Урок истории 7 класс
план-конспект урока по истории (7 класс)

Мясникова Анастасия Андреевна

Урок истории "Великие гуманисты Европы" 7 класс.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_uroka_no1.velikie_gumanisty_evropy.docx31.17 КБ

Предварительный просмотр:

Урок  истории «Великие гуманисты Европы» 7 класс

(УМК  А.Я. Юдовская,  П.А. Баранов, Л.М.Ванюшкина История 7 класс)

Цели: раскрыть основные идеи просветителей; формировать умение использовать исторические источники, отвечая на вопросы, вырабатывать умения анализировать и  обобщать, высказывать и пояснять собственную точку зрения; оценить значение  философских идей эпохи Нового времени; анализировать и сравнивать  различные философские идеи.

Оборудование: мультимедийное оборудование, распечатанные тексты.

Ход урока:

  1. Организационный момент.

II. Проверка домашнего задания по теме «Повседневная жизнь».

На доске записаны термины: чума, оспа, канализация, грим, кукуруза, рис, ячмень, рыба, гречиха, шоколад, кофе, берет, камзол, длинные брюки, черепица, шифер, газовая плита, камин, футбол, стрельба из лука, метание камней, регби, скачки, кулачный бой, театра, кино.

Учащимся предлагается на листочках выписать термины, которые относятся к повседневной жизни данного времени.

III. Мотивационно-целевой этап

-Давайте вспомним, какое направление культуры преобладало в Европе в XV веке? (Возрождение)

- Следом за ранним Возрождением ( начало XIV – середина XV века) наступило время Высокого Возрождения ( конец XV – начало  XVI века), в это время  культура Возрождения достигла своего пика. Именно в это время появляется философия гуманизма. Что же такое гуманизм?

Текст № 1 «…А так как человек познал строй небесных светил, то кто станет отрицать, что гений человека почти такой же, как у самого творца небесных светил, и что он некоторым образом мог бы создать эти светила, если бы имел орудия и небесный материал».(Марсилио Фичино)

«Сказал Бог(Адаму): «Ты же, не стесненный никакими пределами, определишь свой образ по своему решению, во власть которого я тебя предоставляю. Я ставлю тебя в центре мира, чтобы оттуда тебе было удобнее обозревать все, что есть в мире. Я не сделал тебя ни земным, ни небесным, ни смертным, ни бессмертным, чтобы ты сам, свободный и славный мастер, формировал себя в образе, который ты предпочтешь... Ты можешь переродиться в низшие, неразумные существа, но можешь переродиться по велению своей души и в высшие, божественные…».(Пико дела Мирандола)

«Каждый человек всегда находиться в центре мира. Каждый - средоточие мира, человек всегда центр мира».(Леонардо да Винчи)

Учитель предлагает ученикам прочитать текст и исходя из него в тетради письменно ответить на вопрос «Что думали о человеке философы эпохи Возрождения?» (Человек – центр нашего мира; человек сам себя развивает и формирует; человек может стать тем, кем захочет; человек равен божеству)

-Это и есть философия гуманизма.

-В чем отличие философии Высокого Возрождения от раннего? (Человек все больше отдаляется от религии, становится более свободным; появляется больше образованных людей.)

-Что способствовало росту философии гуманизма?(Новые открытия, появление книгопечатания)

Учитель предлагает ученикам нарисовать таблицу в своей тетради, и озаглавить «Писатели эпохи Возрождения».

Область культуры

Имя писателя, страна

Произведение

Главные идеи

 

 

Ученики в процессе работы заполняют таблицу, разрешается пользоваться учебником.

IV. Работа по теме урока.

1. Эразм Роттердамский.

-Одна из крупных фигур в истории гуманизма - Эразм Роттердамский.(1469-1536).Он  много комментировал Библию, святых отцов, античных философов. Он не отказывался от религиозных сюжетов, но в центре его произведений – человек, со  свободной волей, который имеет право выбора. Самые знаменитые произведения : «Похвала глупости» и «Разговоры запросто».

Текст № 2  «Похвала глупости» Отрывки.

Глупость говорит:

«Кому, однако,  как не Глупости,  больше подобает  явиться

трубачом  собственной славы и самой себе  подыгрывать на  флейте?…мое божественное присутствие, и только оно одно, веселит богов и  людей.

Наилучшее тому доказательство - перед вами: едва взошла я на кафедру в этом

многолюдном собрании, как все лица просияли небывалым, необычайным весельем,

все  подались вперед и  повсеместно раздался  радостный, ликующий смех…кому обязаны  вы возникновением  ее, если  не  мне? Ведь не  копье Паллады, дщери

могучего  отца,  и  не  эгида  тучегонителя Зевса  производят  и

умножают  род людской».

Ученики читают текст и заполняют таблицу.

2.Утопии.

-Дословно, утопия - место, которого не существует. Что-то невозможное, чего не будет в реальной жизни. Термин этот взят из книги английского философа Томаса Мор «Утопия» (Золотая книжечка, столь же полезная, как и приятная, о наилучшем устройстве государства и о новом острове Утопия»). В этой книге показано идеальное общественное и политическое устройство.

Текст № 3.Отрывки из «Утопии»

«Общими в Утопии являются не только ресурсы природы, но и вся продукция общественного производства, которая также отходит в распоряжение всех граждан. Государство в лице сената производит учет и распределяет продукты потребления в интересах каждого члена общества.»

