Расцвет и закат римской империи
план-конспект урока по истории (5 класс)

Ганус Мария Владимировна

Урок - игра позволяет закрепить знания о Римской империи

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rastsvet_i_zakat_rimskoy_imperii.docx51.13 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект урока в игровой форме к учебнику История древнего мира А.А. Вигасина

Расцвет и закат Римской империи

Цель: обобщить и систематизировать знания учащихся по теме «Расцвет и закат Римской империи».

Планируемые результаты: предметные: овладевать целостными представлениями об историческом пути Римской империи; работать с исторической картой, анализировать и обобщать ее данные; сравнивать простые однородные исторические факты истории Древнего Рима, выявляя черты их сходства и различия по предложенным вопросам; метапредметные УУД: самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе; определять собственное отношение к явлениям современной жизни; формулировать свою точку зрения; слушать и слышать друг друга; с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему; выбирать средства достижения цели из предложенных, а также искать их самостоятельно; давать определения понятий; анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления; строить логические цепочки рассуждений; объяснять исторические явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе исследования учебного материала; личностные УУД: обрести познавательный интерес к изучению нового материала; овладевать способами обобщения и систематизации знаний.

Оборудование: раздаточные материалы.

Тип урока: урок контроля.

Ход урока

I. Организационный момент

II. Мотивационно-целевой этап

Сегодня нам предстоит отправиться в заключительное путешествие по Древнему Риму.

— Разделитесь на команды.

В конце урока команды должны сдать заполненные маршрутные листы. Побеждает та команда, которая наберет наибольшее количество баллов. Оценивает вашу работу группа экспертов-старшеклассников.

Итак, предлагаю вам вспомнить интересные исторические факты, личности, даты, решить познавательные задачи и выполнить творческие задания.

III. Работа по теме урока

Конкурс 1. Понятия и термины

(На карточках записаны определения, к ним необходимо подобрать термины. За правильный ответ присуждается 1 балл.)

1. Потомки древнейших жителей Рима. (Патриции.)

2. Форма правления, при которой власть принадлежит выборным органам или должностным лицам. (Республика.)

3. Римские воины. (Легионеры.)

4. Выборные защитники плебеев. (Народные трибуны.)

5. Правитель, обладавший неограниченной властью в течение небольшого срока. (Диктатор.)

6. Личная охрана императора. (Преторианцы.)

7. Общественные бани. (Термы.)

8. Римляне незнатного происхождения. (Плебеи.)

9. Торжественный въезд в Рим полководцев-победителей. (Триумф.)

10. Право отменять распоряжения консулов или решения сената. (Право вето.)

11. Территория вне Рима, находившаяся под его властью. (Провинция.)

12. Специально подготовленные рабы, бившиеся на арене. (Гладиаторы.)

Конкурс 2. Знаешь ли ты даты?

(На карточках записаны вопросы. За правильный ответ присуждается 1 балл.)

1. Сколько лет прошло от установления республики в Риме до захвата власти Цезарем? (460 лет.)

2. Как ответил бы римлянин на вопрос: «Когда была установлена республика?» (В 244 г. от основания Рима.)

3. Что было раньше: восстание Спартака или захват власти Цезарем? На сколько лет? (Восстание Спартака, на 25 лет.)

4. Сколько лет правил Октавиан Август? (44 года.)

5. Сколько лет просуществовала Римская республика? (482 года.)

6. Какое событие произошло раньше: битва при Каннах или падение Карфагена? На сколько лет? (Битва при Каннах, на 70 лет.)

7. Сколько лет исполнится Риму в 2020 г.? (2773 года.)

Конкурс 3. Крылатые выражения

(На карточках записаны крылатые выражения, необходимо определить, кому они принадлежат и по какому поводу произнесены. За правильный ответ присуждается 1 балл.)

1. «Горе побежденным!» (Галльский вождь Бренн во время осады Капитолия в 390 г. до н. э.)

2. «Жребий брошен!» (Гай Юлий Цезарь пёред походом на Рим в 49 г. до н. э.)

3. «Карфаген должен быть разрушен!» (Сенатор Катон после Второй Пунической войны.)

4. «Пришел, увидел, победил!» (Гай Юлий Цезарь после разгрома армии Фарнака в Малой Азии.)

