«Технология проблемного обучения на материале урока по теме «Внешняя политика Александра II» для 9 класса
методическая разработка по истории (9 класс)

Методическая разработка описывает урок истории в 9 классе по теме "Внешняя политика Александра II". В ходе урока рассматриваются такие направления политики, как западное, кавказское, дальневосточное, среднеазиатское, балканское. В качестве контроля в конце урока предложены тестовые задания.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_vneshnyaya_politika_aleksandra_2.doc104 КБ

Предварительный просмотр:

Методическая разработка

«Технология проблемного обучения на материале урока по теме «Внешняя политика Александра II» для 9 класса

Урок истории в 9 классе.

Уровень: базовый

Учебник: Арсентьев Н.М., Данилов А.А. История России. 9 класс. Часть 1

2.1 Цели и задачи урока.

Тема урока: Внешняя политика Александра II.

Цель урока: формирование целостного представления о процессе территориального и этнического складывания России во второй половине XIX века, о ее роли в судьбе сопредельных народов.

Предметные задачи:

- охарактеризовать особенности внешней политики Александра II, ее направления

- сформировать у учащихся представление о наиболее значительных военных кампаниях

- развить умение рассказывать об исторических событиях с опорой на карту

- объяснить предпосылки и значение взаимодействия России и сопредельных территорий для обеих сторон

Метапредметные задачи:

- умение анализировать графические источники информации с целью ее продуктивного освоения и систематизации знаний

- умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками

- владение основами самоконтроля и самооценки

- развить навыки обобщения и анализа

Личностные задачи:

-  воспитание патриотизма, чувства сопричастности к истории Отечества

- формирование ответственного отношения к учению

- формирование целостного представления о мире, роли России в глобальных исторических процессах

2.2 Содержание учебного материала урока и этапы урока с подробным описанием видов деятельности учителя и учащихся.

Содержание урока.

Этапы урока. Деятельность учителя.

Деятельность учащихся.

Время реализации.

I Подготовительный этап.

1. Организационный момент. Приветствует учеников, обозначая начало урока.

Концентрируют внимание, настраиваются на работу.

1 мин.

2. Введение в тему. Фронтальная работа.  Задает предварительные вопросы, пробуждает интерес к теме урока. В форме беседы актуализирует знания, полученные учениками на последних уроках, подводит их к формулировке темы урока.

Задумываются над ответами. Стремятся их получить. Отвечая на вопросы, вспоминают пройденный материал, сами формулируют тему урока.

3 мин.

II Объяснение нового материала.

1. Обзор основных направлений внешней политики России в правление Александра II.  С помощью схемы перечисляет направления.

Слушают, перерисовывают схему со слайда.

2 мин.

2.Характеристика европейского направления. Кратко обозначает направление, приглашает ученика, которому было дано опережающее задание прочитать сообщение о личности А.М. Горчакова.

В форме беседы актуализирует знания учеников о международном положении России после Крымской войны, подводя к формулировке основной проблемы, связанной с европейским направлением. Излагает новый материал подтемы, объясняет путь решения проблемы пунктов Парижского мирного договора.

Слушают одноклассника, делают опорные записи.

Отвечают на вопросы учителя, вспоминая пройденный материал.

Слушают учителя, формируют представление об отношениях Франции, Пруссии и России, действиях А.М. Горчакова, направленных на отмену статей Парижского мирного договора.

7 мин.

3. Завершение Кавказской войны. Дает задание в парах прочитать статью из энциклопедии (карточка №1) и догадаться, о каком направлении далее пойдет речь.

Показывает на карте территорию, на которой велась Кавказская война. Дает задание выделить ее на контурных картах.

В форме беседы актуализирует знания по данному направлению. Излагает новый материал.

Выполняют аналитическое чтение, совещаются, находят ответ на вопрос.

Работают с контурной картой.

Отвечают на вопросы учителя. Слушают рассказ учителя, делая опорные записи в тетради.

7 мин.

4. Завоевание Средней Азии. Перечисляет мусульманские государства Средней Азии. Дает задание перерисовать схему в тетрадь. Дает задание в парах: один ученик заполняет пустые поля схемы, учитывая географическое положение государств, другой выполняет аналитическое чтение статьи из энциклопедии, (карточка №2) выписывает причины присоединения Средней Азии к России.

