Конспект урока Россия в 18 веке
план-конспект урока по истории (10 класс)

Михайлова Елена Павловна

контрольно-обобщающий урок 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon крнспект урока69.5 КБ
Office presentation icon презентация654.5 КБ

Предварительный просмотр:

История XVIII века в личностях, датах, событиях

Цели

  • Образовательный аспект: закрепление учащимися исторических фактов, дат, событий
  • Развивающий аспект: развитие коммуникативных навыков, умений работать с различными видами источников, навыков исторического анализа;
  • Воспитательный аспект: создание условий для уважения к историческому прошлому нашей страны.

Личности

1. «Выбери имя» 4 балла

Участникам предлагают на выбор имена: Петр I, Карл XII, Франц Лефорт, Федор Головин, Шереметев Б. П., художник Суриков В. И., Пушкин А. С., Беринг В., Меншиков А. Д. Вытягивают по очереди представители каждой команды - по 4 имени

1. Вопрос Петру I: “Какую битву вы назвали “матерью Полтавской баталии”?”

2. Вопрос Карлу XII: “В честь какого события вы приказали выбить медаль с надписью “Исшед вон, плакася горько”.

3. Вопрос Лефорту: “Вы один из руководителей Великого посольства. Под каким именем находился в посольстве Петр I?”

4. Вопрос Ф. Головину: “Вы также руководили Великим посольством, скажите, какому ремеслу обучался Петр за границей?”

5. Вопрос Б. П. Шереметеву: “Вы Борис Петрович, были полной противоположностью Петру I, отличались обстоятельностью, не терпели риска, никогда не входили в “компанию” царя, не были близким ему человеком. Какое воинское звание присвоил вам царь впервые в России?”

6. Вопрос Сурикову В. И.,: “Какую картину вы посвятили жестокой расправе над стрельцами?”

7. Вопрос Пушкину А. С.,: “О каком городе вы сказали: “Судьбою здесь нам суждено в Европу прорубить окно”?”

8. Вопрос Берингу В.: “Какое открытие вы совершили во время дальневосточной экспедиции?”

2. Определите исторического деятеля: (по очереди команды) по 2 балла

А) Возведение на престол этой женщины проходило неспокойно, так как не все считали такой шаг правильным; в конечном счете, вопрос решала гвардия;

  • большую часть времени она проводила в развлечениях, которые порой затягивались до утра;
  • именно при этой правительнице был заключен союз с Австрией, о котором так много говорили во времена Петра I;
  • эта женщина не могла сама править государством, поэтому решающую роль в жизни страны играли представители так называемой “новой знати”;
  • по ее собственному завещанию (составленному не совсем добровольно) престол российский после ее смерти переходил к мужскому представителю царского дома, фактически лишая власти ее собственных дочерей.

Б) Писатель-публицист, блестящий оратор, ему Пётр 1 поручил сочинение таких законодательных актов как «Правда воли монаршей» и «Духовный регламент», сторонник подчинения церкви государству.

В) Первый генерал-прокурор Сената.

Г) А. С. Пушкин назвал его «полудержавным властелином», среди многочисленных его званий и титулов были генералиссимус, денщик, светлейший князь, был несметно богат. но всего лишился к концу жизни.

на экране - портреты    по 2 балла

Даты   9 баллов

1 Соотнести даты и события  

  • 1)Основание Петербурга                                          а)1755г.
  • 2) Начало работы Уложенной комиссии                  б) 1783 г.
  • 3) Воцарение Екатерины 2                                        в)1725 г.
  • 4)начало Северной войны                                         г) 1790 г.
  • 5) Учреждение Московского университета              д) 1700 г.
  • 6) Взятие русскими крепости Измаил                       е) 1767 г.
  • 7) Воцарение на престол Елизаветы Петровны      ж) 1741 г.
  • 8) Учреждение Академии наук                                   з) 1762 г.
  • 9) присоединение Крыма к России                            и)  1703 г.

Предварительное подведение итогов

События 

Текст с ошибками   Каждая правильно подчёркнутая ошибка - 1 балл.

Если прочитают текст правильно  - ещё по 1 баллу.

