нарушителей порядка в университете и разрешал споры между студентами и преподавателями (§ 58).

Глава 7. О преподавателях и лицах состоящих при учебно-вспомогательных учреждениях университета

  1. Профессора в Университетах избирались. Сначала каждый член факультета выдвигал своего кандидата, потом в Факультетском Собрании рассматриваются их кандидатуры. После этого на Университетском Совете происходили сами выборы (§ 70). Профессоров утверждал Министр народного просвещения, а доцентов и лекторов - Попечитель учебного округа (§ 72).
  2. Профессора, ушедшие на пенсию, могли с разрешения Университетского Совета и Попечителя учебным округом читать лекции в Университете и пользоваться пособиями Университета (§ 79).
  3. Если профессор проработал в Университете более 25 лет, то ему присуждалось звание Заслуженного профессора (§ 80).
  4. В случаях нерадения профессоров и игнорировании ими замечаний, их могли удалить с данной должности (§ 81).

Глава 8. Об учащихся

  1. Студентом мог стать молодой человек, достигший 17-летнего возраста и окончивший гимназию или сдавший там экзамен и получивший об этом аттестат, а также окончивший высшее или среднее учебное заведение (§ 85, 86).
  2. Учеба на медицинском факультете длилась пять, а на других факультетах - четыре академических года (§ 87).
  3. В случае, если студент совершил уголовное преступление, то его сначала Университетский суд отчисляет из Университета, а потом дело переходит в суд по уголовным делам (§ 102).

Глава 9. Об ученых степенях и почетных членах

  1. На всех факультетах (кроме медицинского) действовали следующие ученые степени: Кандидат, Магистр и Доктор (§ 110).
  2. Учёную степень могли получить и русские, и иностранцы (§ 114).

Глава 10. О средствах для развития ученой деятельности университетов

С разрешения Министра народного просвещения университет мог организовать Ученое общество (§ 119).

Глава 12. Права и преимущества университетов

  1. Все Университеты находились только под попечением Императора и носили имя императорских (§ 123).
  2. Университеты могли выписывать из заграницы учебные пособия без пошлин (§ 129), и они не подлежали цензуре (§ 130).
  3. Преподаватели, Доценты, Прозекторы и его помощники, Лекторы, Астрономы и др. работники университета производились двумя чинами выше присвоенного их должностям класса (§ 137).

 

Источники и литература:

  1. Васильев В.И. Словарь исторических и общественно-политических терминов. -М., 2005.
  2. Данилов А.А., Косулина Л.Г. История государства и народов России 8 кл. -М., 2006.
  3. Захарова Е.Н. История России XIX – начало ХХ века 8 кл. -М., 2006.
  4. История России. Под ред. В.Орлова. М., 2004.
  5. Кириллов В.В. Отечественная история в схемах и таблицах. -М., 2007.
  6. Степанищев А.Т. Методический справочник учителя истории. -М., 2000.

Заключительная часть.

●подвести итоги урока и выставить оценки учащимся;

●ответить на вопросы  обучаемых;

●выборочно проверить записи в тетрадях учащихся;

●дать домашнее задание, в том числе поставить индивидуальные задачи отдельным учащимся.

1.4.

Выходной контроль. (слайд 6, 7, 8, 9, 10.)

Защита работы групп, включающая следующие вопросы.

Вопросы:

  1. Какими обстоятельствами было обусловлено появление реформ: местного самоуправления, судебной, военной, просвещения.
  2. Когда была принята конкретная реформа и назовите его источника?
  3. Дайте характеристику реформам:  земской, судебной, военной,  реформе просвещение.
  4. В чем вы видите плюсы и минусы реформ: земской, судебной, военной, реформы просвещения?

На защиту работы по 3 минуты от группы. (15 мин.)

Выставление оценок.

Полный ответ «5»

С незначительными неточностями «4»

Слабый ответ «3»

1.5.

Резюме обобщение

  1. Достигли ли вы целей урока?

