Урок Памяти «Строительства Сурского оборонительного рубежа».
план-конспект по истории

Тютьков Алексей Владимирович

Урок Памяти «Строительства Сурского оборонительного рубежа».

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon surskiy_rubezh.doc46.5 КБ

Предварительный просмотр:

Урок Памяти «Строительства Сурского оборонительного рубежа».

Оформление:  На сцене висит экран, через проектор воспроизводиться анимация «Вечный    Огонь».

  Цели и задачи:  Воспитание уважения к истории своей страны, своего народа, создать условия для формирования чувства гордости за свою Родину. Формирование в сознание учеников чувств долга, ответственности, воли. Развивать интерес детей к историческому прошлому нашей страны, военной истории Отечества.

 Исторический экскурс:  -У. 75лет назад прозвучали последние залпы Великой Отечественной войны. Все дальше в историю уходят эти дни, все меньше остается живых свидетелей, и тем ценнее и дороже для нас сохранившиеся сведения того времени. Сегодня, необходимо снова оглянуться назад, вспомнить боевые и трудовые подвиги военных лет. Среди них - строительство оборонительных сооружений Сурского оборонительного рубежа, которое осуществлялось зимой 1941-1942 годов и стало самой крупной кампанией по мобилизации населения на трудовую повинность.

    Сурский рубеж обороны - одна из героических, но, к сожалению, мало известных страниц истории Великой Отечественной войны. Строительство Сурского рубежа началось в октябре 1941 года для задержания гитлеровских войск на подступах к Казани, Куйбышеву, Ульяновску и Саратову.

Сурский оборонительный рубеж прошел по территории Республик  Мордовия и Чувашия до границ с Ульяновской областью. В строительстве принимали участие сотни тысяч человек, старики, женщины, подростки работали в тяжелейших условиях

.

-  Сурский оборонительный рубеж

(Историческое стихотворение) читает ученица

                Декабрь сорок первого. Фашисты у Москвы.

               И принято решение на берегу Суры

               Построить укрепления, чтоб немцы не прошли.

               Зима. Мороз стоял трескучий,

               А люди ломом и киркой крушили эти кручи.

               Им не хватало тёплой обуви, еды,

                Но все же они выстояли, построили, смогли.

               9 мая здесь многолюдно,

               Дети приносят букеты цветов.

              Помнят сельчане, как было трудно

               И мы не забудем тот подвиг отцов!

Война не только фронт, передовая,
Не только танки, взрывы и штыки.
Ещё, девчушки участь трудовая,
Мальчишки труд всем мукам вопреки.

Война - это не только поле боя,
И труженики тыла скажут нам.
Не слышали они бомбёжки воя,
Трудились с честью все назло врагам.

“Присядь, бабуля, расскажи про детство”,
Пристав с распросом, жду её рассказ.
“Как жили бедно с фронтом по-соседству,
Поведай мне хотя бы пару фраз”...

Война была жестоким испытанием,
Четыре долгих года, как века.
Жила страна с единственным желанием -
Ждала победы русская страна.

Четвёртый класс закончила едва ли,
Работали на поле день и ночь,
Ячмень, пшеницу, рожь серпами жали,
Ну, как же нам для фронта не помочь.

Вязали в сноп и ждали просыхания,
Лён теребили - норма же была.
“Бабуля, вы же дети, где ж гуляния?”
Да как гулять, коль всё на фронт… Война.
Ещё сдавали семечки колхозу, Перепелкина
Зимой на нитки пряли снова лён,
Ни зноя не боялись, ни мороза,
Чем больше фронту, тем наш дух силён!

Голодные, худые и со вшами
Сдавали шерсть, яйцо и молоко,
Покинутые братьями, отцами,
Душою с ними хоть и далеко.

“Для фронта всё и всё лишь для победы!”-
Гласил плакат, висящий на стене.
Мы верили вернутся наши деды,
К победе шли с отцами наравне.

И сколько нас мальчишек и девчонок
Война сплотила крепко в мощный тыл.
С не детским духом маленький ребёнок
Четыре года, словно век прожил!

