Мастер - класс РМО учителей истории Текстовая задача Дворцовые перевороты 06. 04. 2021 г.
методическая разработка по истории (8 класс)

Свириденко Олег Николаевич

Мастер - класс проводился для учителей Абанского района по теме "Формирование читательской грамотности на уроках истории". Во время мастер - класса я познакомил с приемами составления и работы над текстовой задачей по истории.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Мастер – класс по теме: «Работа с текстовой задачей – как способ формирования читательской грамотности на уроках истории»

Подготовил: Свириденко Олег Николаевич, учитель истории и обществознания

МКОУ Абанской основной общеобразовательной школы № 1

Актуальность темы в вызвана необходимостью работы  по теме: «Формирование читательской грамотности на уроках истории и обществознания», введением новых образовательных стандартов, подготовки материалов для 0 – х уроках смыслового чтения в нашей школе, для выполнения необходимых результатов обучения по КИМам (контрольным работам, ВПР, ОГЭ).

В ходе работы выявлены следующие дефициты у учащихся: Недостатки в  работе с различными видами текстов. Трудности с анализом, оценкой, обобщением как явной, так  и скрытой информации.

Работа с текстом требует разных читательских умений: поиск, преобразование и оценка различной текстовой информации.

С основными видами читательских умений вы можете познакомиться на слайде.

Тип вопросов в текстовых задачах, которые используются:         

ВО  - задания с выбором одного ответа из 4 предложенных альтернатив

КО - задания с кратким ответом

РО - и задания с развёрнутым ответом .

В текстовых задачах на  уроках истории        я  использую вопросы 1, 2, 3 уровней сложности в зависимости от потребности формирования умений у учащихся после анализа мониторинга результатов проверочных и контрольных работ.

Цель мастер – класса: предъявить практику использования текстовых задач для формирования отдельных умений по читательской грамотности на уроках истории.

Вначале я составляю паспорт текстовой задачи (провожу структурно – функциональный анализ текста: определяется тема, учитывается возраст, соотносится с содержанием такие дидактические единицы как: понятия, термины, персоналии, даты  по проблемному заданию  урока, а также умения над которыми я планирую работать.

После этого я  работаю над составлением текста и заданий. Позже я  разрабатываю критерии оценивания по количеству и сложности заданий.

В задании может использоваться различная информация в том числе и вспомогательная, например: генеалогическое древо, историческая карта, иллюстрация.

После знакомства с текстом: до чтения, во время чтения я задаю проблемные вопросы к тексту.

По окончании смыслового чтения ребята выполняют задания по тексту:

1 уровень: Поиск информации на простом уровне сложности.

  1. Озаглавьте текст.  

Умение: понимать цельный смысл текста, выделять главную идею.

  1. Работаю над поиском и интерпретацией различной информации в тексте по хронологии
  2. Анализу и объяснению причинно – следственных связей

причины исторических событий

  1. Выделение главных идей на примере ключевых терминов и понятий  и их характеристика к № 4 – 6 .
  2. Использую задания на анализ текста (на группировку деятелей в  № 7).

2 уровень (2 балла): Поиск и осмысление текста

Отработка умений на интерпретацию текста открытый вопрос, умений анализировать и объяснять сопричастность понятий        к тексту (в № 8) .

Заполните пропущенные элементы поиск и преобразование информации по  тексту         к № 9.

Отработка главного понятия: фавориты с опорой на справочную информацию, явную и дополнительную (эрудиция учеников) к № 10.

Выявление скрытой информации по иллюстрации и фрагменту исторического источника (текст кондиции), дальнейшее её осмысление и интерпретация к № 11.

Чтобы критически осмыслить имеющуюся  информации – использую проблемный диалог учеников для привлечения внимания к заданию: умение на выработку аргументированного суждения  с опорой на межпредметные связи № 12.

Выделение главного по определенному критерию помогает осмыслить и проанализировать текст к № 13.

Использую иллюстрации – это другой вид текстовой информации для ответа на проблемный вопрос, с опорой на критическое мышление к № 14.

3 уровень вид смыслового чтения: оценивание  

(самый высокий балл и уровень сложности)

Данное задание помогает сравнить мнения историков, критически их осмыслить и оценить. Аргументировать собственную точку зрения.

        

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок истории по теме "Дворцовые перевороты" в 7 классе

Урок-практикум на этапе обобщения и закрепления знаний. Предусмотрена индивидуальная(тестирование) и групповая работа учащихся, интеллектуальная разминка, рефлексия....

Мастер – класс для учителей истории и обществознания 9 -11 классов «Поэтапная подготовка обучающихся к ЕГЭ И ГИА по истории".

Цели проведения мастер-класса:1.Повышение профессионального уровня и обмен передовым опытом учителей истории и обществознания,2.Создание  условий  для формирования  индивидуального стил...

Методическая разработка урока истории по теме: "Дворцовые перевороты."

Конспект урока истории, презентация, рабочие листы и приложения (ФГОС)....

История 8 Эпоха дворцовых переворотов (1725-1762)

https://vk.com/topic-47976727_42457958https://www.youtube.com/watch?v=h3loJiKGxO8&t=8866...

Методическая разработка мастер-класса для учителей истории и обществознания «Использование интерактивных приёмов обучения на уроках истории и обществознания как средство выявления и поддержки одарённых детей».

Сегодня проблема обучения одаренных детей напрямую связана с новыми условиями и требованиями быстро меняющегося мира. Одной из первоочередных задач является создание эффективной и постоянно действующе...