СЦЕНАРИЙ ВНЕКЛАССНОГО МЕРОПРИЯТИЯ «ПРАВЕДНИКАМ ЧУЖДЫ МАВЗОЛЕИ. ЧЕЛОВЕК ЛИШЬ ПАМЯТЬЮ ХРАНИМ» / «Память о Холокосте – путь к толерантности» /
классный час по истории (9 класс) по теме
Материал очень сложный и трудный в эмоционально-психологическом плане. Однако в современном полиэтническом обществе важно говорить с молодым поколением о толерантности через призму исторических событий, в частности через проблему Холокоста.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
metodicheskaya_razrabotka_meropriyatiya.doc | 105 КБ |
prezentaciya_k_vneklassnomu_meropriyatiyu_po_teme_holokost.pptx | 2.82 МБ |
Предварительный просмотр:
СЦЕНАРИЙ ВНЕКЛАССНОГО МЕРОПРИЯТИЯ
«ПРАВЕДНИКАМ ЧУЖДЫ МАВЗОЛЕИ.
ЧЕЛОВЕК ЛИШЬ ПАМЯТЬЮ ХРАНИМ»
/ «Память о Холокосте – путь к толерантности» /
ЦЕЛИ МЕРОПРИЯТИЯ:
- ознакомление учащихся с основными понятиями, связанными с трагедией Холокоста («национализм», «толерантность», «Праведники народов мира»): история их возникновения, характерные черты, человеческие судьбы через призму данных понятий.
- продолжение формирования аналитических умений учащихся, умений высказывать свою точку зрения и обосновывать ее, опираясь на фактологический материал.
- продолжение формирования навыков социальной восприимчивости и доверия, способности к сочувствию и сопереживанию;
- воспитание у учащихся негативного отношения к любым формам насилия над человеком, а так же стремление противостоять им в наше время;
- воспитание толерантности.
ЗАДАЧИ МЕРОПРИЯТИЯ:
- формирование толерантного сознания и патриотизма;
- формирование исторического мышления;
- стимулирование интереса к страницам истории, к их переосмыслению в современных условиях;
- воспитание уважения к людям разных национальностей и вероисповедания.
ФОРМА ПРОВЕДЕНИЕ ВНЕКЛАССНОГО МЕРОПРИЯТИЯ:
устный журнал
МЕТОДЫ: словесный, наглядный, видеометод.
ОБОРУДОВАНИЕ:
- компьютер, мультимедийный проектор, экран;
- записи видео и аудио материалов по теме;
- презентация по теме мероприятия.
УЧАСТНИКИ: учащиеся 8-9 классов (на базе средней школы 8-11 классов)
ХОД МЕРОПРИЯТИЯ.
Видеосюжет «Виртуальное путешествие по Аллее Праведников»
Учитель: Наша встреча сегодня началась с виртуального путешествия по Аллее Праведников мира, которая находится в Иерусалиме. И это не случайно. Сегодня мы будем говорить о проблеме толерантности в современном обществе через призму трагедии Холокоста, и в частности вспоминая тех, кто заслужил святое звание Праведник мира.
«ПРАВЕДНИКАМ ЧУЖДЫ МАВЗОЛЕИ.
ЧЕЛОВЕК ЛИШЬ ПАМЯТЬЮ ХРАНИМ»
Сегодня идет много споров был или не был Холокост
Так что же такое Холокост? Что вы знаете про Холокост? (1 слайд)
(идет разговор с учащимися из зала, звучат высказывания по определению понятия Холокост, что дает учителю основу для построения будущего диалога в учащимися в конце мероприятия ).
Учитель: Итак, давайте же еще раз обратимся к теме Холокост, и постараемся посмотреть на эту трагедию и глазами современников тех событий и глазами нового поколения XXI века.
музыкально-танцевальная композиция под звуки песни Аллы Рид «Памяти жертвам Холокоста»)
(сюжет – мирные люди оказываются в языках пламени и погибают, те, кто остается в живых, продолжает вести разговор с будущим поколением, рассказывая им об ужасах человеческой ненависти и нетерпимости в годы Холокоста)
/звучит музыкальная композиция из кинофильма «Список Шиндлера»/
1 ученик: Что такое Холокост? Если переводить дословно, то оно происходит из греческих библейских форм «сжигаемый целиком» или «принесение жертвы всесожжения».(2 слайд)
2 ученик: В современном обществе это слово зазвучало в 1960-е годы благодаря книгам будущего лауреата Нобелевской премии мира писателя Эли Визеля, живущего в США еврейского писателя, узника Освенцима и Бухенвальда, вся семья которого погибла в нацистки лагерях.