Каждая группа  получает карточку с текстом, в котором нужно исправить ошибки. По окончании работы один представитель от группы сдаёт текст в исправленном виде. На время и правильность

1 Инициатором этого движения стали яицкие казаки. Во главе восстания оказался Иван Емельянович Пугачев, неграмотный, но очень смелый. Он провозгласил себя императором Петром II. Уже в 1763г. Под его знамена стали стекаться казаки. Под Томском был расположен лагерь восставших. По всей стране отсюда рассылались манифесты Пугачева, в которых содержались призывы расправляться с дворянами и чиновниками. Обещания земли и воли. В Южной Сибири большинство мелких городков сдавались без боя, а вот крупных городов захватить пугачевцам не удалось. Последнее сражение состоялось у Татищевой крепости в сентябре 1775 г., казнили Пугачева в Петербурге на Сенатской площади.

Задание Разгадай изображение    6 баллов

- иллюстрации - Чесменский бой и Полтавская битва. Дать короткую информацию об этих событиях.  3 балла

- определить памятники архитектуры: название, автора, в каком стиле выполнено  3 балла.

Задание “Дерево познания” по 3 балла за каждый правильный ответ

Каждая группа учащихся должна записать по 3 вопроса, прикрепив их на “листочке” на “дерево познания”; по очереди учащиеся отвечают на вопросы, снимая “листья” с “дерева познания”.

Задание «Рекламный плакат» 5 баллов

Составить рекламу, которая вызовет интерес к истории России 18 века. «Посетив…., вы узнаете….» Оценивается оригинальность, умение заинтересовать информацией.

Работа с документами (источниками)

Задание командам: внимательно прочитайте отрывок  из предлженного источника и посовещавшись ответьте на вопросы. Максимальная оценка за этот конкурс – 3 балла

1 команда:

1. “Государыня Екатерина Великая, пленясь понятиями философов, в то время в великой славе и во всей свежести бывших, вообразила народ российский настолько совершенным, чтобы допустить его к великому делу законодательства…хотела заставить народ размышлять и умствовать. Но что произвели сии в цепях законодатели? Прочитайте их журналы. Рожают горы, а родится смешная мышь”.

М.М. Сперанский

Вопрос: О каком событии идёт речь в отрывке? Почему оно завершилось безрезультатно?

2 команда «Кто имеет сыновей, и ему же аще хощет , единому из оных дать недвижимое чрез духовную, тому в наследие и будет, другие же дети обоего пола да награждены будут движимыми имении, которые должен отец их или мать разделити им, при себе как сыновьям, так и дочерям, колико их будет, по своей воли, кроме оного одного, который в недвижимых наследником будет….»

Вопрос: О каком документе идёт речь? Значение его для экономического развития России первой четверти 18 века.

Предварительное подведение итогов

Понятия

крестословица

На время. Первое слово записано в середине листа. Каждый член команды пишет историческое понятие из истории России 18 века, которое пересекается с предыдущими словами по горизонтали или по вертикали (по типу кроссворда). Очки записываются по числу пересечени

 Вычерните лишнее 

-а) Помещичьи крестьяне, монастырские крестьяне, экономические крестьяне, государственные крестьяне.

б) Сенат, коллегии, Государственный Совет, обер-прокурор

в) В. Л. Боровиковский, Ф. С. Рокотов,  Д. Г. Левицкий, И. Е. Репин

 

 Карта Какое событие изображено на карте. Дать короткую информацию об этом событии

Подведение итогов

Дом. задание: письменно выделить положительные и отрицательные стороны правления Екатерины 2 и Петра 1.

Учитель: Хочу привести слова М. М. Погодина: «Мы просыпаемся. Какой ныне день? Первое января 1842 г. - Петр Великий велел считать от Рождества Христова.

Пора одеваться - ваше платье сшито по фасону, данному Петром 1, мундир по его форме. Сукно выткано на фабрике, которую он завёл; шерсть настригли с овец, которых развёл он!

Попадается на глаза книга - Пётр ввёл в употребление этот шрифт и сам вырезал эти буквы. Вы начинаете читать - этот язык при Петре1 сделался письменным, литературным, вытеснил прежний, церковный.

Приносят газеты - Пётр Великий их начал. Вам нужно купить разные вещи - все они от шелкового платка до сапожной подошвы будут напоминать вам о Петре Великом».

Текст с ошибками

Инициатором этого движения стали яицкие казаки. Во главе восстания оказался Иван Емельянович Пугачев, неграмотный, но очень смелый. Он провозгласил себя императором Петром II. Уже в 1763г. Под его знамена стали стекаться казаки. Под Томском был расположен лагерь восставших. По всей стране отсюда рассылались манифесты Пугачева, в которых содержались призывы расправляться с дворянами и чиновниками. Обещания земли и воли. В Южной Сибири большинство мелких городков сдавались без боя, а вот крупных городов захватить пугачевцам не удалось. Последнее сражение состоялось у Татищевой крепости в сентябре 1775 г., казнили Пугачева в Петербурге на Сенатской площади.