«…каждый гражданин изучает какое-либо одно ремесло как специальное.»

«Должностные лица (сифогранты), наблюдающие, чтобы никто не сидел в праздности, следят также и за тем, чтобы никто не работал с раннего утра до поздней ночи и не утомлялся, подобно вьючному скоту».

«Все остальное свободное время дозволяется каждому проводить по своему усмотрению, причем, большинство утопийцев на досуге предпочитают заниматься науками»…чтобы, насколько позволяют это общественные нужды, избавить всех граждан от телесного рабства и даровать им как можно больше времени для духовной свободы и просвещения. Ибо в этом заключается счастье жизни»

 «…каждый довольствуется одним платьем, притом обычно на два года»

«…при общественных трапезах все наиболее грязные и трудоемкие работы исполняются рабами»

 «…общее дело — сельское хозяйство… ему обучают всех с детства…»

«Граждане по очереди переселяются в ближайшие к городу сельские округа, где работают в течение двух лет, а затем, по истечении срока, обратно возвращаются в города к ремесленному труду.»

«Люди, способные к наукам, освобождаются от ежедневного труда для основательного прохождения наук»

«Главным источником рабства в Утопии является уголовное преступление, совершаемое кем-либо из ее граждан.»

«Из золота и серебра повсюду ... они делают ночные горшки и всю подобную посуду для самых грязных надобностей, ... вырабатывают цепи и массивные кандалы, которыми сковывают рабов.»

«Утопийцы сильно гнушаются войной, как делом поистине зверским для них ничего нет бесславнее славы, добытой на войне»

Учитель предлагает ученикам  прочитать текст и ответить  в тетради на вопросы:

-Какие недостатки устройства Англии Мор хотел избежать на острове Утопия?

-Назовите плюсы и минусы жизни на Утопии.

-Как объясняется присутствие рабов на острове Утопия?

-Что автор хотел показать своим произведением?

-Свой вариант утопии предложил  и французский писатель Франсуа Рабле. Его знаменитое произведение «Гаргантюа и Пантагрюэль», где главную роль играют короли-совершенные люди. Автор насмехается над многими человеческими пороками.

Учитель включает видео с чтением отрывка из произведения. Дети слушают и заполняют таблицу.

-Какие человеческие пороки высмеивает Рабле в своем произведении? (Глупость, недоверчивость)

-Как  вы думаете почему первые утопии возникают именно  в эпоху гуманизма? (Человек задумывался о совершенствовании жизни и общества)

V.  Подведение итогов урока

Учитель предлагает записать вывод к таблице, ответив при этом  на вопрос: что общего в  произведениях Томаса Мора, Эразма Роттердамского и Франсуа Рабле.

Ученики записывают в тетради вывод. ( Т.Мор, Э.Роттердамский и  Ф.Рабле представляют эпоху Возрождения и философию гуманизма, исходя из этого, в центре их произведений – человек и проблемы жизни в обществе того времени.)

VI. Закрепление изученного материала

-Проверим, как вы усвоили новый материал.

-Какое изобретение  способствовало становлению философии гуманизма? (Книгопечатание)

-Какое место в мире  отводили человеку гуманисты Нового времени?

Домашнее  задание параграф 7. Написать эссе «Моя Утопия».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок истории. Класс: 5. Тема урока: Жизнь египетского вельможи.

Урок: историяКласс: 5 Тема урока:       Жизнь египетского вельможи.Цель и задачи урока:       1. Познакомить учащихся с жизнью египетских ве...

Конспект урока истории. Класс - 5. Тема урока «Военные походы фараонов»

Предмет      история           Класс    5Тема урока    «Военные походы фараонов»Цель урока: ...

Конспект урока истории. Класс - 5. Тема урока «Боги Древнего Египта»

Урок  история Класс 5 классТема урока «Боги Древнего Египта»Тип урока: овладение новыми знаниями (ОНЗ) с применением проблемной технологии.Образовательные:-...

Конспект урока истории Класс: 6 Тема: Англия в раннее Средневековье. Походы норманнов

Дата: 15.09.Урок: историяКласс: 6Тема: Англия в раннее Средневековье. Походы норманновЦели урокаž  Познакомить учащихся с географией путешествий и завоеваний норманновž  Сформировать предста...

Конспект урока истории Класс: 6 Тема: Византийская империя в VI – XI веках. Византия при Юстиниане. Борьба империи с внешними врагами. Культура Византии

Дата: 17.09.Урок: историяКласс: 6Тема: Византийская империя в VI – XI веках. Византия при Юстиниане. Борьба империи с внешними врагами. Культура ВизантииЦели урокаž  подвести учащихся к пониманию...

Конспект урока истории Класс: 6 Тема: Средневековая деревня

Урок: историяКласс: 6Тема: Средневековая деревняЦели: 1.      Дать представление о феодальной вотчине – сеньории; показать, на чём основывались отношения между феодалом-сеньор...

Конспект урока истории Класс 6 Тема Средневековый город в Западной и Центральной Европе (ремесло, торговля, горожане и их образ жизни).

Урок историяКласс 6Тема Средневековый город в Западной и Центральной Европе (ремесло, торговля, горожане и их образ жизни).Тип урока: сообщение новых знанийЦели:  Формирование и развитие у ребят ...