Анализ урока истории в 9 классе по теме "Великобритания:экономическое лидерство и политические реформы"
статья по истории (9 класс)

В работе представлен подробный анализ урока истории в соответствии с ФГОС.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл analiz_uroka_istorii.docx39.65 КБ

Предварительный просмотр:

Анализ урока истории в 9 классе по теме «Великобритания: экономическое лидерство и политические реформы»

Подготовила

учитель истории и обществознания

 Зелёновского филиала

 МБОУ Платоновской СОШ

Стребкова Н.В.

I.Анализ целей урока

Цель урока определена с учетом содержания учебного материала, места данного урока в курсе истории  

Цель: Выявить особенности лейбористского курса.    Проанализировать причины этнических проблем и способы их решения в Великобритании. 

При планировании урока учитывались психолого-возрастные особенности класса, уровень сформированности компетенций, реальные учебные возможности, возрастные и индивидуальные особенности учащихся данного класса.    

Ученики данного класса имеют   средний уровень познавательных способностей, и при этом обладают  средней учебной мотивацией. На уроке  обучающиеся проявляют интерес к учебной деятельности.   Уровень сформированности коммуникативной и информационной компетенций  достаточен. Учебный материал урока соответствовал принципу научности, доступности и был посилен для учеников  класса.

Урок был направлен на достижение личностных, метапредметных и предметных результатов.

Предметные

Метапредметные УУД

Личностные УУД

Научатся: проявлять личностные свойства в основных видах деятельности.

Получат возможность научиться: работать с текстом учебника; анализировать схемы и таблицы; высказывать собственное мнение, суждения, применять исторические знания для выявления и сохранения исторических и культурных памятников мира; определять понятия; устанавливать причинно-следственные связи, делать выводы

развивать умение выделять главное, существенное в изучаемой теме, составляя опорную схему и таблицу;

продолжить формирование умений выполнять познавательные и практические задания на использование элементов причинно-следственного анализа; на перевод информации из текста в схему.

Познавательные: устанавливают причинно-следственные связи и зависимости между объектами. Получать  необходимую информацию, аргументировать свою точку зрения, умение организовывать сотрудничество и совместную деятельность с учителем, другими учениками и работать самостоятельно, формирование умений сравнивать, обобщать факты и понятия; развитие у учащихся самостоятельности; развитие внимательности при поиске ошибок. Выявлять особенности лейбористского курса. Разрабатывать проекты по изучению курса М. Тэтчер, «третьего пути» Э. Блэра. Проанализировать причины этнических проблем и способы их решения в Великобритании.

Коммуникативные: планируют цели и способы  взаимодействия; обмениваются мнениями, слушают друг друга, понимают позицию партнера, в том числе и отличную от своей, согласовывают действия с партнером. Развивать умение работать в группах

Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу;  учитывают выделенные учителем ориентиры действия; овладение приёмами контроля и самоконтроля усвоения изученного

Проявляют заинтересованность не только в личном успехе, но и в решении проблемных заданий всей группой; выражают положительное отношение к процессу познания; адекватно понимают причины успешности/ неуспешности учебной деятельности. Воспитание чувства само- и взаимоуважения; развитие сотрудничества при работе в парах; воспитание интереса к истории  как науки.

II.Содержание урока

Методы обучения: наглядный, частично-поисковый, практический, контроля.

Формы: индивидуальная, групповая, фронтальная

Этапы урока

Обучающие

и развивающие компоненты, задания и упражнения

I.Оргмомент

Эмоциональный, психологический настрой обучающихся на урок

II.

Мотивация

к учеб-

ной

деятельности

Эмоциональная, психологическая и мотивационная подготовка учащихся к усвоению изучаемого материала

III.

Актуализация

знаний

Беседа по изученному материалу.

беседу по вопросам:

- Почему политические преобразования в Великобритании привели к серьезным изменениям в социальной сфере?