3 ученик: «Холокост» это систематическое преследование и истребление немецкими нацистами и коллаборационистами из других стран
Еврейского народа, которые подвергались дискриминации, зверствам и жестоким убийствам в годы Второй мировой войны.(3 слайд)
4 ученик: Холокост это «синоним» газовых камер, печей сжигающих детей, женщин, стариков, это массовый расстрел невинных мирных людей по одной только причине – принадлежность к еврейскому народу.(4 слайд)
5 ученик: В Израиле и некоторых других странах используется также термин ШОА (Shoax), обозначающий «Катастрофа европейского еврейства».
1 ученик: В период Великой отечественной войны на оккупированной нацистами и их союзниками территории СССР оказалось свыше 80 миллионов человек. Среди них - около 3 миллионов советских евреев. По разным оценкам, от 2,6 до 2,8 миллиона из них погибли. Это почти половина всех еврейских жертв нацизма в Европе. Именно на советской земле началось их тотальное истребление. Всего же в огне Шоа погибло более 6-ти миллионов человек.(4 слайд)
2 ученик: (5 слайд)
Зазря слепая злоба погубила
детей еврейских, женщин и мужчин.
Не перечислить! только в Холокосте
замучены, убиты, сожжены шесть миллионов.
Их в Европе кости
и души в прах и дым превращены. (И. Нюренберг «В моем роду нет
величавой знати…Памяти жертв Холокоста»)
3 ученик: На оккупированных территориях входящих ныне в Российскую Федерацию, действовало 41 гетто, в которых методично истреблялось еврейское население. Еврейские гетто были в Калуге, Орле, Смоленске, Твери, Брянске, Пскове и других местах. (6 слайд)
4 ученик: (7 слайд)
Бродят тучи над планетой,
Словно пленники в неволе.
В душном воздухе, прогретом,
Слышатся мне звуки боли.
Это души Холокоста,
Чьи разбросанные кости,
Что остались без погоста,
Стонут, просятся к нам в гости.
5 ученик:
Просят, чтобы их согрели,
И обмыли, и одели,
И земле родной предали,
И молитву прошептали.
А в просторах неба где-то
Тихо бродят тени гетто,
Словно звездочки на небе,
Только нету с ними ребе.
1 ученик:
Тихо, буднично и просто,
Бродят души Холокоста... (Анатолий Зусман «Души Холокоста»)
5 ученик: Синонимами Холокоста на территории Европы, стали названия лагерей смерти Освенцим, Треблинка, Майданек на территории Польши, Саласпилс на территории Латвии. (8 слайд)
(звучит музыкальный фрагмент 13-й симфонии Д. Шостаковича «Бабий Яр»)
1 ученик: на территории бывшего СССР таким страшным символом Холокоста стал Бабий Яр в городе Киевe. (9 слайд)
2 ученик: Во время Великой Отечественной войны немецкие войска, занявшие Киев 19 сентября 1941, использовали Бабий Яр как место массовых расстрелов. По оценке ученых Украины, в Бабьем Яру количество расстрелянных евреев составило 150 тыс. жителей Киева, а также других городов Украины, и это количество, не включая малолетних детей до 3-х лет, которых тоже убивали, но не считали.
3 ученик: (10 слайд)
Над Бабьим Яром шелест диких трав.
Деревья смотрят грозно,
по-судейски.
Все молча здесь кричит,
и, шапку сняв,
я чувствую,
как медленно седею.
4 ученик:
И сам я,
как сплошной беззвучный крик,
над тысячами тысяч погребенных.
Я -
каждый здесь расстрелянный старик.
Я -
каждый здесь расстрелянный ребенок.
5 ученик:
Ничто во мне
про это не забудет!
"Интернационал"
пусть прогремит,
когда навеки похоронен будет
последний на земле антисемит.
Еврейской крови нет в крови моей.
