Разработка урока-семинара по литературе в 11 классе по теме "Память о Холокосте – путь к толерантности (по роману А.В.Кузнецова «Бабий Яр»)"
план-конспект урока по литературе (11 класс) по теме

Данный конспект урока поможет привить учащимся чувство сострадания к чужому горю, толерантность.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok-seminar_pamyat_o_holokoste_-_put_k_tolerantnosti.docx60.31 КБ

Предварительный просмотр:

Разработка урока-семинара по литературе в 11 классе Учителя русского языка и литературы МАОУ «Средняя общеобразовательная школа №1» города Нурлат Республики Татарстан Сагировой Алсу Радиковны

Тема урока: Память о Холокосте  – путь к толерантности  (по роману А.В.Кузнецова «Бабий Яр»)

Цели и задачи:

  1. Образовательная:
  1. познакомить учащихся с  романом Анатолия Кузнецова «Бабий Яр»;
  2. углубление знаний учащихся по теме трагедия Бабьего Яра;
  3. умение находить причинно-следственные связи, делать выводы;
  4. повысить информационную грамотность учащихся;
  5. продолжить формирование аналитических умений старшеклассников.
  1. Развивающая:
  1. развитие навыков монологической речи,  работы с текстом, умения его анализировать;
  1. умение выслушивать другого человека, способности к сочувствию, сопереживанию;
  2. развитие навыков критического мышления, продолжить развитие навыков групповой работы;
  3. развить коммуникативные навыки.
  1. Воспитательная:
  1. воспитать у школьников стремление противостоять насилию и жестокости в современном мире;
  2. продолжить работу по формированию толерантного сознания и активной позиции нетерпимости к современным проявлениям и толерантности

Материалы и оборудование: 

распечатанные отрывки из книг;

раздаточный материал с основными понятиями и терминами;

кадры из фильма М. Рома «Обыкновенный фашизм»;

музыка Д.Д.Шостаковича «Тринадцатая симфония»;

компьютер, интерактивная доска, проектор.

Ход урока:

"Память о Холокосте необходима,

чтобы наши дети никогда не были жертвами,

палачами или равнодушными наблюдателями".

И. Бауэр

  1. Вступительное слово учителя:

  Звучит музыка Дмитрия Шостаковича «Тринадцатая симфония», на экране показ кадров из фильма М. Рома «Обыкновенный фашизм».

-  29 сентября 1941 года навсегда останется одной из самых мрачных дат в истории человечества, потому что в этот день начались массовые расстрелы фашистскими оккупантами мирных граждан в Бабьем Яру.

      Долгое время было вообще неизвестно, сколько тут полегло людей. В послевоенное время шепотом называлась очень приблизительная цифра, которая до сих пор выбита у подножья установленного тут памятника: “Бiльш нiж 100 тисяч громадян мiста Києва та вiйськовополонених”. Лишь после краха СССР заговорили сначала о 200 тысячах, а по последним сведениям — о 260 тысячах расстрелянных.

      То, что теперь называется Бабьим Яром, на самом деле является сборным понятием. До войны Сырец и Дорогожичи были киевской окраиной, где находилось несколько яров: Бабий, Репьяхов, Кирилловский...

       После начала войны Киев был довольно быстро окружен и несмотря на героическое сопротивление, 21 сентября последние солдаты оставили столицу Украины. Эвакуация была проведена далеко не полностью, так что “живого материала” для проведения “акций” хватало. Для начала в Бабий Яр привезли и расстреляли два цыганских табора. Затем по городу были расклеены объявления без подписей, которые приписывали всем евреям Киева и окрестностей явиться 29.09.1941 в район Лукьяновского кладбища с вещами и документами. За неповиновение — расстрел.

       По официальным данным, с 29 сентября по 1 октября 1941 г. здесь погибло 52 тысячи человек. 17 тысяч стариков, женщин и детей в день!

     Боль, несправедливость – вот что чувствуешь, глядя на эти кадры. Сегодня мы поговорим о Холокосте и о романе А.В.Кузнецова «Бабий Яр». Что же такое «холокост»?

          В переводе с древнегреческого Holocaustosis означает "всесожжение", "уничтожение огнем", "жертвоприношение". Термин «холокост» впервые был использован будущим лауреатом Нобелевской премии мира писателем Эли Визелем как символ газовых камер и крематориев лагерей уничтожения, а в современной научной литературе и публицистике обозначает политику нацистской Германии, ее союзников и пособников по преследованию и уничтожению 6 млн. евреев в 1933-1945 годах. Геноцид евреев был и на территории бывшего СССР. Символом Холокоста в бывшем СССР становится Бабий Яр в Киеве. Об этом и роман Анатолия Кузнецова с одноимённым названием.

  1. Выступления учащихся:

1 ученик. Жизнь и творчество  А.Кузнецова.