 Дает задание выполнить активное слушание — заполнить по мере рассказа учителя пустые поля в таблице (карточка №3). Рассказывает об основных событиях в Средней Азии.

Предлагает ученикам охарактеризовать среднеазиатское направление. Мотивирует учеников задуматься над значениями присоединения Средней Азии к России.

Слушают учителя, перерисовываю схему в тетрадь. Договариваются, распределяют задания между собой, выполняют задания.

Внимательно слушают рассказ учителя, заполняют таблицу.

Подводят итог изучению направления, обобщают новый материал. Формулируют значение присоединения.

8 мин.

5. Дальневосточное направление. С опорой на слайды перечисляет основные мероприятия дальневосточной политики.

Дает задание выделить из текста карточки №4 предпосылки продажи Аляски Александром II.

Слушают рассказ учителя, осуществляют поиск информации в тексте.

5 мин.

III этап. Закрепление пройденного материала. Дает задание ответить на вопросы теста. Проверяет ответы вместе с учениками.

Выполняют тест, проверяют его вместе с учителем, ставят себе оценки по количеству правильных ответов.

5 мин.

IV этап. Подведение итогов. Предлагает ученикам самим дать общую характеристику внешней политике Александра II, высказать свою оценку мероприятий. Поощряет дискуссию по заданной теме. Показывает, что данную проблему можно рассматривать с разных точек зрения.

Дает домашнее задание.

Обобщают материал по пройденной теме, формулируют и высказывают свое мнение.

7 мин.

  1. Формы и методы диагностики предметных, метапредметных результатов учащихся на уроке.

На уроке использовался метод проблемного обучения, элементы исследовательской и поисковой работы.

Формы организации учебной деятельности:

Фронтальная работа, работа в парах.

Формы и методы диагностики результатов учащихся на уроке.

Предметные результаты учащихся анализируются через:

  1. Качество выполнения заданий по заполнению таблиц
  2. Качество выполнения заключительного теста
  3. Ответы на проблемные вопросы во время урока
  4. Высказывания учеников на этапе подведения итогов

Метапредметные результаты учащихся анализируются через:

  1. Качество работы с картой
  2. Согласованность и успешность при распределении и выполнении заданий  в парах
  3. Результаты самооценки при выполнении теста
  4. Активность при ответе на вопросы завершающего этапа, а также содержание ответов учеников

Личностные результаты учащихся анализируются через:

  1. Успешность работы в парах
  2. Ответы на проблемные вопросы в течение всего урока, а также оценку деятельности Александра II при подведении итогов
  3. Подготовка домашнего задания на следующем уроке, которая будет проверена в виде беседы.

Предметные результаты.

- овладение знаниями о взаимодействии Российской империи с сопредельными государствами во второй половине XIX века

- формирование умений применения исторических знаний для осмысления современного российского поликультурного, полиэтничного общества

Метапредметные результаты.

- владение основами самоконтроля, самооценки

- умение работать индивидуально и в группе

Личностные результаты.

- воспитание российской гражданской идентичности

- формирование уважительного отношения к истории, культуре народов России

Дидактические материалы и средства обучения: проектор, учебник, раздаточный материал (контурные карты, карточки с текстом энциклопедии, таблицей), презентация.

  1. Текст методической разработки урока

Необходимое оборудование и материалы:

  1. Мультимедийный проектор, компьютер
  2. Карточки со статьями из энциклопедии, таблицами
  3. Презентация

Ход урока.

I Подготовительный этап. Введение в тему (актуализация знаний, полученных ранее, формулировка темы урока в форме беседы). Кто продал Аляску Америке? С какой страной Россия до сих пор находится в состоянии войны из-за «неразделенной» территории? Ответы на эти вопросы вы получите на сегодняшнем занятии. Наши последние уроки были посвящены внутренней политике Александра II. Какие реформы, проведенные императором, вы можете назвать? Ответы: Крестьянская, судебная, земская, военная реформы, реформа образования. Как эти преобразования повлияли на образ жизни людей? Ответ: Реформы коренным образом изменили привычный уклад. Что могло помешать или наоборот способствовать протеканию таких внутриполитических (выделить голосом) преобразований Александра II? В какой сфере требовалась стабилизация? Ответ: Во внешней политике. Тема сегодняшнего занятия: «Внешняя политика Александра II». Слайд 1

  1. II Объяснение нового материала. 1. Обзор основных направлений внешней политики России в правление Александра II.  Основные направления внешней политики России в 1860-1870-х гг. Слайд 2.

