Внеклассное мероприятие для 5-9 классов Урок Памяти «Строительство Сурского оборонительного рубежа»
методическая разработка по истории (5, 6, 7, 8, 9 класс)

ЯРУСЬКИНА ЛИДИЯ ЮРЬЕВНА

Внеклассное мероприятие для 5-9 классов

Урок Памяти «Строительство Сурского оборонительного рубежа».

 

 Цель: актуализация и расширение знаний учащихся о трудовом подвиге  советского

             народа во время Великой отечественной войны.

Задачи:

 - воспитание уважения к истории своей страны, своего народа;

 - создание условий для формирования чувства гордости за свою Родину;

 - формирование в сознание учеников чувств долга, ответственности, воли;

 - развитие интереса детей к историческому прошлому нашей страны, военной

   истории Отечества.

 

Участники: учащиеся 1-9 классы, родители школьников, приглашенные  гости.

Форма проведения: литературно-музыкальное мероприятие.

Оборудование: ноутбук,  портреты участников ВОВ, песня «Священная война»,  «День Победы», слова Левитана.

Планируемые результаты:

    Познавательные:

- свободная ориентация и восприятие текстов художественного стиля, осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме;

-приобщение к проектной деятельности по поиску, переработке, оформлению и представлению информации о событиях 1941-1945 годов.

    Личностные:

основы гражданской идентичности личности, чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ, историю, осознание ответственности человека за общее благополучие;

- эстетические чувства на основе знакомства с отечественной художественной культурой;

эмпатия как понимание чувств других людей и сопереживание им.

 

Ожидаемые результаты:

 

- вызвать эмоциональный отклик в сердцах у школьников;

- желание изучать историю своей страны, историю Великой Отечественной войны;

- желание выразить отношение к войне, к подвигу нашего народа в годы войны.

 

Межпредметная связь: литература, музыка, история.

 

Оформление:  экспозиция  «Вечный  огонь».

 

Оборудование: ноутбук, проектор, экран, презентация, видео.

 

Ход мероприятия.

 

 Ведущий:

 - 76 лет назад прозвучали последние залпы Великой Отечественной войны. Все дальше в историю уходят эти дни, все меньше остается живых свидетелей, и тем ценнее и дороже для нас сохранившиеся сведения того времени. Сегодня, необходимо снова оглянуться назад, вспомнить боевые и трудовые подвиги военных лет. Среди них - строительство оборонительных сооружений Сурского оборонительного рубежа, которое осуществлялось зимой 1941-1942 годов и стало самой крупной кампанией по мобилизации населения на трудовую повинность.

    Сурский рубеж обороны - одна из героических, но, к сожалению, мало известных страниц истории Великой Отечественной войны. Строительство Сурского рубежа началось в октябре 1941 года для задержания гитлеровских войск на подступах к Казани, Куйбышеву, Ульяновску и Саратову.

Сурский оборонительный рубеж прошел по территории Республик  Мордовия и Чувашия до границ с Ульяновской областью. В строительстве принимали участие сотни тысяч человек, старики, женщины, подростки работали в тяжелейших условиях.

.

«Сурский оборонительный рубеж» читают ученики 6 - 7 классов.

  

  1. Декабрь сорок первого. Фашисты у Москвы.

  И принято решение на берегу Суры

  Построить укрепления, чтоб немцы не прошли.

 

   2. Зима. Мороз стоял трескучий,

  А люди ломом и киркой крушили эти кручи.

  Им не хватало тёплой обуви, еды,

  Но все - же они выстояли, построили, смогли.

 

  3. 9 мая здесь многолюдно,

  Дети приносят букеты цветов.

  Помнят сельчане, как было трудно

  И мы не забудем тот подвиг отцов!

 

  4. Война не только фронт, передовая,
  Не только танки, взрывы и штыки.
  Ещё, девчушки участь трудовая,
  Мальчишки труд всем мукам вопреки.


 

 5. Война - это не только поле боя,
  И труженики тыла скажут нам.
  Не слышали они бомбёжки воя,
  Трудились с честью все назло врагам.

6. “Присядь, бабуля, расскажи про детство”,
Пристав с распросом, жду её рассказ.
“Как жили бедно с фронтом по-соседству,
Поведай мне хотя бы пару фраз”...