Анатолий Васильевич Кузнецов родился в 1929 году в Киеве, где в 1941-1943 гг., во время оккупации, ему пришлось перенести голод, пожары, быть очевидцем массовых расстрелов и нацистского концлагеря в Бабьем Яре.
Эти впечатления легли в основу самого знаменитого произведения А. Кузнецова – романа-документа «Бабий Яр», опубликованного в журнале «Юность» в 1966 году с огромными цензорскими купюрами и написанными «по заказу» вставками, во многом искажающими его суть. В августе 1969 года А. Кузнецов, находясь в командировке в Лондоне, попросил политического убежища и остался в Великобритании. Его имя в СССР было вычеркнуто из всех литературных справочников, а книги – изъяты из употребления.
      Одним из самых значительных литературных событий в его жизни стало издание полного текста романа «Бабий Яр» в 1970 году в издательстве «Посев».  Работая в лондонской студии Радио «Свобода» А. Кузнецов вел еженедельную программу в рубрике «Писатель у микрофона».
      Анатолий Кузнецов внезапно скончался 14 июня 1979 года в своем доме в Лондоне.

2 ученик.  Судьба романа А.Кузнецова «Бабий Яр»

       Роман писателя  Анатолия Васильевича Кузнецова «Бабий Яр» - главное и лучшее его произведение. Это не просто роман о войне, это «роман-документ», как определил его жанр сам писатель. Даже с купюрами, сделанными цензурой, роман оставлял сильнейшее впечатление. Это было не просто новое слово о войне – это была правда о войне, одна из честных страниц в идеологически причесанной советской военной летописи. История Второй мировой войны подвергалась жесточайшей цензуре. Даже материалы Нюрнбергского процесса, которые должны были быть напечатаны во всех странах-союзницах, воевавших с фашистской Германией, в Советском Союзе полностью так и не были опубликованы. А еврейская тема использовалась советскими идеологами в исключительных случаях. Кузнецов же затронул странную историю сдачи и последующего уничтожения исторического центра и святынь Киева, но показал на примере киевского Бабьего Яра не просто историю гитлеровских зверств, а трагедию еврейского народа!

Первоначальную рукопись этой книги А.Кузнецов принес в журнал «Юность» в 1965 году, но ее вернули и посоветовали никому не показывать, пока не уберет «антисоветчину», которую поотмечали в тексте. Он убрал важные куски из глав о Крещатике, о взрыве Лавры, о катастрофе 1961 года и другие – и официально представил смягченный вариант, в котором смысл книги был затушеван, но все же угадывался

Но Анатолий Васильевич  продолжал над ней работать, уже, так сказать, «для себя и для истины». Вставил обратно переработанные и улучшенные куски к Крещатику, Лавре, катастрофе, добавлял новые факты, причем теперь уже о цензуре не думал, и рукопись стала такой, что дома он ее не хранил. У писателя во время отъездов делались обыски, а однажды неизвестно кем был подожжен и сгорел его кабинет. Важнейшие рукописи были пересняты на пленки, которые в железной коробке были зарыты недалеко от дома, а сами рукописи А.В. Кузнецов зарыл в стеклянных банках в лесу под Тулой.

Летом 1969 года А.Кузнецов  бежал из СССР, взяв с собой пленки, в том числе и пленку с полным «Бабьим Яром». Это произведение полностью было опубликовано в 1970 году.  После  выхода «Бабьего Яра» отдельной книгой, она   вызвала гнев в ЦК ВЛКСМ, затем в ЦК КПСС, публикация «Бабьего Яра» вообще была признана ошибкой, переиздание запрещено, в библиотеках книгу перестали выдавать; начиналась новая волна государственного антисемитизма.

  1. Знакомство с произведением:

Учитель:  Какое впечатление произвел на вас роман?  Почему писатель назвал свое произведение романом-документом?

Ученик: Анатолий Васильевич решил, что  «надо  бы  рассказать,  с  самого начала,  как  это  было на  самом деле, ничего не пропуская и ничего не вымышляя.

   Таким   образом,    слово   "документ",   проставленное   в подзаголовке этого романа, означает, что здесь мною приводятся только  подлинные  факты  и   документы  и  что  ни  малейшего литературного домысла,  то есть того, как это "могло быть" или "должно было быть", здесь нет.

Учитель:  Какова тема романа?

Ученик: Тема нацистского мира, уничтожения сотни тысяч людей: евреев, цыган, славян.  

Учитель:  От чьего лица ведется повествование?

Ученик: Читатель видит мир глазами двенадцатилетнего  мальчика Толи, который живет с  мамой, бабушкой и дедушкой.

Учитель:  Где он живет?  

Ученик: Автор пишет: «Я родился и  вырос  в  Киеве,  на Куреневке,  недалеко от  большого оврага,  название которого в свое время было известно лишь местным жителям: Бабий Яр.  Как  и  прочие  куреневские  места,  Бабий  Яр был, как это говорится, местом моего детства, местом наших игр и т. п.»

