Урок "Путешествие по Древней Греции"
план-конспект урока по истории (5 класс)

Горбачева Оксана Анатольевна

Тип урока: обобщение и систематизация знаний.

Форма урока: игра-путешествие «Виртуальная экскурсия».

Оборудование: проектор, ПК, конверты с заданиями, компьютерная презентация Power Point.

Используемые технологии: ИКТ, игровая, здоровьесберегающая.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл otkrytyy_urok_puteshestvie_po_drevney_gretsii.docx33.13 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект урока по истории Древнего мира в 5 классе.
Контрольно – обобщающий урок по теме « Древняя Греция». 

«Путешествие по Древней Греции»        

Цели  урока:  

Личностные:

  • понимание культурного многообразия мира, уважение к культуре своего и других народов, толерантность;
  •  поддержание интереса к урокам истории, воспитание чувства уважения к истории стран мира.

Метапредметные:

  • формирование логического и исторического мышления учащихся;
  • развитие мыслительной деятельности, творческого потенциала учащихся, умения работать в группах;

Предметные:

  • обобщение и систематизация знаний учащихся по данной теме.

Задачи урока: 
Образовательные: обобщение  и закрепление знаний о Древней Греции. 
Развивающие: развитие  умений  работать в группе; активизация  мыслительной деятельности  обучающихся; способствование  развитию умений и навыков познавательной деятельности, приобретенных на предыдущих уроках.
Воспитательная: воспитание  уважения к литературному наследию древних греков;  повышение  культуры общения у детей.

Тип урока: обобщение и систематизация знаний.

Форма урока: игра-путешествие «Виртуальная экскурсия».

Оборудование: проектор, ПК, конверты с заданиями, компьютерная презентация Power Point.

Используемые технологии: ИКТ, игровая, здоровьесберегающая.

Ход урока

Эпиграф на доске:

«История-свидетельница веков,

факел истины, душа памяти, наставница жизни».

Орг.момент.

 Учитель. Здравствуйте, ребята! Я очень рада  вас видеть на уроке. Я вам предлагаю совершить вместе со мной путешествие вглубь веков. Согласны?

Дело в том, что ко мне попал древний свиток, в котором было очень интересное послание. Слайд 1.

 Давайте его прочитаем! Слайд 2.

Я -  многоопытный  муж, известный  ахеец, который

Долго скитался с тех пор, как разрушил священную Трою

Многих людей,  города посетил и обычаи видел,

Я предлагаю и вам  - не сидите на месте!

Вы совершайте скорее  любые  открытия

И побывайте в том месте, откуда я родом!

Учитель. Это письмо отправил один из очень известных моряков, о путешествиях которого вы совсем недавно говорили на уроках истории. Как вы думаете, кто он?

(Учащиеся, высказывая разные версии, приходят к выводу, что это Одиссей.) Слайд 3.

 -Ребята, а откуда родом Одиссей? (Его родина – остров Итака)

-А какому государству принадлежит этот остров? (Греции)

-Как вы думаете, куда мы с вами сегодня отправимся? (В Древнюю Грецию)

-На протяжении многих уроков вы знакомились с историей, культурой этой удивительной страны.

Сегодня мы с вами будет повторять и обобщать знания по Древней Греции».

Итак, наш сегодняшний урок – «Путешествие по Древней Греции». Слайд 4.

Вы будете разделены на две команды. Первая «Илиада», вторая «Одиссея». Мне очень хочется, чтобы в игре вы проявили чувство товарищества, уважения и поддержки своего товарища по команде и своим соперникам. Иными словами, чтобы вы проявили те качества, которые были характерны эллинам.

Путешествие наше будет не простым, на пути нам встретится много преград. Но я уверена, что мы их преодолеем. А тех, кто будет помогать мне в этом виртуальном путешествии,  я буду награждать лавровыми листьями. Эти листочки вы сможете приклеить в виде венка на бумагу, которая  находится на ваших партах. В конце нашего урока  мы  увидим, какие венки у вас получились.    Слайд 5.

Оценивать вашу работу во время путешествия будет ареопаг в лице наших уважаемых архонтов.

Я приглашаю всех Вас вновь

Перелистать истории страницы

И сквозь века промчавшись, унестись,

Под грохот быстрой колесницы.

-Ребята, а на чем совершали свои странствия греки? (на кораблях) Нас тоже ждет прекрасный корабль. ( Слайд 6) -Итак, мы отправляемся!

 Мы с вами попали на три  тысячи лет назад. Но, чтобы добраться до Древней Греции мы должны знать, где она находится. Дело в том, что в сундуке Одиссея помимо послания была карта. -Покажите, пожалуйста, где находится Греция, на каком полуострове. (Балканский полуостров, полуостров Пелопонесс) 

-Какие моря ее омывают. (Эгейское, Ионическое) 

Первый конкурс « Историческая разминка».

