Рабочая программа по истории для 11-х классов
рабочая программа по истории (11 класс)

Поляков Сергей Дмитриевич

Рабочая программа рассчитана на 68 часов (для очно-заочных классов).

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 11-4_istoriya.docx55.67 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение

Центр образования № 167 Красносельского района Санкт-Петербурга

ПРИНЯТО

решением

Педагогического совета

ГБОУ ЦО № 167

Красносельского района Санкт-Петербурга

Протокол № 1 от 28.08.2020

УТВЕРЖДАЮ

Приказ №_____от 28.08.2020

Директор ГБОУ ЦО № 167

__________________Чупина Н.А.

Рабочая программа

по истории

11-4 класс

2020-2021 учебный год

68 часа в год

Разработана:

Поляков С.Д.

учитель истории и обществознания

                                               

                                                           

САНКТ-ПЕТЕРБУРГ

2020

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

ДОКУМЕНТЫ, ОПРЕДЕЛЯЮЩИЕ СОДЕРЖАНИЕ И УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ:

 

  • Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации" N 273-ФЗ от 29 декабря 2012 года с изменениями от 26.07.2019;
  • Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования, утвержден 17.12. 2010 N 1897;
  •  Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 28.12.2018 № 345 «Федеральный перечень учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования»;
  • Постановление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека и Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29.12.2010 № 189 «Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях»;
  • Распоряжение Комитета по образованию от 03.04.2020 № 1010-р «О формировании календарного учебного графика государственных образовательных учреждений Санкт-Петербурга, реализующих основные общеобразовательные программы, в 2020/2021 учебном году»;
  • Распоряжение Комитета по образованию от 20.03.2020 № 796-р «О формировании учебных планов государственных образовательных учреждений Санкт-Петербурга, реализующих основные общеобразовательные программы, на 2020/2021 учебный год»
  • Учебный план ГБОУ ЦО № 167 на 2020-2021 учебный год;
  • Устав ГБОУ ЦО № 167.       

МЕСТО В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ:

Рабочая программа рассчитана на 68 учебных часа из расчёта 2 часа в неделю. Предполагается масштабное изучение истории Второй Мировой войны и особенно её важнейшей и неотъемлемой части Великой Отечественной войны (19 ч.). После чего предполагается последовательное изучение «Новейшей истории (вторая половина XX века-начало XXI)» (16  учебных часов) и «истории России второй половины XX-начала XXI века» (33 часов) с явным приоритетом в пользу отечественной истории. Предполагается проведение 4 контрольных работ в течение года. Несмотря на тот факт, что Великая Отечественная война уже изучалась в 10-м классе, было решено еще раз подробно осветить данное событие нашей истории в связи с его (событием) огромной важностью.

УМК:

Всеобщая история. Новейшая история. Базовый и углублённый уровни: 10 класс: учебник; под общ. Ред. В. С. Мясникова. М.: Вентана-Граф, 2020

История России. 10 класс. Учебник для общеобразовательных. организаций. Базовый и углублённый уровни. В 3 ч. Ч. 2-3; под ред. А. В. Торкунова. М.: Просвещение, 2020

ФОРМЫ ПРОМЕЖУТОЧНОЙ И ИТОГОВОЙ АТТЕСТАЦИИ:

  • Контрольная работа
  • Самостоятельная работа
  • Повторительно-обобщающий урок

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ:

ЛИЧНОСТНЫЕ результаты:

  • познавательный интерес к прошлому своей страны
  • освоение гуманистических традиций и ценностей современного общества, уважение прав и свобод человека;
  • изложение своей точки зрения, её аргументация в соответствии с возрастными возможностями;
  • уважительное отношение к прошлому, к культурному и историческому наследию через понимание исторической обусловленности и мотивации поступков людей предшествующих эпох;
  • уважение к народам России и мира и принятие их культурного многообразия, понимание важной роли взаимодействия народов в процессе формирования древнерусской народности;
  • следование этическим нормам и правилам ведения диалога;
  • осознание своей идентичности как гражданина страны, члена семьи, этнической и религиозной группы, локальной и региональной общности;
  • освоение гуманистических традиций и ценностей современного общества, уважение прав и

свобод человека;

  • осмысление социально-нравственного опыта предшествующих поколений, способность к определению своей позиции и ответственному поведению в современном обществе;
  • понимание культурного многообразия мира, уважение к культуре своего и других народов

МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ результаты:

  • способность сознательно организовывать и регулировать свою деятельность — учебную, общественную и др.;
  • формулировать при поддержке учителя новые для себя задачи в учёбе и познавательной деятельности;
  • соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результатов
  • овладение умениями работать с учебной и внешкольной информацией (анализировать и обобщать факты, составлять простой и развёрнутый план, тезисы, конспект, формулировать и обосновывать выводы и т.д.), использовать современные источники информации, в том числе материалы на электронных носителях;
  • привлекать ранее изученный материал для решения познавательных задач;
  • логически строить рассуждение, выстраивать ответ в соответствии с заданием;
  • применять начальные исследовательские умения при решении поисковых задач;
  • решать творческие задачи, представлять результаты своей деятельности в различных формах (сообщение, эссе, презентация, реферат и др.);
  • организовывать учебное сотрудничество и совместную
  • деятельность с учителем и сверстниками, работать индивидуально и в группе;
  • определять свою роль в учебной группе, вклад всех участников в общий результат;
  • активно применять знания и приобретённые умения, освоенные в школе, в повседневной жизни и продуктивно взаимодействовать с
  • другими людьми в профессиональной сфере и социуме; критически оценивать достоверность информации (с помощью учителя), собирать и фиксировать информацию, выделяя главную и второстепенную.

