презентация по истории Бурятии "Хунну (гунны) в Забайкалье"
презентация к уроку по истории (10 класс)

Лодоева Дарима Баировна

В данной презентации представлен материал к уроку по истории бурятии в 10 классе на тему "Хунну (гунны) в Забайкалье". 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл hunnu_v_zabaykale.pptx874.37 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Хунну в Забайкалье

Слайд 2

План: 1.Вознакновение 2 .Социальное устройство 3 .Хозяйственная деятельность 4.Жилища хунну 5. Археологические памятники Посуда хуннской эпохи Украшения Одежда

Слайд 3

Возникновение Одним из переломных этапов в истории Евразии стал 3 в. д о н. э. Полулегендарные скифы Причерноморья были сметены сарматами. Тогда же возникли могущественные державы средней Азии – Кушанское царство и Парфия, был объединён Китай. А на востоке великой степи безымянные племена Монголии Забайкалья были объединены хуннами, создавшими первую в Евразии кочевую империю.

Слайд 4

Социальное устройство Верхушку общества хунну составляли четыре аристократических рода, связанных между собой брачными отношениями, когда мужчины любого из этих родов брали себе жен только из трех других знатных родов. Глава государства, шаньюй , мог быть только из рода Люаньди , самого знатного из четырех. Из сказанного можно сделать вывод, что в обществе хунну иерархия родов и племен играла немалую роль. На низшей ступени общества находились покоренные племена, адаптированные в родоплеменную систему хунну. Ниже них были покоренные племена, не включенные в состав хунну; они подвергались особенно безжалостной эксплуатации. Так, подвластные хунну дунху выплачивали постоянную дань тканями, овчиной и кожей. Если дань задерживалась, то хунну казнили родовых старейшин, отнимали и обращали в рабство женщин и детей данников, требуя затем особый выкуп за их освобождение. Рабство у хунну часто упоминается источниками. Рабами были пленные, но в рабство за различные преступления попадали и сами хунну. Рабы – иноплеменники использовались, прежде всего, в оседлом хозяйстве, они жили вместе с хуннами в укрепленных городах, копали оросительные канавы, пахали землю, участвовали в строительных и горных работах, в различных ремесленных промыслах. Положение рабов – хунну неясно; возможно они составляли низшую часть большой патриархальной семьи. Таким образом, правящий класс империи хунну, сложился из родоплеменной знати; отношение родства и свойства сохраняли решающее значение для определения социального положения и политической роли каждого, кто принадлежал к высшим слоям гуннского общества.

Слайд 5

ХОЗЯЙСТВЕННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ Основным видом хозяйственной деятельности гуннов всегда было кочевое скотоводство. При экстенсивном скотоводческом хозяйстве, когда корма для скота на зиму не заготовлялись, лошадь имела и то преимущество, что она могла тебеневать , т.е. круглый год находится на подножном корму, добывая траву из-под неглубокого снега. Кроме огромных табунов лошадей, основным богатством у гуннов были стада быков, яков и верблюдов, громадные отары овец и коз. Скот находился в семейной собственности: каждая семья имела права на определенную часть родовой территории для выпаса скота и пользовалась защитой всего рода. Для сохранения численности и нераздельности имущества семьи гунны, как отмечает Сыма Цянь «после смерти отца берут в жены мачех, после смерти старшего или младшего брата женятся на их женах». Как и многих кочевников у гуннов существовало многоженство. Предусматривалась и семейная ответственность за чужого имущества, прежде всего скота – семья виновного могла быть обращена в рабство. Хунну, как и другие кочевники Евразии жили в крытых повозках, войлочных шатрах, зимних жилищах. В жилищах хуннов имелась система – отопления – дымоходы очагов, положение горизонтально у стен, обогревали дома. Одежда у гуннов изготовлялись в основном из кожи и шерсти. Также применялись китайский шелк и хлопчатобумажный материал. Сегодня известно 10 укрепленных городов хунну и большое количество неукрепленных поселков. Однако с представлениями о чисто кочевом характере гуннского общества никак нельзя согласиться. Упоминания в источниках о городах в глубине гуннских земель, о хранимых там запасах зерна можно сделать вывод о том, что гунны занимались земледелием, охотой и ремеслом. В Забайкалье археологи исследовали один из гуннских городков у впадения р. Иволга в Селенгу. Там обнаружены следы железоделательного и бронзолитейного производства, а главное сошники из чугуна и литейные формы для них, железные серпы и каменные зернотерки. Судя по малым размерам сошников, плуги у гуннов были небольшие деревянные, и земля выкапывалась не глубоко. Развитию земледелия, однако, препятствовали суровые природные условия страны гуннов, и собственное производство зерна (главным образом, проса и ячменя) никогда не удовлетворяло потребности довольно многочисленного населения (по расчетам исследователей около 1,5 млн. человек).

Слайд 6

Жилища хунну Это были небольшие прямоугольные углубленные землянки, Опорные столбы поддерживали двускатные кровли, сложенные из балок и брусьев с глиняной обмазкой , покрытые жердями, прутьями, берестой, соломой, золой и, поверх всего этого, дерном. В северо-восточном углу каждого жилища имелась сложенная из каменных плит печь

Слайд 7

Археологические памятники

Слайд 8

Украшения

Слайд 10

Одежда Одежда рядовых гуннов изготовлялась из кожи и мехов, а также из грубых шерстяных тканей. Остатки таких тканей найдены в погребениях. Находки глиняных пряслиц (например, на Нижне-Иволгинском городище) свидетельствуют о прядении. Простые шерстяные ткани и войлок изготовлялись и окрашивались на месте. Но более состоятельные гунны не удовлетворялись этим и одевались в одежду из дорогих привозных тканей, шерстяных, шелковых или хлопчатобумажных, разных цветов и нередко искусно расшитых. Такими же роскошными тканями обивался и гроб богатого покойника. Одежда гуннов состояла из кафтана или халата и штанов. Зимняя теплая одежда шилась на войлочной подкладке или подбивалась ватой или мехом. Халат подпоясывался широким поясом из материи или кожи. Богатые гунны украшали пояс золотыми, серебряными и бронзовыми бляхами и пряжками.

Слайд 11

Палки и наконечники стрел

Слайд 12

Спасибо за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация урока истории в 6 классе по истории средних веков.Тема: "Завоевание Англии".

Зрительный ряд урока истории средних веков в 6 классе. Тема: "Норманны. Завоевание Англии"....

факультатив "История и традиции народов Забайкалья"

Изучение факультатива «История и традиции народов Забайкалья» способствует формированию у обучающихся гуманистических, нравственных принципов поведения, развитию культуры общения, социализации л...

факультатив "История и традиции народов Забайкалья"

Изучение факультатива «История и традиции народов Забайкалья» должно способствовать формированию у обучающихся гуманистических, нравственных принципов поведения, развитию культуры общения...

Факультатив "История и традиции народов Забайкалья"

Изучение факультатива «История и традиции народов Забайкалья» должно способствовать формированию у обучающихся гуманистических, нравственных принципов поведения, развитию культуры общения, социа...

Вводный урок по Всеобщей истории для 6 класса, презентация "Место истории Средних веков в истории человечества"

Вводный урок по Всеобщей истории для 6 класса, презентация "Место истории Средних веков в истории человечества" с учетом реализации ФГОС...