Начало раздробления Древнерусского государства.Конспект урока
план-конспект урока по истории (6 класс)

Гончарова Оксана Анатольевна

Цели урока: - познакомить учащихся с процессом  феодальной раздробленности на Руси;
- развить навык работы с документом и навык обобщения материала;
- воспитывать устойчивый интерес к русской истории.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Раздел II. Русь средневековая.

Тема: Начало раздробления Древнерусского государства.

Учитель: Гончарова Оксана Анатольевна

Класс: 6

Предмет: история

Цели: - познакомить учащихся с процессом  феодальной раздробленности на Руси;
- развить навык работы с документом и навык обобщения материала;
- воспитывать устойчивый интерес к русской истории.

Задачи: - выделить и записать в тетради причины феодальной раздробленности на Руси в XI-XII веках;
- по учебнику дать характеристику правителям Древней Руси: Изяславу Ярославичу, Святополку Изяславичу, Владимиру Всеволодовичу;
- определить на карте положение основных городов и  княжеств.

Оборудование: Мультимедийный компьютер с проектором, карта «Феодальная раздробленность Руси в XII-XIII века», раздаточный материал «Правители Древнерусского государства», жетоны «Серебряная киевская гривна XI века», учебник «История России. С древнейших времен до конца XVI века. 6 класс» А.А.Данилова.

Понятии и термины: Калита, раздробленность, усобицы.

Межпредметная связь: русский язык, литература

ХОД УРОКА

Этап Время

Действия

Примечание

Оргмомент.

Объявление темы: «Начало раздробления Древнерусского государства»

 Объявление цели урока:

- познакомиться с процессом  феодальной раздробленности на Руси;

- отработать навык работы с документом  и картой.

Запись в тетради даты и темы урока.

Подготовка учащихся к работе. Мотивация.

- Нам прислал киевский князь калиту ( кошель с деньгами, который прикрепляется к поясу)полную серебряных гривен и попросил выдать каждому по его положению в обществе. А положение помогут вам приобрести ваши знания и работа на уроке.

Боярин – у кого больше гривен – получит «5»

Дружинники  - по уменьшению – «4»

Земледельцы - по уменьшению –«3»

Холопы (рабы) – «2»

Слайд №1

Слайд №2

Мешочек с жетонами

Слайд №3

Повторение.

-Самостоятельная работа. Работа на компьютерах.

Чтобы стать гражданином Древнерусского государства необходимо знать всех ее правителей и годы их правления. С калитой нам пришла грамота, но летописец что-то напутал. Помогите распутать. За каждый правильный ответ вы получите гривну.

Обменяйтесь работами. Соотнесите работы с таблицей на экране. Около правильных ответов поставьте красным карандашом плюс. Посчитайте правильные ответы.

Учитель выдает жетоны.

Раздаточный материал «Древняя Русь»

Слайд №4

Новая тема. «Начало раздробления Древнерусского».

Постановка проблемного вопроса.

Киевский князь помимо денег прислал еще и вопрос, на который мы должны ответить в конце урока. Но вопрос тоже пострадал от времени и потерялись некоторые буквы

- Объясните почему Русь XI-XII в_ называют удельной?

За вставку букв жетон.

За ответ на этот вопрос Киевский князь посулил 3 серебряных гривны.

Слово учителя:

Последним представителем династии Рюриков, которого мы изучили был Ярослав Мудрый.

Ярослав Мудрый умер в 1054 году. Перед смертью он разделил свое государство между сыновьями на уделы и завещал, чтобы они подчинялись старшему брату.

Удел - – надел земли, принадлежавший представителю княжеского рода.

Этот раздел стал одной из причины раздробленности государства.

Прослушайте материал и запишите в тетради земли, доставшиеся сыновьям

Старший Изяслав – Киев, Новгород

Святослав – Чернигов, Рязань, Муром

Всеволод – Переяславль, Суздаль.

Озвучьте полученный результат.

У каждого князя было свое войско, что помогло им защищать себя как от врагов, так и от притеснений братьев.

Перед вами русский воин XI века. Часто они вооружались самострелом, лекам и стрелами саблей. Облачены были в шлем и кольчугу.

В 1068 году в русские земли вторгаются половецкие племена. Это кочевники, живущие грабительскими набегами. Вооружены они были луками и стрелами, саблями, арканами и копьями. Они с диким криком бросались в бой, стреляя на скаку стрелами. (дату записать в тетради).