ПРЕДМЕТНЫЕ результаты:

  • определение исторических процессов, событий во времени применение основных хронологических понятий и терминов (эра, тысячелетие, век);
  • установление синхронистических связей истории России и стран Европы и Азии;
  • составление и анализ генеалогических схем и таблиц;
  • применение понятийного аппарата и приёмов исторического анализа для раскрытия сущности и значения событий и явлений прошлого и современности в курсах всеобщей истории;
  • использование знаний о территории и границах, географических особенностях, месте и роли России во всемирно-историческом процессе в изучаемый период;
  • понимание взаимосвязи между природными и социальными явлениями;
  • поиск в источниках различного типа и вида информации о событиях и явлениях прошлого;
  • использование приёмов исторического анализа;
  • понимание важности для достоверного изучения прошлого комплекса исторических источников, специфики учебно-познавательной работы с этими источниками;
  • оценивание поступков, человеческих качеств на основе осмысления деятельности исторических личностей исходя из гуманистических ценностных ориентаций, установок;
  • сопоставление (при помощи учителя) различных версий и оценок исторических событий и личностей;
  • систематизация информации в ходе проектной деятельности;
  • личностное осмысление социального, духовного, нравственного опыта периода Российской империи;
  • уважение к русской культуре и культуре других народов, понимание культурного многообразия народов Евразии в изучаемый период, личностное осмысление социального, духовного, нравственного опыта народов России.
  • локализовать во времени основные этапы отечественной истории Новейшего времени, соотносить хронологию истории России и всеобщей истории в Новейшее время;
  • использовать историческую карту как источник информации о границах России в Новейшее время, об основных процессах социально-экономического развития, о местах важнейших событий, направлениях значительных передвижений — походов, завоеваний, колонизаций и др.;
  • анализировать информацию различных источников по отечественной истории Новейшего времени;
  • составлять описание положения и образа жизни основных социальных групп в России в Новейшего время, памятников материальной и художественной культуры; рассказывать о значительных событиях и личностях отечественной истории периода Новейшего времени;
  • систематизировать исторический материал, содержащийся в учебной и дополнительной литературе по отечественной истории Новейшего времени;
  • раскрывать характерные, существенные черты: а) экономического и социального развития России в Новейшее время; б) эволюции политического строя (включая понятия «монархия», «самодержавие», «абсолютизм» и др.); в) развития общественного движения («консерватизм», «либерализм», «социализм»); г) представлений о мире и общественных ценностях; д) художественной культуры Нового времени;
  • объяснять причины и следствия ключевых событий и процессов отечественной истории периода Нового времени (социальных движений, реформ и революций, взаимодействия между народами и др.);
  • сопоставлять развитие России и других стран в Новое время; сравнивать исторические ситуации и события;
  • давать оценку событиям и личностям отечественной истории периода Нового времени.

СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО КУРСА

ВТОРАЯ МИРОВАЯ ВОЙНА (1939-1945 гг.)

Причины и характер Второй мировой войны. Периодизация, фронты, участники. Начало войны. Вторжение гитлеровских войск в Польшу. «Странная война» на Западном фронте. Политика СССР на начальном этапе Второй мировой. Захват гитлеровской Германией Дании и Норвегии. Поражение Франции в июне 1940 г. Битва за Британию. Нападение Германии на СССР 22 июня 1941 г. Великая Отечественная война — составная часть Второй мировой войны. Восточный фронт — главный фронт в победе над фашизмом. Провал молниеносной войны на советско-германском фронте. Начало контрнаступления под Москвой в декабре 1941 г. Первое поражение гитлеровской Германии во Второй мировой войне. Коренной перелом в ходе Второй мировой войны. Сталинградская битва. Курская битва. Переход летом 1943 г. стратегической инициативы в войне к Красной Армии. Начало войны на Тихом океане. Нападение Японии на США. Пёрл-Харбор 1 декабря 1941 г. Захват Японией Юго-Восточной Азии и островов Тихого океана. Бой у о. Мидуэй в июне 1942 г. Перелом в войне на Тихом океане в 1943 г. Военные действия в Северной Африке. Битва при Эль-Аламейне в октябре-ноябре 1942 г. Освобождение от германо-итальянских войск Северной Африки летом 1943 г. Высадка англо-американских войск в Сицилии. Свержение режима Муссолини в сентябре 1943 г. Антигитлеровская коалиция. Атлантическая хартия. Ленд-лиз. Тегеранская конференция «Большой тройки» 2 ноября — 1 декабря 1943 г. Вопрос об открытии Второго фронта во Франции. Возвращение Китая в число великих держав. Каирская декларация. Роспуск Коминтерна. Нацистский «новый порядок» на оккупированных территориях. Геноцид. Холокост. Концентрационные лагеря. Вывоз населения для принудительных работ. Насильственное переселение. Массовое уничтожение военнопленных и гражданских лиц. Движение Сопротивления. Освободительные армии в Греции и Югославии. Партизанская война в Югославии. Завершающий период Второй мировой войны. Фронтальное наступление Красной Армии в 1944 г. Операция «Багратион». Начало освобождения Европы. Открытие Второго фронта во Франции 6 июня 1944 г. Кризис нацистского режима, заговор и покушение. на Гитлера 20 июля 1944 г. Выход из войны бывших союзников Германии — Румынии, Болгарии, Венгрии, Финляндии. Провал контрнаступления немецко-фашистских войск в Арденнах в январе 1945 г. Висло-Одерская операция Красной Армии в январе — феврале 1945 г. Освобождение Польши. Крымская (Ялтинская) конференция трёх держав 4—11 февраля 1945 г. Берлинская операция Красной Армии в апреле — мае 1945 г. и взятие Берлина. Безоговорочная капитуляция Германии 8 мая 1945 г. Решающая роль СССР в освобождении Европы. Берлинская (Потсдамская) конференция трёх держав 17 июля — 2 августа 1945 г. Наступление союзников против Японии. Разгром японского флота у о. Лейте в октябре 1944 г. Атомные бомбардировки Хиросимы и Нагасаки 6 и 9 августа 1945 г. Вступление СССР в войну против Японии 8 августа 1945 г. и разгром Квантунской армии. Капитуляция Японии 2 сентября 1945 г. Окончание Второй мировой войны. Жертвы. Потери. Цена Победы для человечества. Решающий вклад СССР в победу. Главный итог Второй мировой войны — разгром нацистской Германии, фашистской Италии и империалистической Японии. Победила Антигитлеровская коалиция государств, объединившаяся на демократической основе. Решающая роль СССР в Победе над фашизмом. Последствия Второй мировой войны. Введение в практику понятия преступления против человечности. Мирное урегулирование. Оккупация, демилитаризация, денацификация, демократизация и декартелизация Германии. Договоры с союзниками Германии. Распад Антигитлеровской коалиции. Сан-Францисская конференция и проблема мирного договора с Японией. Образование ООН. Нюрнбергский процесс над главными военными преступниками. Суды над коллаборационистами в Европе. Токийский процесс над главными японскими военными преступниками.

