методическая разработка " Организация учебно-исследовательской деятельности школьников"
методическая разработка по истории

Протопопова Ксения Юрьевна

Я понимаю научно-исследовательскую деятельность учащихся как процесс совместной деятельности учащегося и педагога. Исследовательская деятельность строится на важных дидактических принципах обучения, является компонентом развивающего обучения, так как способствует дисциплинированности мышления, самостоятельной организации познавательной деятельности в соответствии с поставленными задачами разного уровня сложности, движению индивида от абстрактного к конкретному и наоборот.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metodicheskaya_rabota.docx23.19 КБ

Предварительный просмотр:

 Организация учебно-исследовательской деятельности школьников

     Я понимаю научно-исследовательскую деятельность учащихся как процесс совместной деятельности учащегося и педагога. Исследовательская деятельность строится на важных дидактических принципах обучения, является компонентом развивающего обучения, так как способствует дисциплинированности мышления, самостоятельной организации познавательной деятельности в соответствии с поставленными задачами разного уровня сложности, движению индивида от абстрактного к конкретному и наоборот.

   Сегодня современное общество нуждается в образованных, творческих, деятельных молодых людях и делает социальный заказ на формирование грамотной и социально мобильной личности, осознающей свою историческую, культурную, духовную принадлежность к Родине, понимающей свои гражданские права и обязанности, ясно представляющей себе свои потенциальные возможности, ресурсы и способы реализации выбранного жизненного пути,готовой к служению Отечеству.  

   Современная система образования и воспитания должна стать системой, сочетающей общеобразовательную, общеразвивающую и профильную подготовку учащихся, Выдвигая в качестве основополагающей идеи компетентностный подход в образовательном пространстве, она нацеливает нас педагогов на поиск и апробацию новых программ и учебников, новых технологий, новых методов и приемов, ориентированных на формирование и индивидуальное развитие личности, развитие у обучающихся ключевых компетенций. Акцент переносится на формирование у детей способности самостоятельно мыслить, добывать и применять знания, принимать решения, планировать действия, эффективно сотрудничать, быть открытыми для новых контактов. Эти задачи невозможно решить путем «вручения» ученикам соответствующих знаний. Год от года увеличивается информационный поток в различных областях знаний. Введение ЕГЭ требует не только стандартных знаний, но и умений анализировать исторические ситуации, работать с разнообразными источниками, формулировать и аргументировать свою позицию. Способность к самостоятельному познанию развивается только в исследовательской деятельности.  

   Мною накоплен определенный опыт организации учебно-исследовательской деятельности школьников. Исследование как метод и как самостоятельная технология используются нами как на уроках, так и во внеклассной работе по истории.

   Технология учебно-исследовательской деятельности основана на использовании творческих потребностей, познавательных интересов, мотивов совершенствования личности, является более высоким уровнем развивающего обучения, средством формирования самостоятельного мышления, компетенции. Основными целями и задачами данной технологии являются: повышение качества образования, дифференциация и индивидуализация обучения, овладение методами самообучения и приемами исследовательской работы, профильная подготовка учащихся, преемственность уровня школа – вуз.

   Что же такое исследовательская деятельность учащихся? Это деятельность, связанная с решением учащимися творческой, исследовательской задач с заранее неизвестным решением и предполагающая наличие основных этапов, характерных для исследования в научной сфере.

     Главный смысл исследования в образовании в том, что оно является учебным. Если в науке главной целью является получение нового знания, то в образовании – приобретение учащимися функционального навыка исследования, развития способности к исследовательскому типу мышления, активизации личностной позиции учащегося на основе приобретения новых знаний. Важные ограничения накладывают на тематику, характер и объем исследований требования возрастной психологии. Для юношеского возраста характерны еще невысокий общий образовательный уровень, несформированность мировоззрения, неразвитость способности к самостоятельному анализу. Поэтому не каждая исследовательская задача пригодна для реализации в школе.

  Каковы же основные способы и приемы организации учебно-исследовательской деятельности учащихся?  

   В организации данной технологии можно выделить несколько этапов.

   Первый этап - различные способы диагностики с целью дифференциации учащихся по познавательным интересам, практическим потребностям, по уровню подготовки и по способностям: анкетирование; тестирование; индивидуальные беседы; наблюдение и анализ; беседы с родителями и учащимися, консультации с педагогами, психологом.

   Результат: дифференциация учащихся по способностям и творческой направленности, учет индивидуальных особенностей и уровня развития, обученности, компетентности.

   Второй этап - развитие интереса к предмету, творческих способностей учащихся, навыков самообразования происходит в ходе познавательной, творческой и проектной деятельности в кабинете истории.   Творческие и проектные работы учащихся на уроке и во внеурочное время (рисунки, схемы, поделки, творческие работы на доске, стихи, интервью, исторические сочинения, эссе, доклады, презентации и др.) способствуют развитию интереса, способностей, навыков самостоятельной работы, поиску. Большое значение для формирования интереса к предмету имеет демонстрация примера исторических личностей, которые сумели проявить себя, достигли определенных результатов в творческой интеллектуальной деятельности.

