Урок истории в 5 классе Моя семья в годы Великой Отечественной войны
план-конспект урока по истории (5 класс)

Климова Светлана Александровна

Урок будет полезен коллегам, которые занимаются патриотическим воспитанием с раннено возраста. Здесь развитие УУД исследования на развитии интереса к истории своей семьи в годы Великой Отечественнной войны.Возможно использовать как материал классного часа.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл stsenariy_uroka_klimova_s_a.docx36.71 КБ

Предварительный просмотр:

Сценарий урока

Дата: 2 октября 2020 г.

Учитель: Климова Светлана Александровна, учитель истории и обществознания, руководитель школьного музея

Тема урока: История моей семьи в годы Великой Отечественной войны

Класс: 5 «А» класс, МОУ Холбонской СОШ, Шилкинский район, Забайкальский край, ДФО https://ok.ru/shkolnymu/album/910346499605 

Предмет: история (ФГОС, ИКС, линейная хронология, РКО)

Тип урока: открытие нового знания, интеграция с образовательной программой историко-краеведческого кружка «Патриот» https://ok.ru/shkolnymu/topic/151171281000469;

https://nsportal.ru/shkola/dopolnitelnoe-obrazovanie/library/2014/03/04/dopolnitelnaya-obrazovatelnaya-programma 

Цели урока: - сформировать представление об истории семьи и об исторической памяти

                - сформировать мотивацию для сохранения памяти о  подвигах предков в годы Великой Отечественной войны

                 - развивать умение отбирать источники для создания исследования

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

УУД

I. Организационный момент (мотивация к учебной деятельности)

Цель этапа: включение учащихся в деятельность на личностно-значимом уровне

- Добрый день, ребята! Вы уже  целый месяц изучаете новый для Вас -  предмет «историю». На столах у вас по три красивых смайлика, выберите тот, который соответствует вашему отношению к этому учебному предмету.

- Как много улыбок засветилось. Никто не лукавит? Спасибо!

- Я готова продуктивно сотрудничать с вами. Удачи!

Выбирают смайлик и демонстрируют  своё отношение к предмету истории, новому для пятиклассников.

Самоопределение, смыслообразование (Л)

Целеполагание (П)

Планирование учебного сотрудничества (К)

II. Актуализация знаний

Цель этапа: повторение изученного материала, необходимого для «открытия нового знания», и выявление затруднений (что 5-классники знают о войне из программ начальной школы) в индивидуальной деятельности каждого учащегося

-Учитель демонстрирует детям старый чемодан с фотографиями фронтовиков, письмами, предметами эпохи войны 1941-1945 гг.

- Как думаете, какова тема урока? (Если детям сложно, то можно помочь вопросами: Почему я собралась на урок, взяла самое дорогое? Что объединяет эти предметы? Почему люди хранят в памяти события? Почему нам надо помнить о войне?)

- Как вы думаете, а какова главная цель нашего урока? (учитель подсказывает наводящими вопросами, интонацией голоса)

Слайд №3

Учитель приводит короткий пример своей истории семья в годы войны на примере трёх фотографий, делает акцент на термине - исторические источники (подчеркивает: «рассказал – живой свидетель!») Слайд №4.

Выходят к доске по два человека от группы, рассматривают предметы,  анализируют  содержимое чемодана.

Отвечают на вопрос о теме урока (про войну, про Москву…про семью…моя семья в годы войны) Формулируют тему урока: «История моей семьи в годы Великой Отечественной войны». Слайд № 2

Отвечают: чтобы сохранить память о  подвигах предков в годы Великой Отечественной войны, солдаты спасли нас от войны, гордиться героями… Формулируют цель урока: «Научиться создавать историю семьи, чтобы сохранить память о  подвигах предков в годы Великой Отечественной войны»  –  она появляется в презентации.

Внимательно слушают, обдумывают тяжёлую историю семьи своего учителя истории.

Анализ объектов с целью выделения признаков; подведение под понятие; целеполагание (П)

Выполнение пробного учебного действия; фиксирование индивидуального затруднения; саморегуляция в ситуации затруднения (Р)

Выражение своих мыслей; аргументация своего мнения; учёт разных мнений (К)

III. Проблемное объяснение нового знания

Цель этапа: обеспечение восприятия, осмысления и первичного закрепления учащимися, что такое исторические источники, какие могут быть использованы для создания исследования  истории своей семьи

- С чего начать «открытие нового знания», где же нам найти источники по истории войны, по истории семьи, ведь написание истории это очень трудный и длительный процесс?  