Но ненавистен злобой заскорузлой
я всем антисемитам,
как еврей,
и потому -
все: я настоящий русский! (Е. Евтушенко «Бабий Яр»)
(ученики уходят со сцены)
видеосюжет «Бабий Яр»
учитель: Говоря о Холокосте, невольно вспоминаются слова Альберта Эйнштейна: «Мир слишком опасен, чтобы в нем жить – и не по вине творящих зло, а из-за тех, кто стоит рядом и ничего не делает».(11 слайд)
Во время Шоа коренное население разных стран относилось к евреям по-разному - от безразличия до враждебности. Большинство равнодушно наблюдало за тем, как их бывших соседей арестовывали и убивали. Были такие, которые сотрудничали с нацистами, другие наживались за счет конфискованного еврейского имущества. Но и в жестоком безнравственном мире оставались еще чистые люди. Именно эти немногие с удивительным мужеством сохраняли лучшие человеческие качества. Сотни людей разных национальностей, происхождения, вероисповеданий, не смотря на опасность, протянули руку помощи еврейскому народу. Они не думали о смерти, которая им грозила, они не думали о славе и доброй памяти, которая возможно ждет их впереди, они просто спасали тех, кому реально смерть смотрела в глаза. «Тот, кто спасает одну жизнь, спасает целый мир» (Синедрион 37, 71) – эти слова по праву относятся к людям, впоследствии названные Праведниками народов мира.
Откуда это название и кто его заслужил в те страшные годы «Всесожжения»?
(выходит группа учеников)
1 ученик: В начале 50-х годов в Израиле был принят Закон о Памяти Катастрофы, согласно которому, лица, не принадлежащие к еврейской национальности, но спасшие евреев в годы фашистской оккупации Европы от смерти, рискуя собственной жизнью, получают звание Праведники народов мира.
2 ученик: Не важно, сколько человек было спасено от смерти, сотни или один, важно, что представитель не еврейского народа рисковал собственной жизнью, жизнью своих родных и близких, не ради денег и обогащения, а ради СПАСЕНИЯ ЧЕЛОВЕКА, чья вина заключается, по мнению фашистов только в том, что он родился в еврейской семье.
3 ученик: В честь каждого признанного праведником проводится церемония награждения, на которой самому праведнику или его наследникам вручается почётный сертификат и именная медаль, на которой на двух языках — иврите и французском — выгравирована надпись: «В благодарность от еврейского народа. Кто спасает одну жизнь, спасает весь мир». Их имена увековечивают в Яд Вашем на Горе Памяти в Иерусалиме. (12 слайд)
1 ученик: Присвоение звания Праведник народов мира выражает собой стремление жертв отдать дань уважения людям, вставшим на их защиту во времена преследований и величайшей трагедии. Звание Праведник народов мира в соответствии с определением Закона о Яд Вашем стало широко известным во всем мире, оно является синонимом чести, человеческого героизма и означает победу добра над силами зла.(13 слайд)
2 ученик: На 1 января 2012 года национальный мемориал Катастрофы (Холокоста) и Героизма Яд ва-Шем, что в переводе «рука и имя», «память и имя» или «место и имя», признал праведниками мира 24 355 человек.
3 ученик: Из этого количества людей 4217 человек - это граждане бывшего Советского Союза 2402 человека только в Украине. В России это звание получили 179 человек. К декабрю 2010 года из российских Праведников мира в живых осталось 9 человек. (14-15 слайды)
1 ученик: История сохранила нам имена тех, кто спас огромное количество еврейских судеб: Рауль Валленберг — шведский дипломат, спасший жизни десятков тысяч венгерских евреев в период Холокоста. После занятия Будапешта Красной армией был арестован в январе 1945 года, переправлен в Москву и предположительно умер в советской тюрьме.
26 ноября 1963 года израильский Институт Катастрофы и героизма Яд ва-Шем присвоил Валленбергу звание Праведника народов мира. (16 слайд)
2 ученик: Оскар Шиндлер — немецкий промышленник, спасший почти 1200 евреев во время Холокоста, предоставив им работу на своих заводах в Польше и Чехии. Эта история легла в основу книги «Ковчег Шиндлера» и основанного на ней фильма «Список Шиндлера». В 1967 он был удостоен награды Израильского мемориала памяти жертв Холокоста (Яд ва-Шем) и был назван одним из тех людей, кто достоин носить имя «Праведник Мира».