Учитель:  Расскажите, что мы узнаем о семье мальчика?

Ученик:  Толя жил с дедом «Семериком  Федором Власовичем, который  вырос в селе Шендеровка,  Каневского уезда. Юность он провел в батраках у немецких колонистов на Херсонщине,  навсегда оставив семью.  Отслужив в солдатах,  пошел  на  заработки в Киев,  слонялся  в  поисках работы,  был дворником у генерала, женился на прачке, пошел на трамвай кондуктором и  возмечтал о  своем  домике и  достатке. Он голодал,  холодал,  копил, угробил бабкину молодость, но купил  наконец  кусочек  болота  на  Куреневке,   осушил  его, выстроил хату -- и тут грянула революция.

   Много лет  дед работал слесарем-канализатором на  четвертой обувной фабрике. Водки дед не пил от скупости, не курил, в кино не ходил, на трамвае старался проехать зайцем, штаны и пиджаки донашивал до того,  что они сопревали и расползались на нем.

   Долгорукова Марфа Ефимовна, моя бабушка, родилась и выросла в  селе Деремеэна,  Обуховского уезда.   Двенадцати лет бабка пошла в люди,  была прислугой, нянчила детей, потом стала прачкой.  Она  была  совершенно  неграмотна.   Не  знала  даже  цифр. Бумажные деньги она различала по рисунку и цвету, монеты – по величине.

   Поскольку мать моя,  учительница,  работала в  школе по две смены да  еще оставалась после уроков,  я  полностью вырос при бабке.  Она меня будила,  умывала,  кормила, лупила, забавляла "казочками",  и все она топала, варила, мешала, толкла, делала пойло  поросенку,  гоняла  кота,  гнулась на  грядках,  колола дрова,  и  у  нее постоянно болела поясница.  Она была мягкая, рыхлая,  с грубым деревенским лицом, всегда в сером платке или косынке в горошек.

   Кузнецова Мария  Федоровна,  моя  мать,  была  единственной дочкой у деда и бабки,  и вот ей-то революция дала много. Быть бы  ей  тоже прислугой или прачкой,  да  открылись курсы,  она пошла учиться,  стала учительницей первых -- четвертых классов и преподавала с 1923 года. Была  она  очень красивой,  начитанной,  способной,  пела и играла  в  самодеятельности Народного дома

   Отец  был  настоящий русак,  курский,  в  1917  году  стоял у станка.  Он громил буржуев,  вступил в партию в 1918 году, партизанил на Украине, брал с Фрунзе Каховку,  в качестве командира пулеметчиков брал Перекоп и  сбрасывал Врангеля в  Черное море.  После войны отец пошел  на  рабфак,  а  оттуда  --  в  Политехнический институт.  Он стал инженером-литейщиком. Они развелись, отец уехал на Горьковский завод, потом женился.   Мама продолжала его любить и никогда больше замуж не вышла.    Мама  вела  два  класса  в  обычной  школе,  но  иногда  ей удавалось подрабатывать еще и в вечерней.

   Последнее  время  мать   дежурила  в   пустой  школе  возле телефона,   на   случай   зажигательных   бомб.   Учителей   в организованном  порядке  не   эвакуировали,   мы   сидели   на чемоданах,  но уехать так и не смогли, и мать встретила немцев с ужасом, не ожидая ничего хорошего.

    Вот какими мы  были к  приходу фашизма и  вообще к  приходу войны:  незначительные,  невоеннообязанные,  старики, женщина, пацаненок, то есть те, кому меньше всего нужна война и которым как назло, как раз больше всего в ней достается».

Учитель:  Когда заканчивается их спокойная  жизнь?

Учитель:  Все это заканчивается в « пятницу, 19 сентября 1941 года», когда город Киев оставили советские войска и в город вошли  немецкие войска.

Учитель:  Какая жизнь начинается в городе?

Ученик: В городе всё  начинает подчиняться немецкому командованию. Появляются листовки:   "ЖИДЫ, ЛЯХИ И МОСКАЛИ -НАИЛЮТЕЙШИЕ ВРАГИ УКРАИНЫ!", и Толя начинает задумываться о том, кто же он и его друзья? «Мать  моя - настоящая украинка, отец - чистокровный русский. Значит, я наполовину украинец, а наполовину "москаль", то есть враг сам себе.

   Мои лучшие друзья были Шурка Маца - наполовину еврей,  то есть жид,  а Болик Каминский - наполовину поляк, то есть лях. Получалась сплошная чертовщина».

     Ведь до прихода немцев никогда не стоял вопрос о том, что какая-то нация могла быть лучше другой. Все люди были терпимы друг к  другу,  с уважением, пониманием, чуткостью и  доверием относились к другой нации.

