Распространение опыта «Использование инновационных педагогических технологий на уроках истории и обществознания для повышения качества знаний ».
статья по истории

Зимина Елена Прокопьевна
В настоящее время в России происходит становление новый системы образования. Требования сегодняшнего дня, связанные с реформированием образования ( инициатива «Наша новая школа», переход на ФГОС нового поколения, Закон «Об образовании»), заставляют по новому взглянуть на методы и приёмы образовательной деятельности. Поэтому задачей Алданского лицея является создание оптимальных условий для формирования мобильной, активной личности. Процесс развития ребенка зависит от деятельности педагога, который в своей основе является развивающим и управляющим. Личностно-ориентированное обучение делает ученика главным в процессе образования. Школа превращает ученика в субъекта владеющего механизмом самообучения. Учитель выступает не столько информатором сколько создателем условий для обучения, организатором, управленцем учебно-познавательной деятельности учащихся. Это зависит от умения учителя поставить учащихся в активную позицию на конкретном этапе урока, осуществить мотивацию, учитывая при этом его потребности, интересы, учебные возможности, зону ближайшего развития. В условиях школы процесс развития личности в большинстве своем происходит на уроке. Поэтому задача учителя состоит в том, чтобы обеспечить включение учащихся в разные виды деятельности, изменить их позицию таким образом, чтобы они превратились из пассивных субъектов обучения в активных участников познавательной деятельности, активно развивали свои творческие способности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Обобщение опыта18.17 КБ

Предварительный просмотр:

Использование инновационных педагогических технологий на уроках истории и обществознания для повышения качества знаний 

Цель: формирование ключевых компетенций учащихся через интеграцию современных педагогических и информационных технологий.

Задачи инновационной деятельности:

  • обучение деятельности - умению ставить цели, организовывать свою деятельность для их достижения и оценивать результаты своих действий;
  • формирование личностных качеств - ума, воли, гражданственности и патриотизма, стремление к духовному росту и здоровому образу жизни;
  • формирование картины мира, адекватной современному уровню знаний и уровню образовательной программы.

В настоящий момент в школьном образовании применяют самые различные педагогические инновации.  В своей работе я  использую различные технологии и хочу о некоторых рассказать.

Современные инновационные технологии в образовании.  

1. Информационно-коммуникационные технологии (ИКТ)

      Внедрение ИКТ осуществляется по направлениям:

  • Создание презентаций к урокам;
  • Работа с ресурсами Интернет;
  • Использование готовых обучающих программ;

Использование данной технологии позволяет:

1.Значительно сэкономить время на уроке.

2. Продемонстрировать ученикам аккуратные, четкие образцы оформления решений.

3. Повысить уровень наглядности в ходе обучения.                                

4. Внести элементы занимательности, оживить учебный процесс, усилить и эмоциональную составляющую  обучения

По-новому ФГОС  одна из главных задач образования - это развитие творческих способностей ребенка.

Вывод: информационные  технологии  открывают  новые возможности  для  совершенствования  учебного  процесса:

  •  активизируют  познавательную  деятельность  учеников;
  •  позволяют  организовать самостоятельную  и  совместную  работу  учащихся  и  учителей  на  более высоком творческом уровне;
  • способствуют овладению практическими способами работы с информацией;
  • происходит формирование и развитее  навыков самостоятельной  работы с учебным материалом;
  • позволяют развивать  навыки исследовательской деятельности, творческой работы, способствуют самовыражению и  саморазвитию личности.

Учащиеся  показывают достаточно высокие результаты в их использовании  (составляют презентации, проводят виртуальные экскурсии).

Для развития самостоятельности и творческой активности учеников при изучении истории и обществознания, а также формирования навыка работы в группе. Я использую изучение в группах различного учебного материала с последующей презентацией и обсуждением. В рамках каждой группы происходит распределение деятельности между участниками проекта в соответствии с возможностями и склонностями каждого.

Так же, я считаю,  перспективной проектную и исследовательскую деятельность учащихся в 9-11 классах по овладению оперативными знаниями в процессе социализации. Реализуя проект, учащиеся под нашим руководством синтезируют знания в ходе их поиска, интегрируют информацию смежных дисциплин, ищут более эффективные пути решения задач проекта, общаются друг с другом. Совместная деятельность реально демонстрирует широкие возможности сотрудничества, в ходе которого учащиеся ставят цели, определяют оптимальные средства их достижения, распределяют обязанности, всесторонне проявляют компетентность личности (умение работать в коллективе, ощущать себя членом команды, брать ответственность за выбор решения  на себя, разделять ответственность с другими, анализировать результаты деятельности и др.)

