Конспект урока по истории России. По теме: «Образование первых государств».
план-конспект урока по истории (6 класс)

Тема урока: «Образование первых государств».

Тип урока: урок изучения нового материала.

Цели урока:

1. Познакомить учащихся с образованием первых государств на территории России и ходе их расселения.

2. Развивать умения анализировать информацию и выявлять причинно-следственные связи на основе переселения народов.

3.Прививать учащимся уважение по отношению к культуре, традициям других народов.

Ожидаемые результаты: в ходе урока учащиеся смогут:

  • Рассказывать об образовании первых государствна территории России и о ходе их расселения
  • Показывать на карте государства, находившиеся на территории России
  • Называть даты существования первых государств расположенных на территории России
  • Дать оценку периоду переселения народов

Оборудование: Н.М. Арсентьев, А.А. Данилов, П.С. Стефанович, А.Я. Токарева. История России Часть 1. 6 класс: учеб. для общеобразоват. организаций. – М.: Просвещение, 2020. компьютер; мультимедийный проектор.

План урока:

1. Греческие города государства Северного Причерноморья

2. Скифское царство

3. Упадок причерноморских государств

4. Дербент

5. Тюркский каганат

6. Хазарский каганат

7.Великая Булгария

8. Жители лесной полосы Восточной Европы

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл obrazovanie_pervyh_gosudarstv.docx28.85 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект урока по истории России в 6 классе

Дата проведения:

Тема урока: «Образование первых государств».

Тип урока: урок изучения нового материала.

Цели урока:

1. Познакомить учащихся с образованием первых государств на территории России и ходе их расселения.

2. Развивать умения анализировать информацию и выявлять причинно-следственные связи на основе переселения народов.

3.Прививать учащимся уважение по отношению к культуре, традициям других народов.

Ожидаемые результаты: в ходе урока учащиеся смогут:

  • Рассказывать об образовании первых государствна территории России и о ходе их расселения
  • Показывать на карте государства, находившиеся на территории России
  • Называть даты существования первых государств расположенных на территории России
  • Дать оценку периоду переселения народов

Оборудование: Н.М. Арсентьев, А.А. Данилов, П.С. Стефанович, А.Я. Токарева. История России Часть 1. 6 класс: учеб. для общеобразоват. организаций. – М.: Просвещение, 2020. компьютер; мультимедийный проектор.

План урока:

1. Греческие города государства Северного Причерноморья

2. Скифское царство

3. Упадок причерноморских государств

4. Дербент

5. Тюркский каганат

6. Хазарский каганат

7.Великая Булгария

8. Жители лесной полосы Восточной Европы

Ход урока:

Структура урока

Содержание деятельности

Учителя

Содержание деятельности учащихся

1. Организаци-онный момент.

Вводное слово:Приветствие. Ознакомление детей с темой урока, и планом

Какое главное слово  в теме нашего урока?

Так, что такое государство? Произвести фронтальный вопрос, как они понимают это определение. (слайд №2)

Отвечают  «государство»

Отвечают, как они понимают это слово

Фиксируют, что такое государство.

2. Изучение

нового материала.

1)Греческие города государства Северного Причерноморья

2) Скифское царство

3)

Упадок причерноморских государств

4)

Дербент

5)

Тюркский каганат

6)

Хазарский каганат

7)

Великая Булгария

8)

Жители лесной полосы Восточной Европы

Первыми государства на территории нашей страны возникли на берегах Черного моря в 7-6 вв. до н.э. (слайд№3). Вспомните, зачем древние греки основывали свои колонии за пределами Греции? На основе текста учебника на стр.19 перечислите мне самые крупные города.

Покажите  их на карте. (слайд № 4).

В V веке греческие города объединились в Боспорское государство. Его столицей стал Пантикапей. Правители Боспора – цари - не выбирались, их власть передавалась по наследству. В IV веке до н.э. Боспорское государство включало в себя Керченский и Таманский полуострова и восточное побережье Азовского моря. Жившие здесь племена признали власть Боспора. Половину всего зерна, которое потреблялось в Афинах привозили из Боспорского царства. (Слайд № 5)

Ближайшими соседями греков в Причерноморье были ираноязычные племена – скифы, которые разделялись на скотоводческие и земледельческие. Скотоводы вели кочевой образ жизни, а скифы-земледельцы – осёдлый. Вопрос: почему скотоводам приходилось кочевать – переезжать с места на место? 

Слайд № 6

Для противостояния захватчикам, скифские племена стали объединяться. Во главе сильного племени стоял царь. Так в Северном Причерноморье появилось еще одно государство-Скифское царство.   Слайд №7

На стр. 21 прочитайте последний абзац пункта номер выпишите, какую территорию занимало новое государство, и какая столица у него была?

Какую территорию занимало скифское государство?  слайд №8

Начиная с III века до н.э. причерноморские племена подвергались вторжениям кочевых племён: сарматов, готов, гуннов. Слайд № 9

В состав сарматских племен входили роксоланы, жившие на юге восточноевропейской степи, а также аланы, предки современных осетин. Во II веке до н.э. скифы, заключив союз с роксоланами, начали наступление на греческий город-государство Херсонес, но оно оказалось неудачным. Вскоре Скифское царство и греческие города-государства были завоеваны могущественным царем государства Понт, которое располагалось в Малой Азии. Вопрос: а какое государство сейчас находится в Малой Азии? Слайд № 10

В I веке до н.э. царь Понта Митридат потерпел поражение от Римской республики. Окруженный врагами царь покончил с собой на горе, которая расположена на территории современного города Керчь и с тех пор называется горой Митридат. Слайд №11

Одним из самых древних  городов не только России, но и мира является Дербент. Первое упоминание о нем относится к VI веку до н.э. Задание: сосчитайте, сколько примерно веков или лет этому городу. В начале IV века нашей эры многие жители этого города приняли христианство. Дербент был не только городом развитого ремесла, но и одним из важнейших на Каспийском море центров торговли. В V веке город превратился в мощную крепость, которая стала преградой для нашествия как с севера на юг, так и с юга на север. Позже жители Дербента приняли ислам.