7. Война была жестоким испытанием,
Четыре долгих года, как века.
Жила страна с единственным желанием -
Ждала победы русская страна.

8. Четвёртый класс закончила едва ли,
Работали на поле день и ночь,
Ячмень, пшеницу, рожь серпами жали,
Ну, как же нам для фронта не помочь.

9. Вязали в сноп и ждали просыхания,
Лён теребили - норма же была.
“Бабуля, вы же дети, где ж гуляния?”
Да как гулять, коль всё на фронт… Война.
Ещё сдавали семечки колхозу, Перепелкина
Зимой на нитки пряли снова лён,
Ни зноя не боялись, ни мороза,
Чем больше фронту, тем наш дух силён!


10. “Для фронта всё и всё лишь для победы!”-
Гласил плакат, висящий на стене.
Мы верили вернутся наши деды,
К победе шли с отцами наравне.

11. И сколько нас мальчишек и девчонок
Война сплотила крепко в мощный тыл.
С не детским духом маленький ребёнок.
Четыре года, словно век прожил!

 

Ведущий:

 - Это было по истине тяжелое время. А теперь ребята слово предоставляем нашему очевидцу, который видел тяготы войны и участие женщин, стариков и детей  в строительстве Сурского оборонительного рубежа  (рассказ о строительстве Сурского оборонительного рубежа Трифонова Н.И.).

Учащиеся читают воспоминания  участников:

- 1 чтец: - «Зима 1941 года  была лютой. Температура достигала 45 градусов мороза».

Так вспоминает участница строительства окопов жительница Фекла Гаврилована, жительница д.Ямаши.

- 2 чтец: - «Мама, вышлите мне белье, хлеба и картошки. Вы меня больше не увидите, как и я вас не увижу. Люди говорят, что и раньше во время рытья окопов люди умирали. Видно и мне не придется вернуться домой» - писала в ноябре 1941 г. к родным в  района 17-летняя колхозница Степанова, мобилизованная на строительство оборонительных рубежей. Девушка не преувеличивала свое тяжелое положение: ей приходилось не просто копать ямы вместе с остальными рабочими, а выполнять ежедневную норму – вынуть вручную 3 куб. м. промерзшей как камень земли. Вначале это казалось невозможным, и не только ей. Но время доказало обратное.

  3 чтец: - «Работали с 6 часов утра до 6 вечера, до темноты. Было очень холодно, земля замерзла к тому времени. Рыли клиньями, долбили землю ломами, использовали кувалды. Мы были голодные, но дисциплина была очень строгой. Всего в бригаде остались 9 человек, остальные обморозились и заболели. В премию мы получили шелковые платки с красным цветочным узором и ботинки.  В 1942 году  2 декабря  я ушла на фронт…»

  4 чтец: - Однажды, уже зимой, к нам в дом зашел представитель райвоенкомата по фамилии Владельщиков. Мама лежала больная. Владельщиков приказывает ей: «Вставай! Надо ехать на Суру строить окопы». И тогда я заступился за маму: «Как она может поехать, если она вся горит и лежит в бреду?» Владельщиков тяжко вздохнул: «А что делать? Фашист не ждет». Почему-то именно эти слова «фашист не ждет» крепко засели в памяти.  Я тут же встал с места и говорю: «Может, вместо нее я поеду»? Владельщиков оценивающе посмотрел на меня и спрашивает: «А что ты умеешь делать»? «Все умею. Лошадью править могу». На следующий день я запряг колхозную лошадь, взял кое-какую еду, обулся в лапти, полушубок, сшитый из овчины, и поехал в сторону Ядрина. Со мной на санях сидели 6 человек – все из одной деревенской бригады.

– Сурский рубеж строили женщины. Мужчин было мало – в основном пожилые, инвалиды, которых признали не годными к службе в армии. Поэтому мужские руки ценились. Меня дед с детства учил всякому ремеслу. И вот однажды я как-то наточил пилу. Всем это понравилось, потому что пилить стало легче. После этого я большую часть времени точил пилы. Однажды во время работы у меня из носа пошла кровь – видно, сказались недосыпание и усталость. Помню, одна женщина подошла ко мне, вытерла кровь, обняла и заплакала. Наверное, вспомнила своего сына, который остался дома.