IV. Изучение нового материала

Рассказ учителя с элементами эвристической беседы

Лейбористы у власти

Учитель рассказывает о том, каким образом лейбористы приходят к власти и задает вопросы:

- Были ли лейбористы сторонниками усиления государственного регулирования и кейнсианства?

- Какие преобразования провели лейбористы в 1945 – 1948 годах?

- Почему в начале 1950-х годов на выборах победила консервативная партия?

Беседа

М.Тэтчер и Энтони Блэр: политические программы и преобразования.

Класс делится на 2 группы и каждая группа получает задание проанализировать политические преобразования лидеров. Итоги обсуждаются в классе.

Внешняя политика Великобритании.

Учащиеся получают исторические документы и проводят анализ внешнеполитических изменений в Великобритании

Работа с текстом в группах

Этнические проблемы.

Учащиеся читают текст учебника и составляют схему «Этнические проблемы в Великобритании». Результаты работы обсуждаются в классе.

 

 Работа с текстом

Этнические проблемы.

Учащиеся читают текст учебника и составляют схему «Этнические проблемы в Великобритании». Результаты работы обсуждаются в классе.

Работа с историческим документом

Внешняя политика Великобритании.

Учащиеся получают исторические документы и проводят анализ внешнеполитических изменений в Великобритании

 

V. Первичное осмысление и закрепление изученного

Работа в парах

Учащиеся читают текст учебника и составляют схему «Этнические проблемы в Великобритании». Результаты работы обсуждаются в классе.

 

VI. Итоги урока. Рефлексия

Обобщение полученных на уроке сведений

Проводится беседа по вопросам:

– Охарактеризуйте преобразования лейбористского правительства Великобритании.

- Назовите основные принципы тэтчеризма

- Почему курс Э. Блэра получил название «третий путь»?

- Какие изменения во внешней политике произошли в Великобритании?

- Почему политические преобразования в Великобритании привели к серьезным из-менениям в социальной сфере?

Ответы на вопросы «На уроке я понял, узнал, разобрался…»

«мне было интересно…»

«наиболее сложным было выполнение задания…»  

 «после сегодняшнего урока я бы себе пожелал…»

Самооценивание

III.Качество знаний учащихся

Вовремя начатый урок, организация пространства класса, чёткая организация этапов урока, взаимодействие между учителем и учащимися, реакция учителя на  те или иные поступки учащихся, подбор учебного материала и способы его подачи, использование современных методик и технологий обучения, использование наглядности   – всё это повлияло на образовательный результат деятельности учащихся. Педагог использовал методику диагностики поуровневого усвоения знаний и умений  по принципу составления двухмерных заданий (на выявление знаний и умений одновременно) и их распределение по степени восходящей сложности. Учитель применил совместную деятельность учащихся в процессе познания, освоения учебного материала  старался, чтобы  каждый вносил в этот процесс свой особый индивидуальный вклад . Всё это происходило  в атмосфере доброжелательности и взаимной поддержки, что позволяло  не только получать новое знание, но и развивает саму познавательную деятельность, переводить её на более высокие формы  сотрудничества. Из 8 обучающихся  6 получили оценки.

IV.Методика проведения урока

При проектировании и проведении данного урока педагог ориентировался на следующие принципы обучения:

- принцип систематичности и последовательности. Данный урок – важное звено раздела, главы и всего курса, как по содержанию изучаемого учебного материала, так и по характеру, способам выполняемой учениками учебно-познавательной деятельности.

- принцип доступности. Урок построен с учётом возраста, особенностей развития учащихся данного класса, уровня их подготовленности.

- принцип наглядности. На уроке использована   настенная карту, иллюстрации учебника, тексты исторических документов.

принцип связи обучения с практикой. На уроке  обучающиеся осознали   влияние природных особенностей на развитие цивилизации. Активизация познавательной деятельности обучающихся на данном уроке достигалась путём обращения к личному опыту  , использованию понятного и личностно значимого для них материала. Стимулировалась внутренняя мотивация. Основными механизмами запуска внутренней мотивации выступали проблемные вопросы, компетентностно-ориентированные продуктивные задания, разнообразные формы организация учебной деятельности.

