Олимпиада по истории 8 класс
олимпиадные задания по истории (8 класс)

Дмитриева Светлана Владиславовна

Задания

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 8_klass._olimpiadnye_zadaniya.docx1009.67 КБ

Предварительный просмотр:

Всероссийская олимпиада школьников по истории. Школьный этап 8 класс.

Задание 1. Выберите по 1 верному ответу в каждом задании. Ответы оформите в приведенной ниже таблице (2 балла за каждый правильный ответ, максимальный балл - 8). Время выполнения каждого задания – 2 минуты.

  1. Укажите имя князя, в результате походов которого Хазарский каганат перестал существовать как государство?

а) Рюрик

б) Святослав

в) Ярослав Мудрый

г) Игорь

1.2.  Какое событие  считается началом политической раздробленности на Руси?

а) Любечский съезд 1097 г.

б) смерть Владимира Мономаха в1125 г.

в) смерть Мстислава Великого в 1132 г.

г) смерть Владимира I Святославича в 1015 г.

1.3.  Прочитайте фрагмент исторического источника. Укажите имя князя, о котором идёт речь в документе.

«После этого разгневался царь Батый на меньшего брата его Андрея и послал воеводу своего Неврюя разорить землю Суздальскую. После разорения Неврюем земли Суздальской князь великий […] воздвиг церкви, города отстроил, людей разогнанных собрал в дома их».

а) Александр Невский

б) Юрий Долгорукий

в)  Даниил Романович Галицкий

 г) Всеволод Большое Гнездо

1.4. Какой  хан  Золотой Орды  совершил поход на Московское княжество через два года после Куликовской битвы?

а) Едигей

б) Ногай

в) Ахмат

г) Тохтамыш

1.1.

1.2.

1.3.

1.4.

Задание 2. Выберите несколько верных ответов в каждом задании. Ответы оформите в приведенной ниже таблице (3 балла за каждое задание, максимальный балл – 9). Время выполнения каждого задания – 3 минуты:

1.2. Какие территории были присоединены к Москве в период княжения Ивана III?

а) Ярославское княжество

б) Новгородская земля

в) Галицко-Волынская земля

г) Тверское княжество

д) Ростовское княжество

е) Смоленская земля

2.2. Что из перечисленного характеризует социально-экономическую ситуацию в России в период правления Алексея Михайловича Романова?

а) процесс закрепощения крестьян (отмена урочных лет и установление бессрочного сыска беглых крестьян)

б) процесс закрепощения посадских людей (прикрепление посадских людей к местам проживания)

в) проведение политики протекционизма в сфере внешней торговли

г) происходит складывание единого внутреннего рынка

д) активно развивается металлургическое производство

е) господствует натуральное хозяйство

2.3. Укажите события (процессы, явления), относящиеся к Смутному времени.

а) восстание под предводительством Ивана Болотникова

б) приход к власти правительства под названием «Семибоярщина»

в) правление Лжедмитрия I

г) Соляной бунт

д) крестьянская война под предводительством С.Разина

е) формирование Второго ополчения под руководством К.Минина и   Д. Пожарского.

2.1.

2.2.

2.3.

Задание 3. Что объединяет понятия, имена, даты,  образующие каждый из представленных рядов? Дайте краткий ответ (3 балла за каждое задание, максимальный балл - 9). Время выполнения каждого задания – 3 минуты:

3.1. Повоз, погосты, уроки

_____________________________________________________________

_____________________________________________________________

3.2. Василий II Тёмный, Юрий Галицкий, Василий Косой, Дмитрий Шемяка

____________________________________________________________

_____________________________________________________________

3.3. 1497, 1550, 1581, 1649

_____________________________________________________________

_____________________________________________________________

Задание 4. Установите соответствие. Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами. (1 балл за каждую правильно указанную цифру, максимальный балл - 6). Время выполнения задания – 5 минут.

Установите соответствие между государственными деятелями и событиями из истории русской православной церкви.