 

Слово учителя. Основными направлениями внешней политики Александра II были: европейское, кавказское, среднеазиатское, дальневосточное и балканское. Первые четыре мы рассмотрим сегодня, последнее изучим на следующем занятии. Ученики перерисовывают схему со слайда в тетради.

2. Россия и Европа в правление Александра II.

Рассказ учителя. Первое из направлений, о котором мы поговорим, будет европейское. И здесь, в отношениях России с европейскими странами, главную роль сыграл выдающийся дипломат, министр иностранных дел при Александре II Александр Михайлович Горчаков. Слайд 3.

Ученик, получивший на предыдущем уроке опережающее задание, выходит к доске с сообщением о личности А.М. Горчакова: «Это был уже пожилой человек, чрезвычайно симпатичный по своей внешности, обладавший изысканной вежливостью в обращении и производивший впечатление чистокровного сановника-аристократа» - так описывал А.М. Горчакова его современник. Не было в русской дипломатии XIX столетия человека более эрудированного и хитроумного, чем князь Горчаков. Александр Михайлович происходил из древнего аристократического рода. Он получил образование в Царскосельском лицее, где был товарищем А.С. Пушкина. Дипломатическую карьеру Горчаков начал в 22 года и прошел долгий путь от второстепенного посольского чиновника до министра иностранных дел России. По словам одного из биографов Горчакова, князь «был весьма честолюбив. Остроумный и блестящий оратор, он с одинаковым красноречием говорил на французском и немецком языках. Обладая несомненным литературным талантом ... так изящно составлял дипломатические документы, что они нередко напоминали художественные произведения».

Беседа. Какие же проблемы стояли перед Россией в начале царствования Александр II? Какая война закончилась в 1856 году? (Ответ: Крымская.) Какой мирный договор был подписан после ее завершения? (Ответ: Парижский.) Вспомните основные положения этого договора, кто проиграл войну? (Ответ: Россия проиграла. Условия договора были унизительными для нашей страны (ликвидация черноморского флота, как следствие – незащищенность южных границ; турки же могли использовать проливы Босфор и Дарданеллы для ввода судов в Черное море; позиции России на Балканах были значительно ослаблены). Итак, основной задачей российской дипломатии в 60-70-х годах XIX века была отмена этих унизительных условий Парижского договора.

Рассказ учителя. А.М. Горчаков по этому поводу говорил: «Россия не обижается, она только собирается с силами». Эта фраза стала очень популярной в дипломатических кругах Европы и была принята за точную характеристику политического положения после Крыма. Первоначально А.М. Горчаков планировал налаживание отношений с Францией. Для этого в 1859 году во время австро-итало-французской войны Российская империя поддерживала Наполеона III, что способствовало успеху французов. Однако события 1863-1864 годов в Польше привели к охлаждению русско-французских отношений. В 1863 году в Польше вспыхнуло восстание, которое было жестоко подавлено русскими войсками. Наполеон III осудил действия Российской империи. Отдаление Франции послужило переориентации дипломатии А.М. Горчакова. Какая война, перекроившая карту Европы, начинается в 1870 году? (Ответ: Франко-прусская.) Какую сторону поддержала Россия в этой войне? (Ответ: прусскую.) Франко-прусская война 1870-1871 годов закончилась полным разгромом французов и свержением Наполеона III. Отто фон Бисмарк уверенно направлял свои полки на запад, не чувствуя никакой угрозы за спиной: Россия придерживалась благожелательного для Пруссии нейтралитета. В обмен на это А.М. Горчаков добился согласия Пруссии и Австро-Венгрии на отмену «нейтрализации» Черного моря. В 1871 году была подписана Лондонская конвенция, по которой отменялись ограничительные статьи Парижского договора. Этот документ перечеркнул позор Крымской войны и состоялся благодаря дипломатическому таланту А.М. Горчакова.

3. Завершение Кавказской войны. Задание 1. Следующее направление внешней политики вы сможете назвать сами, прочитав статью из энциклопедии и согласовав свой ответ с соседом по парте. Возьмите карточку №1 (см. Приложение 1), что лежит у вас на столах (одна на двоих – работа в парах). Итак, о какой войне, каком направлении внешней политики идет речь? (Ответ: Кавказская война, кавказское направление). Слайд 4.