ВСЕОБЩАЯ ИСТОРИЯ (2-Я ПОЛОВИНА XX-НАЧАЛО XXI ВВ.)

Предпосылки превращения послевоенного мира в двухполюсный (биполярный). Причины и главные черты «холодной войны». Идеологическое противостояние. Маккартизм — «охота на ведьм» в США. «Железный занавес» как символ раскола Европы и мира на две противоборствующие общественно-политические системы. Гонка вооружений и создание военнополитических блоков как проявление соперничества двух сверхдержав — СССР и США. Ядерное оружие — равновесие страха и сдерживающий фактор от прямого военного столкновения. Гражданская война в Греции. Доктрина Трумэна. План Маршалла. Международные отношения в условиях двухполюсного (биполярного) мира. Две тенденции в развитии международных отношений: противостояние и стремление к разрядке международной напряжённости. Ослаб ление международной напряжённости после смерти И. Сталина. Нормализация советско-югославских отношений. Принцип «мирного сосуществования». Суэцкий кризис 1956 г. Доктрина Эйзенхауэра. Возобновление противостояния двух сверхдержав. Берлинский кризис 1958—1961 гг. Карибский кризис 1962 г. Война во Вьетнаме. Гонка вооружений и проблема разоружения. Договор о запрещении ядерных испытаний в трёх средах. Достижение Советским Союзом паритета — равенства в ядерных боезарядах с США. Начало разрядки международной напряжённости в начале 1970-х гг. Соглашение об ограничении стратегических наступательных вооружений (ОСВ—1) и Договор о противоракетной обороне (ПРО). «Новая восточная политика» ФРГ. Хельсинкский акт 1975 г. Ракетный кризис в Европе. Ввод советских войск в Афганистан. Локальные и региональные конфликты, гражданские войны. Обострение международной обстановки в конце 1970-х — начале 1980-х гг. Перестройка и гласность в СССР. «Новое политическое мышление» М. С. Горбачёва. Возобновление советско-американского диалога. Соглашение о ликвидации ракет средней и меньшей дальности 1987 г. Причины и сущность экономических кризисов 1974—1975 и 1980—1982 гг. Предпосылки перехода к постиндустриальному информационному обществу. Перегруженность государства социальными обязательствами. Третья промышленно-технологическая революция. Главные черты постиндустриального общества. Изменения в структуре занятости. Информация и знания как важнейшие факторы производства. Роль науки и образования в информационном обществе. Общество знаний. Экономика инноваций. Формирование новых ценностей. Индивидуализация производства, потребления, труда. Переход к демократическим формам правления как вектор исторического развития постиндустриального общества. Волна демократизации в мире с 1970-х гг. Переход к демократии Португалии, Греции, Испании. Уход с политической сцены диктаторов в Латинской Америке. Свободные выборы в ряде стран Азии и Африки. Переход к демократии бывших социалистических стран в результат краха социализма как общественно-политической системы в результате революций 1989—1991 гг. Предпосылки глобализации. Глобализация в сфере финансов, производства и мировой торговли, её последствия. Роль государства в условиях глобализации. Формирование глобального информационного и культурного пространства. Новые вызовы XXI в.: культурно-цивилизационные противоречия, фундаментализм и международный терроризм, проблема самоидентификации человека, регионализация, угроза нарастания разрыва между богатыми и бедными. Начало четвёртой промышленно-технологической революции: новые возможности и новые угрозы

ОТЕЧЕСТВЕННАЯ ИСТОРИЯ (1945-2014 ГГ.)

Тема 1. Первое послевоенное десятилетие.

Влияние последствий войны на советскую систему и общество. Послевоенные ожидания и настроения. Представления власти и народа о послевоенном развитии страны. Эйфория Победы. Разруха. Обострение жилищной проблемы. Демобилизация армии. Социальная адаптация фронтовиков. Положение семей «пропавших без вести» фронтовиков. Репатриация. Рост беспризорности и решение проблем послевоенного детства. Рост преступности. Ресурсы и приоритеты восстановления. Демилитаризация экономики и переориентация на выпуск гражданской продукции. Восстановление индустриального потенциала страны. Сельское хозяйство и положение деревни. Помощь не затронутых войной национальных республик в восстановлении западных регионов СССР. Репарации, их размеры и значение для экономики. Советский «атомный проект», его успех и значение. Начало гонки вооружений. Положение на послевоенном потребительском рынке. Колхозный рынок. Государственная и коммерческая торговля. Голод 1946—1947 гг. Денежная реформа и отмена карточной системы (1947). Сталин и его окружение. Ужесточение административно-командной системы. Соперничество в верхних эшелонах власти. Усиление идеологического контроля. Послевоенные репрессии. «Ленинградское дело». Борьба с «космополитизмом». «Дело врачей». Дело Еврейского антифашистского комитета. Т. Лысенко и «лысенковщина». Сохранение на период восстановления разрушенного хозяйства трудового законодательства военного времени. Союзный центр и национальные регионы: проблемы взаимоотношений. Положение в «старых» и «новых» республиках. Рост влияния СССР на международной арене. Первые шаги ООН. Начало «холодной войны». «Доктрина Трумэна» и «План Маршалла». Формирование биполярного мира. Советизация Восточной и Центральной Европы. Взаимоотношения со странами «народной демократии». Создание Совета экономической взаимопомощи. Конфликт с Югославией. Коминформбюро. Организация Североатлантического договора (НАТО). Создание Организации Варшавского договора. Война в Корее.