.


Текст с ошибками

Инициатором этого движения стали яицкие казаки. Во главе восстания оказался Иван Емельянович Пугачев, неграмотный, но очень смелый. Он провозгласил себя императором Петром II. Уже в 1763г. Под его знамена стали стекаться казаки. Под Томском был расположен лагерь восставших. По всей стране отсюда рассылались манифесты Пугачева, в которых содержались призывы расправляться с дворянами и чиновниками. Обещания земли и воли. В Южной Сибири большинство мелких городков сдавались без боя, а вот крупных городов захватить пугачевцам не удалось. Последнее сражение состоялось у Татищевой крепости в сентябре 1775 г., казнили Пугачева в Петербурге на Сенатской площади.

.


Даты   9 баллов

1 Соотнести даты и события  

  • 1)Основание Петербурга                                          а)1755г.
  • 2) Начало работы Уложенной комиссии                  б) 1783 г.
  • 3) Воцарение Екатерины 2                                        в)1725 г.
  • 4)начало Северной войны                                         г) 1790 г.
  • 5) Учреждение Московского университета              д) 1700 г.
  • 6) Взятие русскими крепости Измаил                       е) 1767 г.
  • 7) Воцарение на престол Елизаветы Петровны      ж) 1741 г.
  • 8) Учреждение Академии наук                                   з) 1762 г.
  • 9) присоединение Крыма к России                            и)  1703 г.

Даты   9 баллов

1 Соотнести даты и события  

  • 1)Основание Петербурга                                          а)1755г.
  • 2) Начало работы Уложенной комиссии                  б) 1783 г.
  • 3) Воцарение Екатерины 2                                        в)1725 г.
  • 4)начало Северной войны                                         г) 1790 г.
  • 5) Учреждение Московского университета              д) 1700 г.
  • 6) Взятие русскими крепости Измаил                       е) 1767 г.
  • 7) Воцарение на престол Елизаветы Петровны      ж) 1741 г.
  • 8) Учреждение Академии наук                                   з) 1762 г.
  • 9) присоединение Крыма к России                            и)  1703 г.


 Работа с документами (источниками)

Задание командам: внимательно прочитайте отрывок  из предлженного источника и посовещавшись ответьте на вопросы. Максимальная оценка за этот конкурс – 3 балла

1 команда:

1. “Государыня Екатерина Великая, пленясь понятиями философов, в то время в великой славе и во всей свежести бывших, вообразила народ российский настолько совершенным, чтобы допустить его к великому делу законодательства…хотела заставить народ размышлять и умствовать. Но что произвели сии в цепях законодатели? Прочитайте их журналы. Рожают горы, а родится смешная мышь”.

М.М. Сперанский

Вопрос: О каком событии идёт речь в отрывке? Почему оно завершилось безрезультатно?

Работа с документами (источниками)

Задание командам: внимательно прочитайте отрывок  из предлженного источника и посовещавшись ответьте на вопросы. Максимальная оценка за этот конкурс – 3 балла

2 команда «Кто имеет сыновей, и ему же аще хощет , единому из оных дать недвижимое чрез духовную, тому в наследие и будет, другие же дети обоего пола да награждены будут движимыми имении, которые должен отец их или мать разделити им, при себе как сыновьям, так и дочерям, колико их будет, по своей воли, кроме оного одного, который в недвижимых наследником будет….»

Вопрос: О каком документе идёт речь? Значение его для экономического развития России первой четверти 18 века.


Текст с ошибками   Каждая правильно подчёркнутая ошибка - 1 балл.

Если вставлены правильные слова - ещё по 1 баллу.

2. Инициатором этого движения стали яицкие казаки. Во главе восстания оказался Иван Емельянович Пугачев, неграмотный, но очень смелый. Он провозгласил себя императором Петром II. Уже в 1763г. Под его знамена стали стекаться казаки. Под Томском был расположен лагерь восставших. По всей стране отсюда рассылались манифесты Пугачева, в которых содержались призывы расправляться с дворянами и чиновниками. Обещания земли и воли. В Южной Сибири большинство мелких городков сдавались без боя, а вот крупных городов захватить пугачевцам не удалось. Последнее сражение состоялось у Татищевой крепости в сентябре 1775 г., казнили Пугачева в Петербурге на Сенатской площади.