(17 слайд)
3 ученик: Ирена Сендлер, — польская активистка движения сопротивления. Часто во время оккупации Польши посещала Варшавское гетто, где следила за больными детьми. Под этим прикрытием она и её товарищи вывезли из гетто 2 500 детей, которые далее были переданы в польские детские дома, в частные семьи и в монастыри. Детей выводили через подвалы домов, непосредственно прилегающих к гетто. Использовались для побегов и водосточные люки. Других детей вынесли в мешках, корзинах, картонных коробках.
В 1965 году израильский музей Холокоста «Яд ва-Шем» присудил Ирене Сендлер звание Праведника народов мира. (18 слайд)
1 ученик: И таких историй множество. Кто- то спас тысячи людей, а кто- то одну, но и одна спасенная жизнь достойна того, что бы назвать человека праведником мира.
(ученики уходят со сцены)
учитель: Это сегодня их называют праведниками мира в Израиле. Это сегодня Израильское правительство оказывает им материальную помощь в знак благодарности за спасение. А тогда, в суровые сороковые, это было сравнимо с «хождением по лезвию ножа». Василий Гроссман назвал их «светлой струей в океане зла и насилия». По его словам, такие поступки были «вечными неугасимыми звездами разума, добра, гуманизма» среди «черных туч расового безумия». Каждый шаг, мог стать роковым и не только для человека, решившегося на него, но и для всей его семьи. Это был большой риск, но люди шли на него…почему? (19 слайд)
(Из зала выходят по одному ученики, рассказывая историю спасения одного из евреев, которому помогли избежать смерть в годы войны. Выход из зала символизирует, что спасение жизни в 40-е годы, дало возможность сегодня их потомкам сидеть рядом с нами в XXI веке в одном зале. Они рассказывают свои истории из жизни и остаются на сцене)
1 ученик: Меня зовут Генрих Лейбович Горфункель. Когда началась война, мне было 4 года. Я жил с мамой и сестрой в Ленинграде (ныне Санкт-Петербург). В августе 1941 года мама меня отправила в саратовскую область, но меня привезли в Краснодарский край и я оказался в детском доме. Но воспитательница Тося узнала, что немцы увозят немецких детей в концлагерь и она меня повезла в г. Туапсе. Всю дорогу она учила меня выговаривать слово «кукуруза». До г. Туапсе мы доехать не успели, т.к. немцы перехватили беженцев и приказали всем вернуться. Тося на обратном пути отдала меня какой-то старушке, т.к. боялась, что в детдоме за мной придут из полиции, которая могла узнать имена детей, зарегистрированных в детском доме. Так и случилось. К моменту ее возвращения уже были составлены списки лиц, подлежавших аресту. К Тосе трижды приходили за «жиденком», но она заверила полицаев, что он по дороге от поноса умер. У женщины, которой меня отдала Тося, было много своих детей и когда приходили немцы, она меня прятала среди них, так как я был на них не много похож. Потом меня забрала их соседка Вера Максимовна Бурячок. Ее сын погиб на войне, и она меня полюбила как сына. Когда приходили немцы, она прятала меня по соседям или в доме. Она знала, что я еврей и называла меня не Генрих, а Гена. Прятать еврейского ребенка было опасно, тем более, что соседи знали о моем происхождении и могли донести на нас немцам. Но все обошлось. В феврале 1943 г. немцы были изгнаны из края, а осенью меня нашла моя старшая сестра, которая забрала меня к маме в Саратовскую область. Вера Максимовна очень плакала при расставании.
После войны мы вернулись в Ленинград. Но никогда наша семья не забывала Веру Максимовну, мою спасительницу. Мы каждое лето ездили к ней в гости, вплоть до ее смерти в 1955г. (20 слайд)
22 декабря 1997 года Яд Вашем посмертно удостоил Веру Бурячок почетным званием Праведник народов мира.
2 ученица: Меня зовут Инна Ларина. В начале войны мне исполнилось 7 лет. Я жила с мамой в г. Курск. Когда папа ушел на фронт, к нам из Москвы приехала мамина сестра Лидия Гершвельд. Мама была из еврейской семьи.
