Борьба над господством над Средиземноморьем
план-конспект урока по истории (10 класс)

Татьяна Леонидовна Токарева

Материал направлен на подготовку и проведение уроков истории для учителя, а также дополнительного изучения для детей и всех интерисующихся историей

Скачать:


Предварительный просмотр:

        Технологическая карта урока

Урок № 2

Класс 10

ОУ ЧОУ «Курская православная гимназия во имя преп. Феодосия Печерского»

Предмет история

Тема урока: «Борьба за господство над Средиземноморьем»

Место урока в системе уроков по теме: 2-й урок главы 4 «Античная эпоха в истории человечества»

Цель урока: продолжить формирование навыка работать с историческим источником

Задачи урока:

Образовательная:

  • Научить учащихся находить конкретно исторические факты в тексте документа,
  • Обучить учащихся делать выводы на основе анализируемой информации из документа;

Развивающая:

  • Развить у учащихся навыки работы с историческим документом,
  • Развить у учеников учебно-интеллектуальные умения: анализа и синтеза информации, выделению главного, обобщения информации;
  • Научить учащихся применять ранее полученные знания для формирования целостной картины изучаемого предмета;

Воспитательная:  привить ценностное отношение к истории и мировому культурному наследию.

Тип урока: урок комплексного применения знаний

Форма обучения

Школьное лабораторное занятие

Методы обучения

Исследовательский, лабораторный

Технологии обучения:

развитие критического мышления через чтение и письмо

Средства обучения: компьютер, экран, мультимедийный проектор, карта, исторический источник

Источники информации:

  1. для учителя
  1. для обучающихся

Порочные разработки по истории Древнего мира. – М.: ВАКО, учебник Н. В. Загладин, Н. А. Симония «Всеобщая история», раздаточный материал (для каждого ученика).

Карта «Страны Древнего Востока», иллюстрации,  учебник Н. В. Загладин, Н. А. Симония «Всеобщая история», презентация, атлас «Древний мир», индивидуальные карточки, задания для групп, презентация, отрывки из фильмов «300 спартанцев», «Александр»

Планируемые предметные результаты

знать

уметь

на «3»

на «4»

на «5»

на «3»

на «4»

на «5»

  1. Ответ на три вопроса из четырех.
  2. Использование фактологической информации, полученной из документов, текста параграфа или на основе личных выводов для ответа на первые три вопроса: не менее одного аргумента в вопросах.

  1. Ответ на все предложенные вопросы.
  2. Использование фактологической информации, полученной из документов, текста параграфа или на основе личных выводов для ответа на первые три вопроса: не менее двух аргументов в двух вопросах, допускается от одного до двух аргументов в оставшемся вопросе, вывод.

  1. Ответ на все предложенные вопросы.
  2. Использование фактологической информации, полученной из документов, текста параграфа или на основе личных выводов для ответа на первые три вопроса: не менее двух аргументов, вывод.

Наличие рассуждений и неконкретных выводов с опорой на изученный материал и здравую логику в последнем вопросе, ошибка при подведении итога или отсутствие вывода как такового.

Наличие рассуждений и неконкретных выводов с опорой на изученный материал и здравую логику в последнем вопросе, ошибка при подведении итога, попытка формулировки вывода, незаконченность ответа.

Наличие рассуждений и конкретных выводов с опорой на изученный материал и здравую логику в последнем вопросе.

Планируемые метапредметные результаты: регулятивные: умение самостоятельно находить информацию и оперировать ей, развивать умение работать с  историческим источником, дополнительным материалом; развивать умение обобщать полученную информацию, выделять главное и формулировать выводы;  сформировать умение сверять свои действия с эталоном и исправлять свои ошибки самостоятельно; познавательные: самостоятельное формулирование цели урока и своей деятельности, выбор основания и критериев для сравнивания; установление причинно-следственных связей;  коммуникативные: взаимодействовать  с учителем и одноклассниками, выбирать верные речевые средства в соответствии с поставленной задачей, высказывать свое мнение и аргументировать свой ответ.