Тема 2. «Оттепель»

Смена политического курса. Смерть Сталина и настроения в обществе. Борьба за власть в советском руководстве. Переход политического лидерства к Н. С. Хрущёву. Первые признаки наступления «оттепели» в политике, экономике, культурной сфере. Начало критики сталинизма. XX съезд КПСС и разоблачение культа личности Сталина. Реакция на доклад Хрущёва в стране и мире. Частичная десталинизация: содержание и противоречия. Внутрипартийная демократизация. Начало реабилитации жертв массовых политических репрессий и смягчение политической цензуры. Возвращение депортированных народов. Особенности национальной политики. Утверждение единоличной власти Хрущёва. Культурное пространство и повседневная жизнь. Изменение общественной атмосферы. «Шестидесятники». Литература, кинематограф, театр, живопись: новые тенденции. Поэтические вечера в Политехническом музее. Образование и наука. Приоткрытие «железного занавеса». Всемирный фестиваль молодёжи и студентов 1957 г. Популярные формы досуга. Развитие внутреннего и международного туризма. Начало Московских кинофестивалей. Роль телевидения в жизни общества. Легитимация моды и попытки создания «советской моды». Неофициальная культура. Неформальные формы общественной жизни: «кафе» и «кухни». Стиляги. Хрущёв и интеллигенция. Антирелигиозные кампании. Гонения на Церковь. Диссиденты. Самиздат и тамиздат. Социально-экономическое развитие. Экономическое развитие СССР. «Догнать и перегнать Америку». Попытки решения продовольственной проблемы. Освоение целинных земель. Научно-техническая революция в СССР. Перемены в научно-технической политике. Военный и гражданский секторы экономики. Создание ракетно-ядерного щита. Начало освоения космоса. Запуск первого спутника Земли. Исторические полёты Ю. А. Гагарина и первой в мире женщины-космонавта В. В. Терешковой. Первые советские ЭВМ. Появление гражданской реактивной авиации. Влияние НТР на перемены в повседневной жизни людей. Реформы в промышленности. Переход от отраслевой системы управления к совнархозам. Расширение прав союзных республик. Изменения в социальной и профессиональной структуре советского общества к началу 1960-х гг. Преобладание горожан над сельским населением. Положение и проблемы рабочего класса, колхозного крестьянства и интеллигенции. Востребованность научного и инженерного труда. Расширение системы ведомственных НИИ. ХХII Съезд КПСС и программа построения коммунизма в СССР. «Хрущёвки». Рост доходов населения и дефицит товаров народного потребления. Внешняя политика. Новый курс советской внешней политики: от конфронтации к диалогу. Поиски нового международного имиджа страны. СССР и страны Запада. Международные военно-политические кризисы, позиция СССР и стратегия ядерного сдерживания (Суэцкий кризис 1956 г., Берлинский кризис 1961 г., Карибский кризис 1962 г.). СССР и мировая социалистическая система. Венгерские события 1956 г. Распад колониальных систем и борьба за влияние в «третьем мире». Конец «оттепели». Нарастание негативных тенденций в обществе. Кризис доверия власти. Новочеркасские события. Смещение Н. С. Хрущёва и приход к власти Л. И. Брежнева. Оценка Хрущёва и его реформ современниками и историками.

Тема 3. «Застой»

 Приход к власти Л. И. Брежнева. Его окружение и смена политического курса. Поиски идеологических ориентиров. Десталинизация и ресталинизация. Экономические реформы 1960-х гг. Новые ориентиры аграрной политики. «Косыгинская реформа». Конституция СССР 1977 г. Концепция «развитого социализма». Попытки изменения вектора социальной политики. Уровень жизни: достижения и проблемы. Нарастание застойных тенденций в экономике и кризис идеологии. Рост теневой экономики. Ведомственный монополизм. Замедление темпов развития. Исчерпание потенциала экстенсивной индустриальной модели. Новые попытки реформирования экономики. Рост масштабов и роли ВПК. Трудности развития агропромышленного комплекса. Советские научные и технические приоритеты. МГУ им М. В. Ломоносова. Академия наук СССР. Новосибирский Академгородок. Замедление научно-технического прогресса в СССР. Отставание от Запада в производительности труда. «Лунная гонка» с США. Успехи в математике. Создание топливно-энергетического комплекса (ТЭК). Культурное пространство и повседневная жизнь. Повседневность в городе и в деревне. Рост социальной мобильности. Миграция населения в крупные города и проблема неперспективных деревень. Популярные формы досуга населения. Уровень жизни разных социальных слоёв. Социальное и экономическое развитие союзных республик. Общественные настроения. Трудовые конфликты и проблема поиска эффективной системы производственной мотивации. Отношение к общественной собственности. «Несуны». Потребительские тенденции в советском обществе. Дефицит и очереди. Идейная и духовная жизнь советского общества. Развитие физкультуры и спорта в СССР. Олимпийские игры 1980 г. в Москве. Литература и искусство: поиски новых путей. Авторское кино. Авангардное искусство. Неформалы (КСП, движение КВН и др.). Диссидентский вызов. Первые правозащитные выступления. А. Д. Сахаров и А. И. Солженицын. Религиозные искания. Национальные движения. Борьба с инакомыслием. Судебные процессы. Цензура и самиздат. Внешняя политика. Новые вызовы внешнего мира. Между разрядкой и конфронтацией. Возрастание международной напряжённости. «Холодная война» и мировые конфликты. «Доктрина Брежнева». Пражская весна и снижение международного авторитета СССР. Конфликт с Китаем. Достижение военно-стратегического паритета с США. Политика разрядки. Сотрудничество с США в области освоения космоса. Совещание по безопасности и сотрудничеству в Европе (СБСЕ) в Хельсинки. Ввод войск в Афганистан. Подъём антикоммунистических настроений в Восточной Европе. Кризис просоветских режимов.

