Предпосылки объединения русских земель
план-конспект урока по истории (6 класс)

Панасенко Анастасия Геннадьевна

Предпосылки объединения русских земель

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл plan-konspekt_uroka._panasenko.docx161.45 КБ

Предварительный просмотр:

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА

ПО ИСТОРИИ

УЧИТЕЛЯ ИСТОРИИ И ОБЩЕСТВОЗНАНИЯ

МБОУ ЛИЦЕЯ № 35 Г. СТАВРОПОЛЛЯ

Панасенко Анастасии Геннадьевны

Класс: 6 «В»

Тема:«Предпосылки объединения русских земель. Роль Московского княжества в объединении русских земель» (1 час)

Цель: в ходе изучения темыраскрыть предпосылки объединения русских земель в единое государство, показать закономерность  процесса образования централизованного государства,сформировать у учащихся  представление о политической ситуации на Руси  в начале XIV века; подвести учащихся к пониманию причин и обстоятельствам  возвышения Москвы, подчеркнуть роль и политику московских князей на усиление Москвы. Продолжить формирование умений и навыков самостоятельно работать дополнительной литературой, работать с исторической картой, анализировать исторические факты и делать выводы.

Когнитивная задача:Установить предпосылки и причины объединения русских земель,дать оценку внутренней и внешней политики Ивана Калиты, определить причины возвышения Москвы.

Операциональная задача:формирование ценностно-смысловой, общекультурной, коммуникативной, учебно-познавательной компетенции, компетенции личностного самосовершенствования путем освоения: нравственно-этического оценивания значения изучаемой эпохи; освоение регулятивных УУД на основе оценки предложенных мнений и прогнозирования дальнейшего развития ситуации; освоение познавательных УУД на основе анализа исторических источников, освоение коммуникативных УУД на основе построения дискуссии, аргументации собственной позиции, культуры ведения диалога.

Аксиологическая задача: показать в процессе изучения материала роль знаний о культуре, истории, традиции «другого» для организации коммуникации.

Основные понятия и термины:вотчинное землевладение, удельные княжества, политическая система.

Персоналии:Иван Калита, митрополит Петр.

Межпредметные связи:География

Тип урока: изучение нового материала.

Педагогические компетенции:коммуникативная, познавательная, информационная.

Оборудование: Данилов А.А., Косулина Л.Г. История России с древнейших времен до конца XVI века. 6 класс.– М., «Просвещение», 2006; Данилов А.А., Косулина Л.Г., рабочий лист урока, компьютер, проектор, экран, презентация «Предпосылки объединения русских земель. Усиление Московского княжества».

Этапы

Деятельность учителя

Деятельность учеников

1.

Организационный момент.

Приветствие, знакомство,проверка наличия учебных принадлежностей.

Приветствуют учителя и знакомятся с ним.

2.

Подготовка школьника к новой теме

Объявляется тема и цель  урока, вступительное слово учителя.

Записывают тему в тетрадь

3.

Изучение нового материала

Учитель предлагает ученикам ознакомиться с текстом первого пункта §17 и самостоятельно определить предпосылки и причиныобъединения русских земель. Объясняет ученикам названные ими причины и предпосылки.Причинами объединения русских земель стало

1. Заинтересованность большинства людей в развитии земледелия, ремесла и торговли.

2. Существование различий в деньгах, мер весов, длины создавали затруднения в торговли и хозяйственных связях между княжествами.

3. Невозможность покупки боярами земель из других княжеств  мешало развитию вотчинного землевладения.

4. Заинтересованность в объединении земель православия.

5. Государства-княжества не могли в одиночку противостоять врагу.

Задает вопрос

- Что такое вотчина?

  Определение политической системы:

  Политическая система – форма организации государства.

Задает вопрос

   - Вспомните систему управления в русских княжествах накануне монгольского нашествия и в годы владычества.

Предлагает рассмотреть и разобрать схему «Политическая система Руси»

Далее учитель предлагает ученикам сравнить Московское и Тверское княжество на основе пункта параграфа

Предлагает ученикам посмотреть фильм о Иване Калите.

Учитель подытоживает просмотренный фильм: «Московское княжество стало при Иване Калите сильнейшим на Руси. Никто из князей не пытался оспаривать у него великое княжение, и сейчас мы разберем основные причины возвышения Москвы».

Рассматривают причины возвышения Москвы:

Причины возвышения Москвы.

1. Московские князья были более искусными политиками, налаживая отношения с ордынскими ханами.

2. Московские князья увеличивали свои владения любыми способами.

3. Получали с помощью подкупов ярлык на великое княжение.

4. К богатым и щедрым князьям тянулись бояре из других княжеств.

5. Поддержка князей Русской православной церковью.

6. Удалось избежать дробления на более мелкие княжества.

7. Укреплению княжества способствовала Золотая Орда.

Знакомятся с текстом,определяют предпосылки и причины объединения русских земель, озвучивают их:

1.Установление торговых и хозяйственных  связей.

2.Развитие вотчинного землевладения.

