статья "Современные педагогические технологии на уроках истории"
статья по истории

Суворова Ирина Николаевна

Сегодня главная цель изучения истории - образование, развитие и воспитание личности школьника, способного к самоиденфикации и определению своих ценностных приоритетов на основе осмысления исторического опыта своей страны и человечества в целом, активно и творчески применяющего исторические знания в учебной и социальной деятельности.

 

Обучение рассматривается как процесс овладения не только определенной суммой знаний и системой соответствующих умений и навыков, но и как процесс овладения различными компетенциями. На основании требований ФГОС в преподавании истории реализуются актуальные в настоящее время компетентностный, лично-ориентированный, деятельностный подходы.

Цель моей статьи: найти ответ на вопросы: “Как научить ребят находить истину? Как сделать урок эффективным, интересным для ребят?”

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon sovremennye_ped._tehnologii.doc80.5 КБ

Предварительный просмотр:

 «Современные педагогические технологии на уроках истории»

Статью подготовила: Суворова Ирина Николаевна

Должность: преподаватель истории и обществознания СПб ГБПОУ «Автодорожный колледж»

Происходящие социально-экономические изменения   в российском обществе  обусловили необходимость реформирования в системе образования. Современное образование призвано формировать у учащихся активную гражданскую позицию, способность самостоятельного принятия решений в разных жизненных ситуациях, а также готовность нести за них ответственность.

Сегодня главная цель изучения истории - образование, развитие и воспитание личности школьника, способного к самоиденфикации и определению своих ценностных приоритетов на основе осмысления исторического опыта своей страны и человечества в целом, активно и творчески применяющего исторические знания в учебной и социальной деятельности.

Обучение рассматривается как процесс овладения не только определенной суммой знаний и системой соответствующих умений и навыков, но и как процесс овладения различными компетенциями. На основании требований ФГОС в преподавании истории реализуются актуальные в настоящее время компетентностный, лично-ориентированный, деятельностный подходы.

Педагогическая технология - направление педагогики, имеющее цель повышения эффективности образовательного процесса, гарантии в достижении запланированных результатов обучения.

Преподаватель должен владеть всем инструментарием методов обучения, и роль технологий в достижении современного качества образования в этих условиях значительно возрастает. К числу современных образовательных технологий можно отнести:

- технологию личностно-ориентированного обучения;

- технологию использования в обучении игровых методов: ролевых, деловых и                       других видов обучающих игр;

- технологию развивающего обучения (Д.Б. Элькольнин и В.В. Давыдов);

- коллективную систему обучения;

- информационно-коммуникационные технологии;

- технология модульного обучения.

- технология дистанционного обучения

- интерактивные технологии: «Дебаты», проведения дискуссий, тренинговые технологии,

- технологию разноуровневого обучение;

- проблемное обучение;

- здоровьесберегающие технологии и другие.

А. Дистервег сказал: “Плохой учитель преподносит истину, хороший - учит ее находить”.

Цель моей статьи: найти ответ на вопросы: “Как научить ребят находить истину? Как сделать урок эффективным, интересным для ребят?”

Одной из эффективных форм работы выступает ученическое исследование. Цель ученического исследования — глубокое и прочное усвоение программного материала, формирование у учащихся исследовательских навыков. В ходе ученического исследования используются разнообразные источники: текст учебника, научно-популярная литература, документы, ресурсы Интернет, материалы СМИ и др. Проектно-исследовательская технология,  позволяет обеспечить высокий уровень самостоятельности  и творческой активности обучающихся. Использование данной технологии  позволяет педагогу разнообразить формы и методы  работы, активизировать деятельность учащихся. Целью проектно-исследовательской деятельности является понимание и применение учащимися знаний, умений и навыков, приобретенных при изучении различных предметов. Проектная деятельность содержит: анализ проблемы; постановку цели, выбор средств ее достижения, поиск и обработку информации, оценку полученных результатов и выводов.

Учащиеся разрабатывают различные формы проектов: доклад, эссе, реферат, плакат, презентация, видеоролик и т.д.

Совместно с учащимися  я разрабатываю  критерии оценки защиты проекта:

  • Качество работы: полнота представления темы, аргументированность, убедительность представления проекта, объем и глубина знаний
  • Культура речи: использование наглядных средств, чувство времени, удержание внимания аудитории
  • Ответы на вопросы: полнота, аргументированность, дружелюбность
  • Деловые качества докладчиков: готовность к дискуссии, доброжелательность, контактность
  • Достижение цели проекта.

Например, учащиеся составляют кроссворды по разным темам. Составление авторского кроссворда на историческую тему предоставляет большие возможности для развития разнообразных умений и компетенций. Для составления кроссвордов используются разнообразные источники информации, актуализируются межпредметные связи и развиваются коммуникативные навыки. Такая творческая работа требует большого объема времени и поэтому чаще всего это одна из разновидностей домашнего мини-проекта.  Кроссворды лучше использовать для проверки больших блоков пройденного материала.