Тема 4. «Перестройка»

Нарастание кризисных явлений в социально-экономической и идейно-политической сферах. Резкое падение мировых цен на нефть и его негативные последствия для советской экономики. М. С. Горбачёв и его окружение: курс на реформы. Антиалкогольная кампания 1985 г. и её противоречивые результаты. Чернобыльская трагедия. Реформы в экономике, в политической и государственной сферах. Законы о госпредприятии и об индивидуальной трудовой деятельности. Появление коммерческих банков. Принятие закона о приватизации государственных предприятий. Гласность и плюрализм мнений. Политизация жизни и подъём гражданской активности населения. Массовые митинги, собрания. Либерализация цензуры. Отказ от догматизма в идеологии. Концепция «социализма с человеческим лицом». Вторая волна десталинизации. История страны как фактор политической жизни. Отношение к войне в Афганистане. Неформальные политические объединения. «Новое мышление» Горбачёва. Отказ от идеологической конфронтации двух систем и провозглашение руководством СССР приоритета общечеловеческих ценностей над классовым подходом. Изменения в советской внешней политике. Односторонние уступки Западу. Роспуск СЭВ и Организации Варшавского договора. Объединение Германии. Начало вывода советских войск из Центральной и Восточной Европы. Завершение «холодной войны». Отношение к М. С. Горбачёву и его внешнеполитическим инициативам внутри СССР и в мире. Демократизация советской политической системы. XIX конференция КПСС и её решения. Альтернативные выборы народных депутатов. Съезды народных депутатов — высший орган государственной власти. Первый съезд народных депутатов СССР и его значение. Образование оппозиционной Межрегиональной депутатской группы. Демократы «первой волны», их лидеры и программы. Раскол в КПСС и создание Компартии РСФСР. Подъём национальных движений, нагнетание националистических и сепаратистских настроений. Проблема Нагорного Карабаха и попытки её решения руководством СССР. Обострение межнационального противостояния. Последний этап перестройки: 1990—1991 гг. Отмена 6-й статьи Конституции СССР о руководящей роли КПСС. Становление многопартийности. Кризис в КПСС. Первый съезд народных депутатов РСФСР и его решения. Превращение Б. Н. Ельцина в единого лидера демократических сил. Противостояние союзной (Горбачёв) и российской (Ельцин) власти. Введение поста президента и избрание М. С. Горбачёва Президентом СССР. Избрание Б. Н. Ельцина Президентом РСФСР. Учреждение в РСФСР Конституционного суда и складывание системы разделения властей. Дестабилизирующая роль «войны законов» (союзного и республиканского законодательства). Углубление политического кризиса. Усиление центробежных тенденций и угрозы распада СССР. Декларация о государственном суверенитете РСФСР. Дискуссии о путях обновления Союза ССР. План автономизации — предоставления автономиям статуса союзных республик. Ново-Огаревский процесс и попытки подписания нового Союзного договора. «Парад суверенитетов». Референдум о сохранении СССР и введении поста Президента РСФСР. Превращение экономического кризиса в стране в ведущий политический фактор. Нарастание разбалансированности в экономике. Государственный и коммерческий секторы. Конверсия оборонных предприятий. Введение карточной системы снабжения. Реалии 1991 г.: конфискационная денежная реформа, трёхкратное повышение государственных цен, пустые полки магазинов и усталость населения от усугубляющихся проблем на потребительском рынке. Принятие принципиального решения об отказе от плановодирективной экономики и переходе к рынку. Разработка союзным и российским руководством программ перехода к рыночной экономике. Радикализация общественных настроений. Забастовочное движение. Новый этап в государственно-конфессиональных отношениях. Августовский политический кризис 1991 г. Планы ГКЧП и защитники Белого дома. Победа Ельцина. Ослабление союзной власти и влияния Горбачёва. Распад КПСС. Ликвидация союзного правительства и центральных органов управления, включая КГБ СССР. Референдум о независимости Украины. Оформление фактического распада СССР и создание СНГ (Беловежское и Алма-Атинские соглашения). Реакция мирового сообщества на распад СССР. Решение проблемы советского ядерного оружия. Россия как преемник СССР на международной арене. Горбачёв, Ельцин и перестройка в общественном сознании.

Тема 5. «Рынок»

Б. Н. Ельцин и его окружение. Общественная поддержка курса реформ. Взаимодействие ветвей власти на первом этапе преобразований. Предоставление Б. Н. Ельцину дополнительных полномочий для успешного проведения реформ. Правительство реформаторов во главе с Е. Т. Гайдаром. Начало радикальных экономических преобразований. Либерализация цен. «Шоковая терапия». Ваучерная приватизация. Долларизация экономики. Гиперинфляция, рост цен и падение жизненного уровня населения. Безработица. Чёрный рынок и криминализация жизни. Рост недовольства граждан первыми результатами экономических реформ. Особенности осуществления реформ в регионах России. От сотрудничества к противостоянию исполнительной и законодательной власти в 1992—1993 гг. Решение Конституционного суда РФ по «делу КПСС». Нарастание политико-конституционного кризиса в условиях ухудшения экономической ситуации. Апрельский референдум 1993 г. — попытка правового разрешения политического кризиса. Указ Б. Н. Ельцина № 1400 и его оценка Конституционным судом. Возможность мирного выхода из политического кризиса. «Нулевой вариант». Позиция регионов. Посреднические усилия Русской православной церкви. Трагические события осени 1993 г. в Москве. Обстрел Белого дома. Последующее решение об амнистии участников октябрьских событий 1993 г. Всенародное голосование (плебисцит) по проекту Конституции России 1993 г. Ликвидация Советов и создание новой системы государственного устройства. Принятие Конституции России 1993 г. и её значение. Полномочия Президента как главы государства и гаранта Конституции. Становление российского парламентаризма. Разделение властей. Проблемы построения федеративного государства. Утверждение государственной символики. Итоги радикальных преобразований 1992—1993 гг. Обострение межнациональных и межконфессиональных отношений в 1990-е гг. Подписание Федеративного договора (1992) и отдельных соглашений Центра с республиками. Договор с Татарстаном как способ восстановления федеративных отношений с республикой и восстановления территориальной целостности страны. Взаимоотношения Центра и субъектов Федерации. Опасность исламского фундаментализма. Восстановление конституционного порядка в Чеченской Республике. Корректировка курса реформ и попытки стабилизации экономики. Новые приоритеты внешней политики. Мировое признание новой России суверенным государством. Россия — правопреемник СССР на международной арене. Значение сохранения Россией статуса ядерной державы. Взаимоотношения с США и странами Запада. Подписание Договора СНВ-2 (1993). Присоединение России к «Большой семёрке». Усиление антизападных настроений как результат бомбёжек Югославии и расширения НАТО на восток. Россия на постсоветском пространстве. СНГ и союз с Белоруссией. Военно-политическое сотрудничество в рамках СНГ. Восточный вектор российской внешней политики в 1990-е гг. Российская многопартийность и строительство гражданского общества. Основные политические партии и движения 1990-х гг., их лидеры и платформы. Кризис центральной власти. Президентские выборы 1996 г. Политтехнологии. «Семибанкирщина». «Олигархический» капитализм. Правительства В. С. Черномырдина и Е. М. Примакова. Обострение ситуации на Северном Кавказе. Вторжение террористических группировок с территории Чечни в Дагестан. Выборы в Государственную Думу 1999 г. Добровольная отставка Б. Н. Ельцина. Политические и экономические приоритеты. Первое и второе президентства В. В. Путина. Президентство Д. А. Медведева. Президентские выборы 2012 и 2018 гг. Избрание В. В. Путина президентом. Государственная Дума. Многопартийность. Политические партии и электорат. Федерализм и сепаратизм. Восстановление единого правового пространства страны. Разграничение властных полномочий Центра и регионов. Террористическая угроза. Построение вертикали власти и гражданское общество. Стратегия развития страны. Экономическое развитие в 2000-е гг. Крым.

