Внеклассное мероприятие по истории России.
план-конспект урока по истории (9 класс)

Чулякмина Мадина Исхаковна

Тема: На историческом ринге

Цели:

- способствовать развитию познавательного интереса у детей к эпохе конца XIX – начала XX века;

- способствовать практическому применению имеющихся знаний

- расширить и углубить имевшиеся знания у детей по культуре, политике и социальной сфере начала XX века

- формировать интерес к отечественной истории, развивать чувство патриотизма и гордости за культурное наследие страны.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vneklassnoe_meropriyatie_po_istorii_rossi1.docx24.6 КБ

Предварительный просмотр:

Внеклассное мероприятие по истории России

Класс: 9

Тема: На историческом ринге

Цели:

- способствовать развитию познавательного интереса у детей к эпохе конца XIX – начала XX века;

- способствовать практическому применению имеющихся знаний

- расширить и углубить имевшиеся знания у детей по культуре, политике и социальной сфере начала XX века

- формировать интерес к отечественной истории, развивать чувство патриотизма и гордости за культурное наследие страны.

Тип: урок-обобщение, урок-игра.

Методы: объяснительно-иллюстративный, репродуктивный, частично-поисковый (с опережающими заданиями).

Планируемые результаты УУД:

Предметные:

1.Формирование умений анализировать исторические, экономические изменения в обществе  России XIX – начала XX века;

2.Овладение понятийным аппаратом по данной теме (пролетариат, партии, дума).  

3.Умение извлекать информацию через исторические источники по персоналиям, событиям XX века.

4.Умение давать собственную оценку историческим итогам эпохи, учитывая имеющиеся знания  и исторические источники.

Метапредметные:

Регулятивные:

1.Умение самостоятельно определять цели своего обучения посредством заданий учителя и формулировать для себя задачи и пути достижения данных целей, особенно работая в группах с разными заданиями.

2.Умение соотносить свои действия с планируемыми результатами и корректировать в соответствии с изменяющейся ситуацией на примере смены деятельности и работе в группах.

3.Владение основами самоконтроля при дискуссии проблемных вопросов, самооценки при выполнении заданий и рефлексии в конце урока.

Познавательные:

4.Умение ориентироваться, в исторических событиях и их причинах.

5.Умение делать умозаключения при работе с текстом и с историческими источниками при изучении как военных конфликтов, так и необходимости реформ.

Коммуникативные:

7.Умение организовывать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками при работе в группах, а также при дискуссии  и обсуждении вопросов.

8.Умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих мыслей и чувств, сравнивая различные периоды правления императоров России  XIX – начала XX века.

Личностные:

1.Формирование целостного взгляда на мир при изучении двух эпох конца XIX – начала XX века.

2. Формирование сознания о многообразии политических взглядов через призму изучения различных взглядов на будущее развитие стран, будь то либеральное движение(кадеты, октябристы), социальное (эсеры, меньшевики), консервативное (черносотенцы) и т.д.

3. Формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции, истории через  изучение эпохи XIX – начала XX века.

Оборудование: интерактивная доска, раздаточный материал (исторические источники, портреты), карточки групп

Условия игры: Команда выбирает раздел и номер вопроса (см. табл.). Номер вопроса соответствует количеству баллов. Если дан неправильный ответ – ход переходит к следующей команде. Побеждает команда, набравшая наибольшее количество баллов.

Даты

Понятия

Документы

Личности

Культура

Эпиграммы

Что объединяет?

1

1

1

1

1

1

1

2

2

2

2

2

2

2

3

3

3

3

3

3

3

4

4

4

4

4

4

4

5

5

5

5

5

5

5

Богиня Истории Клио приветствует участников соревнований и разыгрывает право первого хода:

Конкурс красноречия и лаконичности: Почему нужно изучать историю?

Блоки заданий и ответы к ним:

Даты. Когда произошли эти события?

  1. Начало первой мировой войны (1914 г.); Третьеиюньский государственный переворот (1907 г.); Ленский расстрел. (1912 г.).
  2. Нападение на крейсер «Варяг», оборона военно-морской крепости Порт-Артур , Ляодунская военная операция (русско-японская война).
  3. Введение золотого рубля, монетный устав, строительство Транссибирской магистрали (реформы под руководительством Витте).

Понятия. Назови понятие.