Задание: сделайте общий вывод по изученной теме. (слайд 11,12).

На обобщение изученного материала 2 минуты.

Работайте вместе с классом (Приложение № 7)

1.6.

I. Рефлексия  

На бланках оценивания попробуйте оценить свою работу на сегодняшнем уроке по 10-балльной системе.

Для этого ответьте на вопросы:

а) - как я усвоил материал:

- узнал ли больше

  • получил глубокие знания – 9-10 баллов
  • усвоил материал частично – 7-8 баллов
  • мало что понял и запомнил – 4-5 баллов

Мое мнение:

  • было ли интереснее на этом уроке по сравнению с другими?
  • с какими трудностями столкнулся?

какие пожелания могу дать?

II. Домашнее задание.

Учебник §21-22 стр. 130-136, вопросы 1-5 к нему, задания к документу №2  рабочая тетрадь – выполнить задания по теме «Реформы 60-70 годов. XIX века»

На проведение самоанализа и получения домашнего задания 5 минуты.

Индивидуально

Набранный балл:______

Ваша оценка за урок: _______

Записать задания в дневник


 


 

Приложение № 7

Итоги реформ

Указанные выше пять реформ: крестьянская, земская, судебная, городская и военная, вместе с отменой телесных наказаний, составляют неотъемлемую славу и гордость царствования имп. Александра II. Если благо Родины еще не стало одинаково близким и дорогим для всех без различия, все же с этой поры открылась возможность такого представления в будущем. «Крестьянская реформа, несмотря на все ее несовершенства, была колоссальным шагом вперед; она являлась и крупнейшей заслугой самого Александра, в годы ее разработки выдержавшего с честью натиск крепостнических и реакционных стремлений и обнаружившего при этом такую твердость, на которую лица, его окружавшие, по-видимому, не рассчитывали» (Корнилов). «С мудрой решительностью следуя указаниям времени, имп. Александр покинул традиционный путь обсуждения реформы в секретных комитетах и призвал само общество к разработке намеченного преобразования, а затем, зорко следя за ходом реформационных работ, с чрезвычайным тактом выбирал время и внешние формы для заявления своих личных взглядов на ту или другую сторону крестьянского дела. Если искусство править состоит в умении верно определять назревшие потребности данной эпохи, открывать свободный выход таящимся в обществе жизнеспособным и плодотворным стремлениям, с высоты мудрого беспристрастия умиротворить взаимно враждебные партии силой разумных соглашений, то нельзя не признать, что имп. Александр Николаевич верно понял сущность своего призвания в достопамятные (1855—1861) годы своего царствования. Он твердо выдержал свой пост на «корме родного корабля» в эти трудные годы его плавания, по праву заслужив приобщение к своему имени завидного эпитета Освободителя» (Кизеветтер).

Бессословное земство и бессословный город, привлекая разные классы населения к общей работе на общую пользу, значительно содействовали скреплению отдельных групп и общественных классов в единое государственное тело, где «один за всех, а все за одного». В этом отношении земская и городская реформы явились таким же великим национальным делом, как и реформа крестьянская. Они положили конец преобладанию дворянства, демократизировали русское общество, привлекли к общей работе на пользу государства новые и более разнообразные слои общества.

Судебная реформа, в свою очередь, имела громадное культурное значение в русской жизни. Поставленный независимо от внешних и случайных влияний, пользуясь общественным доверием, обеспечивая население в справедливом пользовании его правами, ограждая эти права или восстановляя их в случае нарушения, новый суд воспитывал русское общество в уважении к закону, к личности и интересам ближнего, возвышал человека в собственных глазах, служил сдерживающим началом одинаково как для властвующих, так и для подчиненных.