Принцип психологического комфорта предполагает, что учеба должна   протекать на фоне положительных эмоций. Реализации данного принципа способствовали доброжелательная обстановка, позитивный настрой на урок, ориентированность на активность и сознательность учащихся. Педагог старался использовать различные формы поощрения учащихся, поддерживать общий настрой на успех. Рациональный отбор заданий помог каждому   на занятии продвинуться в своём индивидуальном развитии.

Принцип здоровьесбережения. В целях реализации данного принципа я использовались различные формы обучения (диалоговые, монологические). Чередование индивидуальной, парной, групповой, фронтальной форм организации учебной деятельности помогали избежать монотонности, усталости обучающихся на уроке, стимулировали познавательный интерес. Темп урока соответствовал возможностям учащихся класса.

Дифференциация обучения осуществлялась через предъявление вопросов различного уровня сложности, предоставление   права выбора выполнять задания самостоятельно или в паре.

Системно-деятельностный метод является основным на уроке. Н а всех этапах учебного занятия педагог старался создать условия для того, чтобы школьники были активными субъектами своей учебной деятельности: определяли цель, осуществляли планирование, добывали информацию, осуществляли контроль, оценку (самооценку) результата.

Частично-поисковый метод необходимая составляющая современного урока. В рамках его реализации  прослеживалось старание, чтобы знания ни на одном из этапов не давались в готовом виде.  Учащимся предлагались проблемные вопросы и задания.   Система вопросов выстраивалась в логике «учить на высоком уровне сложности», в случаях, когда  обучающиеся затруднялись, вопросы корректировались в сторону упрощения, давались «ступеньки», но все основные выводы на уроке учащиеся сделали сами.

Работа на уроке строилась с использованием основных содержательных линий: «историческое время» (велась работа с хронологией, периодизация событий); «историческое пространство» (работа с исторической картой); «историческое движение» (образование и развитие государств); «человек в истории» (характеристика условий жизни людей).

Организационный этап прошел чётко: учитель и учащиеся приветствовали друг друга, кабинет готов к уроку, учащиеся стоя приветствуют учителя, учебные принадлежности – учебник, тетрадь, ручка на столе, и внешний вид  по форме. Внимание учащихся обращено на учителя и урок.

2. Учитель требователен, сдержан, собран к уроку.

3. Организационный момент краток,  учащиеся готовы к работе, включаются  в деловой ритм, внимание приковано на учителя.

4. При индивидуальном опросе учащихся повторяется пройденный материал, совершенствуются и упорядочиваются знания, развивает умение пересказа текста, память и речь, способствует формированию навыка готовиться самостоятельно к уроку.

V.Организация урока

Урок состоял из 6 этапов, логически связанных между собой:

1. Организационного, характеризующегося внешней и внутренней (психологической) готовностью учащихся к уроку. Обучающиеся совместно с учителем определяют тему урока, пытаются сформулировать цели.

        2.   Мотивация к учебной деятельности. Этап подготовки учащихся к активному и сознательному усвоению нового материала, на котором сообщалась тема и цель урока.

3. Усвоение новых знаний. На этом этапе использовались приемы, усиливающие восприятие нового материала, выделение наиболее существенных признаков, составление схемы, анализ, сравнение, обобщение.

4. На этапе проверки понимания учащимися нового материала  использовался приём решения учебной проблемы.

6.  Домашнее задание не задаётся в связи со спецификой ОО. На этом этапе подведены итоги урока, озвучены оценки.

7. Рефлексия. На этом этапе проведено продуктивное самооценивание собственной деятельности учащимися.

Структурно урок выдержан.  

Использованная структура урока,  методы и приёмы способствовали достижению целей и   задач урока. Разнообразие видов деятельности и в конечном    итоге их   результативность  способствовали активизации познавательной деятельности    учащихся, поддержанию их  интереса к содержанию урока.  

