Статья «Кочевые племена на просторах Восточной Европы»
статья по истории (6 класс)

В середине XI в. в Средне Азии усилились турки- сельджуки. Воевали с Византией, Сирией и арабами. В 1071 г. захватили у арабов Иерусалим. Но взяв под контроль большие территории не смогли удержать над ними контроль. Именно с ними сражались участники Крестовых походов.
В середине XIII в. очередная волна тюркских племен мигрировала из Средней Азии на Запад под натиском монголов. Часть их обосновалась, а Малой Азии, именно из этих племен по имени их вождя османа стали называть турками – османами. Так возникла Османская империя.
 

Скачать:


Предварительный просмотр:

«Кочевые племена на просторах Восточной Европы». План-конспект урока истории в 6 классе

Тип урока: комбинированный урок

Цели урока:

обучающая: рассмотреть основные события древней истории тюркских народов, выяснить судьбу ранних тюркских государств;

развивающая: развивать навыки работы с устной и текстовой информацией (на основе рассказа учителя заполнять таблицу),  умения работать с исторической картой, находить общее и особенное в жизни древних тюркских народов;

воспитательная: воспитывать уважение и интерес к истории народов нашей Родины, понимание культурно-исторических традиций.

Основные понятия:  древние тюрки, хунну (гунны), каган, хан

Оборудование урока: учебник (В.А. Ведюшкин, В.И. Уколова История. Средние века 6 класс), ноутбук, проектор, презентация

Ход урока

1. Оргмомент

2. Проверка домашнего задания. А) Беседа по вопросам

  1. Перечислите наиболее важные изобретения, средневекового Китая?
  2. При какой династии достигла высочайшего рассвета художественная литература?
  3. Самые знаменитые мастера эпохи Тан?
  4. Особенности географического расположения Японии?
  5. Почему VII в. Японию называли Ниппон?
  6. Каике черты сближают самураев с европейскими рыцарями?
  7.  Б) Работа с понятиями. Объясните значение понятий: Пагода, сёгун, харакири.

3. Изучение новой темы

 План урока:

  1. Занятие Тюрок
  2. Государства Древних Тюрок
  3. Гунны и Авары
  4. Тюрские и Уйгурийский каганаты.
  5. Болгары
  6. Хазарский каганат
  7. Печенеги и половцы
  8. Турки-Сельджуки и Турки-Османы

Задание для учеников на урок. На основе рассказа учителя заполните таблицу в тетради.

Название каганата

Когда возник каганат

Занимаемая

территория

Кто были основные военные противники  

 Когда и кем разгромлен

Гунны

Vв.

Земли вдоль Дуная

Римская империя

ВVI в. вошли в Аварский каганат

Авары

В середине VI в.

Земли вдоль Дуная

Византия.

ВVIIIв. Карлом Великим в союзе со славянами

Тюркский и Уйгурийский каганаты

В середине VI в.

От Китая до  Кавказа вдоль Великого шелкового пути

Иран, арабы

В840г древними хакасы

Великая Булгария

Хазарский каганат

Печенеги и половцы

Турки сельджуки и

турки – османы

В VII в.

В VII в.

В  конце IXв. – начале Xв.

В середине XI в.

В середине XIII в.

Причерноморские и прикаспийские степи, Среднее Поволжье.

Предкавказье, прикаспийских и причерноморских степях.  

Причерноморские степи

Средняя Азия

МалаяАзия

Хазары, монголы

Арабы

Русь, Болгария, Византия, Венгрия.

Византия, арабы, Крестовые походы

Монголы

В XIII в. покорили монголы.

В 964г. разбил киевский князь Святослав.

В XIII в. разгромили монголы.

Захвати Константинополь

1) Занятия тюрок.

В середине I  тысячелетие н.э. у тюркских народов начался переход от родоплеменного устройства общества к государства. Созданные им державы были не долговечны но сыграли большую роль в истории Азии и Европы.

Историческая родина тюрок на Алтае от куда они стали расселяться до границ Китая и Европы.

Основные занятия тюрок : кочевое скотоводство и охота, оружейное ремесло. Изменения климата заставляли их перекочевывать со стадами на огромные расстояния. Они сражались за пастбища или нападали на оседлых соседей для захвата добычи и получения дани.  

2) Государства древних тюрок.

Племена тюрок обеднялись в союзы под властью одного племени и одной династии правителей. Они не только воевали но и вступали в дипломатические, торговые и культурные отношения с Китаем, Византией, Ираном, арабами, Русью. «Кочевые империи» могли дольше сохранять черты родоплеменных отношений, чем государства оседлых народов. В VI – VIII вв. новые виды конской упряжки, одежды, приемов боя изобретенные кочевниками или их соседями распространились благодаря тюркам от востока Азии до Европы. В VI в. была создана тюркская  письменность, так же кочевники переняли многие достижения земледельцев.

3) Хунны (гунны) в Азии и Европе В III  в. до н.э. на территории Северного Китая проживал народ под названием сюнну (хунну).  Во главе государства хунну стоял шаньюй.

В 209 – 174 гг. до н.э. во главе империи хунну стоял шаньюй Модэ (Маодунь). Его главная заслуга – создание мощной армии.

Большая часть хунну занималась кочевым скотоводством,  но оседлые хунну занимались  земледелием.  Хуннские ремесленники умели изготавливать самые разные вещи.

Хуннские города имели  храмы,  дворцы правителей, общественные здания.

Основным соперником хунну был Китай. В результате постоянных столкновений китайцы нанесли им поражение. После поражения хунну уходят на Запад, где их стали называть гунны. Движение гуннов положило начало Великому переселению народов.