Военная реформа, нераздельно связанная с именем Милютина, вся проникнута духом освобождения и гуманности. Она дополнила собой другие великие реформы и совместно с ними создала из царствования Александра II новую эпоху в русской истории. То же можно сказать и об отмене телесных наказаний. Указ 17 апреля 1863 г. имел громадное воспитательное значение, так как старая плеть и шпицрутены приучали людей к жестокости, делали их безучастными к чужому страданию; кулачная расправа и наказание розгами, зачастую произвольное, принижало личность человека, одних озлобляло, а других, наоборот, лишало чувства собственного достоинства.

Императору Александру II по справедливости присвоено «звание» Царя-Освободителя: он освободил не только крестьян, но вообще личность русского человека, поставил ее в условия самостоятельного существования и развития. Раньше личность была подавлена и поглощена: в наиболее отдаленные времена — родовым бытом, позже — государством, которому должна была служить, для которого должна была существовать. Теперь государство перестает быть целью, оно само превращается в служебный орган, в средство для свободного развития личности и удовлетворения его материальных и духовных запросов.

Самоанализ урока

8 «Б» (гимназический) класс

Тема урока – «Либеральные реформы 60-70-х годов XIX века»

Тип урока – урок изучения нового материала

Метод проведения урока – рассказ-беседа

Структура урока – традиционная: Вступительная часть, Основная часть,  

                                    Заключительная часть.

1. Характеристика темы урока.

Эпоха Великих реформ явилась одним из ключевых этапов политического и социально-экономического развития России, оказавших заметное влияние на всю последующую историю страны. Именно поэтому многие реформы  Александра II остаются актуальными до настоящего времени и находят своё продолжение в политике нынешнего руководства страны (например: судебная и военная реформы). Сложность изучения данной темы для учеников состоит в понимании ими причинно-следственных связей, освоении большого объёма информации, в уяснении сущности каждой из проведённых реформ и объективной оценке её результатов в последующем развитии России.

2. Характеристика методики проведения урока.

Учитывая сложность темы, наиболее эффективным методом усвоения учебного материала, на мой взгляд, является рассказ-беседа.

3. При подготовке урока была поставлена единая дидактическая цель:

  1. Учебная - изучить Великие реформы Александра II.
  2. Воспитательная -  способствовать развитию познавательного интереса учащихся 8 «Б» класса к отечественной истории, гордости за свою страну.
  3. Развивающая – формировать у учащихся умение выражать и отстаивать свою точку зрения, прислушиваться к мнению других.

4.  Методическая – показать вариант проведения урока, для наиболее  

    эффективного раскрытия данной темы.

Традиционная структура урока позволила изложить весь необходимый материал в отведённое время. В ходе проведения урока изложение материала учителем сочеталось с постановкой вопросов перед учениками, с поиском совместного решения исторических проблем, что позволило вызвать интерес учащихся к теме урока, поддерживать их активность, развивать способности к формулированию своих взглядов, анализировать и давать объективные оценки событиям. Разный уровень подготовки учащихся и мотивации их к изучению предмета, требует индивидуального подхода учителя к учащимся. В ходе изучения данной темы восприятие информации идёт по нескольким направлениям: зрительное, слуховое. Образовательный аспект усиливается за счёт наглядности,  применения ТСО. В заключительной части урока были обобщены итоги реформ и их влияние на последующую историю России. С помощью учителя, ученики получили навыки нахождения взаимосвязи событий прошлого и настоящего, усвоили актуальность данной темы.

С целью дальнейшего углубления знаний по изучаемой теме, было дано домашнее задание, а также предложены дополнительные формы углубление своих знаний:

- изучение дополнительной литературы;

- просмотр научно - публицистических передач по TВ;

- поездка в г. Санкт-Петербург (на каникулах).

4. Контроль усвоения знаний учащихся осуществлялся:

а) в ходе проведения самого урока, путём беседы и постановки вопросов,

   поиском совместных ответов по наиболее сложным проблемам;

б) путём записи в тетрадь и фиксации ключевых понятий, определений, дат и

    пр.;

в) путём обсуждения наиболее сложных проблем, рассмотрения причинно-

    следственных связей и результатов реформ;

г) путём фронтального опроса на следующем занятии или среза знаний по

    изучаемой теме.