В ноябре 1941 года в Курск вошли немцы. Мама стала чувствовать, что то неладное и стала просить соседей, знакомых взять меня к себе. Многие побоялись меня взять к себе. Согласился бывший муж маминой репрессированной ранее подруги Николай Дудин и его вторая жена тетя Люба. Они воспитывали дочь Изабеллу, и тетя Люба ждала второго ребенка. Но это их не остановило.
(Видеосюжет «Изабелла Образцова о спасении Нины Лариной ее семьей»)
Николай Дудин сделал мне новые документы, и я стала его племянницей Ниной. Два раза за мной приходили из полиции по доносу соседей. Дважды меня спасал дядя Коля от смерти, доказывая, что я его племянница. Во многом ему помогло то, что в прошлом он бывший офицер царской армии и имел ряд наград. После освобождения Курска в 1943 году он искал мою маму и тетю, но безрезультатно, никто не мог точно сказать, когда и где они были расстреляны вместе с другими евреями. Папа вернулся с фронта забрал меня в Киев, но с семьей, которая спасла мою жизнь, мы поддерживаем тесные связи.
23 сентября 1997 года Яд Вашем удостоил Николая Дудина и его супругу Любовь Михалину почетным званием Праведник народов мира. 6 декабря 1998 года этого звания была удостоена и Изабелла Образцова (урожденная Дудина).
3 ученица: Мое настоящее имя Полина Аускер. Я родом из Белоруссии. Мои родители и два маленьких брата были расстреляны, мне чудом удалось сбежать прямо от расстрельной ямы. Я долго шла и нашла приют в Смоленске. Но когда немцы стали готовить операцию по уничтожению еврейского гетто в Смоленске, меня приняли в семью Евгений и Евдокия Лукинские. Не смотря на огромный риск, они добыли мне документы на имя Ольги Храповой. Они очень заботились обо мне, старались поддержать и утешить. После освобождения Смоленска я решила оставить свое новое имя и в знак благодарности взяла фамилию своих спасителей, которую сохранила и после замужества.
3 февраля 1997 года Яд вашем удостоил Евгения и Евдокию Лукинских почетного звания Праведник народов мира. (21 слайд)
4 ученица: Меня зовут Софья Махлина. До войны моя большая, дружная семья жила под Брянском. У меня было два брата и сестра Дора. Маме помогала нас воспитывать няня Татьяна Недостоева. Я ее очень любила. Когда началась война мне было 10 лет. Братья ушли на фронт. Нас немцы переселили в лагерь на окраину города. Мы с мамой работали на овощном складе. Однажды туда пришла Татьяна и забрала меня тихо со склада. Больше я не видела своих родных. В марте 1942 года маму, папу и сестру Дору вместе с другими евреями расстреляли. Татьяна Герасимовна отдала меня в школу под своей фамилией, но кто-то донес, и меня забрали прямо со школы в комендатуру. Татьяна прибежала в комендатуру и долго упрашивала отпустить меня, называя меня своей внебрачной дочерью, которую она была вынуждена воспитывать в доме Махлиных. Эти слова не действовали на полицаев. Тогда она стала просить расстрелять сначала ее, что бы не видеть гибели собственной дочери. Возможно, это убедило немцев, и меня освободили. Так я осталась жива. Мои братья погибли на фронте. Татьяна Герасимовна и я были неразлучны вплоть до ее смерти в 1968 году.
5 июня 2000 года Яд Вашем удостоил Татьяну Недостоеву почетным звание Праведник народов мира. (22 слайд)
1 ученик: Это несколько историй о жизни и трагической судьбе простых еврейских семей в годы Холокоста.
2 ученица: Мои родные люди погибли, но мне удалось выжить в огне Шоа.
3 ученица: И все это благодаря тем, кто не был равнодушен к нашей судьбе, кто не побоялся встать на защиту моей одной жизни.
4 ученица: И таких людей было не мало, а это значит, что спасая нас они спасали наше будущее поколение, будущее нашего народа,…хотя навряд ли они так думали об этом в те страшные далекие годы войны. Они, просто рискуя собой, спасали жизнь другим.