Календарно- тематическое планирование по истории в 11-4 классе (68 ч.)

Тема

Кол-во часов

Элементы содержания

Виды контроля

Планируемые предметны

Дом. Задание

Примечание (с указанием электронно-образовательного ресурса- дистант.)

ВТОРАЯ МИРОВАЯ ВОЙНА (1939-1945 гг.) (10 ч.)

1-9

Вторая мировая война

9

Начало Второй Мировой войны. Первый период войны (1939-1941 гг.). "22 июня, ровно в 4 часа...". Вступление СССР в войну. Осень-зима 1941-го года. Битва за Москву и первый перелом в войне. Перл-Харбор. 1942 год. На грани катастрофы. Сталинградская битва. Битва за Северную Африку и Тихий океан. 1943 год. Разгром под Сталинградом и Курская дуга. Война на Тихом океане. Стремительное наступление на запад и открытие второго фронта в Европе. Победа в войне и завершение Второй Мировой войны. Культурная и духовная жизнь в период Второй Мировой войны.  Конференции союзных держав 1943-1945 года: на путях нового мироустройства. Итоги Второй Мировой войны. Нюрнбергский процесс. Конференции союзных держав

Фронтальный опрос, индивидуальные задания, конспектирование, рабочие листы

Знать и понимать: роль СССР в победе над нацизмом, основные события на Восточном фронте, причины неудач в первые 2 года войны, цену победы, итоги войны

Давать определение понятий антигитлеровская коалиция, «новый мировой порядок», движение Сопротивления и уметь применять их для раскрытия сущности изучаемых исторических событий Второй мировой войны;

использовать историческую карту для изучения основных этапов военных действий Второй мировой войны;

анализировать информацию исторических источников по истории Второй мировой войны, определять позицию автора и давать оценку описываемым фактам;

давать аргументированную оценку статистическим данным по итогам Второй мировой войны с точки зрения гуманизма и человечности;

формулировать собственное мнение относительно роли СССР в победе над фашизмом, аргументировать его, излагать в форме эссе.

https://resh.edu.ru

10

Контрольная работа по теме "Вторая мировая война" (№1)

1

-

Контрольная работа

Успешное написание контрольной работы

-

ВСЕОБЩАЯ ИСТОРИЯ (2-Я ПОЛОВИНА XX-НАЧАЛО XXI ВВ.) (7 ч.)

11

Начало "Холодной" войны. США после Второй Мировой войны

1

Фронтальный опрос, индивидуальные задания, конспектирование

https://resh.edu.ru

12-13

Страны Западной Европы в 1945-1991 гг.

2

Условия экономического роста индустриальных стран в конце 1940-х — середине 1970-х гг. Государство благосостояния. Неоконсервативный поворот и его итоги. Политика «третьего пути». Третья Республика. Четвертая Республика. Пятая Республика. М. Тэтчер

Фронтальный опрос, индивидуальные задания, конспектирование

знать значение понятий экономическая интеграция, смешанная экономика, государство благосостояния, «общество потребления», неокейнсианство и уметь применять их для раскрытия сущности изучаемых экономических процессов в странах Запада в 1950—1970-е гг.; анализировать статистические данные и исторические факты об особенностях экономического развития стран Запада в 1950— 1970-е гг.; анализировать исторические источники, извлекать из них информацию и использовать её для анализа интеграционных процессов в послевоенной Европе; систематизировать исторический материал о государстве благосостояния и «обществе потребления» в Германии, США, Великобритании и Франции, соотносить конкретные экономические и социальные меры с теоретическими положениями; оценивать преимущества и недостатки государства благосостояния и «общества потребления», формулировать собственную точку зрения и аргументировать её

https://resh.edu.ru

14

США в 1960-1980-е гг.

1

Рейганизм. Убийство Дж. Кеннеди. «Уотергейт». Война во Вьетнами и движение пацифизма. Хиппи. Молодежные движения. Борьба с «империей зла». Превращение в мирового гегемона. Гонка вооружений

Фронтальный опрос, индивидуальные задания, конспектирование

Знать и понимать: значение терминов рейганизм, уотергейт, хиппи, «империя зла», гонка вооружений.