Предлагает посмотреть видео ролик о нашем Школьном музее https://www.youtube.com/watch?v=cWNzIedam1E  -2 мин. Слайд №5.

-Учитель приглашает пройти на экскурсию в школьный музей, чтобы найти там источники информации. Комментирует общую информацию на стенде «Холбон в годы 1941 – 1945 гг.» и источники, которые увидели дети в экспозиции. https://ok.ru/shkolnymu/album/54686162026517 

-Оцените при помощи смайликов свою работу в музее.

-Учитель предлагает сюрприз: «Мастер-класс» от победителей конкурсов исследовательских работ в направлении «История моей семьи в годы войны». Интеграция в ДО, краеведение – РКО, ИКС.

Слайды № 7.

-Учитель организует работу в группах по вопросу на слайде презентации: «Определить какие исторические источники помогут  Вам исследовать тему  «История моей семьи  в годы Великой Отечественной войны». Показывает правильный ответ на слайде презентации.

Слайд № 11, 12

-Учитель обращает внимание на самый современный источник информации – на интернет, а именно, сайты http://podvignaroda.ru/?#tab=navHome   «Подвиг народа»  и «Мемориал» https://obd-memorial.ru/html/ Слайд №13.

Предоставляет слово каждой группе

- Какие трудности возникли?

- Что нужно сделать, чтобы добиться успеха

- Сделайте вывод

Озвучивает удивительный момент открытия для двух учеников: в момент урока, они поняли, что имеют общего родственника – участника Великой Отечественной войны – Юдина Никиту Фёдоровича

Дети в группах по 4 -5 человек, советуются, обсуждают и отвечают:  в библиотеках, в книгах, в альбомах с фотографиями, расскажут живые свидетели – родственники, по подсказке догадываются - школьный музей! https://ok.ru/shkolnymu 

Внимательно смотрят видео.

Учащиеся сами в экспозиции находят нужные экспонаты – источники: награды, письма, документы, фотографии, солдатские ложки и кружки, каску, карту и тд.  Руководители групп забирают в класс для поисковой работы Книги Памяти.

Возвращаются в класс и оценивают при помощи смайликов свою работу с источниками в школьном музее. Слайд №6.

Проводят с помощью слайдов презентации мастер-класс – что может быть в результате создания исследования по истории семьи. 3 человека из 8 Б класса (Томских Татьяна, https://nsportal.ru/ap/library/drugoe/2020/03/07/moy-praded-geroy-voyny-1941-1945; Козлова Диана, https://nsportal.ru/ap/library/drugoe/2020/03/07/evakogospital-no1488 ; Бочкова Дарья-  https://nsportal.ru/ap/library/drugoe/2020/03/07/istoriya-semi-v-istorii-strany), ДО в историко-краеведческом кружке «Патриот» (руководитель С.А. Климова). Слайд № 8, 9, 10. (Раздают «Памятки-рекомендации» Приложение №2)

Класс слушает, анализирует информацию по истории семьи от старших школьников, оценивает – аплодисментами выступление.

Работают в учебных группах, где  определяют какие исторические источники помогут им при создании исследования истории семьи. Выходят к доске и называют источники.

Проводят мастер-класс вместе с одноклассницей Анной Загвозкиной, она делится опытом, дети пробуют искать своих родных-героев Великой Отечественной войны по ФИО и году рождения в режиме онлайн. Слайд № 14. http://podvignaroda.ru/?#tab=navPeople_search Оценивают итоги поиска.

Работа в группах по 4 – 5 человек

Нашедшие общего героя семьи,  ребята (Алексей Колгатников и Юрий Максимов) тепло приветствуют друг друга.

Анализ работ и вывод внутри группы, выступают представители групп, озвучивают, какие источники бы они использовали для создания своей истории семьи.