 

-У.- Это было по истине тяжелое время, а теперь ребята давайте на несколько минут представим что те молодые мальчишки, девчонки, девушки, женщины пришли к нам в этот зал чтобы рассказать об этом трудовом подвиге.

- 1 чтец  «Зима 1941 года  была лютой. Температура достигала 45 градусов мороза».

- У.- так вспоминает участница строительства окопов жительница села Покровское Кутаркина Мария Игнатьевна, студентка педучилища,  позднее работавшая учительницей русского языка в с. Покровское).

- 2 чтец  - «Мама, вышлите мне белье, хлеба и картошки. Вы меня больше не увидите, как и я вас не увижу. Люди говорят, что и раньше во время рытья окопов люди умирали. Видно и мне не придется вернуться домой».

- У., - писала в ноябре 1941 г. к родным в  района 17-летняя колхозница Степанова, мобилизованная на строительство оборонительных рубежей. Девушка не преувеличивала свое тяжелое положение: ей приходилось не просто копать ямы вместе с остальными рабочими, а выполнять ежедневную норму – вынуть вручную 3 куб. м. промерзшей как камень земли. Вначале это казалось невозможным, и не только ей. Но время доказало обратное.

НЕСУЩИЕ ЛЮБОВЬ СКВОЗЬ ВОЙНУ

Пускай всегда непросты времена,

И годы стерли лица, имена,

Но они были, были, были…

Они – любили. Господа молили

Их воинов безусых пощадить.

О, как непросто было вдовам жить

В шестнадцать, в восемнадцать юных лет,

Когда мерк с похоронкой белый свет!

Гармония до самой жизни сути –

Вы в дни скорбей, бед и душевной смуты

Вставали словно крепкая стена.

О, в вдовьих слезах лишь войны вина!

И, надевая черные платки,

Они не спят у колыбелей… У плиты

Пекут душистый темный хлеб из ржи...

В чем их вина, война, ты им скажи?

В кровавую военную годину

Работа вся свалилась им на спины,

Их руки, что тонки и так хрупки,

Водили трактора. Включив станки,

Они снаряды по ночам точили

И в медсанбатах раненых лечили.

Состарившись и поседев до срока

Они, жестокости не получив урока,

После войны пшеницу в поле жали

И возле дома цветники сажали.

Сейчас, когда их внуки повзрослели,

Они сны видят в холоде постели:

Что их мужья живые, молодые,

Вернулись все в дома свои родные

Чрез годы из забвенья и войны,

В мир светлой предрассветной тишины…

 

Музыкальный номер

 -У. - Вспоминает участница строительства окопов 

- 3 чтец  « Работали с 6 часов утра до 6 вечера, до темноты. Было очень холодно, земля замерзла к тому времени. Рыли клиньями, долбили землю ломами, использовали кувалды. Мы были голодные, но дисциплина была очень строгой. Всего в бригаде остались 9 человек, остальные обморозились и заболели. В премию мы получили шелковые платки с красным цветочным узором и ботинки.  В 1942 году  2 декабря  я ушла на фронт…»

 

 

- У- : — Анна Сергеевна Макушкина  рассказывала свою историю:

-  4 чтец  . « Мужчин было мало, поэтому не брали на работу только женщин с малыми детьми, беременных и больных. Земля-то каменистая, промерзла на большую глубину, но, несмотря на это, нас заставляли рыть окопы и блиндажи в человеческий рост с потолком из бревен, к тому же маскируя их дерном. Все были обуты в лапти, а морозы доходили до 40 градусов. Чтобы не замерзнуть, разводили костры, грели свою обувку. Худо было тому, кто зазевается и подпалит лыко на лаптях. До вечера не близко, а норму выработать надо. Вечером возвращались домой, съев только лепешку из листьев. Инструмент с собой не брали. В обратный путь выходили затемно, часто мела метель, поэтому, чтобы не потеряться, шли гуськом. Придя домой, измученные, мокрые, голодные, в первую очередь высушивали лапти в печурке.

-У.- К сжалению, время берет свое и с каждым годом все меньше и меньше остается людей, принимавших непосредственное участие в сооружении этих рубежей. И один из них – Кузьма Трифонов, которому в феврале следующего года исполнится 90 лет.