Холод, голод, непосильный труд – однако пожалуй это было не самым страшным испытанием в годы войны…. Матери расставались со своими детьми, жены с мужьями. Разлука, тоска по родным людям, по родной земле, являлись самым болезненным явлением этого времени.

 

Ведущий:

 - Мы должны сохранить в истории память о трудовом подвиге тружеников тыла, отдать долг нашим дедам, прадедам, бабушкам и прабабушкам, которые ценой неимоверных усилий в жесточайших условиях суровой зимы за рекордный срок возвели оборонительную линию и на примере поколения военного времени привить молодёжи чувства патриотизма и гордость за Родину.

Ведущий:

 - Долгие 4 года до 9 мая 1945 года наши деды и прадеды боролись за освобождение Родины от фашизма. Они делали это ради будущих поколений, ради нас. По всей стране, в память о погибших фронтовиках – победителях, проходит Всероссийская акция «Бессмертный полк». На фотографиях лица наших родных и близких, кто защищал Родину от фашизма.

Ведущий:

- Помолчим над памятью друзей,
Тех, кого мы больше не увидим.
Не услышим тех, кто жизнью всей
Вместе с нами в мир грядущий вышел.
 

Ведущий
- В знак нашей общей печали о погибших, в память об отцах, дедах, прадедах, погибших за нашу Родину, объявляется минута молчания! 

(метроном минута молчания)

Ведущий:

 - Нелегко досталась эта Великая Победа, но мы выстояли в жестокой схватке с фашизмом. И хочется, низко поклонившись сказать:

«Слава тебе, победитель-солдат

Ты прошел через все испытания

Не ради чинов и наград,

А чтобы избавить народ от страдания!»

 

Выступление детей.

Ученик: - Война закончилась. И пушки замолчали.

                  И годы сгладили великую беду.

                  И мы живём. И мы опять весну встречаем,

                  Встречаем День Победы, лучший день в году!

 

Ученик: - Наши деды, отцы не щадя живота

                 Своей жизнью ковали победу,

                 Чтоб жила на Земле доброта, красота,

                 Чтоб не знали потомки про беды.

 

Ученик: - Мы помним всех по именам,

                  И всех обнять мы рады!

                  От всей души, спасибо вам,

                   Спасибо, ветераны!


Ученик: - Вы в битве Родину спасли,
                  Преодолели все преграды.
                  Спасибо вам от всей земли,
                  За всё спасибо вам, солдаты.

Ученик: - Как вы вступали в города?
                  Навстречу вам бежали дети.
                  Вам благодарны навсегда
                  Мы все, живущие на свете.

Ученик: - Мы помним всех по именам,
                  И всех обнять мы рады.
                  От всей души спасибо вам,
                  Спасибо вам, солдаты!

 Ученик: - С тех пор салютов много отзвучало,
                   Но каждый день, прошедший без войны,
                   И каждая весна свое начало,
                  Свое тепло берут от той весны.

Ученик: - Сегодня праздник входит в каждый дом,
                  И радость к людям с ним приходит следом,
                  Мы поздравляем вас с великим днём,
                 С днём нашей славы! С днём Победы! (все хором)

 

                                  звучит песня «День Победы»

Ведущий:

-  Низкий поклон вам, труженики тыла, дети военных лет! Мирного вам неба, крепкого здоровья, внимания и теплоты окружающих вас людей!

 

 

 

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Внеклассное мероприятие для 5-9 классов

Урок Памяти «Строительство Сурского оборонительного рубежа».

 Цель: актуализация и расширение знаний учащихся о трудовом подвиге  советского

             народа во время Великой отечественной войны.

Задачи:

 - воспитание уважения к истории своей страны, своего народа;

 - создание условий для формирования чувства гордости за свою Родину;

 - формирование в сознание учеников чувств долга, ответственности, воли;

 - развитие интереса детей к историческому прошлому нашей страны, военной

   истории Отечества.

Участники: учащиеся 1-9 классы, родители школьников, приглашенные  гости.

Форма проведения: литературно-музыкальное мероприятие.

Оборудование: ноутбук,  портреты участников ВОВ, песня «Священная война»,  «День Победы», слова Левитана.