Планируемые личностные результаты: сформировать умение своевременно реагировать на возникшие трудности и  умение находить пути преодоления их; адекватно оценивать результаты своей деятельности и деятельности своих одноклассников.

Этап урока, время

Цель этапа

Учебно-познавательные и учебно-практические задачи, решаемые на этапе

Формируемые УУД

Деятельность учителя

(с указанием конкретных методов, приемов и форм организации учебной деятельности)

Деятельность обучающихся

(с указанием продукта деятельности)

Используемые на этапе СО

1.Организационный (1 мин)

Проверить готовность учеников к уроку, настроить их на работу

Формирование и оценка навыка сотрудничества

Личностные УУД: установление связи между целью учебной деятельности и её мотивом; умение соблюдать дисциплину на уроке, уважительно относиться к учителю и одноклассникам.

Регулятивные УУД: умение

Приветствует учеников, настраивает их на работу, проверяет готовность к уроку

Ученики встали, настроились на работу, проверили свои рабочие столы

 

организовыва

ть свою работу 

Коммуникативные УУД: готовность к сотрудничеству.

2. Актуализация знаний

Стадия вызова (5 мин)

Проверить качество знаний учеников, определить уровень подготовки к уроку

Формирование и оценка навыка сотрудничества, коммуникации

Регулятивные УУД: ученик осознает то, что усвоено и что подлежит усвоить; умение высказывать свою точку зрения и аргументировать свой ответ.

Познавательные УУД: выражать свои мысли строить высказывание

Прием «Интеллектуальная разминка».  Учитель проводит экспресс-опрос, определяет уровень готовности учеников к получению новой информации.

Прием «Интеллектуальная разминка». Отвечают на поставленные вопросы, корректируют, при необходимости, свои ответы и ответы одноклассников.

При необходимости вопросы дублируются с использованием ИКТ

сформированы признаки анализа и синтеза полученной информации.

Коммуникативные УУД: умение слушать учителя, воспринимать информацию на слух, корректировать ответ одноклассников, свой ответ.

3.Организационно-познавательный

Стадия осмысления(25 мин)

Познакомиться с новым материалом, обобщить полученную информацию, анализировать исторические факты и события, сформировать представление о причинах, ходе и итогах греко-персидских войн, Пелопонесской войне, а также возвышению, расцвету и упадку державы Александра

Македонск

ого.

Самостоятельное приобретение, интеграция и перенос знаний, в том числе, обработка и осознание теоретических моделей и понятий; установление аналогий и причинно-следственных связей; формирование и оценка навыка сотрудничества, требующего для совместного достижения цели распределений функций и обязанностей; коммуникации; самоорганизации и саморегуляции, планирование этапов выполнение работы, соблюдение графика предоставления материалов деятельности, контроль качества выполненной работы.

Личностные УУД: умение соблюдать дисциплину на уроке, уважительно относиться к учителю и одноклассникам, готовность к непрерывному образованию на основе умения учиться; формировать учебную мотивацию.

Регулятивные УУД: умение отвечать на вопросы учителя, предлагать варианты ответа и аргументировать их, организовывать свою работу, постановка учебной задачи,

составление

плана и последовательности действий; внесение необходимых дополнений и корректив в план, и способ действия в случае расхождения эталона, реального действия и его продукта

.Коммуникативные УУД: умение вести диалог, сотрудничать, отслеживать действия партнера.

Учитель знакомит с отрывком из фильмов «300 спартанцев», «Александр». Подводит к пониманию темы и цели урока.  

Прием «Домысливание» позволяет подвести детей к верному определению цели и задач урока.

Подводит детей к пониманию основного вида деятельности на уроке.

Учитель делит класс на группы, раздает задание. Напоминает ход лабораторной работы по истории. По необходимости, корректирует деятельность групп, контролирует работу учеников. Консультирует по возникшим вопросам.

Знакомятся с отрывком фильма. Формулируют тему и цели урока. Записывают тему урока в тетрадь. Дополняют учителя, формулируют цели и задачи своей деятельности.

Повторяют понятие, правила работы с историческим документом. Делятся на группы.

Получают задание. Повторяют правила выполнения лабораторной работы по истории. Приступают к работе. Распределяют функции, корректируют свою

деятельность и

работу других членов группы.