На уроках по истории я практикую представление обучающимися своих презентаций. Они самостоятельно работают над выбранной темой и презентуют готовый проект. Например,  презентации по разделам культуры, доклады об общественных и государственных деятелях, эссе.  

 Требования к оформлению презентации:

1. Презентация должна быть разумно объёмной (около 12 слайдов).

2. Слайды должны содержать не только текстовую информацию, но и возможные иллюстрации по заданной теме.

3. Слайды должны быть разумно яркими (предпочтительные цвета – красный, зелёный, белый).

4. При использовании форм и линий нежелательны «рваные», изломанные линии (желательны плавные линии, отсутствие прямых углов).

5. Звуковое оформление (если оно необходимо) не должно быть громким.

На своих уроках я применяю такие презентации как:

"Социальное взаимодействие"; "Юридическая ответственность и её виды"

"Социальная мобильность"; "Диссиденты"; "Перестройка"

"Холодная война"; "Советская культура в годы войны";

"Временное правительство"; "Сталинградская битва" и многие другие.

 Эффективность использования технологии проблемного обучения во многом зависит от соблюдения этапов её реализации:

1) Постановка проблемы;

2) Выдвижение гипотез;

3) Подтверждение гипотез фактами, документами, примерами;

4) Выводы по решению проблемы.

Использование проектно-исследовательской технологии способствует самостоятельному овладению знаниями, выходящими за пределы учебной программы, повышению уровня учебной мотивации, развитию креативности мышления, формированию умений и навыков научно-исследовательской деятельности, привитию  навыков  публичного выступления, формированию мировоззрение.

Групповые технологии требуют временного разделения класса на несколько групп для совместного решения определённой задачи. Учащимся предлагается обсудить задачу, наметить пути её решения и представить найденный совместный результат. Эта форма работы лучше обеспечивает учёт индивидуальных особенностей и открывает больше возможностей для коллективной познавательной деятельности. Технологический процесс групповой работы может состоять из следующих элементов:

1. Подготовка к выполнению группового задания:

- Постановка познавательной задачи (проблемная ситуация).

- Инструктаж о последовательности работы.

- Раздача дидактического материала по группам.

2. Групповая работа.

- Индивидуальное выполнение заданий.

- Обсуждение индивидуальных результатов работы в группе.

- Обсуждение общего задания группы(замечания, дополнение. обобщение).

- Подведение итогов группового задания.

3. Заключительная часть.

- Сообщение о результатах работы в группах.

- Анализ познавательной задачи, рефлексия.

- Общий вывод о групповой работе и достижении поставленной задачи.

Игру как метод обучения и воспитания, передачи опыта старших поколений младшим люди использовали с древности. Широкое применение игра находит в  педагогике. В современной школе, делающей ставку на активизацию и интенсификацию учебного процесса, игровая деятельность используется в следующих случаях:

  • в качестве самостоятельных технологий для освоения понятия, темы или

раздела учебного предмета;

  • как элементы более обширной технологии;
  • в качестве технологии урока (занятия) или его фрагмента (введения, объяснения, закрепления, упражнения, контроля);
  • как технология внеклассной работы (игры типа «Зарница», «Орленок»).

В отличие от игр вообще педагогическая игра обладает существенным признаком — чётко поставленной целью обучения и соответствующими ей педагогическими результатами, которые могут быть обоснованы, выделены в явном виде и характеризуются учебно-познавательной направленностью.

Игровые приёмы и ситуации побуждают, стимулируют учащихся к учебной деятельности. Реализация игровых приёмов и ситуаций происходит по таким основным направлениям: дидактическая цель ставится перед учащимися в форме игровой задачи; учебная деятельность подчиняется правилам игры; учебный материал используется в качестве её средства, в учебную деятельность вводится элемент соревнования, который переводит дидактическую задачу в игровую; успешное выполнение дидактического задания связывается с игровым результатом.

В своей работе я использую следующую игровую деятельность:

1. Работа с хронологией и терминами.

  • Хронологическая разминка (фронтальный опрос с элементами соревнования по группам).
  • Найди пару: в первом столбике слова, во втором - значения. Какая команда сделает быстрее?
  • Хронологическая дуэль: команды задают вопросы, требующие знание дат, словарная дуэль - аналогичная работа с терминами.
  • Словарный аукцион: учащимся предлагается назвать слова: термины, имена, географические названия по одной теме. Побеждают те, кто больше знает слов и назовет слово последним.

2. Проведение деловой игры на уроке.

Например, "Судебный процесс", "Предпринимательство и бизнес", "Выборы в Государственную Думу", "Дорогами войны".