В 451 г. натиск гуннов в Европу был остановлен на Каталаунских полях. После смерти Аттилы гуннский союз распался.

4) Тюркский каганат.

В VI в. на Алтае появились племена, называвшие себя «тюрки» («тюркюты»). В 551 г. правитель Бумын разгромил племена жужаней,  от которых тюрки были в зависимости, и создал свое государство. Его стали называть иль-каган. В 588 г. Тюркский каганат распался на Западный и Восточный.

Население Тюркского каганата, как и все тюрки, было очень воинственным. Война занимала в их жизни большое место.  Вместе с тем они занимались кочевым скотоводством, земледелием, торговлей. Хождение имели металлические деньги, что говорит о том, что торговля была развита высоко.

Интересный факт - распространенность среди жителей рунической письменности.

5) Великая Булгария.

Вместе с гуннами в Северное Причерноморье пришли болгары. После они находились в зависимости от Тюркского каганата. В 632 г. хан Кубрат добился независимости. Возникло самостоятельное царство – Великая Булгария. Около 671 г. Великая Булгария распалась. В 681 г. Сын Кубрата Аспарух создал собственное государство – Дунайскую Болгарию, второй сын – Котраг – Волжскую Булгарию. Третий сын, Батбай, остался на месте. Великая  Болгария – первое собственное государство булгар, предков современных татар.

Жители Великой Булгарии занимались скотоводством, земледелием, ремеслом, торговлей. Столицей их государства был город Фанагория.

6) Хазарский каганат.

Хазарский каганат существовал в  630 – 969 гг. и был восточным соседом Великой Булгарии.

В результате арабо-хазарских войн хазары вынуждены переселяться вверх по Волге. Новой хазарской столицей стал город Итиль.

В IX веке Хазарский каганат достиг своего расцвета.  Славянские племена платили им дань.

В Хазарском каганате  было развито земледелие, скотоводство. Широко распространено было руническое письмо, имели хождение  металлические деньги. В 969 г. князь Святослав нанес хазарам поражение.

7) Печенеги и половцы.

Печенеги были частью распавшегося политического объединения Кантюгой или Кангар, кочевавшего в бассейне Сыр-Дарьи. Они оказались в степном Приуралье и в междуречье Яика и Волги. В конце IX в. гузы заставили их уйти из Северного Прикаспия. Продвижение печенегов по южнорусским степям сопровождалось гибелью большинства степных и лесостепных поселений. В 1036 г. под Киевом состоялась решительная битва Ярослава с печенегами, в которой кочевники потерпели сокрушительное поражение и больше никогда на Русь не нападали. Основная их масса ушла в степи Северо-Западного Причерноморья.

Предки половцев в IV–VII в. кочевали в степях между отрогами Монгольского Алтая и Восточного Тянь-Шаня и были известны в китайских источниках под именем сеяньто. Первоначально они заняли районы среднего и нижнего течения Северского Донца, Нижнего Дона и Приазовья. Именно здесь локализуются наиболее ранние каменные изваяния, которые половцы устанавливали в честь умерших предков. Отсюда они стали расселяться по территории Восточноевропейских степей.В первые десятилетия XII в. закончился процесс освоения половцами южнорусских степей. Если находки наиболее ранних каменных изваяний сосредоточены в донецких и нижнедонских степях, то статуи более позднего времени встречаются в больших количествах в Приднепровье, Крыму, Приазовье, Подонье, Поволжье, Предкавказье.К середине XII в. определились границы собственно половецкой земли.

8) Турки сельджуки и турки – османы.

В середине XI в. в Средне Азии усилились турки- сельджуки. Воевали с Византией, Сирией и арабами. В 1071 г. захватили у арабов Иерусалим. Но взяв под контроль большие территории не смогли удержать над ними контроль. Именно с ними сражались участники Крестовых походов.

В середине XIII в. очередная волна тюркских племен мигрировала из Средней Азии на Запад под натиском монголов. Часть их обосновалась, а Малой Азии, именно из этих племен по имени их вождя османа стали называть турками – османами. Так возникла Османская империя.

4. Закрепление материала. Давайте перечислим в хронологической последовательности ранние тюркские государства. Какие общие черты в их истории мы можем найти?

Как вы думаете, какое значение имеет изучение истории этих государств сегодня? Почему это важно в первую очередь для нас?

5. Домашнее задание. § 30, вопросы, заполнить таблицу.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интеллектуальные игры "Счастливый случай"10-11 класс по теме"Страны Восточной Европы"

Прекрасный материал для внеклассной работы по предмету...

Урок «Ликвидация коммунистических режимов в странах Восточной Европы с применением ИКТ»

Данная разработка используется в 11-х классах по новейшей истории соответственно теме «Ликвидация коммунистических режимов в странах Восточной Европы с       применением ...

«Ликвидация коммунистических режимов в странах Восточной Европы с применением ИКТ»

урок в 11 классе по новейшей истории с применением информационно-коммуникационных технологий...

СССР и Восточная Европа :опыт демократической революции

Страны Центральной и Юго-Восточной Европы в ХХ веке называли странами Восточной Европы или «социалистическим лагерем»,  сразу после войны они попали в сферу влияния СССР . В большинстве из ...

План конспект урока в 6 классе на тему «Кочевые племена на территории России в IV-V веках»

План конспкт поможет узнать о кочевых племенах их местонахождении, занятиях, уровне развития, религии на территории России IV – V веках....

Презентация «Кочевые племена на территории России в IV-V веках»

Кочевые племена их местонахождении, занятиях, уровне развития, религии на территории России IV – V веках....

Восточная Европа: природная среда и человек. Восточные славяне в VII—IX вв.

Формирование славянской общности. Выделение восточных славян из массы народов Восточной Европы....