Планируемые результаты:

    Познавательные:

- свободная ориентация и восприятие текстов художественного стиля, осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме;

-приобщение к проектной деятельности по поиску, переработке, оформлению и представлению информации о событиях 1941-1945 годов.

    Личностные:

основы гражданской идентичности личности, чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ, историю, осознание ответственности человека за общее благополучие;

- эстетические чувства на основе знакомства с отечественной художественной культурой;

эмпатия как понимание чувств других людей и сопереживание им.

Ожидаемые результаты:

- вызвать эмоциональный отклик в сердцах у школьников;

- желание изучать историю своей страны, историю Великой Отечественной войны;

- желание выразить отношение к войне, к подвигу нашего народа в годы войны.

Межпредметная связь: литература, музыка, история.

Оформление:  экспозиция  «Вечный  огонь».

Оборудование: ноутбук, проектор, экран, презентация, видео.

Ход мероприятия.

 Ведущий: 

 - 76 лет назад прозвучали последние залпы Великой Отечественной войны. Все дальше в историю уходят эти дни, все меньше остается живых свидетелей, и тем ценнее и дороже для нас сохранившиеся сведения того времени. Сегодня, необходимо снова оглянуться назад, вспомнить боевые и трудовые подвиги военных лет. Среди них - строительство оборонительных сооружений Сурского оборонительного рубежа, которое осуществлялось зимой 1941-1942 годов и стало самой крупной кампанией по мобилизации населения на трудовую повинность.

    Сурский рубеж обороны - одна из героических, но, к сожалению, мало известных страниц истории Великой Отечественной войны. Строительство Сурского рубежа началось в октябре 1941 года для задержания гитлеровских войск на подступах к Казани, Куйбышеву, Ульяновску и Саратову.

Сурский оборонительный рубеж прошел по территории Республик  Мордовия и Чувашия до границ с Ульяновской областью. В строительстве принимали участие сотни тысяч человек, старики, женщины, подростки работали в тяжелейших условиях.

.

«Сурский оборонительный рубеж» читают ученики 6 - 7 классов.

  

  1. Декабрь сорок первого. Фашисты у Москвы.

  И принято решение на берегу Суры

  Построить укрепления, чтоб немцы не прошли.

   2. Зима. Мороз стоял трескучий,

  А люди ломом и киркой крушили эти кручи.

  Им не хватало тёплой обуви, еды,

  Но все - же они выстояли, построили, смогли.

  3. 9 мая здесь многолюдно,

  Дети приносят букеты цветов.

  Помнят сельчане, как было трудно

  И мы не забудем тот подвиг отцов!

  4. Война не только фронт, передовая,
 Не только танки, взрывы и штыки.
 Ещё, девчушки участь трудовая,
 Мальчишки труд всем мукам вопреки.


 5. Война - это не только поле боя,
 И труженики тыла скажут нам.
 Не слышали они бомбёжки воя,
 Трудились с честью все назло врагам.

6. “Присядь, бабуля, расскажи про детство”,
Пристав с распросом, жду её рассказ.
“Как жили бедно с фронтом по-соседству,
Поведай мне хотя бы пару фраз”...


7. Война была жестоким испытанием,
Четыре долгих года, как века.
Жила страна с единственным желанием -
Ждала победы русская страна.

8. Четвёртый класс закончила едва ли,
Работали на поле день и ночь,
Ячмень, пшеницу, рожь серпами жали,
Ну, как же нам для фронта не помочь.

9. Вязали в сноп и ждали просыхания,
Лён теребили - норма же была.
“Бабуля, вы же дети, где ж гуляния?”
Да как гулять, коль всё на фронт… Война.
Ещё сдавали семечки колхозу, Перепелкина
Зимой на нитки пряли снова лён,
Ни зноя не боялись, ни мороза,
Чем больше фронту, тем наш дух силён!


10. “Для фронта всё и всё лишь для победы!”-
Гласил плакат, висящий на стене.
Мы верили вернутся наши деды,
К победе шли с отцами наравне.

11. И сколько нас мальчишек и девчонок
Война сплотила крепко в мощный тыл.
С не детским духом маленький ребёнок.
Четыре года, словно век прожил!

 

Ведущий:

 - Это было по истине тяжелое время. А теперь ребята слово предоставляем нашему очевидцу, который видел тяготы войны и участие женщин, стариков и детей  в строительстве Сурского оборонительного рубежа  (рассказ о строительстве Сурского оборонительного рубежа Трифонова Н.И.).