Осмысливать и аргументировать: влияние войны во Вьетнаме на американское общество.

https://resh.edu.ru

15

Китай и Япония в 1960-1980-е гг.

1

Особенности развития Китая и Японии во второй половине ХХ в.

 Достижения и проблемы Китая и Японии на современном этапе. Культурная революция. Маоизм. Политика невступления в вооруженные конфликты.

Фронтальный опрос, индивидуальные задания, конспектирование

знать значение понятий модернизация, «экономическое чудо», «культурная революция», касты и уметь применять их для раскрытия сущности изучаемых исторических процессов в Японии, Китае во второй половине ХХ — начале XXI в.; анализировать информацию исторических источников и делать на их основе выводы по проблемам модернизации изучаемых стран; сопоставлять процессы модернизации в Китае и Японии, видеть в них сходство и различия; объяснять причины проблем современного этапа развития Китая и Японии, предлагать обоснованные пути их решения.

https://resh.edu.ru

16

Международные отношения в 1946-1991 гг.

1

Биполярный мир. Этапы «холодной войны»: две тенденции международных отношений.

Фронтальный опрос, индивидуальные задания, конспектирование

знать значение понятий «холодная война», биполярный мир, гонка вооружений, интеграция и уметь применять их для раскрытия сущности изучаемых процессов периода «холодной войны»; систематизировать исторический материал об основных этапах и процессах противостояния и стабилизации отношений между СССР и США в период «холодной войны»; анализировать и обобщать информацию исторических источников, отражающих тенденции развития международных отношений в период «холодной войны»; давать исторический комментарий и оценку высказываниям исторических деятелей о «холодной войне».

https://resh.edu.ru

17

Мир в 1991-2014 гг.

1

Лидерство единственной сверхдержавы или многополюсный мир. Этапы внешней политики США.  Интеграционные процессы в мире во второй половине ХХ — начале XXI в. Региональные конфликты в современном мире. Американо-российские отношения: «ножки Буша». Барак Обама. Билл Клинтон. 11 сентября 2001 г.

Фронтальный опрос, индивидуальные задания, конспектирование

знать значение понятий сверхдержава, многополюсный мир, региональная интеграция, международный терроризм и уметь применять их для раскрытия сущности изучаемых международных отношений начала XXI в.; анализировать и сопоставлять тексты исторических источников по проблемам европейской интеграции и российско-американских отношений, делать на их основе выводы; систематизировать исторический материал об этапах внешней политики США в конце ХХ — начале XXI в.; объяснять причины и следствия процессов региональной интеграции в современном мире; раскрывать существенные черты российско-американских отношений в конце ХХ — начале XXI в., видеть тенденции их развития

https://resh.edu.ru

ОТЕЧЕСТВЕННАЯ ИСТОРИЯ (1945-2014 ГГ.)

Тема 1. Первое послевоенное десятилетие (2 ч.)

18

Внутренняя политика СССР в послевоенные годы (1945-1953 гг)

1

Восстановление экономики и хозяйства. Развитие культа личности. Борьба с чуждыми веяниями в культуре. Смерть И.В. Сталина. Атомный проект

Фронтальный опрос, индивидуальные задания, конспектирование

Знать и понимать: направление, выбранное руководством СССР для послевоенного восстановления экономики, причины усиления политической цензуры

https://resh.edu.ru

19

Внешняя политика СССР и начало Холодной войны

1

Корейская война. Фултонская речь. Разделение мира на сферы влияния. Раздел Германии.

Фронтальный опрос, индивидуальные задания, конспектирование

Знать и понимать: основные конфликтные точки первого послевоенного десятилетия

https://resh.edu.ru

Тема 2. «Оттепель» (4 ч.)

20

Хрущевская "оттепель": смена политического курса

1

Борьба за власть после смерти И.В. Сталина. Победа Н.С. Хрущёва. XX съезд КПСС. Развенчание культа личности. Ослабление цензуры.

Фронтальный опрос, индивидуальные задания, конспектирование

Знать и понимать: претенденты на пост лидера СССР после смерти Сталина, причины выдвижения Хрущёва, ход разоблачения культа личности Сталина

https://resh.edu.ru

21

Экономическое и социальное развитие в середине 1950-х – середине 1960-х гг.

1

Новочеркасский растрел. Попытки макроэкономических реформ. Совхозы и совнархозы. Кукурузная кампания. Освоение целины. БАМ

Фронтальный опрос, индивидуальные задания, конспектирование

Знать и понимать: основные проблемные точки советской экономики и способы решения

https://resh.edu.ru

22

Культурное пространство и повседневная жизнь в середине 1950-1960 гг.

1

Образ война-победителя в массовой культуре. Нобелевская премия по литературе: Пастернак и Шолохов. Публикация «Одного дня Ивана Денисовича». «Хрущевки». Переход к массовому жилищному строительству. Отказ от излишеств в архитектуре. Первый человек в космосе

Фронтальный опрос, индивидуальные задания, конспектирование

Знать и понимать: основные культурные направления периода «оттепели», причины перехода к массовому жилищному строительству и результаты перехода

https://resh.edu.ru

23

Внешняя политика СССР середины 50-60-х гг. Карибский кризис

1

Оформление ОВД. Перехват самолета-разведчика над Екатеринбургом. Венгерское восстание. Карибский кризис.

Фронтальный опрос, индивидуальные задания, конспектирование

Знать и понимать: специфику внешнеполитических конфликтов СССР и способы их разрешения

https://resh.edu.ru

Тема 3. «Застой» (4 ч.)

24

Брежневский "застой": новая смена политического курса

1

Переход власти к консервативному крылу КПСС. Замораживание политической ситуации. Ужесточение цензуры. Формирование культа Брежнева

Фронтальный опрос, индивидуальные задания, конспектирование

Знать и понимать: причины антихрущёвского переворота, методы политической борьбы в СССР того времени, главные идеи брежневского курса

https://resh.edu.ru

25

Социально-экономическое развитие страны в 1960 - середине 1980-х гг.