  1. Политическая система, которая стремилась к полному, тотальному контролю над всей жизнью общества в целом и над жизнью каждого человека в отдельности. (Тоталитаризм.)
  2. Направление, которое принимает государственное управление в странах, где все дела сосредоточены в руках органов центральной правительственной власти, действующих по предписанию (начальства) и через предписание (подчиненным) (Бюрократия)
  3. В России в начале XX века земельный участок, выделенный из общинной земли (в результате столыпинской аграрной реформы 1906 года) в единоличную крестьянскую собственность. (Отруб)
  4. Особый акт главы государства или высшего органа государственной власти, обращенный к населению. Принимается в связи с каким-либо важным политическим событием, торжественной датой и т. п. (Манифест)

Документы. Определите событие и дату, когда оно произошло.

  1. «Нет больше сил, Государь. Настал предел терпению. Не отзовешься на нашу мольбу, мы умрем здесь, на этой площади. Нам некуда больше идти, незачем.» (Кровавое воскресение, 9 января 1905 г.)
  2. О какой партии идет речь, когда эта партия была создана? Отрывок из прокламации: «В России, где деспотизм исключает всякую откровенную политическую борьбу и знает только один произвол, где нет спасения от безответственности власти, самодержавной на всех ступенях бюрократической лестницы, мы вынуждены противопоставлять насилию тирании силу революционного террора…» (Эсеры, 1902 г.)
  3. Не беспорядочная раздача земель, не успокоение бунта подачками — бунт погашается силою, а признание неприкосновенности частной собственности и, как следствие, отсюда вытекающее, создание мелкой личной земельной собственности… — вот задачи, осуществление которых правительство считало и считает вопросом бытия русской державы. (6 ноября 1907; Гос. Дума третьего созыва; первая речь П. А. Столыпина)

Личности. О ком идет речь?

1. Этот человек получил хорошее военное образование, не имел опыта ни в военных, ни в государственных делах; Имел двух братьев, поэтому при нормальном ходе событий не должен был царствовать и воспринял своё воцарение как знак судьбы. Для его правления характерны попытки разрешить многие актуальные для России проблемы. С этой целью он создавал секретные комитеты. При нём на высших государственных должностях оказалось много немецких дворян из Прибалтики, что сам он объяснял так: «Русские дворяне служат государству, а немецкие мне». Н.А. Добролюбов писал о нём : «Солдат по призванию, солдат по образованию, по наружности и по внешности». (Николай 1)

      2. Царя назвали «миротворцем». Всё улаживалось исключительно дипломатическими методами, причём, безо всяких оглядок на «европы» или кого-либо ещё. Он считал, что России незачем там искать себе союзников и вмешиваться в европейские дела. Известны его слова, ставшие уже крылатыми: «Во всём мире у нас только два верных союзника — наша армия и флот. Все остальные при первой возможности сами ополчатся на нас». Он очень много сделал для укрепления армии и обороноспособности страны и нерушимости её границ. (Александр 3)

3. Этот человек был одаренным, окончил с отличием историко-филологический факультет Новороссийского университета, писал сатирические стихи и пьесы, был блестящим оратором.

Начинал свою службу в земстве, а потом перешел в ведомство Министерства внутренних дел, став чиновником для особых поручений при министре.

В Государственной думе П. Н. Милюков отводил ему роль «трагического клоуна»: его меткие выражения стали классическими обозначениями сути многих политических явлений («министерская чехарда», «государство гниет на корню»).

Был активным деятелем черносотенного движения и прочно связал свою судьбу с «Союзом русского народа».

Вошел в историю как один из организаторов и исполнителей убийства Г. Распутина. (В.М. Пуришкевич.)

 Блиц.

А) «Белый генерал». В молодости этот русский генерал, прославившийся в Средней Азии и на Балканах чуть не утонул в болоте, из которого его вытянула лошадь белой масти. По легенде, именно этим объясняется его тяга к белым лошадям – и в обществе, и в армии он появляется в белом кителе и на белом коне. (Скобелев.)

Б) «Всегда первый». Должность губернатора он ухитрился получить за 8 лет до реформы, после которой в России были учреждены губернии, он же стал первым русским генералом кавалерии, будучи неграмотным. Он первым из русских стал членом иностранной Академии наук, причем извещение об этом ему направил никто иной, как сэр Исаак Ньютон. (А.Д. Меншиков.)

В) «Исключение из правил». Это единственный представитель династии Романовых, в эпоху царствования которого не только не были присоединены новые территории, но и были потеряны старые. (Николай II.)

Г) 29 июля 1826 года А.С. Пушкин пишет стихотворение «Под небом голубым страны своей родной…» Под ним он поставил зашифрованную запись: «Услышал о смерти Р., П., М., К., Б. - 24». Расшифруйте эту запись. (Услышал о смерти Рылеева, Пестеля, Бестужева-Рюмина, Муравьева-Апостола, Каховского 24 июня 1826 года.)