 Этапы урока были логично связаны друг с другом.

 При подготовке данного урока был выделен личностно-ориентированный и  компетентностно-ориентированный подход в обучении.

Структура урока выстроена с учетом требований системно-деятельностного подхода.  

Анализ деятельности по реализации целей и задач урока

На этапе самоопределения деятельности для создания эмоционального настроя к предстоящей работе  использовалось   приветствие с пожеланиями друг другу добра и успешной работы.

Выход на тему урока осуществлялся совместно с обучающимися. Учащимся   был предложен отрывок из стихотворения  «В Британии, в столице ». После его прочтения с помощью вопросов учителя и «подсказок», содержащихся в тексте, школьники определили, что речь пойдет о  Великобритании. Правильность предположений была проверена ими по оглавлению учебника (стр. 3). После того, как ученики убедились в правильности своих предположений по поводу формулировки темы урока   и записали ее в своих тетрадях, было предложено ознакомиться по оглавлению учебника с содержанием всей главы   и, посовещавшись в парах, ответить на вопрос: почему именно в такой последовательности авторы предлагают изучать учебный материал.  

Целеполагание и планирование деятельности также осуществлялось совместно с учащимися. В процессе обсуждения названия параграфа   дети смогли сформулировать цель урока

Совместный выход на тему урока, целеполагание и планирование осуществлялись в зоне ближайшего развития школьников. Учащиеся посредством ответов на проблемные вопросы сами делали необходимые выводы.

Используемые формы организации учебной деятельности – эвристическая беседа, парная работа по составлению и корректировке плана совместной работы), обсуждение и выбор варианта схемы – логической цепочки были направлены на развитие у учащихся регулятивных УУД (умение ставить цель, составлять план реализации поставленной цели), коммуникативных УУД (умение работать в паре, приходить к общему мнению, принимать и уважать мнение другого) и учебно-познавательных УУД (умение работать с методическим аппаратом учебника, свёртывать информацию, представлять ее схематичной модельной форме).

Этап работы над темой урока (освоение нового материала) также был выстроен в соответствии с намеченным планом. В рамках изучения вопроса  по теме  в целях развития таких личностных УУД, как самоопределение и ответственный выбор, были предложены варианты организации деятельности: самостоятельная работа над содержанием учебный статьи параграфа .  

Проверка осуществлялась в форме устного ответа на вопросы плана.  

Размышляя над вопросом, - с какой целью авторы-составители учебника выделили некоторые слова курсивом и жирным шрифтом, школьники предположили, что данные термины являются особо значимыми (ключевыми) и их значение следует знать. В форме взаимопроверки ученики проверили друг у друга правильность понимания значения терминов, использованных в учебной статье.

 Использованные на этапе освоения нового материала формы организации учебной деятельности: выбор способа изучения учебного материала, самостоятельная работа с текстом учебной статьи,   парный (взаимный) опрос, проверка по образцу были направлены на развитие помимо уже названных, следующих УУД: самоопределение и ответственный выбор, самооценка (личностные УУД); работа по намеченному плану (регулятивные УУД); сопоставление, дополнение, самопроверка, свёртывание информации (учебно-познавательные УУД); умение руководить и подчиняться (выступать в роли проверяющего и отвечающего) (коммуникативные УУД).

 

Этап первичного закрепления изученного материала был организован в форме  работы в парах

Учащиеся читают текст учебника и составляют схему «Этнические проблемы в Великобритании». Результаты работы обсуждаются в классе.

Данный вид работы был направлен на развитие коммуникативных УУД (монологическая связная речь); регулятивных УУД (в некоторых группах  обучающиеся распределили между собой по одному предложению, облегчив тем самым работу по запоминанию и воспроизведению информации).

 Работы были сданы, ответы проверены посредством сравнения с текстом. По совместно определенным критериям обучающиеся  предположили, какую оценку они за данную работу получили.  