Проектор, компьютер, экран.

Презентация (слайды отображают деятельность учителя и учеников).

Индивидуальные памятки, карточки и дополнительные материалы.

Карта, атлас, учебник.

4.Контрольно-оценочный (10 мин)

Обобщить полученные сведения, выявить затруднения в своей работе и определить пути преодоления возникших трудностей

Формирование и оценка навыка сотрудничества; коммуникации; навык самореализации и саморегуляции; ценностно-уставные, требующие выражение целостных суждений по определенной проблеме.

Личностные УУД: воспитание интереса к истории, проявление эмоционального отношения к учебно-познавательной деятельности, уважение культуры и традиций народов мира, непринятие насилия.

Регулятивные УУД: умение выделить то, что известно и осознать какой материал еще

Заслушивает группы, оценивает деятельность учеников, при необходимости задает дополнительные вопросы.

Выступают, отвечают на поставленные вопросы, корректируют, по необходимости, свои ответы и ответы других групп

Карта, атлас, доп. материалы, экран, проектор

необходимо

изучить. Определить свою позицию.

5.Заключительный (4 мин)

Обобщить полученные сведения

Формирование и оценка навыка рефлексии, ценностно-смысловых установок и  навыка саморегуляции

Личностные УУД: воспитание интереса к истории, оценивание усваиваемого содержания, исходя из социальных и личностных ценностей, обеспечивающее личностный моральный выбор; уважительно относиться к учителю и своим одноклассникам.

Регулятивные УУД: формирование навыка процессуального и прогностического самоконтроля

Прием «Синквейн»

1.Напоминает о правилах выполнения синквейна

2.Заслушивает ответы учеников

Прием «Синквейн»

1.Повторяют правила выполнения синквейна

2.Выполняют задание

3. Заслушивают ответы одноклассников

Презентация, проектор, экран, доска

ХОД УРОКА

  1. Организационный этап
  2. - Здравствуйте ребята! Давайте проверим свои рабочие места, свою готовность к уроку, настроимся на работу.
  3. Актуализация знаний. Стадия вызова

- Чтобы проверить готовность к уроку проведем «Интеллектуальную разминку». Напоминаю, что экспресс-опрос предполагает быстрый и точный ответ на поставленный вопрос. Все желающие дополнить или уточнить ответ одноклассника должны поднимать руку.

-Бронза это…(сплав меди и олова)

-Цивилизация Крита была уничтожена в результате…в …году (извержения вулкана в 1450 г. до н. э.)

-К «народам моря относили»…(греко-дорийские, фессалийские, беотийские, ионийские племена Балканского полуострова и Малой Азии)

-Основными занятиями Древней Греции были…т. к….(рыболовство и морская торговля, в отдельных территориях – садоводство и скотоводство в связи с природными условиями)

- полис – это..(город-государство)

-Античную  Грецию считают родиной …(демократии)

-По инициативе Солона…(отменили долговое рабство в 594 г. до н. э.)

-Переселенцы Древнего Рима..(плебеи)

- В 509 г. до н. э. в Риме установилась …(республика)

-интересы плебеев отстаивали…(народные трибуны)

-Высшим органом управления Рима являлся…(Сенат)

3. Организационно-познавательный. Стадия осмысления.

- Внимательно посмотрите отрывки из фильмов. Ваша задача сказать, как они называются, и предположить тему нашего урока. (Дети знакомятся с отрывками фильмов).

- Как называются фильмы, с которыми вы познакомились? («300 спартанцев», «Александр»)

- Рост экономического значения и прибыли средиземноморской торговли провоцировал правителей древних городов на борьбу за господство над побережьем Средиземного моря. Сформулируйте тему нашего урока. (Ученики формулируют тему урока, записывают ее в тетрадь).

Прием «Домысливание». – Мы сегодня … «повторим», «изучим», «узнаем», «проверим».

- Обратите внимание на свои рабочие столы. На углу парты вы видите папку. Откройте ее. Как вы думаете, как называются документы, которые вы видите? (исторический источник).

- А что такое исторический источник? (Ученики формулируют понятие – оно появляется на слайде).