А) Владимир Святославич

Б) Иван IV Грозный

В) Василий II Тёмный

Г) Алексей Михайлович

Д)  Иван Данилович Калита

Е) Ярослав Мудрый

  1. Избрание Иллариона первым русским митрополитом
  2. Митрополит Пётр переносит митрополичью кафедру из Владимира в Москву
  3. Стоглавый собор
  4. Принятие Русью христианства в качестве государственной религии
  5. Раскол Русской церкви, связанный с реформой патриарха Никона
  6. Обретение Русской церковью самостоятельности и независимости от константинопольского патриархата (автокефалия русской церкви)

А

Б

В

Г

Д

Е

Задание 5. Восстановите хронологическую последовательность. Ответы запишите в таблицу (5 баллов за каждое правильно выполненное задание, максимальный балл - 15). Время выполнения каждого задания – 4 минуты:

5.1. Определите хронологический порядок событий истории Урала:

А) начало функционирования Ирбитской ярмарки

Б) раскрытие тайной декабристской организации в Оренбурге

В) Именной указ Петра I Н.Демидову с разрешением строить заводы на Урале

Г) приглашение Строгановыми к себе на службу отряда волжских казаков во главе с атаманом Ермаком Тимофеевичем.

Д) основание Екатеринбурга

5.2. Установите хронологическую последовательность создания памятников древнерусской литературы.

А) «Задонщина»

Б) «Хождение за три моря» Афанасия Никитина

В) «Слово о полку Игореве»

Г) «Моление Даниила Заточника»

Д) «Слово о законе и благодати митрополита Илариона»

5.3. Расположите в хронологическом порядке следующие события:

А) нормандское завоевание Англии

Б)  распад Франкской империи

В) начало реформации в Германии

Г) казнь английского короля Карла I

Д) изобретение книгопечатания И.Гутенбергом

1

2

3

4

5

5.1

5.2.

5.3

Задание 6. Прочитайте текст. Заполните пробелы в тексте. Ответы занесите в таблицу (1 балл за каждый правильно заполненный пропуск, максимальный балл - 14). Время выполнения задания – 14 минут.

Заполните пронумерованные пропуски в тексте. Вставляемые понятия занесите под соответствующими порядковыми номерами в таблицу.

«В ночь с 18 на 19 марта 1584 г. на престол вступил сын Ивана IV Грозного _____(1)_____, правление которого продолжалось 14 лет. По крайней мере тринадцать из них фактическим правителем был ____(2)_____, на сестре которого, Ирине, был женат царь.

15 мая 1591 г. было отмечено трагическим событием. В тот день набатный колокол в городе  ___(3)___  возвестил о непоправимой беде. На княжеском дворе бился в предсмертных судорогах младший брат и наследник царя восьмилетний царевич ____(4)____, сын ____(5)____, последней жены Ивана Грозного.

Через несколько месяцев следствие было завершено. Выводы комиссии свелись к тому, что царевич случайно закололся ножом, играя с ребятишками. И всё же у историков нет уверенности в том, что царевич погиб в результате несчастного случая. Уж очень выгодна была эта смерть ____(6)____.

Ливонская война, которая велась при Иване Грозном, потребовала значительного роста рядов служилых людей. Пополнялись они за счет выходцев из «неслужилой» среды. Всем им нужно было предоставить ____(7)____. Правительство, заботясь о благосостоянии служилого сословия, стремилось прочнее привязать крестьян к земле.

Поэтому в рассматриваемый период были предприняты решающие шаги по закрепощению крестьян. В ____(8)____ был издан указ об «урочных летах, согласно которому крестьяне, бежавшие от своих господ «до нынешнего году за ____(9)____ лет», подлежали сыску, суду и возвращению на свое место жительства. Указ об «урочных летах» исходил из факта существования в России _____(10)_____ - постоянного прикрепления крестьян к земле.

Деятельность правительства была направлена на восстановление престижа Русского государства и утверждение международного авторитета русской ___(11)___ церкви. 13 июля 1588 г. в Москве торжественно встречали константинопольского патриарха Иеремию, изгнанного турками.

По благословению Иеремии 23 января ____(12)____ был избран первый русский патриарх, которым стал митрополит ___(13)___. Учреждение патриаршества свидетельствовало о возросшем престиже России. Это событие символизировало наследование Русской землей церковного значения древней ___(14)___ , подпавшей под османское владычество.

Вставка

Вставка

1.

8.

2.

9.

3.

10.

4.

11.

5.

12.

6.

13.

7.

14.

Задание 7. Внимательно рассмотри карту и выполни задания (максимальный балл - 14). Время выполнения задания - 14 минут.