Учитель:  Это есть признаки толерантности.  Как вы думаете, какова же идея романа? Что хотел сказать автор?

Ученик: Каждый человек имеет одинаковую ценность независимо от его национальности и социального положения.  Если люди будут обладать такими  качествами, как толерантность, уважение, умение слушать, договариваться, понимать, то на Земле исчезнут воины, ссоры. Люди не будут страдать и ненавидеть друг друга.

Учитель:   Толерантность- вот основное правило жизни среди людей. Это не только терпимое, уважительное отношение к людям другой национальности, но и умение понимать друг друга.

Учитель:  Что происходило в городе с приходом немцев?

Ученик: Немцы грабили музеи, магазины, заставляли местное население сдавать продовольствие, оружие.  Появились  листовки: «Все жиды города Киева и его окрестностей должны явиться в  понедельник  29  сентября  1941  года к 8 часам утра на угол Мельниковской  и Дохтуровской (возле кладбищ). Взять с собой документы, деньги, ценные вещи, а также теплую одежду, белье и проч.                                                     |

    Кто  из  жидов  не  выполнит  этого  распоряжения и будет найден в другом месте, будет расстрелян. Кто  из граждан проникнет в оставленные жидами квартиры и присвоит себе вещи, будет расстрелян».

 Учитель:  О ком сразу вспоминает Толя?

Ученик:  Он вспоминает о своём друге: «И Шурка Маца поедет?  "Да  зачем  же  это?  --  подумал  я.  -- Нет, это жестоко, несправедливо,  и  очень жалко Шурку Мацу: зачем это вдруг его выгоняют, как собаку?!"

Учитель:  Что произошло с людьми, которые не могли ослушаться приказа немецкой комендатуры?

Ученик: Мальчик узнает от деда и бабушки, что людей расстреливают в Бабьем Яру. «По

Куреневке говорили,  что  за  первый день расстреляно тридцать тысяч человек, остальные сидят и ждут очереди», «…что там всех раздевают, ставят над рвами по  несколько  человек  в  затылок,  чтобы одной пулей убивать многих; положат штабель убитых, присыпают, потом снова кладут, а  много  недобитых,  так  что  земля  шевелится,  и некоторые выползают».

Учитель:  Из самого оврага Бабьего Яра спаслись несколько человек. От кого автор узнает о событиях,  произошедших в Бабьем Яру?

  Ученик: От актрисы  Киевского  театра  кукол  Дины Мироновны Проничевой, она была наполовину еврейкой, поэтому решила проводить родителей (она думала, что евреев просто переселяют на новое место жительства), а самой остаться в городе с двумя маленькими детьми.  Всех  повели к еврейскому кладбищу, который находился около оврага  Бабий Яр.  «Дине  стало  жутко.  Ничего  похожего  на  вокзал  железной

дороги.   Она   всей  душой почувствовала,  что это не вывоз.  Особенно странными были эти близкие пулеметные очереди. Она все  еще  не  могла  и  мысли  допустить,  что  это  расстрел. Во-первых,  такие огромные массы людей!  Такого не  бывает.  И потом -зачем?!»

Учитель:  Конечно, ни один нормальный человек не мог бы поверить, что столько людей могут расстрелять за один день, а по официальным данным, с 29 сентября по 1 октября 1941 г. здесь погибло 52 тысячи человек. 17 тысяч стариков, женщин и детей в день!

 Как же это происходило?

Ученик:   По воспоминаниям Дины Мироновны это было очень хорошо продумано.  «Люди вступили в  длинный проход между двумя шеренгами солдат  и  собак.  Этот  коридор  был  узкий,  метра полтора.  Солдаты стояли плечом к  плечу,  у них были закатаны рукава, и у всех имелись резиновые дубинки или большие палки. И на проходящих людей посыпались удары. Спрятаться  или  уклониться  было  невозможно.  Жесточайшие удары, сразу разбивающие в кровь, сыпались на головы, на спины и  плечи  слева  и  справа». Затем людей заставляли раздеться и вели на расстрел. Некоторые люди  на глазах седели, но никто уже не сопротивлялся, понимая, что не сможет спастись.

Учитель:  Как же смогла спастись Дина Проничева?

Ученик: Дина,  прежде чем пулеметная очередь дошла до нее, успела прыгнуть в овраг, а потом лежала, притворившись мертвой, несмотря на то, что ей сломали правую руку, били и засыпали песком. Ночью она с одним мальчиком Мотей смогла выбраться из оврага, они ночами ползли, пытаясь уйти подальше от этого страшного места.  Но Проничева была опять схвачена немцами. По пути на расстрел ей повезло: она смогла выпрыгнуть из кузова машины и добраться до своих родственников.

Учитель:  Всего несколько человек смогли спастись, и они выступили в  1946  году свидетелями  обвинения на Киевском процессе о фашистских злодеяниях на Украине.