Правильный текст

2. Инициатором этого движения стали яицкие казаки. Во главе восстания оказался Емельян Иванович  Пугачев, грамотный, но очень смелый. Он провозгласил себя императором Петром III. Уже в 1773г. Под его знамена стали стекаться казаки. Под Яицким городком  был расположен лагерь восставших. По всей стране отсюда рассылались манифесты Пугачева, в которых содержались призывы расправляться с дворянами и чиновниками, обещания земли и воли. В Поволжье  большинство мелких городков сдавались без боя, а вот крупных городов захватить пугачевцам не удалось. Последнее сражение состоялось у …………… в январе  1775 г., казнили Пугачева в Москве на Болотной площади.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

«С самого начала XVIII века носителями верховной власти у нас были люди, либо необычайные, как Пётр Великий, либо случайные, каковы были его преемники и преемницы … Екатерина II замыкает собою ряд этих исключительных явлений нашего не во всём упорядоченного XVIII века: она была последней случайностью на русском престоле и провела продолжительное и необычайное царствование, создала целую эпоху в нашей истории». В.О. Ключевский

Слайд 2

Россия в XVIII веке

Слайд 3

О ком идёт речь?

Слайд 4

Соотнести даты и события 1)Основание Петербурга а)1755г. 2) Начало работы Уложенной комиссии б) 1783 г. 3) Воцарение Екатерины 2 в)1725 г. 4)начало Северной войны г) 1790 г. 5) Учреждение Московского университета д) 1700 г. 6) Взятие русскими крепости Измаил е) 1767 г. 7) Воцарение на престол Елизаветы Петровны ж) 1741 г. 8) Учреждение Академии наук з) 1762 г. 9) присоединение Крыма к России и) 1703 г.

Слайд 5

Текст с ошибками 2. Инициатором этого движения стали яицкие казаки. Во главе восстания оказался Иван Емельянович Пугачев, неграмотный, но очень смелый. Он провозгласил себя императором Петром II. Уже в 1763г. Под его знамена стали стекаться казаки. Под Томском был расположен лагерь восставших. По всей стране отсюда рассылались манифесты Пугачева, в которых содержались призывы расправляться с дворянами и чиновниками. Обещания земли и воли. В Южной Сибири большинство мелких городков сдавались без боя, а вот крупных городов захватить пугачевцам не удалось. Последнее сражение состоялось у Татищевой крепости в сентябре 1775 г., казнили Пугачева в Петербурге на Сенатской площади. .

Слайд 6

Какие события показаны на этих картинах? 1 2

Слайд 7

Архитектура XVIII века 1 2 3 4

Слайд 8

Императрица Елизавета Петровна Иван Иванович Шувалов Михаил Васильевич Ломоносов Основатели Московского Университета

Слайд 9

Работа с документами (источниками) 1 команда : 1. “Государыня Екатерина Великая, пленясь понятиями философов, в то время в великой славе и во всей свежести бывших, вообразила народ российский настолько совершенным, чтобы допустить его к великому делу законодательства…хотела заставить народ размышлять и умствовать. Но что произвели сии в цепях законодатели? Прочитайте их журналы. Рожают горы, а родится смешная мышь”. М.М. Сперанский Вопрос: О каком событии идёт речь в отрывке? Почему оно завершилось безрезультатно? 2 команда «Кто имеет сыновей, и ему же аще хощет , единому из оных дать недвижимое чрез духовную, тому в наследие и будет, другие же дети обоего пола да награждены будут движимыми имении, которые должен отец их или мать разделити им, при себе как сыновьям, так и дочерям, колико их будет, по своей воли, кроме оного одного, который в недвижимых наследником будет….» Вопрос : О каком документе идёт речь? Значение его для экономического развития России первой четверти 18 века.

Слайд 10

2 1


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспект урока - культуры XVII века.

Цель урока: познакомить учащихся с особенностями  русской культуры XVII века. Задачи урока:-    развить у учащихся интерес к русской истории, культуре;- ...

Конспект урока «Россия в начале XX века».

Конспект урока «Россия в начале XX века». Задачи: - обобщить изученное по основным направлениям: экономика, внутренняя и внешняя политика, социальная структура общества, культурные достижения;- ф...

конспект урока "Россия в XVIII веке"

Урок повторения изученного материала по теме "Россия в XVIII  веке". Работа ведется по структурам Сингапурской методики....

Конспект урока Россия в 16 веке

контрольно-обобщающий урок...