Поиск и выделение информации; синтез как составление целого из частей; подведение под понятие; выдвижение гипотез и их обоснование; самостоятельное создание способа решения проблемы поискового характера (П)

Аргументация своего мнения и позиции в коммуникации; учёт разных мнений (К)

IV. Первичное закрепление

Цель этапа: проговаривание и закрепление нового знания; выявить пробелы первичного осмысления изученного материала, неверные представления уч-ся; провести коррекцию

-Ребята, Вы уже  задумались о создании истории своей семьи в годы Великой  Отечественной войны? Поднимите руки!

-Ребята Вы же получили заранее к нашему уроку домашнее задание: «Найди участника Великой Отечественной войны в своей семье, найти любую информацию о нём». Проверяем Д/З, кто справился

Предлагает сделать выставку из результатов поиска и семейных архивных фотографий на доске в нарисованном заранее «Журавлином клине» под музыку Яна Френкеля, стихи Расула Гамзатова. Слайд № 16

-Выходим к доске и создаём выставку Ваших работ.

Учитель вместе с ребятами размещает фотографию своего деда – Постникова Василия Тимофеевича, 1909 г.р.

Учитель обращает внимание, что на столах, есть фотографии из фондов школьного музея – учителя и ученики, погибшие в годы войны.

Поднимают руки. Отвечают (например, я уже всё знаю, не знаю…хочу узнать)

Желающие озвучивают результаты опережающего задания у доски. Краткий ответ. Работают индивидуально с проговариванием в громкой речи.

Выходят к доске, аккуратно приклеивают материалы на доске, создаётся живая выставка из участников Великой Отечественной войны – родственников ребят, обучающихся в 5 а классе. (эмоциональный момент)

Ребята видят эти старые фото и подают учителю для размещения в «Журавлиный клин».

Анализ объектов с целью выделения признаков и синтез как составления целого из частей; подведение под понятие; выдвижение гипотез и их обоснование (П)

Выражение своих мыслей с полнотой и точностью; формулирование и аргументация своего мнения; учёт разных мнений (К)

Оценивание усвояемого содержания (Л)

Контроль, коррекция, оценка (Р)

V.Итог урока (рефлексия деятельности)

Цель этапа: осознание уч-ся своей учебной деятельности, самооценка результатов деятельности своей и всего класса

- Исследование какой темы мы вели на уроке?

Оцениваем себя! На слайде №15 презентации появляются вопросы:

1. Что нового узнали на уроке?

2. Для кого урок был полезен, почему?

3. Для кого урок был интересен, почему?

Слайд №17

Для завершения урока, учитель предлагает пройти к портретам  родных ребят из «Бессмертного полка» поселения Холбонское, размещенных на столах. https://ok.ru/shkolnymu/album/54840309252117 

Дают ответы на вопросы.

На «Оценочных листах» письменно отвечают на 3 вопроса в форме «Продолжить предложение»:

  1. На уроке истории я узнал….
  2. Урок был полезен, потому что…
  3. Урок был интересен, потому что….

Приложение №1

Берут портреты своих родных, строятся и выходят из кабинета по направлению к школьному музею, где хранится ресурс «Бессмертный полк».

Рефлексия способов и условий действия; контроль и оценка процесса и результатов деятельности (П)

Самооценка; адекватное понимания причин успеха или неуспеха в УД; следование в поведении моральным нормам и этическим требованиям (Л)

Выражение своих мыслей полно и точно; формулирование и аргументация своего мнения, учёт разных мнений (К)

Приложения к уроку.

№1.Оценочный лист (ФИ)___________________________________________________________________________________

1.На уроке истории я узнал:________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________________________________

2. Урок был полезен, потому что

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

3.Урок был интересен, потому что_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

№2. Памятка юному исследователю

Структурное соответствие работы

Введение

- обоснование актуальности выбранной темы исследования;

- формулировка цели и задач;

- новые, современные подходы к решению проблемы;

- наличие противоречивых точек зрения на проблему и желание в них разобраться;

- личные мотивы, обстоятельства возникновения интереса к данной теме.

Основная часть

- изложение основной проблемы по выбранной теме;

- критический обзор источников;

- собственные сведения, версии, оценки.

Заключение

- основные выводы;

- результаты и личная значимость проделанной работы;

- перспективы продолжения работы над темой.

Список использованной литературы, оформленный в соответствии с правилами составления библиографического списка.

В тексте работы должны быть ссылки на использованные литературные источники.

Приложения Все приложения должны быть пронумерованы, озаглавлены, основной текст должен быть обеспечен ссылками на соответствующие приложения.