1 ученик: (23 слайд)
Они сейчас, наверное, в раю,
Кто этот мир от зла спасти старался,
Путь, заслоняя к жертве палачу,
До разума пытался достучаться.
2 ученица:
Их голос возносился над толпой,
Деяния угодны были Богу!
Навек остались в памяти людской...
Спасители великого народа! (Наира Багдасарова. Праведникам мира.)
(ученики уходят со сцены)
Учитель: Вы прослушали несколько историй спасения реально живших и выживших людей на территории нашей страны в годы Великой Отечественной войны. Люди, принявшие решение спасти еврея, и сделавшие это сегодня получили звание Праведник народов мира. Но не все сегодня согласны с тем, как звучит это звание, и вообще с признанием катастрофы Холокоста. Как вы думаете, стоит ли давать это звание выше перечисленным людям или нет? Насколько вы оцениваете важность их деятельности в годы войны? Могли бы вы так поступить в годы войны?
(учащиеся высказывают свое мнение, опираясь на услышанный и увиденный материал)
Учитель: 27 января весь мир отмечает день памяти Жертв Холокоста. Эта дата связана с освобождением в 1945 году войсками советской армии концлагеря Освенцим, в котором было уничтожено более 1 млн. евреев.
Этот день был официально установлен по решению Генеральной Ассамблеи ООН в 2005 году. Почему проблема Холокоста сегодня столь актуальна в обществе? Почему, говоря о толерантности сегодня, мы вспоминаем события тех лет? И почему говоря о Праведниках народов мира, мы говорим как о примерах мужества, толерантности и человечности? (24 слайд)
(диалог с учащимися по данным вопросам)
Учитель: Сегодня у нас состоялся очень серьезный, важный и я надеюсь, продуктивный разговор, который мы с вами продолжим не других наших встречах.
(выходят участники мероприятия)
1 ученик: Российский историк и философ, основатель Центра «Холокост» Михаил Яковлевич Гефтер писал:
2 ученик: «Шесть миллионов евреев – расстрелянных, удушенных в газовках. Шесть миллионов – и каждый в отдельности.
3 ученик: Это – память, противящаяся забвению.
4 ученик: Это – зов людей к взаимной близости, недоступной без запрета на убийство.
5 ученик: Это – убеждение: НЕТ ГЕНОЦИДА ПРОТИВ «КОГО-ТО», ГЕНОЦИД ВСЕГДА ПРОТИВ ВСЕХ. Вот что означает ХОЛОКОСТ».
(25 слайд)
6 ученик: Что означает слово «Холокост»?
Сегодня это знать обязан каждый. (26 слайд)
7 ученик: Снимите шляпы.
Встаньте во весь рост. (27 слайд)
вместе: ТРАГЕДИЯ НЕ ПОВТОРИТСЯ ДВАЖДЫ! (И.Сащенко) (28 слайд)
(видеосюжет о трагедии человека в огне Холокоста)
ИНТЕРНЕТ ИТОЧНИКИ.
- http://gostinaya.net/?p=4376
- http://holocaust.ioso.ru/.
- http://magazines.russ.ru/nz/2005/2/alt28.html
- http://neuezeiten.rusverlag.de/2010/12/17/1605/
- http://ru.wikipedia.org/wiki/Праведники_мира
- http://ru.wikipedia.org/wiki/Холокост.
- http://traditio-ru.org/wiki/Холокост
- http://video.mail.ru/inbox/alivechurch/543/556.html
- http://www1.yadvashem.org/yv/ru/righteous/index.asp.
- http://www.eleven.co.il/article/14461
- http://www.litprichal.ru/work/108134/
- http://www.obshelit.ru/works/41963/
- http://www.stihi.ru/2012/08/30/7122
- http://www.stihi.ru/2010/03/21/7977
- http://www.sunhome.ru/poetry
- http://www.youtube.com/watch?v=TO1_P6uu1hE
- http://www.webstudio.il4u.org.il/projects/holoc_nevel/holoco...
- http://youtu.be/mPrIq69iRvM
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Холокост - «сжигаемый целиком» или «принесение жертвы всесожжения». Эли Визель «Холокост» это систематическое преследование и истребление немецкими нацистами и коллаборационистами из других стран Еврейского народа , которые подвергались дискриминации, зверствам и жестоким убийствам в годы Второй мировой войны.