   Например, к  итоговым урокам по темам истории Древнего мира учащимся предлагается творческое задание-проект «Символика изучаемой страны». К концу окончания изучения  курса истории в 5 классе уже сформирована целая  папка «Символика Древнего мира». Это очень интересно и познавательно для учащихся.

   Большое значение для развития творческих и исследовательских качеств имеют домашние сочинения и эссе по истории. Вот список тем сочинений, выполненных учениками в течение 3-х лет: «Татаро-монголы: добро или зло для Руси?»,  «Крещение Руси: необходимость  времени или политика князя?",   «Интервью с Витте» и др.  

   Результат - развитие интереса к предмету, творческих способностей учащихся, навыков самообразования, овладение основами проектной деятельности, подготовки презентаций.

  Третий этап - подготовка и проведение нетрадиционных уроков – стержень в построении учебного процесса.

   Отдельные темы или вопросы изучаются с использованием различных источников знаний: документов, исторических монографий, Интернет - сайтов. Некоторым учащимся предоставляется возможность самостоятельно спланировать изучение нового материала и затем выступить перед одноклассниками в форме проекта, презентаций, докладов, сообщений.

     В каждом тематическом блоке мы с учащимися выбираем тему наиболее заинтересовавшего их урока, проект которого готовим совместно. Разработаны и апробированы многие виды таких уроков, предполагающих выполнение учениками учебного исследования или его элементов: урок-путешествие, урок-соревнование, урок-презентация, урок - устный журнал, урок-митинг, интегрированные уроки, урок-лаборатория, урок – творческий отчет, урок изобретательства, урок «удивительное рядом», урок фантастического проекта, урок-рассказ об ученых, и т. п. Примерами таких уроков являются уроки истории в 5 классе: «Древнее Двуречье», «Финикийские мореплаватели», «Персидская держава «царя царей», урок-пресс-конференция «Антигитлеровская коалиция во второй мировой войне»  и др.

    Результатом являются устойчивый интерес к предмету, более полное усвоение программного материала, развитие навыков устной и письменной речи, умение работать с различными источниками информации, составление плана, конспекта, развитие умений и навыков мыслительной деятельности, выделение главного, анализ, обобщение, участие в обсуждении проблемы, свое собственное суждение, овладение коммуникативными навыками, повышение качества знаний и компетенций.

    Четвертый этап - организация учебно-исследовательской деятельности на уроках и во внеурочное время - на уроках-исследованиях, лабораторных занятиях, в реферировании, в подготовке учебно-исследовательских проектов, в конкурсах.

   Исследовательский метод используется и на различных этапах комбинированного урока: повторение, изучение нового материала, рефлексия и при выполнении домашнего задания. Домашнее задание исследовательского характера позволяет провести длительное учебное исследование, например эссе.

   Внеурочная деятельность предполагает более широкие возможности для реализации ученической исследовательской деятельности: организация исследовательской практики учащихся, образовательные экспедицию.  Второй год учащиеся нашей школы посещают  «Школу Юного Историка», организатором которой является Алтайский государственный университет, ученическое научно-исследовательское общество (УНИО) – форма внеклассной работы, которая сочетает в себе работу над учебными исследованиями, коллективное обсуждение результатов этой работы, организацию круглых столов, дискуссий, дебатов, интеллектуальных игр.

   Опора учителя – способные и одаренные дети. Моя цель- ввести учеников в мир истории как науки, знакомство с методами исторического исследования и языком науки, углубление знаний, формирование исторического сознания, навыков и умений самостоятельного исследования.  

   Научно-исследовательская деятельность учащихся является наиболее эффективным средством углубления и расширения приобретенных знаний, умений, навыков и способствует выведению их на более высокий уровень усвоения. Научно-исследовательская работа позволяет организовать такую познавательную деятельность, в которой важен не только результат, но и процесс.

      Разработаны информационные листы и памятки: «С чего начинать исследование?», «Методика сбора устного материала для исследования»,  «Как готовиться к выступлению». «Требования к подготовке и оформлению исследовательской работы».