3. Проведение игры во внеурочное время. (КВН, "Умники и умницы" и др.)

Технология проблемного обучения не нова: она получила распространение в 20-30 годы. Сегодня под проблемным образованием понимается такая организация занятий, которая предполагает создание под руководством учителя проблемных ситуаций и активную самостоятельную деятельность учащихся по их разрешению, в результате чего происходит овладение знаниями, умениями, навыками и развитие мыслительной деятельности. Проблемное обучение основано на создании проблемных ситуаций. Организация проблемного обучения предлагает применение таких приемов и методов преподавания, которые приводили бы к возникновению проблемных ситуаций.

        1. Вопросно-ответная форма применялась в древности. В наше время не прекращаются попытки ее усовершенствования. В активизации познавательной деятельности вопросы имеют важное значение. Умелой постановкой вопроса можно создать противоречие ситуации.

        На уроке истории в 5 классе по теме “Падение Римской республики» при постановке вопроса: почему пала Римская Республика” дети отвечают: “Удар республике наносят рабовладельцы ”. Учитель: “Это верная мысль, но не главная. Кому в Риме принадлежала власть? Вы отвечаете рабовладельцам. Оказывается, те, кто господствовал в Риме, и разрушили республику. Как понять это противоречие?"         Такая постановка вопроса привела к созданию проблемной ситуации. Таким образом, проблемными являются те вопросы, которые вызывают у учащихся интеллектуальные затруднения, и в тоже время посильные для самостоятельного нахождения ответа. Формулировка вопроса логически должна быть связана не только с новыми, но и прежними знаниями ученика.

        2. Ученик, учебное пособие являются важнейшими источниками вопросов, задач, заданий. Научить школьника работать с книгами – это значит научить его учиться.

        Для проблемного обучения важно научить ученика самостоятельно работать с учебником, вырабатывая навыки умения осмысленного чтения. Используя такие приемы работы выделить главную мысль параграфа, составить план, ответить на вопросы, составить вопросы к тексту, постановка вопросов к себе и поиск ответов.

        Например: изучая тему “Франция в XVIII в.”, в учебнике читаем “…феодальное общество делилось на 3 сословия: 1- духовенство, 2-дворянство, а все остальные слои населения - 3 сословие. Какие слои входили в 3 сословие?”

        3. Проблемное изложение материала учителем. Рассказывая материал “Февральская революция 1917” даю детям информацию о календаре событий с 17 февраля по 14 марта 1917. Совместно с ребятами составляем календарь событий, а затем переходим к выполнению проблемных заданий.

        4. Проблемное задание - ею выполнение требует усвоения многих фактов данного урока, побуждает вспоминать ранее пройденные факты. Так при изучении темы “Февральская революция 1917 год” выполняем следующие задания: Почему победила Февральская революция? Как могло случиться, что всего за 8 дней развалилась монархия, державшаяся веками и в течение 3-х лет первой русской революции? Каков итог революции? Сравни 1-ю и 2-ю революцию.  Задания бывают несколько видов:

        логически-поисковые - связаны с выполнением задания на преображение новых знаний и усовершенствование старых.

        констатирующие - работы, включающие познания и описания новых знаний.

        творческие - проявление учеником эмоционального отношения к фактам, явления, личности.

        Для успешной работы по проблемной технологии необходимо отбирать самые актуальные задачи, использовать эту технологию в различных видах работы, осуществлять личностный подход и мастерство для развития активной познавательной деятельности ученика.

        

 

Заключение

           Мы не можем пройти мимо того факта, что новые образовательные технологии стремительно входят в нашу жизнь. И чем быстрее мы обратимся к ним, оценим их значение и выработаем методику их применения, тем более полноценным, познавательным, увлекательным будет учебный процесс, как для учащихся, так и для нас самих.

        Итак, «современная педагогическая технология» - понятие комплексное, включающее в себя множество элементов. Прежде всего, это организация системного подхода создания, применения и определения всего процесса преподавания и усвоения знаний с учётом технических и человеческих ресурсов и их взаимодействия, ставящего своей задачей оптимизацию форм образования.         Современные педагогические технологии своими корнями уходят в опыт педагогов прошлых лет, дополняют и модернизируют уже имеющийся опыт. Главной отличительной чертой любой современной педагогической технологии является её адекватность окружающей действительности, направленность на получения результата, ориентированность на всестороннее развитие личности ребёнка.

        На данный момент существует множество различных технологий в преподавании истории. Современный учитель должен владеть основными из них и применять их в своей практической деятельности. Самыми распространёнными среди них являются технология эвристической беседы, проблемный метод, игровые формы ведения урока, применение информационно-коммуникационных технологий в образовательном процессе.