На встречу им вышли войска трех Ярославичей.  Русская рать (по древнерусски «войско»)

была разбита. ( Работа с картой)

Возвратившись в русские земли князья реши вести войну против половцев. Но Изяслав – старший князь был против. Тогда возмущенный народ сверг с престола, он бежал в Польшу.

Святослав решил захватить власть  Киеве. С этого дня между князьями начались княжеские усобицы.

Усобицы- княжеские раздоры на Руси.

Работа с раздаточным материалом.

Сначала вели усобицы сыновья Ярослава Мудрого, затем его внуки.

Ведя войну между собой, князья не помогали друг другу, а половцы постоянно совершали набеги на Русь.

У вас на столах семейное древо Ярослава Мудрого. Определите, кем Владимир Мономах был Ярославу и чей он был сын.

Назовите еще внука Ярослава.

Самостоятельная работа.

Ребята подготовьте устные ответы на вопросы у вас на карточках.

Учащиеся отвечают на вопросы.

-Когда умер Ярослав Мудрый. Кому он завещал власть, и кто занял престол? (с.75, аб.3)

Из-за неопределенности престолонаследия развязывались войны между князьями, и произошла раздробленность Руси.

- Дайте характеристику правления Святополка. (с.76)

- Дайте характеристику Владимиру Всеволодовичу. (с.77)

( За ответ жетон)

Однажды Владимир Мономах предложил съехаться всем князьям и договориться.

Этот съезд получил название Любечский съезд., так как проходил в городе Любеч в 1097 году. (запись в тетради).

Работа с документом.

Откуда этот документ? На каком предмете вы еще с ним? встречались?

Чтение документа.

- К какому решению приходят князья?

За правильный ответ жетон.

1)сообща бороться с врагом

2) каждый будет править в своей «отчине» (наследственная земля князей).

У каждого князя было свое войско, из-за чего в последствии стала возможным раздробленность государства

Но усобицы не остановились. Лишь после смерти Святополка. Владимир Мономах взошел стал правителем 1113 -1125 гг. Он заставил подчинятся  себе всех русских князей. Его дело продолжил и его сын Мстислав. Но после его смерти вновь на Руси начались усобицы.  В XII веке Русь распалась на 15 государств, т.е. государство раздробилось. Началась феодальная раздробленность.

- Кто такие феодалы?

Феодальная раздробленность – распад государства на мелкие, во главе которых стоят феодалы (князья).

- Как вы считаете, из-за чего происходили усобицы между князьями? (За правильный ответ жетон)

1) сложившийся порядок управления;

2) нет твердого определения порядка престолонаследия;

3) у каждого князя было свое войско.

Оформленная доска.

Слайд №5

Начало распада Древнерусского государства

Раздел земель между потомками Ярослава Мудрого 1-5, УМК

Слайд №6

Слайд №7

Слайд №8

Слайд №9

Раздаточный материал

Раздаточный материал, учебник.

Слайд №10

Слайд №11

Слайд №12

Слайд №13

Слайд №14

Слайд №15

Закрепление.

 Решение хронворда.

  1. 1113-1125гг. ( правитель Руси) Владимир
  2. 1054г. (умер правитель, имя) Ярослав
  3. 1068г. (враг Руси)
  4. 1097г.  (город) Любеч

Слайд №16

Итог:

- Объясните, почему Русь XI-XII веков называют удельной?

Давайте посмотрим, сколько денег заработал каждый из вас на уроке и определи ваше положение в обществе.

Выставление оценок.

-Ваше отношение к происходящему в русском государстве в XI-XII веках?

Слайд №17

Домашнее задание:

§9, ответить на вопрос №4

Слайд №18


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План-конспект урока по истории России на тему: "Начало раздробления Древнерусского государства".

План-конспект предназначен для 6 класса. Тип урока: изучение нового материала....

методическая разработка урока в 6 классе "Начало раздробления Древнерусского государства"

Урок посвящён началу  раздробленности Древнерусского государства, который является закономерным процессом, раскрываются причины обособления русских княжеств и их последствия....

" Начало раздробления Древнерусского государства"

Урок изучения нового материла по истории России в 6 классе  на основе технологии проблемного обучения....

11_02_6класс_начало раздробленности Древнерусского государства

11_02_6класс_начало раздробленности Древнерусского государства...

Конспект урока по истории на тему "Начало раздробления Древнерусского Государства" в 6 классе

Урок на тему: "Начало раздробления Древнерусского государства"...