Учащиеся читают воспоминания  участников:

- 1 чтец: - «Зима 1941 года  была лютой. Температура достигала 45 градусов мороза».

Так вспоминает участница строительства окопов жительница Фекла Гаврилована, жительница д.Ямаши.

- 2 чтец: - «Мама, вышлите мне белье, хлеба и картошки. Вы меня больше не увидите, как и я вас не увижу. Люди говорят, что и раньше во время рытья окопов люди умирали. Видно и мне не придется вернуться домой» - писала в ноябре 1941 г. к родным в  района 17-летняя колхозница Степанова, мобилизованная на строительство оборонительных рубежей. Девушка не преувеличивала свое тяжелое положение: ей приходилось не просто копать ямы вместе с остальными рабочими, а выполнять ежедневную норму – вынуть вручную 3 куб. м. промерзшей как камень земли. Вначале это казалось невозможным, и не только ей. Но время доказало обратное.

  3 чтец: - «Работали с 6 часов утра до 6 вечера, до темноты. Было очень холодно, земля замерзла к тому времени. Рыли клиньями, долбили землю ломами, использовали кувалды. Мы были голодные, но дисциплина была очень строгой. Всего в бригаде остались 9 человек, остальные обморозились и заболели. В премию мы получили шелковые платки с красным цветочным узором и ботинки.  В 1942 году  2 декабря  я ушла на фронт…»

  4 чтец: - Однажды, уже зимой, к нам в дом зашел представитель райвоенкомата по фамилии Владельщиков. Мама лежала больная. Владельщиков приказывает ей: «Вставай! Надо ехать на Суру строить окопы». И тогда я заступился за маму: «Как она может поехать, если она вся горит и лежит в бреду?» Владельщиков тяжко вздохнул: «А что делать? Фашист не ждет». Почему-то именно эти слова «фашист не ждет» крепко засели в памяти.  Я тут же встал с места и говорю: «Может, вместо нее я поеду»? Владельщиков оценивающе посмотрел на меня и спрашивает: «А что ты умеешь делать»? «Все умею. Лошадью править могу». На следующий день я запряг колхозную лошадь, взял кое-какую еду, обулся в лапти, полушубок, сшитый из овчины, и поехал в сторону Ядрина. Со мной на санях сидели 6 человек – все из одной деревенской бригады.

– Сурский рубеж строили женщины. Мужчин было мало – в основном пожилые, инвалиды, которых признали не годными к службе в армии. Поэтому мужские руки ценились. Меня дед с детства учил всякому ремеслу. И вот однажды я как-то наточил пилу. Всем это понравилось, потому что пилить стало легче. После этого я большую часть времени точил пилы. Однажды во время работы у меня из носа пошла кровь – видно, сказались недосыпание и усталость. Помню, одна женщина подошла ко мне, вытерла кровь, обняла и заплакала. Наверное, вспомнила своего сына, который остался дома.

Холод, голод, непосильный труд – однако пожалуй это было не самым страшным испытанием в годы войны…. Матери расставались со своими детьми, жены с мужьями. Разлука, тоска по родным людям, по родной земле, являлись самым болезненным явлением этого времени.

Ведущий:

 - Мы должны сохранить в истории память о трудовом подвиге тружеников тыла, отдать долг нашим дедам, прадедам, бабушкам и прабабушкам, которые ценой неимоверных усилий в жесточайших условиях суровой зимы за рекордный срок возвели оборонительную линию и на примере поколения военного времени привить молодёжи чувства патриотизма и гордость за Родину.

Ведущий:

 - Долгие 4 года до 9 мая 1945 года наши деды и прадеды боролись за освобождение Родины от фашизма. Они делали это ради будущих поколений, ради нас. По всей стране, в память о погибших фронтовиках – победителях, проходит Всероссийская акция «Бессмертный полк». На фотографиях лица наших родных и близких, кто защищал Родину от фашизма.

Ведущий:

- Помолчим над памятью друзей,
Тех, кого мы больше не увидим.
Не услышим тех, кто жизнью всей
Вместе с нами в мир грядущий вышел.