Вопросы для 1 команды:

  1. Высший орган, выражающий волю народа в Афинах? (Народное собрание)
  2. Поселение греков за морем? (Колония)
  3. Название горы – места обитания богов? (Олимп)
  4.  Верховный бог Греции. (Зевс)
  5. Мифические одноглазые великаны? (Циклопы)
  6. Уязвимое место Ахиллеса? (Пятка)

Вопросы для 2 команды:

  1. Жена Одиссея? (Пенелопа)
  2. Сосуд для вина и масла? (Амфора)
  3. Власть народа в Древней Греции? (Демократия)
  4. Автор «Илиады» и «Одиссеи». ( Гомер)
  5. Кого называли отцом истории? (Геродот)
  6. Имя женщины, из-за которой началась Троянская война. (Елена)

Второй конкурс  «Визитная карточка».

Сейчас вы выступите в роли туроператоров. Это такие люди, которые рассказывают о какой-либо стране желающим отдохнуть. Так как вы выступаете в этой роли впервые, то я решила облегчить вам задачу: чтобы ваш рассказ получился красивым и связным, я дам готовый текст, но в нём есть пропуски, вы должны их заполнить. За каждый правильно заполненный пропуск Вы получите по 1 баллу. Максимально за этот конкурс Вы можете получить 10 баллов. Время выполнения задания 2 мин.

Третий конкурс «Переводчик».

  Когда мы собираемся в чужую страну, мы должны познакомиться не только с традициями и правилами поведения  другой страны, но и хоть немножечко знать язык. Следующий наш конкурс называется «Переводчик»

-На этом этапе я хочу выяснить, кто из вас знает больше греческих слов, т.е. определений. У меня в конвертах разрезанные слова: термин и его значение. Вы должны правильно соотнести слово со значением. Все правильно – 5 баллов, одна ошибка- 4, две и более – 3  балла. Время выполнения 3 мин.

Четвертый конкурс  «Священный Олимп».

Но путешествуя по Элладе, нельзя не вспомнить священную гору Олимп. Слайд 7. Чем знаменита эта гора? (На ней жили олимпийские боги). 

Чтобы мы смогли продолжить и  благополучно закончить наше путешествие мы должны оказать почтение олимпийским богам.

Следующее наше задание так и называется «Священный Олимп».

-Только прежде чем совершить восхождение на Олимп – нам необходимо передохнуть.

Физкультминутка.

В Древней Греции перед тем, как начать состязания атлеты проводили разминку, давайте тоже встанем и разомнёмся.

Чтобы сильным стать и ловким,

Приступаем к тренировке (шагаем на месте)

Круг почёта пробежать (бег на месте)

Или тяжести поднять (сгибание и разгибание рук)

Сделать вдох и сделать выдох (вдох-выдох)

Будь атлет всегда готов!!! (аплодисменты)!!!

-Ребята, страшное чудовище  преграждает нам путь и не подпускает нас к горе до тех пор, пока не разгадаем его загадки. Сразимся с чудовищем? (Слайд 8) 

Загадки Минотавра:

Белолика и стройна,

Из пены родилась она,

Полна любви и не сердита.

Богиня эта Афродита.

На фронтоне Парфенона

Необычная картина:

В спор вступила с Посейдоном

Богиня мудрости Афина.

Своей наружностью пугает.

От горы его огонь пылает до небес.

Троны, щит для героя и много другого

Кует в своей кузнице умелец Гефест.

-Сейчас по опознавательным признакам вы должны   вспомнить бога. За каждый правильно данный ответ вы получите 1 балл.

1. Колесница, орёл, молния (Зевс – бог грома и молнии) Слайды  9-18.

2. Трезубец. Дельфин (Посейдон – бог моря)

3. Зеркальце, золотое яблоко (Афродита – богиня любви и красоты)

4. Олень, стрела, колчан со стрелами (Артемида – богиня охоты)

5. Семейный очаг, корона, узы брака (Гера – покровительница семейного очага)

6. Трёхглавый пёс, колесница (Аид – бог подземного царства)

7. Виноградная гроздь (Дионис – бог виноделия)

8. Колосок пшеницы (Деметра – богиня плодородия)

9. Шлем, щит, сова, весы, ветка оливкового дерева (Афина – богиня мудрости и справедливости)

10. Волшебные сандалии (Гермес – вестник богов)

Молодцы, вспомнили богов. Боги покровительствуют нам, поэтому в пути с нами ничего не случится. А мы продолжаем свое путешествие по Греции.

Пятый конкурс «Лента времени»

 Сейчас мы с вами оказались перед воротами прекраснейшего города – Афины. Слайд 19.  Но вход нам преграждают стражники. Они не впустят нас до тех пор, пока мы с вами не разгадаем странные числа, которые размещены на воротах. Следующий наш конкурс «Лента времени». Слайд 20.