Использованные на этапе закрепления формы организации учебной деятельности, на мой взгляд, эффективны тем, что, помимо повторения изученного материала (предметные УУД), способствуют развитию таких личностных УУД, как самоопределение, самостоятельность, ответственность за свой выбор, самооценка.

На завершающем этапе урока мною были организована коллективная рефлексия: детям предложено определить, в какой степени, по их мнению, реализована цель сегодняшнего урока («полностью», «частично», «не реализована»). Индивидуальная рефлексия была организована в форме продолжения данных учителем высказываний: «на уроке я понял, узнал, разобрался…» (рефлексия предметных результатов урок), «мне было интересно…»

(рефлексия познавательных интересов); «я бы себя похвалил за…» (рефлексия личностных результатов урока); «наиболее сложным было выполнение задания…» (рефлексия личностных и метапредметных результатов); «после сегодняшнего урока я бы себе пожелал…» (рефлексия предметных, личностных и метапредметных результатов).

Домашнее задание  не задано.

VI.Соблюдение учителем психолого-педагогических, этических и санитарно-гигиенических требований к уроку

Хорошая психологическая атмосфера на уроке поддерживалась благодаря заинтересованности учащихся ходом урока, созданию ситуаций успешности, поощрений в виде похвалы, сотрудничества с учениками. Взаимодействие с учениками строились с позиций сотрудничества, уважения на протяжении всего урока демонстрировалось заинтересованное отношение к успехам учащихся. Эмоциональный настрой в начале урока, смена видов деятельности обеспечили комфортную психологическую атмосферу на протяжении всего урока, о чем свидетельствуют результаты рефлексии. Температурный режим соблюден, в классе   тепло,  виды деятельности чередовались, использовалась динамическая  пауза  при работе в парах.

Выводы и предложения

Время, отведенное на все этапы урока, на мой взгляд, распределено рационально. Необоснованных потерь времени не было. Методически оправданно использовались наглядность и мультмедийные средства обучения. В соответствии с требованиями ФГОС основного общего образования реализация воспитательного потенциала урока (работа по формированию личностных компетенций) осуществлялась   на основе использования учебных ситуаций и была встроена в каждый этап учебного занятия.   В ходе диалогов  некоторым учащимся  трудно строить свои рассуждения логически, с применением новых терминов, выделять главное. В дальнейшем на уроках истории предстоит отработать исторические  термины и понятия, умение владеть ими при решении проблемных ситуаций. В будущем  следует уделять при изучении новой темы большего количества времени самостоятельному поиску учащимися нового материала, развитию их умений находить важное в тексте, работать в группе, делать самооценку,


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок истории 9 класс «Аграрная реформа Столыпина (Тихая революция) в Вятской губернии»

Технологическая карта урок истории 9 класс Тема урока «Аграрная реформа Столыпина («Тихая революция») в Вятской губернии» Место урока в программе: данный урок относится к первому разделу, изучаем...

Разработка урока истории, 7 класс, история России. Тема: «Власть и церковь в XVII веке. Реформа патриарха Никона »

Разработка урока с использованием мультимедийного материала, предусматривающая работу учащихся с историческими документами. Урок построен в соответствии с ФГОС....

Урок истории, 7 класс. Реформы Петра I.

В презентации собраны основные факты о реформах Петра I, а тест создан как задания для укрепления материала....

Урок истории 7 класс.Русская православная церковь в XVII веке. Реформа патриарха Никона и Раскол.

Урок истории 7 класс.Русская православная церковь в XVII веке. Реформа патриарха Никона и Раскол. под ред.Торкунова...

Конспект урока истории 9 класс тема: Реформы М.М.Сперанского.

Конспект урока истории 9 класс тема: Реформы М.М.Сперанского....

Конспект урока. Великобритания. Экономическое лидерство и политические реформы

Всеобщая история. История Нового времени 9 класс: учебник для общеобразовательных организаций / А.Я. Юдовская, П.А. Баранов, Л.М. Ванюшкина...