 

Учитель ориентирует учащихся по карте. Возьмите контурные карты (одна на парту) в парах заштрихуйте территорию, на которой велась Кавказская война.

Беседа. Вспомните, каковы причины Кавказской войны? (Ответ: Кавказ – ворота из Азии в Европу. Народы Северного Кавказа принадлежат России по результатам войн с Турцией и Персией, однако сами горцы не согласны с таким положением вещей). В результате столкновения несхожих культур, традиций, конфликта интересов начинается Кавказская война 1817-1864 годов). Слайд 5.

 Кто и какими средствами начинал освоение кавказских территорий? (Ответ: генерал Алексей Петрович Ермолов предложил перейти от мирного основания поселений-крепостей с русскими гарнизонами к активным наступательным действиям). Он объяснял свою позицию так: «Горские народы примером независимости своей и самих подданных Вашего Императорского Величества порождают дух независимый». Какое религиозно-идеологическое учение распространилось на Кавказе во времена войны с Российской империей? (Ответ: мюридизм, одной из идей которого была идея «газавата», священной войны против «неверных».) Кто был предводителем горцев, имамом с 1834 года? (Ответ: Шамиль).

Рассказ учителя. Вторая половина 50-х гг. XIX века стала решающим, поворотным этапом Кавказской войны. Россия к этому времени уже научилась вести войну в условиях гор. В 1859 году были покорены Северо-Восточный и Северо-Западный Кавказ, Шамиль бежал в Гуниб. (Показать на слайде). Однако эпизодические военные действия велись до 1864 года, когда была объявлена окончательная капитуляция горцев. Слайд 6.

Покорение кавказских народов способствовало их экономическому и культурному развитию.

  1. Завоевание Средней Азии. Слайд 7.

 

Говоря о завоевании Средней Азии, мы будем рассматривать отношения с тремя мусульманскими государствами: Хивинским ханством, Бухарским эмиратом и Кокандским царством. Перенесите схему в тетрадь.

Учитель дает задание в парах. Слайд 8.

А теперь работаем в парах. Один человек с помощью данной карты заполняет пустые поля в соответствии с географическим положением государств в таблице, другой  читает статью из энциклопедии, (карточка №2) выписывает 3 причины присоединения Средней Азии к России. (Эти территории представлялись выгодными рынками сбыта, источниками сырья, также на них претендовала Англия). Когда задания выполнены, учитель вместе с классом проверяет таблицу и причины.

Учитель дает задание ученикам заполнить таблицу на карточке №3 по мере рассказа учителя.  До 1864 года российские дипломаты пытались освоить среднеазиатские территории мирным путем, отправляя в регион миссии и экспедиции. Но с 1864 года этих мер было недостаточно. Первостепенное значение для русского правительства имел захват Кокандского ханства, так как оно было самым выгодным плацдармом для борьбы с Бухарой и Хивой. (Обратить внимание на карту). В 1864 году полковник Н.А. Веревкин захватил Туркестан, а в следующем году полковник М.Г. Черняев по своей инициативе завоевал самый крупный город Средней Азии  Ташкент. В 1867 году было образовано Туркестанское генерал-губернаторство со столицей в Ташкенте. Во главе его был поставлен талантливый военачальник и инженер, опытный политик и администратор генерал Константин Петрович Кауфман. (Слайд 9).

В это время бухарский эмир захватил Коканд, что вызвало обострение отношений с Россией. Правитель Бухары отказывался вести переговоры с российскими дипломатами, что повлекло за собой дальнейшие военные действия. В 1868 русские войска под предводительством К.П. Кауфмана овладели Самаркандом, священным городом мусульман, столицей Бухарского эмирата. В 1873 году эмир окончательно признал зависимость Бухары от Российской империи. В 1873 году К.П. Кауфман захватил Хиву. После этого был подписан мирный договор, по которому Хивинское ханство признавало вассальную зависимость от России. По нему граница между двумя государствами проходила по Амударье (обратиться к карте), в Хиве ликвидировалось рабство, отменялись пошлины русским купцам, а также России выплачивалась контрибуция 2200 тысяч рублей. Кокандское ханство было присоединено к Российской империи в 1876 году, после победы генерала М.Д. Скобелева над войсками хана. Как вы думаете, какое значение имело присоединение среднеазиатских государств к России? (Ответ: Положительное. Не только наша страна приобрела выгодные рынки сбыта и источники сырья, но и сами покоренные народы получили возможность подняться на более высокую ступень развития. Постепенно уходили в прошлое рабовладельческие отношения.)