5. Технические средства обеспечения (ТСО)

Своеобразие темы и метода проведения урока определили необходимость использования в ходе его проведения ТСО, для наглядного освоения учебного материала. Методика проведения урока показала целесообразность использования ТСО: аудио/видео аппаратуры на определённом этапе урока.

Широко использовалась классная доска для отражения дат, исторических понятий и терминов. Выставка литературы позволила расширить представления учащихся по данной теме, приобщить их к изучению исторических источников. В ходе урока, для большей наглядности, активно использовалось мульти/медийное оборудование (компьютерная презентация). Органичное сочетание ТСО с рассказом учителя, работой учащихся с литературой и тетрадями, позволило добиться максимально положительного результата в усвоении темы.

6. Характеристика класса

8 «Б» (гимназический) класс, с повышенной мотивацией к получению знаний. Предметы гуманитарного цикла вызывают любовь и интерес учащихся. Психологическая атмосфера между учителем и учащимися благоприятная и комфортная, отношения рабочие, доброжелательные.

Работать в классе легко и интересно.

7. Проблемные моменты урока:

а) большой объем информации за достаточно короткий промежуток времени, что требует от учителя хорошего знания темы и опыта методики её преподавания учащимся.

б) наибольшую сложность вызвало понимание земской и городской реформ, понятия «земства», содержание данных реформ.

в) у учащихся наблюдался недостаточный опыт формулирования ответов на поставленные вопросы, умение вести диалог, опыт публичного выступления.

г) сложность самостоятельного поиска главного в проблеме, умение найти причинно-следственные связи.

д) от учителя требовалось умение заинтересовать и вызвать к диалогу учащихся с различным уровнем знаний и мотивации.

е) поддержание активного темпа проведения урока (хронометраж урока).

Выводы:

1. Цели, поставленные учителем в ходе проведения урока, реализованы,

    содержание темы раскрыто в полном объёме;

2. Степень усвоения учащимися темы урока  -  хорошая (о чем  

    свидетельствуют результаты среза знаний);

3. Психологическая атмосфера в ходе урока, создавала благоприятные  

    условия  для продуктивного образовательно-воспитательного процесса;

4. В дальнейшем требуется закрепление и совершенствование методики

    проведения урока и знаний, полученных учащимися по предмету.

Самоанализ урока подготовлен

учителем истории и обществознания

ГОУ ЦО №1748 «Вертикаль»                                        О.В. Пивень

 

                                                                       


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Либеральные реформы 60-70х гг.XIX века.

Презентация урока по истории России в 8 классе....

Либеральные реформы 60-70-х гг. XIX века

•Причины проведения реформ•Земская реформа•Городская реформа•Судебная реформа•Военная реформа•Реформа в области народного образования•Значение реформ...

Презентация к уроку истории в 8 классе "Либеральные реформы 60-70 гг. 19 века"

Презентация раскрывает суть либеральных преобразований Российской империи в годы правления императора Александра II....

План-конспект урока истории в 8 классе на тему "Либеральные реформы 60-70х гг.19 века"

Данная разработка предназначена для 8 класса и содержит все необходимые материалы для проведения урока по данной теме....

Конспект урока истории в 8 классе "Либеральные реформы 60-70 годов 19 века"

Конспект урока истории в 8 классе "Либеральные реформы 60-70 годов 19 века"...

Презентация к уроку истории в 8 классе "Либеральные реформы 60-70 годов 19 века"

Презентация к уроку истории в 8 классе "Либеральные реформы 60-70 годов 19 века"...

Тестирование по теме "Отмена крепостного права. Либеральные реформы 60-70 годов XIX века"

Работа содержит 20 вопросов с одним вариантом ответа. Для удобства, поделил работу на 2 варианта - по 12 вопросов в каждом. Выберите удобный для Вас вид применения работы. Рекомендуемая система оценив...