Ведущий
- В знак нашей общей печали о погибших, в память об отцах, дедах, прадедах, погибших за нашу Родину, объявляется минута молчания!
 

(метроном минута молчания)

Ведущий:

 - Нелегко досталась эта Великая Победа, но мы выстояли в жестокой схватке с фашизмом. И хочется, низко поклонившись сказать:

«Слава тебе, победитель-солдат

Ты прошел через все испытания

Не ради чинов и наград,

А чтобы избавить народ от страдания!»

Выступление детей.

Ученик: - Война закончилась. И пушки замолчали.

                  И годы сгладили великую беду.

                  И мы живём. И мы опять весну встречаем,

                  Встречаем День Победы, лучший день в году!

Ученик: - Наши деды, отцы не щадя живота

                 Своей жизнью ковали победу,

                 Чтоб жила на Земле доброта, красота,

                 Чтоб не знали потомки про беды.

Ученик: - Мы помним всех по именам,

                  И всех обнять мы рады!

                  От всей души, спасибо вам,

                   Спасибо, ветераны!


Ученик: - Вы в битве Родину спасли,
                 Преодолели все преграды.
                 Спасибо вам от всей земли,
                 За всё спасибо вам, солдаты.

Ученик: - Как вы вступали в города?
                 Навстречу вам бежали дети.
                 Вам благодарны навсегда
                 Мы все, живущие на свете.

Ученик: - Мы помним всех по именам,
                 И всех обнять мы рады.
                 От всей души спасибо вам,
                 Спасибо вам, солдаты!

 Ученик: - С тех пор салютов много отзвучало,
                  Но каждый день, прошедший без войны,
                  И каждая весна свое начало,
                 Свое тепло берут от той весны.

Ученик: - Сегодня праздник входит в каждый дом,
                 И радость к людям с ним приходит следом,
                 Мы поздравляем вас с великим днём,
                 С днём нашей славы! С днём Победы! (все хором)

                                  звучит песня «День Победы»

Ведущий:

-  Низкий поклон вам, труженики тыла, дети военных лет! Мирного вам неба, крепкого здоровья, внимания и теплоты окружающих вас людей!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

СЦЕНАРИЙ ВНЕКЛАССНОГО МЕРОПРИЯТИЯ «ПРАВЕДНИКАМ ЧУЖДЫ МАВЗОЛЕИ. ЧЕЛОВЕК ЛИШЬ ПАМЯТЬЮ ХРАНИМ» / «Память о Холокосте – путь к толерантности» /

Материал очень сложный  и трудный в эмоционально-психологическом плане. Однако в современном полиэтническом обществе важно говорить с молодым поколением о толерантности через призму исторических ...

Сценарий внеклассного мероприятия, посвященного 70-летию Победы "Тропою Памяти"

Памяти павших во время Великой Отечественной Войны, а также ныне живущим ветеранам войны и тыла  посвящается наше внеклассное мероприятие. Цели мероприятия:  воспитывать патриотиз...

План-конспект интегрированного внеклассного мероприятия (классного часа), приуроченного ко Дню памяти жертв политических репрессий

Данный интегрированный классный час был проведён 29 октября 2015 года длястудентов I и II курсов ГАПОУ «Чебоксарского техникума технологии питания икоммерции» Минобразования Чувашии. Время проведения ...

Конспект внеклассного мероприятия для 5-го класса « Урок России »

Внеклассное мероприятие направленное на патриотическое воспитание школьников, на изучение истории своей Родины и своего края. Содержит материал по символике России, 7 чудесах России, а также краеведче...

Урок Памяти «Строительства Сурского оборонительного рубежа».

Урок Памяти «Строительства Сурского оборонительного рубежа»....

"НЕВИДИМЫЕ СЛЕЗЫ ВОЙНЫ" как строился Сурский оборонительный рубеж и Казанский обвод в Чувашии

Глава Чувашской республики Олег Николаев 2021 год объявил годом Трудового подвига строителей Сурского и Казанского оборонительных рубежей.И это не случайно. В этом году исполняется 80 лет, как началос...

Внеклассное мероприятие для 5-9 классов «Урок о налогах»

Цели урока:образовательные: знакомство учащихся с сущностью, видами и структурой налогов, их функциями в современном обществе;развивающие: формирование у учащихся основ налоговой культуры, развит...