5. Дальневосточное направление. Слово учителя. Последним направлением, которое мы сегодня рассмотрим, будет дальневосточное. Слайды 10, 11.

Учитель излагает новый материал: -  В 1858 году Николай Николаевич Муравьев подписал Айгунский договор с Китаем, по которому к России отходила территория по левому берегу Амура. В 1860 году этими же странами был подписан Пекинский договор. За Россией закреплялся Уссурийский край. Слайд 12.

В 1875 году остров Сахалин перешел к России в обмен на предоставленные Японии 18 Курильские острова. Слайд 12. Слайд 13. 

В 1867 году Российская империя продала США Аляску и Алеутские острова за 7,2 млн долларов. Многие склонны осуждать этот поступок, сожалея об утраченной территории. Однако, у Александра II были основания для такого решения. Возьмите карточку № 4, выпишите предпосылки этой сделки. Ученики осуществляют поиск информации в тексте. Ответ: Внешнеполитическая стратегия, финансовая, поддержание отношений с США.

III этап. Закрепление. Для того, чтобы закрепить пройденный материал, предлагаю вам ответить на 5 вопросов теста по текущей теме. Далее идет проверка теста, ученики сами ставят себе оценки по количеству правильных ответов на вопросы.

IV этап. Подведение итогов. Предлагает ученикам самим дать общую характеристику внешней политике Александра II, высказать свою оценку мероприятий. Поощряет дискуссию по заданной теме. Показывает, что данную проблему можно рассматривать с разных точек зрения. Как вы, узнав об основных событиях внешней политики Александра II, можете ее охарактеризовать?

Домашнее задание: Слайд 14.

 Отвечать устно на вопросы к § 27, учить конспект. Одному из учеников дается опережающее задание подготовить сообщение о личности М.Д. Скобелева.

Приложения.   Карточка №1.

Почти 50 лет длилась эта война. Она началась, когда император Александр I чувствовал себя сильнейшим монархом Европы, победителем Наполеона. Под пули горцев шли герои 1812 года, совсем недавно со славой входившие в Париж. Спустя немногим более десяти лет их ряды пополнили декабристы, отправленные императором Николаем I в действующую армию … , к тому времени прозванный в народе «теплой Сибирью»: вернуться оттуда становилось столь же трудно, как и из далеких сибирских рудников.

… война уже во времена М.Ю. Лермонтова казалась привычной и неотъемлемой частью российской жизни: сам поэт написал очерк о … офицере в качестве зарисовки из российской повседневности! (О каком произведении идет речь?) В начале 50-х годов XIX века фейерверкер 4-го класса (чин в артиллерии) Лев Толстой наводил свое орудие на непокорных чеченцев, а в перерывах между боями писал в станице Старогладковской свое первое литературное произведение – повесть «Детство». И даже в дни Великого поста 1861 года, когда по селам и деревням читали указ Александра II о том, что крепостное право в России отменяется навсегда, … кампания все еще продолжалась.

Карточка №2.

В середине XIX века возрос интерес русского правительства к государствам Средней Азии. Русские товары не могли конкурировать на европейских рынках с промышленной продукцией Запада. Выгодными торговыми партнерами для России могли стать экономически отсталые страны Востока. В Азию вывозилось до 60% всего российского металла, который продавался за рубеж. Из Средней Азии поступало сырье для наиболее развитой отрасли промышленности России – текстильной.

Развитию торговли России с ханствами мешали чрезмерно высокие пошлины на товары русских купцов, плохие пути сообщения. Но главное препятствие заключалось в том, что в Средней Азии жизнь и имущество предпринимателей не находились под защитой закона. Правительство России полагало, что изменить неблагоприятные условия можно только силой.

На усиление активности России в Средней Азии также оказало влияние политическое и экономическое соперничество с Англией за рынки сбыта и источники сырья. Английские промышленные изделия появились в Хиве, Бухаре, Коканде, вытесняя товары русских купцов. Британия в экономической борьбе с Россией прибегала к помощи Турции, Ирана и Афганистана. Турецкие агенты в среднеазиатских государствах пытались разжечь антирусские настроения. В годы Крымской войны турецкие эмиссары открыто призывали правителей среднеазиатских ханств к нападению на Россию.