D:\ИРО\ЭКДО\Работа с иллюстр ист\Картинки\edited.jpg 

7.1. Какие народы проживали на восточных рубежах русских земель в X – XII вв.? (2 балла)

_______________________________________________________________

______________________________________________________________

7.2. Какие народы проживали на южных рубежах русских земель в X – XII вв.? (2 балла)

_________________________________________________________________

_________________________________________________________________

_________________________________________________________________

7.3. Какие государства располагались к югу от русских земель? (2 балла)

_________________________________________________________________

_________________________________________________________________

7.4. Олег, будучи правителем северных русских областей с центром в Новгороде, захватил Киев в  882 г. Два важнейших восточнославянских центра – киевский и новгородский были объединены. Опираясь на карту, поясни, почему Олег, захватив Киев, сделал его своей столицей?   (4 балла)

_______________________________________________________________

_________________________________________________________________

_________________________________________________________________

_________________________________________________________________

__________________________________________________________________

_________________________________________________________________

7.5. Опираясь на карту, поясни, почему из двух важнейших восточнославянских центров поначалу наиболее сильным являлся именно Новгород? (4 балла)

_________________________________________________________________

_________________________________________________________________

_________________________________________________________________

_________________________________________________________________

_________________________________________________________________

_________________________________________________________________

Задание 8. Прочитайте отрывок из сочинения русского историка и ответьте на вопросы (максимальный балл - 13). Время выполнения задания – 15 минут.

«В 1665 г. А. Ордин-Нащокин сидел воеводой в родном своём Пскове. Наконец, он сослужил самую важную и тяжёлую службу московскому правительству: после утомительных восьмимесячных переговоров с польскими уполномоченными он заключил в январе 1667 г. в Андрусове перемирие с Польшей, положившее конец опустошительной для обеих сторон тринадцатилетней войне. В этих переговорах Нащокин показал много дипломатической сообразительности и уменья ладить с иноземцами и вытягал у поляков не только Смоленскую и Северскую землю и восточную Малороссию, но и из западной Киев с округом. Заключение Андрусовского перемирия поставило Афанасия очень высоко в московском правительстве, составило ему громкую дипломатическую известность. Делая все эти дела, Нащокин быстро поднимался по чиновной лестнице. Городовой дворянин по отечеству, по происхождению, по заключении упомянутого перемирия он был пожалован в бояре и назначен главным управителем Посольского приказа с громким титулом «царской большой печати и государственных великих посольских дел оберегателя», т.е. стал государственным канцлером».

8.1. Сподвижником какого царя являлся А.Л.Ордин-Нащокин?  ____________________________________________________________________________________________________________________________(2 балла).

8.2. Назовите годы правления царя.

__________________________________________________________(2 балла).

8.3. Почему Смоленская, Северская, Киевская земли и восточная Малороссия подпали под польское владычество?

_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________(4 балла).

8.4. Почему Ордину-Нащокину удалось сделать блестящую карьеру, ведь назначения на должности определялись местническим порядком, т.е. служебное продвижение зависело от происхождения человека?

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Задание 9. Перед Вами изображения русских правителей. Впишите во вторую колонку таблицы имена правителей, а в третью колонку -  два крупных исторических события / процесса / явления,  произошедших во время правления каждого из них (3 балла за каждое правильно выполненное задание, максимальный балл - 12). Время выполнения задания - 12  минут.

  1. D:\ИРО\ЭКДО\Работа с иллюстр ист\Картинки\ярослав мудрый.jfif     2. D:\ИРО\ЭКДО\Работа с иллюстр ист\Картинки\софья.jfif

3.D:\ИРО\ЭКДО\Работа с иллюстр ист\Картинки\михаил федорович.jfif        4.        D:\ИРО\ЭКДО\Работа с иллюстр ист\Картинки\василий 3.jfif                                 

                                                                           

Номер изображения (не заполняется)

Имя правителя

        Важнейшие события

1

2

3

4


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Школьная олимпиада по истории 6 класс

Олимпиада составлена на основе материала 6 класса истории древнего мира с использованием дополнительной литературы....

Олимпиада по истории Древнего мира 5 класс

Разнообразные задания по истории Древнего мира для пятиклассников, также прилагаются ответы...

Олимпиада по истории древнего мира 5 класс

Олимпиада по истории древнего мира 5 класс...

Олимпиада по истории 6 класс

Олимпиада для учащихся коррекционого класса...

Олимпиада по истории 7 класс

Школьный тур олимпиады по истории, 7 класс....

Задания олимпиады по истории для 5 класса (школьный этап)

Задания разработаны с учётом методических рекомендаций и посильности для обучающихся 5 классов....

Задания олимпиады по истории для 6 класса (школьный этап)

Задания составлены с учётом методических рекомендаций и посильности  обучающихся 6-х классов....