   Исследовательская деятельность по своей структуре и задачам предоставляет учащимся наиболее благоприятные условия для развития мышления, интуиции, воображения; помогает «запустить» механизм самообразования, самореализации; создает высокую мотивацию познавательной деятельности; формирует черты творческой личности. Исследовательская деятельность школьников - это возможность решения исследовательских задач, которые личностно значимы для ребенка и при этом способствуют формированию новых знаний. Исследовательская деятельность учащихся по истории ведется в направлении сбора и оформления краеведческого материала, что является значимым аспектом для учащихся и их родителей. Ребята принимали участие в конкурсах школьного и районного и краевого уровня, занимали призовые места. Успешно выступали с исследовательскими работами на районных мероприятиях в рамках краеведческой работы:  на базе МКУК « Заринский межпоселенческий краеведческий музей»  в 2011 году проходил районный фестиваль «Связь времен, народов, поколений»,  краеведческая конференция « Есть память, которой не будет конца» - 2013, «Никто не забыт, ничто не забыто» - 2012 год.  Учащиеся были награждены грамотами за участие. Ученик 9 класса Воробьев Иван (2012г.) занял первое место по итогам работы конференции.  Его работа была направлена на  краевую  историко-краеведческую конференцию школьников Алтайского края. Награжден грамотой.  На базе МКОУ «Стародраченинская средняя общеобразовательная школа»  в 2012 г. проходила интеллектуально-историческая игра «стратеги и тактики». Учащиеся нашей школы заняли первое место по нашему округу.  На конференции 2014 г. «Здесь все мое и я отсюда родом»  Бесперстов Никита занял третье место с работой «Бабушкин сундучок», награжден дипломом. Ученица 8  класса Смирнова Александра приняла участие в интеллектуальном турнире «Эрудит – 2012». Вышла в финал, награждена сертификатом участника. В 2011 году учащиеся школы заняли второе место в викторине «Страницы моего Отечества».  Ученица 8 класса  в 2014 г. Соломина Мария заняла первое место в  районном конкурсе плакатов  «Мое право - мой выбор», она же приняла участие  в районной ученической научно- практической конференции «Интеллект – 2014» с работой «История одной иконы», награждена грамотой за участие.  14 октября 2014 г. приняли участие  в установочной сессии краевого конкурса «Будущее Алтая – 2015». Титова Диана заняла второе место в районной НПК «Интеллектуал – 2017», она же участвовала во всероссийской конференции учащихся «Шаги в науку» и стала лауреатом 2 степени этого конкурса. Диана награждена сертификатом участника программы «Интеллектуально-творческий потенциал России», выдан рейтинговый сертификат. На VII краевой научно-практической конференции учащихся «Российская государственность: вехи истории» награждена дипломом I степени. И по настоящее время учащиеся занимают призовые места в различных конкурсах.

    Результатом этого этапа является повышение мотивации к обучению, развитие самостоятельности в обучении, включение учащихся в активную учебно-познавательную деятельность; формирование навыков и умений учебно-исследовательской и проектной деятельности; повышение коммуникативной культуры; использование приобретенных знаний, умений, способов деятельности, необходимых для успешного обучения на следующей образовательной ступени, для формирования профессиональной ориентации.  

   Итак, широкое использование исследовательского метода создаёт среду для расширения возможностей самообразования школьников, систематизации отдельных элементов знаний обучающихся, развития коммуникативных качеств, командного сотрудничества, дает возможности использовать различные источники знаний, учит вступать в дискуссию и вырабатывать свое собственное мнение, обучает приемам публичного выступления, дает опыт литературной речи, позволяет активно использовать информационные технологии, создаёт условия для вариативности и дифференциации обучения, способствует более ранней профилизации, развивает исследовательские умения, творческий потенциал школьников.

    Самое решающее звено этой новации учитель. Работа над исследованием позволяет выстроить бесконфликтную педагогику, вместе с детьми вновь и вновь пережить вдохновение творчества, превратить образовательный процесс в результативную созидательную деятельность, способствует профессиональному и творческому росту учителя.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Научно-методическая разработка. Организация проектно - исследовательской деятельности на уроках литературы и во внеурочное время как эффективный способ повышения познавательной активности учащихся

Изменения в сфере применения и использования высоких технологий происходят так быстро, что порой трудно уследить даже за названиями её новых программных продуктов, не говоря уже об их назначении. Одна...

Методическая разработка семинара Организация учебно-исследовательской и проектной деятельности в условиях ЦДОД гп. Нижний Одес.

Данная методическая разработка предоставляет сценарий районного семинара «Опыт организации и проведения учебно-исследовательской и проектной деятельности в условиях ЦДОД  гп. Нижний Одес».Разрабо...

Методические рекомендации "Организация проектно - исследовательской деятельности школьников по биологии в образовательном учреждении"

В сборнике представлена система организации и воспитательная роль исследовательской деятельности учащихся по биологии и экологии в образовательном учреждении, алгоритм разработки проекта, подготовки к...

Методическая разработка организации проектно-исследовательской деятельности на уроках английского языка в девятых классах общеобразовательной школы как средство достижения образовательных результатов ФГОС.

Обучение английскому языку в девятом классе общеобразовательной школы предполагает развитие коммуникативной компетенции в совокупности всех её составляющих: речевой, языковой, социальной, культурной, ...

Научно-методическая разработка «Организация учебно-исследовательской деятельности учащихся на уроках математики»

Научно-методическая разработка дополняет, развивает, вносит новые элементы в практические рекомендации по организации учебно-исследовательской  деятельности учащихся на уроках математики....