Какие ещё события происходили в городе?

Ученик: В городе был введен комендантский час, и людей за малейшую провинность расстреливали. «Всю  ночь слышались выстрелы то  там,  то  там.  Бабка  сама  видела  на Бессарабке убитую молодую женщину:   говорили,  что ночью ее застрелил патруль и оставил лежать, чтобы все видели» .

   Ученик:  «14 октября прибыл немецкий отряд во главе с врачом,  с невиданными дотоле машинами-душегубками. Людей  партиями по шестьдесят - семьдесят человек загоняли в машины, затем минут пятнадцать работал мотор -  и удушенных выгружали в  яму.  Эта работа шла несколько дней,  спокойно и методично, без спешки, с обязательными часовыми перерывами на обед. На цыган фашисты охотились,  как на дичь, на Украине цыгане подлежали такому же немедленному уничтожению, как и евреи».

    Ученик:  Начались    аресты    коммунистов,    активистов,    причем арестовывали по  первому доносу,  без  всякой проверки. Самой  популярной поговорка:  "Юдам  капут,  цыганам тоже,  а вам,  украинцы,  позже". Овраг  с  ежедневными расстрелами продолжал функционировать нормально.  Убивались такие враги,  которых сажать в лагерь - только беспокойство.  Их привозили,  гнали в  овраг по тропке, клали на землю под обрывом и строчили из автоматов.  Почти все что-то кричали,  но издали нельзя было разобрать.  Потом обрыв подрывали, чтобы засыпать трупы, и так перемещались все дальше вдоль  обрыва.  На  раненых  не  тратили патронов,  но  просто добивали их лопатами.

Учитель:  Как вели себя в городе немцы и полицаи?

Ученик: Они вели себя как хозяева, грабя людей, уничтожая культурные ценности – Киево-Печерскую Лавру, оперный театр,  «опять вывозили что-то награбленное. Черт знает что,  у них через каждые десять слов употреблялось слово "культура".   "тысячелетняя  немецкая   культура,   культурное обновление мира.  Эта,  значит,  культура  была  в  том,  что  они  вывозили все подчистую  из  музеев,  использовали  на  обертку  рукописи  в библиотеке  академии,   стреляли  из  пистолетов  по  статуям, зеркалам,   могильным  памятникам».

    Учитель:   Какой художественный прием использует автор, изображая жизнь  горожан и фашистов?

Ученик:  Антитеза.

Учитель:   Найдите еще примеры антитезы в романе.

Ученик:  Жизнь до войны и после прихода немцев,  евреи и не евреи.

Учитель:  Чем занимается юный герой, чтобы помочь своей семье?

Ученик: Он берется за любую работу, потому что в городе наступает голод.  Толя работает ив огородной бригаде в санатории для немцев, помогает делать колбасу, пытается продавать спички, сигареты, газеты. В Киеве выдают на каждого человека  всего  по 200 граммов хлеба, который сделан из очень плохой муки.

      Людей также  начинают отправлять на работы в Германию, обещая счастливую и сытую жизнь. «Весь 1942 год  был  для Киева и  всей Украины годом угона в рабство».         

Учитель:  Какое событие укрепило дух горожан?

Ученик:  В городе был футбольный клуб «Старт», которому фашисты предложили сыграть с ними в футбол. Киевские футболисты несколько раз обыграли немцев,  и им    предоставлялась   последняя   возможность остаться в живых (нужно было проиграть немцам, чтобы остаться в живых, но они решили, что их спортивные победы укрепят дух простого народа). «Они разгромили  немцев в  этом матче,  а  16 августа со счетом 8:  0 победили  украинскую националистическую команду  "Рух".  Только после этого футболисты были отправлены в Бабий Яр и расстреляны».

Учитель:  Были ли концлагеря в Киеве?

Ученик:  Некоторых помещали сперва в Сырецкий концлагерь над оврагом,  который выстроили к весне 1942 года, и здесь при экзекуциях  и   самом   образе   лагерной   жизни   происходил естественный отбор. «К своей системе Освенцимов,  Бухенвальдов и Дахау немцы приходили не  сразу,  они  экспериментировали.  Они начинали с того,  что  просто  расстреливали,  но  потом,  будучи  людьми хозяйственными и  педантичными,  нащупывали форму этих "фабрик смерти",  где,  прежде чем убить людей, из них извлекалась еще какая-то польза». В Бабьем Яре создавался экспериментальный мыловаренный завод для выработки мыла из убитых, но достроить его немцы не успели.

Учитель:  С каждым днем фронт приближался к столице Украины,  и немцы решили перед отступлением из города скрыть следы своих злодеяний. Что они придумали?  