5. «Еще одна такая победа, и у меня не останется армии». (Пирр во время сражения с римлянами в 280 г. до н. э.)

6. «Лучше один раз умереть, чем постоянно ожидать смерти!» (Гай Юлий Цезарь по поводу готовившегося против него заговора.)

7. «Лучше умереть за свободу, чем убивать друг друга д ля забавы римлян!» (Спартак.)

Конкурс 4. Узнай личность

(Учащимся предлагается определить исторических деятелей по предложенным характеристикам. За правильный ответ с первой фразы, произнесенной учителем, присуждается 6 баллов, со второй — 5 баллов, с третьей — 4 балла и т. д.)

Портрет 1

1. После его убийства римский оратор Цицерон произнес: «Тиран убит, а тирания жива».

2. Обладал многочисленными талантами и способностью делать несколько дел одновременно: читать, писать и беседовать с посетителями.

3. Пользовался огромным уважением и любовью своих легионеров, проявляя бесстрашие и хладнокровие в любых ситуациях.

4. О могуществе и славе мечтал с юных лет. По его мнению, лучше быть первым в деревне, чем вторым в Риме.

5. Носил титул «Отец отечества».

6. В его честь был назван один из месяцев года.

(Гай Юлий Цезарь.)

Портрет 2

1. Этот человек очень гордился тем, что даровал римскому народу мир, которого тот почти никогда не имел за всю свою историю.

2. Под видом заботы о законах и правах людей жестоко пресекал любое недовольство и заговоры. С гордостью писал, что захватил и передал рабовладельцам для казни 30 тыс. беглых рабов.

3. Провозгласил восстановление республики, а себя назначил хранителем государства.

4. Проявлял крайнюю осторожность и для собственной охраны создал отряды преторианской гвардии.

5. Носил титул «Священный», день его рождения был объявлен праздником.

6. В его честь был назван один из месяцев года.

(Октавиан Август.)

Портрет 3

1. Начало его правления было отмечено всеобщим ликованием, так как он демонстрировал свою щедрость и милость.

2. В его характере сочетались звериная жестокость и наглое лицемерие. Приказав убить собственную мать, он в притворной скорби заявлял, что она сама покончила с собой.

3. Был первым императором, лишенным власти при жизни. Сенат объявил его «врагом отечества».

4. Во время грандиозного пожара в Риме, устроенного по его приказу, распевал гимн о гибели Трои.

5. На развалинах города соорудил невероятной пышности и величины золотой дворец, внутри которого находились поля, виноградники, пастбища и пруд, изображающий море. Все покои были отделаны золотом и драгоценными камнями.

6. Для этого человека лавры актера были желаннее, чем власть. Перед своей смертью произнес слова: «Какой великий артист умирает!»

(Нерон.)

Портрет 4

1. По легенде, победил своих соперников в борьбе за власть, повелев изобразить знак креста на щитах своих воинов, так как накануне решающей битвы увидел на небе яркий крест с надписью: «Сим победиши».

2. Он навсегда распустил преторианскую гвардию, которую считал источником внутригосударственных смут.

3. Широко привлекал в армию варваров и впервые стал назначать их на должность консулов.

4. Окружил себя азиатской пышностью, носил крашеные фальшивые волосы, пестрые шелковые одеяния, украшал себя множеством драгоценных камней, ожерелий и браслетов.

5. С именем этого человека связано важнейшее событие в истории Рима: он прекратил преследования христиан и даже крестился сам перед смертью.

6. Основал новую столицу государства, названную его именем.

(Константин I Великий.)

Конкурс 5. Догадайся и ответь

(За правильный ответ начисляется 5 баллов.)

1. Награда

В 390 г. до н. э. на Рим обрушилась страшная беда. Галлы захватили город, устояла только крепость на Капитолийском холме. Изнуренные голодом и усталостью, защитники крепости спали, не подозревая о готовившемся штурме. Внезапно тишину нарушил гогот священных гусей храма богини Юноны. От их гогота и хлопанья крыльев проснулся Марк Манлий, знаменитый воин, три года назад бывший консулом. Среди всеобщего смятения он кинулся вперед и ударом щита сбил вниз галла, уже стоявшего на вершине. Покатившись вниз, галл в падении увлек за собой тех, кто поднимался вслед за ним, а Манлий разил остальных. Но вот на помощь подоспели другие римляне. Капитолий был спасен, а смелый воин получил самую высокую награду, какая могла быть в осажденной крепости.