- Сегодня мы будем работать с историческим источником. Давайте вспомним, как правильно организовать работу свою работу. (Ученики обращаются к памятке «Работа с историческим источником» - дублируется на слайде).

-Вспомним, как необходимо проводить лабораторное занятие по истории.

- Внимательно прочтите вопросы, данные в начале работы.

          Прочтите текст и постарайтесь ответить на вопросы.

             Если работаете в паре или в группе, обсудите с товарищами правильность своего ответа.

 Запомните или запишите ответы на вопросы.

 Ответьте на вопросы устно или письменно.

Класс делится на группы, получает задание и приступает к работе. По мере необходимости консультирует группы, контролирует деятельность групп, при необходимости корректирует их деятельность.

1-я группа «Греко-персидские войны»

Вопросы для 1-й группы:

  1. Укажите причины и результаты греко-персидских войн.
  2. Почему Персия потерпела поражение?
  3. Укажите крупнейшие сражения греко-персидских войн.
  4. Охарактеризуйте греческую и персидскую стратегию ведения сражений. Какая стратегия оказалась более дееспособной? Почему?
  5. Как последствия греко-персидских войн сказались на положении греческих полисов?

2-я группа «Пелопонесская война. Возвышение Македонии»

Вопросы для 2-й группы:

  1. Почему греческие полисы стали заключать между собой союзы?
  2. Каковы причины и результаты Пелопонесских войн?
  3. Объясните, почему высокоразвитые греческие полисы оказались покорены небольшой Македонией?
  4. В чем состояли особенности политики Филиппа II и его сына по отношению к греческим городам?
  5. Кто и как пытался бороться с македонскими завоевателями? Чем и почему закончилась эта борьба?

3-я группа «Образование и распад империи Александра Македонского»

Вопросы для 3-й группы:

  1. Какие территории были завоеваны войском Александром Македонским?
  2. Почему держава рухнула после его смерти?
  3. Назовите государства, которые возникли после распада державы Александра Великого.
  4. Как сказались завоевания Александра на развитии Восточного Средиземноморья?
  5. Как обогатилась культура  завоеванных территорий?

  1. Контрольно-оценочный

-Проверим выполненную работу. Представителей групп прошу выступить согласно предложенным вопросам и распределенным функций.

Ученики выступают. При необходимости их ответы дополняются и корректируются.  

  1. Заключительный

- В заключении предлагаю выполнить «синквейн». Но для начала, вспомним правила его выполнения.

Ученики вспоминают как выполнять данное задание. Памятка дублируется на слайде.

Памятка выполнения синквейна.

1 строка – одно существительное, выражающее главную тему cинквейна.

2 строка – два прилагательных, выражающих главную мысль.

3 строка – три глагола, описывающие действия в рамках темы.

4 строка – фраза, несущая определенный смысл.

5 строка – заключение в форме существительного (ассоциация с первым словом).

Ученики выполняют задание. Зачитывают результаты работы. Слушают одноклассников.

  1. Домашнее задание

П. 10, заполнение контурных карт. Дополнительное задание – составить кроссворд


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тема: Вторая война Рима с Карфагеном. Установление господства Рима во всем средиземноморье во II в. до н.э.

   Подвести уч-ся к пониманию причин, характера война Рима с Карфагеном. Изучить историю римских завоеваний в восточной части средиземноморья ,а также подвести итог по образован...

Борьба за господство в Европе в XV-XVII веках

Цели урока по линиям развития личности.1–2 ЛР. Картина мира в фактах и понятиях. Сформировать представление о событиях в Европе в XVIII веке.3 ЛР. Историческое мышление. Учить выделять причины, ...

Тема: «Королевская власть и Реформация в Англии. Борьба за господство на морях»

Презентация на тему:  «Королевская власть и Реформация в Англии. Борьба за господство на морях»...

РАБОЧИЙ ЛИСТ Королевская власть и реформация в Англии. Борьба за господство на морях.7 класс

Рабочий лист позволяет организовать продуктивную самостоятельную работу учащихся с учебным материалом на уроке, помогает активизировать учеников на любом этапе урока...