3.Стремление церкви за объединение земель.

4.Свержение ордынского владычества.

Отвечают на вопрос.

Вотчина – это наследственное земельное владение

Записывают определение в тетрадь

Отвечают на вопрос

- В каждом княжестве была своя княжеская династия, имелось собственное войско, свои деньги, осуществлялась самостоятельная внешняя политика, наиболее могущественные именовались великими князьями. В  пределах крупных княжеств выделялись уделы – наследственные земельные держания младших членов рода. Удельные князья были вассалами великих князей. Ордынские ханы хоть и сохранили сложившиеся на Руси порядки управления государством, но постоянно вмешивались в них. Они могли произвольно изменить границы княжеств, препятствуя усилению того или иного князя, разжигали соперничество и распри между князьями. Нередко ханы посылали свои войска в помощь одному русскому князю, боровшемуся против другого

Рассматривают схему

Работают с текстом учебника, сравнивают княжества:

Московское княжество

•        1276 г.  – возникло

•        Первым московским князем стал младший сын Александра Невского – Даниил

•        1301 г. – Даниил отнял у рязанских князей Коломну, получил по завещанию племянника Переяславское княжество

•        Сын Даниила Юрий отвоевал у смоленских князей Можайск

•        Владения Московского княжества увеличились в несколько раз, но по размеру территории уступали Тверскому княжеству

•        Юрий Данилович женился на сестре хана Узбека Кончаке и получил ярлык на великое владимирское княжение, но через 7 лет был убит сыном Михаила Тверского

•        Ярлык перешёл к его брату – Ивану Калите

•        1327 г. – участие в подавлении восстания в Твери, за что Иван Калита получает право сбора ордынского выхода.

Тверское княжество

•        1247 г.– возникло

•        1247г. – тверской престол занял младший брат Александра Невского – Ярослав Ярославич

•        1305 г. – получено право от Золотой Орды на великое владимирское княжение.

•        1318 г. – хан Узбек недоволен усилением Твери, обвинив Михаила в смерти своей сестры Кончаки, приказывает казнить князя.

•        1327 г. – восстание против войск баскака Чолхана

Смотрят фильм.

Записывают причины в тетрадь

4.

Первичное повторение и закрепление новых знаний и умений

Учитель задает вопросы:

Каким было положение Северо-Восточной Руси в составе Золотой Орды в конце XIII – начале XIV в.?

Назовите причины быстрого усиления Московского княжества?

Почему русские князья боролись за титул «великого князя владимирского»? Что это им давало?

Расскажите о политике Ивана Калиты. Как это способствовало усилению Московского княжества?

Какие земли претендовали на роль центра объединения русских земель? Почему?

Почему в борьбе за первенство среди русских земель победа осталась за Московским княжеством?

Почему православная церковь оказалась на стороне московских князей? Какие последствия это имело?

Отвечают на  поставленные вопросы

5.

Систематизация и обобщение новых знаний.

Учитель говорит, что политика Ивана Калиты помогла возвышению княжества Московского. Но у историков есть разные мнения об этом человеке. Одни считают, что он действовал только в своих интересах, другие – Иван Калита действовал в интересах всего государства и народа. Предлагает ученикам высказать свое мнение об Иване Калите, возвышении Московского княжества и объединение русских земель.

Высказывают свое мнение

6.

Организация домашнего задания

 Озвучивает домашнее задание : Параграф 17. В рабочей тетради по теме «Предпосылки объединения русских земель» выполнить задания № 1,2,3.Оглашает оценки.

Записывают домашнее задание в дневник


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

презентация к уроку истории Предпосылки объединения русских земель

В презентации расматриваются предпосылки объединения русских земель вокруг Москвы....

Тест "Предпосылки объединения русских земель". "Русь Московская" 6 класс

Тест "Предпосылки объединения русских земель". "Русь Московская" 6 класс...

Методическая разработка урока "Предпосылки объединения русских земель. Усиление Московского княжества"

Данный урок разработан для проведения его в 6 классе. Материал содержит причины объединения русских земель и возвышения Московского княжества, используется интерактивная карта, а также акцентируется в...

Методическая разработка урока по истории на тему: «Предпосылки объединения русских земель. Усиление Московского княжества» для учащихся 6 классов.

Методическая разработка урока по истории на тему: "Предпосылки объединения русских земель. Усиление Московского княжества" для учащихся 6 классов....

Предпосылки объединения русских земель. Возвышение Москвы

презентация для урока Истории в 6 классе, УМК А.А.Данилов, Л.Г.Косулина ("Просвещение", 2012)...

Предпосылки объединения русских земель. Усиление Московского княжества

Создание Русского централизованного государства - важнейший этап исторического развития нашей страны. С ним связаны преодоление феодальной раздробленности, объединение русских земель под главенством М...

Урок истории в 6 классе по теме "Предпосылки объединения русских земель. Усиление Московского княжества"

Педагогические цели:·         образовательная: раскрыть предпосылки и причины объеди­нения русских земель в единое государство, сформировать представление о пол...