Холокост это «синоним» газовых камер, печей сжигающих детей, женщин, стариков, это массовый расстрел невинных мирных людей по одной только причине – принадлежность к еврейскому народу.
В период Великой отечественной войны на оккупированной нацистами и их союзниками территории СССР оказалось свыше 8 0 миллионов человек. Среди них - около 3 миллионов советских евреев. По разным оценкам, от 2,6 до 2,8 миллиона из них погибли. Это почти половина всех еврейских жертв нацизма в Европе. Именно на советской земле началось их тотальное истребление. Всего же в огне Шоа погибло более 6-ти миллионов человек.
Зазря слепая злоба погубила детей еврейских, женщин и мужчин. Не перечислить! только в Холокосте замучены, убиты, сожжены шесть миллионов. Их в Европе кости и души в прах и дым превращены. (И. Нюренберг «В моем роду нет величавой знати…Памяти жертв Холокоста»)
На оккупированных территориях входящих ныне в Российскую Федерацию, действовало 41 гетто, в которых методично истреблялось еврейское население. Еврейские гетто были в Калуге, Орле, Смоленске, Твери, Брянске, Пскове и других местах.
Бродят тучи над планетой, Словно пленники в неволе. В душном воздухе, прогретом, Слышатся мне звуки боли. Это души Холокоста, Чьи разбросанные кости, Что остались без погоста, Стонут, просятся к нам в гости. Просят, чтобы их согрели, И обмыли, и одели, И земле родной предали, И молитву прошептали. А в просторах неба где-то Тихо бродят тени гетто, Словно звездочки на небе, Только нету с ними ребе. Тихо, буднично и просто, Бродят души Холокоста...
ОСВЕНЦИМ ТРЕБЛИНКА МАЙДАНЕК САЛАСПИЛС
Во время Великой Отечественной войны немецкие войска, занявшие Киев 19 сентября 1941, использовали Бабий Яр как место массовых расстрелов. По оценке ученых Украины, в Бабьем Яру количество расстрелянных евреев составило 150 тыс. жителей Киева, а также других городов Украины, и это количество, не включая малолетних детей до 3-х лет, которых тоже убивали, но не считали.
«…Я -каждый здесь расстрелянный старик. Я -каждый здесь расстрелянный ребенок…»
«Мир слишком опасен, чтобы в нем жить – и не по вине творящих зло, а из-за тех, кто стоит рядом и ничего не делает». А. Эйнштейн.
почётный сертификат Именная медаль, на которой на двух языках — иврите и французском — выгравирована надпись: «В благодарность от еврейского народа. Кто спасает одну жизнь, спасает весь мир». Аллея праведников народов мира
На 1 января 2012 года национальный мемориал Холокоста и Героизма Яд ва-Шем, что в переводе «рука и имя», «память и имя» или «место и имя», признал праведниками мира 24 355 человек.
Из этого количества людей 4217 человек - это граждане бывшего Советского Союза 2402 человека только в Украине. В России это звание получили 179 человек.
К декабрю 2010 года из российских Праведников мира в живых осталось 9 человек: Дарья Андреевна Бондаренко (Рыжова) , Таисия Александровна Лукашенко , Игорь Александрович Полугородник , Николай Николаевич Дорожинский . Изабелла Николаевна Дудина-Образцова , Клавдия Яковлевна Ульянова (Губарева) , Михаил Павлович Зирченко , Тамара Григорьевна Романова , Мария Семёновна Теребилова (Ступак) . .
Рауль Валленберг — шведский дипломат, спасший жизни десятков тысяч венгерских евреев в период Холокоста. После занятия Будапешта Красной армией был арестован в январе 1945 года, переправлен в Москву и предположительно умер в советской тюрьме.
Оскар Шиндлер — немецкий промышленник, спасший почти 1200 евреев во время Холокоста, предоставив им работу на своих заводах в Польше и Чехии. Эта история легла в основу книги «Ковчег Шиндлера» и основанного на ней фильма «Список Шиндлера». В 1967 он был удостоен награды и звание «Праведник Мира».
