Мастер - класс «Ответы в простых истинах!»
учебно-методический материал по истории

Гумеров Дмитрий Олегович

Мастер -класс представлен на городском (2020г.) и окружном (2021г.) конкурсе "Учитель года". 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл master_-_klass_prostye_istiny_1.docx22.14 КБ

Предварительный просмотр:

Мастер  - класс

«Ответы в простых истинах!»

Добрый день, уважаемая аудитория.  Позвольте, мастер- класс начать с загадки

Кто ищет  т * * * * * * ***, тот найдет м*******!

Какие варианты отгадок этих загадочных слов?

Верно, со вторым словом многие справляются легче, это слово мудрость, а что нужно искать, чтобы найти эту мудрость?

Верно – трудность!

Кто ищет трудность, тот находит мудрость.  Мудрость – это интеллект, дополненный опытом. Мало знать, важно уметь применять полученные знания на практике.

Согласитесь, как нам учителям, да и всем людям порой не хватает этой простой и житейской мудрости - инструмента, который позволяет  любому из нас совершать правильные и рациональные поступки

Сегодня на своем мастер – классе я хотел бы  обратить  внимание  на простые истины педагогической мудрости, которые, на мой взгляд, заключаются в следующей формуле:

Компетенция учителя – (интерес + смысл) – компетенции обучающихся

«Формирование ключевых компетенций у учащихся напрямую зависит от компетенции учителя, которое выражается в умении вызвать интерес у детей к изучаемой теме и    раскрыть смысл ее познания»

Тема моего мастер – класса «Ответы в простых истинах»

Наши дети, а порой и  взрослые не просто упрощают русский язык, а намеренно его искажают.  

Диффчонка, щас, споки - ноки, пжс, малыффка  –  знакомые слова?  Меня как историка и патриота , это  беспокоит.  Почему это происходит?

Ключевым моментом стал случай, когда один из моих учеников (он неуспевающий по русскому языку) спросил: «Да какая разница, как пишется слово молоко?»

Вот он вызов в технологии развития критического мышления, причем заметьте вызов как для ученика, так и для учителя.

А действительно, уважаемая аудитория, какая разница?

Интересная  задача. Правда. Как на нее может ответить учитель истории, а не русского языка. Конечно же – историей!!! и всем нам знакомым, но действенным приемом

педагогической техники, который в триз – технологии звучит просто «Удивляй!»

  Суть которой, в том чтобы  находить такой угол зрения, при котором обыденное становится удивительным.  В результате у учащихся  стимулируется работа ума.

Возвращаемся к истории с учеником и молоком. Предлагаю  вам прочитать предложение:  «Пойду за околицу, пригоню корову. Будем пить молоко».

 А теперь прочитайте это предложение так, как произносили наши бабушки.

 «ПОйду за ОкОлицу, пригОню кОрОву. Будем пить мОлОкО» .

 - Почувствовали разницу?  Было ли это похоже на речь  бабушки?

Как вы изменили произношение  чтобы добиться этого эффекта?

Верно!  Вы отчетливо произносили звук О.  

Ответ историка:  Молоко  через  О историческая память, так говорили наши предки! -  Вот такую гипотезу и выдвинули дети на уроке истории. На уроках русского языка  дети будут говорить о правилах орфографии и орфоэпии,  но меня  конкретеная задача – побудить  интерес к познанию.

В последнее время ученые языковеды, лингвисты, историки,  настаивают на изучении смыслов, пожалуй, самого мудрого источника знаний.

Перед вами всем известный русский алфавит -

Произнесите его. Вызывает ли у вас произношение алфавита отклик? Согласитесь нет!

А  что если я произнесу вам  эти буквы так как они звучали  у наших далеких  предков:

Аз  буки веди.

Глаголь добро есть!

Живите зело, земля!

Како люди мыслите

 – наш он покой!

Рцы слово твердо.

Ук ферт хер.

Цы, чреве, шта

Ъра юсь яти!

Интерпретация

Я знаю буквы (в начале было слово).

Слова это достояние (говори только доброе)

Трудитесь усердно, земляне.

Как люди мыслят – так и живут

Несите слово убеждено

Знание – дар господний (божий)

Дерзайте, вникайте, чтобы свет  Сущего постичь!

Уверен, что многие из вас почувствовали, что это не просто набор букв, а  послание предков,  наделенное мудростью.   Внимание любители точных наук -  9 строк по три слова – 3 по 9… Не напоминает ли вам это то самое  тридевятое царство, куда отправляется за истиной Иван – ДУРАК во многих русских сказках.  Всем известный факт, что дураком в древней Руси  вовсе не глупых называли.

Буквицы –  это величие былого наследия, а раскрытие их смысла  в современной интерпретации  интересный прием на уроках не только русского языка, но и обществознания, истории, внеурочных занятиях.

Давайте попробуем этот прием. Перед вами слово ДЕЛО, используя значение буквиц, раскройте смысл этого слова.

ДЕЛО – ДОБРО ЕСТЬ ЛЮДЕЙ ОБЪЕДИНЕНИЕ.  Согласитесь,  настоящее  дело это всегда хорошая командная работа, чем мы сейчас и занимаемся.