При организации проектной деятельности учащихся  широко применяю технологию работы в группах.

2. Мониторинг интеллектуального развития.

 Анализ и диагностика качества обучения каждого учащегося при помощи тестирования и построения графиков динамики успеваемости.

 В своей работе я  использую большое количество тестов для подготовки к ОГЭ и ЕГЭ и по истории, и по обществознанию. Данные тесты приближены к реальным вариантам заданий. В итоге ученик получает развернутый анализ выполненных заданий, где можно посмотреть - как он ответил и как должен был ответить.

3. Дидактические технологии как условие развития учебного процесса ОУ. Здесь могут реализовываться как уже известные и зарекомендовавшие себя приемы, так и новые. Это - самостоятельная работа с помощью учебной книги, игра, оформление и защита проектов,  групповые, дифференцированные способы обучения - система «малых групп» и др. Обычно в практике применяются различные комбинации этих приемов.

4. Модульная технология. С переходом к профильному образованию, с учётом сложности изучаемого материала  иногда применяем  элементы модульной технологии, которая основана на том, что всякий урок должен способствовать как усвоению новой информации, так и формированию умений и навыков обработки этой информации.  Организуем лекции (урок изучения нового материала), семинары,  исследования, лабораторные и практические работы (уроки совершенствования знаний, умений, навыков – решение юридических задач),  зачёты (уроки учёта и оценки знаний и умений).

Я не стою на месте и продолжаю поиск и внедрение  инноваций  в свою работу.

Так, например, по  обществознанию, есть выбор программ и учебников, и я в поиске лучших, для разносторонней и успешной работы учителя и ученика.

Сейчас я осваиваю новую линию учебников по обществознанию, которая написана в соответствии с ФГОСами.

 В этих учебниках изначально учтена новая реалия – массовая сдача  учащимися государственной итоговой аттестации по обществознанию в новой форме (ГИА и ЕГЭ) – в учебниках основной школы есть специальный раздел по подготовке в конце учебников 7 - 9 классов, в 9 классе предусмотрено итоговое повторение, задания учебников 10-11 класса  ориентированы на сдачу ЕГЭ.  

А так же, существует большой простор для самостоятельной деятельности ученика.  

Вывод:

Использование инновационных технологий позволило мне  повысить мотивацию детей к изучению истории и обществознания, усилить наглядность преподавания и активизировать деятельность детей на уроках.    

Современные приемы и методы работы  на уроках истории и обществознания  способствуют тому, что из школы выходят выпускники, которые понимают и критически осмысливают общественные процессы и ситуации.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Из личного опыта: Использование современных педагогических технологий на уроках истории и обществознания

В своей педагогической практике всё больше убеждаюсь, что здоровье человека — тема  достаточно актуаль­ная для всех времен и народов, а в XXI веке она становится первостепенной. При этом получает...

Из личного опыта: Использование современных педагогических технологий на уроках истории и обществознания.

Хороших методов существует ровно столько, сколько существует хороших учителейКогда мы говорим о формах обучения, то имеем в виду ту или иную организацию учебной деятельности учащихся. Формы обучения ...

«Использование инновационных педагогических технологий на уроках истории и обществознания»

Приоритетным направлением исторического образования   считаю формирование у учащихся ключевых компетенций, общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности....

Использование инновационных педагогических технологий на уроках истории и обществознания для повышения качества знаний

В настоящий момент в школьном образовании применяют самые различные педагогические инновации.  В своей работе я  использую различные технологии и хочу о некоторых рассказать....

Использование современных педагогических технологий на уроках истории и обществознания.

Использование современных педагогических технологий на уроках истории и обществознания.ользование современных педагогических технологий на уроках истории и обществознания....

Использование современных педагогических технологий на уроках истории и обществознания. Из личного опыта.

Современные образовательные технологии можно рассматривать как ключевое условие повышения качества образования, снижения нагрузки учащихся, более эффективного использования учебного времени.Техн...

Использование современных педагогических технологий на уроке Истории и обществознания (из опыта работы)

В данной статье, на основе личного опыта и применения собственной разработки урока обществознания, рассказывается о использовании технологии диалогового взаимодействия.Технология диалогового взаимодей...