Основные требования к письменному оформлению работы

Оформление титульного листа

-название конференции;

-тема исследования;

-полное наименование образовательной организации или детского объединения (без сокращений);

-ФИО учащегося образовательной организации – автора работы (полностью), класс

-ФИО учителя, осуществляющего научное руководство, его должность и место работы (полностью);

- контактный телефон, электронная почта

- год написания работы;

Следующая страница за титульным листом должна содержать оглавление, в него включаются основные заголовки работы (введение, названия глав и параграфов, заключение, список литературы, названия приложений) и соответствующие им номера страниц.

Оптимальный объем работы

- объем работы должен быть не меньше 10 страниц печатного текста, включая оглавление и список использованной литературы (без приложений).

Соблюдение технических требований- листы формата А-4, 14 кегль, 1,5 интервал, поля: левое - 3 см, правое – 1,5 см, верхнее и нижнее – по 2 см; нумерация страниц, разделов и подразделов, размещение заголовков.

Общие критерии оценки выступления

1.        Актуальность и новизна представленной работы

2.        Поисково-исследовательский характер, постановка цели и задач

3.        Логичность и аргументированность изложения

4.        Теоретическая проработка темы исследования: глубина проработанности и осмысления материала

5.        Обоснованность применения методики исследования

6.        Полнота и достоверность собранного и представленного материала

7.        Наличие и формулировка выводов

8.        Практическая значимость работы

9.        Cвободное владение материалом

10.        Культура речи и общая эрудиция

11.        Грамотное использование наглядных средств

12.        Соблюдение регламента выступления (10 мин)

13.        Подведение итогов проходит с учетом письменного варианта исследовательской работы и устной ее защиты.

Источники и литература.

  1. https://ok.ru/shkolnymu 
  2. http://podvignaroda.ru/?#id=22490067&tab=navDetailManAward 
  3. https://obd-memorial.ru/html/ 
  4. https://ok.ru/shkolnymu/topic/151171281000469 
  5. https://nsportal.ru/shkola/dopolnitelnoe-obrazovanie/library/2014/03/04/dopolnitelnaya-obrazovatelnaya-programma
  6.  https://ok.ru/shkolnymu/album/910346499605
  7. https://nsportal.ru/ap/library/drugoe/2020/03/07/moy-praded-geroy-voyny-1941-1945 
  8.  https://nsportal.ru/ap/library/drugoe/2020/03/07/evakogospital-no1488 
  9.  https://nsportal.ru/ap/library/drugoe/2020/03/07/istoriya-semi-v-istorii-strany 
  10.  https://www.youtube.com/watch?v=cWNzIedam1E
  11.   http://podvignaroda.ru/?#tab=navPeople_search 
  12. https://ok.ru/shkolnymu/album/54840309252117 
  13. Архив фондов  Школьного музея в разделе «Посёлок Холбон в годы 1941-1945 гг»
  14. Книга Памяти Шилкинского района , 1издание- 1995, г., 2 издание - 2015 г., Чита,  издательство  «Поиск»
  15. Исследовательские работы учащихся МОУ Холбонской СОШ, руководитель С.А. Климова 2005 – 2020 гг.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок истории "Искусство, культура и литература в годы Великой Отечественной войны"

Презентация к открытому уроку "Искусство, культура и литература в годы Великой Отечественной войны"...

Презентация " Моя семья в годы Великой Отечественной войны"

В данной презентации изложена краткая биография моих родственников и родственников моих коллег. Документы взяты с сайтов "Подвиг народа" и "Мемориал"...

Моя семья в года Великой Отечественной войны

В своей презентации  ученик 2 класса рассказывает о своих прадедушках в годы Великой отечественной войны.В презентации использованы воспоминания родственников,фотографии из семейного альбома, мат...

История моей семьи в годы Великой Отечественной войны

 Классный час«История моей семьи в годыВеликой Отечественной войны,   3 «Д»  классПояснительная записка.Краткое тематическое содержание:...

Заметка о проекте "История России-моя история" НПК "Моя семья в годы Великой Отечественной войны"

Проект " История России - моя истории"  объединил и взрослых, и детей. Ребята с интересом изучали архивные документы, брали интервью, находили старые фото, узнавали факты из истории сво...