Ирена Сендлер, — польская активистка движения сопротивления. Она и её товарищи вывезли из гетто 2 500 детей, которые далее были переданы в польские детские дома, в частные семьи и в монастыри. Детей выводили через подвалы домов, непосредственно прилегающих к гетто. Использовались для побегов и водосточные люки. Других детей вынесли в мешках, корзинах, картонных коробках. В 1965 году израильский музей Холокоста «Яд ва-Шем» присудил Ирене Сендлер звание Праведника народов мира.
Василий Гроссман в предисловии к «Черной книге» называл Праведников "вечными неугасимыми звёздами разума, добра, гуманизма" среди «чёрных туч расового безумия».
22 декабря 1997 года Яд Вашем посмертно удостоил Веру Бурячок почетным званием Праведник народов мира.
Евдокия Лукинская Евгений Лукинский с внуком Ольга Лукинская (Полина Аускер) с мужем и детьми. 60-е годы 3 февраля 1997 года Яд вашем удостоил Евгения и Евдокию Лукинских почетного звания Праведник народов мира.
Татьяна Герасимовна Недостоева со спасенной Соней Махлиной и ее старшим братом Владимиром Махлиным. Ноябрь, 1943 год Татьяна Герасимовна Недостоева с Соней Махлиной. Начало 50-х годов 5 июня 2000 года Яд Вашем удостоил Татьяну Недостоеву почетным званием Праведник народов мира.
Они сейчас, наверное, в раю, Кто этот мир от зла спасти старался, Путь, заслоняя к жертве палачу, До разума пытался достучаться. Их голос возносился над толпой, Деяния угодны были Богу! Навек остались в памяти людской... Спасители великого народа! Наира Багдасарова . Праведникам мира.
27 января весь мир отмечает день памяти Жертв Холокоста. Эта дата связана с освобождением в 1945 году войсками советской армии концлагеря Освенцим, в котором было уничтожено более 1 млн. евреев.
«Шесть миллионов евреев – расстрелянных, удушенных в газовках. Шесть миллионов – и каждый в отдельности. Это – память, противящаяся забвению. Это – зов людей к взаимной близости, недоступной без запрета на убийство. Это – убеждение: НЕТ ГЕНОЦИДА ПРОТИВ «КОГО-ТО», ГЕНОЦИД ВСЕГДА ПРОТИВ ВСЕХ. Вот что означает ХОЛОКОСТ». Михаил Яковлевич Гефтер
Что означает слово «Холокост»? Сегодня это знать обязан каждый.
Снимите шляпы, Встаньте во весь рост.
ТРАГЕДИЯ НЕ ПОВТОРИТСЯ ДВАЖДЫ!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Память о Холокосте - путь к толерантности. Урок истории для 9-11 классов
Перед вами методическая разработка внеклассного мероприятия в форме презентации, посвященная такой трагической странице истории как уничтожение евреев в период второй мировой войны. Лучше всего ...
Разработка урока-семинара по литературе в 11 классе по теме "Память о Холокосте – путь к толерантности (по роману А.В.Кузнецова «Бабий Яр»)"
Данный конспект урока поможет привить учащимся чувство сострадания к чужому горю, толерантность....
Память о Холокосте - путь к толерантности.
Урок - исследование в 9 классе...
Проект : "Память о Холокосте – путь к толерантности" «Холокост и футбол» (исследовательская работа)
Исследовательская работа воспитанников детского дома по теме «Холокост и футбол». С этим проектом наши педагоги и воспитанники участвуют в XI международном конкурсе: "Память о Холокосте – путь к...
"Память о Холокосте - путь к толерантности."
В наше время, к сожалению, всё чаще слышны рассказы о выступлениях неофашистов, считающих, что Россия должна быть только для русских, мы в своей работе с молодежью стараемся показать, насколько ...
Сценарий внеклассного мероприятия «Память о Холокосте – путь к толерантности»
Прошло уже более полувека после страшных событий второй мировой войны, но и сегодня массовое уничтожение мирных граждан в газовых камерах и крематория, чудовищная идея – ун...
Методическая разработка внеклассного мероприятия «Память о Холокосте – путь к толерантности»
Актуальность темы «Память о Холокосте – путь к толерантности» определяется реалиями современного мира. Постоянно вспыхивающие конфликты на этнической, национальной и религиозной почв...