1

Реформы Косыгина. Замораживание экономической ситуации в стране

Фронтальный опрос, индивидуальные задания, конспектирование

Знать и понимать: направление экономико-социальных реформ в 70-е гг., причины, по которым был взят курс на заморозку экономики

https://resh.edu.ru

26

Культурное пространство и повседневная жизнь во второй половине 1960-х – первой половине 1980-х гг.

1

Брежневки. Борьба с инакомыслием. Высылка из страны А.И. Солженицына. Шестидесятники и битники. Новые веяния в художественной культуре. Феномен анекдота

Фронтальный опрос, индивидуальные задания, конспектирование

Знать и понимать: культурные феномены брежневской эпохи, причины высылки из страны А.И. Солженицына

https://resh.edu.ru

27

Политика разрядки международной напряженности

1

СНВ-1, Хельсинки-77. Хоккейные суперсерии. Вторжение в Афганистан. Сворачивание разрядки.

Фронтальный опрос, индивидуальные задания, конспектирование

Знать и понимать: черты внешнеполитического курса брежневской эпохи

https://resh.edu.ru

Тема 4. «Перестройка» (5 ч.)

28

СССР и мир в начале 1980-х гг. Предпосылки реформ

1

Олимпмиада 80 в Москве. Неразбериха в верхах. Геронтократия. М.С. Горбачёв: «белая ворона». Кризис экономики.

Фронтальный опрос, индивидуальные задания, конспектирование

Знать и понимать: необходимость и перезрелость масштабных реформ, причины «гонки на катафалках» и избрания «белой вороны»

https://resh.edu.ru

29

Социально-экономическое развитие СССР в 1985—1991 гг. Перемены в духовной сфере жизни в годы перестройки

1

Нокаут экономики. «Перемен требуют наши сердца». Новые группы и течения прозападного типа. Феномен очередей. Культура перестройки. Кризис советского социума. Павловская денежная реформа

Фронтальный опрос, индивидуальные задания, конспектирование

Знать и понимать: неизбежность перестройки, методы политических реформ, неготовность страны к переменам

https://resh.edu.ru

30

Реформа политической системы. Новое политическое мышление и перемены во внешней политике

1

«Выборы» президента СССР. Политические реформы. Отпуск оптовых цен. Отмена 6-й статьи конституции СССР. Выборы в «учредительное собрание». Ускорение реформ. Гласность. Освобождение политических заключенных

Фронтальный опрос, индивидуальные задания, конспектирование

Знать и понимать: методы политических реформ, смысл реформ и направление, взятое руководством страны

https://resh.edu.ru

31

Национальная политика и подъём национальных движений. Распад СССР

1

Проблема национальных окраин и анклавов. Подавления выступлений. Выход из СССР Прибалтики. Подготовка нового союзного договора. ГКЧП. «Беловежские соглашения». Распад СССР.

Фронтальный опрос, индивидуальные задания, конспектирование

Знать и понимать: причины национальных конфликтов на окраинах СССР, способы подавления протестов центральной властью, неспособность взять ситуацию под контроль, неизбежный выход прибалтики из союза, распад СССР и восточного блока

Подготовка к зачёту

https://resh.edu.ru

32

Контрольная работа по теме "СССР в 1945-1991 гг."

1

-

Контрольная работа

Успешное написание к/р

-

-

Тема 5. «Рынок» (2 ч.)

33

Российская экономика на пути к рынку

1

Б.Н. Ельцин. Реформы Гайдара. Шоковая терапия. Ваучеры и приватизация. Тотальное обнищание населения. Рост экономики со дна. Дефолт 1998 г.

Фронтальный опрос, индивидуальные задания, конспектирование

Знать и понимать: причины шоковой терапии, её ход и итоги

https://resh.edu.ru

34

Политическое развитие Российской Федерации в 1990-е гг. Геополитическое положение и внешняя политика в 1990-е гг

1

Формирование суперпрезидентской республики. Выборы президента 1996 г. Распад Югославии и влияние России. 1-я и 2-я Чеченские войны. В.В. Путин. Захваты заложников. Взрывы домов. Формирование в обществе запроса на «стабильность»

Фронтальный опрос, индивидуальные задания, конспектирование

Знать и понимать: победу Ельцина в борьбе с парламентом, вступление России в конфликт в Югославии, ход и причины Чеченской войны, почему у россиян к концу 90-х гг. оформился запрос на «стабильность»

https://resh.edu.ru


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по истории древнего мира 5 класс

рабочая программа по истории  к учебнику А.А. Вигасина, Г.И. Годера, И.С. Свенцицкой "История Древнего Мира"....

Рабочая программа по истории древнего мира 5 класс

рабочая программа по истории  к учебнику А.А. Вигасина, Г.И. Годера, И.С. Свенцицкой "История Древнего Мира"....

рабочая программа по истории древнего мира 5 класс

Рабочая программа по истории древнего мира к учебнику А.А.Вигасина, Г.И.Годера, И.С.Свенцицкой "История Древнего Мира"...

Рабочая программа по истории для 10-11 классов (Преподавание истории в средней школе)

Рабочая программа по истории для 10-11 классов. Количество часов 68 часов в 10 классе и 68 часов в 11 классе Всего 136 часов, в неделю по 2 часа Учебные пособия: Л.Н.Алексашкина. «Всеобщая истор...

Рабочая программа по истории (профильный уровень) 11 класс Н.В.Загладин «Всеобщая история. Конец XIX века – начало XXI века. 11 класс» Для 11 класса общеобразовательных учреждений. - М.: ООО «ТИД «Русское слово – РС», 20 Н.В.Загладин, С.И.Козленко, С.Т.

Рабочая программа по истории составлена на основе федерального компонента государственного стандарта среднего (полного) общего образования на профильном уровне, Примерной программы среднего(полного) о...

Рабочие программы по истории для 10-11 класса (история России и Всеобщая история)

Рабочие программы по истории для 10го и 11го классов составлены на основе Стандарта среднего (полного) общего образования по истории (Приказ Минобразования науки от 05.03.2004 г. № 1089 «Об утве...