        У каждой из предложенных технологий имеются свои достоинства и недостатки. Так, применяя метод эвристической беседы, можно за короткий период времени повторить основные положения изученного материала, а также создать хорошую почву для изучения новых тем. Вместе с тем, подготовка к такому уроку занимает достаточно много времени и не всякий учащийся способен воспринимать данную форму работы

        Обращаясь к технологии проблемного обучения важно отметить её важность для учащихся старшей школы, а особенно учащихся профильных классов. Эта технология позволяет вести изучение предмета на более глубоком уровне, заострять внимание школьников на узловых и характерных для темы проблемах. При этом стимулируется познавательная активность школьника, развивается критическое мышление. Кроме того, и в истории, есть масса тем, где все точки над и ещё не поставлены, а ведутся ожесточённые споры. Из явных, на мой взгляд, недостатков методики нужно выделить необходимость выделения под работу такого типа большого количества времени.

        Полного взаимопонимания учителя и учеников требует активно пропагандируемая А.В. Хуторским игровая технология ведения современного урока. Методика хороша для использования в средней и старшей школе. Она способствует развитию познавательной активности учащихся, рождает заинтересованность в изучении предмета, не даёт детям уставать. При этом важно отметить, что данный метод требует полного контроля учителя над классом и хороших навыков сознательной дисциплины у школьников. Особенно успешно его можно использовать в проведении различного рода мероприятий во внеурочной деятельности учащихся.

        В своей работе я не коснулась множества технологий, которые применяю на уроках, остановившись на наиболее важных для меня. По возможности я стараюсь постоянно вносить в свою деятельность разнообразие и использовать наиболее удачный опыт своих коллег.

        Еще раз следует подчеркнуть, что при новой парадигме образования педагог выступает больше в роли организатора самостоятельной активной познавательной деятельности учащегося, компетентным консультантом и помощником. Эта роль значительно сложнее, чем при традиционном обучении и требует от педагога более высокого уровня профессионально-педагогической культуры.

Список используемых источников литературы

1.  Алексашкина Л. Н. Учебные лекции по истории//Преподавание истории и обществознания в школе, № 8, 2006 г.

2.  М.В. Буланова – Топоркова, А.В. Духавнева, В.С. Кукушин, Г.В. Сучков 
Педагогические технологии,  Издательский центр «Март», Москва – Ростов-на-Дону, 2004г. 

3. Гузеев, В.В. Образовательная технология ХХI века: деятельность, ценности, успех. - М.:Центр «Педагогический поиск», 2009. – 230 с.
4. Гуманитарные исследования в Интернете / Под ред. А.Е. Войскунского. - М.:Можайск-Терра, 2008. – 56 с.
5. Звонарева, О.М., Самойлова Т.А. Использование возможностей интерактивной доски в процессе преподавания истории. // Образовательный форум. 02.2009.

6. Партицкая Г. В. «Игровые формы на уроке истории» //Преподавание истории и обществознания в школе, № 10, 2005 г.

7.Педагогические технологии: Учебное пособие для студентов педагогических специальностей / Под общей ред. B.C. Кукушина. — Москва: ИКЦ «МарТ», 2004. — 336 с.

8. Полат, Е.С. Новые педагогические технологии /Пособие для учителей - М., 2008. – 220 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Из личного опыта: Использование современных педагогических технологий на уроках истории и обществознания

В своей педагогической практике всё больше убеждаюсь, что здоровье человека — тема  достаточно актуаль­ная для всех времен и народов, а в XXI веке она становится первостепенной. При этом получает...

Использование педагогических технологий на уроках истории

Рассказывается  о необходимости использования на уроках истории проблемного обучения и информационных технологий. Они необходимы для воспитания свободной, развитой и образованной личности, способ...

Из личного опыта: Использование современных педагогических технологий на уроках истории и обществознания.

Хороших методов существует ровно столько, сколько существует хороших учителейКогда мы говорим о формах обучения, то имеем в виду ту или иную организацию учебной деятельности учащихся. Формы обучения ...

"Формирование патриотической компетенции обучающихся через применение инновационных педагогических технологий на уроках истории и в системе дополнительного образования по предмету"

Педагогический проект на тему "Формирование патриотической компетенции обучающихся через применение инновационных педагогических технологий на уроках истории и в системе дополнительного образования по...

Отчёт о применении педагогических технологий на уроках истории, обществознания и кубановедения

Данный  отчёт   -   применение  педагогических  технологий  на  уроках....

«Использование инновационных педагогических технологий на уроках истории и обществознания»

Приоритетным направлением исторического образования   считаю формирование у учащихся ключевых компетенций, общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности....

Современные педагогические технологии на уроках истории и химии как средство развития мотивации учения

Современные педагогические технологии на уроках истории и химии как средство развития мотивации учения...