Ученик: Под угрозой освобождения Киева немцы поторопились ликвидировать любые следы самой массовой интернациональной могилы на земле: заключенные концлагеря под надзором конвоиров 13  августа 1943 года начали откапывать  и сжигать  трупы, размалывать  кости, просеивать  пепел. Тщательно уничтожались любые документы: до настоящего времени уцелело лишь 3 подлинные фотографии казней в Бабьем Яру. И все!  « Так  начался  заключительный  этап  Бабьего  Яра,   попытка вычеркнуть его из истории».  

  Ученик:  ЗЕМЛЕКОПЫ раскапывали ямы,  обнажая залежи трупов,  которые были   сизо-серого   цвета,    слежались,    утрамбовались   и переплелись.  Вытаскивать их  было  сущее мучение,  но,  как уже сказано, постепенно привыкли, работали, позвякивая цепями.

 КРЮЧНИКИ вырывали трупы и  волокли их  к  печам.          

   СТРОИТЕЛИ занимались сооружением печей. Под сильной охраной они ходили через весь овраг на  противоположную сторону -  на еврейское  кладбище,  где  немцы  указывали,  какие  гранитные памятники ломать. Печь набивалась дровами, сверху на решетку клались  тела  головами  наружу.  Второй  ряд  укладывался для перевязки  накрест, затем следовал слой дров и так далее, пока не  вырастал штабель высотой в три метра и со стороной в шесть метров.  В  штабель входило примерно две  тысячи  убитых.  

   КОЧЕГАРЫ разводили огонь снизу,  жар  от  печи   шел невыносимый;  в  овраге  и  далеко  вокруг  стоял  сильный дух паленых  волос  и  жареного  мяса.  Кочегары, когда  печь  остывала,     ее  чистили,   заново перебирали,  меняли прогоревшие решетки и снова подготавливали к загрузке.

   ТРАМБОВЩИКИ имели дело уже с  золой.  На гранитных плитах с кладбища они обыкновенными трамбовками должны были размельчать недогоревшие кости,  нагрузив золу  на носилки,  под конвоем разносили ее по окрестностям Бабьего Яра

и  рассеивали по огородам.  

Учитель:  Как вы думаете, почему немцам так хотелось уничтожить  свои злодеяния?

Ученик:  Они понимали, что они проигрывают войну, поэтому боялись ответственности за свои грехи.

Учитель:  Смогли ли немцы скрыть следы своих преступлений?

Ученик: Нет, потому что такие преступления, как уничтожение тысячи и тысячи людей, не могут остаться безнаказанными. Как бы ни пытались немцы скрыть свои преступления, но о них будет помнить народ, которому не безразлична судьба его страны. Автор вспоминает, что он со своим другом был в Бабьем Яре и видел остатки костей, слой угля и золы «примерно четверть метра». Он « подобрал один кусок, килограмма два весом, унес с собой и сохранил.  Это зола от многих людей, в ней все перемешалось - так сказать, интернациональная зола»

Учитель:  Когда город был освобожден от захватчиков?

Ученик:  Это произошло в пятницу вечером 5 ноября 1943 года?

Учитель:  Сколько дней длилась оккупация Киева?

Ученик: 778 дней.

Учитель:  К какой мысли хотел привести нас автор?

Ученик:  Человеку всегда «свойственно хотеть быть ЧЕЛОВЕКОМ, расти, мужать и бороться за право жить и мыслить.   Душа человека, хоть ее « душат, гнут, узурпируют, втискивают в рамки,  изобретенные мозгами идиотов, ни в грош не ценят ее. А она есть, жива, проявляется, сопротивляется злу и фашизму».

Учитель:  Какова история Бабьего Яра?

Ученик: Бабьего Яра  нет.  Он  засыпан,  через него  проходит новое шоссе,  а  вокруг идет строительство,  но до сих пор при рытье котлованов находят кости,  иногда скрученные проволокой. Пепел давно  развеялся,   частью  остался  глубоко  под  землей,  от  погибших остались лишь цифры и воспоминания.  Каждый  из  погибших  был  живым  человеком,   личностью  с мыслями,  радостями, горестями и талантами. Сколько их было - точно никогда не узнать. Цифры условны.

     Ученик: После войны все связанные с массовыми расстрелами в Киеве сведения были окутаны плотной завесой тайны. Анатолий Кузнецов с возмущением писал в своем романе-документе “Бабий Яр” о трех попытках уничтожить саму человеческую память об этой страшной трагедии.