Карточка №3

Территория

Год завоевания

Военачальник

г. Ташкент

(Кокандское царство)

1865 г.

?

?

1868 г.

К.П. Кауфман

г. Хива

(Хивинское царство)

?

К.П. Кауфман

Кокандское царство

(подавление восстания)

1876 г.

?

Карточка №4.

Первая причина связана с реализацией внешнеполитической доктрины, в основе которой лежала идея о континентальном, а не морском могуществе России. Принцип континентального развития России, т.е. отказ от приобретения далеких заморских территорий, оформился в первой четверти XIX века, когда в 1818 году Александр I отклонил предложение о добровольном присоединении к России Гавайских островов. Следуя этой концепции, для России американские владения становились «лишними».

Другая причина – финансовая. Из-за территориальной удаленности расходы на содержание Русской Америки превышали доходы от нее. Денег на освоение новых территорий требовалось много, но после Крымской войны их в казне катастрофически не хватало. Американские торговцы и промышленники бесцеремонно вторгались в русские владения, проявляя интерес не только к Аляске, но и ко всему Дальнему Востоку. Это обстоятельство тревожило, так как средств и возможностей удержать эту территорию в случае войны не было. Лучше было продать, «пока ее еще не отняли», получить деньги и сохранить престиж.

Важной стратегической причиной продажи Аляски была необходимость сохранения добрых отношений с США. Во время Крымской войны, стремясь обезопасить свои американские владения от англичан, Россия подписала с США соглашение о вооруженном нейтралитете. В ходе гражданской войны в США между Севером и Югом (1861-1865 гг.) российская монархия поддержала президента Линкольна и республиканцев. В связи с покушением Каракозова на Александра II Конгресс единогласно принял резолюцию, в которой приветствовал царя. Для торжественного ее вручения императору было отправлено в Россию чрезвычайное посольство.

Обобщающий тест.

1. Понятие «мюридизм» связано с событиями:

1) Отечественной войны

2) Кавказской войны

3) Крымской войны

4) политикой России в Средней Азии

2. С 1834 года имам на Кавказе, предводитель горцев

1) Гази-Магомед        

2) Шамиль

3) Гамзат-Бек

4) Хаджи-Мурат

3. Кто был поставлен во главе Туркестанского генерал-губернаторства в 1867 году?

1) А.М. Горчаков

2) Н.Н. Муравьев

3) М.Г. Черняев

4) К.П. Кауфман

4. В каком году Аляска была продана США за 7,2 млн. долларов?

1) в 1865 г.

2) в 1866 г.

3) в 1867 г.

4) в 1868 г.

5. Сопоставьте направления внешней политики России в правление Александра II с историческими личностями.

1) А.И. Барятинский

а) юго-восточное

2) А.М. Горчаков

б) дальневосточное

3) М.Г. Черняев

в) кавказское

4) К.П. Кауфман

г) европейское

5) Н.Н. Муравьев

д) среднеазиатское


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интерактивный урок по дисциплине «История» на тему « Внешняя политика Александра I.Отечественная война 1812г.»

Современный процесс обучения истории характеризуется все более широким применением в нем компьютерных технологий, интерактивных методов. Выполняя функцию информативного сопровождения истории, компьюте...

Урок в 8 классе по теме «Внешняя политика Александра I в начале XIX в.»

Технологическая карта по теме «Внешняя политика Александра I в начале XIX в.»...

Методическая разработка урока по теме: "Внешняя политика Александра I в 1801-1812гг."

В ходе урока учащиеся должы узнать, какое международное положение занимала Россия в начале XX века, определить основные задачи западного направления внешней политики....

Технологическая карта урока истории 8 класс Тема: Внешняя политика Александра III.

Технологическая карта урока истории 8 класс Тема: Внешняя политика Александра III....

Технологическая карта урока истории России (8 класс) Тема: Внешняя политика Александра III.

Технологическая карта урока истории России (8 класс) Тема: Внешняя политика Александра III....

Технологическая карта урока по теме"Внешняя политика Ивана Грозного" (11 класс)

Технологическая карта урока по теме"Внешняя политика Ивана Грозного" (11 класс)...