Культура. Назови творение и его автора (изображения проектируются на экран).

  1. А. Рублев. «Троица».
  2. Икона «Святые великомученики Борис и Глеб».
  3. Баженов. Дом Пашкова в Москве (стиль классицизм).
  4. Тропинин. «Кружевница».
  5. Шубин. Скульптурный портрет Павла I.

XIX век в эпиграммах. Кому была посвящена эпиграмма?

1.         Едва царем он стал,

То разом начудесил:

Сто двадцать человек тотчас в Сибирь послал,

Да пятерых повесил.

(Неизвестный автор на Николая I)

2.         Воспитанный под барабаном,

            Наш царь лихим был капитаном:

            Под Аустерлицем он бежал,

            В двенадцатом году дрожал,

            Зато был фрунтовый профессор!

 Но фрунт герою надоел –

 Теперь коллежский он асессор

 По части иностранных дел!  

(Пушкин на Александра I)

3.        Похож на Фридриха, скажу пред целым миром, -

Но только не умом, а шляпой и мундиром

(Неизвестный автор на Павла I)

4.        Грустно матушке России,

        Грустно юному царю.

                Царь покойный гнуть лишь выи

                Дворню научил свою.

                Грустно! – думаю я часто

Про отечество отцов:

Незабвенный лет ведь на сто

Заготовил дураков.

(Неизвестный автор на восшествие
на престол Александра II)

5.         Большой сумбур российских дел

Толстой исправить захотел.

В помощники правленья своего

Он взял Заику, Плеве, Дурново.

Что ж? И при нем Россия не толстеет,

А заикается, плюется и дурнеет.

(Неизвестный автор на Александра III)

Что объединяет? По какому принципу образованы ряды?

  1. Плеханов, Ленин, Засулич, Мартов, Аксельрод, Богданов.

(Деятели российской социал-демократии.)

  1. Ермолов, Давыдов, Дохтуров, Раевский, Скалон (Отечественная война 1812 г.)

 Троцкий, Чичерин, Литвинов, Молотов, Вышинский, Шепилов.

(Руководители внешней политики России, СССР.)

  1. Отмена крепостного права, проект Лорис-Меликова, автономия университетам. (Либеральные реформы Александра 1)
  2. Казанский собор (Воронихин), «Жизнь за царя» (Глинка), «Медный змий» (Бруни), Пушкин, Лермонтов (Золотой век русской культуры)

🠺 Что такое…

- отруб,

- курия,

- социализация земли,

- Булыгинская Дума?

🠺 Кто, когда и в связи с чем мог послать каждое из этих донесений?

  1. «Привести войска в полную готовность. Обнародовать Манифест». (Александр II, в связи с обнародованием Манифеста 19 февраля 1861 г.)
  2. «Неприступная крепость взята. Противник повержен. Россия – черноморская держава». (Суворов, 1790 г., после штурма Измаила.)

Рефлексия:
Прием «продолжи фразу»

Сегодня на уроке

Я узнал…

Мне было интересно…

Я понял…

Было трудно…


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Внеклассное мероприятие по истории России - КВН "Пётр Великий", 7 класс

Цели мероприятия: 1. Обобщение и закрепление в игровой форме знаний учащихся об исторической вехе царствования Петра Великого. 2. Воспитание у подростков чувства патриотизма, гордости за ге...

Внеклассное мероприятие по истории " Россия есть Россия" для учащихся 9-10 классов.

Разработка мероприятия может быть использована для внеклассного мероприятия по истории, для классного часа , для клубного занятия....

Внеклассное мероприятие по истории России "Вновь юность, май и сорок пятый"

Мини-спектакль, который можно использовать в 9-х и 11-х классах при изучении темы Великая Отечественная война.Также можно использовать при подготовке семинара учителей истории....

Внеклассное мероприятие по истории России для учащихся 7 класса коррекционной школы 8 вида. Игра "Поле чудес".

Внеклассное мероприятие по истории России для учащихся коррекционной школы 8 вида "Поле чудес"....

Сценарий внеклассного мероприятия по истории России «России лики и судьба…»

Сценарий внеклассного мероприятия по истории России «России лики и судьба…», Игорь Олегович Насаев, учитель истории МБОУ «Лицей № 21» г. Курска...

Внеклассное мероприятие по истории России КВН «Пётр Великий» 7 класс

Внеклассное мероприятие по истории России  КВН «Пётр Великий» 7 класс...

Внеклассное мероприятие по истории России КВН «Пётр Великий»

Внеклассное мероприятие по истории России КВН «Пётр Великий»...