Слайд №12

Сложился в VI веке. Воинственные кочевники-тюрки первыми в Центральной Азии освоили мощное оружие конника - саблю, изобрели железные стремена, которые позволяли уверенно держаться в седле и стрелять из лука.


Слайд №13

Хазарский каганат. В VII веке в Нижнем Поволжье тюркоязычные хазары создали свое государство – Хазарский каганат. Они постепенно подчинили себе многие кочевые и земледельческие племена Северного Кавказа, Приазовья, а также степные и лесостепные Восточной Европы вплоть до Днепра.

 

VII веке у тюркоязычных булгар возникло государство Великая Булгария. Оно занимало территорию от Кубани до Днепра.

Потерпев поражение от хазар, часть булгар перебралась на Дунай и смешалась там с местным населением. На Балканском полуострове возникло государство Болгария. Другая часть булгар переселилась в Среднее Поволжье. В районе, где Кама впадает в Волгу, булгары подчинили себе местные племена. В IX веке здесь возникла Волжская Булгария Вопрос: как вы думаете, какой регион России сейчас находится на этой территории? Булгары, расселившись в лесной полосе, перешли к оседлому образу жизни.

Зачитайте на стр. 24, кто населял лесную полосу Восточной Европы и чем эти племена в основном занимались.

Занятия: собирательство, охота, земледелие, скотоводство, рыбная ловля. Какие из этих племен жили на территории современной Ленинградской области? Какое известное озеро получило название благодаря одному из племен?

Подумайте, уровень жизни жителей лесной полосы был выше, ниже, таким же, чем у жителей Причерноморья?

Если не смогут ответить, учитель помогает.

Перечисляют города и фиксируют в тетради их названия, дату освоения,  современные названия городов, расположенных на данной территории.
Показывают на карте города Херсонес (Севастополь), Ольвию, Пантикапей (Керчь).

Фиксируют в тетради новый народ и какой образ жизни они вели

Читают учебник и выписывают, какую территорию занимало новое государство и какая столица у него была.

Устно воспроизводят,  какую территорию занимало новое государство, и какая столица у него была.

Фиксируют в тетради век и племена, которые вторглись.

Фиксируют, кто входил в Сарматские племена.

Фиксируют в тетрадях, что  Скифское царство и греческие города-государства были завоеваны царем государства Понт.

Отвечают, что это территория современной Турции.

Фиксируют в тетради, что Понт пал от удара Римской республики.

Читают со слайда в каком веке было первое упоминание и фиксируют в тетради основные даты, события и территории. Отвечают, что возраст Дербента - более 26 веков или 2600 лет.

Фиксируют в тетради век, в котором сложилось государство.

Фиксируют в тетради понятие каган.

Фиксируют в тетради, что каганат распался в 7 в. на западный и восточный

Фиксируют в тетради, на какой территории и в каком веке образовался Каганат.

Фиксируют в тетради, в каком веке образовался Хазарский каганат.

Фиксируют в тетради, какие земли были подчинены.

Фиксируют в тетради, в каком году возникла Великая Булгария.

Ответ: современная территория Татарстана, Чувашии.

Кто-то из класса зачитывает, и фиксируют занятия в тетрадь

Отвечают на вопросы (на территории современной Ленинградской области жили финно-угорские племена, например, вепсы, чудь, отсюда название Чудского озера)

3. Закрепление.

Какие племена обитали в районе Северного Причерноморья?

Какой образ жизни они вели?

Назовите государства и их особенности, основанные тюркскими племенами в VI-IX вв. Назовите жителей лесной полосы Восточной Европы. Перечислите финно-угорские племена.

Где они обитали?

4. Рефлексия.

Сегодня на уроке я усвоил…

Работают индивидуально. Озвучивают события, которые усвоили за урок (по желанию).

5. Оценивание результатов и запись домашнего задания.

Выставление и комментирование отметок. Вербальная оценка деятельности класса в целом.

Инструкции по выполнению домашнего задания

Запись домашнего задания: Прочитать § 2, уметь отвечать устно на вопросы после §.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План - конспект урока по истории России по теме "Крестьянская реформа 1861года"

Тип урока: УРОК ФОРМИРОВАНИЯ НОВЫХ ЗНАНИЙ, УУД с элементами лаботаторной работы.Технология: проблемного обученияЦель урока: познакомить учащихся с процессом отмены крепостного права в России, оценить ...

Конспект урока по истории России на тему: "Итоги и уроки Гражданской войны"

Конспект урока направлен в первую очередь на воспитание толерантности у учащихся. Цели и задачи урока:показат трагедии русского народа, ввергнутого в братоубийственную войну, определить возможности вы...

План-конспект урока по истории России на тему: "Начало раздробления Древнерусского государства".

План-конспект предназначен для 6 класса. Тип урока: изучение нового материала....

конспект урока по истории России по теме Александр 3

В конспекте представлен стандартный урок по истории России 8 класса...

Конспект урока по истории России по теме: "Елизавета Петровна и ее окружение. Внутренняя политика Елизаветы Петровны"

Педагогические цели:·          образовательная: вооружение обучающихся системой знаний, умений и навыков;·...

История России 6 класс Образование первых государств

Технологическая карта урока "Образование первых государств ", так же сопроводительная презентация к уроку.  Данный материал разработан по учебнику Истории России. 6 класс. Москва ...