776 г. до н.э. – первые Олимпийские игры

594 г. до н.э. – реформы Солона

490 г. до н.э. – Марафонская битва

480 г. до н.э. – Саламинское сражение

Предлагаю вам побывать в самом необычном полисе Древней Греции – Спарта. Слайд 21.

Представим, что вы стали спартанцами и будем отвечать так же кратко, как и они- лаконично. Поставьте  ответы ДА или НЕТ напротив  вопросов рядом с утверждениями. Слайды 22-24.

А теперь настало время наших  капитанов. Сейчас они нам  покажут, на что способны.

Шестой конкурс «Конкурс капитанов».

В конвертах имена героев двух поэм греческого поэта Гомера. Ваша цель выбрать только тех, кто был героем в одной  поэме. Команда «Одиссея» выбирает своих  героев, а команда «Илиада» – своих.

«Илиада»

«Одиссея»

 1,3,5,7,9

2,4,6,8,10

1. Ахиллес  2. Одиссей  3. Фетида  4. Циклоп  5. Гектор  

6. Харибда 7. Патрокл  8. Сирены  9. Андромаха   10. Пенелопа.

Все правильно-2 балла, ошибки- 1 балл Слайд 25.

И впереди у нас остался последний конкурс: «Личность в истории.

Мы с вами уже много вспомнили о Греции, но осталось вспомнить людей, которые оставили свой след в истории этой удивительной и прекрасной страны. Я сейчас вам буду читать высказывания этих людей, а вы должны назвать, кому принадлежат эти слова. За правильный ответ – 1 балл

1. «…афиняне, я узнаю этот корабль, но не могу различить цвет паруса…»

( Эгей)

2. «Ты забыл про воздух, сын мой! Мы полетим между морем и небом»                   (Дедал)

3. «Отдай яблоко мне, и я найду тебе в жёны самую красивую женщину в мире» (Афродита)

4. «Мать чёрная, земля многострадальная, с которой сбросил я  позорные столбы. Рабыня раньше, а теперь свободная…» (Солон)

5. «Да, я упал лишь один раз» Кто из вас бросит меня на землю ещё 2 раза, тот и станет победителем?»  (Милон)

6. Благодаря мне жилища людей стали светлыми в самые темные вечера. (Прометей)

Подведем итог:

Учитель: - Вот мы и прошли вместе с вами тот путь, который нам указал Одиссей. А теперь – мы возвращаемся обратно. Слайд 26.

Сегодня мы ещё раз убедились,  что Древняя Греция- великая цивилизация, история которой дала миру демократию, искусство, религию, олимпийские игры. Посмотрим венки.

Команда, которая заработала большее количество очков, получает титул «Знатоки истории» и получают оценку 5, а остальные ребята 4.

 - Мне хочется поблагодарить вас всех за работу на уроке.  В конвертах смайлики, свое отношение к уроку. Слайд 27.

Домашнее задание: написать послание Одиссею от имени участника путешествия.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Орнаменты Древнего Египта и Древней Греции.

Одна из важнейших тем на уроках  Изо    3 четверти 5 класса   «Декор – человек, общество, время» ( по программе под руководством Б.М.Неменского )  о  понимании ...

Внеклассное мероприятие Путешествие по странам Древнего Востока и Древней Греции и

Внеклассное мероприятие по теме: "Путешествие по странам Древнего Востока и Древней Греции" разработано для обучающихся 5х классов. Содержание игры охватывает темы "Древний Восток" и "Древняя Греция"....

Урок по истрии древнего мира в 5 классе "Ученые, политики и атлеты древней Греции"

Урок изучения нового материала с использованием призентации в 5 классе. Учебник Михайловского издательство "Русское слово"...

Мероприятие. Греция. Мифы древней Греции.

Познакомит с культурой Древней Греции. Помочь оценить красоту художественных образов древнегреческих мифов. Пробудить желание познакомиться с другими мифами....

Конспект внеклассного мероприятия "Греция. Мифы древней Греции"

Познакомить воспитанниц с культурой Греции. Помочь оценить воспитанницам красоту художественных образовдревнегреческих мифов.Пробудить желание познакомиться с другими мифами....

СЦЕНАРИЙ ЭВРИСТИЧЕСКОГО УРОКА ПО ТЕМЕ « Какого цвета Греция?» (Знакомство с географией и природными условиями Древней Греции). 5 класс

Общая характеристика урокаТип урока: урок изучения и первичного закрепления новых знаний;Цель урока: восприятие и первичное осознание нового материала;Дидактическая задача: обеспечение восприятия, осм...

Бинарный урок по русскому языку, литературе, истории в 5 классе по теме "Древняя Греция. Мифы древней Греции"

Бинарный урок по русскому языку, литературе, истории в 5 классе по теме "Древняя Греция. Мифы древней Греции" На уроке проводится проверка различных орфограмм,  работа с толковым словарем, знаком...