Можно смело заявить: Кузьма Трифонович сегодня является единственно живым из мужчин, кто возводил Сурский рубеж. Более того, он был самым молодым строителем этой оборонительной линии, ведь ему в то время исполнилось всего 10 лет.

Но как же так получилось, ведь в то время на так называемые принудительные работы, как лесо- и торфоразработки, строительство оборонительных сооружений брали только тех, кто достиг 17-летнего возраста?

Как рассказывает сам Кузьма Трифонович, В августе1941 года его отца призвали на фронт. В доме остались мама, 15-летняя сестра, он и братишка, которому исполнилось два года. Вскоре сестру Леонтину забрали на торфоразработкии и Кузьма Трифонович в семье остался за старшего.

5 чтец - Однажды, уже зимой, к нам в дом зашел представитель райвоенкомата по фамилии Владельщиков. Мама лежала больная. Владельщиков приказывает ей: «Вставай! Надо ехать на Суру строить окопы». И тогда я заступился за маму: «Как она может поехать, если она вся горит и лежит в бреду?» Владельщиков тяжко вздохнул: «А что делать? Фашист не ждет». Почему-то именно эти слова «фашист не ждет» крепко засели в памяти . Я тут же встал с места и говорю: «Может, вместо нее я поеду»? Владельщиков оценивающе посмотрел на меня и спрашивает: «А что ты умеешь делать»? «Все умею. Лошадью править могу». На следующий день я запряг колхозную лошадь, взял кое-какую еду, обулся в лапти, полушубок, сшитый из овчины, и поехал в сторону Ядрина. Со мной на санях сидели 6 человек – все из одной деревенской бригады.

– Сурский рубеж строили женщины. Мужчин было мало – в основном пожилые, инвалиды, которых признали не годными к службе в армии. Поэтому мужские руки ценились. Меня дед с детства учил всякому ремеслу. И вот однажды я как-то наточил пилу. Всем это понравилось, потому что пилить стало легче. После этого я большую часть времени точил пилы. Однажды во время работы у меня из носа пошла кровь – видно, сказались недосыпание и усталость. Помню, одна женщина подошла ко мне, вытерла кровь, обняла и заплакала. Наверное, вспомнила своего сына, который остался дома.

- У. – Холод, голод, непосильный труд – однако пожалуй это было не самым страшным испытанием в годы войны…. Матери расставались со своими детьми, жены с мужьями. Разлука, тоска по родным людям, по родной земле, являлись самым болезненным явлением этого времени.


Песня о далекой родине





По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработка урока по теме " Россия на рубеже XX – XXI вв. Курсом реформ: социально – экономические аспекты."

     Данный урок является одним из способов организации исследовательской деятельности учащихся, способствует выработке активной гражданской позиции и оценке исторических событий...

"НЕВИДИМЫЕ СЛЕЗЫ ВОЙНЫ" как строился Сурский оборонительный рубеж и Казанский обвод в Чувашии

Глава Чувашской республики Олег Николаев 2021 год объявил годом Трудового подвига строителей Сурского и Казанского оборонительных рубежей.И это не случайно. В этом году исполняется 80 лет, как началос...

Методическая разработка урока по литературному краеведению «Что ж будет памятью поэта?..»: урок Памяти Владимира Дворянскова

Представлен материал по литературному краеведению. Урок памяти ульяновского поэта Владимира Николаевича Дворянскова...

Квест - игра "Оборонительные рубежи Чувашии"

Цель: Формирование у детей старшего дошкольного возраста чувства гражданственности, уважения к памяти строителей Сурского и Казанского оборонительного рубежей....

Классный час «Не померкнет трудовой подвиг строителей оборонительных рубежей»

Цели: воспитание патриотического чувства, уважения к нравственным ценностям человека.Задачи: 1) формировать положительное отношение к таким качествам, как мужество, героизм, патриотизм;2) да...

Внеклассное мероприятие для 5-9 классов Урок Памяти «Строительство Сурского оборонительного рубежа»

Внеклассное мероприятие для 5-9 классовУрок Памяти «Строительство Сурского оборонительного рубежа».  Цель: актуализация и расширение знаний учащихся о трудовом подвиге  сове...