Урок 1. Введение в историю Древнего мира 5 класс
план-конспект урока по истории (5 класс)

Введение в историю Древнего мира. Знакомство с новым предметом.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon idm_urok1.doc41 КБ

Предварительный просмотр:

Урок 1. Введение в историю Древнего мира

Цели: заинтересовать учебным материалом, создать у учащихся первичные представления об истории как науке; обеспечить усвоение понятий «исторический источник», «Всемирная или Всеобщая история»; содействовать пониманию того, что история Древнего мира - часть Всеобщей истории; продолжить формирование умений работать со справочным аппаратом книги.

         Ход урока

I. Организационный момент. Изучение новой темы

План

  1. Что изучает история Древнего мира?
  2. Как ученые узнают о жизни людей в далеком прошлом?

На доске: тема урока, новые слова: археология, исторический

источник, история, Всеобщая история.

  1. Самостоятельная работа учащихся с учебником.

Задание: выяснить фамилии авторов учебника, название учебника, название его глав.

  1. Рассказ учителя.

Итак, на уроках истории Древнего мира мы познакомимся с жизнью первобытных людей истории древнейших цивилизаций Египта, Западной Азии, Индии, Китая, Греции и Рима. Узнаем, как проводились первые олимпийские игры, кто такие Спартак и Александр Македонский, где впервые были изобретены порох и фарфор, появились шахматы...

Подробную информацию обо всем этом мы получим, изучив учебник.

А как же настоящие ученые узнают о жизни людей и далеком прошлом?

  1. Самостоятельная работа учащихся с текстом учебника (с. 8)
  2. Беседа по прочитанному.
  • Что еще дает информацию ученым о жизни людей в прошлом? (Надписи на камне и глине, старинные книги, знаменитые постройки, которые позволяют судить о мастерстве их создателей.)

Как называется наука, изучающая вещественные памятники

истории? (Это наука археология.)

Как работает археологическая экспедиция?

  1. Рассказ учителя.

Перед началом работ археологической экспедиции ее участники изучают литературу того района, где предполагаются исследования. Затем отыскивают сам памятник. Довольно часто он открывается случайно, особенно при земляных работах, иногда при естественном размыве почвы. Первый полевой этап работы археологов - разведка, когда проводится сплошное обследование района, на карту-план условными археологическими обозначениями заносятся все памятники; тогда же проводится предварительное обследование главного объекта, включая обмер, сбор подъемного материала и шурфовку (шурф - это яма 1 х 1), то есть проведение небольших земляных работ.

По окончании разведки начинаются раскопки. Слой за слоем снимают археологи почву. Каждый такой слой, он называется штоком, равняется примерно 18—20 см. Это чуть меньше лезвия лопаты. Чтобы работа шла успешно, археологи разбивают памятник на участки (раскопы). Собранный во время раскопок материал отправляется в институт, где его очищают, реставрируют и изучают.

  1. Работа с новыми терминами (письменно в тетрадях).

Археология - наука, изучающая историю по вещественным остаткам древних людей.

Исторический источник - это памятник истории, который дает информацию о жизни людей в далеком прошлом.

История - наука, изучающая прошлое и настоящее человечества.

  1. Закрепление изученного материала
  • Что нового вы сегодня узнали на уроке?
  • Что изучает история Древнего мира? (Как появились древние люди на Земле, как они жили, какие изобретения придумали, какие государства были первыми на Земле, какие народы их создали, каковы были достижения людей в далекой древности.)
  • Что изучает археология? (Вещественные памятники истории.)
  • Что называется историческим источником? (Это то, что дает нам информацию о жизни людей.)
  • Что изучает история? (История - это наука, изучающая жизнь людей. Поэтому на следующем уроке мы начнем знакомиться с тем, как жили древнейшие люди.)
  1. Подведение итогов урока

Домашнее задание: прочитать Введение на с. 8 учебника; подготовить развернутый ответ на вопрос: «Как ученые узнают о жизни людей в прошлом?»;

Годер Г.И. Рабочая тетрадь по истории Древнего мира (вып. 1), задание № 1.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация Введение в историю древнего мира 5 класс

Перезнтация к первому уроку истории в 5 классе...

Тематическая презентация к уроку "Введение в историю Древнего мира" 5 класс

Тематическая презентация к уроку по истории Древнего мира 5 класс, рассказывает об особенностях курса Истории в 5 классе, наглядно демонстрирует основные источники исторических знаний....

Введение в историю Древнего мира

Первый урок в 5 классе...

ВВЕДЕНИЕ В ИСТОРИЮ ДРЕВНЕГО МИРА

ВВОДНЫЙ УРОК В ИСТОРИЮ ДРЕВНЕГО МИРА. ДАТЫ. ТЕРМИНЫ....

Введение в историю древнего мира

Цели: 1.      Дать представление об истории как науке.2.      Ответить на главный вопрос: ”Для чего нужно изучать историю?”3....

Презентация к урок 1 "Введение в историю Древнего мира"

Введение в историю Древнего мира.ПрезентацияПлан урока1. История Древнего мира – часть всемирной истории человечества.2. Источники знаний по истории Древнего мира.3. Как работать с учебником.4. ...