Уважаемая аудитория, согласитесь, на этапе формирования интереса к изучаемой теме можно использовать различные приемы, в том числе обсуждение актуальных, но   не доказанных гипотез: географы и историки объединяются в поиске истины существования Атлантиды, биологи – над возникновением жизни на Земле,  химики – судьбой алхимии и т.д.

Знакомство же  детей с историей  азбуки, позволило мне решить две важные педагогические задачи – мотивация к познанию истории возникновения языков , но и формирование нравственного аспекта, а именно -  осознанное искажение языка  категорически не допустимо человеку, уважающему свою культуру и наследие.  

Друзья,  вновь обращаю ваше внимание  на мою формулу педагогического успеха.   Вызвать интерес можно различными методами и приемами, я показал один из них. Только заинтересованный ребенок готов   перейти к этапу осмысления. Чтобы понять все ли  гипотезы, к которым дети проявили интерес - научны

На уроках истории я стараюсь объяснить детям, что прошлое меняет настоящее осмыслением. Именно осмысление событий прошлого России ведет к изменению настоящего.

Мудрость дидактики на этапе осмысления это   применение метода причинно – следственных связей.  Безусловно, называя этот метод разными словами: фиш-боун (сингапурская методика),  метод структурного анализа, матрица контрмер, метод Ишикавы/Исикавы – можно отнести его к инновационным, но уважаемая аудитория, согласитесь суть дела это  не меняет. Для формирования ключевых компетенций необходимо осмысление причин и последствий  любого явления или процесса

1)Посмотрите, пожалуйста, на слайд: перед вами изображен кроманьонец, осуществляющий охоту,  и  не безызвестный  Юдашкин.

Как вы думаете, какая связь между этими картинками?  Хорошо, спасибо, а если я добавлю – животное?  Ткацкий станок? Ткани? Швейные машины.

2) Вулкан  Перу – Смута в России

Друзья, начало 17 века, Россия. Все члены жюри знают, что это смутное время на Руси. Смена трех царей за 12 лет,  голод 1601-1603 . Гибель треть населения страны.

Перу, начало 17 века. Тоже не простые времена для страны, их  территорию завоевали Испанцы.  Как по вашему, может  ли у этих двух событий быть причинно-следственная связь?

Я добавлю сведений – в  1600 году в Перу взрывается вулкан.  Как по вашему, может  ли у этих двух событий быть причинно-следственная связь?

Верно,  в результате выброса вулканического пепла  на земле наступает малый ледниковый  период, последствия которого  отмечается по всей европейской части.  В результате в России  происходят сильные климатические изменения, что не могло не отразиться на жизни российского общества.

Огромную помощь в осмыслении многих событий нам оказывает культурное наследие  – это  художественные фильмы, и  песни,  изобразительное искусство и даже народное творчество.

Уважаемые коллеги, заканчивая свое выступление, я хотел бы подвести итог, что для достижения успеха нам всем открыты простые истины в педагогике. Мы можем использовать различные приемы, методы, технологии, главное, чтобы  это развивало интерес у учащихся к познанию,  раскрывало  смыслы этого познания, происходил анализ  причинно – следственных связей. Следуя этой простой формуле,  мы обязательно придем к  положительным результатам  в формировании ключевых компетенций.

Ну, пожалуй, самое главное  в этой формуле – это неустанная работа, нас учителей в самообразовании и формировании своих собственных компетенций.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер-класс "Батик - это просто!" для обучающихся 5-6 лет

Мастер-класс "Батик - это просто!". представлена разработка мастер- класса для обучающихся 5-6 лет. в разработке подробно представлена последовательность мастер-класса: мини-выставка "Осенняя сказка",...

Методическая разработка мастер-класса. Тема: «Изготовление простых моделей самолетов из бумаги».

Мастер-класс: «Изготовление простых моделей самолетов из бумаги».Работа предназначена для детей от 7 лет и старше, педагогов и родителей.Назначение: украшение интерьера, подарок для родных и близких, ...

Методическая разработка мастер-класса. Тема: «Изготовление простых моделей самолетов из бумаги».

Мастер-класс: «Изготовление простых моделей самолетов из бумаги».Работа предназначена для детей от 7 лет и старше, педагогов и родителей.Назначение: украшение интерьера, подарок для родных и близких, ...

Мастер-класс для родителей " Простые секреты учителя-логопеда "Формируем звуки вместе!"

Простые секреты учителя-логопеда "Формируем звуки вместе"...

Разработка внеклассного мероприятия по английскому языку для учащихся 9 класса Заседание клуба «Простые истины» ко Дню Матери

Цели заседания клуба воспитывать уважение к женщине-матери; формировать активную гражданскую позицию, жизненные ценности на примере жизни и творчества многодетной матери и общественного деятеля Елены ...

Мастер – класс для родителей "Простые секреты учителя-логопеда, формируем звуки вместе" (старшая группа)

Мастер – классдля родителей«Простые секреты учителя-логопеда, формируем звуки вместе»(старшая группа)...

Мастер класс по музыке "Утерянные истины"

В современном мире уже редко люди обращаются к классическим произведениям, стихотворениям, картинам. И задача педагогов попытаться заинтересовать детей , чтоб они вновь с интересом обращались к высоко...