— Предположите, какую награду получил Марк Манлий. (Каждый принес к нему в дом по полфунта муки и по кварте вина, что в условиях голода было величайшим доказательством любви и признательности.)

2. Меч и циркуль

В VI в. до н. э. древнегреческий поэт Ксенофан по поводу того, что все почести достаются не мудрецам, а атлетам, говорил: «Напрасный и несправедливый обычай — давать предпочтение силе перед благой мудростью». История разрешила этот спор в городе Сиракузы, показав, на какие чудеса способна человеческая мысль, направленная на благородную цель защиты своего отечества. Долгим сопротивлением римлянам город был обязан не полководцу, а величайшему ученому древности.

— Предположите, о каком ученом идет речь. (Сиракузы защищались с применением технических изобретений Архимеда.)

3. Хитрость Ганнибала

Полководец Ганнибал был мастером военных хитростей и устраивал своим врагам многочисленные ловушки. Во время войны с Римом войска Ганнибала захватили несколько поместий римских богачей, в том числе поместье командующего римской армией. Ганнибал приказал своим воинам спалить и разграбить все кругом, но запретил трогать поместья командующего. Более того, он приставил стражу, чтобы там ничего не повредили и ничего оттуда не похитили.

— Предположите, в чем заключалась хитрость Ганнибала. (Суть хитрости заключалась в том, чтобы опорочить командующего в глазах римлян.)

4. Кто лучший полководец древности?

В сочинениях Плутарха есть рассказ о последней встрече двух врагов — Сципиона Африканского Старшего и Ганнибала в Сирии. В беседе затрагивались вопросы военного искусства. Сципион попросил Ганнибала назвать трех лучших полководцев всех времен и народов. Ганнибал первым назвал Александра Македонского, вторым — царя Пирра, третьим — себя. Сципион был уязвлен, но не показал этого, улыбнулся и спросил, на какое место поставил бы себя Ганнибал, если бы одержал победу над ним, Сципионом. Ответ понравился римлянину больше предыдущего, потому что Ганнибал во втором случае поставил на первое место себя, на второе — Александра Македонского, а на третье — Пирра.

— Предположите, почему последний ответ понравился Сципиону. (Ганнибал дал понять Сципиону, что считает его непревзойденным полководцем и самым опасным врагом.)

5. Последний триумф Цезаря

Победив своих противников в гражданских войнах, Цезарь в 45 г. до н. э. отпраздновал в Риме свой последний триумф. Однако этот триумф не обрадовал римлян, а крайне огорчил их. Многие говорили, что Цезарю следовало бы стыдиться такой славы, а не гордиться ею.

— Предположите, чем объяснялось такое отношение римлян к последнему триумфу Цезаря. (Последняя победа Цезаря была одержана над римлянами.)

6. Марк Аврелий и заговорщики

Римский император Марк Аврелий был человеком высоких моральных принципов, обладал глубоким умом и отличался исключительной стойкостью в перенесении превратностей жизни. Однажды против него поднял восстание один из полководцев. Восстание подавили, полководец был убит, но письма, адресованные его сторонникам из числа приближенных императора, попали в руки Марка Аврелия.

— Предположите, как поступил император с попавшими в его руки письмами. (Марк Аврелий приказал сжечь их, не распечатывая. )

7. Запреты на горячую пищу

В многоэтажных домах Рима, где жили бедняки, не было возможности приготовить горячую пишу. Харчевни были местом, где люди встречались, ели горячую похлебку, беседовали, отдыхали. Между тем императоры издавали указы, которые запрещали или ограничивали торговлю горячими блюдами в харчевнях.

— Предположите, в чем причина императорских запретов на торговлю горячей пищей. (Императоры опасались заговоров и подозревали их всюду, где могли собираться компании людей, даже в харчевнях.)

8. На особом положении

Эти люди имели большие преимущества по сравнению с другими жителями Рима. Все уступали им дорогу. В цирках и амфитеатрах им предоставлялись почетные места. Если осужденного вели на казнь и на пути встречали этого человека, то казнь отменялась. Однако немногие родители желали бы подобной судьбы своему ребенку.