Учитель: На 1950 год было запланировано открытие памятника жертвам фашистского террора в Бабьем Яру, однако, из-за начавшейся (под маской борьбы с космополитизмом) в 1948 году антисемитской кампании, проект не был осуществлен .
       После войны местные власти превратили Бабий Яр в городскую свалку и разрушили старое еврейское кладбище, где в том числе находились и могилы выдающихся деятелей еврейской культуры. Бабьему Яру было отказано в праве быть местом памяти, местом скорби – в конце 1940-х годов в местной печати поднимался вопрос о том, не разбить ли на склонах Бабьего Яра живописный парк, была даже идея построить танцплощадку. В 1950 году было решено уничтожить овраг, а на его месте построить стадион и разбить парк. Но этот проект не осуществился: в 1959 году против этого выступил писатель Виктор Некрасов, а весной 1961 года из-за неправильных инженерных расчетов (овраг не засыпали, а замывали) целый район Киева был залит жидкой грязью, было много человеческих жертв, однако официально было объявлено только о 145 погибших. Среди киевлян возникло суеверие, что «Бабий Яр мстит» за надругательство над жертвами войны. В 1962 году была предпринята третья и самая серьезная попытка уничтожить Бабий Яр. Бабий Яр был всё-таки засыпан, через него проложили шоссе и построили жилые дома. Кроме того было уничтожено еврейское кладбище, которое находилось рядом, а на его месте был построен телецентр. Между домами и телецентром возник огромный пустырь.
         В 1960-е годы тема холокоста, символом которого стал Бабий Яр, становится довольно значимой темой для интеллигенции. В сентябре 1961 года в «Литературной газете» было опубликовано стихотворение Евтушенко «Бабий Яр».

Ученик:     Бабий Яр

Над Бабьим Яром памятников нет.

Крутой обрыв, как грубое надгробье.

Мне страшно.

        Мне сегодня столько лет,

как самому еврейскому народу.

Мне кажется сейчас —

        я иудей.

Вот я бреду по древнему Египту.

А вот я, на кресте распятый, гибну,

и до сих пор на мне — следы гвоздей.

Мне кажется, что Дрейфус —

        это я.

Мещанство —

        мой доносчик и судья.

Я за решеткой.

        Я попал в кольцо.

Затравленный,

        оплеванный,

                оболганный.

И дамочки с брюссельскими оборками,

визжа, зонтами тычут мне в лицо.

Мне кажется —

        я мальчик в Белостоке.

Кровь льется, растекаясь по полам.

Бесчинствуют вожди трактирной стойки

и пахнут водкой с луком пополам.

Я, сапогом отброшенный, бессилен.

Напрасно я погромщиков молю.

Под гогот:

        «Бей жидов, спасай Россию!» —

насилует лабазник мать мою.

О, русский мой народ! —

        Я знаю —

                ты

По сущности интернационален.

Но часто те, чьи руки нечисты,

твоим чистейшим именем бряцали.

Я знаю доброту твоей земли.

Как подло,

        что, и жилочкой не дрогнув,

антисемиты пышно нарекли

себя "Союзом русского народа"!

Мне кажется —

        я — это Анна Франк,

прозрачная,

        как веточка в апреле.

И я люблю.

        И мне не надо фраз.

Мне надо,

        чтоб друг в друга мы смотрели.

Как мало можно видеть,

        обонять!

Нельзя нам листьев

        и нельзя нам неба.

Но можно очень много —

        это нежно

друг друга в темной комнате обнять.

Сюда идут?

        Не бойся — это гулы

самой весны —

        она сюда идет.

Иди ко мне.

        Дай мне скорее губы.

Ломают дверь?

        Нет — это ледоход...

Над Бабьим Яром шелест диких трав.

Деревья смотрят грозно,

        по-судейски.

Все молча здесь кричит,

        и, шапку сняв,

я чувствую,

        как медленно седею.

И сам я,

        как сплошной беззвучный крик,

над тысячами тысяч погребенных.

Я —

        каждый здесь расстрелянный старик.

Я —

        каждый здесь расстрелянный ребенок.

Ничто во мне

        про это не забудет!

«Интернационал»

        пусть прогремит,

когда навеки похоронен будет

последний на земле антисемит.

Еврейской крови нет в крови моей.

Но ненавистен злобой заскорузлой

я всем антисемитам,

        как еврей,

и потому —

        я настоящий русский!

Учитель:  Стихотворение получило широкий резонанс в обществе. Стихотворение «Бабий Яр» (наряду с другими стихами Евтушенко) было использовано Дмитрием Шостаковичем для создания в 1962 году «Тринадцатой симфонии», которая, как и само стихотворение, подверглось партийной критике.

       В 1966 году под давлением общественности вблизи Бабьего Яра был установлен гранитный обелиск. В 1972 году началось строительство памятника, который был установлен в 1976 году..

        Ещё одним значимым событием стал траурный митинг в Бабьем Яру. В 1966 году в Бабьем Яре прошел первый неофициальный митинг памяти, на котором было не менее 1000 человек, в том числе представители украинской интеллигенции: Виктор Некрасов, критик Иван Дзюба, режиссёры Рафа Нахманович, Гелий Снегирёв, хирург Николай Амосов, авиаконструктор Олег Антонов, скульптор Валентин Селибер. На этот митинг приехал ряд представителей московской интеллигенции – Владимир Войнович, Петр Якир, Юлий Ким, Феликс Светов и другие.  Бабий Яр стал для евреев местом национального самосознания.

  1. Подведение итогов урока:

Учитель:    В 1945г. немецкий фашизм был побежден. Но антисемитизм остался. В современном российском обществе молодое поколение мало что знает про Холокост.  Это одна из причин,  по которой в России продолжается рост экстремистских настроений.  Как же выглядит современный фашизм, «Фашизм ХХI века»?

Ученик: Мы знаем, что создаются различные фашистские объединения, в которые объединяется современная молодежь. Они занимаются уничтожением памятников и  надгробий на кладбищах, избивают, а иногда и убивают людей нерусской национальности.

Учитель:  К сожалению, современный мир полон событий, которые являются ярким проявлением не толерантного поведения, доходящего до геноцида. В борьбе против подобных страшных процессов важно обращаться к прошлому человечества, анализировать причины, механизмы возникновения и развития нетерпимости, порой превращаемой в государственную политику, в предыдущие эпохи.

Учитель: Возможен ли геноцид в современном мире? Как Вы считаете надо ли говорить о ксенофобии и неофашизме в XXI в.? (Обсуждение вопросов).

Ученик:  По словам А.В.Кузнецова: «Фашизм,  насилие и  войны  должны  уйти,  оставшись лишь  в книгах о прошлом».

Учитель: Какие заключительные слова в романе? К какой мысли приводит нас автор?

Ученик:   Нельзя забывать трагедии Бабьего Яра, Бухенвальда, Хиросимы.  «И  потому,  что это вообще незабываемо,  и потому, что над современным человечеством, как

мутная туча,  не сняты проблемы Бабьих Яров».  

Учитель: Да, вы правы. Пока мы помним  о том, что  вынес  еврейский народ и весь мир из страшного опыта Холокоста,  не может быть геноцида и рабства. Молодежь, студенты, школьники должны помнить, не забывать  страшные уроки истории. Вам жить, строить мир в XXI в. Мы должны сделать все, чтобы страшные события не повторились ни с одним народом.

  1. Домашнее задание: напишите сочинение на тему «  Толерантны ли мы?» 

Список использованной литературы

  1. Альтман И.А., Гербер А.Е., Полторак Д.И. История Холокоста на территории СССР. Учебное пособие.- М.:  Фонд «Холокост», 2001.
  2. Дойчкрон И. Я носила жёлтую звезду. – М.:  Текст,  2001.
  3.  Захаров В., Кулишов  В. В преддверии Катастрофы.– М.: Фонд «Ковчег», 2003.
  4. Кузнецов А. Бабий Яр. Роман-документ / А.Кузнецов. - М.: Советский писатель: Олимп, 1991.
  5. Русская литература о Холокосте: хрестоматия / Сост. М.М. Альтман. - М.: НПЦ «Холокост», 1997.
  6. Селигман М., Дэвисон Д., Макдональд Д. В тени свастики: жизнь в Германии при нацистах, 1933-1945. –М.: Центрполиграф, М., 2008.
  7. Холокост. Энциклопедия. – М.: Российская политическая энциклопедия (РОССПЭН),  2005.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Память о Холокосте - путь к толерантности. Урок истории для 9-11 классов

Перед вами методическая разработка внеклассного мероприятия в форме презентации, посвященная такой трагической странице истории как уничтожение евреев в период второй мировой войны. Лучше всего ...

Память о Холокосте - путь к толерантности.

Урок - исследование в 9 классе...

Разработка урока-семинара по геометрии для 9 класса

Тема двухчасового урока-семинара для девятиклассников "Скалярное произведение, понятие, свойства, применение." В данном материале содержится полное описание хода урока, условие сопутствующих задач с о...

"Уроки Холокоста - путь к толерантности" программа элективного курса

Программа элективного курса «Уроки Холокоста – путь к толерантности» адресована учащимся 10-11 классов. Она нацелена на получение школьниками знаний и умений, необ...

Проект : "Память о Холокосте – путь к толерантности" «Холокост и футбол» (исследовательская работа)

Исследовательская работа воспитанников детского дома  по теме «Холокост и футбол». С этим проектом наши педагоги и воспитанники участвуют в XI международном конкурсе: "Память о Холокосте – путь к...

Разработка урока-семинара по математике в 9 классе по теме «Проценты в нашей жизни»

Разработка урока-семинарапо математике в 9 классепо теме «Проценты в нашей жизни»( с использованием проектных образовательных технологий )...

«Уроки Холокоста - путь к толерантности». классный час в 7 классе

Продолжая говорить о толерантности, мы сегодня пойдем немного в другом направлении и поговорим о памятной дате 27 января – день памяти жертв Холокоста....