— Предположите, о ком идет речь. (Речь идет о весталках — жрицах богини огня и домашнего очага Весты.)

9. Неизвестный продукт

По подсчетам археологов, этому продукту 6 тыс. лет. Его применение напрямую связано со знаменитыми термами. Римляне заимствовали его у галлов, использовавших для него растительное масло и красную земляную краску. В России оно получило распространение со времен Петра I.

— Предположите, о чем идет речь. (Речь идет об обыкновенном мыле.)

10. Драгоценный дар

Аларих, вождь готов, потребовал от римлян «все золото, все ценности, всех рабов» в обмен на единственный дар с его стороны.

— Предположите, что пообещал Аларих римлянам. (В обмен за огромный выкуп он оставлял им жизнь.)

Конкурс 6. Политики

— Какая система управления существовала в Римской империи? Определите ее достоинства и недостатки.

(За каждый правильный ответ присуждается 1 балл.)

Конкурс 7. Римские легенды

— Угадайте, о чем идет речь.

1. «Увы, нам не поставили статуй за совершенный подвиг! О люди, как вы неблагодарны! Наши заслуги перед Римом огромны. Только благодаря нам город не был захвачен, разграблен, разрушен». (Гуси Рим спасли.)

2. «С давних пор моих братьев и сестер преследуют и убивают, изображают хищными злыми. А за что? Если бы не я, то сам Рим, быть может, не был бы основан». (Римская волчица.)

(Эксперты собирают маршрутные листы, подсчитывают баллы, определяют победителей.)

IV. Подведение итогов урока

Вот и закончилось наше путешествие по Древнему Риму. Надеюсь, вы продолжите свое знакомство с удивительным миром Античности.

— Великих людей мира манили ее тайны. Послушайте стихотворение «Древний Рим» русского поэта Аполлона Майкова.

Я видел древний Рим: в развалине печальной

И храмы, и дворцы, поросшие травой,

И плиты гладкие старинной мостовой,

И колесниц следы под аркой триумфальной,

И в лунном сумраке, с гирляндою аркад,

Полуразбитые громады Колизея...

Здесь, посреди сих стен, где плющ растет, чернея,

На прахе Форума, где у телег стоят

Привязанные вкруг коринфской капители

Рогатые волы, — в смущеньи я читал

Всю летопись твою, о Рим, от колыбели,

И дух мой в сладостном восторге трепетал. .

Как пастырь посреди пустыни одинокой

Находит на скале гиганта след глубокой,

В благоговении глядит, и, полн тревог,

Он мыслит: здесь прошел не человек, а бог, —

Сыны печальные бесцветных поколений,

Мы, сердцем мертвые, мы, нищие душой,

Считаем баснею мы век громадный твой

И школьных риторов созданием твой гений!..

Иные люди здесь, нам кажется, прошли

И врезали свой след нетленный на земли —

Великие в бедах, и в битве, и в сенате,

Великие в добре. Великие в разврате!

Ты пал, но пал, как жил... В падении своем

Ты тот же, как тогда, когда, храня свободу,

Под знаменем ее ты бросил кров и дом,

И кланялся сенат строптивому народу...


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Расцвет Римской империи во II веке.

Презентация по истории Древнего мира....

Тест 5 класс Расцвет Римской империи во 2 веке

Тест 5 класс Расцвет Римской империи во 2 веке...

Расцвет Римской империи во II веке.

Это 4 урок по теме «Римская империя  в первые века нашей эры.»,14 урок в разделе «Древний Рим».Цель урока: формирование представления об историческом развитии Римской импе...

Методическая разработка урока "Расцвет и закат демократии в Древней Греции"

Вариативная методическая разработка урока в рамках темы "Древняя Греция"...

БЛИСТАТЕЛЬНАЯ ПОРТА: Период расцвета и упадок Османской империи

Презентация к уроку истории 7 класс "Блистательная Порта и упадок Османской импери!...

10 класс. Закат Римской империи.

тест по теме  "Закат Римской империи".10 класс....

Рассвет и закат османской империи

Уважаемые родители!Османская империя – это крупное государство на территории Малой Азии, Балкан, Ближнего Востока, Египта, Месопотамии – колыбель цивилизации. Рассматривая историю Осман, м...